![]() |
|
|
Реферат: Социальная база и социальные факторы экономических преобразований- создать правовые и организационные условия для эффективной реализации многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц, - совместить во времени процессы перемещения социальных функций в регионы и их финансовое обеспечение. Ввести систему административной и финансовой ответственности правительства за нарушение синхронности этих процессов. Четко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры, - поставить под контроль целевое расходование средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах. Отразить сложившуюся региональную дифференциацию моделей финансирования здравоохранения в нормативных документах, - ввести максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств. Возрождение образования и здравоохранения - это процесс восстановления национального достояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники обеспечения успеха реформ. Проблемы занятости населения Основные тенденции и проблемы в сфере занятости. Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-х годов, можно назвать: - абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения, - активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости; - процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др. - глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении); - возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.), - легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; - трансформацию скрытых резервов рабочей силы в "подавленную" (латентную) безработицу; - усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы, - трудовой миграции, изменение ее направлений и форм, - активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования, что привело к сохранению практики содержания излишней численности занятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной работе, сдерживанию применения процедур банкротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства; - усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении, углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы, - "размытости" фактического положения человека в соответствии со статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их деятельности, и т.п. - Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы и сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению. Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повышение до отметки 15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет. В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть, и торможения экономического роста, сокращения налоговой базы формирования бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с ограниченностью финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализации социальных последствий безработицы отводится расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населения на инвестиционные нужды этого сектора. В данной связи главным приоритетом экономической политики государства в части содействия занятости населения в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использования корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости. Особенно актуальной является ориентация государственной финансово-кредитной и налоговой политики на обеспечение наибольшей экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой, обескровленных длительной безработицей, на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля. Основным принципом корректировки и настройки механизма скоординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям реализации приоритетности национально- государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализации с учетом ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии предпринимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаимодействия интересов труда и капитала под контролем государства. Особенности государственной политики занятости. Политика занятости - органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестиционной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-экономических преобразований. Основное направление корректировки социально-экономической стратегии реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания; сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспечению эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро-, мезо- и микроуровнях. К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся: - содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления; - разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов различного типа в условиях обвального спада производства и разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям; - стимулирование вложений в человека, накопления "человеческого капитала" (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального мастерства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан. Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости. К числу главных направлений деятельности государства по стабилизации социальной ситуации в стране и в интересах восстановления доверия населения к курсу реформ следует отнести: - ориентацию экономической политики на содействие расширению занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления производства, преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности; - становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики; - отладку механизма увязки формирующегося рынка образовательных услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие системы адаптационного обучения, внутрифирменной подготовки кадров; усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗОТОМ РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности, на муниципальном и региональном уровнях. Соответственно основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются: - выработка и введение действенных стимулов ускорения становления многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого; - целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест; - реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства, - законодательное оформление существования кооперативной собственности и народных предприятий, отвечающих российским традициям, с целью легализации реальной занятости, в том числе в "челночном" бизнесе, инофирмах; - становление и развитие муниципальной собственности; - разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения; подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ, отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования; - введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов; -совершенствование отношении социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ. Социальная защита наемных работников Основные тенденции и проблемы в области трудового найма. В настоящее время можно выделить ряд факторов, обусловливающих изменение ситуации в сфере наемного труда. Нарастает напряженность на рынке труда. Сохраняется избыточная занятость. В 1996 г. доля избыточного труда на предприятиях обрабатывающей промышленности составила в среднем 43% общей численности занятых и увеличилась по сравнению с 1994-1995 гг. в 1,6 раза. При этом на предприятиях государственного и частного секторов она практически не различается. Увеличивается доля работников, находящихся в административных отпусках. По официальным данным, в вынужденных отпусках по инициативе администрации в течение 1996 г. побывало 7,5 млн. человек. В пересчете на полную занятость это составляет 2 млн. фактически безработных. Доля работников, находившихся в административном отпуске на момент наших опросов, возросла с 9% занятых в 1995 г. до 14% в 1997 г. Одновременно увеличилась средняя продолжительность административных отпусков. Происходят сокращение фактического рабочего времени в среднем до четырех дней в неделю и увеличение доли работающих в режиме не полной занятости. За последний год доля работающих по сокращенному графику повысилась с 10 до 13%. Если следовать официальной статистике, то еще в 1995 г (кстати сказать, не самом худшем) на каждого занятого в промышленности приходилось 19 рабочих дней, в течение которых он либо не работал, находясь в вынужденном отпуске по инициативе администрации, либо работал по сокращенному графику. Кризис в сфере оплаты, труда. Характерными признаками его стали: значительное снижение реальной заработной платы; усиление необоснованной межотраслевой и межрегиональной дифференциации в оплате труда; расширение практики использования неоплаченного труда. Несмотря на предпринимаемые правительством меры, уровень суммарной задолженности по заработной плате в отраслях экономики не уменьшается (по данным Госкомстата России, на 1 апреля 1998 г он составил 60,8 млрд. руб. по сравнению с 49,1 млрд. руб. на 1 января 1998 г.). Данные, полученные нами в ходе обследования промышленных предприятий, показывают качественное ухудшение ситуации в этой сфере. Несмотря на то что доля предприятий, не плативших в срок заработную плату, практически не изменилась по сравнению с 1996 г. (тем не менее она составляла более 50%), средний период невыплат увеличился с 8 до 11 недель. В 1996 г выплаты заработной платы в натуральной форме практиковали 31% предприятий, в 1997 г - 23%. Однако за тот же период доля неденежных выплат увеличилась с 19 до 21% фонда оплаты труда. Наиболее широко подобную практику в 1997 г использовали предприятия машиностроения и легкой промышленности, где доля неденежных форм составила соответственно 24 и 28% фонда оплаты труда. Отсутствует связь между финансово-экономической деятельностью предприятий и заработками руководителей. Согласно нашим данным, чем хуже работает предприятие, тем выше на нем отрыв заработков руководителей от остальных работников. Примером может служить легкая промышленность, где заработки руководящего состава превысили заработную плату квалифицированных рабочих в среднем в 2,5 раза. Изменение структуры рабочей силы по статусу занятости .Произошло резкое сокращение занятости в государственном секторе экономики - с 55,7 млн. человек в 1991 г до 24,4 млн. человек в 1996 г За тот же период число работающих в частном секторе увеличилось с 9,8 млн. до 25,2 млн. человек. Появился новый субъект трудовых отношений - работодатели, доля которых в структуре занятости возросла с 0,2% в 1992 г до 3% в 1996 г 15,4% занятого населения, согласно официальной статистике, самостоятельно обеспечивают себя работой. Снижение социальной защищенности работников наемного тру да. Оно проявляется в: неисполнении и нарушении действующего трудового законодательства со стороны работодателей; отсутствии эффективных институтов и механизма государственного и общественного контроля за действиями работодателей в частном секторе; несоответствии трудового законодательства практике трудовых отношений в сфере частного бизнеса; вытеснении из трудовых отношений "писанного права" реально действующим, что резко снижает социальную защищенность работника и сужает его возможности легальной защиты своих прав; формировании и закреплении "теневых" трудовых отношений, то есть работы без заключения трудового договора (незарегистрированная занятость). Результатом подобных нарушений явились бесправное положение наемных работников и отсутствие для них гарантий в таких сферах, как: - оплата труда (произвольное установление размера оплаты труда, зачастую не соответствующего реальному трудовому вкладу, штрафные санкции как мера дисциплинарного воздействия в размере 50% месячной оплаты труда); - режим работы (ненормированный рабочий день без компенсации за сверхурочные работы и работу в праздничные и выходные дни), - процедуры увольнения (отсутствие предварительного уведомления и выплаты выходного пособия; незащищенность от произвольного увольнения и невозможность отстаивать свои права в судебном порядке); - социальные гарантии (отказ в предоставлении очередного ежегодного отпуска и выплате денежной компенсации в период временной нетрудоспособности). Произошло ослабление роли профсоюзов как субъектов социальной защиты наемных работников. По нашим данным, только 13% наемных работников считают, что их интересы защищает профсоюз При этом 37% профсоюзных лидеров предприятий и организаций придерживаются такой же позиции. Работодатели нередко препятствуют образованию профсоюзов в частном секторе. Существенно снижена значимость коллективного договора как механизма регулирования трудовых отношений в результате: сокращения доли организаций, где заключается договор (в наибольшей степени это затрагивает приватизированные предприятия); увеличения числа договоров, в которых нет основного пункта - оплаты труда и социальных гарантий, отсутствия, сокрытия или неполного предоставления администрацией экономической информации о работе предприятия на стадии заключения коллективного договора, что отметили более '/з опрошенных нами председателей профсоюзных организаций. Основные приоритеты политики защиты наемных работников. К ним нужно отнести следующие: Создание законодательных основ регулирования трудовых отношений правовой защищенности наемных работников, включая доработку проектов "Трудового кодекса РФ" и федерального закона "Об особенностях регулирования трудовых отношений в организациях, в отношении которых их участники имеют обязательственные права". Стимулирование возможных альтернатив массовым высвобождением и скрытой безработице. Это предполагает - применение гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками и определение условий предоставления такого выбора, - использование мирового опыта "дележа рабочих мест" и "дележа работы", - разработку и внедрение механизма защиты работников на случай потери работы, базирующегося на страховых принципал Oi-пив-ными пунктами системы страхования от безработицы должны стать гарантии получения потерявшими работу пособия по безработице вне зависимости от места проживания и места работы; - упрощение процедуры регистрации в службе занятости, приближение служб занятости к удаленным населенным пунктам, активизация их работы со всеми категориями обращающегося населения при недопустимости расширения понятия "подходящая" работа. Повышение гарантий в сфере оплаты труда. В настоящее время невыплаты заработной платы являются частью общей проблемы неплатежей в экономике. В то же время на практике задолженность по заработной плате нередко выступает результатом нарушений самими работодателями установленных законов о порядке ее выплаты, а средства фонда заработной платы используются сплошь и рядом не по назначению. Изменение социально-экономического содержания минимальной заработной платы. Следует изменить идеологию подхода к этой категории - отказаться от ее понимания как базового элемента для тарифной системы, а также для расчетов различного рода платежей и выплат, не связанных с трудовой деятельностью (социальные пособия, налоги, штрафы и т п.) и признать минимальную заработную плату социальным нормативом, обеспечивающим по крайней мере физиологическое воспроизводство рабочей силы. Создание действенной системы защиты наемных работников че рез механизм социального партнерства. Без тройственного союза государства, предпринимателей и профсоюзов, без их позитивного сотрудничества и взаимного приспособления на различных уровнях невозможно построить работающую социально ориентированную модель экономики. Направления защиты наемных работников и возможные механизмы их реализации. Среди них важнейшими являются следующие: Правовая защищенность наемных работников. В настоящее время разрабатывается ряд новых правовых документов, охватывающих область социально-трудовых отношений - "Трудовой кодекс РФ" и федеральный закон "Об особенностях регулирования трудовых отношений в организациях, в отношении которых их участники имеют обязательственные права" (далее - Закон), ставящие благую цель -поднять реальный уровень защищенности наемных работников в целом и особенно в частном секторе При этом разработчики законопроектов утверждают, что хотя в случае их принятия "формальное положение работника ухудшится", но "на деле произойдет усиление его правовых и социальных гарантий". |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |