на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Особенности финансирования организаций сферы культуры


В период распада СССР культуре уделялось малое внимание, а на ее развитие были пущены незначительные средства. Государство, занимающееся финансированием искусства, не могло обеспечить нормальных условий для существования этой области. Очевидно, что в тот период культура не могла претендовать на место отрасли, которой бы уделялось достаточно внимания, и на развитие которой отчислялись бы достаточные средства.

Начало экономических реформ не сопровождалось дискриминационным отношением к этой сфере: в 1992-1993 гг. темпы снижения бюджетных ассигнований были сопоставимы с темпами падения ВВП. В 1994 г. ассигнования на культуру даже выросли на 8% по сравнению с 1993 г., но в 1995 г. уменьшились на 27% и далее продолжали снижаться.

В соответствии с законом "Основы законодательства о культуре"13 от 9 октября 1992 г. на культуру должно направляться не менее 2% расходов федерального бюджета и не менее 6% расходов местных бюджетов. С момента принятия и вплоть до наступления нового тысячелетия эта норма не выполнялась ни разу, даже на стадии формирования бюджета: в 1993 г. - 0,35%, в 1994 г. - 0,82, в 1995 г. - 0,91, в 1996 г. - 0,91, в 1997 г. - 0,62, в 1998 г. - 0,86, в 1999 г. - 0,58%. Более того, с учетом фактического финансирования отрасли эта доля была значительно ниже: в 1996 г. - 0,29, в 1997 г. (без учета взаимозачетов) - 0,35, в 1998 г. - 0,32%.

Для сравнения: доля государственных расходов на культуру в Европе составляла в Швеции 4,8%, Исландии - 4,6, Дании - 4,0, Норвегии и Финляндии - по 3,6, Франции - 3,2, Бельгии - 2,5, Германии - 2,5%.

В бюджете 1998 г. по разделу "Культура, искусство, кинематография" было выделено 3,8 млрд рублей. Но уже в начале второго квартала 1998 г. Министерство культуры из-за нехватки средств вынуждено было передать из федеральной собственности в собственность Москвы многие объекты культуры.

Затем, по мере стабилизации экономической ситуации в стране, правительство стало уделять культуре больше внимания. Появлялись положения и постановления правительства РФ, отражающие отношения культуры с государством. Среди них можно выделить "Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.); федеральные законы, например "О Государственной поддержке кинематографии РФ"14, были определены основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года.

В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах: "Культура и искусство", включая кинематографию, - раздел 1500, "Средства массовой информации", включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства, - раздел 1600. Кроме того, осуществляется распределение расходов по целевым и экономическим статьям, поэтому действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется своя специфическая методика.

На данный момент в России региональный и местный бюджеты несут почти одинаковое финансовое бремя по поддержке сферы культуры и искусства. В таблице 1 показано, как распределяются различные функции финансирования культуры между бюджетами разных уровней. В ней подробно рассмотрено какие именно государственные затраты на различные виды культуры и искусства "ложатся на плечи" регионального или местного бюджета.


Таблица 2 Распределение функций между бюджетами

Вид расходного обязательства Бюджет
Охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения региональный
Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа местный
Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ региональный
Организация библиотечного обслуживания населения местный
Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ) региональный
Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) региональный
Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности региональный
Обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта местный

В соответствии с Законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"15 на развитие культуры должно направляться не менее 2% федерального и 6% территориальных бюджетов. Финансовое обеспечение предусматривается также Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Редакция на 04.07.2003) (№ 135-ФЗ от 11 февраля 1995 г.), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ. Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности.

По данным Министерства культуры Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в 2009 году были предусмотрены ассигнования в размере 95,1 млрд рублей. В соответствии с принятыми решениями бюджет Минкультуры России на 2009 год был сокращен и составил 77,7 млрд. рублей.

Сокращение расходов Министерства культуры Российской Федерации на 2009 год было произведено за счет уменьшения следующих ассигнований:

–  на реконструкцию ГАБТ России и Государственного академического Мариинского театра, в том числе на содержание дирекций по реконструкции этих театров;

–  на обеспечение деятельности федеральных учреждений культуры, науки и образования в сфере культуры, в том числе являющихся особо ценными объектами культурного наследия;

–  на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2006 – 2011 годы)" и других федеральных целевых программ;

–  на государственную поддержку кинематографии;

–  на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации;

–  на реставрацию памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, проводимую в рамках договора с Международным банком развития и реконструкции;

–  на культурные и международные мероприятия, проводимые в соответствии с решениями и поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и др.

В ходе разработки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Министерством культуры России проведена значительная работа по увеличению ассигнований на финансирование отрасли по сравнению с предельными объемами финансирования, первоначально определенными Минфином России для Минкультуры России и подведомственных ему структур.

Так, предельные объемы финансирования деятельности Минкультуры России на 2010 год, первоначально выделенные Минфином России, составляли 52,2 млрд. рублей, а окончательно удалось согласовать с Минфином России и Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам сумму в размере 73,8 млрд. рублей.

Очень важную роль в становлении хозяйственной самостоятельности учреждений культуры, их широких прав в области определения направлений деятельности и финансирования сыграло подтвержденное правительством Российской Федерации постановление от 26 июня 1995 г. "Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" Собрание законодательства РФ. 10.07.95. № 28. Ст. 2670. В третьем разделе этого положения, распространившего свое действие на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности, обозначены финансовые обязательства государства по отношению к организациям культуры. В статье 21 перечислены цели, на которые выделяются бюджетные ассигнования организациям культуры. Кроме того, в Положении подчеркнуто, что поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размеров бюджетных ассигнований организации культуры. Реализация нормативно - правовых актов и решений, принятых в 1995 г., закрепила отношение государства к финансированию культуры как к его важнейшей социальной функции, позволила существенно повысить качество работы, заинтересовать работников в результатах своего труда, улучшить в рамках возможного их финансовое положение, привлечь дополнительные финансовые ресурсы и тем самым повысить выживаемость культуры в трудный период 90-х гг. Становилась реальностью многоканальная система финансирования культурной деятельности. Начало возрождаться загубленное за годы советской власти меценатство.

Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков.

Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.

По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов.

Хотя до конца не ясно, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций, но какими бы мотивами они ни руководствовались - тщеславием, выгодой или просто любопытством - важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель, Бенуа и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.

Современное меценатство в России находится на стадии становления. Десять лет новейшей истории возрождения меценатства в России были богаты на события. История этих лет не была безмятежно-благополучной ни для страны в целом, ни для того процесса, о котором идет речь.

Первые годы новейшей российской истории еще во многом сохраняли инерцию советской культурной политики. Государство продолжало практику планового патронирования культуры, но уже утратило монополию на нее. В конце 80-годов в ряду новых слов "перестройка" и "гласность" свое законное место заняли слова "спонсор" и "меценат".

Эти звания тогда звучали гордо. Давали не часто, но щедро, что называется, "от души". И даже, можно сказать, вызывающе демонстративно. В 1992 году все художественное сообщество возбужденно обсуждало массовые закупки молодыми банкирами произведений современных художников, положивших начало первым корпоративным коллекциям в России. Это были жесты очевидно не коммерческие, но явно символические. Цены были уплачены чрезвычайные, а подбор авторов состоял из художников, бывших в немилости у официальных властей.

Помимо известной функции наведения глянца на портреты спонсоров, широкое распространение получила, так называемая, "принудительная благотворительность" как плата за доступ в кабинеты крупных чиновников, к бюджетным деньгам, к национальным ресурсам. Примером такой благотворительности может служить опыт строительства храма Христа Спасителя в Москве.

Этот период был и самым ярким по количеству благотворительных акций, и самым скандальным по злоупотреблениям налоговыми льготами и "отмыванием" в этом секторе "теневых капиталов".

После финансового кризиса в августе 1998 года с арены российской благотворительности и меценатства исчезли многие заметные участники. А оставшиеся значительно сократили свою долю взносов в поддержку культуры, перенацелив средства на социальные программы. Меценатами стало быть не модно. И закон "О меценатах и меценатстве"17 сгинул где-то в недрах Государственной Думы, так и не родившись.

Меценатство стало более "целевым". Больше внимания теперь уделяли предприниматели провинциальным культурным проектам, главным образом, в тех регионах, куда после дефолта сместились интересы многих банков и компаний. Бум корпоративного собирательства произведений изобразительного искусства резко пошел на спад. А вот театры сумели сохранить к себе интерес меценатов. В основном теперь поддержка оказывалась конкретным спектаклям или программам, и только некоторые наиболее успешные театры имели возможность указывать на афишах имена своих Генеральных спонсоров: Росбанк в "Современнике", "Русское золото" в Ленкоме, Внешэкономбанк - в театре Фоменко… Но таких счастливчиков осталось значительно меньше, чем в докризисные времена.      Из всех перипетий этого периода можно сделать один утешительный вывод. Сначала кризис 1998 года и недавний финансовый кризис подкосили многие финансовые институты, но не прервали традиции благотворительности и меценатства.

На смену прежним олигархам пришли новые участники. Возможности каждого из них по отдельности, может быть, и не очень впечатляющи, но именно они теперь становятся движущей силой процесса возрождения традиций меценатства в России.

Хотя, безусловно, не все так безоблачно, как хотелось бы. Так для меценатов актуальными остаются следующие проблемы

•  Неупорядоченные отношения с государством и субъектами региональной власти из-за отсутствия закона

•  Использование пожертвованных средств не по назначению, в том числе - использование средств в корыстных целях частными лицами.

•  Отсутствие государственных гарантий безопасности данной деятельности, отсутствие государственной защиты меценатов

•  Отсутствие льгот для лиц, занимающихся меценатством

•  Отсутствие систематизированной информации по всем без исключения вопросам, касающимся меценатской деятельности.

•  Не информированность населения о состоянии дел в меценатстве и о меценатах.

•  Отсутствие программы развития меценатства в России

У даропринимателей же, претендующих на поддержку меценатов, так же есть ряд факторов, вызывающих трудности:

1.  Полное отсутствие достоверной информации о меценатах и меценатской деятельности в России.

2.  Отсутствие органов, располагающих информацией о меценатстве и, как следствие - незнание, куда обращаться в случае необходимости

3.  Отсутствие общественных организаций, серьезно и компетентно занимающихся вопросами меценатства.

Спонсорство же - это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Более точно в содержательном смысле выглядит следующее определение спонсорства: спонсорство - это, как правило, деятельность юридических лиц, основанная (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности с одной стороны, и коммерческой компанией с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.

Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса . Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный "выход на общество" и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.

В России развитие цивилизованного спонсорства18 еще пока в стадии формирования. И в подтверждение тому можно отметить нечеткий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие "благотворительная деятельность", менее конкретно — "спонсорство", и совсем не было определено "меценатство".

Но было бы неверно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр "Сатирикон". Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее.

В таблице 3 приведены подробные данные по театрам и организациям и тому, кто являлся генеральным спонсором театра или конкретного спектакля или фестиваля. Также приведены суммы в рублях, выделенные спонсором для проведения того или иного мероприятия.

Таблица 3 Данные по мероприятиям/учреждениям и их генеральным спонсорам

Мероприятие/Учреждение Генеральный спонсор (наименование / сумма вложенных средств (млн. рублей))

Спектакль "Три товарища"

Театр Современник

Росбанк (2,5 млн. рублей)
Фестиваль "Музыка, театр, кино", 02.11.2010 – 05.12.2010 Мособлбанк (1,3 млн. рублей)
Международный конкурс гитаристов и барабанщиков, сентябрь 2010

Компания Yamaha (1 млн. рублей)

Московский международный кинофестиваль, 2010 Компания Мегафон (2,1 млн. рублей)
Московский международный кинофестиваль, 2009 Компания Панавто (3 млн. рублей)

Спектакль "Дядя Ваня"

Александринский театр

Северо-Западный банк Сбербанка России (400 тыс. рублей)

Спектакль "Жизнь и судьба"

Академический малый драматический театр, Санкт-Петербург

ОАО "Норильский никель" (нет данных)
Фильм "Ночной дозор" Компании МТС, NOKIA, Nescafe, Rambler,Audi (140 млн. рублей)

Как правило, решить свои проблемы с помощью одного покровителя удается немногим. Так, театр "Московская оперетта" много лет изобретает хитроумные комбинации, привлекая спонсоров на отдельные постановки, участвуя в совместных проектах, начиная с таких, как мюзикл "Метро", созданный в творческом содружестве с польской постановочной группой. После первого успешного опыта, с привлечением спонсоров в театре оперетты было поставлено большинство музыкальных спектаклей, идущих в театрах всего мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.