на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Особенности финансирования организаций сферы культуры


Дипломная работа: Особенности финансирования организаций сферы культуры

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансов и кредита

Дипломная работа

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Выполнила студентка 5 курса

очно-заочной формы обучения

Чиликина Юлия Сергеевна

Москва 2011


ВВЕДЕНИЕ

Понятие "культура" трудно определить однозначно. Существует великое множество формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Во многих определениях есть фраза, что культура – это картина мира. Мы понимаем культуру, как что-то, неразрывно связанное с духовной и творческой деятельностью человечества. Понятия морали, этики и нравственности также неотделимы от общепринятого понимания культуры. Безусловно, культура является важнейшей составляющей жизни любого общества.

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура – это сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура – ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы. В данной работе культура рассматривается с точки зрения первого аспекта и согласно его определению.

Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Немыслимо представить современное общество, в котором не уделяют должного внимания сфере культуры. Необходимым для развития культуры является ее финансирование.

После распада СССР и всех изменений, произошедших в экономике страны и общества в целом, многие сферы деятельности выстояли с большими потерями. Это полностью относится к культуре, финансирование которой в доперестроечные времена было делом государства. Понадобилось почти 20 лет, чтобы реанимировать эту сферу деятельности и обеспечить ее нормальное функционирование и финансирование. Хотя можно сказать, что механизм финансирования культуры в нашей стране все еще находится в стадии формирования.

В девяностые годы 20-го века культура в России практически освободилась от идеологического прессинга советского периода, зато появился прессинг финансовый. Одна из главных проблем развития культуры в то время — это тотальная нехватка финансовых средств. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Российская культура не была реальным сегментом отечественной экономики. Большинство людей в России долго не воспринимали эту область деятельности, как финансово привлекательную. Как правило, предприниматели стремились к быстрому приумножению своего капитала. В 90-е еще не сформировался пласт людей, понимающих перспективность и инвестиционную привлекательность вложений в искусство.

Финансовая поддержка искусства в основном лежала на плечах государства. Учитывая экономическую и политическую ситуацию в нашей стране в девяностые годы, очевидно, что финансирование культуры было далеко не первоочередной задачей правительства. В те годы значительно сократилось бюджетное финансирование культуры и средств массовой информации. За 1992-1997 годы сумма средств, отчисляемых из бюджета РФ на поддержку и развитие культуры, уменьшилась на 40% и сокращалась волнообразно.

Сокращение расходов федерального бюджета на культуру сопровождалось задержками выплат и, в конечном счете, невыполнением принимаемых решений о размерах финансирования.

Хотя при утверждении федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы давались обещания увеличить долю затрат на культуру, именно она ежегодно более других страдала от бюджетного кризиса. Увеличивался разрыв между средней зарплатой по России и зарплатой работников культуры, что способствовало их социальной деградации.

При хроническом недофинансировании культура была обречена на медленное угасание. Тяжелыми социальными последствиями грозило продолжение принятия нереального бюджета, когда более двух третей предусмотренных бюджетом средств не попадали в сферу культуры, когда в ее учреждениях отключали за неуплату коммунальных платежей электричество, отопление и телефон, а нищенская зарплата творческих работников не выплачивалась по нескольку месяцев. А ведь именно на культуре во многом держалось тогда хрупкое равновесие российского общества.

Большинство учреждений культуры, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия России, оказалось в тяжелейшем положении. Не менее половины памятников – в аварийном состоянии. Около 15 тысяч построек могли полностью разрушиться в ближайшие 10 лет. Работа по пополнению музейных собраний произведениями прошлых лет была почти прекращена, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов Федерации. Сложилось тяжелейшее положение с обеспечением сохранности библиотечных фондов и пополнением их новыми изданиями. Почти 90% издаваемых в России книг отсутствовали в библиотеках, резко снизились поступления иностранной научной литературы. Даже в Российской государственной и Российской национальной библиотеках они уменьшились в два раза, что могло нанести ущерб национальным интересам нашей страны, поскольку усугубляло ее отставание в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождало информационный дефицит в науке, образовании и, в конечном счете, в экономике.

В то же время культура не являлась и сферой, привлекательной для вложения средств. Финансирование искусства ставили в один ряд с благотворительностью. Только кинематограф получал хоть какое-то внимание со стороны инвесторов, в то время как арт-рынок и театр оставались незамеченными. Несмотря на опыт европейских стран, где финансовая поддержка культуры всегда являлась не только престижной, но и прибыльной, в России с трудом верили в финансовую привлекательность вложений в произведения искусства и отказывались вкладывать деньги без гарантированной отдачи.

Однако, экономическая обстановка в нашей стране за последние 10 лет стала более стабильной, и потому у людей вновь проснулся интерес к искусству. В последние годы ситуация начала меняться, инвесторы, наконец-то, стали уделять внимание культуре и начали верить в прибыльность инвестиционных проектов в этой сфере. На самом деле, вложения такого рода могут принести не меньший доход, чем вложения в фондовый и валютный рынки. А специалисты, как отечественные, так и зарубежные, с полной ответственностью называют искусство одним из самых прибыльных способов вложения капитала.

Актуальность изучения темы данной дипломной работы обусловлена тем, что накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

Целью дипломной работы является анализ способов финансирования сферы культуры и искусства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.  Рассмотреть специфику функционирования учреждений культуры;

2.  Изучить основные источники финансирования учреждений культуры;

3.  Дать характеристику нормативно-законодательной базы регулирования расходов на культурные учреждения;

4.  Рассмотреть особенности финансирования расходов бюджета на культуру;

5.  Рассмотреть специфику спонсорской поддержки и меценатства в условиях рыночной экономики;

6.  Изучить осбенности процесса финансирования в зависимости от области деятельности организации в сфере культуры;

7.  Рассмотреть зарубежные модели финансирования культуры.

Предметом исследования выступают процессы финансового обеспечения деятельности культурных учреждений.

Объектом исследования являются экономические и финансовые отношения системы управления и финансирования организаций в сфере культуры и искусства.

В дипломной работе подробно рассмотрен российский опыт организации финансового механизма в сфере культуры за период с 1990-х годов до 2011 года. Также показаны особенности финансирования искусства в советский период. Что же касается зарубежных моделей, то в дипломе рассмотрены характерные для Европы и Америки финансовые отношения в культуре за последние тридцать лет, начиная с 1980-х годов.

Теоретическую и информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по экономике, финансам, Законы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные документы. При исследовании темы квалификационной работы использованы монографии известных авторов - экономистов - Богачевой О., Корнеевой В.П., Тульчинского Г.Л., учебные пособия по бюджетной системе РФ и экономике культуры таких авторов, как Гавлин М.Л., Михеева Н.А., Мустафина Н.Я., Рыбаков Ф.Ф., а также научные статьи в периодических изданиях (Балаховская Ф., Крол А., Абанкина И., Осовецкая Н. И др.), справочные и информационные издания, ресурсы интернет (http://www.openspace.ru/, http://www.artpragmatica.ru/ и т.д.).

Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты финансирования организаций в целом и особенности в сфере культуры в частности. Даны основные понятия, специфика финансирования в государственных и частных организациях, особенности финансов некоммерческих фондов.

Во второй главе проведен подробный анализ финансирования организаций сферы культуры. Рассмотрены особенности государственной поддержки, меценатства и спонсорства, изучен механизм организации финансирования в России и за рубежом, а также проведено сравнение современных российской и зарубежной ситуаций в сфере культуры и искусства.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Основные понятия и способы финансирования организаций

В основе экономики рыночного типа на микроуровне лежит пятиэлементная система финансирования ее системообразующих компонентов (предприятий): самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.

В случае самофинансирования речь идет о финансировании деятельности фирмы, за счет генерируемой ею прибыли1. Собственники предприятия всегда имеют выбор между

(а) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;

(б) реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным;

(в) комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части – реинвестированная прибыль и дивиденды.

Именно последний вариант является наиболее распространенным. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблениями, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности и др.

Самофинансирование – наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление развития бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.

Финансирование через механизмы рынка капитала. Достаточно очевидно, что никакое предприятие не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому предприятие прибегает к привлечению средств из других источников. Наиболее значимый источник – рынки капитала. Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование.

В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников.

Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа. По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованного финансирования конкретной компании практически "бездонен". Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в достаточно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирования. Функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами.

Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму – сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным. Получение банковского кредита, в принципе, не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная проблема заключается в том, как убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях. Для нормального функционирования экономики крайне необходимо развитие сети инвестиционных банков. Неудовлетворительное текущее положение с инвестиционным климатом в России, проявляющееся, в том числе и в отсутствии инвестиционных банков, отчасти объясняет достаточно узкий спектр операций, выполняемых отечественными банками и сводящихся в основном к обслуживанию текущих платежей своих клиентов.

Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется.

Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Величина средств, "омертвленных" в расчетах, в значительной степени зависит от многих факторов, в том числе и разветвленности и гибкости банковской системы. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость. В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы – бюджетного финансирования и взаимного, финансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращивания экономического потенциала хозяйствующих субъектов.

Прибыль – наиболее дешевый и быстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограниченны и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей прибыли. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и проведение эмиссии – довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику прибегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходимости мобилизации крупного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.

Развитие мировой экономики показывает, что в системе стратегического финансирования крупных хозяйствующих субъектов рынки капитала, безусловно, занимают доминирующее место. Стоит поподробней рассмотреть процесс финансирования некоммерческих организаций. Тем более, что именно в сфере культуры существует большое количество разнообразных некоммерческих фондов, активно занимающихся поддержкой искусства. Финансовые ресурсы некоммерческой организации, каким, например, является фонд развития и поддержки искусства "Айрис", - это денежные поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации оказывают влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.


Таблица 1 Особенности организации финансов фондов

Финансы благотворительных фондов
Учредители Граждане и (или) юридические лица (кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений) для реализации социальных, культурных, образовательных и иных общественно-полезных целей в форме финансовой поддержки.
Возможность выхода и изъятия имущества Членство отсутствует. Учредители не вправе изъять имущество при выходе из фонда.
Организация деятельности

- Действуют на основании устава;

- Высший орган управления – коллегиальный, определяется уставом (правление, комитет, президиум). В соответствии с уставом участие принимает попечительский совет фонда (контроль, участие в принятии решений);

- Для создания материальных условий реализации благотворительных целей фонда вправе учреждать

хозяйствующие общества, но не допускается участие благотворительной организации в хозяйствующих обществах совместно с другими лицами.
Формирование ресурсов

- Взносы учредителей и попечителей фонда, являющиеся его собственностью;

- Целевые муниципальные средства;

- Благотворительные пожертвования;

- Доходы от предпринимательской; деятельности, соответствующей цели деятельности фонда;

- Доходы от владения имуществом.

Направления использования доходов Доходы используются только для целей организации (предоставление грантов, оказание финансовой помощи и поддержки). Не допускается расходование своих средств и использование имущества для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.
Ответственность Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд – по обязательствам своих учредителей.

Источник: Кириллова Л. Н., Нестеренко Ю. Н. Финансы предприятий: Курс лекций в схемах и таблицах: Учеб. пособ. / Л. Н. Кириллова, Ю. Н. Нестеренко – М.: Каллиграф, 2008. - 25 с.

Некоммерческие организации отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Наиболее важную роль играют членские взносы. Они не имеют однозначной трактовки в российском законодательстве. Закон РФ "О некоммерческих организациях"4, рассматривая права и обязанности членов некоммерческих организаций, не дает общего определения отношений членства. Закон РФ "Об общественных объединениях"5 в ст. 6 в качестве членов рассматривает физических и юридических лиц, "чья заинтересованность в совместном решении задач объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в щелях обеспечения их равноправия". Однако в законе не указано на взаимовыгодный и дифференцированный характер членства, связанный с регулярной уплатой различных членских взносов для получения товаров и услуг организации.

Членские взносы - регулярное отчисление средств в некоммерческую организацию с целью получения определенного пакета товаров и услуг.

Большое внимание также уделяется привлечению новых источников финансирования в форме благотворительных, спонсорских взносов и др. В России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете некоммерческих организаций составляет крайне малую часть. Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим ему заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства.

Кроме благотворительных и спонсорских взносов юридических лиц, значительный удельный вес в структуре привлеченных источников финансирования российских некоммерческих организаций составляют гранты благотворительных фондов и организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.