на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Интеграционные процессы в развивающемся мире


Необходимо отметить также следующее. Функцио­нирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра про­изводимых и потребляемых товаров. В сферу интегра­ционной деятельности на этом этапе постепенно попа­дают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производ­ственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые фи­нансовые институты, банки, страховые компании игра­ют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей  таможенно-тарифной  политики   остаются   такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интегра­ции является единый рынок (ЕР). К настоящему време­ни этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не ис­ключено, что в перспективе, по мере продвижения впе­ред других подобных интеграционных структур, воз­никнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практи­ки ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политиче­скими. Не­смотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: раз­личия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при созда­нии ТС, например, в Европе, не предвиделось возник­новения подобных трудностей. В период особенно сла­бого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действи­тельно единого" внутреннего рынка требует гармониза­ции большого количества законодательств и норм, ка­сающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обяза­тельных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР.  Тре­тья задача — разработка общей политики развития от­дельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, ка­ков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и по­требностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были оп­ределены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, допол­няющих беспрепятственное перемещение товаров.

 Не­обходимо обозначить и следующую пятую задачу, ре­шаемую при создании ЕР: формирование общих фон­дов содействия социальному и региональному разви­тию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удов­летворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных про­цессов. Эти экономические шаги обусловливают согла­сование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отво­дится введению системы мер, предотвращающих нару­шения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формиро­вания специальных, в том числе наднациональных, ор­ганов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европей­ский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, бу­дут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит ре­шать интеграционным группировкам, потребуют созда­ния и использования соответствующего инструмента­рия.

• Строительство ЕР должно завершиться создани­ем подлинно единого экономического, правового и ин­формационного пространства и дать импульс для пере­хода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в схема­тичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза опреде­ляются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономи­ческого развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционирова­нию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом по­следнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение еди­ной валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

ГЛАВА II.  РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 80% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все ази­атские страны, кроме Японии, Южной Кореи и Израиля, все страны Аф­рики, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характери­зуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, ко­торые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и историче­ские корни.

Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему — их слаборазвитость и отсталость.

Слаборазвитость выражается в качественной неод­нородности и системной неупорядоченности общества, со­стоящего из различных экономических и неэкономических ин­ститутов современного и традиционного типов, а также пере­ходных промежуточных институтов.

Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, ко­торое характеризуется низким уровнем развития производи­тельных сил. Исторически отсталость выражается в виде отста­вания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада. Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г., например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уро­вень жизни в развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае, только на 10—20% выше.

Отсталость привела к расширению первоначального разрыва в уровнях экономического развития. В середине 90-х годов те­кущего столетия разрыв между двумя группами стран составил 20:1, а в 1985 г. - 19,2:1.

Следовательно, отсталость развивающихся стран имеет два аспекта — общеисторический и современный, связанный с низким уровнем развития. Общеэкономическое отставание до­полняется диспропорциональностью всего воспроизводствен­ного процесса, проявляется в дезинтегрированности хозяйст­венных секторов, в конкретных формах отставания.

Отсталость развивающихся стран порождает специфику их со­циальных и экономических проблем. Решение каждой из них — обеспечение экономического роста, занятости, распределения и т.д. — предполагает особые подходы, которые отличны от ис­пользуемых в промышленно развитых странах.

Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависи­мость от промышленно развитых государств Запада. Экономиче­ское развитие колоний определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий, вывозивших сырье из них. Потребности метрополий в сырье определяли динамику экономического разви­тия колоний, т. е. импульсы экономического развития шли из за­падных стран. Положение мало изменилось в последние десятиле­тия. В 1989 г. в годовом обзоре ЮНИДО отмечалось: «Имеются серьезные признаки того, что развивающиеся страны в течение определенного времени будут скорее в роли воспринимающих мировые структурные сдвиги, чем генератором собственных на базе внутренней динамики индустриализации».                   

Зависимое развитие проявляется во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран. Отсталая структура экономики, низкий уровень производительных сил, их традиционно, аграрно-сырьевая специализация, колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию развивающихся стран на индустриальные государства Запада. Их внешнеэкономические связи развиваются преимущественно по линии  Юг-Север. Низкий уровень производительности труда приводит к несоответствию индивидуальных затрат развивающихся  стран общественно необходимым международным. Это ведет к потере этими странами в процессе обмена части прибавочного продукта, что объективно отражается в пропорциях и динамике мировых цен.

Неблагоприятные условия конкуренции нередко использу­ются ТНК, глубоко проникшими в экономику многих стран, для навязывания развивающимся государствам монопольных цен, которые отклоняются вниз при закупке и вверх при про­даже от преобладающих общемировых. Так происходит на тех рынках, где доминирование или сговор ТНК позволяет им ло­мать механизм конкуренции и улавливать дополнительную прибыль.

В итоге зависимость проявляется в отношениях доминиро­вания и подчинения, которые в последние десятилетия реализуются экономически. Она охватывает многие виды связей ме­жду индустриальными и развивающимися странами, воздейст­вует на политику, идеологию, культуру. Это, однако, не означа­ет, что центры капитализма управляют процессами развития стран Третьего мира. Степень зависимости каждого конкрет­ного государства может меняться — ослабевать или усиливать­ся. Во многом это обусловлено состоянием мирового хозяйства, характером экономической и социальной политики развиваю­щихся стран, способствующей развитию либо «филиальной», либо национальной экономики.

Развивающиеся страны отличаются от промышленно разви­тых социальной структурой общества. Деление на классы не всегда профилирует их социальную структуру. Социальные ор­ганизмы особенно афро-азиатских стран включают в себя раз­личные образования — классовые, неклассовые (этнические, религиозные, кастовые и другие общности) и внеклассовые (пауперизированные слои, утратившие регулярную связь с об­щественным производством). Становление товарных отноше­ний в этих странах сопровождалось распространением деклассирования. Это связано с тем, что при затяжной трансформа­ции представители низших укладов выталкивались из привыч­ной экономической среды, лишались традиционных источни­ков существования. Взаимодействие между всеми этими обра­зованиями сложное и неустойчивое. Неклассовые и внеклассо­вые элементы социальной структуры накладывают отпечаток на общественное развитие в целом. Необходимость обеспечения экономического прогресса при огромных нищете и голоде при­водит к периодическим резким обострениям социальной обста­новки, что находит выражение в отменах политической демо­кратии, в репрессиях сверху и в различных вариантах действий снизу — в выступлениях низов вплоть до проявления экстре­мизма, погромов и индивидуального террора.

Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером со­циальных отношений, связями, основанными на родстве, со­седстве, роде, племени и т.д. В целом ряде стран Третьего мира не сформировалось разветвленное и прочное гражданское об­щество — социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства. Как из­вестно, институты гражданского общества выполняют в соци­альной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государст­венного аппарата значительно обгоняют формирование инсти­тутов гражданского общества. Элементы гражданского общест­ва, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы. Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобла­дают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.

Социальность общинного типа доминирует в традиционных секторах. Стремление удержать общинные принципы социаль­ности усиливается, когда разрушается изолированность тради­ционных социальных преобразований. Данные явления отме­чаются в африканских, азиатских и латиноамериканских госу­дарствах.

Развивающиеся страны отличаются от стран Запада не только по социально-экономической структуре, уровню эконо­мического развития. Общественные структуры этих стран раз­вивались в рамках различных локальных цивилизаций и содер­жат в себе разное социокультурное наполнение.

Таким образом, совокупность проблем отсталости, зависи­мости, многоукладности дает общую картину развивающихся стран. Экономика развивающихся стран отлича­ется от промышленно развитых капиталистических стран как степенью развития, так и моделью производства и распределе­ния материальных благ.

Задачи преодоления отсталости и зависимости в значитель­ной мере цементируют связи внутри развивающегося мира и создают общие направления экономической и социальной по­литики, выявляют истоки, содержание и пределы их единства.

2.1. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран

Характерной чертой развивающегося мира выступает нарас­тающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80—90-е годы. Он развивается по различным направлениям — уровням экономического развития; народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве. Неравномерность социально-экономического развития частично унаследована от колони­ального периода.


2.2. Появление новых индустриальных стран.

Расширение про­мышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие соответствующих добывающих отрас­лей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так, Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция кото­рых вывозилась в метрополию. Накануне Второй мировой вой­ны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной метал­лургии.

В 1938 г. на 13 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. — 70,1%.

В 50—60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индо­незия, Иран, Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в про­мышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу по­литических потрясений в ряде перечисленных выше стран тем­пы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.

В 70-е годы повысилась доля латиноамериканских стран. Этот рост происходил на фоне довольно резкой неравномерно­сти их экономического развития, и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Мексикой. Среднегодовые темпы ВВП Бразилии в 60—70-е годы достигали 7,1%, Мексики — 6,2%. В начале 80-х годов на территории этих стран производи­лось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов — немно­гим более 2/5.

Подобные тенденции в этот период были характерны для стран Ближнего и Среднего Востока, доля которых увеличилась с 15 до 19% ВВП стран Третьего мира. Такое ускорение разви­тия объяснялось нефтяным бумом 70-х годов. В других регио­нах за исключением дальневосточных стран экономический рост оказался замедленным.

В ходе промышленного развития выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). В 70—80-е годы для них были характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономи­ческого развития почти всех НИС стала обрабатывающая про­мышленность. Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары обрабатывающей промышленности. У 15 стран они превышают 50% их экспорта.

В экономическом развитии для большинства из них харак­терны тенденции, присущие зрелой капиталистической эконо­мике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых стра­нах образовались ТНК. Особенно отчетливо это проявилось в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине. Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточно-азиатскими. Но в азиатских НИС сформировался более широкий крут источников финансирования развития. В этой подсис­теме развивающегося мира создавались преимущественно тру­доемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. В латиноамериканских НИС основной упор был сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности. В силу ряда факторов в 80-е годы латиноамериканские НИС оказались в кризисном состоянии: бремя долгов превысило возможности их погашения.

В 80-е годы появилось второе и третье поколения новых индустриальных стран, в их числе Малайзия, Таиланд, Индоне­зия, Индия, Филиппины.


Таблица 2.1.

Экономический прогноз по странам с развивающимся рынком                   на 1999 – 2002 годы

Эксперты "Deutsche Bank" подготовили прогноз, касающийся динамики ВВП (I, %), уровня инфляции (II, %) и состояния платежного баланса по текущим операциям (III, млрд. долл.) в странах с разви­вающимся рынком, данные из которого приводятся ниже.     

                                    I                                     II                                   III

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Страны Азии 6,4 7,1 5,6 5,8 1,3 1,9 3,3 2,9 108,7 81,6 47,0 37,2
Гонконг (КНР) 2,9 9,5 4,3 4,9 -4,0 -3,6 1,5 2,2 1,6 3,4 -1,9 -1,6
Индия 6,4 6,3 6,8 6,8 3,3 6,6 5,8 5,0 -2,8 -5,6 -6,5 -7,0
Индонезия 0,3 4,5 3,2 4,2 20,5 3,7 8.0 3,1 5,8 7,6 4,5 6.5
Китай 7.1 8,0 7,4 7,0 -1,4 0,2 1,7 1,5 15,7 8,3 6,1 -3,0 .
Респ. Корея 10,7 8.9 4,8 5,0 0,8 2,2 3,2 2,5 24,5 11,9 6,9 5,8
Малайзия 5,8 8,5 4,8 4,8 2,8 1,5 3,3 2,5 12,6 8,7 6,6 3,0
Сингапур 5,4 10,0 5,3 6,5 0,0 1,4 2,1 1,3 22,6 23,0 20,2 18,9
Тайвань 5,7 5,0 3,0 3,9 0,2 1,3 2,7 2,7 10,9 8,3 6,3 6,1
Таиланд 4,2 4,2 4,0 4,8 0,3 1,6 2,2 3,0 12,5 9,1 6,2 2,0
Филиппины 3,3 3,9 1,6 3,2 6,6 4,2 4,9 4,5 7,9 7,6 7,5 6,8
Лат. Америка 0,1 4,1 3,4 3,9 8,8 7,3 5,8 5,3. -54,5 -47,7 -58,5 -69,8
Аргентина -3,4 -0.1 2,0 2,9 -1,2 -0,9 -0,3 1,0 -12,3 -11,0 -11,1 -11,2
Бразилия 0,8 4.0 3,8 4,0 4,9 7,0 5,1 4,5 -24,4 -25,5 -26,9 -27,4
Венесуэла 6,1 3,2 3,0 3,0 23,6 16,3 14,1 15,0 5,5 13,8 12,3 7,5
Колумбия -4,3 3,1 2,5 3,0 11,2 9,5 8,4 8,1 -0,2 -0,4 -1,6 -2,4
Мексика 3,7 7,1 3,9 4,5 16,6 9,5 8,2 , 6,8 -14,0 -18,1 -22,8 -28,0
Перу 1,4 3,8 2,8 3,5 3,8 3,8 3,8 3,6 -1,8 -1,7 -1,6 -1,6
Чили -1.1 5,6 5,0 5,5 3,3 3,8 4,0 3,4 -0,1 -0,9 -1,2 -1,6
Страны ЦВЕ и СНГ 2,0 4,6 4,0 4,1 30,6 17,2 13,8 9,5 -1,6 17,2 -5,2 -8,1
Венгрия 4,5 5,5 4,3 5,0 10,0 9,9 6,7 4,7 -2,1 -2,0 -2,6 -2,5
Польша 4,1 4,6 4,0 5,1 7,0 10,0 7,4 5,7 -11,6 -11,5 -11,1 -9,2
Россия 3.2 6,5 3,0, 3,2 85,7 20,8 18,8 11,7 25,0 42,8 20,4 17,5
Румыния -3,2 2,0 2,2 2,5 45,8 45,1 29,7 15,8 -1,3 -1,5 -1,6 -1,9
Словакия 1,9 2,1 2,8 3,4 10,6 12,0 6,6 5,6 -1,1 -0,7 -0,6 -0,9
Чехия -0,8 2,5 3,5 4,5 2,1 3,9 4,7 4,6 -1,1 -1,7 -1,9 -2,3
Турция -5.0 5,5 3,0 4,0 64,9 54,9 32,1 23,0 -1,4 -10,6 08,7 -8,2
ЮАР 1,9 3,2 3,5 3,0 5,2 5,4 5,8 4,3 -0,5 -0,1 -1,0 -1,4

2.1.2. Региональные различия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.