на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Пауперизация английского общества и государственная политика в социальной сфере в XIX веке


Ещё исследователи XIX пытались выяснить причину, почему столь широкое количество бедных терпит нужду, одним из них был Раунтри. Он ходил по бедным районам и проводил опросы у местного населения, основные его выводы заключались в следующем: «на первом месте семья терпит нужду из-за низкой заработной платы – 51,96%, на втором, из-за многодетности – 22,16%, на третьем, причина в смерти кормильца – 15,63%, на четвертом, недееспособность кормильца, в случае болезни, инвалидности, старости – 5,11%, на пятом, потеря работы – 2,31%» (46; 498). Таким образом, можно сделать вывод, что основная нужда большинства семей заключается в низкой заработной плате и многодетных семьях, которые не могут прокормить себя из-за недостатка материальных средств. Такие семьи не в состоянии израсходовать ни пенса. Они не могут пойти в театр, купить книгу, написать письмо. Они не в состоянии сделать сбережений. У детей нет карманных денег, игрушек, новой одежды.

Таким образом, из-за перечисленных выше причин, огромная часть населения становилась пауперами. Несмотря на увеличивающиеся с каждым разом налоговые отчисления в пользу бедняков ситуацию не решали. Поэтому для имущих, бедняк означал в то время, дополнительные и ощутимые траты из собственного кармана. «Нищий не может диктовать условий, он должен их принимать. Принимать то, что ему дается» (28; 37). Именно такого мнения придерживалась большая часть аристократических кругов.

В 1795 году общая сумма собранных налогов составляла 2 500 000 фунтов, к 1815 году она возросла до 5 400 000, а к 1832 до 7 000 000. Многие современники считали нищету чем-то естественным, причем нуждающимся не считался тот, кто пребывал на грани нищеты. «Если бедняк обеспечивал себе прожиточный минимум, то это означало, что он хорошо питается и живет в нормальных бытовых условиях, таких называли «независимыми бедными»» (41; 16). Дизраэли был первым, кто увидел всю проблему нищеты, увеличивающейся с каждым разом все больше, он был не согласен с теми политиками, кто предлагал бороться с нуждой отменой ввозных пошлин на продукты: «Нужна последовательная политика. Во времена потопа Англии не угрожала такая опасность, как нищета» (55; 132).

Постепенно проблемы нищеты стали более явными для высших слоев Англии. Но решение этого вопроса виделось многим по-разному. Одни видели улучшение ситуации, в раздачи неимущим средств существования, предоставив им возможность арендовать земли на неогороженных участках. Пауперы, по их мнению, это «жертвы социального неравенства и огораживания, а пороки нищеты происходят из-за условий жизни, и не являются врожденными» (41; 28). Таких идей придерживались, например, Холл, Девис, Плейс. Другие же считали, что рост нищета имеет не объективные, а субъективные причины. А, помогая бедным, имущие помогают разлагать общество. «Бедность-это индивидуальная судьба человека и она предопределена неспособностью человека к борьбе за существования» (47; 163). Например, сторонником таких взглядов был Кром, Мальтус. Экономист Мальтус считал, что бедность – неизбежное следствие перехода от традиционного к индустриальному обществу. Заключение браков между неимущими должно быть запрещено, т. к. тем самым на нужду обречены не только родители, но и их потомство, а это усугубляет бедственное положение всего общества. Не зря, говорил Дизраэли, что «Англия разделена на две нации, между которыми нет общения и взаимопонимания, которые не осведомлены о привычках, мыслях, чувствах друг друга, словно они живут на разных планетах» (32; 3).

Но голод, в связи с высокими ценами на продукты питания, при низкой заработной плате, высокие цены за аренду квартиры, непосильные налоги для большинства населения гнали огромную часть населения на улицы. Нужда и холод заставляли людей любимым способом зарабатывать деньги, порой далеко незаконными. Практически каждый 16 житель Лондона считался паупером.

Таким образом, непосильные налоги, увеличение цен на продукты питания, ренты и товаров первой необходимости. Огромное количество не нашедших себе работу инвалидов, демобилизованных солдат наполеоновских войн и мигрантов, которые не смогли адоптироваться к новым условиям жизни. Промышленные кризисы, низкие заработные платы, да к тому же отсутствие политических прав у большинства населения, не могло не отразиться на широких слоях общества. Наряду с богатством росла и бедность. Экономическая, политическая ситуация в стране заставила многих невольно опуститься на «дно социальной лестницы»


2. Пороки «социального дна»

2.1 Дети улиц. Выжить любой ценой

В XIX век, Англия одна из мощных промышленных, военных и торговых держав мира. Но, несмотря на это, «мастерская мира» не в силах была справиться с внутренним врагом, все возрастающей бедностью. «Такого количества самоубийств, уголовных преступлений, такой массовой безработицы, голодных, бродяг не было не в одной стране» (40; 5). Лондонские трущобы, по условиям существования, уступали лишь работным домам, которые были воссозданы в 1834 году. По Лондону слонялись два типа беспризорных: имеющие дом и бездомные, «между ними такое же различие как между дворовой и уличной собакой, не знающей конуры, кроме водосточного желоба» (40; 9).

Нищета толкала сотни людей зарабатывать деньги любыми возможными способами, женщины шли на панель, мужчины воровали, в таких условиях зачастую дети становились для своих родителей лишней обузой. С самого своего рождения ребенок учился выживать в нечеловеческих условиях – в мире разврата, алкоголизма, хамства, антисанитарии, голода, холода и т.д. Не удивительно, что дети ходили часто голодные, грязные, имели болезненный вид, глаза их часто были красные и гноились. Несмотря на то, что Викторианская эпоха привнесла более чуткое отношение к детям, но дети трущоб продолжали испытывать на себе пренебрежение и дурное обращение. В течение всего века практиковались жестокие порки, которые ощущал на себе ребенок. Кроме того, условия жизни в дурных жилищах развращали ребенка с самого раннего детства. Что он видит здесь? Потемки угла темной, переполненной жильцами комнаты, не настолько темны, чтобы скрыть от ребенка картины грубого пьянства и открытого разврата. Каждый раз он слышит ругань и нецензурную брань и усваивает ее в совершенстве ранее, чем узнает первую букву азбуки. Грязные улицы бедных кварталов, где играет этот ребенок, не дают ему ничего нового, чего он не видел бы у себя дома, a богатые роскошные улицы только еще ярче и сильнее дают чувствовать сознанию подрастающего всю пропасть между его положением и классом богатых. Т.о. Не удивительно, что ребенок, выросший среди дурных примеров скверных жилищ, пойдет по пути преступления, будет пьянствовать, устраивать драки, красть и пр. Как писал Диккенс: «С одного взгляда понятно, кто из этих детей, рожден и вырос в забросе и пороке, кто не знал детства, кого никогда не научили радоваться материнской улыбке и бояться нахмуренных бровей отца. Им не известны ни детские ласки, ни детское веселье. Они сразу вступают в суровую жизнь со всеми ее невзгодами, и потом уже почти безнадежны попытки тронуть их сердце напоминаниями … которые могут хотя бы на миг пробудить добрые чувства. Что проку говорить таким, о родительской заботе, о счастливых днях детства. Им толкуют про веселье в кабаках, голод, улицы, нищенство и побои, полицейский участок» (8; 49).

В 18 лет ребенок считался вполне самостоятельным человеком, с этого времени уже не родители должны были заботиться о его содержании, а наоборот. Матери одиночки родившие ребенка старались избавиться от него, т. к. они понимали, что в тяжелых условиях трущоб обрекают не только себя, но и родившееся чадо на голодную смерть. Мало, кто из таких матерей решался единолично воспитывать дитя. Многие предпочитали либо умертвлять ребенка до его рождения, либо подкидывали в работные дома. Так, Дионео описывает один из случаев, когда «в одном из сараев Лондона из-под тряпки высовывался высохший трупик какого-то уродца – ребенка с огромной головой. Публика протягивала руки и нюхала трупик» (46; 525). Также мотивом выкидыша являлось большое число детей в семье, когда прокормить еще одного нахлебника семья была уже не в состоянии. «Мысль об аборте кажется вполне естественной: к чему увеличивать число бедняков на свете еще одним существом? Так рассуждали матери, которые любят своих детей и, вероятно любили бы и это имеющее родиться дитя, если бы оно своим рождением не ухудшило их материальное положение» (54; 78).

Дети обычно рождались больными, не редки были и явные физические отклонения. Согласно медицинскому освидетельствованию, которое приводит Дионео, в своей работе – 2,8% из беднейших семей имеют отличное здоровье, 51,6% – плохое. Дети с плохим здоровьем обычно калеки, зачастую становятся ими в течение первых лет жизни, т. к. они часто предоставлены сами себе и причиняют себе вред либо предметами быта, либо кипятком. Дети должны были посещать образовательную школу, но голод зачастую заставляет вместо уроков идти на поиски заработка. Как пишет Брандис: «Я не знаю точно, откуда, получены эти сведения, но в настоящее время признано, как факт, что в пределах Лондона бродят ежедневно как летом, так и зимой до 100 тыс. мальчиков и девочек без присмотра, пищи, одежды и занятия. Превосходная кандидатура для работного дома, тюрьмы, ссылки» (40; 9). Дети заработать себе на пропитание могли несколькими способами.

Во-первых, законным способом. Можно было пойти работать трубочистом, лаятелем, т.е. зазывом покупателей в лавки с товаром, либо можно было работать на фабрике. Это были одни из популярнейших детских профессии. В трубочисты, нужны были маленькие, худенькие мальчики, условия недоедания многих как раз помогали соответствовать этим параметрам. Эта работа была очень трудной. В «Маленьком оборвыше» Гринвуд описывает все прелести и недостатки этого вида заработка. «Ученики жили очень недолго … они беспрестанно менялись, или убегали» (6; 90). Но плюсами этого занятия было проживание в доме хозяина и получение еды.

Широко использовали детский труд на фабриках. Ловкость и выносливость ребенка пользовалась большим спросом. С 7 до 14 лет детей брали в ученичество. Мастера обычно одевали учеников, обучали и устраивали в ученические дома при фабриках. Как признается один из главных героев в «Маленьком оборвыше»: «Конечно же, не легко работать, но хоть прятаться и бояться всякого сторожа не надо, получаю 18 пенсов в неделю и живу в рабочей казарме» (6; 131). К детям приглашались надсмотрщики, их целью было заставить детей работать больше, т. к. они сами получали тем больше, чем больше продукта они выбивали из них. Естественно, что с детьми обращались порой жестоко. «Опекунские комитеты часто сами направляли детей на фабрики, т. к. это освобождало их заботиться о пропитании детей» (61; 28). К примеру, детей в возрасте 6–10 лет использовали исключительно на производстве спичек. Не случайно в 1833 году был подписан акт по, которому «с 1 января 1834 года было незаконно использовать на любой текстильной фабрике, кроме предприятий по изготовлению шелка детей, которым не исполнилось 9 лет» (1; 385). В 1875 году выходит «Закон о заговорах и защите собственности», который постановляет: «Если какой-либо хозяин, обязанный по закону обеспечивать своих учеников необходимой пищей, одеждой, медицинской помощью и жильем, преднамеренно и без законных оснований отказывает им … за это хозяин имеет уголовную ответственность и карается штрафом в размере не более 20 фунтов» (16; 125). Действие этого закона мы можем проследить в книге Гринвуда, когда один из мальчиков трубочистов травмировал себе спину при работе и уже несколько месяцев не в состоянии чистить трубы. При этом он продолжает жить у хозяина, т. к. между ними был заключен трудовой договор. При не соблюдении этого договора, хозяина подвергнется наказанию. «Тоббиас (прим. имя героя) оставался без дела, но хозяин все-таки обязан был кормить его до истечения 7 лет, срока, обозначенного в контракте» (6; 101). Т.О. дети ради крыши над головой и пропитания готовы были идти на любую работу.

Вторым видом заработка денег было попрошайничество или воровство. Часто можно было встретить детей, занимающихся на улице пением или игрой на музыкальном инструменте, хотя это и считалось преступлением против общественности и каралось тюремным заключением. Но английского нищего мальчика или девочку не так легко можно было поймать на попрошайничестве, «они носили с собой запас мелкого товара: иглы, нитки и т.д. и когда приближался полицейский, тотчас выкидывал перед собой все свое имущество и объявляли себя честными торговцами. Когда же таких нищих ловили и вели к судье, тот, как правило, не был строг к безобидному попрошайке и нищий снова оказывался на улице» (57; 2).

Заброшенные дети, либо выросшие без присмотра родителей, часто становились преступниками, и после первого же наказания воровство становилось уже привычкой. Некоторые с детства были не приучены к работе, другие подражали своим родителям, которые жили воровством. Со временем, путем упражнений, малолетние карманники становились настоящими, профессиональными ворами. Для других, на путь воровства, заставляла идти сезонность работы, т. к. в некоторые периоды времени, например усилившихся экономических или промышленных кризисов было выкинуто на улицу сотни безработных. Желание выжить, и заставляло ещё вчерашних маленьких рабочих вставать на путь воровства. Т.о. ребенку с раннего детства приходилось подстраиваться под взрослый мир. «Когда работы не хватало для нашего пропитания, мы воровали» (6; 48) – признается главный герой «Маленького оборвыша». Именно такие ещё «несмышленые» воришки часто попадались на грабежах, это объясняется детским возрастом, не обладающим физической силой для отпора полиции, отсутствие хитрости, а в чем-то еще имеющаяся наивность в силу своего возраста. Англия занимала первое место в Европе по количеству несовершеннолетних преступников. (44; 31) (см. прил. 2). Особенно, большое количество преступлений приходилось на незаконнорожденных детей и сирот, это объясняется трудностью их выживания. Малолетки занимались в основном карманными кражами на улицах города и кражей продуктов на рыночных площадях, «тут и там шныряют они по карманам… ловкие воришки, подкравшись сзади, очищают карманы зевак» (33; 21). Поэтому малолетние воришки носили в основном мешковатую одежду, частенько, на размера два – три больше своего, именно туда можно было больше и незаметнее натолкать украденное. Как считали уже закоренелые воры: «Возиться с какой-нибудь грязной и физической работой, при этом необходимо трудиться весь день как лошадь и ходить в грязи на фабриках с самого утра понедельника и до позднего вечера субботы, это не для него» (6; 139).

Карманные кражи – были целым искусством. Поэтому профессиональные воры, зарабатывали себе на жизнь, что набирали небольшую команду беспризорников и обучали всем ловкостям и премудростям этого дела. За это карманники отдавали своему мастеру все награбленное за день, а в обмен получали жилье и пищу. Такое учение происходило в несколько этапов. Этап первый – мастер показывал как правильно, где, и в какие моменты лучше всего настигать свою цель. Этап второй – теория постепенно переходила на практику, профессиональный вор изображал будущую жертву грабежа, а мальчишки должны были, как можно незаметнее вытащить кошелек, часы, портмоне из его кармана. Этап третий, когда все учение переходило на улицы города. Малолеткам необходимо было наворовать как можно больше носовых платков у прохожих, последний заключительный четвертый этап превращал ученика в настоящего карманника. Карамзин, побывав в Англии, писал: «На лондонских улицах беспрестанно должны смотреть на часы и держать в руке кошелек» (23; 533). Если ученик укрывал от мастера награбленное или часто попадал в руки полиции, то от такого малолетки, тут же избавлялись, передавали его либо в полицейский участок, либо в совет попечения малолетних преступников. Как описывает Диккенс: «Такого-то передали в общество попечения малолетних преступников, забрало мальчишку, лишило его ремесла, которое давало ему заработок, стало обучать его грамоте» (13; 147). Но, несмотря на это, трущобы оставались единственным местом игр. Где дети, в перерывах между выживанием и борьбой за кусок хлеба, ненадолго могли окунуться в мир беззаботности и веселья. Одним из любимых видов игр был волан, эта игра напоминала современный теннис, только вместо мяча играли пробкой из-под дерева. Любимейшей была игра в шарики. Мраморные шарики (или камешки), – популярная среди английских детей игра, формы этой игры были разнообразны, шарики делались из разного материала. Кроме этого, для многих беспризорных детей настоящей радостью был поход в театр, правда, места всегда доставались не самые лучшие.

Т.о. Дети, рожденные в трущобах, с самого рождения вели борьбу за существование. Они рано встречались с миром взрослого человека, при чем с его негативной стороной. Сотни малолеток были оторваны от семьи, школы, ради того, чтобы выжить. Многие дети не выдерживали суровых условий выживания, попадали в тюрьмы, кто-то в работные дома, а кто-то просто умирал.

2.2 Воровство как искусство заработка

пауперизм социальный порок общество

Обитатель «дна» – естественный ресурс уголовного мира. Отличительной особенностью преступников XIX века является изворотливость и расчет. Многие нуждающиеся сплочались, в своего рода, банды, во главе которых стоял предводитель. В такие шайки вступали в основном мужчины, но часто привлекали к помощи женщин и детей. По статистике, женщины, крайне реже, зарабатывали себе пропитание воровством. Маркс К. приводит нам статистическую таблицу, по которой хорошо прослеживается число преступных пауперов среди мужчин и женщин. (см. прил. 3) При этом он прокомментировал, что «должно быть есть что-то гнилое в самой сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает свое богатство, но при этом не уменьшает нищету, и в которой преступность растет даже быстрее, чем численность населения» (26; 2). Исследователь XIX века, Колаяни, объясняет меньшую преступность среди женщин тем, что «многие женщины состоят в браке, тем самым они предохраняют себя от преступлений, особенно ограждены они преступлениями против собственности» (44; 59). Но как говорил один из преступников в романе «Приключение Оливера Твиста»: «Плохо иметь дело с женщиной, но они хитры, и с нашим ремеслом без них не обойтись» (13; 125). Часто воровство совершалось женщинами из-за внушения или по просьбе мужей, любовников или родственников. Самостоятельно женщины шли на воровство крайне редко.

Наибольший процент среди преступников имели мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, т. к. именно в это время люди полны сил и уже приобрели жизненный ум и хитрость, а также вдовцы и разведенные, это объясняется, что с утерей супруга человек теряет свою нравственную опору и поддержку.

Кроме того, на число преступлений влияла сезонность. Наименьшее число преступлений против личности выпадало на зиму и осень, а наибольшее на лето и весну, наоборот наименьшее число преступлений против собственности совершается летом и весной, а наибольшее зимой и осенью. Возрастание преступлений против собственности в холодное время объясняется экономическим положением беднейших слоев населения, т. к. именно в это время число людей, например, гуляющих по улицам, становится значительно меньше. Увеличение преступности против личности в летнее время, объясняется, наоборот, частым нахождением население в теплое время вне стен дома, а на воздухе. Увеличение цен на продукты питания, в частности на хлеб, увеличивал и число грабежей, вымогательств, обмана. Уменьшение количества воровства происходило с понижением цен. Т.к. дешевый хлеб могли позволить купить себе большое количество людей, но при этом возрастало число изнасилований. Как отмечают криминалисты XIX века, «голод понижал половое влечение, а хорошее питание увеличивало, а вместе с этим повышалось преступления против нравственности» (44; 35). Большое число преступлений происходило в пьяном виде.

Существовал и специальный воровской жаргон. Вот, примеры некоторых слов: боб да сорока (шиллинг и полпени), джемми (складной нож), бобби или крючки (полицейские), мазурики (карманники), одно слово своровать имело несколько значений – свистнуть, смазурить, стянуть, стибрить и др. Самым излюбленным занятием воровского мира были азартные игры, например, одной из них была – криббедж. Игра была рассчитана на двух игроков, для игры использовалась колода карт из 52 мастей. Игроки по очереди вытягивали карты, вытянувший младшую по рангу получал право раздавать карты первым, затем игроки по очереди выкладывали на стол по одной карте, стремясь составить комбинацию из карт, за которые начислялись очки.

Полиция выпускала постоянную газету, в которой печатались приметы разыскиваемых преступников, называлась «Хью энд Крон», что означало «Лови! Держи!». Как отмечает, Дионео, «как правило, половина преступников слабосильны и неспособны к продолжительной работе. Этот народ перебивается случайными заработками, предпочитая работать раз в неделю. Он живет рюмкой водки, хлебом, чаем, да изредка соленой рыбой. Они питают отвращение к правильному труду, к заботам о будущем, имеют страсть к грубым развлечениям, и только боязнь голода и смерти объединяет их вместе» (46; 518). Дионео, точно определил главные черты всех преступников. Т.к. большинство карманников вырастало в профессиональных воров, они не знали другого средства, чтобы заработать деньги, чем «слямзить» или «смазурить». Это был особый воровской мир, со своими развлечениями, страхами и своим ритмом жизни.

2.3 Алкоголизм или способ уйти от действительности

Спиртные напитки являлись для паупера, чуть ли не единственным источником радости в его непростой, а порой даже лишенной смысла жизни. Пьянство было настоящим бедствием Англии, и не только для бедняка. Это можно проследить из программы Независимой рабочей партии: «Должен быть в обязательной мере установлен муниципальный и общественный контроль над продажей спиртных напитков» (21; 87). По-мнению Диккенса, основные причины пьянства заключаются в следующем: «гнусные жилища, душные фабрики, тяжелые условия труда, недостаток света, воздуха, воды, полная невозможность соблюдать опрятность, сохранять здоровье – вот самые обыкновенные из будничных причин пьянства» (7; 59). Это были физические причины алкоголизма. Моральные заключались в другом: отсутствие образования, отдыха, моральных норм, целей и смысла в жизни. Все эти физические и моральные качества, объединившись, давили на психику человека, именно алкоголь помогал справиться с этим душевным грузом. Кроме того, алкоголизм подрывал в большей степени здоровье жителей трущоб. Пьянству были подвержены все возрасты, алкоголь начинали давать ребенку уже с первых месяцев жизни, чтобы он крепче спал. Постепенно ребенок вырастал и попадал под влияние пьяниц – родителей. «Квартиры без света, воздуха, заставляли бежать в трактир, где много света, тепла и хорошее общение, особенно за стаканчиком вина» (44; 37). Пока родители общаются за стаканчиком вина в трактире, дети поджидали за пределами заведения, и нередко тащили потом на себе опьяневших маму или папу.

Именно в состоянии алкогольного опьянения совершались многие преступления, например, по данным, которые приводит Гернет, против нравственности в состоянии опьянения случается – 66% нарушений, сопротивление властям – 70,1%, нанесение телесных повреждений – 51,3%. Среди женщин алкоголизм распространен у тех, кто занимается проституцией. Вот такие данные отметил другой исследователь Ломбразо: «Из 9 исследованных проституток, 7 были пьяницами, причем две из них, происходили от алкогольных родителей и привыкли напиваться чуть ли не с колыбели, а одна, не будучи еще совершеннолетней, выпивала 7 литров водки в неделю» (54; 51). С каждым днем алкоголизм у многих становился настоящей зависимостью, не зря в долговых тюрьмах, этот продукт выставляли на продажу в розницу сами заключенные и получали от этого не плохой заработок. Особенно, алкогольный разгул был по выходным дням, Энгельс отмечал, «Мне редко удавалось в такой вечер выйти из Манчестера не наткнувшись, на большое число пьяных, которые едва держались на ногах или валялись в канавах. В воскресенье вечером, обычно возобновляется те же сцены, но с меньшим шумом» (36; 313). Повышение пьянства по выходным среди жителей трущоб легко объясняется, это связано, что именно по субботам на фабриках выдавали заработную плату, в результате многие рабочие в этот день шли в трактир, а, подпивши, становились более щедрыми, и могли угостить парой рюмок своего неимущего собутыльника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.