на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Правовое обеспечение Таможенного союза ЕврАзЭС


После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу.

Таможенный союз — это договорное объединение государств в целях создания общей таможенной территории и осуществления совместной торговой политики. Общая таможенная территория создается не только путем отмены границы между членами союза, но и посредством установления единого таможенного тарифа и общей внешней таможенной границы союза со странами — не членами. Совместную таможенную политику, установление единого таможенного тарифа и его регулирование, представительство союза в его отношениях с третьими государствами и международную договорную правоспособность союза осуществляют, как правило, специально создаваемые для этого органы союза. Только при наличии всех перечисленных элементов и в их совокупности можно говорить о существовании реального таможенного союза ...

Первые таможенные союзы появились еще в XIX в. (например, германский таможенный союз Zollverein, объединявший в 1834—1871 гг. ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации — постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Формирование общего рынка предполагает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. Обеспечение свободы движения ресурсов является важным фактором усиления экономической взаимозависимости стран — членов интеграционного объединения и развития взаимовыгодного сотрудничества между ними.

Но для обеспечения единого рыночного пространства недостаточно только одной свободы движения товаров, капитала и услуг. Важное значение приобретают унификация национальных законодательств, технических и санитарных стандартов, проведение согласованной промышленной, кредитно-финансовой политики. «Шаг за шагом нарастает объективная необходимость согласования все более широкого круга направлений внутренней экономической политики государств-членов, а в некоторых сферах — даже проведения совместной политики и создания для этого общих инструментов.

Интеграция рынков неизбежно порождает интеграцию хозяйственной политики, формируется целостный экономический организм, в рамках которого выработка хозяйственно-политических решений превращается в совместный процесс, а реализация этих решений ставится под коллективный контроль. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом, функционирование которого предполагает создание надгосударственных управленческих структур (наподобие Европарламента, Совета министров в ЕС). Указанные структуры обеспечивают проведение странами согласованной экономической политики, принятие оперативных решений от имени всего блока. Данного уровня интеграции достиг пока только ЕС.

В рамках экономического союза государства-участники проводят единую валютно-финансовую политику, что является основой для формирования валютного союза. Примером такого союза также служит ЕС, где в соответствии с Маастрихтскими соглашениями этап создания экономического и валютного союза был завершен к началу 1999 г.

Государства ЕврАзЭС также в качестве перспективных задач рассматривают формирование Единого экономического пространства, важным этапом которого становится создание Таможенного союза.

ЕврАзЭС на сегодня является наиболее эффективной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Во многом благодаря действующему в сообществе режиму свободной торговли взаимный товарооборот увеличивался.

Именно на основании данных показателей 6 октября 2007 г. главы государств-участников приняли решение о формировании правовой базы Таможенного союза и утвердили план действий, который предполагает в течение 2008—2010 гг. полностью создать правовую базу и закрепить союз с 1 января 2011 г. Но волей России, Белоруссии и Казахстана, которые решили, что в первом десятилетии XXI в. темпы развития ускорились, было принято решение ускорить и процесс формирования правовой базы. Была поставлена задача с 1 января 2010 г. запустить процесс функционирования Таможенного союза»

Таможенный союз предполагает существенное упрощение таможенных процедур и создает условия для свободного движения товаров. Об эффективности устранения таможенно-торговых барьеров свидетельствует опыт Европейского Союза. Упрощение правил между странами сообщества (с 1 июля 1993 г.) позволило упразднить 50—60 млн таможенных процедур в год. Поэтому создание Таможенного союза — это важный фактор развития взаимной торговли между государствами-участниками и активизации экономического сотрудничества.

Ключевыми элементами нормативно-правовой базы формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС являются следующие документы:

— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 г. № 313 «О формировании Таможенного союза государств — членов ЕврАзЭС»;

— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 6 октября 2007 г. «О формировании правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»;

— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 6 октября 2007 г. об утверждении Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2008—2010 гг.

В целом по состоянию на 24 августа 2009 г. подписан 51 документ (решения и международные договоры) по формированию правовой базы Таможенного союза. Из них 13 международных договоров ратифицированы сторонами, из которых 6 уже вступили в силу.

Принятые документы предусматривают установление единого режима торговли товарами в отношении третьих стран, унификацию таможенного администрирования.

В соответствии с Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., который был принят 6 октября 2007 г., высшим органом Таможенного союза является Межгосударственный Совет. Мсжгоссовет принимает решения в части формирования и функционирования Таможенного союза.

Исполнение данных решений, реализацию международных договоров по созданию Таможенного союза, подготовку соответствующих рекомендаций для Межгоссовета обеспечивает Комиссия Таможенного союза (КТС), в состав которой входят заместители глав правительств или члены правительств государств Таможенного союза, наделенные необходимыми полномочиями. КТС создана в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза, принятым 6 октября 2007 г.

Данный документ предусматривает поэтапную передачу Комиссии части полномочий государственных органов сторон. Принимаемые КТС решения имеют обязательный характер для стран Таможенного союза. Таким образом, Комиссия является наднациональным органом в ЕврАзЭС, что имеет важное значение для качественного продвижения интеграционных процессов в рамках Таможенного союза.

12 декабря 2008 г. Межгоссоветом ЕврАзЭС также принято решение о создании рабочего органа Комиссии — Секретариата, осуществляющего организацию работы и информационно-техническое обеспечение Высшего органа Таможенного союза и КТС.

На уровне экспертных групп проведена большая работа по согласованию таможенных тарифов, применяемых в торговле с третьими странами, по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

12 декабря 2008 г. решением Межгоссовета ЕврАзЭС утвержден Базовый перечень Единого таможенного тарифа.

9 июня 2009 г. главами правительств одобрен проект Единого таможенного тарифа, который решено внести на утверждение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 г.

таможенный союз правовой

Этапы и сроки формирования Таможенного союза одобрены на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 9 июня 2009 г.

Предполагается, что предварительный этап формирования Таможенного союза продлится до 1 января 2010 г. В течение данного этапа должна быть завершена подготовка нормативно-правовой базы Таможенного союза и проведена работа по переносу всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

Первый этап формирования Таможенного союза охватывает период с 1 января 2010 г. по 1 июля 2010 г.

В течение первого этапа должны быть обеспечены:

- введение с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования;

- передача Комиссии Таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

- начало формирования Комиссией Таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;

- отмена с 1 июля 2010 г. на российско-казахстанской границе таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из России и Казахстана, и организация пропуска перевозчиков по сертификатам происхождения товара;

- перенос до 1 июля 2010 г. всех видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории в отношении белорусско-российской границы.

Второй этап формирования Таможенного союза начинается с 1 июля 2010 г. Данный этап предполагает решение следующих задач:

к 1 июля 2011 г.:

- завершить выполнение мероприятий Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза;

- завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон;

с 1 июля 2011 г.:

- перенести оставшиеся контрольные функции, кроме пограничных, с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Казахстана при реализации на ней механизмов совместного контроля.

Государствами — участниками Таможенного союза проведена большая работа по проекту Таможенного кодекса, который разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 26 июля 1999 г. Общее руководство по разработке проекта данного документа было поручено казахстанской стороне, так как из всех государств — членов Таможенного союза пока только Казахстан ратифицировал полный пакет Киотской конвенции.

По состоянию на 12 августа 2009 г. почти все позиции проекта Таможенного кодекса были согласованы, за исключением ряда замечаний сторон.

Решением КТС от 12 августа 2009 г. проект Таможенного кодекса был принят за основу и экспертной группе «Таможенное администрирование и статистика» было дано поручение доработать проект с учетом замечаний и предложений сторон и представить на рассмотрение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС 25 сентября 2009 г. На данном заседании Интеграционного Комитета проект Таможенного кодекса был одобрен.

Принятие Таможенного кодекса станет важным фактором создания целостного организационно-правового механизма, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории стран ЕврАзЭС.

Важнейшей задачей государств Таможенного союза является их вступление в ВТО. По мнению многих экспертов, формирование Таможенного союза должно осуществляться на базе права ВТО. «Тогда мы сможем скорректировать определенные договоренности, связанные с единым таможенным тарифом, с механизмами нетарифного регулирования, подстроив их под правила ВТО, мы не можем здесь выбирать «или-или», мы должны действовать по сценарию и ВТО, и Таможенного союза.

Для решения задач по присоединению государств — участников Таможенного союза к ВТО создана переговорная группа из представителей компетентных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Данная группа вырабатывает согласованные подходы по проведению переговоров о вступлении Таможенного союза в ВТО и будет способствовать интеграции государств ЕврАзЭС в мировую торговую систему.

Кроме того, в настоящее время сформирована Рабочая группа по вопросу участия в Таможенном союзе Кыргызской Республики, главной задачей которой является разработка механизма присоединения данной страны к Таможенному союзу. Расширение Таможенного союза в перспективе станет важным этапом создания Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

Реализация указанных выше направлений свидетельствует о продвижении процесса формирования Таможенного союза с участием Казахстана, России и Беларуси и создаст реальные условия для свободного движения капитала и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран ЕврАзЭС. Создание единой таможенной территории, либерализация торговли в рамках Таможенного союза и формирование в перспективе Единого экономического пространства будут стимулировать расширение международной производственной кооперации в рамках ЕврАзЭС, а также оказывать влияние на развитие промышленных комплексов и экономик стран сообщества в целом.

Таким образом, можно констатировать, что для Белоруссии, Казахстана и России формирование полноценного Таможенного союза является бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом.

2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза

Развитие мировой экономики в условиях финансового кризиса, начало которого мы относим ко второй половине 2008 года, ускорило процессы по формированию Таможенного союза (ТС) Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭс), а также активизировало деятельность входящих в него государств (России, Республики Беларусь и Республики Казахстан) по международно-правовому обеспечению в рамках Таможенного кодекса.

Исторически, как правильно отмечают исследователи, этому предшествовало образование Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 1995 г.
Позже к Союзу присоединились Киргизская Республика (1996 г.), Республика Таджикистан (1999 г.), предполагалось также экономическое объединение с единой таможенной территорией. Впоследствии, используя международно-правовые документы, а также накопленный опыт таможенного и торгового регулирования государств - участников СНГ, в рамках ЕврАзЭс было инициировано формирование нового Таможенного союза (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан).

На Саммите в Душанбе (6 октября 2007 г.) в рамках ЕврАзЭс были подписаны международные договоры, в соответствии с которыми Россия, Беларусь и Казахстан обязались в окончательном виде привести отечественное законодательство в соответствие с международными требованиями. Более того, они дали взаимное согласие ускорить процедуры вступления международных договоров в законную силу и завершить формирование Таможенного союза ЕврАзЭс.

В октябре 2008 года после вступления международных договоров в законную силу была сформирована Комиссия Таможенного союза ЕврАзЭс трех государств. Рабочим органом Комиссии ТС стал Секретариат во главе с академиком РАН С.Н.Глазьевым, который на первом заседании 4 февраля 2009 года предложил государствам-участникам в течение текущего года завершить формирование Единого таможенного тарифа товаров, ввозимых на их территории, принять в окончательной редакции Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭс и Статус Суда.

Законодательная деятельность в области таможенного регулирования в Российской Федерации затронула изменения в сфере особенностей исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным, и иные положения. С учетом изменений, вступивших в законную силу с 1 октября 2009 года, а в части финансового обеспечения таможенных платежей банковской гарантией - с 1 января 2010 года, Таможенный кодекс Российской Федерации стал соответствовать международным стандартам.

При разработке данных соглашений был учтен как национальный, так и зарубежный опыт регулирования отношений по таможенному контролю. К тому же активно разрабатываются акты, служащие правовой и организационной основой для осуществления сотрудничества и обмена опытом и информацией (в том числе оперативной) между таможенными службами государств - участников Таможенного союза, что позволит более эффективно противодействовать нарушению таможенного законодательства.

С 16 ноября 2009 года Россия законодательно закрепила условия, сроки и процедуры прохождения таможенной декларации товаров для вывоза за пределы таможенной территории страны, определила ставки таможенных пошлин и порядок их выплаты. Тем самым Россия не только реализовала международные требования для вступления страны в ВТО, но и подтолкнула государства СНГ для устранения подобных законодательных погрешностей в таможенной сфере.

Так, ранее действовавший Закон Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» очень часто упрекали в несовершенстве и противоречии таможенных норм международным правилам и стандартам. С тем чтобы таможенное законодательство страны соответствовало международным стандартам, с 1 мая 2003 года, а в завершенном виде - с 1 января 2004 года, стал действовать новый Таможенный кодекс, который с изменениями, внесенными в последующие годы, приобрел международно-правовой статус.

С нашей стороны отметим, что также эффективно усовершенствовалось и таможенное законодательство Республики Беларусь.

Таможенный кодекс Республики Беларусь 1998 года не соответствовал международным стандартам, поэтому 7 декабря 2006 года Палата Представителей официально приняла новый Таможенный кодекс, который после одобрения Советом представителей и подписания его Президентом А. Лукашенко вступил в законную силу с 1 июля 2007 года и с изменениями и дополнениями последних лет также приобрел международно-правовой статус.

Самое главное, страны - участницы союза закрепили единый порядок определения страны происхождения товара, изложили все правовые нормы с учетом международных договоров и отечественного права, унифицировали таможенное законодательство в соответствии с текстом Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭс.

25-27 ноября 2009 года в Российской академии правосудия при информационной поддержке Евразийского юридического журнала проходил первый Общероссийский научный форум «Инновации в праве», в рамках которого видные ученые, политические деятели и практические работники уделили особое внимание правовым основам развития народов евразийского пространства вообще и проблемам, связанным с правовым обеспечением деятельности Таможенного союза ЕврАзЭс, в частности.

С учетом современной международно-правовой базы формирование Таможенного союза будет проходить в несколько этапов. Так, с 1 января 2010 года начал действовать Единый таможенный тариф. В этой связи, чтобы единые ставки ввозных пошлин соответствовали международным стандартам России, пришлось переписать ставки на 20 % товаров (1850 позиций). В основном это бытовая техника, одежда, ряд продовольственных товаров и транспортные средства. В результате этого средняя ставка на импорт упала на 1 %. В Республике Беларусь она не изменилась, а в Казахстане вырастет на 2 %.

В целом, по оценкам экономистов, Таможенный союз обещает прирост ВВП для всех стран-участниц. Следовательно, чем больше бестаможенное пространство, чем больше свободный рынок для товаров, тем выгоднее их производить.

На следующем этапе, т. е. с 1 июля 2010 года на единой таможенной территории трех государств (России, Беларуси и Казахстана) будет действовать упрощенная система оформления и контроля, увеличится срок уплаты пошлин с 15 дней до 4 месяцев.

На завершающем этапе 1 июля 2011 года Таможенный союз будет вынесен с внутренних границ стран-участниц на «внешний контур» союза.

Как отмечают специалисты, остается непонятным, например, как будет работать единый таможенный тариф, если степень унификации таможенных тарифов России и Беларуси превышает 95 % (5 % - проблемные), а в отношении России и Казахстан 38-40 % -не урегулированы.

Более того, если Таможенный кодекс России в большей степени соответствует международным стандартам, необходимым для вступления в ВТО, то проект Таможенного кодекса союза страдает определенными правовыми недостатками.

Мы полагаем, что в основном акт Таможенного союза ЕврАзЭс корреспондируется с содержанием Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию от 26 июня 1999 года.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что юридический текст перевода Конвенции на русский язык содержит терминологию Конвенции в ее точном выражении и содержании, соответствующую оригиналу на официальном - английском - языке. Подтверждением этого факта является присоединение Республики Казахстан в начале 2009 года к Киотской конвенции.

Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭс построен на принципах:

- использования норм и положений международного права в области таможенного регулирования;

- гармонизации и унификации таможенных правил и повышения эффективности таможенных процедур;

- транспарентности, предсказуемости и последовательности таможенных правил и процедур, их упрощения в интересах участников внешнеторговой деятельности;

- применения современных методов работы таможенных служб, включая таможенный контроль на основе управления таможенными рисками, посттаможенный контроль; максимального практического внедрения передовых информационных технологий;

- совершенствования взаимодействия между таможенными службами государств - участников таможенного союза.

Разработчики проекта Кодекса руководствовались положениями и стандартами Конвенции Киото, при этом учитывали все лучшее, что имеется в таможенном законодательстве трех наших стран. Разработчики стремились к тому, чтобы его нормы были модернизированными, как по форме, так и по своему внутреннему содержанию и отвечали особому характеру уникального наднационального кодифицированного правового акта непосредственно прямого действия. При этом Кодекс должен занять ключевое место в регулировании внешнеторговой деятельности единой таможенной территории и заложить, в числе других правовых актов, надежную основу дальнейшего развития Евразийского экономического сообщества.

Разработчики закрепили в нормах Кодекса естественное правовое положение о том, что каждое лицо должно точно знать, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке оно обязано совершать при перемещении товаров через таможенную границу нашего таможенного союза.

Дадим общую характеристику норм проекта кодекса:

1) правовые предписания в целом относятся исключительно к сфере таможенного регулирования на таможенной территории таможенного союза и не вторгаются в иные сферы правового регулирования (о налогах, административного, уголовного и др.) государств - участников таможенного союза;

2) положения Кодекса ориентированы на содействие внешней торговле и упрощение таможенных операций и таможенных процедур, о чем свидетельствует, в частности, содержание его норм, регулирующих предварительное информирование, применение информационных технологий и взаимную административную помощь таможенных органов;

3) формы таможенного контроля, установленные проектом Кодекса, конкретизированы и ориентированы на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства на таможенной территории таможенного союза.

Необходимо особо подчеркнуть, что основой таможенного регулирования на таможенной территории Евразийского таможенного союза является деятельность таможенных служб государств Союза по реализации задач в области таможенного регулирования и единообразному применению таможенного законодательства на таможенной территории Евразийского таможенного союза в пределах национальных суверенных территорий.

Обращаем внимание читателей на ключевое содержание последней фразы: «таможенные службы действуют в пределах национальных суверенных территорий». Это обстоятельство отразилось, возможно, и психологически, на разработчиках, так как проект Кодекса содержит, на наш взгляд, избыточное количество отсылок на национальное законодательство государств - участников таможенного союза.

Правовые основы таможенного союза соответствуют положениям статьи 24 ГАТТ-ВТО, в этой связи деятельность таможенных органов в пределах национальных суверенных территорий требует однозначного правового определения и его закрепления в нормах проекта Таможенного кодекса таможенного союза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.