на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Страховой рынок в Российской Федерации


Курсовая работа: Страховой рынок в Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита


КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Финансы»

На тему:

СТРАХОВОЙ РЫНОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Екатеринбург 2009


Содержание

Введение

1. Страховой рынок в системе финансовых отношений

1.1 Понятие и функции страхового рынка

1.2 Структура страхового рынка

1.3 Мировой страховой рынок

2. Развитие страхового рынка РФ

2.1 История страхования в России

2.2 Современное состояние страхового рынка РФ

3. Проблемы и перспективы развития российского страхового рынка

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Развитый страховой рынок является неотъемлемой частью цивилизованной рыночной экономики. Значимость института страхования неоспорима. В условиях ухудшающихся экологических условий, роста числа и масштабов техногенных катастроф и стихийных бедствий, обостряющейся политической обстановки в мире и в целом ускорения экономических процессов страхование становится важнейшим инструментом в управлении рисками.

В последние годы быстро увеличивается спрос на страховые услуги в России, что отражают высокие темпы роста этого рынка. Поэтому перспективы развития данного рынка очевидны. В настоящее время это один из стратегических факторов эффективного функционирования и успешного развития финансово-хозяйственных отношений в нашей стране.

Обеспечивая защиту имущественных интересов субъектов хозяйствования, страхование формирует предпосылки для устойчивого развития экономики.

Активное применение механизма страхования повышает социальную защищенность граждан, что свидетельствует о социальной роли страхования.

Деятельность каждого хозяйствующего субъекта в условиях рынка подвержена множеству разнообразных рисков, требующих страховой защиты, для организации и проведения которой будущим экономистам, финансистам, бухгалтерам и другим специалистам необходимо знание основ страховой деятельности.

Целью данной работы явилось изучение современного состояния страхового рынка РФ и выявление основных тенденций его развития.

Задачи работы:

1) изучение понятия, структуры и функций страхового рынка;

2) анализ состояния страхового рынка РФ в 2008 году;

3) рассмотрение основных тенденций развития страхования в России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы функционирования страхового рынка, приведена характеристика мирового страхового рынка.

Вторая глава посвящена характеристике страхового рынка России, рассмотрению его исторического развития и современного состояния. Во второй главе проведен детальный анализ деятельности субъектов страхового рынка в 2008 году.

Третья глава посвящена основным тенденциям развития страхового рынка РФ. Рассмотрены проблемы страхового рынка и приведены пути их решения.

При написании работы были использованы учебники (в частности), Гражданский кодекс РФ, нормативные акты по страхованию, публикации в печати, данные сети Internet.


1. Страховой рынок в системе финансовых отношений

1.1 Понятие и функции страхового рынка

Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997г. под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути. Реальна для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт.

Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования, определяет страховой риск, страховую сумму, страховой тариф, условия расчетов в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством страхового продукта служит страховой полис, который подтверждает факт заключенного договора страхования, который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

Специфика страхового продукта в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Видимая выгода от покупки страхового продукта не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого страховщик не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно.

Страховщиком устанавливается определенные соотношения между платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта, то есть определяют страховой тариф. Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль. Для решения указанной задачи в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и накидок, при которой учитываются индивидуальные особенности страхователей и которая одновременно заинтересовывает и даже вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, то есть минимизации страхового риска.

Таким образом, стоимость и цена страхования как количественные характеристики страхового продукта – вполне конкурентные величины. Необходимость продать страховой продукт вынуждает страховщика к совершенствованию страховых продуктов, снижению цен на них. Необходимость получить прибыль, наоборот, требует повышения цен. Отсюда страховой рынок регулируется спросом и предложением на страховые продукты, за исключением тех случаев, когда страхование объектов осуществляется в обязательном порядке.

Место страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.

Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную и инвестиционную. Основная функция страхового рынка – компенсационная функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования. Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму. Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования. Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства. Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции возрастает.

1.2 Структура страхового рынка

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

Страховые организации – институциональная основа страхового рынка. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховая организация – экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования.

Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, публично-правовые и общества взаимного страхования. Акционерная страховая компания – это негосударственная организационная форма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставный капитал акционерного страховщика формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциал страховой организации. Акционерная форма страховщиков доминирует на страховых рынках развитых стран. К уникальной форме частных страховщиков можно отнести английскую корпорацию «Ллойд», которая представляет собой не юридическое лицо, а объединение физических лиц. В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации. Осуществление государственного страхования представляет собой форму государственного регулирования национального страхового рынка. Правительственные страховые организации относятся к некоммерческим структурам, деятельность которых основана на субсидировании. Они специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим. Общество взаимного страхования – это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования – одновременно и страховщик, и страхователь.

По характеру выполняемых страховых операций различают специализированные и универсальные страховые организации. Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например страхование жизни. К специализированным страховщикам относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования – создание сбалансированного портфеля договоров страхования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Универсальные страховые организации предлагают большой перечень страховых услуг.

По зоне обслуживания различают местные, региональные, национальные и международные страховые организации.

Спрос на страховые продукты предъявляет страхователь. Это – юридическое или дееспособное физическое лицо, страхующее имущество или заключающее со страховщиком договор личного страхования или страхования ответственности. Страхователь уплачивает страховые взносы и имеет право на получение страховки при наступлении страхового случая.

Товаром страхового рынка является страховой продукт. Потребительская стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

Продвижение страховых продуктов на страховом рынке и их реализацию преимущественно осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры. Страховые агенты – физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховыми брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховой брокер не является участником страхового договора. Его обязанность состоит в оказании посреднической услуги и содействие исполнения договора страхования.

Функционирование страхового рынка предполагает наличие профессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых выступают сюрвейеры и аджастеры. Сюрвейеры – инспектора или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качестве сюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодействие которых со страховщиком строится на договорной основе. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования. Аджастеры – это уполномоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).

Для защиты своих интересов, разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбора и публикации страховой статистики и других совместных целей страховые организации создают объединения (ассоциации) страховщиков. Объединения страховщиков создаются как на региональном, так и на национальном уровне. Кроме того, объединяются и специализированные страховые организации. Такие объединения страховщиков не могут заниматься страховой деятельностью.

Между тем страховые компании объединяются для проведения некоторых страховых операций в страховой пул. Такое объединение страховщиков позволяет увеличить финансовые возможности для принятия на страхование крупных рисков. Заключение договора со страховым пулом для страхователя означает, что на стороне страховщика находятся все участники пула. Однако при наступлении страхового случая страхователь вынужден урегулировать претензии с каждым из страховщиков в отдельности. Такая форма организации страховых отношений называется сострахованием.

Защищают свои интересы и страхователи, создавая объединения страхователей. Такие объединения выражают интересы пострадавших страхователей от недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь, участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др.

Важным звеном страхового рынка выступает система государственного регулирования, необходимость которого связана в первую очередь с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.

Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования.

Основным источником правового регулирования страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и принятые Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994г, Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от 19 июня 1995г, Положение о страховом пуле от 18 мая 1995г и пр.

Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых организаций, постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993г «О территориальных органах страхового надзора» предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора.

1.3 Международный страховой рынок

Страхование принадлежит к наиболее интегрированным формам финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые компании мира объединены связями совместного страхования и перестрахования. Во многих странах разрешен свободный доступ иностранных страховых компаний на национальные рынки. Тем не менее, национальные страховые рынки сохраняют определенные особенности.

Это касается, прежде всего, структуры отраслей страхования и предлагаемых видов страховой защиты. Например, в азиатских странах очень высок удельный вес страхования жизни, здесь он составляет 77% общей суммы собираемых страховых премий. В Европе этот показатель равен 47%, а в Северной Америке — 42%. Причина данных различий состоит в том, что страхование жизни развивается наиболее интенсивно в странах с низким уровнем государственной социальной зашиты, где люди сами должны решать вопрос собственного пенсионного обеспечения. Кроме того, в бедных азиатских странах у населения меньше имущества, которое нуждается в страховании.

Основной особенностью страхового рынка стран Европейского Содружества является формирование единого страхового пространства и единообразного национального страхового законодательства. Статистика свидетельствует о высоких темпах роста данной отрасли практически во всех странах. По данным Европейского Комитета по страхованию (Corhite Europeen des Assurances) объем страхования жизни составил в 1999 г. 435 млрд евро, что означает прирост к предыдущему году 24%; в 2000 г. прирост с учетом инфляции составил 11%. В разных странах показатели роста существенно разнятся: в Бельгии и Испании — 35%, во Франции и Польше — 21, в Швейцарии, Великобритании и Германии — от 2 до 4%. На долю страхования жизни приходится 62% общего объема премий по страхованию жизни и ущербов. Интенсивный рост страхования жизни связан с ростом спроса на накопительные договоры с элементами капитализации. Приоритеты страхования жизни связаны с реформой системы социального страхования в части пенсионного обеспечения. В частности, почти во всех странах произошло повышение пенсионного возраста до 65 лет, как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, удлиняется период уплаты взносов по системе социального страхования, который должен составлять не менее 40 лет. При преждевременном оформлении пенсии ее размер резко снижается.

Сбор премий по медицинскому страхованию составил в 1999 г. 40 млрд евро, прирост к предыдущему году — 4%. В настоящее время отмечается замедление темпов прироста, в 1995—1997 гг. они были на уровне 6—9% в год. Большая часть собираемых премий (65%) приходится на германский и нидерландский рынки, на Францию — 13%, Великобританию — 9, Испанию — 6%.

В страховании от несчастных случаев сбор премий составил 29 млрд евро, что означает достаточно низкие темпы прироста — 2,5%; выплаты по договорам составили 11,3 млрд евро. Важнейшими рынками являются: Германия (32%), Великобритания (28%), Италия (14%), Швейцария (7%), Франция (7%). Для данного рынка характерен высокий уровень конкуренции, так как страховые продукты различаются по шкалам инвалидности, размерам выплат «за боль», условиям и размерам выплаты ренты. По автомобильному страхованию каско сбор премий в 2000 г. оценивался в 101 млрд евро, или 8%-ный прирост к предыдущему году. В автомобильном страховании в последние годы растет конкуренция в связи с тем, что к продаже страховых продуктов подключаются производители и продавцы автомобилей. Предлагаются новые «пакетные» страховые продукты, включающие сервисные услуги.

Объем имущественного страхования в 2000 г. составил 56,5 млрд евро при годовом приросте 3,4%. На имущественное страхование приходится 21% всего объема премий по рисковым видам страхования. Почти 64% всего объема премий собирается на рынках трех стран — Германии, Великобритании и Франции. Перспективы развития данного рынка связываются со страхованием стихийных бедствий, криминальных рисков и рисков использования компьютеров в производстве и быту.

В целом страхование в разных странах демонстрирует значительное разнообразие форм и высокую степень приспособляемости к социальным и экономическим условиям жизни населения.

Страховой рынок Великобритании, вместе с рынком Германии, по различным показателям, делят 3-4 места в мире. В 2002 г. Совокупный объем собранных премий составил $237 млрд., в том числе доля автострахования составила – 12,8%, страхования от огня и несчастных случаев – 19,8%, авиационное и транспортное страхование – 1,0%, страхование жизни -67,3%.

Количество страховых компаний, имеющих лицензию на страховую деятельность на территории Великобритании, превышает 800. Институциональная структура страхового рынка Великобритании представлена акционерными обществами, которые принадлежат их собственникам- акционерам; обществами взаимного страхования, которые принадлежат их страхователям; дружескими обществами; отделениями и представительствами иностранных страховых компаний. Крупное самостоятельное звено национального страхового рынка, имеющее международное значение – страховая корпорация «Ллойд» представлена 400 страховыми синдикатами, которые объединяют андеррайтеров, непосредственно осуществляющих страховой бизнес корпорации.

В 2002г. Общий объем страховых премий немецких страховых компаний от операций во всех странах мира составил $136 млрд., в том числе доля по страхованию убытков и от несчастных случаев составила 45,2%; по страхованию кредитов, авиационному страхованию и ядерному страхованию -1,0%; по добровольному медицинскому страхованию – 12%; по страхованию жизни -37%.

Страховой рынок Германии находится под жестким контролем государства. Его характерная особенность состоит в тесной связи страхового бизнеса с крупным промышленным капиталом. Широко распространено взаимное участие в капитале и в управлении. Конкуренция существует в основном на уровне сбытовых сетей. В Германии однозначно доминирует одна страховая компания — «Allianz AG». На ее долю приходится 42% страхования жизни и 38% других отраслей страхования. При этом на Германию приходится немногим более 55% оборота «Allianz AG», все остальное связано с зарубежной деятельностью

Несмотря на отсутствие законодательных ограничений для иностранного капитала, немецкий страховой рынок довольно закрыт. Это связано с психологией населения: немцы предпочитают своих страховщиков. Кроме того, здесь очень плотная агентская сеть.

Страховые услуги носят традиционный характер. В частности, Германия — единственная страна в Европе, кроме России, где до сих пор продают смешанные договоры страхования жизни, гарантирующие 100%-ное получение суммы страховки и на случай смерти клиента, и на случай его дожития до установленного срока. В Германии смешанное страхование занимает 77% рынка страхования жизни.

В Германии очень сильно развито перестрахование. Это связано с тем, что после Первой мировой войны немецким страховым компаниям, занимающимся прямым страхованием, было запрещено работать за границей. Перестраховщиков этот запрет не коснулся, в эту отрасль устремился страховой капитал.

Важная особенность немецкого рынка — «банкострахование», когда страховая компания в своих торговых точках занимается не только страхованием, но и предоставлением банковских услуг.

В 2002г. Общий объем страховых премий, полученных французскими страховыми компаниями и их зарубежными филиалами, составил $125 млрд., в которых 64% составляет страхование жизни. Французский страховой рынок занимает 5-е место в мире. Количество зарегистрированных страховщиков приближается к 600, из них 98 – занимающихся страхованием жизни и 360 – другими видами страхования.

Около 40% страхового рынка Франции контролируют 5 крупнейших страховщиков, 10 крупнейших компаний – 58% рынка. Французский страховой рынок ориентирован на страхование жизни и автомобильное страхование. Здесь исключительно сильно развито страхование автомобилей и гражданской ответственности владельцев автотранспорта. В отличие от других, французский рынок практически не имеет убытков по автомобильному страхованию.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.