на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Финансы. Денежное обращение. Кредит


Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель — это реальный источник пополнения оборотных средств, наиболее дешевый кредит. Вексель в настоящее время достаточно широко используется для залоговых операций, решения проблем снижения взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок, как это происходит в развитых зарубежных странах.

Процент за пользование банковским и коммерческим кредитами включается заемщиком в себестоимость продукции в пределах учетной ставки Центрального Банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибыли хозяйствующего субъекта.

Формирование производственных фондов является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции (выполненных работ и оказанных услуг). В сфере обращения — это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения прибыли — превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).

6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия

Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыли присущи три функции:

-      экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности;

-      стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;

-      одного из основных источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий, а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней.

На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие объективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является волевая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ законодательно установлен порядок формирования резервного фонда до налогообложения прибыли.

Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта.

При распределении прибыли исходят из следующих принципов:

-      первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом;

-      прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае хозяйствующий субъект должен дополнительно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.

Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т. п.

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность — относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; по процентному отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции, по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как процентное отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

Рентабельность вложений в предприятие определяется как процентное отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия, характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.

Финансовая работа организаций и предприятий в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с развитием рыночных отношений. В условиях становления рынка важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, всех остальных финансовых обязательств, но и организация финансового менеджмента, который кроме перечисленных задач содержит и качественно новые. Он предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики хозяйствующего субъекта на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок доходов в зависимости от изменения структуры его активов и пассивов.

Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предпринимательской деятельностью.

В функции финансовой службы входят:

-      обеспечение финансирования хозяйственной деятельности;

-      разработка финансовой программы развития;

-      определение кредитной политики;

-      установление смет расходов денежных средств для всех подразделений;

-      разработка валютной политики;

-      осуществление финансового планирования;

-      осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и другими контрагентами;

-      обеспечение страхования от финансовых и других рисков;

-      анализ финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от размеров хозяйствующего субъекта, отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться.

Глава 7. Бюджет государства

7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства

В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.

Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России) — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

-      перераспределение национального дохода и ВВП;

-      государственное регулирование и стимулирование экономики;

-      финансовое обеспечение социальной политики;

-      контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

• Федеральный бюджет — основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

• Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

• Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей — главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты—поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

• Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образованиями использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

• Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

• В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Как известно, инфляция — многофакторный процесс. В Российской Федерации на развитие инфляционного процесса наибольшее воздействие оказали крупные бюджетные дефициты и либерализация цен, проведенная в январе 1992 г. В 1995 — 1996 гг. инфляционный процесс резко снизился. В 1996 г. развитие инфляции должно ограничиться 2% в месяц. Для укрепления денежного обращения необходимо снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на содержание государственного аппарата управления, установить жесткий контроль над динамикой денежной массы. Только подавление инфляции позволит рассчитывать на удешевление кредита, на массовый приток инвестиций в производство;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

В Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной политике в 1997 г. " подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.

7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

-      по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

-      по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование. значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.

• Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской федерации на 1996 г.:

Виды расходов млрд. руб.

% к общей сумме расходов

Государственное управление 6749 1,6
Международная деятельность 28036 6,4
Национальная оборона 80185 18,4
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 35115 8,1
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 11565 2,8
Промышленность, энергетика, строительство 49510 11,4
Сельское хозяйство 14485 3,3
Охрана окружающей среды 2131 0,5
Образование 15189 3,6
Культура и искусство, средства массовой информации 5098 1,2
Здравоохранение и физическая культура 7475 1,7
Социальная политика 12595 3,0
Обслуживание государственного долга 58144 13,4
Финансовая помощь субъектам РФ 54625 12,6
в том числе
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов 39337 9,0
Прочие расходы 24935 5,8
Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда и др. ) 26708 6, 2
Общая сумма расходов 435750 100,0

Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: государственную поддержку отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, международного сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга и финансовую поддержку регионов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.