на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Совершенствование процессов регулирования занятости экономически активного населения в хозяйственную деятельность России


Сильна разнородность качественной структуры рабочей силы, проявляющаяся, с одной стороны, в существовании «островов» высокой квалификации, а с другой — в наличии настолько отсталых производств, что возникает вопрос о «социально деградировавших» секторах занятости.

В 2003 году было принято изменение, ограничивающее размер пособия для лиц, увольняющихся по собственному желанию. В настоящее время для граждан, уволившихся по собственному желанию, размер пособия по безработице устанавливается в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в первом 6-ти месячном периоде и 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации во втором 6-ти месячном периоде. В этом случае ущемляются права женщин, которые вынуждены увольняться в связи с необходимостью ухода за больными детьми или престарелыми родителями, переездом мужа на новое место работы (службы).

Новый порядок финансирования внес значительную неопределенность в статус государственной службы занятости, что вызвало отток квалифицированных кадров, большинство из которых женщины. Оплата работников районных и городских центров занятости, непосредственно обслуживающих безработных, уменьшилась в два и более раза, т.к. изменился их статус. В связи с этим, добровольно покинуло службу занятости около 1,5 тыс. наиболее высококвалифицированных специалистов. Чтобы восстановить потери такого рода, государству потребуется немало времени и средств.

2.2 Проблемы функционирования рынка труда

Решение проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения осложнено ослаблением рычагов государственного регулирования, колебаниями в выборе приоритетов, определяющих структурный маневр в экономике, что не позволяет выработать активную политику занятости. Акценты государственного участия должны постепенно смещаться от практики регулирования текущей социально-экономической ситуации, складывающейся на российском рынке труда, в сторону проведения превентивных мер и заботы о качестве национальной рабочей силы.

Остроту проблеме занятости и вообще рынка труда в РФ придают следующие основные моменты:

1.Высокая зависимость экономической сферы от политических установок и догм; отсутствие четких согласованных ориентиров развития, его приоритетов; непоследовательность в проведении интеграции со странами ближнего зарубежья. Все это увеличивает неопределенность экономической среды и осложняет разработку и реализацию целостной политики занятости.

2.Ослабление роли государства, падение доверия населения к нему и его социально-экономической политике; снижение трудовой мотивации, установка на выживание, а не на развитие, что является базой для повсеместного расцвета теневой экономики.

3.Краткосрочная ориентированность практически любой экономической деятельности, отсутствие крупных долгосрочных проектов при низких инвестициях в производство и старении производственной базы.

4.Высокая налоговая нагрузка на производителя, неплатежеспособность предприятий, оказывающая негативное влияние на экономические взаимоотношения и на динамику доходов населения.

5.Быстрая поляризация общества по уровню доходов, далеко не всегда соответствующая реальному вкладу в ВВП.

6.Сокращение роли оплаты труда как основного источника дохода, падение ее реального наполнения, ухудшение материального положения населения, главным источником дохода которого является именно оплата труда, нерешенная полностью проблема невыплат заработной платы.

7.Существенный разрыв между доходами одноименных профессионально-квалификационных групп в различных сферах и секторах занятости; разрыв между доходами населения крупных и провинциальных городов, сельской местности.

8.Несоответствие минимальной заработной платы, пенсий, пособий по безработице, социальных выплат прожиточному минимуму.

9.Практическое отсутствие четкой миграционной политики, нацеленной как на внутренние, прежде всего экономические, миграционные потоки, так и на внешние миграции.

В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот очевидный факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться со структурной и инвестиционной политикой. Важнейшее значение в этой связи приобретает разработка механизмов встраивания параметров занятости в общую схему социально-экономического развития.

К числу проблем, накопившихся в сфере занятости и имеющих, на наш взгляд, существенное значение при разработке стратегии развития, относятся проблемы, связанные прежде всего с изменением спроса на труд.

В России в последние годы сложилась тенденция к уменьшению численности занятых в материальном производстве при некотором росте доли занятых в непроизводственной сфере. Наметившаяся после 1998 г. тенденция к росту занятости в отдельных отраслях экономики, несмотря на позитивную с позиций поддержания занятости направленность, с точки зрения структурных изменений носит достаточно противоречивый характер.

Длительный спад производства в целом ряде отраслей (прежде всего в традиционных) определил падение совокупного спроса на труд, что находит отражение в одновременном снижении численности занятых и количества вакантных рабочих мест.

Инвестиционный кризис в отраслях материального производства и бюджетном секторе непроизводственной сферы не позволяет в должной мере расширять и модернизировать систему рабочих мест. При этом в условиях нехватки инвестиций отток работников не компенсируется и не может компенсироваться, особенно в госсекторе, техническими или организационными инновациями.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования отраслей науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства сохраняется тенденция к снижению численности занятых в этом секторе. Одна часть увольняющихся переходит в частный сектор, преимущественно в сферу обращения, другая — пополняет ряды безработных.

В условиях финансовой неустойчивости возможные банкротства коммерческих предприятий грозят существенным увеличением безработицы в стране. И это происходит в условиях ухудшающейся ситуации в области охраны труда и защиты трудовых прав граждан.

Недопустимо низкая для развитой экономики цена труда тормозит повышение эффективности производства, снижает конкурентоспособность российской продукции. Несправедливый уровень оплаты труда не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование. Низкая цена труда - ограничитель платежеспособного спроса на продукцию, расширения объемов производства, экономического роста, препятствие на пути технического прогресса и новых прогрессивных технологий.

В условиях рыночного хозяйства цена труда в значительной мере определяется механизмом свободной конкуренции со стороны работодателей и самих продавцов рабочей силы на рынке труда и развитостью системы партнерских отношений. Однако в России, особенно в переходный период, еще только начали складываться как конкуренция между субъектами рынка труда, так и институт социального партнерства. Развитие свободной конкуренции сталкивается с серьезными препятствиями, ограничивающими ее воздействие на цену труда в том или ином регионе страны и при том или ином состоянии экономической конъюнктуры. В их числе: совершенно недостаточная мобильность рабочей силы, значительная и все возрастающая безработица, ведущая к серьезному понижающему воздействию на цену труда и необходимости массовой переквалификации людей. В России практически отсутствует регламентация правового статуса и содержания элементов многоуровневой системы соглашений по вопросам труда и занятости. Все это деформирует изначально складывающийся рынок труда, ставит его функционирование в жесткие рамки, затрудняет свободный перелив рабочей силы.

Отсутствие полноценного рынка труда (как и в целом развитого рыночного хозяйства) делает необходимым государственное регулирование заработной платы.

По оценкам демографов, до 2006 г. прирост трудоспособного населения в среднем за год составит порядка 0,5 млн. человек, причем в первые годы века этот прирост больше. Соответственно ожидается увеличение предложения труда, причем возрастет прежде всего предложение неквалифицированного труда. После 2006 г. численность трудоспособного населения падает. Перспективная возрастная структура населения РФ характеризуется постарением населения страны. Ожидаемая демографическая нагрузка населения снижается до 2007 г., а затем растет, практически достигая к 2016 г. уровня 2000 г.

Нельзя отрицать, что в пореформенный период российский рынок труда сыграл роль важного амортизатора, существенно смягчив возможные негативные последствия, связанные с избыточной защитой занятости. Он продемонстрировал немалый адаптивный потенциал, позволив избежать многих проблем, с которыми столкнулись страны ЦВЕ. Очевидно, это стало возможным прежде всего благодаря господству неформальных правил и норм в сфере трудовых отношений.

К сожалению, российская модель рынка труда гораздо хуже приспособлена к тому, чтобы быть проводником экономического роста. Оборотной стороной ее «пластичности» стали замедленная реструктуризация занятости, недоинвестирование в специфический человеческий капитал, низкий уровень производительности труда. В условиях глубокого экономического кризиса гибкость, достигавшаяся за счет слабости механизмов enforcement'а, была важным ресурсом адаптации, помогая гасить шоки без ущерба для устойчивости всей системы. Однако, облегчая краткосрочную адаптацию, она не создавала достаточных предпосылок для долгосрочного реструктурирования экономики. Эта модель явно неадекватна задачам достижения устойчивого экономического роста и на новом этапе развития во многом утрачивает смысл и оправдательные мотивы.

2.3 Основные направления совершенствования процессов регулирования трудовых отношений

Стратегическая цель реформы трудовых отношений - создание в России эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой, необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— реформирование трудового законодательства в целях эффективного размещения и использования трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т. п.);

— развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия;

— формирование эффективных механизмов урегулирования трудовых споров. Совершенствование и повышение эффективности механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работника. Создание специализированной трудовой юстиции, государственная поддержка развития системы негосударственной защиты трудовых прав и самозащиты;

— повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда;

— возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы;

— рационализация мер государственной поддержки безработных. Сосредоточение усилий служб занятости на сокращении периода поиска безработным нового рабочего места и содействии безработным, имеющим наименьшие возможности для трудоустройства;

— реформирование системы управления охраной труда через создание экономического механизма, стимулирующего работодателей к поиску путей снижения уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, с одной стороны, и работника - к соблюдению техники безопасности, с другой.

Успешное проведение реформы невозможно без активной разъяснительной и просветительской деятельности государственных органов. Необходимо разработать и реализовать соответствующие государственные программы информационно-методического содействия гражданам в решении вопросов занятости и защиты трудовых прав.

Политика занятости должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. В то же время в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть предусмотрены меры по обеспечению продуктивной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро, мезо- и микро уровнях.

Важным этапом и, возможно, одним из первых шагов в достижении управляемости и предсказуемости движения к траекториям экономического роста может явиться разработка средне- и долгосрочного прогноза политического и социально-экономического развития страны. При его разработке помимо концепций и идей огромное значение приобретают проблемы измерения, количественной оценки масштабов и интенсивностей отдельных процессов и явлений, их взаимосвязи и меры взаимовлияния. Решения, принимаемые в области структурной политики, инвестиционных программ, политики доходов, развития системы образования и др., должны приниматься с учетом состояния сферы занятости и ожидаемых воздействий на нее.

Разработка программы поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы, минимизации ее структурной составляющей предполагает прогнозирование занятости населения и его отдельных групп в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития, так и от демографических, в частности миграционных, процессов.

Первоочередное внимание при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозно-аналитических и программных материалов в области занятости населения и рынка труда необходимо обратить на решение следующих задач:

•  оценка спроса отраслей экономики РФ на рабочую силу (в первую очередь квалифицированную) с учетом основных макроэкономических параметров развития (динамика производства, инвестиций, доходов и др.);

•  выявление взаимосвязей динамики спроса на рабочую силу (вакантных рабочих мест) и ее предложения для России в целом, в региональном и отраслевом разрезах;

•  анализ тенденций формирования общей и структурной безработицы РФ в целях их минимизации.

Итак, в настоящее время среди многообразных задач, возникающих в сфере занятости населения и рынка труда, приоритетными, на наш взгляд, являются следующие:

•  поддержание и расширение занятости через согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными;

•  согласование тенденций изменения оплаты и производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;

•  согласование динамики спроса на рабочую силу (в том числе по основным профессиям) и развития системы профессиональной подготовки кадров.

В рамках более отдаленного временного периода целями развития занятости населения РФ должны выступать:

•  обеспечение и закрепление прогрессивных сдвигов в региональной и отраслевой структуре занятости населения;

•  переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

•  создание современных наукоемких рабочих мест, повышение эффективности существующих рабочих мест, существенное улучшение условий труда и повышение его оплаты;

•  рост горизонтальной и вертикальной мобильности трудовых ресурсов в условиях непрерывного профессионального образования.

Создание условий для развития реального сектора российской экономики, и прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение капитальных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную работу и современную профессию, — таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России. Конечными целями такой экономической политики должны стать проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни, социального неравенства, психологических последствий пребывания в состоянии неопределенности).

Основная направленность корректировки курса реформ в этой связи должна состоять в его переориентации с тактики сдерживания высвобождения работников на политику обеспечения эффективной занятости населения и поддержки рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения и ликвидации бедности. Необходима четкая ориентация экономической политики, государственных и негосударственных структур на принцип занятости, активизацию спроса на рабочую силу во всех секторах экономики, формирование гибкости и конкурентоспособности работников. Активность социальной политики государства должна проявляться в ее нацеленности на обеспечение социально-приемлемого уровня занятости, содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям, видам деятельности в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда при максимально возможной социальной поддержке безработных.

Важным направлением регулирования процессов занятости является разработка и содействие реализации региональных программ создания и сохранения рабочих мест в объемах и структуре (отраслевой и институциональной), обеспечивающих нормализацию условий жизнеобеспечения населения, поддержания здорового образа жизни, преодоления зависимости от импорта продовольствия и товаров народного потребления, способствующих сохранению и повышению качества кадрового потенциала в каждом регионе. В них должны быть задействованы все рыночные инструменты активизации спроса на рабочую силу, не нарушающие сбалансированности утвержденного бюджета Федерации и бюджетов каждого из ее субъектов.

Органической частью программ создания и сохранения рабочих мест должны стать разработка системы организации общественных работ, возможности которых по обеспечению занятости на первом этапе реформ недооценивались. Программы создания и сохранения рабочих мест должны также включать отдельным блоком систему мер по сохранению и адаптации кадрового потенциала к изменению структуры и качества рабочих мест, по регулированию рынка профессий в направлении повышения конкурентоспособности отечественной рабочей силы, предотвращения роста структурной безработицы, развития территориальной мобильности в интересах поддержания социального согласия в обществе.

Особую значимость в деле сохранения рабочих мест и предупреждения массовой безработицы, содействия занятости, приобретает разработка и реализация политики трудового протекционизма, проведение системы мер по защите национального рынка труда. Это ставит перед правительственными органами задачу учета при формировании целей финансовой, технологической, структурной, промышленной, экспортно-импортной политики, интересов отечественных производителей, привлечения инвестиций для стимулирования продуктивной занятости.

В современных условиях объективно необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда, через воздействие на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения.

Основным рычагом усиления роли государства должна стать активная социальная политика, ядро которой составляют политика занятости и политика доходов.

Важнейшими приоритетами государственного регулирования в осуществлении такой политики являются:

*   становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда, повышение уровня его производительности;

*   содействие расширению занятости, сохранению перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как основы повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления производства;

*   формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, медобслуживание); сокращение имущественного расслоения населения;

*   восстановление, развитие и повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы.

На среднесрочную перспективу важнейшими направлениями осуществления названных приоритетов социальной политики должны стать в области содействия занятости:

*   создание действенных стимулов для ускорения становления многосекторного хозяйства, раздвигающего возможности выбора работы по способностям и в соответствии с интересами граждан, представляющего гибкий амортизатор последствий кризисного спада в сфере занятости; расширение практики общественных работ;

*   содействие становлению и развитию всех форм самоорганизации населения, направленных на создание дополнительных рабочих мест, переобучение, переквалификацию, повышение уровня социальной защищенности;

*   разработка Комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, сохранение и повышение качества трудового потенциала;

*   подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ (в частности, для повышения заинтересованности предпринимателей в развитии рабочих мест, привлечения частных и зарубежных инвестиций), отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования;

*   введение практики обязательной социальной экспертизы любых экономических решений и программ для оценки их социальных последствий и влияния на условия занятости и решение социальных проблем регионов по всему спектру уровня и качества жизни;

*   совершенствование практики социального партнерства за счет включения в договора всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; организация адаптации персонала к изменению их структуры и качества.

В области доходов и корректировки уровня цены труда:

*   определение в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы как стартовой цены простого малоквалифицированного труда с ориентацией на ее сближение с величиной среднего прожиточного минимума и дальнейшее повышение;

*   уточнение параметров Единой тарифной сетки в соответствии с величиной прожиточного минимума;

*   постепенное введение на предприятиях гарантированного минимума оплаты труда, обеспечив включение в Генеральное соглашение положения, обязательного для всех других видов коллективных договоров по гарантированию минимальной заработной платы с индексацией в зависимости от роста цен;

*   освобождение минимальной заработной платы от функций регулирования социальных трансфертов; фиксация в Трудовом Кодексе обязательности требования ее гарантирования со стороны работодателей;

*   сокращение имущественного расслоения, необоснованно высоких различий и уравниловки в доходах путем введения системы прогрессивного налогового обложения с увеличением прогрессии ставок сверх средней заработной платы и усиления налоговой дисциплины;

*   разработка механизма восстановления сбережений населения;

*   осовременивание прежнего заработка в целях учета трудового вклада для пересмотра размеров пенсий, приближения их величины к прожиточному минимуму.

Государству необходимо постоянно и последовательно трансформировать систему социальной защиты той части населения, которая относится к социально незащищенным и малоимущим слоям.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено двумя способами: за счет общих налоговых поступлений и за счет целевых налогов, т.е. социальных взносов на социальное страхование.

Расширение системы социальной защиты может осуществляться в трех направлениях:

·  расширение социальной сферы.

·  расширение состава социально защищенных групп.

·  увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.