на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Государственное предпринимательство в РБ


Реферат: Государственное предпринимательство в РБ

Минест


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...3

1. Масштабы и формы организации……………………………………………………………………..5

2. Юридические формы государственных предприятий……………………………………………….6

3. Причины существования государственного предпринимательства……………………………….12

4. Проблемы низкой эффективности……………………………………………………………………21

5. Механизмы обеспечения эффективного функционирования………………………………………26

6. Предложения по реформированию экономической системы в РБ………………………………...32

6.1 Реформирование промышленности на этапе перехода к рынку……………………………...32

6.2   Основные направления реформирования предприятий легкой промышленности……...…33

6.3   Проблемы акционирования белорусских предприятий……………………………………...36

6.4   Рынок  ценных бумаг и приватизация………………………………………………………...40

7.  Результаты  преобразования предприятий легкой промышленности и его влияние на экономику РБ………………………………………………………………………………………………………….44

Заключение……………………………………………………………………………………………….49

Литература………………………………………………………………………………………………..50

Введение

Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляю­щих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.

Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы. Неолиберальная (неоклассическая) экономическая доктрина, оказы­вающая сейчас большое влияние на экономическую политику во мно­гих западных странах, исходит из необходимости освободить государ­ство от несвойственных ему функций, одной из которых и считается предпринимательство. Но есть и сторонники государственного пред­принимательства, которые полагают, что эта деятельность для госу­дарства вполне органична. Тем не менее, в последние годы наблюдается повсеместное сокращение государственного сектора в результате при­ватизации. Таким образом, на современном этапе под влиянием объек­тивных потребностей социально-экономического развития и субъек­тивных факторов доминирует тенденция к расширению сферы частно­го предпринимательства и сужению сферы государственного предпри­нимательства. Хотя эта смена тенденций вызвана тем, что государ­ственное предпринимательство во многом не оправдывает возлагав­шихся на него надежд, однако вряд ли кто рискнет утверждать, что эта смена тенденций носит окончательный и бесповоротный характер.

В Беларуси, исходя из длительного советского опыта огосударствле­ния экономики, выявившего устойчивую тенденцию к снижению эффе­ктивности производства, медленно побеждает политика приватизации. Лишь малая часть принадлежавших государству предприятий акционирова­лась, хотя и их в силу слабого развития рыночных отношений, специфиче­ски складывающихся отношений собственности и т.д. их нельзя считать в полном смысле "разгосударствленными", частными предприятиями.

Концептуальное же отношение к государственной собственности у представителей различных политических сил различно. Существует представление, что у государства не должно быть собственнических интересов, что оно призвано создавать условия для функционирования производства и контролировать соблюдение определенных правил хозяйственной деятельности. Отдельные радикальные экономисты утверждают, что в экономике не существует отраслей, где было бы оправдано сохранение государственной собственности. Но есть и про­тивоположная точка зрения, приверженцы которой требуют воссозда­ния мощного государственного сектора в экономике. Некоторые пола­гают, что государственная собственность должна составлять 20-30%, а некоторые считают необходимым сделать эту долю гораздо выше.

Некоторую пищу для размышлений и тем, и другим может дать зарубежный опыт анализа причин существования, определения прин­ципов функционирования и эмпирических оценок эффективности и государственного предпринимательства.

1. Масштабы и формы организации

Если рассматривать всю совокупность развитых стран, то до не­давнего времени практически не было такой сферы производства, в которой в той или иной мере не участвовало бы государство. Государ­ственными в отдельных странах были и предприятия лесного хозяйст­ва, и винные лавки и табачные компании, и бензоколонки, и банки и аэрокосмические концерны, и порты и аэропорты, и строительные ор­ганизации. (Примерное представление о масштабах государственного сектора и его структуре дает табл. 1.)

Пожалуй, стоит особо прокомментировать наличие коммерческих государственных финансовых учреждений, хотя о нем вообще мало известно. В Японии в собственности государства находится ряд специ­ализированных финансовых институтов долгосрочного кредитования. Во всех "старых" землях Германии существуют принадлежащие прави­тельствам земель банки этих земель. В целом на них приходится при­мерно пятая часть банковского бизнеса страны. Во Франции под кон­тролем государства остаются "Марсейез де креди", "Креди эндюстри-эль э коммерсьяль", "Креди лионне", страховые компании 'Труп дес'ас-сюранс насьяналь" (ГАН) и "Касс сантраль де реассюрене" и др. И это после того, как в последние годы уже были проданы частному капита­лу "Банк насьяналь де Пари", страховые компании "Юнион дес'ассю-ранс де Пари" (ЮАП) и "Ассюранс женераль де Франс" (АЖФ). В Ита­лии государство владеет вторым по величине активов банком "Банко ди Рома", а также "Банка национале дель лаворо". В недавнем прош­лом под его контролем находились также "Банко ди Наполи", группа "Медиобанка", группа страховых компаний "ИНА". В Швеции госу­дарственным является второй по величине банк "Нордбанкен". В Ав­стрии государству пока еще принадлежит 70% второго по величине банка страны "Кредитанштальт". В Австралии государство имело зна­чительные участия в четвертом по величине в стране "Коммонуэлс оф Аустралия". В Греции во владении государства находится ряд банков, крупнейший из которых - Национальный - контролирует треть бан­ковского рынка.


2. Юридические формы государственных предприятий

Рассматривая государственный сектор экономики, необходимо учитывать его разнородность. Существуют три основные юридические формы государственных предприятий: бюджетные предприятия (назы­ваемые иногда казенными или административными), предприятия пу­бличного права и, наконец, предприятия частного права.

Бюджетные предприятия обычно являются административны­ми подразделениями тех или иных министерств, ведомств или муниципалитетов, т.е. эти предприятия существуют без образования юридиче­ского лица. Как правило, они либо вовсе не обладают, либо обладают весьма незначительной хозяйственной, финансовой и юридической са­мостоятельностью. Результаты их деятельности чаще всего даже не становятся достоянием гласности. Отдаленным российским аналогом таких предприятий являются унитарные (государственные и муници­пальные) предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Наиболее экономически значимым типом компаний публичного права являются государственные корпорации (иногда именуемые в отечественной литературе публичными или общественными). Они представляют собой создаваемые, как правило, на основе специальных парламентских актов юридически независимые и экономически само­стоятельные предпринимательские организации, функционирующие на принципах самоокупаемости.

Однако государство (в лице министра финансов, отраслевого "курирующего" министра или какого-либо другого лица или органов ) сохраняет за собой право вмешиваться в ряде специально оговоренных случаев в деятельность этих предприятий, а также назначает председа­теля совета управляющих (или даже весь совет целиком). В некоторых случаях в законах прямо поименованы должностные лица, которые в обязательном порядке входят в управляющие органы государственных предприятий, в других описаны процедуры их создания безотноситель­но к соответствуют унитарные предприятия, основанные на пра­ве хозяйственного ведения.

Форма ведомственного предприятия и государственной корпора­ции по определению предполагает единственного собственника - пра­вительство, конкретное ведомство, штат (землю, провинцию в странах с федеральным устройством) или муниципалитет.

Наряду с бюджетными предприятиями и предприятиями публич­ного права в развитых капиталистических странах государство (в лице тех или иных его институтов) является собственником - единственным, или совместно с частными юридическими и физическими лицами - компаний частного права. Это, как правило, акционерные, а также ком­мандитные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Нередко доли участия в таких предприятиях принадлежат не од­ному, а нескольким государственным субъектам. Так, во Франции ряд компаний был целиком в совместной собственности правительства и других государственных же компаний. Перекрестные держания (взаи­мопереплетение капитала) с государственным капиталом были особен­но распространены в Италии и Франции.

В последнее время во многих странах в связи с превращением в акционерные общества иных форм государственных предприятий и частичной продажей их акций возросло число смешанных, частно-госу­дарственных компаний. Но и раньше во многих странах государство (в тех же Италии, Франции, а также Великобритании, Швеции и др.) уча­ствовало своим капиталом в тех или иных акционерных компаниях. В некоторых случаях в уставах таких компаний предусматривалось ограничение доли частных держателей (например, во французских "Аэроспасьяль"- аэрокосмическая отрасль и "Снекма", - производство авиамоторов - ЗО-тью процентами акций).


Таблица 1

                                         Доля государства (в°/о) в производстве ряда отраслей в начале 90-х годов

Страна Отрасль
Черная металлургия Судостроение Автомобилестроение Нефтедобыча Угольная и добываю. Пром. Ж/Д транспорт Авиатранспорт Элекктро-энергетические сети Газоснабжение Почтовая связь Телефонная связь Банковская деятельность
США 0 0 0 0 0 1) 0 100 0 0
Япония 0 0 0 0 0 66 0 0 0 100 46 0
Германия 0 25 0 0 100 60 0 100 100
Франция 100 40 100 100 100 100 100 100 100
Италия 60 100 75 75 80 100 100 40
Великобритания 0 0 0 25 ГОО 10 0 40 0 100 20 0
Канада 0 0 0 0 75 0 100 0 100 100 2)
Швеция 40 75 0 100 39 100 100
Испания 60 90 10 50 50 100 100 30 100 100 100 12
Голландия 14 70 100 39 100 0
Австрия 100 85 100 100 52 50 100 100 100 10
Австралия 0 0 0 0 0 100 75 100 0 100 100
... - данные отсутствуют
1) Федеральному правительству принадлежала железная дорога "Амтрак".
2) Сберегательные банки и кредитные институты являлись полугосударственными.
Источник: Stevens В. Prospects for Privatisation in OECD Countries. - National West­minster Bank Quarterly Review, 1992, August, p. 8.

Статистика относит к находящимся в собственности государства те предприятия со смешанной собственностью, в которых ему принад­лежит 51 и более процентов акций, хотя для контроля нередко доста­точно и значительно меньшего участия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.