на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте


Среди немногих исследований, направленных на экспериментальное выделение типов ценностных систем личности на основе целостной иерархии ценностных ориентации, можно выделить работу С. С. Бубновой [31]. На основе концепции М. Рокича она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентации:

- ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные и социальные);

- ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности;

- ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств [31].

Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентации, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы [14].В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

1). Конкретные жизненные ценности — абстрактные ценности.

2). Ценности профессиональной самореализации— ценности личной жизни.

3). Индивидуальные ценности — ценности межличностных отношений.

4). Активные ценности— пассивные ценности.

Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

1). Этические ценности — ценности профессиональной самореализации.

2). Индивидуалистические ценности — конформистские ценности — альтруистические ценности.

3). Ценности самоутверждения — ценности принятия других.

4).Интеллектуальные ценности — ценности непосредственно-эмоционального мироощущения [5].

Таким образом, формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности.

Также необходимо обозначить функции ценностных ориентаций. Ценностные ориентации имеют смыслообразующую и регуляционную функции. Успешная реализация регуляционной функции предполагает формирование полноценной мотивационной структуры, включающей актуальное переживание на относительно высоком уровне значимости: 1) желательного уровня жизнедеятельности и соответствующих позитивных последствий; 2) нежелательного уровня жизнедеятельности и соответствующих негативных последствий; 3) деятельностной готовности, включая мобилизацию функционального потенциала и готовность к необходимым затратам (временным, функциональным, материальным). В целостной структуре функционирования ценностных ориентаций складываются: зона совпадения эмоционально переживаемых и практически реализуемых ценностных установок и зона их расхождения.

Таким образом, проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке, и перспективы их конструктивной разработки связаны с решением ряда философско-методологических и практических проблем детерминации человеческого поведения.

1.3 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.

Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [25].

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего это период перехода от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что и для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [4].

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации [29].

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием [29].

Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным “последствием”: положительные или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. “Семья не только воспитывает сама, но и “удобряет” или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания”. Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений к родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим [29].

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

Во время пубертатна подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.

Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации.

Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора.

Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. В этот период они подражают взрослым: учителям, родителям, знаменитостям. Это относится и к выбору профессии [22].

Подростки к выбору профессии относятся избирательно. Они не соотносят свои мечты с практической деятельностью. Это возраст фантазий. Подростки представляют себя путешественниками, банкирами, известными личностями (актерами, спортсменами). Мальчики преимущественно ориентируются на мужественные профессии, девочки-подростки представляют себя моделями, певицами. Ориентация на романтические профессии происходит под влиянием средств массовой информации. На этом этапе психического развития дети еще не соотносят свои личностные данные с требованиями выбранной профессии, но все больше внимания обращают на реальные обстоятельства.

Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения: с интересов, способностей и системы ценностей.

Рассматривая мотивацию выбора будущей профессии с точки зрения системы ценностей, следует отметить, что на профессиональное самоопределение подростков в значительной степени влияют как материальное положение семьи, так и уровень образования членов семьи.

Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащих к нему подростков.


1.4 Понятие «характер» и «акцентуация характера»

В психологии под термином «характер» понимают совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.

В процессе становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, могут выявляться чрезмерно ярко. В таких случаях принято говорить об акцентуациях характера.

Итак, акцентуация — крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии. В процессе взросления черты акцентуаций обычно сглаживаются [30].

Автором концепции акцентуации принято считать немецкого психиатра Карла Леонгарда (1968), который ввёл термин «акцентуированная личность». Он также выделил 10 типов акцентуированных личностей, которые разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный) [13].

А.Е. Личко уточнил термин «акцентуированная личность», изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий. Работа Личко А.Е. основывается на системе психопатий П.Б. Ганнушкина.

Согласно А.Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций [16]:

Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм.

·           Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.

Перечислим отличительные черты акцентуаций от психопатий (по П.Б. Ганнушкину):

1.         Акцентуации проявляются не всегда и не везде.

2.         Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.

3.         В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.

Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются в процессе взросления. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к месту наименьшего сопротивления, к слабому звену данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие слабое место, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, слабые места.

Таким образом, под термином «характер» понимают совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. А акцентуация характера представляет собой вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.

1.5 Типология акцентуаций характера

Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при взрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К. Леонгардом, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого [7].

При акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления, считает К. Леонгард. Сходная мысль об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам была высказана В.Н. Мясищевым в отношении развития неврозов, Н.И. Фелинской, Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушаковым — в отношении возникновения разного рода других пограничных состояний [1].

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа — это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства — острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы — только они могут служить диагнозом. Однако в подавляющем большинстве случаев акцентуаций характера дело до развития подобных расстройств не доходит. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям [12].

Выделяют явные акцентуации и скрытые акцентуации.

 Явная акцентуация отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Однако выраженность черт какого-либо типа не препятствует обычно удовлетворительной социальной адаптации. Акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как правило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации.

О скрытых акцентуациях говорят в случаях, когда в нормальных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожиданно для окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

Большинство типов акцентуаций характера (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) оказываются наиболее выраженными также именно в подростковом возрасте, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовсе [14].

В отношении акцентуаций характера существуют две классификации типов.

Первая предложена К. Леонгардом, вторая разработана А.Е. Личко. В.В. Юстицкий сопоставил классификацию К. Леонгарда и А.Е. Личко. Однако во втором издании книги К. Леонгарда его классификация была несколько видоизменена. Сопоставление с нею приводится ниже:

В классификации К. Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П.Б. Ганнушкину, а застревающий тип — паранойяльному, оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

Циклоидный и конформный типы встречаются только в виде акцентуаций. Паранойяльный тип в подростковом возрасте проявляется чрезвычайно редко, он раскрывается в 30-40 лет в период полной социальной зрелости [13].

Астено-невротический и психастенический – типы акцентуаций, на основе которых преимущественно могут возникать соответствующие неврозы.

Ниже кратко рассматриваются различные черты характера, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта [19].

1. Демонстративные личности. Сущность состоит в том, что им присуща аномальная способность к вытеснению. Они лгут с невинным выражением лица, говорят с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной [13].

 2. Педантические личности. Представители этого типа часто «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действие, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти не возможно, что более удачных вариантов не существует. Педант не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия.

3. Застревающие личности. Особенность – патологическая стойкость аффекта. Чувства, способные вызвать сильные реакции не убывают, а остаются на том же уровне. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забываются застревающими личностями, поэтому их часто называют злопамятными, мстительными людьми. Кроме того, их характеризируют как чувствительных, болезненно обидчивых, легко уязвимых людей. Обиды в таких случаях касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести.

4. Возбудимые личности. Решающим для образа жизни и поведения человека часто является не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывает разум, не принимается во внимание [13].

 5. Гипертимические личности. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводят к скачке мыслей. Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистично, без особого труда преодолевают грусть, вообще им не трудно живется на свете. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению [24].

6. Дистимические личности. По натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии. В обществе Дистимические личности почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. Серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом.

7. Аффективно-лабильные личности. Для них характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступают то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Для смены полюсов иногда достаточно бывает неуловимого поворота в общем настроении.

8. Аффективно-экзальтированные личности. Такие люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темпы нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Другой полюс его реакций – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния [13].

9. Тревожные личности. Дети боятся, например, засыпать в темноте или когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты и коридоры, боятся собак. Наконец, боятся других людей, поэтому те их часто дразнят и преследуют. Такие дети испытывают страх перед учителями, которые этого, к сожалению, часто не замечают, усугубляя страх ребенка своей гордостью. Взрослым окружающие не представляются угрожающими, как в детстве, поэтому их тревожность не так бросается в глаза. Однако неспособность отстоять свою позицию в споре остается.

10. Эмотивные личности. Характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными, они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных [13].

11. Экстравертированная личность. Экстраверт больше обращен в сторону восприятий, чем представлений. Такой человек легко поддается влиянию окружения, стимулом извне, постоянно ищет новых переживаний, любит ходить в кино, смотреть телевизионные передачи. Он отлично чувствует себя в оживленном обществе. Среди любимых занятий спорт. Такой человек подвержен чужому влиянию и легковерен.

12. Интровертированная личность. Интроверт живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Поэтому внешние события, как таковые, влияют на жизнь такого человека относительно мало. Гораздо важнее то, что он о них думает. Ярко выраженная интровертированность ведет к изоляции личности от других людей, которые не в состоянии понять ее чудаковатых идей. Однако стоит интровертированному человеку установить контакт, как он будет искренне рад общению с понимающим его партнером, между ними установятся теплые отношения [24].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.