на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте


Таким образом, для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

Выводы

В результате теоретического анализа ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста можно сделать следующие выводы:

1. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

2. Структура ценностных ориентаций сложна и неоднородна. Проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке, и перспективы их конструктивной разработки связаны с решением ряда философско-методологических и практических проблем детерминации человеческого поведения.

3. Под термином «характер» понимают совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. А акцентуация характера представляет собой вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.

4. В современной психологической науке существует несколько типологий акцентуаций характера. Главное отличие подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.

5. Для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация и методика исследования

Исследование проводилось на базе Октябрьской районной гимназии, Гомельской области, г.п. Октябрьский.

В исследовании приняло участие 30 юношей и девушек в подростковом возрасте (18 юношей и 12 девушек).

Для установления взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте были выбраны следующие методики:

Методика № 1: Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича [24].

Цель: Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Материалы и оборудование: два списка ценностей (по 18 в каждом), ручка или карандаш.

Содержание обследования: Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция испытуемому: Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Интерпретация результатов: Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации выявили тех школьников, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.

Методика № 2: Характерологический опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека [24].

Цель: предназначен для диагностики типа акцентуации характера личности и является реализацией типологического подхода к ее изучению.

Тест К. Леонгарда – Н. Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций:

1 – высокая жизненная активность

2 – возбудимость

3 – глубина эмоциональных реакций

4 – педантизм

5 – повышенная тревожность

6 – перепады настроения

7 – демонстративность

8 – неуравновешенность

9 – утомляемость

10 – сила и выраженность эмоций

Материалы и оборудование: бланк ответов, ручка или карандаш.

Инструкция испытуемому: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+", если не согласны – знак "–". Над вопросами долго не думайте. Помните, что правильных и неправильных ответов нет".

Интерпретация результатов: Обработка полученных ответов проводится с помощью специального ключа. В соответствии с ним подсчитывается количество плюсов по одним вопросам и минусов – по другим, затем сумма умножается на определенное число. По результатам определяется преобладающий тип акцентуации характера. Сумма баллов в диапазоне от 14 до 19 баллов свидетельствует лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Сумма баллов более 19 четко характеризует определенный тип акцентуации личности.

2.2 Описание и анализ результатов исследования

2.2.1 Диагностика ценностных ориентаций у юношей и девушек в подростковом возрасте

Для получения общей картины ценностных ориентаций подростков и отдельно для девочек и для мальчиков, полученные результаты приведенные в табл. 2.1. и Приложении 1.

Таблица 2.1

Список «терминальных ценностей По группе в целом девушки юноши
Активная, деятельная жизнь 3,65 3,80 3,50
Здоровье 4,14 4,00 4,28
Красота природы и искусства 3,32 3,65 3,20
Материально обеспеченная жизнь 3,46 3,45 3,47
Спокойствие в стране, мир 3,15 3,30 3,00
Познание, интеллектуальное развитие 3,87 3,60 4,35
Независимость суждений и оценок 3,60 3,20 3,80
Счастливая семейная жизнь 4,35 4,55 4,20
Уверенность в себе 3,48 3,40 3,52
Жизненная мудрость 3,18 3,18 3,18
Интересная работа 4,42 4,35 4,50
Любовь 3,95 4,26 3,65
Наличие верных и хороших друзей 4,22 4,00 4,35
Общественное признание 3,10 3,00 3,20
Равенство (в возможностях) 3,62 3,75 3,50
Свобода поступков и действий 3,47 3,58 3,36
Творческая деятельность 3,34 3,25 3,34
Получение удовольствий 3,12 3,25 3,00
Список «Инструментальных ценностей» По группе в целом девушки юноши
Аккуратность 3,31 3,30 3,32
Жизнерадостность 4,40 4,45 4,35
Непримиримость к своим и чужим недостаткам 3,39 3,56 3,62
Ответственность 3,85 4,15 3,60
Самоконтроль 3,43 3,46 3, 40
Смелость в отстаивании своего мнения 3,62 3,40 3,85
Терпимость к мнению других 3,24 3,20 3,28
Честность 4,26 4,12 4,46
Воспитанность 3,45 3,85 3,10
Исполнительность 3,04 3,18 3,00
Рационализм (умение принимать обдуманные решения) 4,29 4,35 4,24
Трудолюбие 3,28 3,34 3,23
Высокие запросы 3,30 3,00 3,60
Независимость 3,66 3,54 3,78
Образованность 3.30 3,00. 3,60
Твердая воля 3,35 3,00 3,70
Широта взглядов 3,64 3,44 3,84
Чуткость 4,10 4,20 4,00

Анализ данных выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.

Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).

Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).

Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение жизни» (3,45).

Наименее значимыми ценностями для девочек явились «творческая деятельность» (3,35), «общественное признание» (3,25).

Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.

Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45).

Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35 ), «здоровье» (4,28 ), «уверенность в себе» (4,23 ).

Также высоко оцениваются «счастливая семейная жизнь (3,75), «любовь» (3,65 ), «активная деятельная жизнь» (3,50 ).

Малоценными мальчикам представляются такие ценности как «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «спокойствие в стране» (3,00).

В целом по группе подростков ценности распределились таким образом:

Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

Наименее значимые ценности – « спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

2.2.2 Диагностика акцентуаций характера у юношей и девушек в подростковом возрасте

На основании индивидуальных ответов испытуемых по опроснику К.Леонгарда-Шмишека был создан средний профиль, который и характеризует акцентуации характера в данной выборке. Результаты, полученные в ходе проведения исследования, занесены в таблицу (см. Приложение 2).

По результатам исследования нами было произведено распределение учащихся по типам акцентуаций. Его результаты занесены в таблицу 2.2.

Табл. 2.2. Распределение учащихся по типам акцентуаций (по К. Леонгарду)

Типы акцентуаций Число учащихся (чел.) Число учащихся,% Пол
мал., % дев., %
1 Гипертимная 21 70 33,3 36,6
2 Возбудимая 15 50 23,3 26,6
3 Эмотивная 11 36,6 23,3 13,3
4 Педантичная 10 33,3 23,3 10
5 Тревожная 5 16,6 6,6 10
6 Циклотимная 22 73,3 43,3 30
7 Демонстративная 15 50 30 20
8 Неуравновешенная 11 36,6 23,3 13,3
9 Дистимичная 7 23,3 10 13,3
10 Экзальтированная 17 56,6 30 26,6

Для более полного представления сложившейся картины построим график распределения учащихся по типам акцентуаций характера (рис.2.2).


Рис. 2.2. График распределения учащихся по типам акцентуаций характера

Как видно из графика (рис.2.2), в данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера (22 учащихся), что составляет 73,3% из них 43,3 % мальчиков и 30 % девочек.

На втором месте – гипертимная акцентуация (21 учащийся), что составляет 70% из них 33,3 % мальчиков и 36,6 % девочек

Экзальтированными являются 17 человек из выборки, или 56,6% испытуемых из них 30 % мальчиков и 26,6 % девочек

Демонстративная акцентуации характера (15 человек), что составляет 50% из них 30 % мальчиков и 20% девочек.

Возбудимая акцентуация встречается у 15 испытуемых, или 50% из них 23,3 % мальчиков и 26,6 % девочек.

Следующими располагается эмотивная и неуравновешенная акцентуации характера.

Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 11 испытуемых, или 36,6% из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Эмотивная акцентуация встречается у 11 испытуемых, что составляет 36,6 % из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Педантичная акцентуация встречается у 10 учащихся, или 33,3 % из них 23,3 % мальчиков и 10 % девочек.

Дистимичными являются 7 человек, или 23,3% опрошенных из них 10 % мальчиков и 13,3 % девочек.

На последнем месте расположилась тревожная акцентуация характера. Она присуща всего 5 учащимся из выборки (16,6% испытуемых из них 6,6 % мальчиков и 10 % девочек ).

2.2.3 Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Таким образом, в результате исследования ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста были получены результаты представлены в Приложении 3

Для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера будем использовать ранговую корреляцию Спирмена реализованную в программе Statistica 6.0.

Цель статистического анализа заключается в том, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между переменными: ценностные ориентации и акцентуации характера.

Результаты ранговой корреляции Спирмена свидетельствуют о том, чтостатистически значимая взаимосвязь прослеживается между следующими критериями:

терминальные ценности и акцентуации характера (см. Приложение 4)

- ЦО «Красота природы и искусства» и циклотимной акцентуацией характера (р = 0,031624) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Красота природы и искусства», тем менее выражена циклотимность или наоборот.

- ЦО «Материально обеспеченная жизнь» и дистимичная акцентуация характера (р = 0,036979) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Материально обеспеченная жизнь», тем менее выражена дистимичная акцентуация характера или наоборот.

- ЦО «Общественное признание» и дистимичная акцентуация характера (р = 0,023559) – наблюдается положительная прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Общественное признание», тем более выражена дистимичная акцентуация характера.

- ЦО «Свобода поступков и действий» и экзальтированная акцентуация характера (р = 0,042944) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Свобода поступков и действий», тем более выражена экзальтированная акцентуация характера.

- ЦО «Творческая деятельность» и гипертимная акцентуация характера (р = 0,012220) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая деятельность», тем менее выражена гипертимная акцентуация характера или наоборот.

- ЦО «Творческая деятельность» и возбудимая акцентуация характера  (р = 0,049960) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая деятельность», тем менее выражена возбудимая акцентуация характера или наоборот.

- ЦО «Творческая деятельность» и демонстративная акцентуация характера (р = 0,009932) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая деятельность», тем менее выражена демонстративная акцентуация характера или наоборот.

- ЦО «Получение удовольствий» и неуравновешенная акцентуация характера (р = 0,0031158) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Получение удовольствий», тем более выражена неуравновешенная акцентуация характера.

Наглядно полученные данные представлены в Приложении 5 инструментальные ценности и акцентуации характера (см. Приложение 6)

- ЦО «Жизнерадостность» и дистимичная акцентуация характера (р = 0,041789) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Жизнерадостность», тем менее выражена дистимичная акцентуация характера или наоборот.

- ЦО «Непримиримость к своим и чужим недостаткам» и возбудимая акцентуация характера (р = 0,003425) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Непримиримость к своим и чужим недостаткам», тем менее выражена возбудимая акцентуация характера или наоборот.

- ЦО «Непримиримость к своим и чужим недостаткам» и тревожная акцентуация характера (р = 0,0144924) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Непримиримость к своим и чужим недостаткам», тем менее выражена тревожная акцентуация характера или наоборот.

- ЦО «Ответственность» и возбудимая акцентуация характера   (р = 0,026696) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Ответственность», тем более выражена возбудимая акцентуация характера.

- ЦО «Смелость в отстаивании своего мнения» и педантичная акцентуация характера (р = 0,028257) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Смелость в отстаивании своего мнения», тем более выражена педантичная акцентуация характера.

- ЦО «Исполнительность» и неуравновешенная акцентуация характера (р = 0,038631) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Исполнительность», тем более выражена неуравновешенная акцентуация характера.

- ЦО «Высокие запросы» и педантичная акцентуация характера   (р = 0,038631) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Высокие запросы», тем более выражена педантоичная акцентуация характера.

Наглядно полученные данные представлены в Приложении 7

Выводы

По результатам исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста можно сделать следующие выводы:

·           Наиболее значимые терминальные ценности у подростков - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

·           Наименее значимые ценности – « спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.