![]() |
|
|
Курсовая работа: Процесс формирования и реализации социальной политики в области защиты материнства и детстваДумой автономного округа в 2010 году трижды вносились изменения в Закон ХМАО – Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2006–2010 годы». Целью программы являлось создание условий для полноценной жизни и гармоничного развития детей автономного округа. Задачи программы: - создание основ комплексного решения проблем детей, проживающих на территории автономного округа, создание необходимых условий для их полноценной жизни и развития, стабилизация социально-экономического уровня жизни семей с детьми; - государственная поддержка материнства и детства; - создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья детей и подростков; - организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи; - государственная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов; - решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности; - формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей; - создание условий для устойчивого, гармоничного развития детей малочисленных народов Севера.[16] Решение указанных задач реализовывалось в рамках исполнения входящих в состав Программы подпрограмм «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи», «Дети коренных малочисленных народов Севера», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав детей», «Здоровый ребенок». Общий объем финансирования на 2006 – 2010 годы составил 647 334,7 тыс. рублей, в т.ч. на 2010 год – 110 665 тыс. рублей. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проживают 344 673 ребенка. По состоянию на 1 июля 2010 года в Югре зарегистрированы 3 651 ребенок (семей - 3 609) с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет; 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 587 - воспитанники интернатных учреждений, 9 из 10 детей – сирот воспитываются в семьях граждан. Число семей, находящихся в социально опасном положении, составляет 2 093, в них воспитываются 3 690 детей. Благодаря обеспечению в полном объеме государственных гарантий и мер социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям, а также внедрению современных технологий устройства детей – сирот в семьи сократилась общая численность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Югре, на 3,5%, с 7 158 детей в 2008 году до 7054 детей в 2010 году. Особого внимания требует укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование в сознании подрастающего поколения системы ценностей, связанной с семьей и рождением детей, здоровым образом жизни, профилактика вредных привычек, а также информационная, консультационная, сервисная поддержка родителей в их заботе о детях. Значительную роль в решении задачи оздоровления детей играет организация детской оздоровительной кампании, развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления, эффективное использование базы учреждений социальной сферы в каникулярный период. Особое внимание в автономном округе уделяется положению детей из числа малочисленных народов Севера. За последние 5 лет наблюдается: увеличение на 2% численности коренных малочисленных народов Севера, с 29 753 чел. в 2005 году до 30 348 чел. в 2009 году. Важным направлением работы остается создание условий для реализации творческих способностей детей, подростков и молодежи малочисленных народов Севера; улучшения качества их жизни и здоровья; повышения этнического самосознания и самоопределения подрастающего поколения коренных народов Югры; обеспечения преемственности поколений, передачи опыта и традиций коренных малочисленных народов Севера автономного округа с целенаправленной систематической воспитательной работой. Важную роль в обеспечении интеллектуального будущего Югры и России играет система работы с одаренными детьми, охватывающая тысячи учащихся, участвующих в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах, соревнованиях. Таким образом, многолетняя практика реализации региональной программы «Дети Югры» подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в автономном округе, по обеспечению их прав и законных интересов. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9.10.2010 №247-п утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы. В состав Программы входят подпрограммы «Дети и семья», «Здоровое поколение», «Организация отдыха и оздоровления детей». Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы (показатели социально-экономической эффективности): 1. Улучшение показателей оздоровления детей в ходе организации детской оздоровительной кампании в лагерях с дневным пребыванием и на базах лечебно-профилактических учреждений (выраженный эффект - 90%). 2. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности детей с инвалидностью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), на 111 человек. 3. Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг, увеличение на 5% (до 95%). 4. Уменьшение количества детей, находящихся в социально опасном положении, на 340 человек с 3690 человек до 3350 человек. 5. Увеличение доли детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение на 1% до 92%. Общий объем финансирования Программы составляет 1 598 041,6 тыс. руб. Планируется привлечение внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в виде грантов.[17] Реализация Программы позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей, в том числе вопросов использования современных технологий работы с семьей и детьми с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; снижения детской заболеваемости, инвалидности; поддержки одаренных детей; создания детям равных возможностей во всех сферах их жизнедеятельности. Думой автономного округа был принят закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросам организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Закон направлен на увеличение возраста детей, проживающих на территории автономного округа, на которых распространяются меры по организации и обеспечению отдыха и оздоровления, с 15 до 17 лет (включительно). Законом закреплено дополнительное полномочие Правительства автономного округа по определению порядка оплаты проезда детей в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в социальной реабилитации, воспитанников учреждений социального обслуживания населения, образования и детей в возрасте от 3 до 18 лет из числа коренных малочисленных народов Севера - до места нахождения организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и обратно. Также Законом закреплено полномочие Правительства автономного округа по определению условий, порядка, размеров оплаты услуг лиц, сопровождающих детей до места нахождения организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и обратно вместо оплаты стоимости проезда лиц, сопровождающих детей. Определена дополнительная мера по организации отдыха и оздоровления детей – оплата страхования детей во время следования к месту проведения отдыха и оздоровления и обратно.[18] В октябре 2010 года Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 19.10.2010 №262-п была утверждена целевая программа «Современная социальная служба Югры» на 2011 - 2013 годы. Программа направлена на повышение доступности качественных социальных услуг для населения автономного округа. В настоящее время потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей, из них более 30% нуждаются в постоянной посторонней и социально-медицинской помощи. Ожидаемые конечные результаты реализации программы (показатели социально-экономической эффективности): 1) сохранение доли граждан, получивших услуги учреждений социального обслуживания, в общем числе обратившихся на уровне 99%; 2) увеличение количества небюджетных учреждений, граждан, участвующих в сфере предоставления социальных услуг и получающих грантовую поддержку, до 24 единиц; 3) сокращение количества семей (детей), находящихся в социально-опасном положении, с 2093 (3690) до 1 525 семей (2 513 детей); 4) повышение уровня удовлетворённости семей с детьми качеством и доступностью социальных услуг с 90% до 95%; 5) обеспечение доступности социальных услуг для семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдалённых поселениях, с 84% до 100%; 6) увеличение количества инвалидов, в полном объеме устранивших ограничения жизнедеятельности в быту, с 788/1,6% до 2 288 человек/4,7%; 7) повышение уровня удовлетворенности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры качеством и доступностью социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, с 96% до 99%. Общий объем финансирования программы составляет 3 046 844,8 тысяч рублей. Источниками финансирования является бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и средства программы «Сотрудничество» Тюменской области на 2011 - 2013 годы.[19] С 1 января 2009 года Департамент труда и социальной защиты населения автономного округа (в настоящее время Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также региональным оператором государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. Основными задачами деятельности в сфере опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов детей, сокращение численности детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и их семейное жизнеустройство. В 2009 году в структуре Департамента труда и социальной защиты населения сформировано Управление по опеке и попечительству. В 22 муниципальных образованиях автономного округа определены структурные подразделения, осуществляющие переданные полномочия по опеке и попечительству. На 01.10.2010 в Югре зарегистрированы 7 084 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6 514 детей воспитываются в семьях граждан, что составляет 92% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей. За 9 месяцев 2010 года выявлены 711 детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без родительского попечения, граждане, воспитывающие детей данной категории в своих семьях, получают следующие меры социальной поддержки: -ежемесячную выплату на содержание ребенка, размер который определяется исходя из величины прожиточного минимума, установленного в округе для детей и трудоспособного населения (для детей старше 16 лет), а также возраста ребенка, и составляет от 13755 руб. до 23076 руб.; -вознаграждение приемным родителям, принявшим на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, размер которого составляет для каждого приемного родителя на каждого ребенка – 5194,42 руб., дополнительно на ребенка до 3-х лет – 2226,18 руб., на ребенка-инвалида, ребенка, состоящего на диспансерном учете, на период болезни ребенка – 3339,27 руб.[20] В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сформирована система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В нее входят Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве автономного округа и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах автономного округа Окружная комиссия является координирующим органом в системе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в автономном округе и контролирует деятельность территориальных комиссий. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует на основании закона Российской Федерации от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также закона автономного округа от 30.09.2005 №74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: -защита прав и законных интересов несовершеннолетних; -выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; -координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также подведомственные перечисленным органам учреждения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2009 №986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Думой автономного округа в 2009 году был принят закон №85-оз «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка являются: -обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка, -содействие их беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, -правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка. Охрана материнства и детства является важным направлением деятельности социальной политики органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Одним из достижений в решении данных вопросов является то, что в Югре работает окружной консультативно-экспертный совет по охране материнства и детства, существующий при Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2001 года. В состав совета входят сотрудники Управления организации медицинской помощи матерям и детям, руководители и ведущие специалисты окружных и муниципальных учреждений здравоохранения, представители медицинских высших учебных заведений. В 2009 году в состав консультативно-экспертного совета вошли специалисты перинатальных центров, так как важным направлением работы Департамента стало развитие перинатальной помощи. Основными задачами Совета являются: -определение приоритетных научно-практических направлений в охране здоровья матери и ребенка в автономном округе; -разработка предложений по оптимизации организации и управления медицинской помощью в учреждениях детства и родовспоможения; -содействие внедрению новых методов диагностики, лечения и реабилитации, а также в реализации профилактического направления в здравоохранении: диспансерного наблюдения, иммунизации, реабилитации и пренатального скрининга; -развитие интеграционных процессов в клинической медицине: перинатальной помощи, акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов и медико-генетического консультирования; -участие в разработке стандартов медицинской помощи в области охраны материнства и детства; -экспертная оценка оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям в муниципальных и окружных учреждениях здравоохранения автономного округа. В декабре 2002 года в Ханты–Мансийском автономном округе - Югре учреждена медаль «Материнская слава». Этой медалью награждаются матери – граждане Российской Федерации, родившие и воспитавшие пятерых и более детей, прожившие и проработавшие в автономном округе не менее 15 лет, имеющие особые заслуги в воспитании детей, которые сами либо их дети внесли весомый вклад в развитие автономного округа, принимают активное участие в общественной жизни муниципального образования. В 2010 году медаль получили 12 многодетных матерей Югры, за 7 лет награждены 86 матерей. Следовательно, это своего рода форма государственного и общественного признания заслуг многодетных матерей. Также в округе проводятся различные мероприятия, направленные на укрепление института семьи: окружной конкурс «Семья года Югры», имеющий номинации «Трудовая династия», «Древо жизни», «Многодетная семья», конкурс на присуждение премии «Признание». Традиционными стали окружные конкурсы вариативных программ: «Здоровая семья – основа общества»; «Здоровое поколение XXI века»; конкурс «Золотое будущее Югры»; празднование Международного дня семьи, Всероссийского дня матери и другие мероприятия, цель которых – формирование культуры здоровья семьи, сохранение и укрепление здоровья, распространение положительного опыта по формированию здорового образа жизни семей. С 2002 года в автономном округе функционирует комплексный портал «Перспективное детство Югры», средствами массовой информации демонстрируются видеоролики, пропагандирующие традиционные семейные ценности и здоровый образ жизни Таким образом, в условиях экономических и социально-культурных изменений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сформирована социально адаптированная нормативная правовая база в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства, создаются условия для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями, сформирована система организационных мероприятий по оздоровлению и отдыху детей, в том числе детей-инвалидов, детей, оставшихся без родительского попечения, одаренных детей. Разрабатываются и реализуются целевые программы. Создана уникальная структура в сфере здравоохранения - Консультативно-экспертный совет по охране материнства и детства. 2.2. Реализация социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере г. ЛангепасаВ соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 12.10.2009 429-рп «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 25 мая 2005 года № 222-рп», с 01.01.2010 года путем объединения Управления социальной защиты населения по г. Лангепасу и Управления социальной защиты населения по г. Покачи создано Управление социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи, находящееся в г. Лангепасе. Управление является обособленным территориальным подразделением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, для обеспечения проведения государственной политики, осуществления управления в области социальной защиты на территории муниципальных образований город Лангепас и город Покачи. Одними из основных задач Управления являются: 1. Участие в разработке предложений и реализации основных направлений государственной политики по правовому регулированию в сфере социального развития, социального обслуживания, труда, повышению качества жизни населения, демографии, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей. 2. Предоставление государственных услуг отдельным категориям граждан на территории муниципальных образований г. Лангепас и г. Покачи. А именно: - предоставление государственных услуг в соответствии с действующим законодательством гражданам, включенным в Федеральный регистр получателей мер социальной поддержки; - предоставление государственных услуг в соответствии с действующим законодательством гражданам, включенным в Региональный регистр получателей мер социальной поддержки; - предоставление различных видов выплат социального характера: - почетным донорам; - семьям, имеющим детей; - многодетным семьям; - малоимущим семьям и малоимущим одиноко-проживающим гражданам, - семьям, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию; - иным категориям граждан. -предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; -предоставление региональной социальной доплаты к пенсии. 3. Участие в разработке проектов нормативных правовых актов Ханты - Мансийского автономного округа по вопросам труда, социальной защиты и социального обслуживания населения. 4. Взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями в формах, предусмотренных действующим законодательством.[21] На основании закона автономного округа от 20.07.2007 №114оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» работает отдел опеки и попечительства Администрации г.Лангепаса. С целью расширения границ патронирования опекунских и приемных семей, усовершенствования действенной системы обмена информацией об опекаемых детях в своей работе отдел опеки и попечительства тесно взаимодействует с Управлением образования администрации города, образовательными учреждениями города, Центром «Бельчонок», комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города, отделом здравоохранения администрации города, МУ «Городская больница», органами внутренних дел, судебными органами. В соответствии с уставом г.Лангепаса, п.1. ст.16, Федеральным законом от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.12.2005 №148 «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Дети Югры» на 2006-2010 годы», в целях осуществления социальной поддержки и решения задач жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания экономических, социальных и иных условий для их развития, профилактики сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Думой г.Лангепаса была утверждена городская Программа «Дети-сироты» на 2008-2010 годы. Источниками финансирования являлись средства бюджета городского округа, внебюджетные источники; объем финансирования – 2 243 тыс. руб. Во исполнение мероприятий данной программы отделом опеки и попечительства осуществлен значительный комплекс мер, направленных на выявление и устройство на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же на выявление и защиту несовершеннолетних, права и законные интересы которых нарушены. По состоянию на 1 ноября 2010 года на учете в отделе опеки и попечительства состоит 327 детей, в т.ч. 181 ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: 81 ребенок проживает в семьях опекунов и попечителей, 32 ребенка – в приемной семье, 66 детей – в семьях усыновителей, 2 детей – в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Бельчонок» в г.Лангепасе. С начала 2010 года по настоящее время отделом опеки и попечительства выявлено 18 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 г. – 29 детей, 2008 – 20 детей, 2009 – 17 детей). Из них устроены в семьи под опеку 13 детей, 5 детей устроены в приемные семьи. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |