на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Пауперизация английского общества и государственная политика в социальной сфере в XIX веке


Для заключенных, обвиненных в нарушении порядка, применялся принцип принудительного труда, а также изоляции друг от друга как главное условие исправления. Считалось, что работа в одиночестве и ограждение общения с сокамерниками должны перестроить правонарушителя. Но, увеличивающаяся, с каждым днем армия арестантов, быстро привела идею изоляции в негодность.

Так, к примеру, в начале 1830-х гг. британское правительство вновь решила прибегнуть к идее одиночного заключения и изоляции в тюрьмах. Для этого, тюремный инспектор Уильям Кроуфорд был направлен для пополнения опыта на работу в американские тюрьмы. Когда он вернулся, он ещё больше убедился в преимуществе одиночного заключения, но найти средства, необходимые для переоборудования всех старых тюрем под тюрьмы с одиночным заключением, было невозможно в силу дороговизны этого мероприятия. Поэтому было принять компромиссное решение: заключенным было разрешено работать в общем помещении, при условии соблюдения строжайшего молчания. В результате этого было построено сразу три тюрьмы «нового типа»: Паркхарст (1838), Пентонвилль и Перт (1842), в которых режим одиночного заключения был введен повсеместно, но на протяжении первых полутора лет отбывания срока наказания заключенных помещали в камеры, где были верстак, койка и Библия.

Но уже, в 1840-е гг. у такой системы перевоспитания нашлись противники, одним из них был Диккенс. «Когда эти несчастные выходят оттуда, у них нет выбора, кроме того, как вернуться к своему прежнему занятию, после чего он снова попадает в тюрьму» (10; 17). Т.о, По-мнению, Диккенса если человек проводит большую часть своей жизни в тюрьме, в молчании, то это сравнимо с живым погребением в могиле.

К тому же отсутствие необходимых средств и вытекающие отсюда компромиссные варианты, сводившиеся к полумерам, показали неэффективность данной задумки. Многие не выдерживали условий тюрьмы и сходили с ума, так в 1850 году в Пентонвилле из 10 тыс. узников, 32 были освобождены по причине помешательства, в результате срок заключения был сокращен с полутора лет до 9 месяцев. К тому же, организация индивидуального труда в камерах оказалась экономически невыгодной в отличие от совместного труда в мастерских.

Практически все камеры в тюрьмах выглядели одинаково. Обычно они были просторными, с белыми стенами, окна выходили на внутренний двор. В камере было мало света и воздуха. В ней находился стол, на котором обедали. На стенах были полки, под ними были вбиты крюки, на которые вешали одежду арестанты. На ночь одежду стелили на пол, и камера превращалась в спальню. На стенах по всей комнате висели тексты из священного писания.

Ели заключенные из оловянной посуды, которая после еды аккуратно складывалась. В каждой камере был свой староста среди заключенных, который отвечал за порядок. Такие старосты были и в женских и мужских отделениях. Назначают их из числа арестантов зарекомендовавших себя хорошим выполнением работы и поведением. Только им разрешалось спать на кровати, поставленной специально для них.

В каждой тюрьме был приемный покой, куда арестантов доставляли прямо с воли и откуда их переводили в камеры, лишь после осмотра тюремного врача. В каждом исправительном учреждении был карцер, для наиболее «строптивых арестантов». Здание тюрьмы разделялось на отделения, и образовывали собой обычно четырехугольник. Пространство между различными тюремными помещениями разделялось на несколько мощеных дворов, где арестанты дышали воздухом и прогуливались. В тюрьме была «школа», которую посещали заключенные, не достигшие 14 летнего возраста. В каждом исправительном учреждении имелась церковь, где арестанты могли помолиться. Посреди церкви стояла специальная скамья, которая предназначалась для смертников. «Смертников сажают сюда по воскресеньям, предшествующее их казни, на виду у всех арестантов, от которых их отделили еще, может быть, неделю назад … представьте себе, сколько перестрадали люди, которые в разное время сидели на этой ужасной скамье, а потом погибли под топором или на виселице, не оставив после себя ни памяти, ни могилы» (8; 160) – так описывал в своих произведениях Диккенс эту скамью.

Общались арестанты с посетителями через две частые железные решетки, расположенные примерно в ярд или 91, 44 см., так что нельзя было передать никакие вещи и продукты. Арестант и посетитель не могли даже прикоснуться к друг другу. Женатые беседовали со своими супругами у особой решетки, но устроена она была точно также.

Самое страшное отделение во всей тюрьме – отделение смертников. Оно находится отдельно от других и огорожено двойной решеткой, которые составляют ворота. Здесь арестантам разрешали разговаривать с посетителями, но между ними с начала и до конца свидания ходил надзиратель. Во всех камерах смертников лежало евангелие. Камера смертника была 8 фунтов в длину и 6 в ширину. Здесь находилась лавка, на лавке было грубое одеяло. Сбоку от двери прибит железный подсвечник. В камере было мало воздуха и света, окошко находилось под самым потолком с решеткой из толстых железных прутьев. В день утверждения приговора смертник в 5 часов дня из общей камеры для смертников переводился в одиночную и запирался, до 10 часов вечера ему разрешалось сидеть при свете свечи. До момента казни можно было гулять во дворе под присмотром надзирателя.

Кроме того, в Англии была распространена сеть долговых тюрем. Подробно о таких заключениях повествует нам Диккенс, это связано с тем, что когда писатель был еще молод, его отца посадили за долги, в подобного рода заведения. «Всей семьей ходили они в тюрьму навестить отца, и ведь, по сути, ни одна книга Диккенса не обойдется без тюрьмы» (67; 5). Положение человека в долговой тюрьме было бессрочным, и дату освобождения кредитор устанавливал по своему желанию. Заключенные здесь содержались за счет кредиторов, которые были готовы нести подобные расходы, лишь бы другим было неповадно просрочивать платежи. Карамзин во время пребывания в Лондоне, побывал в одной из таких тюрем. Он отметил, что «между ними (т.е. заключенными не было ни одной замужней дамы. По английским законам, всегда муж за жену отвечает. Она дает обязательства, а он бедняк или платит или идет в тюрьму» (23; 535).

Впрочем, существовали способы покинуть тюрьму без согласия заимодавца. В 1705 году в Йорке была построена долговая тюрьма, которая сразу же стала предметом гордости городских властей. Известный сторонник исправления нравов путем изоляции от общества Даниель Дефо восторженно писал, что это «самая внушительная и совершенная тюрьма во всем королевстве, если не во всей Европе, которая столь же превосходна внутри, сколь благородна снаружи» (48; 2). В йоркских тюрьмах существовал обычай отпускать на волю всякого, кто согласится исполнять обязанности палача, и заключенные должники тоже порой брались за это дело. Последним заключенным йоркской долговой тюрьмы, подвизавшимся палачом, был некто Томас Аскерн, который в 1856 году вызвался повесить человека, убившего свою жену. Работать Аскерну пришлось в знакомых местах, поскольку место казни располагалась как раз возле долговой тюрьмы. За свою карьеру бывший должник отправил на тот свет девять человек.

Часто кредиторы, за счет которых и содержались заключенные, не отчисляли деньги на пропитание тюремщиков, тогда многие наказанные умирали от голодной смерти, сидя за решеткой. Диккенс выставлял такие тюрьмы в самом ужасном свете, «заключенные, поступающие в отделение для бедняков, получали право на скудный тюремный паек, для обеспечения им, заключенных некоторые благотворители оставляли по завещанию незначительные пожертвования … не проходит недели, чтобы у наших долговых тюрьмах не погиб кто-нибудь из этих людей умирающих медленной голодной смертью, если им не придут на помощь их товарищи» (12; 197). Неудивительно, что многие заключенные таких тюрем предпочитали находиться в обычных тюрьмах, где кормили не очень хорошим, но постоянным обедом и судьба не зависела от воли благотворителя. Как отмечает Диккенс, что время, проведенное в такой тюрьме, было потрачено бесцельно, люди, которые отсиживали срок всячески старались себя занять: читали газеты, смотрели в окно, болтали, писатель дает им сравнение как «диких зверей в клетках» или «их называют просто «телом», таков юридический термин для обозначения беспокойного, мятущегося в клубке забот и тревог, надежд и огорчений, из коих создан живой человек» (12; 249). Под угрозой штрафов в тюрьму было запрещено проносить алкоголь, т. к. этот товар был поставлен на продажу в розницу среди осужденных самими же осужденными. Неудивительно, что многие заключенные таких тюрем предпочитали находиться в обычных тюрьмах, где кормили не очень хорошим, но постоянным обедом и судьба не зависела от воли благотворителя.

Постепенно долговые тюрьмы приходят в упадок. Т.к. от них не было большой пользы, а только одни затраты. Во второй половине XIX века они постепенно исчезают.

На основании всего выше изложенного можно сделать вывод, что, оценивая социальную политику, проводимую в Англии в течение всего XIX века, можно отметить её многоликость. Прежде всего, государство не отказалось от вмешательства не только в решение социальных вопросов, но и в экономическую практику. С отменой пособий у работников появились стимулы к труду. Восстановление работных домов в определенной мере можно было рассматривать как решение проблемы социального надзора и призрения за нищими, пауперами, люмпенизированными слоями населения, с другой стороны – это было трудоустройство и хоть какой-то степени выполнение общественно полезных функции. Наконец – ужасы пребывания в работных домах стимулировали людей обратиться к поиску реальной работы и жизни своим трудом. По настоящему нуждающимся, инвалидам, старикам, детям помогает в это время общественная благотворительность. Во второй половине XIX века меняется отношение общества к системам социальной защиты. Экономические и промышленные кризисы, массовые движения за свои права, массовая безработица становится фактором, влияющим на ее развитие. В это время ужесточается законодательная система. Тюрьма становится местом наказания, исправления и изоляции. Но многие семьи заключенных, после ареста их кормильца впадали в ещё большую нужду, тем самым, увеличивая число пауперов, идущих на противозаконные действия, во благо прокормления своих семей.


Заключение

Понятие «нищеты» означает состояние крайней бедности, убожества, недостатка и нужды. Это не только экономическое и социальное состояние, но и психологическое. Именно Англия в XIX веке столкнулась с проблемой бедности. И это несмотря на то, что само государство первым в мире провозгласило право человека на получение работы, помощи своим гражданам и установило минимальный прожиточный минимум, который был мизерным. В это время тысячи людей опустились на «дно», и выбраться из которого, самостоятельно не могли. Несмотря на усилия государства по упорядочению экономической жизни, индустриализация общества имела и свои отрицательные последствия. Немыслимая нищета, возможно, и не увеличилась по сравнению с былыми временами, но стала настоящей проблемой для общества, когда масса бедняков перекочевала в городские трущобы. Росла неуверенность людей в завтрашнем дне, т. к. в условиях новой экономической системы подъемы чередовались со спадами, в результате которых рабочие теряли свои места и пополняли ряды нищих. Защитники системы доказывали, что ничего не попишешь, поскольку таковы «железные законы» экономики.
 Армия пауперов увеличивалась с каждым днем за счет: эмигрантов, которые искали в Лондоне «лучшую жизнь»; инвалидов и демобилизованных солдат войн; урбанизации населения; уволенных в результате промышленных кризисов.

В стране развивалось бродяжничество, попрошайничество, сиротство, алкоголизм, проституция, воровство и другие социальные беды. Эти люди жили тем, что перебивались случайными заработками. В таких условиях, дети для своих родителей становились лишней обузой. Призрение бедных за счет прихода, увеличивающиеся налоги в пользу бедных не решали основной проблемы, бедность увеличивалась с каждым днем. Необходимо было решать проблему сверху, т.е. с помощью реформ со стороны государства.

Беднейшее население обитало в основном в трущобах, в тех домах, где не надо платить квартирную плату, где не было света, тепла и вентиляции, была лишь полная антисанитария. Люди питались некачественной второсортной пищей, не имели теплой одежды, медицинской помощи, элементарных средств гигиены. В квартирах жило несколько семей, внутри не было мебели, все спали вповалку. Именно эти места называли источником эпидемий. В таких условиях смертность была весьма велика. Люди страдали постоянными расстройствами желудка, легочными и венерическими заболеваниями. Подрывало здоровье также чрезмерное употребление спиртного, которое начинали употреблять с рождения, в качестве снотворного средства и, заканчивая стариками, для которых, это было единственным источником радости в жизни. Кроме того, бедняки имели низкие моральные устои, и были практически не образованы, основным видом школ были воскресные, где обучали Библии.

В 1834 году правительство решило начать борьбу с все увеличивающейся «болезненной заразой», и издало «Закон о бедных», как следствие его, по всей стране состоялось открытие сети работных домов. Были отменены все пособия по бедности. Условия проживания в работных домах считались ужасными. В них мужей разлучали с женами, для предотвращения дальнейшего размножения; детей отнимали от родителей; отлучаться разрешалось лишь в особых случаях, и только по усмотрению начальства; за еду люди выполняли трудовые повинности (мужчины дробили камни, женщины, старики и дети щепали канаты). Перед бедняком, стоящим на грани голодной смерти, был предложен выбор: между полной отменой какой бы то ни было помощи и помещением в работный дом. В результате многие «жертвы благотворительности» со стороны государства предпочитали жить на улице, чем в таких заведениях. В результате в 1909 году, под давлением общественных масс, работные дома были закрыты. Но социальная политика, проводимая английским правительством в 30-х гг. была многолика, и имело в себе не только отрицательные стороны. С отменой пособий, у пауперов появились стимулы к труду. С одной стороны, восстановление работных домов в определенной мере можно было рассматривать как решение проблемы социального надзора и призрения за нищими, то есть социально опасными слоями, с другой стороны – это было трудоустройство и хоть в какой-то степени выполнение общественно полезных функции, ужасы пребывания в работных домах стимулировали людей обратиться к поиску реальной работы, хотя не всегда эта работа являлась законопослушной. К тому же именно во времена холодов, работные дома спасли от смерти тысячи людей. Работные дома были своего рода не благотворительными организациями со стороны государства, а решение проблемы бедности, бродяжничества и трудоустройства. Еще одним государственным учреждением имевшей целью перевоспитания и исправления были тюрьмы, именно в это время намечается усиление законодательства, но, как и работные дома, они были малоэффективны, проведя несколько месяцев в тюрьме, человек в скором времени возвращался туда обратно. Даже человек просящий милостыню, считался нарушителем порядка. С каждым днем от количества заключенных увеличивалось, но при этом мест для них крайне не хватало.

В XIX веке намечается интенсивный рост благотворительных обществ и организации. Только в одном Лондоне было зарегистрировано 1035 обществ и учреждений. Среди них были и традиционные благотворительные общества, занимающиеся попечительством нищих и больных, воспитанием и образованием сирот, уход за престарелыми. Так и специальные, например, Общество эмансипации и защиты женщин, Общество мальчиков чистильщиков сапог и др. В результате была создана специальная государственная комиссия, следившая, за подобного рода, организациями. Огромную роль в трущобах Лондона разворачивает свою деятельность Армия спасения, ее деятельность была широка от предоставления приюта обездоленным до материальной помощи.

Во второй половине XIX активно включается в решение социальных проблем государство. Хотя оно не смогло до конца искоренить бедность, но это были попытки уменьшить ее, именно в это время издаются законы о начальном образовании, об общественном здравоохранении, появляются акты, запрещающие труд детей на фабриках.

«Работные дома» как таковые давно ушли в прошлое. Однако далеко не решены проблемы бродяжничества, нищенствования, нежелания зарабатывать деньги своим трудом. Социальная защита и социальное обеспечение – основные направления социальной политики большинства стран мира.


Список изученных источников и литературы

1.  Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного королевства (29 августа 1833) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2007.

2.  Бронте Ш. Джейн Эйр. М., 1992.

3.  Вес детей различных групп рабочих классов // Дионео. Очерки по современной Англии. СПб. 1903.

4.  Вторая национальная петиция // Хрестоматия по новой истории 1815–1870. М., 1965. Т. 2.

5.  Гайдман Г.М. о вероятности революции в Англии // Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения Европы и США. М., 1985.

6.  Гринвуд Дж. Маленький оборвыш. http://www.litru.ru.

7.  Диккенс Ч. «Дети пьяницы» Крукшенка / Статьи и речи // Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т. 28.

8.  Диккенс Ч. Картинки с натуры // Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т. 1.

9.  Диккенс Ч. Ночная сценка в Лондоне. / Статьи и речи // Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т. 28.

10.  Диккенс Ч. Письма 1833–1854 // Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т. 29.

11.  Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Петрозаводск, 1957. Т. 1.

12.  Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Петрозаводск, 1957. Т. 2.

13.  Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. М, 1984.

14.  Диккенс Ч. Прогулка по работному дому. http://www.lib.ru.

15.  Диккенс Ч. Путешественник не по торговым делам. // Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т.26.

16.  Закон о заговорах и защите собственности // Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870–1914). М., 1989.

17.  Закон о начальном образовании. 1870 г. // Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870–1914). М., 1989.

18.  Закон о начальном образовании. 1876 г. // Хрестоматия по новой истории, второй период. М., 1993.

19.  Закон об общественном здравоохранении. // Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870–1914). М., 1989.

20.  Из программы английской социал-демократической федерации // Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870–1917. М., 1979.

21.  Из программы Независимой рабочей партии // Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870–1917. М., 1979.

22.  Из речи Стивенса на митинге в Ньюкестле-на-Тайне (июнь 1838 г.) // Хрестоматия по новой истории 1815–1870. М., 1965. Т. 2.

23.  Карамзин Н. Письма русского путешественника. М. – Ленинград, 1964. Т. 1

24.  Луддитское движение в Ланкашире/ Из отчета секретного комитета палаты лордов (май 1812 г.) // Хрестоматия по новой истории 1640–1815. М., 1963. Т.1.

25.  Мальтус Т.Р. Опыт закона о народонаселении. М., 1895.

26.  Маркс К. Население, преступность и пауперизм. http://lugovoy-k.narod.ru.

27.  Рост детей различных групп рабочих классов // Дионео. Очерки по современной Англии. СПб. 1903.

28.  Отношение буржуазии к стачкам до решения рабочих создать Рабочий парламент. Из заявления Совета попечительства о бедных // Хрестоматия по новой истории 1815–1870 гг. М., 1965 Т.2.

29.  Программа социал-демократической федерации // Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения Европы и США. М., 1985.

30.  Спенс Т. «Восстановление общества в его естественном состоянии» // Хрестоматия по новой истории 1640–1815. М., 1963. Т.1.

31.  Средняя номинальная заработная плата, стоимость жизни и реальная заработная плата с 1827–1849 гг. // Хрестоматия по новой истории 1815–1870 М., 1865. Т. 2.

32.  Теккерей У.М. Сибилла. Сочинение мистера Дизраэли. http://www.gramotey.com.

33.  Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия. М, 1968.

34.  Хлебный закон 1815 г. // Хрестоматия по новой истории 1640–1815. М., 1963. Т.1.

35.  Число несовершеннолетних преступников // Гернет М.Н. Социальные факторы преступности. http://www.gumer.ru.

36.  Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. // Сочинения. М., 1955. Т.2.

37.  Анненская А.Н Чарльз Диккенс, его жизнь и литературная деятельность. http://www.az.lip.ru.

38.  Асланов Л.А Культура и власть. Философские заметки. М, 2001. Кн.1.

39.  Барлова Ю.Е. «Кто у нас беден, тот не достоин лучшей доли»? Бедность и бедные в восприятии англичан в новое время. // Преподавание истории в школе. 2008. №8.

40.  Брандис В. О Джеймсе Гринвуде и «Маленьком оборвыше». http://www.litru.ru.

41.  Валлич Э.И. Законы о бедных в английской публицистике к. 18 века и теория нищеты Ч. Холла. М., 1990.

42.  Вебб С. Положение труда в Англии за последние 60 лет. СПб., 1898.

43.  Гайдар Е. Богатые и бедные. История пенсии // Вестник Европы. 2003 №10.

44.  Гернет М.Н. Социальные факторы преступности. http://www.gumer.ru.

45.  Два исторических романа Ч. Диккенса http://www.revoltanho.ru.

46.  Дионео. Очерки по современной Англии. СПб. 1903.

47.  Добреньков В.И, Блинов А.О. Социолого-исторические взгляды на бедность // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2004 №3.

48.  Долговые ямбы. http://www.mskaudit.ru.

49.  Ерофеев Н.А. Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825–1850 гг., М., 1962.

50.  Ивашева В. Чарльз Диккенс. http://www.dickens.ru.

51.  Зброжек Е.Б. Викторианство в контексте культуры повседневности Англии // Вопросы культурологии. 2006. №2.

52.  Звидриныш П.П. Население Великобритании. М., 1979.

53.  Кертман Л.Е. География, история, и культура Англии. М, 1979.

54.  Ломбразо Ч. Женщина преступница и проститутка. Минск, 1994.

55.  Менщиков И.С. Британские премьер-министры XIX века. Курган, 2006.

56.  Мортон А.Л. История Англии. М., 1950.

57.  Новиков К. Сливки низшего общества.http://www.kommersant.ru.

58.  Поулсен Н. Английские бунтари. М., 1987.

59.  Смит Дж., Боргман К. Благотворительные учреждения в европейских странах: исторический контекст // Отечественные записки. 2006. №4.

60.  Развитие гигиены в 19-м веке. http://www.mymed.su.

61.  Резников А.Б. Первая классовая битва пролетариата. Англия. 1842 год. М., 1970.

62.  Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения («социальное дно») // Социологические исследования. 2004. №4.

63.  Романова М.И. Парламентская реформа 1832 г. в Англии и ее последствия // Новая и Новейшая история. 2005. №4.

64.  Рюде Дж. Народные низы в истории 1730–1848 гг. М., 1984.

65.  Тревельян. Дж. Социальная история Англии. М., 1959.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.