![]() |
|
|
Реферат: Совершенствование программы развития туризма Псковской областииИз Литвы поток туристов увеличился на 22,2 % (11,5 тыс. прибытий), Латвии – на 34,9 % (12,4 тыс.), Эстонии – на 89,7 % (18,8 тыс.) [42]. Кроме стран Балтии можно отметить рост числа туристических прибытий из Японии на 13,9 % (2326 человек), Швеции – 5,7 % (897), Израиля – на 11,5 % (1457), Южной Корее на 48,4 % (3809) [42]. 1.2. Классификация видов туризма и факторов, влияющих на развитие туризма Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются. Туризм можно классифицировать по разным критериям [19;126]: 1. По цели поездки. Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей. В зависимости от цели отличают следующие туризма: a) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха. b) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей. К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира. c) Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия, Югославия. d) Религиозный. Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к «святым местам» с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности. e) Спортивный. Спортивный туризм - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя. f) Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. g) Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка. h) Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др. i) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью. 2. По способу передвижения. a) пешеходный туризм; b) велосипедный туризм; c) конный туризм; d) альпинизм; e) лыжный туризм; f) мототуризм. 3. По степени использования транспортных средств. Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: a) воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), b) водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы), c) сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.) d) использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.). 4. В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма: a) Туризм в отеле. b) Туризм в мотеле. c) Туризм в пансионе. d) Кемпинговый туризм. e) Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д. Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала. Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.) Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню. Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов. Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управлением, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки. Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон. 5. По сроку поездки. По сроку пребывания поездки делятся на: a) продолжительные, b) краткосрочные c) туры выходного дня. 6. По сезонности. a) Летний (с конца мая по середину сентября в период летних отпусков и школьных каникул). b) Зимний (с середина декабря до конца февраля - период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников) c) Межсезон (полусезон). В нашей области - осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном. 7. По уровню организации. a) Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или нескольких лиц и связанно с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами. b) Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обуславливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок. Характер организации путешествия может быть организованный и самодеятельный. Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретенных турах. Самодеятельный или так называемый альтернативный туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператора, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он несвязан никакими обязательствами с туристической фирмой. 8. По демографическому и социальному составу участников поездки. В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.) Играет роль и возраст туриста, в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста. 9. По направленности туристических потоков. a) Въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других станах. b) Выездной - путешествие лиц постоянно проживающих в стране, в другую страну. c) Внутренний - путешествие по стане лиц, постоянно в ней проживающих. 10. По принципу оплаты. a) Коммерческий. Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно получает прибыль. b) Социальный. Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство, в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера. c) Интенсив-туризм. Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.). Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам. К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. К их числу относятся экономические и финансовые факторы: Ø улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации; Ø увеличение (снижение) персонального дохода; Ø более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов; Ø возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на покрытие расходов на туризм и путешествия. К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран. Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий. Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой и т.д. 1.3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма Туризм - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его развития берут свое начало в глубокой древности. Как известно, процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с путешествиями. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и подробных сведений о странах, их населении и обычаях. С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древние ученые (Геродот – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей – 4 в. до н.э.). Накопившиеся к началу нашей эры географические даные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.) Огромная заслуга в открытии новых территорий в это время принадлежит арабским путешественникам VII – XI вв. Например, купец из Басры Сулейман посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и Ибн-Фадиан дали подробное описание нашей страны. В период IX – XI веков Древняя Русь в силу своего географического положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и Востоком. В это время активно развивались наши связи с Византией. С принятием христианства на Руси из Византии потянулись служители церкви, переводчики, переписчики книг и купцы. Нельзя также не отметить широкое распространение крестовых походов того периода, целью которых было завоевание новых земель. Период Средневековья был ознаменован началом путешествий к целебным источникам. Особо известными путешественниками этого периода можно назвать Афанасия Никитина, Марко Поло, Васко де Гама, Христофора Колумба. Говоря об истории развития отечественного туризма, можно отметить 5 этапов [20;11]: 1. до 1880 года - этот этап был ознаменован началом поездок на отдельные экскурсии или на отдых. Наиболее активными в этом плане были революционно-демократические слои и интеллигенция России. 2. этот этап начался периодом развития капитализма в России и прервался в связи с началом первой мировой войны и февральской революции 1917 года. На этом этапе отмечалось быстрое развитие туристской инфраструктуры: ресторанов, гостиниц, транспортной сети, также в этот период начал формироваться туристский рынок, в котором можно было проследить два основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции. В этот период появились также первые туристические фирмы, бюро, компании, клубы. 3. с февраля 1917 года до конца 60-х годов. На этом этапе идеологические функции туризма доминировали над хозяйственными. Появились первые профсоюзы. В целом, в этот период начала формироваться самая крупная и самая дешевая материальная база социального и самодеятельного туризма. 4. 1969 – 1985 года – характеризуется быстрым темпом развития социального туризма, и также быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. 5. современный этап – с 1985 года - может быть назван переходным периодом в развитии туризма. Здесь можно также выделить 4 тенденции: 1) изменение в структуре спроса и в сегментации туристического рынка; 2) развитие частных, средних и малых предприятий; 3) возникновение частной собственности, в частности на землю; 4) разработка специального законодательства регулирующего развитие отрасли туризма. 1.4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли Нормативно-правовой базой отрасли туризма служат: 1. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Федерального закона N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. [2], принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принципами государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации являются: содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития; определение и поддержание приоритетных направлений туристской деятельности; формирование представлений о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем: создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта; установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма; прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию; налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации; содействия кадровому обеспечению туристской деятельности; развития научных исследований в сфере туристской индустрии; содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах; обеспечения картографической продукцией; иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ, #G1одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284. Главная цель концепции - создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Меры по реализации этой цели предполагают: Øвключение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики; Øвыполнение федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации"; Øсоздание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике; Øформирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки; Øвведение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности; Øсоздание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли. 3. Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года) В целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии туризма как основы повышения потенциала и конкурентоспособности национального туристического комплекса постановляю: 1) Одобрить прилагаемую концепцию реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. 2) Признать приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации". 3) Одобрить инициативу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта, Национальной туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" о создании финансово-промышленной группы - Национальной туристической корпорации. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |