на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Финансовая устойчивость предприятия: оценка и управление


Однако истинное финансовое положение предприятия не так «плачевно», как это представляется по проведенным расчетам. Вместе с тем, ОАО «НГТС» имеет достаточно стабильный рынок сбыта, и его успех целиком зависит от правильной стратегии поведения на рынке. Эффективная стратегия сбыта, борьбы за своего клиента позволяет ему иметь достаточно высокие резервы финансовых средств для снижения риска.

По данным табл. 6 видно, что  ОАО «НГТС» в целом не ухудшила финансовое состояние  и имеет возможности для проведения независимой финансовой политики.

Таблица 6

Показатели финансовой устойчивости ОАО «НГТС» за 1999 г.

Показатели На начало года На конец года Рекомендуемый критерий
1 2 3 4
1) Коэффициент финансового риска 0,379 0,549 < 0,7
2) Коэффициент долга 0,275 0,354 < 0,4
3) Коэффициент автономии 0,725 0,646 >0,5
4) Коэффициент финансовой устойчивости 0,951 0,951 0,8-0,9
5) Коэффициент маневренности - 0,184 -0,383 0,5
Продолжение таблицы 6
1 2 3 4
6.Коэффициент устойчивости структуры мобильных средств 0,655 0,543
7.Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками -0,941 -2,315 >0,1

Однако за исследуемый период возрос коэффициент долга,  коэффициент финансового риска, снизился коэффициент автономии (независимости от заемного капитала) – не превысив при этом нормативные значения.

Динамика коэффициента соотношения собственных и заемных средств свидетельствует о достаточной финансовой устойчивости ОАО «НГТС», так как на каждый рубль собственных средств на конец года приходилось  54,9 копейки заемных.

Казалось бы, чем ниже коэффициент соотношения заемных и собственных средств, тем лучше, так как тем меньше зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Однако если посмотреть на это с другой стороны, то возникает вопрос: если бы 100% источников финансирования были представлены собственным капиталом, а заемные источники не привлекались бы, означало бы это очень высокую финансовую устойчивость предприятия или нет?

Едва ли целесообразно совершенно не пользоваться заемными  источниками. Границы рационального объема заемных источников зависят от характера активов. Те элементы активов, которые формируют производственный потенциал предприятия, создают главные условия для его бесперебойной деятельности, должны иметь собственные источники финансирования. Остальные элементы активов могут обеспечиваться заемными источниками. Заемные источники позволяют предприятию обходиться  меньшим собственным капиталом для достижения необходимых результатов. С этой точки зрения,  чем больше заемных источников, тем выше рентабельность собственного капитала при прочих равных условиях. Однако – это не должно ставить под угрозу надежность обеспечения предприятия имуществом, необходимым для его бесперебойной работы. [10, с.94]

Значение коэффициента финансовой независимости (автономии) также свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации на предприятии, так как собственникам принадлежит 64,6% стоимости имущества.

В  исследуемом предприятии коэффициент маневренности как на начало года, так и на конец – отрицательное. Это свидетельствует о том, что  степень закрепления капиталов в основных средствах (иммобильном имуществе) увеличилось, и собственными оборотными средствами стало труднее маневрировать. С финансовой точки зрения, устойчивость нашего предприятия несколько ухудшилась, но при  анализе надо принимать во внимание специфику предприятия.

С финансовой точки зрения повышение коэффициента маневренности собственных источниками и вообще высокий уровень это всегда хорошо характеризует предприятие; но другая сторона заключается в том, что уменьшение вложения собственных средств в основные средства и внеоборотные активы одновременно уменьшает производственный потенциал предприятия. Поэтому рост коэффициента маневренности желателен, но в тех пределах, в каких он возможен при конкретной структуре имущества предприятия. [33, с.60]

На предприятии коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования составляет минус 94,1% на начало года и минус 231,5% на конец года,  что меньше норматива,  рекомендованного Распоряжением № 31– р. В соответствии с ним  структура баланса предприятия в отчетном периоде признается неудовлетворительной, а организация неплатежеспособной. Однако официально утвержденные коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости, рекомендованные ФУДН и применяемые для определения несостоятельности предприятий, обнаруживают своё несовершенство. [1, с.6] Как уже говорилось выше, критерии ФУДН являются явно завышенными, если следовать им, то 1994 году 87% предприятий России нужно было объявить банкротами. [10, с.37]

Таким образом,  полученные данные позволяют заключить, что ОАО «НГТС» за отчетный период имеет достаточную  финансовую устойчивость, оно устойчиво во времени, и оно может сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов. ОАО «НГТС» – это организация, чьи кредиты и обязательства подкреплены достаточным объемом собственных средств, позволяющим быть уверенным в возврате кредитов и выполнения других обязательств. Следовательно, ОАО «НГТС» имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля для привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, данное предприятие не вступает в конфликт с государством, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.


3.  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАК БАЗА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Сложность  сегодняшней ситуации в управлении предприятием состоит в том, что во многих организациях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, как правило, не всегда умеют читать документы аналитического и синтетического учета. Отсюда неумение определять круг основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также путей и способов их решения.

В соответствии с Приказом № 118 целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое «латание дыр». Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности организации. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь, инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-управленческих структурных подразделений). [23, с.39]

Залогом выживаемости  и основной стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияния различные факторы:

1)   положение предприятия на товарном рынке;

2)   выпуск  пользующейся спросом продукции;

3)   его потенциал в деловом сотрудничестве;

4)   степень зависимости то внешних кредиторов и инвесторов;

5)   наличие неплатежеспособных дебиторов.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным. Большое влияние на финансовую устойчивость, также, оказывают средства, дополнительно мобилизованные на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплатиться со своими кредиторами.

Различаются три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) её вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) её вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. [9, с.145-146]

3.2. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

Управление  оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия. [9, с.116]

Оборотный капитал (оборотные средства) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла. В отличие от западных стран в России для отнесения того или иного актива к оборотным используется ещё один критерий – стоимостная оценка. Оборотные активы представлены в балансе отдельным разделом. [17, с.509]

Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами важны, прежде всего, с  позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение величины оборотных активов сопровождается и изменением краткосрочных пассивов, оба эти объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом. [17, с.510]

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной классификации. С позиции финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам.

1) По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и  собственные оборотные активы.

Валовые оборотные активы (или оборотные средства в целом) характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала. В составе баланса  предприятия они отражаются как сумма второго и третьего разделов его актива (см. прил. 1).

Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует  ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала.

Сумму чистых оборотных активов рассчитывают по следующей формуле:

                          ЧОА = ОА – КФО ,                                                        (20)

где  ЧОА – сумма чистых оборотных активов предприятия;

        ОА – сумма валовых оборотных активов предприятия;

      КФО – краткосрочные текущие финансовые обязательства предприятия. [9, с. 118]

Управление  чистым оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, структуры и значений его компонентов. Что касается общей величины чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост её  рассматривается, как положительная тенденция; однако могут быть и исключения, например,  рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера. [17, с. 510]

Собственные оборотные активы (или собственные оборотные средства) характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия.

Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по формуле:

          СОА = ОА – ДЗК – КФО,                                                (21)

где  СОА – сумма собственных оборотных активов предприятия;

        ДЗК – долгосрочный заемный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия.

Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных совпадают [17, с. 118].

2) Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются в практике финансового менеджмента следующем образом:

Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.

Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует текущий объем выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. В практике финансового менеджмента к этому  виду оборотных активов добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его незавершенности по  отдельным видам продукции в целом). При значительном объеме и продолжительности цикла незавершенного производства его выделяют в процессе финансового менеджмента в отдельный вид оборотных активов. [9, с.118]

Одной из основных составляющих оборотного капитала являются производственные запасы предприятия. Так как предприятие вкладывает свои средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также  с вмененной стоимостью капитала, то есть с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска. Большинство предприятий допускает, что образование запасов имеет такую же степень риска, что и типичные для данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек хранения используют среднюю вмененную стоимость капитала предприятия. [17,  с.510-511]

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида оборотных активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида актива характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на запасы, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от своих поставщиков снижение цен (так как большой размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже предприятие, как правило, предоставляет скидки клиентам. Задача финансового менеджера – выявить результат и  затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс. [17, с.511]

Дебиторская задолженность ещё один важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому или оказывает услуги, это вовсе не означает, что товары или услуги будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. [17, с.511]

 Дебиторская задолженность  характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п. [9, С.119]

Специфический элемент дебиторской задолженности – векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности  покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями. [17, с.511]

Денежные активы –  наиболее ликвидная часть оборотного капитала.

В практике финансового менеджмента к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех формах), но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов (так называемый «спекулятивный остаток денежных средств»). [9, с. 119]

К эквивалентам денежных средств относят ликвидные краткосрочные финансовые вложения: ценные бумаги других предприятия, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.

Выбирая между наличными средствами и ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу, подобную той, которую решает менеджер по производству. Всегда существует преимущества, связанные  с созданием большого запаса   денежных средств, - они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств. [17, с. 512]

Прочие виды оборотных активов. К ним  относятся оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме (например, расходы будущих периодов и т.п.).

3) Характер участия в операционном процессе. В соответствии с этим признаком оборотные активы дифференцируются следующим образом.

Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции).

Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (например, дебиторская задолженность и др.).

4) Период функционирования оборотных активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:

Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия и не связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления операционной деятельности.

Переменная часть оборотных активов. Она представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции. Необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. В составе этого вида оборотных активов выделяют обычно максимальную и среднюю их часть.

Классификация оборотных активов предприятия не ограничивается перечисленными выше основными  признаками. Она будет дополнена в процессе дальнейшего изложения вопроса управления оборотными активами. [9, с.118-119]

 Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Постоянный процесс этого оборота представлен на рис. 2.

Как видно из приведенного рисунка движение оборотного актива предприятия в процессе операционного цикла проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы.

Денежные средства

Дебиторская                                                             Запасы сырья,

задолженность                                            материалов и полуфабрикатов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.