на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социальная база и социальные факторы экономических преобразований


- сдерживание инфляции,

- уменьшение дифференциации доходов населения,

- борьба с нищетой, бедностью и малообеспеченностью стимулирование потребительского рынка средних слоев населения,

- обеспечение государственных стандартов качества и безопасности потребительских продуктов и услуг,

-стимулирование развития рынка жилья,

- повышение экономической эффективности бюджетной социальной сферы,

- содействие инновациям в производстве потребительских продуктов и услуг,

- поддержка отечественных товаропроизводителей в области потребительских продуктов и ус туг

Направления и механизмы реализации политики доходов, потребления и качества жизни. Серьезную проблему представляет резкое падение доходов населения. Важнейшей задачей в настоящее время следует считать подъем уровня жизни россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то есть программы долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно- денежной системы, занятости и создания рабочих мест.

Необходима разработка специальной программы мер, направленных на сокращение дифференциации доходов. Здесь не последнюю роль должна сыграть налоговая политика. Нужно изменить шкалу налогообложения с тем, чтобы основное налоговое бремя несли состоятельные слои населения (некоторые шаги в этом направлении сделаны в текущем году). Было бы целесообразно освободить от налогов доходы ниже прожиточного минимума и при налогообложении принимать во внимание среднедушевой доход семьи (исключение из налогооблагаемой базы нескольких минимальных ставок оплаты труда в зависимости от количества иждивенцев пока не оказывает существенного влияния на величину располагаемых доходов населения из за низкой ее величины).

Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных) живет в условиях застойной бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными - это касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-коммунальные услуги.

Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образования хотя бы при минималь­но гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлеж­ки, столовые, поликлиники).

Главной проблемой социальной политики, направленной на сни­жение уровня бедности, является повышение ее эффективности. По оценкам МОТ, лишь около 1 /5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности.

Диверсификация предложения товаров и услуг необходима в таких областях, как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудоустройство. Кроме экономических мер по поддержке не государственных предприятий этой сферы (в частности, системы налогообложения, позволяющей таким учреждениям эффективно функционировать), здесь требуется и определенный пересмотр правовой базы, направленный в первую очередь на защиту прав потребителей (при банкротстве пенсионных фондов, обеспечении стандартов качества медицинских и образовательных услуг и др. ). В то же время нужно разработать и варианты различных систем государственных услуг в этой сфере, например, предоставлять возможность выбора раз личных систем пенсионного обеспечения, здравоохранения и др. Для стимулирования экономической эффективности бюджетной социальной сферы (здравоохранение, образование), в частности, целесообразно развитие ваучерной системы

Обеспечение равного доступа населения к товарам и услугам зависит сейчас преимущественно от его доходов, а не от механизмов регулирования рынка. Основной акцент необходимо сделать не на прямом дотировании населения из бюджета а прежде всего на создании возможностей для зарабатывания денег ).

(Особое место среди потребительских рынков занимает рынок жилья. При благоприятных в целом тенденциях (рост обеспеченности жилой площадью на душу населения, стабилизация ввода жилья и формирование его рынка) актуальной проблемой остается то что при нынешнем  уровне доходов для подавляющего большинства населения и улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока невозможно. Фактически отсутствует механизм улучшения жилищных условий в форме не покупки (или скрытой покупки обмена с доплатой), а найма большей площади, так как системы дотации и свободного найма государственного житья по доступным ценам не существует, а наем в частном секторе с тишком дорог да и предложение недостаточно ).

В этих условиях необходимо сохранение государственной системы обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, хотя финансирование ее должно осуществляться за счет перераспределения доходов от продажи и найма жилья в государственном фонде. В то же время нужно разработать систему накоплении вложений или ваучеров на жилье гарантированных государством и позволяющих постепенно улучшать свои жилищные условия. Важной составной частью такой политики должна быть система продажи жилья в кредит и найма государственного жилья, позволяющая динамично удовлетворять изменяющиеся потребности.

В связи с возросшей дифференциацией доходов возникла и дифференциация потребительских рынков. В России она приняла поляр­ные формы, когда потребительские рынки богатых и бедных слоев населения различаются не только по качественным и другим харак­теристикам, но фактически противостоят друг другу по наличию или отсутствию в них целых групп товаров, тогда как рынки развитых стран ориентированы, например, на сосуществование автомобилей как для богатых, так и для не очень обеспеченных людей. Наименее раз­вит потребительский рынок средних слоев, тогда как именно потреб­ление данной группы является устойчивой опорой рынка в целом.

При выработке политики по отношению к производителям по­требительских товаров традиционно большая роль отводится стиму­лированию и поддержке отечественных товаропроизводителей. Глав­ной задачей политики в области потребления населения следовало бы признать создание условий для роста его объема и повышения качества вне зависимости от того, какие товары потребляются - им­портные или отечественные. Только поддержка отечественных пред приятии, увеличение занятости и объема производства могут обеспечить необходимый для этого рост денежных доходов населения.

Основные меры по поддержке российской промышленности не должны носить протекционистского характера. Необходимы обеспе­чение нормальной конкурентоспособности отечественных и импорт­ных товаров, создание экономических условий и в первую очередь законодательной и фискальной систем, вообще допускающих нормаль­ную (тем более прибыльную) производственную деятельность, не тол­кающих предприятия к системе двойного бухгалтерского учета, «чер­ного нала» и бартера, а также стимулирующих иностранные инвести­ции, особенно в производства, связанные с передовыми технологиями.

Искусственное завышение таможенных пошлин, а тем самым и цен на импортные товары, напротив, дестимулирует повышение кон­курентоспособности, качества выпускаемых отечественных товаров, вынуждает население покупать дешевые изделия. Уже очевидно, что в тех областях, где отечественная продукция превосходит по качеству импортную, население явно отдает ей предпочтение даже при более высокой цене российских товаров и равной доступности на рынке (например, продовольственные товары).

 Макроэкономические и финансовые предпосылки решения социальных проблем

 Исходные условия обновления курса экономических преобразований

Для перехода российской экономики к модели социально ори­ентированного хозяйства требуется серьезная корректировка системы макрорегуляторов с целью активизации платежеспособного спроса населения и предприятий. В индустриально развитых странах в этой области накоплен значительный опыт, в частности, платежеспособный спрос стимулируется через регулирование процентных ставок, зара­ботной платы, цен, налогов, денежной массы, валютного курса и т.д. В России в 1992-1997 г. проводилась иная политика, приведшая к подавлению платежеспособного спроса. Одной из главных причин этого явления стало резкое отставание темпа роста заработной платы от индекса инфляции, в результате чего реальная заработная плата в 1997 г. по сравнению с 1991 г сократилась в 2,6 раза.

Как известно, наряду с падением реальной заработной платы в России в результате гиперинфляции обесценились сбережения насе­ления. Как следствие был не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные цели явилось одной из важнейших причин экономического спада.

В начале текущего года в Минэкономики РФ были разработаны сценарные условия функционирования экономики России на период до 2001 г. Оба представленных варианта развития вряд ли можно считать приемлемыми с точки зрения возрождения экономики России. По крайней мере в ближайшие два года (1998-1999 г. ) они не предусматривают перехода к высоким темпам экономического роста. Более того, ожидается, что в 1998 г вследствие мирового финансового кризиса темпы прироста основных макропоказателей будут близки к расчетам по второму варианту. По данным Госкомстата России, ВВП в I квартале 1998 г составил 100,0%, объем промышленной продукции - 101,3% инвестиции в основной капитал - 93,1% по сравнению с I кварталом 1997 г.

Между тем Россия может и должна в ближайшие годы совершить прорыв к экономическому росту и решению социальных задач. Она располагает для этого необходимым научно-техническим, производственным и трудовым потенциалом, который в настоящее время в должной мере не используется.

Основные показатели социально-экономического развития РФ на период до 2001 г. (в % к предыдущему году)

1997г. I вариант II вариант

отчет

^

1998г. 1999 г 2000г. 2001 г 1998 г 1999 г 2000 г 2001 г
ВВП 100,4 102 103,5 104,5-105 105 100,5 101 5 102 102 5
Продукция про- промышленности 10t,9 103- 104 105,3 106 101,5 102 103 104
Продукция сель­ского хозяйства 100 99-100 102 103 103 97,0 100 101 102
Инвестиции в основ 95,0 99-101 104-106 105-108 106 99,0 100 102 103
основной капитал
Розничный това­рооборот 102,5 102 103 103 103 5 101,0 102 103 103

До последнего времени правительство РФ придерживалось на этот счет следующей позиции. В частности, оно считало, что промыш­ленная политика в 1999 г и на период до 2001 г будет нацелена на обеспечение активного роста промышленного производства на базе свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и раз­вития современных эффективных и конкурентоспособных предприя­тий и видов деятельности. Подобного рода политика возможна при условии резкого ускорения темпов роста инвестиций в основной ка­питал. Однако намечаемые правительством темпы инвестиций явно недостаточны для решения такой задачи К тому же во многих отрас­лях промышленности производство сократилось в несколько раз. Так, в 1996 г в отраслях обрабатывающей промышленности простаивало от 30 до 92,2% производственных мощностей. Среди простаивающих мощностей есть неэффективные, физичес­ки и морально устаревшие. Но есть и такие, которые были остановле­ны из-за резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хо­зяйственных связей со странами СНГ, импортной экспансии, искус­ственного сокращения платежеспособного спроса. Необходимо отме­тить, что производственные мощности металлургии, текстильной, химиче­ской, пищевкусовой отраслей промышленности СССР в 1986-1990 г. были в значительной мере созданы на базе импортного оборудования и в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. С учетом того, что за период бездействия производственных мощностей часть промышленно-производственного персонала переквалифицировалась или просто утратила профессиональные навыки, распались хозяйствен­ные связи, утрачен оборотный капитал, процедура их реанимации по­требует серьезных организационных усилий со стороны исполнительной власти, а главное - времени. Нужно от одного года до четырех лет, чтобы восстановить эффективную часть бездействующих производств.

Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции (в %)

1990 г 1996г
Чугун 94 70
Сталь - 94 68
Готовый прокат 92 65
Металлорежущие станки 81 18
Кузнечно-прессовые машины 83 7,8
Тракторы 81 10
Древесно-стружечные плиты 92 39
Целлюлоза 88 52
Цемент 93 36
Сборные железобетонные конструкции и изделия 78 24
Хлопчатобумажные ткани, суровые 91 24
Обувь 87 18
Мясо

76

25
Цельномолочная продукция

76

24
Плодоовощные консервы 72 15

По оценке Института экономики РАН, в отдельных отраслях промышленности потенциальный рост производства продукции за счет использования эффективной части простаивающих мощностей может быть весьма заметным и обеспечить за период 1998-2001 г. 22-23% прироста продукции отраслей обрабатывающей промышленности (7% в среднем за год), а по промышленности в целом с учетом позитивного влияния данного эффекта на добываю­щую промышленность - не менее 6% в среднем за год по сравнению с 4,7% по оптимистическому   варианту правительства.          

  Отрасли

Возможный прирост использования мощностей
Черная металлургия                Цветная металлургия Машиностроение Деревообрабатывающая и цёллю-лозно-бумажная промышленность Промышленность стройматериалов Легкая промышленность        Пищевая промышленность

12-14 15-17 30-32

20-22

37-44 35-50 20-25

В социальном плане загрузка простаивающих мощностей означа­ет увеличение занятости, смягчение социальной напряженности и криминогенной обстановки в стране. Незагруженные мощности яв­ляются не только важнейшим фактором экономического роста на на­чальном этапе выхода российской экономики из кризиса, но и пред­посылкой активизации инвестиционной деятельности (через меха­низм мультипликатора - акселератора).

Таким образом, проведение политики, направленной на дальней­шее свертывание так называемых неконкурентоспособных производств, экономически нецелесообразно. К тому же понятие конкурентоспо­собности относительно. Если в стране по-прежнему будут действо­вать высокие транспортные тарифы и цены на энергоносители, если конечный спрос и впредь будет ограничен жесткой денежно-кредит­ной политикой, то неконкурентоспособной будет подавляющая часть российской экономики.

Правительство должно принять меры по созданию более благо­приятных условий функционирования реального сектора, снижению налогового бремени, стимулированию конечного платежеспособного спроса, что позволило бы не только остановить гибельное для страны свертывание действующих производств, но и реанимировало бы часть простаивающих мощностей. Если этого не произойдет, то прогнозируемый на период 1998-2001 гг. рост ВВП (116% к уровню 1997 г ) потребует увеличения инвестиций в основной капитал не на 17-23%, как намечено разработанным Минэкономики РФ вариантом социально-экономического развития страны, а на значительно большую величину, примерно на 35-50%. Но подобный прирост инвестиций при существующем ныне дефиците финансового капитала вряд ли возможен. Поэтому попытка сохранения курса на дальнейшее свертывание неконкурентоспо­собных производств на деле обернется сохранением стагнации.

Многие ученые-экономисты не первый год обращают внимание правительства на неэффективность такой политики. То обстоятель­ство, что в 1997 г удалось остановить спад ВВП, а также производ­ства промышленной и сельскохозяйственной продукции, не дает никаких оснований для сохранения в 1998-2001 г. проводимого эко­номического курса.

Во-первых, спад производства, как показывает анализ, можно было остановить намного раньше. Во-вторых, прекращение спада в условиях увеличения неплате­жей, с одной стороны, не способствует ослаблению социальной напря­женности в стране, а с другой - не дает возможностей для перехода к экономическому росту.

В третьих, феномен неплатежей привел к резкому увеличению трансакционных издержек, в результате чего стремление к эффективной экономике на деле оборачивается снижением конкурентоспособности ее производств.

Целесообразно, на наш взгляд, повторение в данном докладе одного из основных положений концепции, разработанной в Отделении экономики РАН, а именно, что Россия располагает необходимыми предпосылками для резкого ускорения экономического роста. Поли­тику ускорения можно реализовать в два этапа.

Если на первом этапе основной акцент делается на прекраще­нии процесса деградации экономики, восстановлении части произ­водств, усилении активности отечественных производителей, то на втором этапе следует программировать возрождение научно- технического потенциала страны, переход к практической реализации наукоемких технологий, техническое перевооружение экономики на ка­чественно новом уровне. Выбор начальной даты реализации первого этапа - 1999 год - не случаен. Во-первых, 1998 год для этого уже потерян: ключевые парамет­ры социально-экономического развития страны заданы законом о федеральном бюджете на 1998 г , соответствующими поправками к федеральным законам, программой действий Центрального банка РФ, другими нормативными актами.

Во-вторых, для перехода к социально ориентированной экономи­ке, отладки экономических механизмов регулирования макропоказа­телей, создания необходимого правового обеспечения потребуется зна­чительное время. Поэтому наиболее реально готовиться к вводу в действие экономико-правовых механизмов социального рыночного хозяйства с начала следующего, 1999 года.

В-третьих, нужен специальный механизм запуска и управления социально-экономической программы. Учитывая потребность в четкой координации деятельности всех ветвей власти, экономических ведомств и Центрального банка РФ, администраций субъектов Федерации, было бы целесообразно создать возглавляемую президентом РФ Государствен­ную комиссию. В качестве рабочего органа этой комиссии может высту­пить Министерство экономики РФ Государственная комиссия могла бы:

- регламентировать порядок и время разработки в течение те­кущего года всего пакета необходимых документов,

- осуществить комплекс мер по реорганизации органов управления экономикой в соответствии с требованиями программы,

- урегулировать отношения с МВФ и другими международными финансовыми организациями в связи с запуском новой программы,

- принять жесткие меры по борьбе с криминальным засильем в экономике. Встает вопрос насколько должны увеличиться выплаты занятому населению, чтобы стимулировать экономическое развитие. В ин­дустриальных странах в течение длительного периода - с 1965 по 1994 г - оно обеспечивалось при умеренной инфляции, обусловленной опережением темпов роста оплаты труда над индексом роста цен по "потребительской корзине".

Бюджетно-налоговая политика и механизмы ее реализации. Одна из узловых проблем современного бюджетного процесса состоит в антисоциальной направленности режима "нормирования" и сокращения бюджетного дефицита путем урезания бюджетных расходов. Другая проблема связана с искусственным увеличением дефицита финансовых ресурсов вследствие перевода на коммерческую основу заимствования государством средств на покрытие бюджетного дефицита. Изменение порядка финансирования бюджетного дефицита при­вело к десоциализации бюджетного процесса и усилению бюджетной поддержки интересов частных коммерческих структур (крупных банков, финансовых компаний и т. д. ).

Отвлечение банковских ресурсов в сферу кредитования государственного долга, перевод кредитования бюджетного дефицита с централизованных ресурсов ЦБ РФ на ресурсы коммерческих банков явно не соответствовали степени готовности банковского капитала к решению этой задачи, ослабляли способность коммерческих банков кредитовать реальный сектор экономики. Бюджет на 1998 г воспроизводит идеологию десоциализации, присущую предшествующим бюджетам, по всем позициям - в отношении как формирования доходов, так и государственного финансирования.

Принятие исходно заданных величин бюджетного дефицита и денежной эмиссии в качестве жестких ориентиров порочно не только потому, что отсутствуют четкие критерии их уровней. Главное состоит в том, что в период устойчивого спада производства искусственно ог­раничиваются мобилизационные возможности экономики и актив­ные начала бюджетно- налоговой и денежно-кредитной политики. Нормативный подход к определению объемов бюджетного дефицита и денежной массы противоречит самой природе формирования этих величин, их синтетическому характеру. Уровни данных показателей служат "барометром", или, точнее, индикатором состояния экономики. Но из этого не следует, что правомерно их задавать в качестве исходных величин при разработке государственного бюджета и определении потребности денежного оборота в денежной массе.

Необходимость изменения действующего курса финансовой политики и методов формирования федерального бюджета диктуется усилением ряда негативных тенденций как в самой сфере бюджетные отношений, так и в социальной области:

- на финансовом рынке монопольное положение занимает государство и соответственно отсутствует конкуренция между сегмента ми рынка, что резко сужает возможности осуществления масштабных заимствований ресурсов на покрытие бюджетного дефицита,

- государство проводит рестрикционную денежно-кредитную политику, ограничивая денежную массу в обращении и создавая дефицит денег. На этой основе завышаются их "цены", что усиливает монополию государства на финансово-денежном рынке и приводит к значительному завышению доходности государственных ценных бумаг по сравнению с рентабельностью в промышленности,

- осуществляется политика "нормирования" размера бюджетного дефицита и жесткого ограничения объемов бюджетного финансирования текущими доходами бюджета, что положило начало нарастанию бюджетного кризиса и кризиса социальной сферы,

- в сложившихся условиях обслуживание государственного долга в среднем за год (1996-1998 г. ) составит более 20-25% текущих доходов, обеспечивая за счет налогоплательщиков доходы инвесторов (в основном крупнейших банковских и финансовых конгломератов) и - что является российской спецификой - высокие доходы Центрального банка и Сбербанка РФ,

- политика снижения бюджетного дефицита в условиях систем­ного кризиса экономики и высокой социальной напряженности в стране не имеет реальной основы и, более того, служит фактором, провоцирующим дестабилизацию.

Для устранения негативного влияния современного курса бюджетной политики на социально -экономическое положение в стране необходимо в качестве исходных принять следующие направления. Прежде всего нужно разделить функции бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования определив границы их ответственности за исполнение закона о бюджете в рамках установок по формированию доходов и отдельно по финансированию расходов бюджетных организации. При этом важно поставить выполнение доходной части бюджета в жесткую зависимость от деятельности правительства по обеспечению устойчивости финансового состояния реального сектора экономики и расширению базы налогообложения, а не объемов финансирования.

Далее, бюджетное финансирование расходов субъектов РФ по всем статьям должно осуществляться согласно установленным законом срокам и объемам финансирования, следует ввести режим персональной (должностной) ответственности за нарушение сроков  объемов финансирования. Это поможет избежать роста задолженности по заработной плате бюджетным организациям и ее перманентного накопления (фактически принудительный заем средств у населения) и погашения.

Задолженность по заработной плате, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней (млн. руб. )

Следует ввести в законодательно-правовое русло процесс исполь­зования денежной эмиссии в целях обеспечения авансирования раз­вития российской экономики и доходов государства, что изменит сло­жившуюся практику получения эмиссионного дохода коммерчески­ми структурами и Центральным банком России. С учетом сложив­шейся ситуации в российской экономике нужно использовать денеж­ную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита при жестком зако­нодательном регулировании и контроле. Это позволит отказаться от установленного в 1995 г режима заимствования государством средств для покрытия бюджетного дефицита на финансовом рынке как не соответствующего современному финансовому состоянию экономики, а также уровню развития финансового рынка.

Необходимо пресечь неограниченные заимствования на практи­чески бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социаль­ного страхования, пенсионного и других для покрытия текущих рас­ходов бюджета. Порядок использования средств, направляемых в фонды занятости и медицинского страхования, не обеспечивает выполнения ими своих социальных функций. В такой ситуации больше всего выигрывает не население, для удовлетворения нужд которого якобы работают эти фонды, а различного рода финансовые структуры, в том числе коммерческие банки, временно использующие проходящие че­рез их счета финансовые средства.

Замещение заимствований федерального и местных бюджетов, осуществляемых на внутреннем финансовом и внешних рынках, це­левыми кредитами ЦБ России будет способствовать значительному снижению непосильных для федерального бюджета издержек, связан­ных с обслуживанием государственного долга. Одновременно появит­ся возможность существенно уменьшить спрос государства на деньги на внутреннем финансовом рынке и соответственно доходность ГКО и других финансовых инструментов. Это позволит направлять бан­ковские ресурсы в реальный сектор. Представляется целесообразным восстановить практику целево­го кредитования не только банков для финансирования реального сектора экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предо­ставления кредитов под проекты на конкурсной основе при возмож­ном участии в таких конкурсах самих банковских структур.

В области налоговой политики в целях нормализации финансо­вого положения основного контингента налогоплательщиков можно выделить следующие приоритеты:

- сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);

- проведение политики смещения налоговой нагрузки с про­мышленных предприятий на население в соответствии с ростом дохо­дов основной его массы;

- изменение действующей практики начисления налогов вне за­висимости от факта реализации продукции в сторону учета реаль­ной выручки как базы для налогообложения, что позволит решить проблему уплаты налогов «живыми деньгами».

Переход к социальной ориентации денежно-кредитной систе­мы. В силу своей инерционности денежная система страны не может быть переведена в революционном режиме из одного состояния в другое без существенных потерь для населения. Чтобы свести их к миниму­му, необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству. Именно государство - основной гарант устойчивости национальной валюты и источник доверия к национальным институтам денежной системы.

В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо пол­нее включить бюджеты домашних хозяйств в сферу кредитно-денежных отношений. Именно состояние семейных бюджетов основного массива граждан отражает и определяет прогрессивность (или peгрессивность) проводимой политики.

Преодоление сложившейся асоциальной направленности курса денежно-кредитной политики и ситуации практического отторже­ния большинства населения от перераспределительных процессов требует существенной корректировки действующего финансового механизма ЦБ России должен расширить сферу своей ответствен­ности за стабильность национальной валюты, выводя ее за рамки достижения "соответствия динамики денежного предложения (де­нежный агрегат М2) и не инфляционного роста ВВП" и акцентиро­вав внимание на нарастающей потере национальной валютой своих исходных функций, а именно - средства обращения, платежа и сбе­режений. Банк России призван контролировать достаточность де­нежной массы не только в целом по стране, но и по каждому из секторов экономики, регионов Федерации, а также пропорции функциональной ее структуры (сбережений и денег в текущем обороте). Не менее важно обеспечить спрос на денежные ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы (наличной, на счетах предприятий и т д.), а не просто совокупного спроса на деньги.

В сложившихся условиях курс денежно-кредитной политики должен быть ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального (а не абстрактно-расчетного) про­житочного минимума. В этой связи первоочередными целями денеж­но-кредитной политики государства должны стать показатели не тем­пов инфляции и размера бюджетного дефицита, а реальных доходов населения и прежде всего - потенциального "среднего класса", сте­пень обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами, коэффициенты дифференциации доходов населения.

Согласование кредитной эмиссии с реальным спросом экономи­ки на денежную массу позволило бы не только преодолеть нараста­ние деформаций в сфере финансово-кредитных отношений, но и при­дать динамизм всему развитию российской экономики. Необходимым условием для этого является внесение системных изменений в денеж­но-кредитную политику и взаимоотношения всех секторов россий­ской экономики. Имеется в виду

 вытеснение из финансово-денежной сферы чужеродных для нее элементов - всякого рода псевдоплатежных и фиктивных долго­вых обязательств,

- заполнение вакуума в расчетно-платежных отношениях, при­нявшего форму катастрофического по размерам и парализующего эко­номику роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности.

Целесообразно восстановление банковского кредитования пред­приятий реального сектора взамен распространенной практики "вы­нужденного заимствования" средств из бюджетов всех уровней. Пред­приятия на конкурсной основе, согласно экспертной оценке представ­ленных проектов, получат реальную возможность (в рамках государ­ственной кредитной политики) использовать банковский кредит и выс­вободить заимствованные бюджетные средства из хозяйственного обо­рота. Уже проводятся взаимозачеты долгов с включением в цепочку банка и Минфина РФ вместе с взаимосвязанными с ним предприяти­ями (со стороны как должников, так и получателей бюджетных средств). Однако следует заметить, что локальное решение этой проблемы может дать лишь временный эффект и то для узкого круга предприятий. Кро­ме того, высокая степень произвола в подборе участников таких взаи­мозачетов и их явная бесконтрольность могут привести к еще больше­му обострению платежного кризиса и снижению доходов бюджета.

Для обеспечения реальной финансовой стабилизации и укрепле­ния национальной валюты курс денежной политики должен быть на­правлен прежде всего на включение в сферу государственной ответ­ственности интересов широких слоев населения. Именно такой подход характеризует способность государства использовать национальную ва­люту в качестве инструмента поддержания жизнедеятельности основной массы населения и роста его доходов. Политика ЦБ РФ должна стимулировать рост рублевых сбережений, используя механизм установления дифференцированных процентных ставок на различные виды вкладов. В условиях высокого уровня долларизации накоплений населе­ния основой курса на последовательное укрепление покупательной способности национальной валюты и усиление гарантий накоплений в российских банках должно стать принятие специального закона о сбе­режениях граждан. Одномоментные меры по снижению уровня долла­ризации сбережений способны лишь обострить ситуацию в сфере де­нежного обращения и усугубить недоверие к российскому государству, а главное - резко повысить давление на потребительский рынок. Кро­ме того, любые чрезвычайные меры репрессивного характера будут иг­рать на руку определенным группам участников финансового рынка

Для того чтобы увеличить привлекательность сбережений в на­циональной валюте, необходима система гарантий, целесообразно:

- создать и переориентировать действующие инвестиционные фонды (включая пенсионные, страховые и др.) на широкое вовлече­ние доходов в сферу накоплений под четко определенные имуще­ственные гарантии государства с одновременным формированием институциональной законодательно-правовой базы, на основе которой можно осуществлять упреждающие антикризисные меры;

- ввести одновременно с осуществлением политики сдерживания динамики курса рубля к доллару режим последовательного стимули­рования трансформации валютных сбережений в рублевые на основе создания системы сбережения денег для российских граждан. Такая система должна включать организацию деятельности разного рода фондов и компаний, банков и небанковских структур, базироваться на четких правовых нормах и иметь центральную службу регулиро­вания. К важнейшим структурным звеньям сберегательной системы можно отнести действующие и вновь создаваемые страховые фонды с реальной гарантией государства, специальные пенсионные и инвес­тиционные фонды, а также жилищно-строительные компании и дру­гие структуры, обеспечивающие капитализацию доходов населения.

О нормализации кредитных взаимоотношений населения с го­сударством и структурами финансово денежного рынка. Включе­ние населения в систему кредитно-денежных отношений традицион­но сводится к одному аспекту - привлечению сбережений населения в качестве банковских ресурсов. Другая сторона развития кредитных отношений - активизация кредитования сектора домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста -обычно упускается из виду. Современная денежно-кредитная полити­ка формируется в ограниченном рамками макроэкономического под­хода информационном пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности экономики не дает адекватного представления о про­исходящих социально-экономических процессах, тем более в сфе­ре денежных отношений.

Кредитование индивидуальных клиентов в России еще не полу­чило должного развития, вследствие чего банки сталкиваются со мно­жеством проблем. В их числе - недостаточная проработанность про­цедуры анализа кредитоспособности индивидуальных заемщиков, ус­ложненный процесс оформления выдачи ссуды, низкая возвратность (имеется в виду не только несвоевременное погашение клиентом за­долженности перед банком, но и не целевое использование полученной ссуды), отсутствие обоснованной и взвешенной процентной поли­тики, несовершенная законодательная база, узкий спектр видов ссуд.

Исходной посылкой решения проблемы обеспечения государствен­ной гарантии сбережений граждан является исполнение закона " О вос­становлении сбережений населения", принятого в 1995 г. В сложив­шейся ситуации реализация этого закона зависит от: правильности расстановки акцентов в ходе его реализации; понимания необходимо­сти полного восстановления государственного долга вкладчикам Сбер­банка РФ в рамках осуществления политики реальной финансовой стабилизации, обеспечивающей долгосрочные перспективы развития российской экономики, а не просто сдерживание инфляции. Чтобы преодолеть тенденцию отсрочки исполнения названного закона, необхо­димо, чтобы президент РФ принял указ об установлении четкой после­довательности (этапности) его реализации. Подобный шаг станет нача­лом признания государством на деле своего долга перед вкладчиками

Повышению привлекательности такой формы сбережений, как вклады в банках в национальной валюте, и преодолению тенденции долларизации сбережений призван служить законопроект "О гаран­тировании вкладов граждан в банках". Однако представленному за­конопроекту грозит перспектива стать еще одной "рамочной" нормой, не обеспечивающей реальной защиты и гарантии сбережений населе­ния, прежде всего в связи с тем, что его нормы не распространяются на Сбербанк РФ, концентрирующий более 70% вкладов граждан.

Очевидна необходимость разработки на законодательном уров­не и ввода в действие реального механизма стимулирования накопле­ний граждан, основу которого должны составить гарантии государ­ства относительно сохранности накоплений, а также меры, побуждаю­щие физических и юридических лиц к накоплению. В качестве одной из таких мер можно назвать введение "счетов-накоплений" граждан с персональным зачислением на них части средств компенсационных и дотационных выплат, производимых из средств госбюджета, вместо того чтобы "проводить ' их через фонд заработной платы и себестои­мость продукции. Это позволит переключить инфляционную компо­ненту (относительно зарплаты) с текущих затрат на рост накоплений и сформировать базу для увеличения кредитных ресурсов долгосроч­ного характера. В этом же направлении должна действовать процент­ная политика стимулирования накоплений, в рамках которой с учетом социально-экономической ситуации необходимо принятие законода­тельных положений о режиме установления процентных ставок по "счетам-накоплениям" в зависимости от кредитных ставок, возмож­ности централизованной поддержки.

Социальные ориентиры банковской деятельности. Сегодня оче­видно рассогласование интересов банковского сектора с финансовыми интересами субъектов реального сектора и большинства населения. Речь идет о практическом ограничении деятельности банков сферой финансового и валютного рынка и однонаправленности кредитных отношений с населением в пользу заимствования средств граждан.

Прежде всего необходимо разомкнуть круг взаимного недоверия. С одной стороны, имеет место падение доверия населения к Кредитным структурам, вызванное нарастающим количеством банкротств банков (особенно мелких и средних). С другой - отсутствует доверие банков к денежно-кредитной политике и обязательствам правитель­ства и ЦБ РФ, что является нарушением одного из главнейших усло­вий устойчивости банковской системы. С этой точки зрения принци­пиально важны своевременность выполнения ЦБ РФ своих обяза­тельств, а также разработка правовых норм защиты коммерческих банков от произвола центральных органов.

Имея мощную иерархическую, жестко соподчиненную организа­ционную структуру, ЦБ РФ не должен ограничиваться реализацией собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности коммерческих бан­ков. Регламентация таких макропоказателей, как резервные требова­ния и ставки рефинансирования, преследует главным образом цель ограничения денежной массы. Не менее важны регулирование соб­ственно банковской деятельности, активизация работы кредитно-банковских учреждений с широким контингентом населения. Говоря об изменении характера банковской системы, необходимо отметить еще один аспект - установление четкого "статуса" клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы которого призвано защищать государство. Прежде всего нужно отказаться от неверного, хотя  закрепленного в законе положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это - его прямая обязан­ность перед гражданином.

                                            


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.