на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Интеграционные процессы в развивающемся мире


Изменения в темпах индустриализа­ции вызвали разноплановую динамику экономического роста различных регионов развивающегося мира, что привело к из­менению их положения в данной подсистеме и в мировом хо­зяйстве в целом. В 80-е годы значительно усилили свои пози­ции Восточная и Южная Азия, главным образом в результате быстрого экономического подъема восточно-азиатских стран. Сократилась в мировом производстве доля Западной Азии. Од­нако, несмотря на понижение доли стран Западной Азии, ази­атские государства в целом за годы независимости значительно упрочили свои позиции в мировом хозяйстве. Если в 1960 г. на них приходился 1% ВМП, то в 1997 г. — 13,6% (23,1% ВМП по покупательной способности валют). Позиции Латинской Аме­рики ослабли.

Важные изменения произошли в положении отдельных стран. В 1996 г. три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам — КНР, Индия, Бразилия. Объем их ВВП, подсчитанный на основе паритета покупательной способно­сти валют, был выше, чем у Канады. По этим подсчетам КНР вышла на второе место в мире, уступая только США. Изменение экономического положения отдельных регионов и стран определяется многими факторами. Это различия в масштабах национального хозяйства, нацеленности минераль­ными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий разви­тия, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности. НИС развивались разными путями, используя различные модели развития. Высо­кие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопле­ния, использования современных технологий, высокой произ­водительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирова­ния и предпринимательства. Опыт восточно-азиатских стран показал, что правительственные бюрократы могут размещать ресурсы столь же эффективно, как и частные рынки.

Таиланд, Тайвань, Южная Корея выступали опорными пункта­ми в борьбе против социализма. Практически во всех этих странах существовали диктаторские или близкие к ним режи­мы. В силу этих факторов они оказались в сфере особых эко­номических интересов западных держав, прежде всего США и Японии. На долю этой группы стран приходилась почти поло­вина финансовых ресурсов, направлявшихся западными стра­нами Третьему миру.

Различия в уровне экономического развития стали драмати­ческими среди различных групп стран и регионов. Если в промышленно развитых странах Запада различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства увеличились. Дифференциация хозяйственного развития привела к эрозии политического единства развивающихся стран.

Ряд стран во второй половине XX столетия достигал темпов экономического развития, не имеющих аналогов для соответст­вующей стадии хозяйственного развития: Бразилия, КНР, Таи­ланд, Тайвань, Индонезия, Индия. Это привело к большому разнообразию хозяйственного развития стран мировой перифе­рии в 1960—1990 гг. — от -2,7% в год до +6,9% прироста ВВП на душу населения. Одни страны добились взрывного роста, другие — переживали резкий упадок.

2.4. Основные направления и особенности         

       латиноамериканской  интеграции

Ак­тив­ные цен­тры ин­те­гра­ции в раз­ви­ваю­щем­ся ми­ре - это Ла­тин­ская Аме­ри­ка, Аф­ри­ка, Ближ­ний Вос­ток и стра­ны Азии. Ин­те­гра­ция на этом уров­не - это ин­ст­ру­мент ос­лаб­ле­ния труд­но­стей.

Ин­те­гра­ция на­ча­ла ак­тив­но раз­ви­вать­ся в 50-60-го­ды. В 50-е го­ды в Ла­тин­ской Аме­ри­ке воз­ник­ла тео­рия “пе­ри­фе­рий­ной эко­но­ми­ки”. Гла­ва этой шко­лы - Ра­уль Пре­беш - до­ка­зы­вал, что от­ста­лая эко­но­ми­ка экс­плуа­ти­ру­ет­ся про­мыш­лен­но раз­ви­ты­ми стра­на­ми че­рез ме­ха­низм цен. От­сю­да вы­те­ка­ет важ­ней­ший ас­пект по­ли­ти­ки раз­ви­ваю­щих­ся стран - до­бить­ся ин­ду­ст­риа­ли­за­ции, при этом ин­ду­ст­риа­ли­за­ция долж­на про­во­дить­ся в пер­вую оче­редь в от­рас­лях, спо­соб­ных за­ме­нить им­порт (им­пор­то­за­ме­ще­ние). Боль­шая роль уде­ля­лась ре­гио­наль­ной ин­те­гра­ции. С ее по­мо­щью пред­по­ла­га­лось до­бить­ся сле­дую­щих ре­зуль­та­тов:

1.  за счет ре­гио­наль­но­го за­ме­ще­ния им­пор­та со­кра­тить за­ви­си­мость от                 

политики развитых стран, и как след­ст­вие, в мень­шей сте­пе­ни уча­ст­во­ -

вать в не­эк­ви­ва­лент­ном об­ме­не;

2.  пре­одо­леть узость на­цио­наль­ных рын­ков и рас­ши­рить ры­ноч­ный  

простор до оп­ти­маль­ных раз­ме­ров;

                    3.  обес­пе­чить пре­иму­ще­ст­во ко­ли­че­ст­вен­но­го про­тек­цио­низ­ма;

                    4.  уве­ли­чить ин­ве­сти­ци­он­ные воз­мож­но­сти ин­ду­ст­рии за счет при­вле­че­-

                      ния ино­стран­но­го ка­пи­та­ла:

·     рас­ши­ре­ние ре­гио­наль­но­го рын­ка рез­ко по­вы­сит за­ин­те­ре­со­ван­ность ТНК в ка­пи­та­ло­вло­же­ни­ях в Латинскую Аме­ри­ку;

·     воз­мож­ность ко­ор­ди­на­ции ин­ве­сти­ци­он­ной по­ли­ти­ки в ре­гио­наль­ном мас­шта­бе на ос­но­ве объ­е­ди­не­ния фи­нан­со­вых средств го­су­дарств ре­гио­на, за счет соз­да­ния пе­ре­рас­пре­ди­ли­тель­но-ком­пен­са­ци­он­ных ме­ха­низ­мов и т. д;

5.   ре­гио­наль­ная ин­те­гра­ция спо­соб­ст­ву­ет сни­же­нию на­пря­жен­но­сти пла­теж­но­го ба­лан­са и та­ким об­ра­зом ве­ла бы к ос­лаб­ле­нию про­бле­мы внеш­ней за­дол­жен­но­сти;

6.   осу­ще­ст­вить со­вме­ст­ное пла­ни­ро­ва­ние ин­ду­ст­риа­ли­за­ции на ос­но­ве взаи­мо­до­пол­няю­щих эко­но­ми­че­ских ком­плек­сов.

Се­го­дня су­ще­ст­ву­ют не­сколь­ко круп­ных ре­гио­наль­ных груп­пи­ро­вок:

      1. Ла­ти­но­аме­ри­кан­ская ас­со­циа­ция ин­те­гра­ции (ЛАИ), в ее рам­ках об­ра­зо­ва­ны:

·     Анд­ская груп­па

·     Ла­п­лат­ская груп­па

·     Ама­зон­ский пакт

2. Ка­риб­ское со­об­ще­ст­во (КА­РИ­КОМ) - ко­то­рая рань­ше на­зы­ва­лась Ка­риб­ская ас­со­циа­ция сво­бод­ной тор­гов­ли (КАРИФТА)

3.  Цен­траль­но-аме­ри­кан­ский об­щий ры­нок (ЦАОР)

4.  Ла­ти­но­аме­ри­кан­ская эко­но­ми­че­ская сис­те­ма (ЛА­ЭС)

5.  МЕР­КО­СУР (ин­те­гра­ция стран юж­но­го ко­ну­са)

Все объ­е­ди­не­ния кро­ме ука­зан­но­го в п.5, ко­то­рые соз­да­ва­лись в 80-е го­ды, по мас­шта­бам и глу­би­не ре­гио­наль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний да­ют нам бо­га­тый опыт. Сре­ди всех груп­пи­ро­вок мож­но вы­де­лить 4 груп­пы:

1.   клас­си­че­ские тор­го­вые сою­зы (ЗСТ), на­при­мер, КАРИКОМ

2.   мно­го­на­цио­наль­ные про­мыш­лен­но-ко­ор­ди­на­ци­он­ные и кон­суль­та­ци­он­ные ор­га­ни­за­ции (ос­нов­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся: про­из­вод­ст­вен­ная ин­те­гра­ция, раз­ра­бот­ка со­вме­ст­ных ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных пла­нов раз­ви­тия энер­ге­ти­ки, неф­те­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, стан­ко­строе­ния; при­мер - ЛА­ЭС;

3.   объ­е­ди­не­ния, ко­то­рые со­вме­ст­ны­ми уси­лия­ми раз­ра­ба­ты­ва­ют от­дель­ные про­ек­ты, на­при­мер Ла­п­лат­ская груп­па, за­ни­маю­щая­ся во­про­са­ми эко­но­ми­ки и эко­ло­гии бас­сей­на рек Ла-Пла­та, пе­ре­хо­дит к ком­плекс­ным про­грам­мам;

4.   ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся по­гра­нич­ная ин­те­гра­ция, как в АТР (тре­уголь­ни­ки рос­та), при­мер: Чи­ли - Ко­лум­бия, Чи­ли- Ве­не­су­эла, Ко­лум­бия - Эк­ва­дор - Ве­не­су­эла (эти стра­ны вхо­дят в ЗСТ);

Кро­ме этих че­ты­рех ти­пов мож­но вы­де­лить пя­тую раз­но­вид­ность ре­гио­на­лиз­ма: ре­гио­наль­ное со­труд­ни­че­ст­во в ви­де об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­ций стран, про­из­во­дя­щих и экс­пор­ти­рую­щих оп­ре­де­лен­ный вид то­ва­ров. При­ме­ром это­го мо­жет слу­жить Ла­ти­но­аме­ри­кан­ская ас­со­циа­ция про­из­во­ди­те­лей мя­са, Ас­со­циа­ция ла­ти­но­аме­ри­кан­ских стран и стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на - экс­пор­те­ров са­ха­ра.

Дея­тель­ность этих объ­е­ди­не­ний весь­ма про­ти­во­ре­чи­ва. В 1960-70-е го­ды на­блю­да­лись та­кие не­га­тив­ные яв­ле­ния, как стаг­на­ция.

2.4.1. Латиноамериканская интеграция

ЛАИ - круп­ная ин­те­гра­ци­он­ная груп­пи­ров­ка, соз­дан­ная в 1980 го­ду, за­ме­ни­ла су­ще­ст­во­вав­шую до это­го ЛАСТ, ко­то­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла с 1961 по 1980 год.

Цель ЛАИ: соз­да­ние ла­ти­но­аме­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка на ба­зе уже сло­жив­ше­го­ся в го­ды су­ще­ст­во­ва­ния ЛАСТ (ЗСТ).

Чле­на­ми ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся 11 стран, под­раз­де­ляю­щие­ся на 3 груп­пи­ров­ки:

1.   бо­лее раз­ви­тые (Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Мек­си­ка);

2.   сред­ний уро­вень (Ве­не­су­эла, Ко­лум­бия, Пе­ру, Уруг­вай, Чи­ли);

3.   наи­ме­нее раз­ви­тые (Бо­ли­вия, Па­ра­гвай, Эк­ва­дор).

Чле­ны ЛАИ за­клю­чи­ли ме­ж­ду со­бой со­гла­ше­ние о пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ле и ме­нее раз­ви­тым стра­нам со сто­ро­ны бо­лее раз­ви­тых пре­дос­тав­ля­ют­ся пре­фе­рен­ции.

Выс­шим ор­га­ном ЛАИ яв­ля­ет­ся Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел, ис­пол­ни­тель­ный ор­ган - Кон­фе­рен­ция оце­нок и сбли­же­ния - изу­ча­ет уров­ни эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, воз­мож­ные на­прав­ле­ния ин­те­гра­ции, ее воз­дей­ст­вие на эко­но­ми­ку, раз­ра­ба­ты­ва­ет ста­дии и за­да­чи ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; со­би­ра­ет­ся 1 раз в год. По­сто­ян­ный ор­ган - Ко­ми­тет пред­ста­ви­те­лей. Штаб-квар­ти­ра - в Мон­те­ви­део (Уруг­вай).

Анд­ская груп­пи­ров­ка - суб­ре­гио­наль­ная груп­пи­ров­ка, соз­дан­ная в 1978 го­ду. Со­гла­ше­ние всту­пи­ло в си­лу в 1980 го­ду.

Уча­ст­ни­ки: Бо­ли­вия, Бра­зи­лия, Ве­не­су­эла, Гай­а­на, Ко­лум­бия, Пе­ру, Су­ри­нам, Эк­ва­дор.

Цель: со­вме­ст­ное изу­че­ние, ос­вое­ние, ис­поль­зо­ва­ние Ама­зо­нии, ох­ра­на ее ре­сур­сов; ме­ж­ду стра­на­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся рав­ное рас­пре­де­ле­ние, на ос­но­ве рав­ных квот, фи­нан­со­вых вло­же­ний.

Наи­боль­шие ус­пе­хи дос­тиг­ну­ты в об­лас­ти эко­ло­гии. Соз­да­на анд­ская сис­те­ма эко­ло­ги­че­ской ин­фор­ма­ции.

Кро­ме это­го был при­нят до­ку­мент “Об­щий ре­жим в от­но­ше­нии ино­стран­но­го ка­пи­та­ла, то­вар­ных ма­рок, па­тен­тов и ли­цен­зий” (ре­ше­ние 24-х). Этот до­ку­мент на­прав­лен на соз­да­ние ус­ло­вий для ис­поль­зо­ва­ния ино­стран­ных пря­мых ка­пи­та­ло­вло­же­ний в ус­ло­ви­ях боль­шо­го внеш­не­го дол­га. При этом ла­ти­но­аме­ри­кан­ские стра­ны рез­ко по­вы­си­ли тре­бо­ва­ния по эко­ло­ги­че­ской безо­пас­но­сти про­ек­тов.

Осо­бен­но­стью всех ла­ти­но­аме­ри­кан­ских груп­пи­ро­вок яв­ля­ет­ся хо­ро­шо от­ла­жен­ная ин­сти­ту­цио­наль­ная струк­ту­ра.

Су­ще­ст­ву­ет ла­ти­но­аме­ри­кан­ский ин­сти­тут ин­те­гра­ции, ко­то­рый го­то­вит про­фес­сио­наль­ные кад­ры.

Ла­п­лат­ская груп­па - соз­да­на в 1969 го­ду в рам­ках ЛАИ.

Цель: гар­мо­ни­за­ция раз­ви­тия и ох­ра­на при­род­ных ре­сур­сов бас­сей­на ре­к Ла-Пла­та.

Штаб-квар­ти­ра - в Бу­энос-Ай­ре­се.

Ама­зон­ский пакт - соз­дан в 1978 го­ду.

При­ори­тет этой груп­пи­ров­ки - ре­гио­наль­ное со­труд­ни­че­ст­во в об­лас­ти эко­ло­гии, со­вме­ст­ное изу­че­ние и ос­вое­ние ре­сур­сов Ама­зо­нии.

ЛА­ЭС

Осо­бен­ность этой ор­га­ни­за­ции со­сто­ит в том, что она яв­ля­ет­ся об­ще кон­ти­нен­таль­ной ор­га­ни­за­ци­ей (в Латинской Америке все­го 37 го­су­дарств, чле­на­ми ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся - 26).

Цель: раз­ра­бот­ка ско­ор­ди­ни­ро­ван­ной по­ли­ти­ки в об­лас­ти сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, про­из­вод­ст­ва про­до­воль­ст­вия, раз­ра­бот­ка и реа­ли­за­ция об­щих пла­нов раз­ви­тия энер­ге­ти­ки, ма­ши­но­строе­ния, ва­лют­но-фи­нан­со­вой ин­те­гра­ции (об­ра­зо­ван Ла­ти­но­аме­ри­кан­ский банк). ЛА­ЭС вы­сту­па­ет за об­щую стра­те­гию раз­ви­тия внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей с США.

В 70-80-е го­ды блок, имею­щий дос­та­точ­но ем­кий ры­нок, ис­пы­ты­вал кри­зис, что по­ка­зал наи­мень­шую эф­фек­тив­ность круп­ных груп­пи­ро­вок. Бо­лее эф­фек­тив­ны­ми ока­за­лись суб­ре­гио­наль­ные мел­кие груп­пи­ров­ки.

 

 

 

КА­РИ­КОМ

Наи­бо­лее ус­той­чи­вой груп­пи­ров­кой яв­ля­ет­ся КА­РИ­КОМ соз­дан­ный в 1973 го­ду, на ос­но­ве до­го­во­ра, под­пи­сан­но­го в Три­ни­дад и То­ба­го. Вклю­ча­ет 16 стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на и в от­ли­чие от всех ин­те­гра­ци­он­ных груп­пи­ро­вок объ­е­ди­ня­ет не толь­ко не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва, но и за­ви­си­мые тер­ри­то­рии.

КА­РИ­КОМ ос­но­ван на ра­нее соз­дан­ной ЗСТ. В нем су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные суб­ре­гио­наль­ные от­де­ле­ния; наи­бо­лее про­дви­ну­ты­ми с точ­ки зре­ния ре­гио­наль­ной ин­те­гра­ции яв­ля­ют­ся:

·     Ка­риб­ский об­щий ры­нок в рам­ках КА­РИ­КОМ, где пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­ва­ны тор­го­вые ог­ра­ни­че­ния ме­ж­ду Бар­ба­до­сом, Три­ни­да­дом и То­ба­го, Гай­а­ной, Ямай­кой и Ан­ти­гуа. Эти стра­ны одоб­ри­ли еди­ный та­мо­жен­ный та­риф по от­но­ше­нию к то­ва­рам треть­их стран, т.е. это фак­ти­че­ски та­мо­жен­ный со­юз, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат про­мыш­лен­но-сырь­е­вые то­ва­ры. Треть вза­им­ной тор­гов­ли со­став­ля­ют неф­те­про­дук­ты.

·     Вос­точ­но-ка­риб­ский об­щий ры­нок, вклю­чаю­щий в се­бя наи­ме­нее раз­ви­тые стра­ны; в нем на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к соз­да­нию об­щей ва­лю­ты и со­вме­ст­но­го ЦБ.

В 1970-80-е го­ды КА­РИ­КОМ ис­пы­ты­вал кри­зис­ные яв­ле­ния, свя­зан­ные с неф­тя­ным и об­ще­эко­но­ми­че­ским кри­зи­са­ми, уве­ли­чив­ши­ми внеш­нюю за­дол­жен­ность. В на­стоя­щий мо­мент про­ис­хо­дят по­зи­тив­ные пе­ре­ме­ны.

1992 год - рез­кое па­де­ние та­мо­жен­ных по­шлин (при­бли­зи­тель­но на 70%), осо­бен­но удач­но идет ин­те­гра­ция в об­лас­ти ре­гу­ли­ро­ва­ния с/х про­из­вод­ст­ва (до­ку­мент “Вре­мя дей­ст­во­вать”). Бы­ла пред­ло­же­на но­вая мо­дель ин­те­гра­ции на ос­но­ве тен­ден­ции к ос­лаб­ле­нию го­су­дар­ст­вен­но­го вме­ша­тель­ст­ва.

1995 год - сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние гра­ж­дан, от­ме­на пас­порт­но­го ре­жи­ма.

МЕР­КО­СУР

В 1980-х го­дах Ар­ген­ти­на и Бра­зи­лия под­пи­са­ли акт об ин­те­гра­ции, к ко­то­ро­му позд­нее при­сое­ди­ни­лись Па­ра­гвай и Уруг­вай. В мар­те 1991 го­да 4 стра­ны под­пи­са­ли Асун­сь­он­ский до­го­вор, ко­то­рый ле­га­ли­зи­ро­вал МЕР­КО­СУР.

На­се­ле­ние 4-х стран - 200 млн. че­ло­век. Сум­мар­ный ВВП - 1 млрд. $. При этом на Бра­зи­лию при­хо­дит­ся: 80% на­се­ле­ния, 43% тор­гов­ли, око­ло 60% экс­пор­та и 30% им­пор­та.

Цель МЕР­КО­СУР:

        сво­бод­ное дви­же­ние че­ты­рех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва;

        еди­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам;

        обес­пе­че­ние ко­ор­ди­на­ции мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, по­ли­ти­ки в об­лас­ти с/х, на­ло­го­вой и де­неж­ной сис­те­мах;

        про­вес­ти ко­ор­ди­на­цию и до­ве­сти до со­пос­та­ви­мо­сти за­ко­но­да­тель­ст­во в от­но­ше­нии эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки;

        рез­ко уве­ли­чить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стран-уча­ст­ниц.

Соз­да­ны ин­сти­ту­цио­наль­ные струк­ту­ры, над­на­цио­наль­ные ор­га­ны:

1. Со­вет об­ще­го рын­ка - за­ко­но­да­тель­ный и кон­суль­та­тив­ный ор­ган

2. Груп­па об­ще­го рын­ка - ис­пол­ни­тель­ный ор­ган

          3. Ар­бит­раж­ный суд

По­шли­ны сни­же­ны на 75% за пе­ри­од с 1991 го­да по 1994 год. Пред­по­ла­га­лось, что в 1995 го­ду бу­дет вве­ден об­щий та­риф на то­ва­ры треть­их стран.

Не­дос­тат­ки МЕР­КО­СУР: раз­но­род­ная по­ли­ти­че­ская струк­ту­ра стран-уча­ст­ниц, сме­на по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов, в стра­нах идут ре­фор­мы - все это вме­сте ме­ша­ет нор­маль­но­му хо­ду про­цес­са ин­те­гра­ции.

2.4.2. Современное состояние ЛАСТ и КАРИФТА

Экономическая интеграция го­сударств Латинской Америки и Карибского бассейна претерпела в истекшие десятилетия суще­ственные изменения. Две перво­начальные группировки - Лати­ноамериканская ассоциация сво­бодной торговли (ЛАСТ) и Карибская ассоциация свободной торговли ("Карифта", создана в 1965 г.) сменили назва­ние и ориентацию. От принятой первоначально стратегии, наце­ленной на замещение импорта продукцией внутреннего произ­водства ради решения проблемы платежного баланса, пришлось отказаться ввиду малой емкости национальных рынков латино­американских стран.

ЛАСТ и "Карифта" по форме интеграции были зонами свобод­ной торговли. Причиной их реор­ганизации стало отсутствие сти­мулов к региональному сотруд­ничеству. Оба интеграционных объединения торговали больше с США, чем со странами региона.

На основе ЛАСТ в 1980 г. была создана Латиноамериканская ас­социация   интеграции   (ЛАИ). Вместо формальной отмены по­граничных таможенных тарифов ЛАИ создала более гибкую си­стему региональных льготных таможенных пошлин и других форм экономического сотрудни­чества. Однако ЛАИ не разрабо­тала точного графика перехода к общему рынку. ЛАИ, как и ЛАСТ, почти на 90% ориентиру­ется на торговлю с третьими странами, и, прежде всего с США. На  долю  внутрирегиональной торговли приходится лишь 11% суммарного товарооборота стран - членов ЛАИ.

Андская субрегиональная груп­па, созданная в 1969 г. в рамках ЛАСТ, предусматривала введе­ние единых внешних тарифов, согласование экономической по­литики в отношении иностранного капитала посредством совместно­го программирования развития производственных отраслей  и инфраструктуры,   мобилизацию внутренних и внешних финансо­вых ресурсов, предоставление специальных льгот менее разви­тым членам союза - Боливии и Эквадору и др.

Однако региональные полити­ческие и экономические пробле­мы не позволили группе восполь­зоваться в полной мере преимуществами интеграции, поскольку на внутрирегиональную торговлю приходилось лишь 5% суммарного товарооборота стран - членов группы.

Карибское сообщество ("Кариком") было создано в 1973 г. на основании Договора Чагуарамос. Он предусматривает политиче­ское и экономическое сотрудни­чество суверенных членов сооб­щества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступле­ния на международной арене. В экономической области намечено обеспечить хозяйственное сбли­жение членов "Кариком" путем либерализации взаимной торгов­ли,  установления  совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), про­ведение координации политики в области сельского хозяйства, ин­фраструктуры, туризма, валют­ной и кредитной сферах. В рам­ках "Кариком" действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству - Ка­рибский общий рынок (КОР); кредитному -Карибский банк развития и Карибская корпора­ция развития и др.

90-е годы качественно измени­ли характер латиноамериканской интеграции, в частности благода­ря восприятию принципов "откры­того регионализма" и широкого партнерства в отношениях между интеграционными группировками. Процесс либерализации торговли внутри   новых   объединений ("Меркосур" в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая) заметно опережал общерегио­нальный итог.

Бразилия, Мексика и Чили (и в меньшей мере Аргентина) предпринимали серьезные шаги для развития новых форм орга­низации технологического про­странства. Начали действовать региональные и межрегиональ­ные программы содействия тех­ническому перевооружению ла­тиноамериканских предприятий. Параллельно стимулировался рост производства и экспорта высоко­технологичной продукции.

Некоторые   страны   смогли притормозить характерную для 80-х годов тенденцию к усилению неравномерности в распределе­нии доходов. Например, в Уруг­вае доля лиц, живущих за чертой бедности снизилась с 15% в 1986 г. до 6 % десятилетие спустя. Сходные процессы наблюдались в Бразилии и Чили.

Обобщение практики интегра­ционных процессов в странах Ла­тинской Америки показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интегра­ционных отношений. Именно по­этому не выдержали испытания практикой и временем и оказа­лись малоэффективными такие известные в 70 - 80-е годы груп­пировки, как ЛАЭС, ЛАИ и дру­гие, созданные без должной про­работки взаимных интересов и реальных возможностей партне­ров.

Следует также отметить, что интеграционное  сотрудничество стран Латинской Америки носит скорее экстенсивный, чем интен­сивный характер. Практически ни одна из существующих ныне ор­ганизационных форм интеграции пока не играет ощутимой роли в решении социально-экономичес­ких задач, стоящих перед лати­ноамериканскими государствами. Размер интеграционных объеди­нений весьма скромен. Реальный вклад континентальных и субре­гиональных банков еще невелик. | 4 |


2.4.3. Взаимодействие государств Латинской Америки с третьими странами и другими интеграционными группировками

В настоящее время следует отметить активно разви­вающуюся тенденцию латиноаме­риканских стран к так назы­ваемой трансконтинентальной региональной либерализации. Так в 2000 г. было подписано Согла­шение о свободной торговле меж­ду ЕС и Мексикой, которое при­звано способствовать региональ­ной диверсификации мексикан­ской внешней торговли. В настоящее время доля стран ЕС в мексиканском импорте составляет лишь 9%, а в экспорте - 4%. С 2000 г. более половины промыш­ленных товаров, экспортируемых странами ЕС в Мексику, не обла­гается таможенными пошлинами, а мексиканский промышленный экспорт в страны ЕС полностью освобожден от пошлин. Подобное соглашение  заключено  также между ЕС и Чили.

Ведутся переговоры о созда­нии зоны свободной торговли между ЕС и "Меркосур". Этот альянс, как считают эксперты, мог бы помешать усилиям США занять доминирующее положение в латиноамериканском регионе, и в частности созданию зоны сво­бодной торговли в Америке.

По мнению экономистов, пер­спективы заключения соглашения между ЕС и "Меркосур" пред­ставляются достаточно реальны­ми. В этих двух регионах про­живает в общей сложности более 580 млн. человек, а их совокуп­ный валовой продукт превышает 9 трлн. долл. Европейские госу­дарства уже являются главными торговыми партнерами указанной группы стран. Их взаимный това­рооборот в конце 90-х годов при­ближался к 50 млрд. долл. Стра­ны ЕС являются источником 43% всех прямых иностранных инве­стиций, поступающих в "Мерко­сур". В свою очередь, латиноаме­риканские страны представляют собой наиболее динамично разви­вающийся рынок для сбыта про­изводимых в ЕС товаров.

Объясняя причины притяга­тельности   стран   -   членов "Меркосур"   для   европейских компаний, эксперты Института европейско- латиноамериканских отношений ("IRELA") отмечают, что большая часть инвестиций, осуществленных ЕС в этом ре­гионе в 90-е годы, была рыночно-ориентированной и простимулирована высокими пошлинами на импорт, позволяющими европей­ским фирмам поставлять свою продукцию на внутренний рынок этих государств. К числу от­раслей, в которые направляется основная часть средств, относят связь, добычу природного газа, информационные технологии, электротехнические средства произ­водства,   туризм,   энергетику, страхование, пищевую и горнодобывающую промышленность.

Полагают,   что  соглашение принесет крупные выгоды обеим сторонам. Неограниченный торго­вый обмен между двумя блоками должен  увеличить  ежегодные доходы стран ЕС на 6,5 млрд. долл. и "Меркосур" - на 1,5 млрд. благодаря дополнительному рас­ширению экспорта в ЕС на 1,3 -1,4% в год, а в обратном направ­лении - на 2,4 - 3,4%.

Специалисты "IRELA" счита­ют, что соглашение о свободной торговле с "Меркосур" поможет европейским компаниям в про­движении на интегрированные многонациональные рынки лати­ноамериканских стран и будет способствовать повышению уров­ня занятости в ЕС. Для стран - членов "Меркосур" основное пре­имущество будет заключаться в свободном доступе на европей­ские рынки их продовольствен­ных и агропромышленных това­ров, что дало бы им возможность сократить дефицит в торговле с государствами ЕС, достигавший в конце 90-х годов 41% всего внеш­неторгового дефицита этой груп­пы стран. Более того, есть воз­можности для развития стратеги­ческого альянса с европейскими кампаниями,   способствующими совершенствованию   технологии производства и становлению мел­ких и средних компаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.