на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Анализ деятельности органов местного самоуправления по социальной работе с населением


Рисунок 1. – Объем средств бюджета Хабаровского края по отрасли

«Социальная защита населения» за 2007-2009 годы

В 2009 году общий объем средств городского бюджета по отрасли «Социальная защита населения» составил 2701,11 млн. руб., что в 1,5 раза превысило уровень финансирования 2008 года и в 2,4 раза – уровень финансирования 2007 года.

Рисунок 2. – Объем средств бюджета города Хабаровска по отрасли

«Социальная защита населения» за 2007-2009 годы


Прошедший год, объявленный Президентом России Годом семьи, был отмечен пристальным вниманием к проблемам семьи и детей, как в России, так и в городе Хабаровске. В рамках Года семьи был реализован целый комплекс мер, направленных на укрепление института семьи, повышение престижа семейных ценностей, поддержки материнства и детства в Хабаровске.

Совершенствовалась сложившаяся ранее система государственной поддержки граждан, имеющих детей, в виде социальных выплат.

Начиная с 2006 года, размеры пособия на ребенка в семьях с доходами ниже прожиточного минимума ежегодно повышаются. Увеличен базовый размер ежемесячного пособия на четверть, пособия на ребенка одинокой матери – в 2 раза, введено пособие на детей в многодетных семьях, размер которого повышается в 3 раза, а на учащихся общеобразовательных учреждений – в 5 раз.

В городе Хабаровске оказывалась материальная поддержка семьям, усыновившим детей. В 2009 году размер указанного пособия увеличился по сравнению с 2007 годом на 23%. и повышался дважды (с ноября 2009 года до 4815 руб., с января 2009 года до 5201 руб.).

Матерям, имеющим звание «Мать – героиня», а также родившим и воспитавшим 10 и более детей, производится ежемесячная доплата к пенсии 570 руб., с 2009 года этот размер составляет 622 руб.

В рамках реализации законов, направленных на улучшение демографической ситуации в России, в прошедшем году органы социальной защиты населения осуществляли выплату более 8-ми тысяч единовременных пособий на рождение ребенка, 32 тысячи человек получили пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет на сумму около 70 (семидесяти) млн. руб.

В 2009 году по сравнению с предшествующим годом на треть сократилось количество письменных обращений по вопросам назначения и выплаты пособий семьям, имеющим детей, значительно сократилось количество двойных выплат, повысилось качество назначения пособий по уходу за ребенком до полутора лет, что показала проверка, проведенная ревизионным отделом Фонда социального страхования.

В условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства и роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги наиболее значимой мерой социальной поддержки семей являются субсидии.

В истекшем году в Хабаровске субсидию получили около 78 тысячи семей на общую сумму 669 млн. руб. Средний размер субсидии в месяц составил 812 руб. В соответствии с утвержденными стандартами на 2009 год с учетом изменения, в том числе, тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, с января 2009 года гражданам проведен перерасчет размера субсидий. Средний размер субсидии по новым стандартам в январе текущего года составил 1045 руб. (для сравнения: в январе 2009 года он составлял 704 руб., или 67%).

Уменьшение количества получателей адресных мер социальной поддержки (ежемесячного пособия на ребенка, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) подтверждается увеличением доходов населения, снижением уровня бедности.

Таблица 4. – Социально-незащищенные категории семей, состоящих на

учете в отделе

Категории семей Количество
Семьи с детьми-инвалидами 327
Многодетные семьи 374
Одинокие матери 795
Неполные семьи 1946
Семьи с детьми-хрониками 56
Семьи, где родитель-инвалид один воспитывает ребенка 138
Дети-сироты -
Несовершеннолетние матери 6
Асоциальные семьи 260

Продолжалась работа по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении. Таких семей, состоит на учете в отделе 316. Традицией стало организация и проведение массовых мероприятий и праздников, посвященных Новому году, Дню защитника Отечества, Дню семьи, Дню защиты детей, Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню инвалида.

Федеральным и краевым льготным категориям граждан (в крае их свыше 500 тысяч человек) ежемесячно выплачивается компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг взамен ранее предоставлявшихся льгот в натуральной форме.

Ежемесячная денежная выплата сельским специалистам проиндексирована не на уровень инфляции, а с учетом роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и составляет 476 рублей в месяц (в 2007 году этот размер составлял 200 рублей).

С января 2009 года по инициативе Губернатора края введены дополнительные меры социальной поддержки тружеников тыла: оплата жилищно-коммунальных услуг (в объеме, предусмотренном для ветеранов труда), ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей ветеранам боевых действий, имеющим инвалидность первой или второй группы или инвалидность любой группы с ампутацией конечностей или других органов за счет средств краевого бюджета, а с 1.01.2009 она равна 500 рублям.

Переход к предоставлению мер социальной поддержки непосредственно гражданину – это важный шаг к прозрачности бюджетных расходов и повышению эффективности управления финансами.

Одновременно наблюдается снижение процента несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг льготниками, так как получение компенсации напрямую зависит от своевременности внесения оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Дополнительной мерой социальной поддержки федеральных и краевых льготников является право на приобретение проездных билетов по льготной цене. Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны выдано 1855 бесплатных годовых проездных билетов.

Более 75 млн. рублей из средств краевого бюджета выделено на предоставление льгот в натуральной форме: бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов для краевых льготников, установка телефона и оплата междугородного проезда по территории Российской Федерации реабилитированным лицам.

В прошедшем году правом бесплатного проезда по территории Российской Федерации воспользовались около двух тысяч реабилитированных, 419 из них бесплатно установили телефоны.

Значимой мерой социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны является обеспечение транспортными средствами.

В 2009 году, в соответствии с Указом Президента РФ, 1864 инвалида и участника Великой Отечественной войны получили автомобили марки ВАЗ–2107 (2007 г. – 574, 2006 г. – 266), 380 инвалидов получили денежную компенсацию взамен автомобиля. Тем самым закрыта очередность среди ветеранов ВОВ, инвалидов-чернобыльцев и реабилитированных.

В прошедшем году была продолжена работа по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Демографические тенденции, прежде всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут к росту потребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов.

В этой связи в 2009 году принят комплекс мер по развитию организационной структуры обеспечения качества социальных услуг, внедрению правил и методов, направленных на улучшение качества, определены ресурсы учреждений, обеспечивающие административное руководство качеством социальных услуг.

Так, увеличив расходы на питание на одного проживающего в стационарном учреждении в день на 54% (с 50,37 руб. в 2007 году до 77,78 руб. в 2009) достигнуто стопроцентное соблюдение энергетической ценности потребляемых продуктов. Расходы на приобретение медикаментов увеличились в 2 раза (с 4 до 8 руб.).

Показателем улучшения качества жизни в домах-интернатах для пожилых и инвалидов является снижение смертности за 3 года на 3%.

В прошедшем году получили развитие в нестационарных учреждениях инновационные формы работы с пожилыми и инвалидами, направленные на привлечение ближайшего социального окружения граждан для решения возникающих проблем, проведению мониторингов по изучению потребности в социальном обслуживании граждан на дому и результативности предоставляемых социальных услуг. Расширилось участие волонтеров из числа студентов и школьников по оказанию социально-бытовых услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Принимаемые меры позволили увеличить количество граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому в расчете на десять тысяч пенсионеров с 228 человек в 2007 году до 257 человек в 2009 году.

Рисунок 3. – Число обслуживаемых граждан на дому

Число обслуживаемых на дому граждан за частичную оплату возросло с 2007 года на 57% (с 3,1% в 2007 году до 60,1% в 2009 году), что способствовало снижению социального иждивенчества, усилению адресности социальной помощи и сокращению очередности по краю в 5 раз (с 1349 чел в 2007 году до 269 в 2009 году).

Нестационарными учреждениями социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных гарантий инвалидам по проведению реабилитационных мероприятий. В рамках выполнения индивидуальных программ реабилитационные услуги в 2009 году получили в 6 раз больше инвалидов, чем в 2007 году (2009 – 26 тыс., 2007 – 4 тыс.)

Рисунок 4. – Доля получивших адресную помощь

Доля получивших адресную помощь от общего числа граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, по городу увеличилась до 69% (2007 г. – 63%). Более 72 тысячам нуждающихся граждан в Хабаровске была оказана адресная помощь в различных видах (денежная, натуральная, в виде услуг, без учета пособия на ребенка и субсидий) за счет всех источников финансирования на общую сумму 96 млн. рублей. (в 2007 – 21 млн. руб.).

2.3 Необходимость совершенствования социальной работы

Решение накопившихся социальных проблем с начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее нуждающихся групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, направленных в пользу обеспеченных граждан.

Российское государство не только не стало «социальным», как провозглашает Конституция РФ, но во многом предстает «виртуальным государством», в котором из-за отсутствия финансовых средств, ни одна из социальных функций не реализуется в том виде, в котором предусмотрена законом /42/.

Объем ресурсов, направляемых на социальное обеспечение, явно недостаточен, поскольку размеры некоторых социальных выплат не соответствуют величине прожиточного минимума. Развитие системы социального обслуживания как одного из элементов социального обеспечения тормозится, прежде всего, нехваткой финансовых ресурсов.

Основой системы социального обеспечения любой страны является механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения.

Анализ состояния социального обеспечения показывает, что существующий в России солидарно-распределительный механизм не полностью выполняет функции по социальной защите населения. Создание системы социального обеспечения, основанной на накопительно-страховом механизме финансирования, в ближайшей перспективе невозможно, поэтому необходимо адаптировать систему социального обеспечения к новым условиям и следует использовать солидарно–страховой механизм формирования и распределения /40/.

Проблема формирования связана с продолжающимся экономическим кризисом в нашей стране, а, следовательно, и с низким уровнем оплаты труда. В такой ситуации накопительно-страховой механизм функционировать не будет. Кроме того, если введение личных накопительных счетов не будет сопровождаться повышением заработной платы, социальная эффективность таких мероприятий будет низкая.

Создание системы накопительных счетов призвано обеспечить повышение пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе расходов на лечение. Поэтому необходимо переходить к солидарно-страховой модели.

Оптимальное финансирование социального обеспечения рационально на трехсторонней основе: предприниматель, работник, государство. На сегодняшний день в России применяется в основном принцип двупартизма, то есть плательщиками взносов являются государство и предприниматели. Применение двухстороннего принципа финансирования социального обеспечения обусловлено кризисными явлениями в российской экономике и соответственно тяжелым материальным положением населения.

Социальное обеспечения свидетельствует, что надежным методом его финансирования являются трехсторонние платежи. Причем наиболее оправданным представляется механизм, когда большая нагрузка приходится на работодателя (от 40 до 60%), а меньшая распределяется между работниками (от 10 до 30%) и государством (от 20 до 40%), которое призвано, прежде всего, заботиться о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех субъектов социального обеспечения выражают идею солидарной ответственности. Часть средств идет на выплату пенсий, пособий, денежных компенсаций и оказание социальных услуг, а часть в фонд капитализации. Капитализация является процессом финансового вложения временно свободных денежных средств системы социального обеспечения. Это дорогостоящий процесс, который сложно реализовать в рамках каждого фонда в отдельности, поэтому необходимо образовать страховой фонд (капитализации) системы социального обеспечения.

Технология социального обеспечения, основанная на солидарно-страховом механизме, будет социально эффективна по нескольким причинам:

1) эта технология более адаптирована к российским социальным, экономическим и политическим условиям;

2) солидарно-страховой механизм финансирования системы социального обеспечения используется во многих зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а следовательно, доказал свою эффективность в условиях рынка;

3) сочетание административных и рыночных основ делают систему социального обеспечения, основанную на солидарно-страховом механизме, более устойчивой.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должна быть положена программа мер, направленных на предоставление социальных выплат и услуг на принципах адресности. Реальное введение адресности повлечет за собой значительные ограничения, как на размеры выплат, так и на состав получателей социальных выплат и услуг. Подобные походы могут существенно варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры населения, уровня жизни.

Для обработки больших объемов информации требуется создать новые информационные технологии. Информационная технология адресной социальной помощи является неотъемлемой частью организационной структуры, реализующей новый подход. Этот подход позволит:

1)  обеспечить доступ к информации для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи;

2)  обеспечить контроль над деятельностью системы адресной социальной помощи;

3)  распределять и контролировать финансовые средства;

4)  организовывать взаимодействие различных ведомств.

Основным результатом внедрения системы станет повышение открытости, адресности и эффективности социальной поддержки населения, что позволит иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных размерах в соответствии с положением гражданина.

Существование огромного количества законодательных актов ставит вопрос о доступности информации для граждан, то есть возможности изучения своих прав. Требуется создание открытой Интернет-системы, которая позволит расширить доступность информации по социальному обеспечению. Данная Интернет-система должна будет работать по следующей технологии, изображенной на рисунке 5.

Рисунок 5. – Технология работы открытой Интернет-системой

Возникает необходимость совершенствования технологии социального обслуживания населения, которое сможет адекватно обеспечить права граждан в этой сфере. Оно должно осуществляться в следующих направлениях:

-  совершенствование нормативно-правовой базы организации и функционирования учреждений социального обслуживания;

-  развитие научно-методических основ деятельности. Новые технологии, инновации, международное сотрудничество;

-  укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания. Переход от сметного финансирования организации к финансированию установленного государством заказа;

-  улучшение межведомственной координации деятельности учреждений социального обслуживания;

-  достижение уровня социальных услуг, по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, обеспечивающий гарантированный государством уровень социальной защиты;

-  введение дифференцированных подходов к реализации права на социальное обслуживание в зависимости от потребностей и материальной обеспеченности граждан. Расширение спектра платных услуг;

-  продвижение от централизованной системы социального обслуживания, в которой главенствует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными структурами. Создавать институциональные условия для формирования и развития негосударственных субъектов социального обслуживания. Обеспечить конкуренцию между ними за получение государственного заказа – финансирования на оказание социальных услуг.

Важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация. Разработка стандартов качества социального обслуживания представляет собой продолжительный процесс. Это определяется тем, что стандарты призваны отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания – с другой.

В 2002 году было отменено лицензирование деятельности в области социального обслуживания населения, а при иных механизмов контроля над деятельностью социальных служб, а также стандартов и сертификации. Это совершенно нелогичное и неоправданное решение. Лицензирование – это один из возможных инструментов регулирования доступности и качества социальных услуг, и самое главное, оно позволяет привлечь на рынок социальных услуг негосударственные учреждения и организации, желающие оказывать социальные услуги населению, а делать это они могли бы в соответствии с государственными социальными стандартами социального обслуживания /22/.

Таким образом, только создание нормативно-правовой и научно-методической базы для системы социального обслуживания по схеме «лицензирование-стандартизация-сертификация» позволит обеспечить качественное и эффективное социальное обслуживание граждан.

Совершенно очевидна потребность и необходимость привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг населению. Это предполагает, в частности, такие меры: равноправный доступ к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют определенные предпосылки; расширение свободы выбора гражданам, пользующимися бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами.

Учитывая низкий размер нынешних пенсий (по нормам МОТ, минимальная пенсия должна составлять 40% заработной платы квалифицированного работника, у нас – 12-13%), нужно прекратить снижение ставки ЕСН, восстановить систему страховых тарифов. Следует предусмотреть систему перераспределения страховых взносов по типу систем, действующих в развитых странах. В связи с этим надо повысить заработную плату, регулируемую государством, а для остальных субъектов провести повышение и перераспределение денежных средств.

Следует также провести с учетом роста цен индексацию материнских и детских пособий.

Пособия и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.