на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Управление социальной сферой


В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

1.      Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержкой семей с детьми и другое.

2.      Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3.      Совершенствование организации социальной зашиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4.      Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и самообеспечению, профессиональный ориентации и так далее.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О порядке назначения и выплат ежемесячных компенсаций женщинам, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждения, организации», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и другие.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети - инвалиды»,  «Дети - сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства. Декларацией прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании и так далее. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 13.08.1994 года №474). Издан ряд положений и постановлений, например, «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профессионально-технического образования», «Общеобразовательных учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери т ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разнообразных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения. Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослабла. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а не на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается. Снизилось и качество питания детей. Год от года выпускается все меньше и меньше детских и художественных юношеских фильмов, мультфильмов, велики трудности с учебниками. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.

В России существует прочная правовая база социальной защиты подрастающих поколений.

Плата за содержание детей в детских яслях и садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется в зависимости от потребностей и возможностей семьи. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, правительством. Органы социальной защиты населения предоставляют льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах, лагерях.

Социальная защита детей включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психологические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер.

Основной государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равные с другими гражданами возможностей реализации гражданский, экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и другое. Законом предусматривается различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства – организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и тому подобной); социально-консультативная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированны государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

ü  одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

ü  гражданам пожилого возраста, инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

ü  пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказывает лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100 – 150% прожиточного минимума. Социальные услуги на условиях полной оплаты оказывается гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых выше 150% прожиточного минимума.

Социальная защита молодежи занимает весомое место в системе социальной защиты.

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социального-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширение границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся: отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение и ряд других. Внедрение отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

Изучение реальной потребности молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается, прежде всего, в Берже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

В городе Воронеже социальная защита и социальное обеспечение населения осуществлялись по следующим направлениям.

В 2001 – 2002 годах разработаны и приняты комплексные муниципальные программы «Дети Воронежа», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Воронеж в период школьных каникул», комплекс мероприятий по социальной поддержке ветеранов, инвалидов, малоимущих жителей города Воронежа», «Программа по дальнейшему повышению уровня обслуживания населения города Воронежа бытовыми услугами на период 2001 – 2003 года», определенны и разработаны основные направления по улучшению положения женщин, детей и многодетных семей, объем финансирования в 2001 – 2002 годах – более 45 миллионов рублей.

Комплексными центрами социального обслуживания населения районов города обслужено более 150 тысяч горожан. Организованно предоставление бытовых услуг воронежским пенсионерам на условиях льготной оплаты. 3049 пожилых горожан получили льготное обслуживание в прачечных, банях, парикмахерских на 70,5 тысяч рублей. В 2000 году были созданы муниципальные учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Луч», 4 комплексных центра социального обслуживания населения получили статус юридических лиц. В 2002 году открыто отделение временного пребывания пожилых людей МУ КЦСОН Железнодорожного района «Надежда» в поселке Краснолесный, начата подготовительная работа по созданию муниципальных учреждений. Центр социальной реабилитации и адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Кристалл», «Дом ночного пребывания» для лиц без определенного места жительства, открыто стационарных палат на 10 койко-мест для ветеранов войны и труда на базе городской больницы №14 в поселке Краснолесный.

Городским комитетом социальной поддержки населения была оказана единовременная социальная помощь малоимущим гражданам: 2000 год – 3422,2 тысячи рублей, 2001 год – 3166,0, 2002 – 3293,5 тысячи рублей. Районными комитетами социальной защиты населения: 4,4 милионна рублей,4,8 и 2,9 соответственно. Системная адресация (ежеквартальная) помощь: 596,6 тыс. рублей, 1264,8 тыс. рублей, 1304,2 тыс. рублей соответственно.

Осуществляется системная работа по выплате 34 видов пособий населению. Сумма выплат превысила 235,0 млн. рублей, количество получателей за 2001 – 2002 годы составило 800 тысяч человек.

Разработан механизм взаимодействия городских служб, системы профилактики детской безнадзорности, ведется персонифицированный учет безнадзорных и беспризорных детей. В 2000 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 850 несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в 2001 году – 996, в 2002 году 1296. Создана и работает МУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям». Ведется реконструкция МУ «Социальный приют для детей и подростков». В 2000 году из средств городского бюджета на капитальный ремонт здания выделено 1962,3 тыс. рублей, в 2001 году – 416,4, в 2002 году – 1219,0 тыс. рублей.

Созданы 4 муниципальных загородных оздоровительных лагеря. Прорабатывается вопрос о переходе в категорию муниципальных ДОЛ «Звездочка» ЗАО «Тяжпресс». С 2000 по 2002 год объем денежных средств, израсходованных на организацию летнего отдыха, возрос с 3,7 до 8,0 млн. рублей, что позволило оздоровить 16000 детей. Всего за период летней оздоровительной компании 2002 года организованными формами отдыха было охвачено 82183 ребенка, что составило 76% от общего числа учащихся города Воронеж.

Проблемы:

ü  Система социальной защиты населения города полностью не сформированы, муниципальные учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения создаются из расчета одно учреждение на 10-50 тыс. человек, необходимо создание филиалов комплексных центров социального обслуживания населения.

ü  Финансовое обеспечение целевых программ социальной поддержки населении.


Глава 2. Анализ современного состояния социальной сферы города с использованием аналитических методов и компьютерных технологий.

2.1 Развитие отраслей социальной сферы

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально – культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно–   коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.

Воронеж – крупнейший центр культуры. С ним связанны имена и деятельность выдающихся русских и советских писателей и поэтов, деятелей искусств: А. Кольцова, И. Никитина, И. Бунина, А. Платонова, С. Маршака, Н. Ге, А. Дурова, М. Пятницкого, К. Масалитинова, М. Мородасовой.

В городе работают театры оперы и балета, драмы, юного зрителя, кукольный, камерный; филармония, цирк, музей изобразительного искусства и краеведческий, дом – музей И.С. Никитина, десятки публичных библиотек.

На сцене академического театра драмы А.В. Кольцова играли такие великие актеры прошлого как: М. Щепкин, В. Комиссаржевская, П. Мочалов.

Краеведческий музей знакомит горожан и гостей с прошлым и настоящим города. В художественном музее имени И.Н. Крамского выставлены картины итальянских, испанских, французких, голландских, немецких и русских живописцев начиная с XV века. В экспозиции представлены картины И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, А. А. Бучкури. Само здание художественного музея является памятником архитиктуры XVIII века. Имеются также дом – музей А. Л. Дурова и музей – диорама.

В филармонии, открытой в 1937 году с авторскими концертами выступали многие известные музыканты, композиторы и дирижоры. В их числе – С. С. Прокофьев, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, Д. Д. Шостакович.

В Воронеже жили и работали историк Е. А. Болховитинов, академики Н. Н. Бурденко и Н. Г. Басов, чемпион мира по шахматам А. А. Алехин.

Интересны архитектурные памятники Воронежа. Самым древним памятником города является колокольня, или, как в старину говорили, звонница Акатова (Алексеевского) монастыря, построенная в 1674 году. К памятникам прошлого онесенны: арсенал, построенный в 1696 году, «свидетельница» начала российского кораблестроения Успенская пятиглавая церковь (1694-1702), восстановленная к 300 – летию военного флота, Никольская церковь (1720) год.

В городе имеется также множество монументов и памятных мест, связанных с важнейшими историческими событиями и жизнью замечательных людей.

Социальная сфера – это сложный многоотраслевой комплекс. В городе Воронеже за последние годы отдельные отрасли социальной сферы развивались динамично.

 Розничная торговля и общественное питание.  По состоянию на начало 2003 года по сравнению с аналогичной датой предыдущего года число учтенных в едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО) увеличилось на 13,6 % , из чего следует, что в этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.

[22,стр.3]

Оборот розничной торговли и общественного питания за последние годы.   

Таблица  1

[23,стр44]

Динамика оборота розничной торговли.

1995

1998

1999

2000

2001

2002

2002 в% к 2001

Оборот розничной торговли, млн.рублей (1995г млрд) 3502,3 1836,7 2466,6 2818,9 3652,6 4820,5 132
Оборот общественного питания, млн.рублей (1995г млрд) 87,4 70,8 113,4 138,4 185,7 210,5 113,3
Всего 3589,7 1907,5 2580 2957,3 3838,3 5031 131%

Из таблицы  видно, что общий оборот розничной торговли в 2002 году составил 4,8 млрд. рублей т.е увеличился на 32% по сравнению с 2001годом. Общий оборот общественного питания развивался менее динамично и по сравнению с 2001 годом увеличился  на 13,3 %.

В макроструктуре оборота розничной торговли города преобладали непродовольственные товары 53,6 % от общего оборота. Их населению было продано на 2582,8 млн. рублей, продовольственных товаров – на сумму 2237,7 млн. рублей, что больше уровня 2001 года соответственно на 12,7 и 20,8 процентов.  Алкогольных напитков и пива реализовано на 400,1 млн. рублей 146,6% от уровня 2001 года. Их доля в общем объеме оборота розничной торговли города составила 8,3%.

Сводный индекс потребительских цен в декабре 2001 года по отношению к декабрю 2000 увеличился на 17 %, что за аналогичный период 2002 года увеличился на 14,2%.

Стоимость минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста АО городу Воронежу составила 944.47 рубля и стала на 99.35 рубля больше, чем год назад.

Рисунок 1. Структура стоимости минимального набора продуктов питания в расчете на мужчину трудоспособного возраста.

Из рисунка видно, что структура стоимости минимального набора продуктов питания в 2002 году по отношению к 2001 году существенно не изменилась.

В розничной торговле и общественном питании преобладает частная форма собственности - 95,7 %  это 11787 хозяйствующих субъектов, смешанная Российская 1,3% т. е 163 субъекта, наименьшая доля в этой отрасли составляет государственная или муниципальная, всего 66 субъектов, что составляет 0,5 % от общего числа собственников. В результате общий оборот в отрасли формируется за счет частных торгующих организаций.

Качество как отечественных, так и импортных товаров не всегда отвечало требованиям стандартов. По итогам проверок на виновных в выпуске и реализации некачественной продукции было наложено штрафов на общую сумму 4.3 млн.рублей.

Финансовые результаты деятельности торговых организаций розничной торговли за 2002 год были следующие:

сальдо прибылей и убытков составило 61млн. рублей. Оборотные активы 487,2млн. рублей. Дебиторская задолжность 104,6млн. рублей. В т.ч. просроченная11млн. рублей.  Кредиторская задолжность 353,8млн. рублей в т.ч.42млн. рублей.

Доля убыточных предприятий составила 21,6 %, сумма полученного ими убытка – 42,5млн. рублей. При этом удельный вес убыточных предприятий по сравнению с 2001 годом снизился на 4,1 % пункта, а сумма убытков – возросла в 3 раза.

Таким образом, даже при увеличении объема оборота розничной торговли на 32 %, по сравнению с 2001, значительная часть торговых организаций остаются убыточными.

Развитие организаций розничной торговли сдерживалось рядом негативных факторов, среди которых наиболее существенными, являлись высокий уровень налогов (71%), недостаточный платежеспособный спрос (52%), недостаток собственных оборотных средств (52%) и высокая арендная плата (19%). Руководители организаций, несмотря на объективные трудности достаточно оптимистично оценили перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле на 2003 год.

 Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из основных отраслей социальной сферы. Жилищные условия одно из главных компонентов уровня жизни населения. В городе Воронеж на начало 2002 года, жилищный фонд составил 17026,1 тыс.кв.метров площади, в том числе частной – 10891,3 тыс.кв.метров. В среднем на одного жителя приходится 18,9 кв.метра.

За 2001 приватизировано 15,1 тыс.квартир площадью 767,3 тыс.кв.метров. Приватизация жилья населением и развитие индивидуального жилищного строительства существенно изменили структуру жилищного фонда по формам собственности, что отраженно в таблице

                                                                                      Таблица 2

[23,стр32]

Жилищный фонд

1995

1998

1999

2000

2001

Площадь жилых помещений, тыс.кв.м. 15339,3 16014,2 16302,6 16753,2 17026,1
Число квартир, тысяч 295 309,7 313 321,8 326,5
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного городского жителя, кв.м. 17,0 17,7 18,1 18,6 18,9
Площадь муниципального жилищного фонда 4604,3 5778,0 5545,2 5887,5 4518,9
Площадь государственного жилищного фонда (жилищный фонд министерств и ведомств) 3071,5 1293,3 1217,8 1144,7 1415,5
Площадь общественного жилищного фонда 3,0 2,2 1,8 5,3 13,3
Площадь частного жилищного фонда 5969,4 7979,2 8675,6 9245,3 10891,3
В том числе:
Площадь жилищного фонда жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) 1373,8 1408,8 1462,5 1618,1 575,3
Площадь частного жилищного фонда, находящегося в собственности граждан 4468,7 5714,0 6499,6 6924,5 10316,0
Площадь жилищного фонда смешанной формы собственности 1691,1 961,5 862,2 470,0 187,1

На основе данных таблицы рассчитано: в 2001 площадь частного жилищного фонда составляет 64%, от всей площади жилых помещений, тогда как в 1995 году она составляла всего 39%. Стоит отметить, что явные изменения в структуре жилищного фонда произошли в 2001 году. Например: площадь  муниципального жилищного фонда уменьшилась на 1368,6 тыс.кв.м. , что составляет ¼ часть, площадь общественного жилищного фонда возросла на 8 тыс.кв.м. в 2,5 раза, площадь жилищного фонда жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) снизилась на 1042,8 тыс.кв.м., 1/3 доля всего жилищного фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.