![]() |
|
|
Дипломная работа: Степень выраженности личностных характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД РоссииОбобщая всё вышесказанное, следует: отметить, что количество женщин в ОВД с каждым годом увеличивается. Получив профессиональное образование и пройдя специальную подготовку, они обладают качествами, необходимыми для выполнения задач, стоящих перед сотрудниками ОВД МВД России. Как и к любому сотруднику, к женщине предъявляются следующие требования: добросовестно выполнять свой долг, демонстрировать своим поведением приверженность демократическому общественному строю, нести полную личную ответственность за правомерность своих действий, соблюдать служебную тайну[54]. Постоянное совершенствование женщины-сотрудника как должностного лица МВД возможно при своевременном законодательном регулировании с учётом изменений б экономической, политической и социальной сферах жизни общества[55]. Таким образом, основными социальными факторами, влияющими на выбор женщины поступать на службу в органы внутренних выделяются прежде всего социально-экономические факторы: высокий уровень безработицы в стране, недостаточное материальное обеспечение, наличие социальных и экономических льгот у сотрудников ОВД. возможность получения раннего и повышенного, по сравнению с большинством других категорий женщин, пенсионного обеспечения. Вместе с тем, следует отметить, что за современных социально-экономических условиях женщина, посту пившая на службу в систему МВД России, имеет определенные возможности в самореализации. Для нее открываются, возможности служебной карьеры и повышения уровня образования, работа в коллективе и др. Однако для более эффективного использования женского труда в системе МВД России необходимо изучить, что и является целью нашего исследования, психологические особенности женщин-сотрудников ОВД во внимание успешность их служебной деятельности и выявить психологические факторы, определяющие эту успешность 2.2 Организация и методики исследования 2.2.1 Общая характеристика выборки В исследовании приняли участие 100 женщин сотрудниц ОВД г. Москвы. Возрастной состав испытуемых был следующим: 38% женщин в возрасте 22-30 лет , 39% женщин в возрасте 30-40 лет, 23% в возрасте 40-44 лет. (рис.1) Рис.1. Возрастная характеристика выборки Средний возраст женщин сотрудников ОВД -32,5 лет . 72 % испытуемых имеют высшее образование, у 28% испытуемых средне- специальное образование. Среди испытуемых в звании рядовой -6%, младший сержант- 14%, сержант-11% , старший сержант-6%, старшина- 4%, прапорщик-9%, старший прапорщик-6%, младший лейтенант-12%, лейтенант-8%, старший лейтенант- 7%, капитан- 12% майор – 5% (рис. 2) Рис.2 Распределение сотрудниц ОВД по званиям 45% сотрудниц ОВД данной выборки состоят в браке, 29 % сотрудниц ОВД разведены, 5% являются вдовами, 21%- не состоят в браке. 42% сотрудниц ОВД имеют одного ребенка , 23% сотрудниц ОВД имеют двоих детей. 35% не имеют детей. Таким образом, большинство в данной выборке это женщины среднего возраста, имеющие высшее образование, состоящие в браке и имеющие одного ребенка 2.2.2 Характеристика использованных психодиагностических методик Для исследования ценностных ориентаций нами была выбрана методика Ценностный опросник С. Шварца [56]. Опросник разработан на основе методики М.Рокича и предназначен для выявления приоритетных групп ценностей. Испытуемым представляется два списка ценностей (30 и 45), каждую из которых они должны прошкалировать оценками от 7 до (– 1) в зависимости от степени важности данной ценности в их жизни. При обработке результатов ценности группируются по шкалам, разделенным на 3 группы: I - индивидуальные ценности, С - коллективные ценности, IC – смешанные, имеющие как индивидуальный, так и коллективный компонент. К первой группе относятся шкалы: наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение, стимуляция. Ко второй группе относятся шкалы: ограничительный конформизм, поддержка традиций, социальность. К третьей группе относятся шкалы: безопасность, зрелость, социальная культура, духовность. По каждой из представленных шкал подсчитывается средний балл, который и определяет приоритетную группу ценностей для испытуемого. При обработке результатов ценности группируются по шкалам. Исследование ценностных ориентаций в карьере осуществлялось с помощью методики «Якоря карьеры». Методика направлена на диагностику ценностных ориентаций в карьере. Автор методики Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикера, В.Э.Винокуровой[57] «Карьерные ориентации», или «якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест состоит из 41 вопроса и позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. При выполнении теста, испытуемому предлагается оценить по десятибалльной шкале степенно согласия с утверждениями. При обработки подсчитывается балл по каждой из шкал и определяется ведущая карьерная ориентация. Для изучения мотивации использовались Методика для изучения мотивации успеха и боязни неудач Методика для изучения мотивации успеха и боязни неудач[58] Методика для изучения мотивации успеха и боязни неудач была предложена А.А. Реаном. Методика состоит из 20 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить «да» или «нет». За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому присваивается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция смещения на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех. Для изучения профиля личности сотрудниц ОВД мы использовали опросник Кеттелла. Исследование личности с помощью 16 – факторного опросника Кеттела (форма С)[59] Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стены. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 16-ти полярных факторов личности (таблица 2), в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности. Таблица 2 Основные личностные факторы
Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности, которые часто носят название «профиль личности». Изучение социального интеллекта производилось с помощью теста Дж.Гилфорда и М. Салливена. Тест исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.)[60] Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено. В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования. При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет: 6 минут - 1 субтест - "Истории с завершением", 7 минут - 2 субтест - "Группы экспрессии", 5 минут - 3 субтест - "Вербальная экспрессия", 10 минут - 4 субтест - "Истории с дополнениями" Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут. Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта. Суммы "сырых баллов" за каждый субтест, подсчитанные с помощью "ключей", записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. "Сырые баллы" переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы. Композитная оценка представляет собой сумму "сырых баллов" по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение. После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом: Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |