на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Иностранные инвестиции в России и Краснодарском крае


Если рассмотреть долю инвестиций в Россию, как страну относящуюся к Восточной Европе, в глобальном смысле, то мы можем получить наглядное отображение доли регионов-получателей в совокупных прямых иностранных инвестициях по итогам 2000 года[9] (см. рис. 1).

Рис. 1.

Таким образом, основными получателями иностранных инвестиций являются промышленно-развитые государства. Но и среди остальных стран Россия стоит отнюдь не на первом месте. Данные анализа ситуации на рынке финансовых активов показывают, что потенциальные инвесторы нисколько не теряют интерес к вложениям за рубежом. Скорее наоборот. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция по увеличению объема инвестиций, приходящихся на зарубежные активы, о чем свидетельствует рост глобальных активов фондов, инвестирующих акции за границей[10] (рис. 2).

Динамика роста совокупных активов инвестиционных фондов свидетельствует о том, что склонность потенциальных инвесторов к вложениям за границей, равно как и их финансовые возможности, неуклонно возрастают. Более того, темп роста активов позволяет сделать вывод, что совокупный капитал, инвестированный непосредственно в производство экономических благ за рубежом, удвоится уже через 2-3 года.

Рис. 2.

Учитывая темпы роста российской экономики в посткризистный период, потребность в иностранных инвестициях нашей страны будет только возрастать. По разным оценкам потенциальная емкость России составляет от 70 до 150 млрд. долларов США на тот же период в 2-3 года.

Однако цифры за последние пять лет не дают повода для оптимизма. Объективные оценки свидетельствуют, что уровень реальных инвестиций в российскую экономику при нынешнем уровне вложений вряд ли будет достаточным, если не произойдут кардинальные изменения в этой области. Соответствующие данные о ПИИ приводятся в следующей таблице[11].

Т а б л и ц а  6.

Вложения в развивающиеся рынки с переходной экономикой (млрд. долларов).

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Латинская Америка 35,8 49,4 49,9 68,6 55,8
Юго-Восточная Азия 45,4 51,9 55,2 54,0 53,6
Развивающиеся рынки Европы 9,8 10,9 12,5 15,6 16,6
Россия 2,5 6,2 2,2 2,9 3,5

Неутешительным является и сравнение России с бывшими социалистическими государствами Центральной Европы. Уровень прямых иностранных инвестиций в 1998, 1999, 2000 гг. показан на рис. 3[12].

Рис. 3.

Следовательно, по инвестиционной привлекательности Россия существенно отстает не только от промышленно развитых стран мира, но и от бывших стран социалистического лагеря. Более того, динамика последних трех лет складывается не в пользу нашей страны. Проблема очевидна – инвестиционный климат России не соответствует запросам и ожиданиям зарубежных инвесторов.


Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2001 году.

 Приток иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2001 г., по данным Госкомстата, увеличился до 6,7 млрд. долларов по сравнению с 4,8 млрд. долларов в соответствующем периоде 2000 года. Доля прямых инвестиций оказалась равной 37,5 %, прочие инвестиции составили 58,9 %. Основными отраслями – получателями прямых иностранных инвестиций были: торговля и общественное питание (31,2 %), транспорт (15,1 %), пищевая промышленность (10,8 %), топливная промышленность (7,3 %).

Электроэнергетика оказалась единственной отраслью промышленности, портфельные инвестиции в которую превышали прямые иностранные инвестиции.

К концу первой половины 2001 г. объем накопленного иностранного капитала в российской экономике достиг 33,8 млрд. долларов Объем накопленных прямых иностранных инвестиций составил 17,6 млрд. долларов. Основными инвесторами в рассматриваемом периоде выступали Кипр, США, Франция и Швейцария. (Среди стран-доноров максимальный приток ПИИ за все годы обеспечили США – 22 % всех накопленных ПИИ. На втором месте следует Кипр – 21 %). Германия переместилась в первой половине 2001 г. на пятое место, обеспечив приток 8 % всех накопленных ПИИ.

Наиболее значительно ПИИ выросли во II квартале 2001 г., составив 1,5 млрд. долларов – самое высокое значение за два года.

В первом полугодии 2001 г. выросло и изъятие ранее осуществленных прямых инвестиций, о чем свидетельствуют данные платежного баланса[13]. Чистые вложения иностранцев в Россию составили в первой половине 2001 г. 1,2 млрд долларов, что на 16 % больше, чем аналогичные период 2000 г. Разница между динамикой чистых и валовых ПИИ может быть обусловлена незначительным интересом иностранных компаний к проектам в России вследствие отсутствия стабильных экономических и правовых условия для ведения бизнеса, а также невысокими темпами проведения преобразований.

Рис. 4.

Согласно данным платежного баланса, прирост участия иностранных компаний в российской экономике в 2000 г. по сравнению с 1999 г. уменьшился.

Т а б л и ц а  7.

1997

1998

1999

2000

2001 (1-я пол.)

Чистый приток ПИИ по данным платежного баланса 4,9 2,8 3,3 2,7 1,2
Приток ПИИ по данным Госкомстата 5,3 3,4 4,3 4,4 2,5
Изъятия ранее осуществленных инвестиций иностранными компаниями 0,5 0,6 1,0 1,7 1,3

К числу факторов, которые оказывают неоднозначное влияние на приток ПИИ в Россию, можно отнести замедление экономического роста во всем мире в 2001 г. и, в частности, значительное замедление роста в США. В связи с этим прибыли американских компаний сокращаются, что отражается на объемах инвестиций в собственное развитие. Часть компаний может свернуть свои высокорисковые инвестиционные проекты в России и других развивающихся странах. Напротив, некоторые компании могут переориентировать свою деятельность с внутреннего, депрессивного рынка на внешний, в результате чего инвестиции таких компаний внутри США будут сокращаться, а в другие страны – расти. Это касается, прежде всего, транснациональных корпораций, международные операции которых не уступают по масштабам операциям на внутренних рынках.

Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций среди стран с формирующейся рыночной экономикой в соответствии с прогнозом, приведенным ЮНКТАД[14], будут оставаться Бразилия, Аргентина (однако, после последних событий в этой стране данное утверждение должно быть пересмотрено) и Мексика. В Восточной Европе такими странами будут оставаться Польша и Чехия.

Можно ожидать роста ПИИ в Россию из Германии.

В I квартале 2001 г. начал реализовываться принцип "одного окна" для иностранных инвесторов, осуществляющих вложения на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Он заключается в делегировании полномочий различных министерств, на основании которых те осуществляли деятельность по регулированию отношений, возникающих в ходе реализации СРП, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. В настоящее время объем инвестиций в эти проекты невелик и составляет около 1,5 млрд. долларов, основная доля которых приходится на проект "Сахалин-2". Все больше иностранных компаний, участвующих в проектах по добыче нефти и газа в России, высказывают намерение инвестировать в проекты, реализуемые на условиях СРП, что позволяет рассчитывать на рост прямых иностранных инвестиций в эти проекты в последующие годы.

Улучшение отношений между Россией и новой администрацией США ещё не дает уверенности в том, что будут созданы условия для долгосрочного благоприятного экономического сотрудничества этих стран, принимая решение об участии в капитале компаний страны, руководствуются прежде всего оценками прибыльности проекта и собственными соглашениями с властями страны или региона.

В таблице 8 приведены доли ( в процентах), которые составляют ПИИ в ВВП в странах, конкурирующих с Россией за привлечение ПИИ[15].

Таблица 8.

Страна

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Польша 1,9 2,9 3,1 3,4 4,0 -
Чехия 2,2 4,9 2,5 2,4 4,9 9,6
Китай 6,2 5,1 4,9 4,9 4,5 3,9
Индия 0,3 0,6 0,6 0,9 0,6 -
Бразилия 0,6 0,7 1,4 2,5 4,1 -

Россия

0,2

0,6

0,6

1,1

1,0

1,8

США 0,7 0,8 1,1 1,3 2,2 3,1

Высокие экономические риски вложений в российскую экономику ставят Россию в ряд стран, вложения в которые должны быть высокорентабельными – такими же рентабельными, как, например вложения в венчурные компании. Такие инвестиции могут позволить себе только те иностранные корпорации, стратегия которых базируется на значительной диверсификации рынков ресурсов и рынков сбыта, каковыми являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Эти ТНК осуществляют инвестиции в высокодоходные проекты на территории России, выигрывая в жесткой конкурентной борьбе с национальными компаниями. Прирост эффективности благодаря иностранным инвестициям, осуществляемым таким образом, может оказаться незначительным. А из-за небольшого числа высокоприбыльных крупных проектов приток ПИИ оказывается незначительным и не в состоянии обеспечить рост внутренних инвестиций и, как следствие, экономический рост.

Растущий объем трансграничных слияний и поглощений в мире накладывает свой отпечаток на способ осуществления прямых иностранных инвестиций, особенно в развивающихся странах. Покупка предприятия становится основным способом осуществления ПИИ. Это вызвано, прежде всего, характерной для развивающихся стран слабостью законов, обеспечивающих права владельцев акций предприятия и свободу осуществления этих прав в отношении менеджмента предприятия.

Вместе с тем, указанный способ привлечения ПИИ может быть неприемлем для России, так как недавние попытки враждебных поглощений (обеспеченные, как правило, национальным капиталом) получили очень широкий отрицательный резонанс в обществе. Операции по покупке российских компаний с последующей значительной реорганизацией их деятельности и неизбежным в таких случаях увольнениями работников, проводимые иностранными инвесторами, могут осложнить участие иностранных инвесторов в российской экономике.

Приток ПИИ в Россию будет оставаться относительно низким, пока идут экономические реформы, поскольку для иностранного инвестора самое главное в законодательстве – это стабильность. Однако значительный приток ПИИ тем более невозможен, если реформирование российской экономики проводиться не будет, поскольку в настоящий момент в России существуют довольно высокие экономические риски. Поставленные правительством цели по достижению значительного притока ПИИ будут достигнуты, если будут окончательно приняты Налоговый и Таможенный кодексы, проведена реформа бухгалтерского учета, обеспечены права акционеров, реформирована банковская система, решен вопрос собственности на землю, урегулирована внешняя задолженность и при этом обеспечен рост ВВП. В таком случае через один-два года стабильной работы всех вновь принятых законов возможен значительный приток ПИИ в Россию – примерно 5-6 % ВВП (или около 15 млрд. долларов ежегодно).

2.3.  Инвестиции в транспортный комплекс России

Так как транспорт в настоящее время играет для нашего Южно-российского региона в целом и Краснодарского края в частности одну из главенствующих экономических, политических и стратегических ролей, то инвестиции в эту отрасль народного хозяйства имеют важнейшее значение для данного региона. Следовательно от качественной и количественной составляющей инвестиционной деятельности на транспорте РФ будет непосредственно зависеть экономическое благосостояние нашего края и ЮФО[16].

Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе ведется на основе федеральных целевых программ: “Возрождение торгового флота России”, “Внутренние водные пути России”, “Мировой океан”, “Повышение безопасности дорожного движения”, “Развитие производства городских автобусов, троллейбусов и трамваев в Российской Федерации”, “Использование глобальной спутниковой навигационной системы “ГЛОНАСС” в интересах гражданских потребителей”.

Модернизация транспортной системы России рассчитана на 2 этапа: I-й этап – 2002-2005 гг., II-й этап – 2006-2010 гг.

Анализ инвестиционной ситуации в 1999 году показывает, что из общего объема инвестиций собственные средства организаций транспортного комплекса составили 5172,7 млн. рублей (56 %), местный бюджет – 2787,3 млн. рублей (30 %), федеральный бюджет - 264,3 млн. рублей (3 %), кредиты банков и внебюджетные фонды - 1040,8 млн. рублей (11 %). Кроме того, были привлечены иностранные инвестиции в сумме 331,24 млн. долларов США.

Наибольший рост развития производственной сферы достигнут на морском и горэлектротранспорте. В то же время, снижены объемы инвестиций на автомобильном транспорте и метрополитене.

В 1999 году финансирование государственных инвестиций проводилось на достаточно высоком уровне. Объем выполненных работ по стройкам, финансируемым из федерального бюджета, составил 264,3 млн. рублей (77 млн. рублей - морской транспорт, 187,3 млн. рублей - речной транспорт). Оплата произведенных работ в сумме 201,6 млн. рублей составила 90% от лимита государственных инвестиций по данной статье (58,0 млн. рублей - морской транспорт, 143,6 млн. рублей - речной транспорт).

В тоже время, практически не проводилось погашение кредиторской задолженности. образовавшейся на начало 1999 года. Из общего объема кредиторской задолженности в объеме 349,97 млн. рублей погашена кредиторская задолженность лишь на 10,85 млн. рублей. Сохраняется непогашенная кредиторская задолженность за предыдущие годы в сумме 339,12 млн. рублей (125,68 млн. рублей - морской транспорт, 200,64 млн. рублей - речной транспорт). Таким образом задолженность по госинвестициям на 01.01.2000 года достигла 442,52 млн. рублей (морской транспорт-162,68 млн. руб., речной транспорт- 267,04 млн. руб.).

На 2000 год лимит государственных инвестиций установлен в объеме 406,0 млн. рублей , кроме того за счет дополнительных доходов -122,0 млн. рублей. (соответственно по морскому транспорту - 138,0 млн. рублей и 58,0 млн. рублей, по речному транспорту - 268,0 млн. рублей и 64,0 млн. рублей) Выделенные лимиты будут направлены, в первую очередь, на финансирование мер по обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса.

Привлеченные иностранные инвестиции были использованы на финансирование проектов модернизации транспортного комплекса Российской Федерации по следующим направлениям:

строительство 12-ти морских судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т на сумму 320 млн. долларов США за счет займов иностранных банков;

прединвестиционные исследования по гранту "ТАСИС" проекта модернизации Волго-Донского водного пути и основных речных портов в бассейне реки Волги (выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США);

выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2 млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования).

В 2000 году намечается продолжить работу:

по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США);

по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского торгового порта (65 млн. долларов США);

по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на сумму до 300 млн. долларов США).

Общий объем иностранных инвестиций составил в 2000 году не менее 500 долларов США.

В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства, мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн. рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта - 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн. рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей, Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей.

Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ, радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного управления транспортными системами, и т.д.

Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте.

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”.

По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая стоимость которых составила 338,7 млн. рублей.

В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте) является развитие методологии и практики проектного анализа, совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в мировую экономическую систему.

2.4.  Региональный инвестиционный климат в РФ

Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны.

В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по-прежнему в России роль региональных банков сильно  недооценивается

Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998 г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.