на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Процесс формирования и реализации социальной политики в области защиты материнства и детства


Кроме федеральных принимаются и региональные акты, которые также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности, как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) также представлена в СК РФ (ст.ст.62-64, 66, 68, 80, 86).

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде. Ст. 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Можно выделить пять основных личных прав ребенка: право ребенка жить и воспитываться в семье; право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; право ребенка на защиту своих прав и законных интересов; право ребенка выражать свое мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Большинство из них не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.ст.16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных физических и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.[8] Здесь «права» не подразумевают только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами» и «интересами» быть не должно.

В теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). Неюрисдикционная форма защиты - действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.[9]

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители осуществляют родительские права и защиту прав и интересов ребенка до достижения совершеннолетия. Они являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение соцзащиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

С 1 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в России Президент учредил должность уполномоченного по правам детей, основными задачами деятельности которого являются:

-обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

-правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

-запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

-беспрепятственное посещение федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организации;

-проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц;

-направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

-привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что они не знают куда и по какому вопросу могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы по ознакомлению детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в СМИ прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей.

В целях улучшения положения детей в России Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 №172 была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы (окончательные результаты по данной программе ещё не опубликованы). Данная программа являлась продолжением федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы, в результате выполнения которой было достигнуто снижение младенческой и материнской смертности (на 21,8 и 27 процентов соответственно).

Программа предусматривала решение следующих задач:[10]

-обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

-профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

-создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России;

-профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

-совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

-профилактика социального сиротства, переход к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации таких детей.

Решение указанных задач осуществлялось в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

Подобные программы продолжают действовать и сейчас на региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 №404 был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность Фонда направлена на создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.[11]

Таким образом, государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов матери и ребенка, с помощью создания механизмов реализации защиты прав и поддержки данных категорий населения стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики.


2. Опыт защиты материнства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

2.1 Социальная защита материнства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Защита материнства и детства – важнейшее направление социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии со статьей 78 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры всемерно содействуют укреплению семьи, охране материнства и детства, уделяют особое внимание многодетным и неполным семьям. Меры социальной поддержки многодетным и неполным семьям устанавливаются законом автономного округа в соответствии с федеральным законодательством.[12]

Основными направлениями деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в автономном округе в пределах предоставленных законодательством полномочий являются:

-возрождение престижа семьи;

-создание условий для более широкого обеспечения семейной формы воспитания, сокращения масштабов социального сиротства;

-совершенствование нормативной правовой базы в области улучшения положения семьи, детей.

В соответствии с законом Российской Федерации №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в Югре за 9 месяцев 2010 года были осуществлены выплаты следующих видов пособий:

-по беременности и родам, в размере 412,08 руб. Выплата пособия не производилась;

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 412,08 руб. Выплата пособия не производилась;

-единовременное пособие при рождении ребенка, в размере 10988,85 руб. За 9 месяцев 2010 года пособие выплачено 2 356 гражданам на 2 387 детей;

-единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 17 402 руб. За 9 месяцев 2010 года пособие предоставлено 37 женщинам;

-ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 7 458 руб. За 9 месяцев 2010 года пособие предоставлено 227 гражданам на 231 ребенка;

-ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста полутора лет). Гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию и осуществляющим уход за ребенком (детьми) выплата данного вида пособия осуществляется через органы социальной защиты населения по месту жительства в размере 2 060,41 руб. на первого ребенка, 4 120,82 руб. на второго и последующих детей с учетом районных коэффициентов, применяемых к заработной плате. За 9 месяцев 2010 года численность детей, на которых произведена выплата пособия, составила 14424 чел., в т.ч.: на первого ребенка – 8038 чел.; на второго и последующих детей – 6586 чел.; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, в размере 40% от среднего заработка – 175 чел.[13]

Финансирование пособий осуществляется в виде субсидированных средств федерального бюджета через Фонд социального страхования.

В соответствии со ст.5 вышеназванного закона в автономном округе к размерам государственных пособий применяется районный коэффициент 1,5 за исключением Кондинского района – 1,3.

На территории Югры, начиная с июля 2004 года, действует закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 07.07.2004 №45-оз. Данный закон дополнительно к Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19.05.1995 предусматривает ряд дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми в автономном округе.

В соответствии с законом автономного округа №45-оз на территории округа за 9 месяцев 2010 года были осуществлены выплаты следующих видов пособий:

-ежемесячное пособие на ребенка (детей) в размере 608 руб., выплата пособия произведена на 51 059 детей;

-ежемесячное социального пособие на детей, потерявших кормильца и социальное пособие на детей – инвалидов в размере 1 192 руб., выплата произведена на 14 716 детей и 3 671 ребенка соответственно;

-пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет в размере 5 962 руб. и 2 981 руб., соответственно, выплата произведена на 23 387 чел.;

-пособие многодетным семьям в размере 358 руб. Численность граждан, обратившихся в течение отчетного периода за ежемесячным пособием многодетным семьям составила 10 709 чел. Пособие назначено на 34 212 детей;

-единовременное пособие при рождении второго ребенка в размере 10 000 руб. предоставлено на 5 818 детей;

-единовременное пособие при одновременном рождении двух и более детей в размере 15 000 руб. предоставлено на 358 детей;

-единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей в размере 15 000 руб. предоставлено на 1 989 детей;

-единовременное пособие при рождении первого ребенка в течение двух лет со дня регистрации его родителями брака в органах записи актов в размере 5 000 руб. выплачено на 3 186 детей;

-единовременное пособие при рождении ребенка (детей) лицами из числа коренных малочисленных народов Севера в размере 20000 руб. получили 47 чел.[14]

Также регулируют вопросы социальной поддержки семей с детьми, вопросы материнства, детства такие региональные нормативные акты, как:

-Закон ХМАО - Югры от 9.06.2009 №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

-Закон ХМАО - Югры от 22.12.2008 №148-оз «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

-Закон ХМАО - Югры от 27.12.2000 №137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы»;

-Закон ХМАО - Югры от 24.12.2007 №197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»;

-Закон ХМАО - Югры от 02.12.2005 №115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;

-Закон ХМАО - Югры от 21.12.2005 №144-оз «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по предоставлению и обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

-Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.06.2006 №60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» и др.

Также существует ряд Постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующих вопросы реализации окружных законов в данной сфере, например:

-Постановление Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2004 №396-п «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;

-Постановление Правительства ХМАО - Югры от 27.12.2004 №482-п «О порядке обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни»;

-Постановление Правительства ХМАО - Югры от 17.04.2006 №76-п «О порядке выплаты компенсации затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов»;

-Постановление Правительства ХМАО - Югры от 16.11. 2006 № 263-п «Об утверждении Порядка предоставления и использования средств бюджета автономного округа, передаваемых муниципальным образованиям для предоставления социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»;

-Постановление Правительства ХМАО - Югры от 20.04.2006 №84-п «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

-Постановление Правительства ХМАО - Югры от 25.09.2010 №216-п «О нормировании в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мерами государственной поддержки» и др. нормативные акты.

В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года, с целью дальнейшего осуществления мер, направленных на улучшение положения женщин, укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни, поддержки семей с детьми, стимулирования рождаемости в 2006 году Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 16.02.2006 №32-п был утвержден план мероприятий по улучшению положения женщин в Югре и повышению их роли в обществе на 2006-2010 годы.

В первом полугодии 2010 года Думой округа было принято несколько законов о семье, материнстве, отцовстве, детстве, опеке, попечительству и воспитанию, что составило 3,7 % от общего числа принятых законов.[15]

Принят Закон ХМАО – Югры «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008–2010 годы». Целью программы являлось создание условий для повышения уровня рождаемости и увеличение количества постоянно проживающих в Югре. Задачи программы состояли в следующем:

-повышение суммарного коэффициента рождаемости (среднего числа детей, рожденных одной женщиной), увеличение масштабов естественного прироста населения;

-увеличение рождаемости до уровня, обеспечивающего непрерывное замещение одних поколений другими;

-укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства;

-снижение масштабов сверхсмертности и др.

В соответствии с законом о внесении изменений было увеличено финансирование Программы в 2010 году на 8 850,0 тыс. руб. В результате, объем финансирования Программы составил 298 634,0 тыс. руб. На реализацию Программы в 2010 году было предусмотрено 33 850,0 тыс. руб. Дополнительно выделенные средства в полном объеме были направлены на внедрение в автономном округе новой технологии, связанной с формированием системного комплекса «Видеопаспорт ребенка», позволяющего заочно знакомить усыновителей с их потенциальными детьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.