на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Финансовая устойчивость предприятия: оценка и управление



Готовая продукция

Рис.2.  Характеристика движения оборотных активов в процессе операционного цикла

На первой стадии денежные активы (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения сырья и материалов, то есть входящих запасов материальных оборотных активов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассирования (то есть оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоко ликвидных краткосрочных финансовых вложений). [9, с.120]

Величина оборотных средств определяется не только потребностями производственного процесса, но и случайными факторами. Поэтому принять подразделять оборотный капитал на постоянный и переменный.

Постоянный оборотный капитал может быть определен как необходимый минимум оборотных активов для осуществления производственной деятельности. Этот подход означает. Что предприятию для осуществления деятельности необходим некоторый минимум оборотных средств, например постоянный остаток денежных средств на расчетном счете, некоторый аналог резервного капитала.

Категория переменного капитала (или варьирующей части оборотных активов) отражает дополнительные оборотные активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса. Например, потребность в дополнительных материально-производственных запасах может быть связана с поддержанием высокого уровня продаж во время сезонной реализации. В то же время по мере реализации возрастает дебиторская задолженность. Добавочные денежные средства необходимы для оплаты поставок сырья и материалов, а также трудовой деятельности, предшествующей периоду высокой деловой активности.

Целевой установкой политики управления чистым оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотных активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия. Взаимосвязь данных факторов и результатных показателей вполне очевидна, поскольку хроническое неисполнение обязательств перед кредиторами может привести к разрыву экономических связей со всеми вытекающими отсюда последствиями. [17, с.514]

 Сформулированная целевая установка имеет стратегический характер. Не менее важным является поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. С позиции повседневной деятельности важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия являются его ликвидность и платежеспособность, то есть способность вовремя гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Для любого предприятия достаточный уровень ликвидности – одна из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса.

Степень

риска

                                                                                         Уровень

                  Низкий           Средний       Высокий           оборотного

                                                                                          капитала         

Рис.3. Риск и уровень оборотного капитала

 

На рис.3 показан  риск ликвидности при высоком и низком уровнях оборотного капитала по отношению к текущим обязательствам. Если денежные средства, дебиторская задолженность и материально-производственные запасы поддерживаются на относительно низких уровнях по сравнению с краткосрочной кредиторской задолженностью, то вероятность неплатежеспособности, или нехватки средств для осуществления рентабельности деятельности, велика. На графике видно, что с ростом величины оборотного капитала риск ликвидности уменьшается. Безусловно, взаимосвязь имеет более сложный вид, поскольку не все оборотные активы в равной степени положительно влияют на уровень ликвидности. Тем не менее, можно сформулировать простейший вариант управления чистым оборотным капиталом, сводящий к минимуму риск потери ликвидности: чем больше превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами, тем меньше степень риска. Таким образом, нужно стремиться к наращиванию чистого оборотного капитала.

Прибыль


                                                                                            Уровень

                  Низкий            Средний        Высокий           оборотного

                                                                                            капитала         

Рис.4. Взаимосвязь прибыли и уровня оборотного капитала

Совершенно иной вид имеет зависимость между прибылью и уровнем оборотного капитала (см. рис. 4). при низком его значении производственная деятельность не поддерживается должным образом, отсюда – возможная потеря ликвидности, периодические сбои в работе и низкая прибыль. При некотором оптимальном уровне чистого оборотного капитала и его компонентов прибыль становиться максимальной, а любое  отклонение от него в принципе нежелательно. В частности, неоправданное повышение величины оборотных средств приведет к тому, что предприятие будет иметь в своем распоряжении временно свободные. Бездействующие оборотные активы, а также излишние издержки их финансирования, что повлечет снижение прибыли. Отсюда видно, что сформулированный выше вариант управления оборотными средствами не вполне корректен. [17, с.515]

Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективности работы. Это сводится к решению двух важных задач.

1) Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится в преддверии банкротства. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности.

2) Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни оборотных активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов. Каждое решение, связанности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции оптимальной  величины данного вида активов, так и с позиции оптимальной величины структуры оборотных средств в целом.

Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском  потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает знакомство с различными видами риска. [17, с.516]

В теории финансового менеджмента разработаны различные варианты воздействия на уровни рисков. Основными из них являются следующие.

1) Минимизация текущей кредиторской задолженности. Этот подход сокращает возможность потери ликвидности. Однако такая стратегия требует использования долгосрочных пассивов и собственного капитала для финансирования большей части оборотного капитала.

2) Минимизация совокупных издержек финансирования. В этом случае ставка делается на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности как источника покрытия оборотных активов. Этот источник самый дешевый, вместе с тем для него характерен высокий уровень риска невыполнения обязательств в отличие от ситуации, когда финансирование оборотных активов осуществляется преимущественно за счет долгосрочных источников.

3) Максимизация капитализированной стоимости фирмы. Эта стратегия включает в себя процесс управления оборотным капиталом в общую финансовую стратегию фирмы. Суть её состоит в том, что любые решения в области управления оборотным капиталом, способствующие повышению стоимости предприятия, следует признать целесообразным. [17, с.518]

Таким образом, в настоящее время нет жесткой регламентации фомирования массы оборотных средств даже для государственных предприятий. Эти вопросы сместились в сферу контроля за соблюдением финансовой дисциплины со стороны контролирующих органов.

Принятие решения о формировании массы оборотных средств с целью обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта – одна из важнейших проблем управления оборотным капиталом.

Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии  финансовых нормативов. Основными из таких нормативов являются:

1)   норматив собственных оборотных активов предприятия;

2)   система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных  активов и продолжительности операционного цикла в целом;

3)   система коэффициентов ликвидности оборотных активов;

4)   нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и другие.

Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами:

1) запасами товарно-материальных ценностей (они включают запасы сырья, материалов и готовой продукции);

2) дебиторской задолженности;

3) денежными активами (к ним приравниваются и краткосрочные финансовые вложения, которые рассматриваются как форма временного использования свободного остатка денежных активов).

В разрезе этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия. [9, с.131]

Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи  подчинены единой цели – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами. [9, с.131]

При управлении запасами основным индикатором эффективности управления является соотношение темпов изменения запасов и затрат и реализации продукции

Сравнивают следующим образом: если темп по выручки от реализации больше темпа по запасам и затратам, то управление эффективное. Иначе, качество управления  запасами низкое и необходим поиск резервов.

Основными показателями для оценки запасов являются:

1)   оборачиваемость товарно-материальных запасов,  которая определяется по следующей формуле:

 

                      ОТМЗ = СРП / УЗ ,                                                            (22)

           где  СРН – себестоимость реализованной продукции (форма баланса предприятия);

                      УЗ  - средний уровень запасов.

2)   срок хранения запасов, который определяется по следующей формуле:

                       СХЗ =  П / О ТМЗ,                                                                                               (23)

         где       СХЗ – срок хранения запасов;

                      П – период (в днях).

Сумма срока хранения запасов и период погашения дебиторских счетов определяет производственно – коммерческий цикл. Производственно-коммерческий цикл (или период оборачиваемости текущих активов) – это время между приобретением сырья и материалов и поступлением денег от дебиторов. Длительность производственно-коммерческого цикла определяется влиянием факторов внешнего и внутреннего характера. Внешние: сфера деятельности, масштабы предприятия, инфляция, наличие хозяйственных связей и т.п. Внутренние:  ценовая политика, структура активов, методика оценки запасов (FIFO, LIFO, по средней арифметической).

Высокий показатель оборачиваемости может указывать на недостаточность товарно-материальных ценностей, что в дальнейшем может тормозить развитию. Иногда,  низкий уровень показателя оправдан, например. Когда ожидается повышение цен на сырье и полуфабрикаты.

Высокая степень риска при реализации запасов существует тогда, когда товар подвержен воздействию изменения цен. Низко рискованные – это товары первой необходимости. Причем сырье обычно имеет меньший риск реализации, чем готовый товар.

В оценке качества управления запасами отдельно оцениваются расходы будущих периодов, так как они относятся к сомнительным активам с высоким риском, и зависят в большей степени от оценки вероятности событий в будущем, чем другие активы.

При оценки риска по расходам будущего периода определяются следующие показатели:

1) Отношение расходов будущего периода к объему реализации продукции.

2) Отношение расходов будущего периода к прибыли после уплаты налогов.

3) Отношение расходов будущего периода к общему объему расходов.

4) Отношение расходов будущего периода к общей сумме активов.

При этом следует отметить, что увеличение данных показателей указывает на увеличение риска.

Таким образом, существует три цели управления запасами:

1) обслуживание потребителей;

2) минимальные вложения в запасы;

3) максимальная эффективность работы организации.

Данные три цели взаимно противоречивы, поэтому нельзя добиться 100% выполнения всех трёх целей, не поступившись друг другом.

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга. [9, с.139]

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

1)   дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;

2)   дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

3)   дебиторская задолженность по векселям полученным;

4)   дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

5)   дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

6)   прочие виды дебиторской задолженности.

Среди  перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию  (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

В целях эффективного управления этой дебиторской  задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика по управлению дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам (см. рис.5). [9, с.141]

Управление дебиторской задолженности предполагает контроль и анализ  уровня дебиторской задолженности. Контроль включает в себя такие процедуры как ранжирование  дебиторской задолженности по срокам, контроль за безнадежными долгами (для создания резервов) и т.п.

Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

3. Определение возможности суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

4. Формирование системы кредитных условий

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условия предоставления кредита

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности

Рис.5. Основные этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью предприятия

Качество дебиторской задолженности определяется тем, насколько быстро она обращается в деньги. При оценки качества дебиторской задолженности разумно считать показатели риска (надежности), к которым можно отнести:

1)   оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение доходов к средней дебиторской задолженности по счетам);

2)   период погашения дебиторской задолженности (360 делится на оборачиваемость);

3)   омертвление текущих активов в дебиторской задолженности (отношение дебиторской задолженности к сумме текущих активов);

4)   доля авансированного капитала (отношение дебиторской задолженности к валюте баланса);

5)   доля сомнительной задолженности (отношение сомнительной задолженности к дебиторской задолженности). К сомнительной дебиторской задолженности относят безнадежные долги и потери от хищений и порчи товарно-материальных ценностей.

Для уменьшения риска дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов нужно для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие предприятием должны принимать конкретные меры:

6)   определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;

7)   пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов;

8)   когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора;

9)   продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия;

10)     избегать дебиторов с высоким риском. [10, с. 11-12]

3.3.  УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). [9, с.289]

Одна из главных задач финансового менеджмента – максимизация рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска – реализуется различными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый леверидж».

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый  леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий  уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового  левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

            ЭВЛ = (1 – С НП) . (КВРА – ПК) . (ЗК/СК),                        (24)

где   ЭФЛ – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, проц.;

        С НП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

        КВРА – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), проц.;

        ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, проц.;

        ЗК – средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

       СК – средняя сумма собственного капитала предприятия.

Этот способ открывает перед нами широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования. [1, с.155]

Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левереджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

1)         налоговый корректор финансового  левериджа (1 – С НП),  который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;

2)         дифференциал финансового левериджа (КВРА – ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит;

3)         коэффициент финансового  левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

1)         если по различным выдам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

2)         если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;

3)         если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

4)         если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

В этих случаях, воздействую на отраслевую или региональную структуру производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню её налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.