на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Интеграционные процессы в развивающемся мире


Переговоры между "Мерко­сур" и ЕС пока не дали конкрет­ных результатов, и предстоит весьма длительный период поис­ка взаимоприемлемых решений. Однако это не связано с экономи­ческими   трудностями   стран "Меркосур", а отражает долго­срочные и глубинные проблемы либерализации   международной торговли.

Трудности в переговорах ЕС - "Меркосур" представляются ча­стным случаем более общей про­блемы регулирования междуна­родных потоков товаров. После "Уругвайского раунда" перегово­ров в рамках ГАТТ, завер­шившегося в 1994 г. созданием ВТО, наступила явная пауза. По­пытки начать новый раунд пере­говоров в ноябре 1999 г. в Сиэтле закончились провалом. Очевидно, что традиционные методы либе­рализации торговли, связанные с ликвидацией нетарифных огра­ничений и снижением тамо­женных пошлин, в значительной мере исчерпали свой потенциал. Требуются принципиально новые механизмы, к внедрению которых пока не готовы ни развитые стра­ны, ни государства "третьего ми­ра". Данное обстоятельство яв­ляется дополнительным свиде­тельством неравномерности раз­вития процесса глобализации.

Однако следует отметить, что если переговоры между ЕС и "Меркосур" увенчаются успехом (даже   позже   первоначально определенного срока), то впервые в мире будет достигнуто межре­гиональное соглашение о свобод­ной торговле между двумя круп­нейшими географически отдален­ными региональными экономиче­скими объединениями. В резуль­тате возникнет, с одной стороны, прецедент, означающий в прин­ципе возможность развития более тесного межрегионального эконо­мического сотрудничества по пу­ти к глобальному сотрудничеству, а с другой - у ВТО появится не­обходимость добиваться, чтобы новое, самое крупное экономиче­ское объединение не препятство­вало развитию внешней торговли всех стран - членов этой органи­зации.

В настоящее время ведется проработка   детального  плана вхождения Чили в "Меркосур" на правах полноправного участника. Созданы три комиссии. Первая занимается юридической под­держкой планируемого интегра­ционного процесса. Вторая выра­батывает меры, направленные на либерализацию торговли стран - участников блока. Работа третьей посвящена самому сложному во­просу - созданию единого уровня импортных пошлин. Комиссии собирались в сентябре 2001 г. в Бразилии и в октябре того же года в Уругвае. Страны "Мерко­сур" намечают завершить подго­товку программы вхождения Чи­ли в блок во второй половине 2002 г.

Иначе видят ситуацию в самой Чили. Импортные пошлины там составляют 9%, а к 2003 г. власти намерены установить их на уров­не 6 % . Таким образом, экономика Чили является более открытой, чем государств "Меркосур", где ввозные пошлины составляют в среднем 14%. Поэтому пока не удастся договориться о едином уровне пошлин, Чили оставляет за собой право вести переговоры с другими торгово-экономическими группировками, такими как ЕС и НАФТА, а также с отдель­ными странами.

Такая позиция нравится дале­ко не всем в "Меркосур", и там раздаются голоса о том, что "речь идет не о вступлении блока в Чи­ли, а о вступлении Чили в блок". С другой стороны, экономика Чи­ли пока ничего не теряет от того, что страна не вошла в блок. Объ­единение, в свою очередь, безус­ловно окрепло бы при присоеди­нении к нему Чили. Речь идет не о чилийском экономическом по­тенциале, который не так велик. Через Чили страны "Меркосур" получили бы больше возможно­стей для торговли с государства­ми азиатско-тихоокеанского ре­гиона.

В целом по поводу возмож­ности   вхождения   Чили   в "Меркосур" все еще не существу­ет единого мнения. Однако, не­смотря на "чилийскую историю", в последнее время "Меркосур" смог продвинуться на пути к до­стижению торговых соглашений с Китаем, Японией, Республикой Корея, Россией, а также Евро­пейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), включающей Швейцарию, Норвегию, Ислан­дию и Лихтенштейн.

Ведутся переговоры "Меркосур" с Андской группой. Однако оче­видно, что переговоры о форми­ровании зоны свободной торговли между двумя объединениями те­ряют практический смысл в свете проблем, вставших перед участ­никами обеих группировок. Нель­зя полностью исключать возмож­ности того, что события послед­них лет подтолкнут к процессу постепенного   расформирования Андского сообщества с после­дующим включением его отдель­ных членов в состав "Меркосур". При всех обстоятельствах, объяв­ление   Эквадором   о   начале "долларизации" своей экономики ставит на повестку дня вопрос о коренном пересмотре условий функционирования Андского со­общества.

В конце 2000  г. страны "Меркосур" подписали рамочное соглашение о свободной торговле с ЮАР. Соглашение с ЮАР мо­жет придать региональному инте­грационному   проекту   новое трансатлантическое измерение.

Бразилия, Мексика и Чили (в меньшей мере Аргентина) пред­приняли в последнее время се­рьезные шаги для развития но­вых форм организации техноло­гического пространства, в том числе бизнес-инкубаторов и технопарков. Начали действовать региональные (например, "Прог­рамма Боливар") и межрегио­нальные ("Ибероэка" совместно с Испанией) программы содействия техническому   перевооружению латиноамериканских предприятий.

Для ибероамериканского сооб­щества программа  "Ибероэка" является своеобразным аналогом известной европейской програм­мы "Эврика". Соглашение о реа­лизации программы "Ибероэка" было подписано официальными представителями 21 страны в 1984 г. В качестве наблюдателей в  ней  участвуют  ЮНЕСКО, ЭКЛАК, ОАГ и МБР. В 1988 г. началась  реализация  подпро­граммы содействия технологи­ческому развитию ибероамериканских стран, а в 1991 г. - осу­ществление проектов технологи­ческого обновления предприятий на основе прямого сотрудни­чества между ними. | 6 |

2.5. Специфика региональных и субрегиональных объединений в Африке

Со­труд­ни­че­ст­во и ин­те­гра­ция су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся от по­доб­ных про­цес­сов в дру­гих ре­гио­нах. С 50-60-х го­дов да и в на­стоя­щее вре­мя су­ще­ст­ву­ет идея об­щекон­ти­нен­таль­но­го под­хо­да к ин­те­гра­ции, при этом на про­тя­же­нии 60-80-х го­дов аф­ри­кан­ские тео­ре­ти­ки раз­ви­ва­ли идею опо­ры на соб­ст­вен­ные си­лы, т.е. ин­те­гра­ция долж­на по­зво­лить ос­во­бо­дить­ся от влия­ния политики развитых стран, вы­вес­ти из не­эк­ви­ва­лент­но­го об­ме­на. Од­на­ко ре­зуль­та­ты бы­ли не­зна­чи­тель­ны, ин­те­гра­ция бы­ла за­труд­не­на.

До­ля внут­ри­ре­гио­наль­ной тор­гов­ли на 1993 год со­став­ля­ла при­бли­зи­тель­но 5%. Это вы­зва­но ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми эко­но­мик аф­ри­кан­ских стран:

·     мо­но­куль­тур­ность;

·     од­но­тип­ность эко­но­ми­че­ских струк­тур.

В 1991 го­ду бы­ло под­пи­са­но со­гла­ше­ние об Аф­ри­кан­ском эко­но­ми­че­ском со­об­ще­ст­ве, ко­то­рое бы­ло ра­ти­фи­ци­ро­ва­но в 1994 го­ду.

Цель: соз­да­ние эко­но­ми­че­ско­го сою­за, как выс­шей це­ли ин­те­гра­ции.

На­ме­че­но прой­ти ста­дии:

        фор­ми­ро­ва­ние пан­аф­ри­кан­ской ЗСТ

        та­мо­жен­ный со­юз

        об­щий ры­нок

        еди­ный ва­лют­ный со­юз

На­ме­че­но, что пе­ре­ход­ный пе­ри­од со­ста­вит 34 го­да (до 2025 го­да).

Ре­гио­наль­ное со­труд­ни­че­ст­во раз­ви­ва­ет­ся че­рез суб­ре­гио­наль­ные груп­пи­ров­ки.

ЭКО­ВАС - эко­но­ми­че­ское со­об­ще­ст­во го­су­дарств в За­пад­ной Аф­ри­ке, соз­да­но в 1975 го­ду, на­счи­ты­ва­ет 16 чле­нов, в т.ч. Бе­нин, Бур­ки­на Фа­со, Га­на, Ма­ли.

Це­ли:

1. соз­да­ние в те­че­ние 15 лет аф­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка;

2. про­ве­де­ние со­вме­ст­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки.

В рам­ках этой ор­га­ни­за­ции соз­дан Фонд со­труд­ни­че­ст­ва, ком­пен­са­ции и раз­ви­тия. Та­мо­жен­ные по­шли­ны бы­ли от­ме­не­ны на 80% взаи­мо­по­став­ляе­мой про­дук­ции, но внут­ри­ре­гио­наль­ный обо­рот ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми со­став­ля­ет все­го 5%, на этом ос­но­ва­нии мож­но ут­вер­ждать, что зна­че­ние груп­пи­ров­ки не ве­ли­ко. Боль­шое зна­че­ние в рам­ках ЭКО­ВАС име­ли про­ек­ты в об­лас­ти элек­тро­энер­ге­ти­ки, в гор­но­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, до­рож­ном строи­тель­ст­ве. Был ус­та­нов­лен сво­бод­ный ре­жим пе­ре­ме­ще­ния гра­ж­дан и их иму­ще­ст­ва, соз­дан банк с ус­тав­ным фон­дом в 100 млн. $.

ЮДЭ­АК - та­мо­жен­ный и эко­но­ми­че­ский со­юз стран Цен­траль­ной Аф­ри­ки.

1964 год - 5 стран: Га­бон, Ка­ме­рун, Кон­го, Чад, Эк­ва­то­ри­аль­ная Гви­нея. Соз­дан для раз­ра­бот­ки со­вме­ст­ных эко­но­ми­че­ских про­грамм, уни­фи­ка­ции на­ло­го­вых сис­тем, льгот­ных та­мо­жен­ных ус­ло­вий для чле­нов сою­за (осо­бен­но не имею­щих вы­хо­дов к мо­рю), функ­цио­ни­ру­ет банк раз­ви­тия, фонд со­ли­дар­но­сти.

Од­на­ко ин­те­гра­ция раз­ви­ва­ет­ся поч­ти фор­маль­но.

Эко­но­ми­че­ское со­об­ще­ст­во стран Ве­ли­ких озер - стра­ны быв­шей зо­ны бель­гий­ско-фран­цуз­ских ко­ло­ний.

1976 год - вы­дви­ну­то пред­ло­же­ние о соз­да­нии эко­но­ми­че­ско­го сою­за (Бу­рун­ди, За­ир, Ру­ан­да). Бы­ла при­ня­та про­грам­ма со­труд­ни­че­ст­ва в об­лас­ти ры­бо­лов­ст­ва, борь­бы с эпи­де­мия­ми. Су­ще­ст­ву­ют над­на­цио­наль­ные ор­га­ны.

2.5.1. Зона свободной торговли в Африке

Как сообщает газета "Financial Times", девять стран Восточной и Южной Африки сформировали зону свободной торговли (ЗСТ) на территории с населением в 170 млн. человек. Емкость единого рын­ка оценивается в 128 млрд. долл.

Эти девять государств наряду с еще 12 странами являются участниками Общего рынка для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), который был основан в 1983 г. как зона преференциальной торговли. В планы этой организации входит полная эко­номическая интеграция, состав­ными элементами которой долж­ны стать переход к свободной миграции вначале только квалифицированного персонала (к 2004 г.), затем всего населения (к 2014 г.) и, наконец, формирование валютно­го союза (к 2025 г.).

Первоначально все торговые барьеры во внутрирегиональных связях отменяют Джибути, Еги­пет, Замбия, Зимбабве, Кения, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Судан. Сохраняются ввозные по­шлины на товары, закупаемые в странах - неучастницах группи­ровки. В 2001 г. к указанной де­вятке   присоединились еще шесть стран, входящих в КОМЕСА. Экономическая интеграция за­труднена серьезными политиче­скими разногласиями. По крайней мере пять стран из Общего рынка (Ангола, ДР Конго, Зимбабве, Руанда, Уганда) занимают раз­личные позиции в отношении поддержки противоборствующих сил в войне в ДР Конго. Еще два государства КОМЕСА - Эфиопия и Эритрея - до недавнего време­ни вели между собой пригранич­ную войну.

Наблюдатели обращают внима­ние на значительную неоднород­ность стран - членов КОМЕСА. По величине ВВП Египет (89,2 млрд. долл. в 1999 г.) в 9 раз превосхо­дит следующего по объему ВВП участника группировки - Кению. У самого маленького государства, входящего в указанную орга­низацию, - Джибути - ВВП со­ставляет мизерную величину - приблизительно 500 млн. долл. Внутрирегиональная торговля в КОМЕСА крайне мала - 1,5 млрд. долл. (1998 г.), хотя и заметно выросла после вступления в нее в позапрошлом году Египта. На долю внутрирегиональных сде­лок приходится 7,7% всего объ­ема экспорта стран - участниц КОМЕСА, тогда как 30 лет назад - 9 %. Для всего континента дан­ный показатель заметно выше -10,5%. При анализе этой статис­тики следует принимать во вни­мание специфику официальных источников,  не  учитывающих контрабандные поставки, объем которых достаточно велик.

За исключением Египта ни одна из стран - участниц группи­ровки не располагает более или менее крупной обрабатывающей промышленностью, а большин­ство (особенно Кения, Зимбабве и Замбия) прошли в 90-х годах че­рез этап деиндустриализации. Все члены КОМЕСА рассчиты­вают на возможность обратного процесса после провидения и ре­гионе серии интеграционных ме­роприятий. Однако, как отмечается в до­кладе "Конкурентоспособность аф­риканских стран" (подготовлен Всемирным экономическим фо­румом), такие расчеты недоста­точно обоснованны. Конкуренто­способность Мадагаскара, Зим­бабве и Кении одна из самых низких в Африке. Положение Малави в этом отношении нена­много лучше. Экспорт продукции обрабатывающей промышленнос­ти из Египта и стран, располо­женных к югу от Сахары, состав­ляет примерно 16,7 млрд. долл. в год, причем на долю ЮАР прихо­дится почти 60% этой суммарной величины, а Египта, Маврикия и Зимбабве - еще 20%.

В подобных условиях вполне понятны опасения стран, распо­лагающих обрабатывающей про­мышленностью, которая находит­ся на стадии первичного форми­рования: по мере перехода к сво­бодной торговле возможно усиле­ние деиндустриализации. "Афри­канские карлики" обеспокоены тем, что промышленные компании из Египта и ЮАР (последняя не является участницей КОМЕСА) скорее всего, увеличат свою долю на региональном рынке, а степень их собственной зависимости от производства и экспорта мине­рального и сельскохозяйственного сырья возрастет.

По этой причине такие члены группировки, как Уганда, остают­ся в роли наблюдателей и пока почти не участвуют в интеграци­онных мероприятиях. Другие, на­пример Танзания и Мозамбик, вообще отказались от их реали­зации.

Эксперты МБРР и некоторых других международных органи­заций не поддерживают идею о том, что ЗСТ в Африке будут способствовать активизации внутрирегионального предпринимате­льства. Некоторые специалисты считают, что проблемой является не столько существование  та­рифных и нетарифных барьеров, сколько действие таких ограни­чительных факторов, как слабое развитие инфраструктуры, вы­сокий уровень транспортных из­держек, дефицит квалифициро­ванных кадров и пр. Предста­вители официальных и деловых кругов в странах КОМЕСА опа­саются усиления поляризации среди участников группировки.

Экспансия южноафриканских фирм в странах Африки - даже в условиях отсутствия префе­ренциальной торговли - беспоко­ит многие государства, располо­женные к северу от ЮАР, на­пример Кению. Особый повод для опасений (в первую очередь восточноафриканских стран) - активное участие Египта в де­монтаже торговых барьеров.

Эксперименты с ЗСТ в Аф­рике до сих пор не принесли ощутимых позитивных резуль­татов. Внутрирегиональная тор­говля развита на континенте го­раздо слабее, чем в Латинской Америке или Восточной и Юго-Восточной Азии. Как отмечается в годовом докладе Африканского банка развития, "наблюдается стагнация внутрирегиональной торговли или даже некоторое ее сокращение".  Слабость  меж­африканского   сотрудничества связана с такими структурными факторами, как низкий уровень доходов и значительная удален­ность рынков. Эксперты банка предупреждают, что региональ­ная интеграция с упором на тор­говлю может оказаться "контр­продуктивной", поскольку не ис­ключаются негативные послед­ствия для индустриализации и динамики экономического разви­тия. В частности, источником им­порта может стать не Восточная Азия с ее относительно дешевы­ми товарами, а такие страны, как ЮАР, Египет и Кения.

Некоторые экономисты отдают предпочтение торговым соглаше­ниям между Севером и Югом, наподобие заключенного между ЮАР и ЕС. В то же время подго­товка этих документов сопряжена с большими трудностями, по­скольку, например, Европейский союз крайне осторожно подходит к обеспечению доступа на свой рынок.

Другие специалисты считают, что наступил период "африкан­ского возрождения" и странам континента  необходимо  брать решение своей судьбы в соб­ственные руки. | 8 |


ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 ТРЕХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

3.1. Египет

В конце 80-х годов Египет стоял перед проблемами низкой производительности и неэффективного управления экономикой, вызванного неблагоприятным социальным положением чрезмерно роста населения, высокой инфляцией и скученностью жителей в городах. Перед лицом этих проблем, начиная с 1991 г., Египет начал структурную реорганизацию экономики и всестороннюю макроэкономическую стабилизацию. Эти усилия были поддержаны Международным Валютным Фондом, предоставившем стране три займа, последний в сентябре 1998 г. Эффективные реформы и участие страны в войне в Заливе привело к списанию долгов Парижским клубом. Правительство обуздало инфляцию, снизило дефицит бюджета и накопило необходимые запасы валюты. Хотя темп структурных преобразований, принятия новых законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и приватизации, идут медленнее, чем требуют эксперты из МВФ, рост иностранных инвестиций продолжается. Ноябрьский теракт против туристов в Луксоре привел к спаду валютных поступлений и, как следствие, замедлился рост ВВП. Медленный прирост туристских показателей и падение цен на нефть привело к снижению валютных поступлений, но валютный кризис не наблюдается.

Таблица 3.1.

Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, и ВНП на душу населения в 1998 и 1999 гг.

1998

1999

ВНП (в млн. дол. США). 79 185 87 530
ВВП (в млн. дол. США). 82 710 92 413
ВНП на душу населения (в дол. США) 1 290 1 400

Около 98% земель Египта покрыты пустынями, на остающиеся 2% пахотных земель очень плодородны - в год снимается несколько урожаев. Из-за нехватки земель, проблема занятости населения так и не была решена в стране с начала 20 в., несмотря на все попытки по развитию несельскохозяйственных отраслей. Запасы минеральных ресурсов Египта также весьма ограничены. Поиски нефти начались еще в 1908 г., но существенных результатов удалось добиться только к 1970-ым гг. К началу 1980-х гг. Египет занял неплохие позиции в мире по объемам добычи нефти, хотя по меркам Ближнего Востока - этот показатель весьма скромен. В Исне, Хамравайне, Сафадже найдены наиболее крупные месторождения фосфатов. На Синайском полуострове ведется добыча угля. В Восточной пустыне с 1967 г. добывают марганцевые руды. Близ Асуана добывают железную руду, ее поиск ведется близ оазиса аль-Вахат аль-Бахрия. В Египте найдены месторождения хромовых, урановых руд, золота.

Таблица 3.2.

Структура ВВП Египта в 1995-1999 г.

 

1995

1996

1997

1999

Сельское хозяйство 16% 17% 16% 17%
промышленность 34% 32% 31% 32%
сектор услуг 50% 51% 53% 51%

Развитию собственной индустрии в 20 в. долгое время мешала политика открытого внутреннего рынка. Крушение колониальной британской империи и рост арабского национализма способствовали созданию и дальнейшему развитию промышленных отраслей.

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики Египта. Оно вносит существенный вклад в валовой национальный продукт, предоставляет работу большей части экономически активного населения, его продукция приносит немалые валютные поступления. Огромные трудозатраты и инвестиции были вложены в развитие ирригационной системы страны: строительство каналов, дамб, насосных станций, широко применяются пестициды и удобрения. В отличии от сельского хозяйства других развивающихся стран Африки, сельское хозяйство Египта носит не натуральный, а сугубо коммерческий характер. Зерновые культуры составляют три четверти всего сельскохозяйственного производства. Остальная часть приходится на долю животноводства, овощеводства и плодоводства. Основная экспортная культура в сельском хозяйстве - длинноволокнистый хлопчатник. Под хлопковые плантации отведена пятая часть всех пахотных земель, этот сорт хлопок составляет основу экспортной торговли Египта. Третья часть мировых урожаев длинноволокнистого хлопчатника приходится на Египет, хотя в мировом производстве всего хлопка доля Египта составляет около 3%.

Таблица 3.3.

Внешняя торговля Египта в 1993/94 - 1999 гг. (млрд. дол. США).

1993/94

1994/95

1995/96

1996/97

1997/98

1999

Экспорт 3,1 5,4 4,6 5,1 5,5 4,6
Импорт 11,2 15,2 13,8 15,5 16,7 15,8

Состав экспорта: сырая нефть, нефтепродукты, химикаты, хлопок и хлопчатобумажные ткани, металлопрокат
Состав импорта: машин и оборудования, продовольствия, удобрений, леса. | 10 |

3.1.1. Зона свободной торговли между США и Египтом

Недавно состоялся визит в США министра экономики и внешней торговли АРЕ Ю. Гали, по окончании которого было объ­явлено о том, что в начале теку­щего года должны начаться пере­говоры между США и Египтом о создании зоны свободной торгов­ли (ЗСТ). Пересмотр содержания сотрудничества между США и АРЕ будет происходить с учетом ключевой роли Египта в регионе и новых инициатив, направлен­ных на ослабление напряжен­ности на Ближнем Востоке.

В специальном докладе, под­готовленном Египетским центром экономических исследований, от­мечается, что в 1997 г. Египет дал согласие на предложение амери­канской администрации изучить целесообразность заключения двус­тороннего соглашения о свобод­ной торговле. Позже были прове­дены встречи экспертов из обеих стран, а в 1999 г. - подписано со­глашение, регулирующее взаим­ное сотрудничество в торговой и инвестиционной сфере. Именно оно послужило базой для начала официальных переговоров по во­просу о создании ЗСТ. Предпола­гается подписание специального двустороннего соглашения, пред­усматривающего либерализацию в сфере торговли и услуг, которое будет способствовать продвиже­нию египетских товаров на рынок США и притоку американских инвестиций в экономику АРЕ. В результате станет возможным сохранить высокие темпы приро­ста ее ВВП, который в настоящее время составляют 6,5% при годо­вом уровне инфляции 2,2%.

Размеры грантов, предостав­ляемых США Египту, скорее все­го, сократятся, поэтому состави­тели доклада считают необходи­мым изыскать альтернативные финансовые механизмы для реа­лизации национальной програм­мы экономических реформ.

В докладе сообщается, что по объему полученной от США фи­нансовой помощи Египет зани­мает 2-е место в мире: в 1979 -2000 гг. от Соединенных Штатов поступило 54,5 млрд. долл. Эко­номическая помощь США (без военной) в пересчете на год до­стигает в среднем 815 млн. долл., однако  четко  прослеживается тенденция к ее сокращению. Предполагается, что к 2010 г. она уменьшится на 40%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.