на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Фрейдистская концепция сновидений и современная наука



             6.Исполнение желаний

             З.Фрейд пишет о том, что сновидения являются осуществлением скрытых желаний, он выделяет несколько видов:

          Сновидения об удобстве:”cновидение заступает на место поступка,который должен был совершен в жизни”[27]

          Сновидения страха. Фрейд высказывает мысль о том,что неприятные сновидения, после их толкования также окажутся осуществлением желаний. По своей структуре сновидения страха являются скрытыми искажёнными желаниями. Другим мотивом неприятных снов являются мазохисткие компоненты психики. Иногда сновидения страха можно рассматривать как невротические проявления.

Есть несколько причин побуждающих проявление желаний в сновидениях:

a)   Желания пробуждаются днём, но из-за внешних обстоятельств не удовлетворяются

b)   Желания пробуждаются днём, но подавляются человеческим сознанием.

c)   Желания не относящиеся к периоду бодрствования, пробуждающиеся из бессознания.

Работа сновидения стремится к устранению нарушающего сон душевного раздражения при помощи исполнения желания. Искаженные сновидения мы смогли рассматривать с тех же позиций, что и инфантильные.  Почти все сновидения являются детскими, работают с детским материалом, с детскими душевными явлениями и при помощи детских механизмов. В искаженных сновидениях исполнение желания не так очевидно, его надо распознать. Желания таких сновидений - запрещенные, отвергнутые цензурой.
Следует упомянуть о проблеме аффектов в сновидении. Оказывается, что работе сновидения намного труднее изменить в нужном смысле аффекты, чем содержание. Получается  ,  что работа сновидения превратила мучительное содержание мыслей сновидения в исполнение какого-то желания, в то время как мучительный аффект проявляется в неизмененном виде. В таких сновидениях аффект совершенно не соответствует явному содержанию. Аффекты всегда обоснованы и не менее значительны, чем при бодрствовании.

    Но о видевшем сновидение нам известно, что он относится к своим желаниям особо. Он отвергает их, подвергает цензуре, одним словом, не терпит их. Таким образом, исполнение желания может доставить ему не наслаждение, а противоположное чувство. Страшное сновидение часто является неприкрытым исполнением такого желания. Возникающий страх является признаком того, что вытесненное, отвергаемое желание оказалось сильнее цензуры, что, не смотря на нее, оно все-таки пробилось к исполнению. Вместо цензуры появляется страх. Страшное сновидение обычно ведет к пробуждению; сон прерывается , прежде чем вытесненное желание пробьется через цензуру к своему полному исполнению.

В  самом обычном случае  "желание"  в сновидении является результатом конкретной органиче­ской потребности: сильная жажда или потребность в мочеиспускании во время сна берутся на вооружение картинами сновидений,  пока они не реализуются физиологически.

У желания, действующего в сновидении, особые свойства: речь идет прежде всего о желании, сталкивающемся с сопротивлением, препятствиями, оппозицией своего Я, сознания, требований морали и общества, не имеющем в период бодрствования никакого пути к удовлетворению. Это желание "тормозится", отбрасывается сознанием, но действие его при том не ослабевает, оно даже начинает производить значительно большее давление в другой области психики — в "бессознательном''.

Огромный интерес этого желания в сновидении заключается в том, что он вводит нас в ту ''другую сцену", где наблюдается  появление необычных  фигур,  ситуаций, связанных с детством или глубокой древностью, возник­новение оригинальных взаимоотношений и процессов. Положение об исполнении желания должно обогатиться более точными характеристиками и выглядеть так:

"Сновидение представляет собой (скрытое) исполне­ние (подавленного, заторможенного) желания".[28]  Форму­лируя таким образом связь между сном и желанием, Фрейд подчеркивает ведущую роль процесса торможения и одновременно указывает на работу по смене облика, осуществляемую сновидением; в этом, согласно Фрейду, заключается "суть сновидения". Во время сна сознание ослабляет свое давление, теряет репрессивную, тормозя­щую способность, и заторможенные процессы пользуются этим, чтобы набраться сил, вернуться к своим функци­ям, постараться занять поле психики. Но при этом они должны удовлетворять некоторым постоянным требовани­ям психики: кроме того, что они должны быть представительными в социальном и моральном плане, то есть не восстанавливать против себя остатки бдительности субъекта и не слишком раздражать подсознательные же силы сверх-Я, они должны быть представлены, то есть обрести формы, одеяния или маски, в которых будет заключаться пластическое решение образов


          7.Архаизм и инфантилизм сновидения.

Скрытые мысли - это ни что иное, как известные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования. Происходит возврат к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению.

Доисторическое время, к которому нас возвращает сновидение, двоякого рода: во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другой стороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие человеческого вида, то это доисторическое время также филогенетическое. Так, например, символическое отношение, которому никогда не учился отдельный человек, имеет основание считаться филогенетическим.
         Однако, это не единственная архаическая черта сновидения. Всем известен из собственного опыта факт странной амнезии детства. Первые годы жизни до пятого, шестого года не оставляют в памяти следов, в отличие от более поздних переживаний. При этом в памяти всплывают отдельные, хорошо сохранившиеся, большей частью наглядные воспоминания, часто настолько банальные и незначительные, что остается только удивляться, почему именно эта деталь избежала забвения. И, все-таки эти воспоминания и есть самые важные, но подвергшиеся уже знакомым процессам сгущения и особенно смещения, из-за которого они приобретают свойство незначительности.
Эти впечатления никогда по-настоящему не забываются и именно к ним жизнь во сне умеет находить доступ. Таким образом, эта возможность распоряжаться забытым материалом детских лет является другой архаической чертой сновидения.
          Побудителями сновидений являются злобно-энергичные и безудержные сексуальные желания, сделавшие необходимыми цензуру и искажение сновидений. Эти желания происходят из прошлого, часто очень недалекого, когда они были известны и осознанны.

Остановимся на желаниях устранения, которое в большинстве случаев можно объяснить неограниченным эгоизмом видевшего сон. Всякий раз, когда кто-нибудь встает у нас на пути - а как часто это случается в сложных жизненных отношениях,- сновидение тут же готово его убить, будь то отец, мать, кто-то из братьев и сестер, партнер по браку и т.п.
Но если нам указывают на то, что истоки таких желаний надо искать в прошлом, то вскоре мы открываем период индивидуального прошлого, когда такой эгоизм и такие желания даже против самых близких совсем не удивительны. Именно таков ребенок в те первые годы, которые позднее окутываются амнезией, он часто обнаруживает эти резкие проявления эгоизма, постоянно дает почувствовать явную предрасположенность к нему. Ребенок прежде всего любит самого себя и только позднее учится любить других, жертвовать частицей своего Я ради других. Он фактически на эгоизме научился любви.

Повседневное  наблюдение показывает, как часто чувства между родителями и взрослыми детьми не соответствуют поставленному обществом идеалу, сколько в них накопилось враждебности, готовой прорваться, если бы ее не сдерживало немного почтительности и нежных чувств. Мотивы этого общеизвестны и обнаруживают тенденцию отделить лиц того же пола, дочь от матери, отца от сына. Самый глубокий и постоянный мотив отчуждения, особенно между лицами одного пола, появляется уже в раннем детском возрасте. Это - соперничество в любви явно полового характера. Сын уже маленьким ребенком начинает испытывать особую нежность к матери, которую он считает своей собственностью, а отца воспринимает как конкурента, который оспаривает у него этот исключительное обладание, и точно также маленькая дочь видит в матери лицо, мешающее ее нежному отношению к отцу и занимающее место, которое она сама с удовольствием бы заняла. Такую установку Фрейд назвал Эдиповым комплексом.

Итак, когда за своими искаженными сновидениями находятся все эти извращенные желания, то это только означает, что сновидение и в этой области сделало шаг назад к инфантильному состоянию. Для  сновидения доступен материал забытых детских переживаний; душевная жизнь детей со всеми своими особенностями, эгоизмом, инцестуозным выбором объекта любви и т.д. еще продолжает существовать для сновидения, т.е. в бессознательном, и что сновидение каждую ночь возвращает нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что бессознательное душевной жизни есть инфантильное. Странно-неприятное ощущение, что в человеке так много злого, начинает ослабевать. Это страшно злое - просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной жизни.
         Регрессия работы сновидения не только формальна, но и материальна. Она не только переводит в примитивную форму выражения наши мысли, но и вновь оживляет все характерные черты нашей примитивной душевной жизни, прежнее могущество Я, первоначальные проявления сексуальной жизни, даже древнее достояние нашего интеллекта, если символическое отношение можно признать за таковое.
           Давнее  инфантильное, что когда-то самодержавно господствовало теперь причисляется к бессознательному, представления о котором теперь меняются и расширяются. Нечто, что происходит в нашей сознательной жизни и имеет ее признаки - мы называем это остатками дневных впечатлений,- соединяется для образования сновидения с чем-то другим из области бессознательного. Между этими двумя частями и разворачивается работа сновидения. В этом заключается самое глубокое понимание сущности сновидения.
 

8.Детские сновидения.

 Если  рассмотреть сновидения детей в возрасте до 4-5 лет. Они кратки, ясны, не бессвязны, не двусмысленны, их легко понять. У взрослых также бывают сновидения, похожие на эти, так называемые, инфантильные.
Для таких сновидений всегда имеется какое-нибудь переживание предыдущего дня, объясняющее сновидение. Оно является реакцией душевной жизни на это впечатление дня

Таким образом, детские сновидения не бессмысленны: это понятные, полноценные душевные акты. Они не искажены, явное и скрытое в них совпадает, и - сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение неудовлетворенного желания. Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. При этом сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания. Имеется еще один класс неискаженных сновидений, вызванных в любом возрасте императивными потребностями тела: голодом, жаждой, сексуальной потребностью, т.е. являются исполнением желаний как реакция на внутренние соматические раздражения. Во всех других случаях искажение воздвигает на нашем пути преграды. Однако, на помощь приходит то, что открытые нами свойства детских сновидений являются общими и для всех остальных.
 

9.Источники сновидений.

З.Фрейд выделял несколько источников:

a)   Внешнее чувственное раздражение.

b)   Внутренее чувственное раздражение.

c)   Внутренее физическое раздражение.

d)   Чисто психическое раздражение.

Источником является переживание предыдущего дня.  Данные источники являются лишь эмоциональной основой для сновидений.

·    Свежее и психически ценное переживание, непосредственно передаваемое в сновидении.

·    Несколько свежих переживаний, соединенных сновидением в одно целое.

·    Несколько значительных переживаний, заступающих одновременно в сновидении.

·    Внутреннее значительное переживание, замещающееся свежими безразличными сновидениями.

Инфантильные .

В сновидении могут найти в себе выражение впечатления ранних периодов жизни. Сновидения, имеющие элементы детства, носят повторяющийся характер; что снилось человеку в детстве, снится ему время от времени и впоследствии. Детские сновидения трудно выделить, так как сама память не может их вспомнить как детские.

Соматические.

В зависимости от глубины сна, соматические факторы могут влиять или не влиять на сновидения. Если во сне ощущаются неприятные соматические раздражения, то это используется для осуществления какого-либо подавленного желания. Раздражения объединяются с другими факторами сновидений, образуя их материал.

Типические. Существует много  сновидений, испытываемых большинством людей в той или иной форме, имеющих один и тот же источник.

a)О смерти близких людей. Фрейд объясняет данные сновидения эгоизмом спящего, подсознательным желанием убрать соперника, комплексами Электры и Эдипа.

. Следует различать два вида:                                                                    

-Во время сна и пробуждения люди испытывают реальные переживания

-Люди не испытывают скорби.

b)Об экзамене. Человеку снится сновидение об экзамене на аттестат зрелости, при чем спящего преследует провал. .”Всё это неизгладимые воспоминания о наказаниях ,которые мы претерпеваем в детстве за совершённые проступки”.[29]

          c)Сновидения о наготе.

В сновидении обнаженный человек  находится в присутствии других людей и при этом не испытывает чувство стыда. В других случаях сновидец испытывает чувство стыда ,пытается что-либо изменить, но не может. Люди, которых стыдится спящий , абсолютно безразличные к состоянию спящего. В детстве нет стыда перед наготой. Детство  лишённое чувства стыда - это “рай”, к которому спящий возвращаемся во сне.

         

10.Пси-система сновидений.

В своих работах З.Фрейд приводит систему которая обеспечивает систему ,которая обеспечивает деятельность сновидений. Он назвал эту систему Y-системой и  сравнивал её  с рефлекторным аппаратом.

a)   Пси-система имеет своё направление:от чувственного конца к моторному. Чувственная часть воспринимает внутреннее или внешнее раздражение , моторная  осуществляет какое-либо психическое движение ,причем система  восприятия выступает как основная.

b)   В  свою очередь чувственный конец подразделяется на две части:первая обеспечивает исключительно восприятие ,но не сохраняет его, вторая-отвечает за память. В моторной части З.Фрейд выделял предсознательную область.

c)   Днем путь из предсознания в сознание закрыт ,а ночью сопротивление сознания ослабевает,что и приводит к возникновению сновидений.

d)   Во время сна эмоции,раздражения из области сознания,памяти идут к чувственной части,где происходит образование чувственных образов ,проявляющиеся в сновидении. Но эти образы не соответствуют образам нашей памяти,т.к.они искажаются.З.Фрейд выделял два течения раздражения:прогредиентное(происходящее в бодрствовании) и реградиентное,являющееся основой сновидения.

11.Сны и телепатия.

Зигмунд Фрейд в своих работах также рассматривал взаимосвязь телепатии и сновидений. Хотя Фрейд лично не сталкивался с телепатическими снами ,но он допускал их существование основываясь на работах других психологов. Анализ телепатических сновидений можно выразить в следующих пунктах:

1)   Телепатическая связь имеет бессознательную природу и связана с комплексом Эдипа и Электры.

2)   Во время сна создаются благоприятные условия для телепатии.

3)   Законы бессознательного влияют на телепатию, искажая и изменяя её.

4)   Телепатия может спровоцировать определённое сновидение.

5)   В сновидениях телепатия может восприниматься зашифровано.

6)   Только наиболее сильные эмоциональные переживания  способны телепатически передаваться.

7)   Телепатическая связь происходящая днём, во время бодрствования, в дальнейшем искажается и проявляется в сновидениях. Она обрабатывается во время сна, фиксируется  и трансформируется.

8)   Телепатическая передача успешно проходят в тот момент, когда представление только ”всплывает” из сферы подсознательного.

Фрейд отрицает возможность вещих снов, приводя для несколько причин:недоступность в проявлении вещих снов, легковерность свидетелей, эмоции и фальсификация сновидца, простое совпадение эпизодов сна и жизни.

 

12.Царский путь...

В качестве внутреннего опыта, одновременно единст­венного и универсального, сновидение служит стратегиче­ской основой всего учения Фрейда. Сновидение является тем "правильным путем", который помогает воспринять — и активно использовать на практике— главные понятия и положения психоанализа, а, как подчеркивает Фрейд, "интерпретация сновидений — это царский путь, ведущий к познанию бессознательного в психической жизни". [30] Фрейдом предложена стройная психологическая концепция, иллюстрируемая многочисленными анализами "Толкования сновидений" и систематизированная в главе "Психология сновидения", основные положения которой необходимо выделить.

Сексуальность проявляется — пусть даже в виде "галлюцинаций" — в сновидениях во всем своем размахе и полиморфизме; эволюция либидо субъекта, начиная от внутриутробного периода и кончая генитальной стадией, осуществляется в сновидении через разно­образные извращения. Таким образом, сновидения созда­ют наиболее выразительную картину сексуальности. Анализ Фрейда собственных сновидений открыл дорогу для самых смелых исследований. Описание эдипова комплекса наряду с другими представлено в "Толковании сновидений"; Фрейд пишет: "Возможно, мы все испытали по отношению к матери свое первое сексуаль­ное влечение, а по отношению к отцу — первое чувство ненависти; об этом свидетельствуют наши сновидения".[31]

Они свидетельствуют в первую очередь о желании — этот термин  проходит через всю работу Фрейда. "Толкование сновидении" — книга о желании потому, что Фрейд выводит его в ночные видения, в "исполнениях желания", но и потому, что заставляет нас чувствовать, ощущать необходимость постоянного воссоздания желания, психической работы, создающей его. Будучи вектором главного сексуального влечения, желание делает сексуальным любое сновидение только потому, что сновидение — это результат напряженного желания.

Фрейд многократно напоминал, что сновидение не целиком сексуально, желание содержит в себе и многое другое, в частности, влечения к агрессии и смерти, причем сновидение, в котором действует  конденсация, соединение,  аккумуляция может отделить их от сексуального влечения. "Я обнаружил, — отмечает он, — сновидения о смерти братьев и сестер, отвечающие нарастающей неприязни, у всех моих больных женщин".[32]

Теория торможения находит в сновидении убедительные иллюстрации, часто поражающие воображение. Ни один человек не способен избежать того, что с такой силой наступает на него, возникает внутри него вместе со сновидением. Заторможенные действия и эмоции, прерванные порывы, заблокированные мотивации и другие формы и воплощения заторможенного желания обретают в сновидении свободный полет, и простое внимание, обращенное на них индивидуумом, открывает путь к глубокому познанию. Анализ сновидения проходит раз­личные пласты торможения, начиная от обычных, подавленных в период бодрствования действий, легко наблюдаемых в виде проявлений двойственности, до элементов торможения, связанных с детским опытом, которые, часто в большом количестве, возвращаются в сновидениях.

Подводя под сновидение со всеми его атрибутами принцип регрессии, Фрейд решительно поворачивает его к прошлому. "Детские впечатления" являются "главной движущей силой, формирующей любое сновидение", а детство человечества служит для сновидения "филогене­тическим наследием". "Сон отражает прошлое, — делает он вывод в "Толковании сновидений", — так как в прошлом заключены все его истоки... Сновидение приводит нас в будущее, поскольку демонстрирует исполнение наших желаний; но это будущее, являющее­ся настоящим для видящего сон, благодаря непреходяще­му желанию моделируется в виде картины прошлого". [33]

При своей очевидной простоте и впечатляющих проявлениях, имеющих часто место в сновидениях, понятие регрессии слишком сильно диктует свои законы при аналитической работе. Через регрессию Фрейд достигает "истоков",  а также разоблачить обманы и иллюзии, которыми прошлое обильно и с успехом снабжает человеческую психику.

Главная функция сновидения заключается в следую­щем: оно действует как фактор разделения человеческой действительности, как ночная картина, расщепляющая реальность на две составные части: ночь и день, сон и бодрствование, которые служат матрицей для многообраз­ного проявления двойственности. Книга Фрейда о сновидениях содержит необходимые обоснования и в ряде случаев развивает замечательную серию дуализмов:

сознательное — бессознательное, процессы первичные — процессы вторичные, энергия свободная — энергия связанная, принцип удовольствия — принцип реальности. исследования больных истерией и неврозами позволили фрейду обосновать понятие бессознательного, но анализ сновидений явился "царским путем" для построения систематического, развитого, психологиче­ского (а не только клинического и философского) учения, стал его центральной осью. этот "царский путь"вполне популярен: каждую ночь всякий из нас вступает на него, совершая чудесные или страшные прогулки, бесконечные уходы и возвращения, сопровождающиеся неизбежным размежеванием между жизнью периода бодрствования, требующей действия сознательного, и жизнью сновидений с ее тайнами и властью бессознательного .

Две ос­новные системы, составляющие психический аппарат бессознательное и сознательное-предсознательное, нахо­дятся в  постоянной оппозиции.  Фрейд объединяет процессы,  действующие в сновидении  (такие,  как конденсация и смещение), под названием первичные процессы, характерные для бессознательного, тогда как вторичные процессы определяют аспекты сознательной психической деятельности.

Бессознательное характери­зуется свободной энергией, быстрой циркуляцией очень подвижной энергии от одного представления к другому, что придает специфические черты системе образов сновидения; проявления связанной энергии, свойственной системе сознательного-предсознательного, более длительные, поддаются лучшему контро­лю и отвечают требованиям реальности. 

После выхода "Толкования сновидений" Фрейд про­должает углублять свой дуализм и разрабатывать бессознательное. Два десятилетия спустя то, что было известно как первая топика Фрейда, объединяющая сознательное и бессознательное, претерпело важное изменение и пришло к другой системе организации психики — второй топике: Это, Я и Сверх-Я. (Таким образом, дуализм Фрейда пришел в своем построении к самодублированию, как это происхо­дит, по его мнению, со многими сновидениями; в этом заключается чрезвычайно большое эстетическое значение данной системы, смысл и организация которой отражена в самой форме ее проявления). Как в структуре сознательное — бессознательное было зарезервировано место для предсознательного, так эти три новые формы сохраняют принцип двойственности, поскольку существу­ет значительный разрыв между Эго, включающим в себя бессознательное, расширяя и усложняя его, и Я и Сверх-Я, имеющими совершенно иное качество, хотя и в них содержатся значительные ростки бессознательного, что определяет существенное взаимодействие между всеми тремя формами. Но во всем своем размахе дуализм Фрейда утверждается в гигантской драме, разыгрывающейся в человеке и во всей человеческой действительности между влечением к жизни, Эросом и влечением к смерти, Танатосом.

Картина сновидения, представленная Фрейдом, сложна и разнооб­разна: желание, галлюцинаторное удовлетворение, воз­вращение торможения, картины, аффекты, подвижность энергии, примитивные образы мыслей, детские структу­ры, филогенетическое наследство, незнание понятия "нет" и противоречий, предохранительные клапаны и т.д. Однако по сравнению с сознательной мыслью сон характеризуется слабостью и многими недостатками. Фрейд пишет: "Сновидение в своей работе не мыслит, не рассчитывает; в целом можно сказать, что оно не рассуждает, а удовлетворяется трансформированием".

 Принцип средоточия сновидения, несущий в себе нечто важное, мощную силу деятельности сна, о которой становится известно все больше как о созидательной составляющей процесса, так и о тесных связях между воображением и рациональностью, — все это позволяет считать, что мысль сновидения занимает особое и существенное место. Это становится еще более ясным, если сравнить ее с сознательной мыслью: последняя в первую очередь репрезентативна,  она является мыслью о чем-то, ориентирована на объект и внешний мир, который она адсорбирует и который адсорбирует ее. Ее можно назвать объективной, внешней и не принадлежащей самой себе. Мысль сновидения остается по ту сторону представления, выражающегося в потоке картин, она ориентирована на внутренний мир, то есть на себя, и полностью саму себя представляет. В этом таинственном повторе, характеризующемся формулировкой, "представ­ляет саму себя", формируются зачатки субъекта. Мысль  сновидения работает на субъект, служит той силой, которая создает ядро субъективности. Таким образом, помимо своей трансфор­мирующей функции сновидение выполняет задачу по формированию,  в полном смысле этого слова: в сновидении субъект обретает форму.

Речь не идет о том, чтобы устанавливать какое-либо подобие  или даже совпадение между  средоточием сновидения, постулированным Фрейдом, и тем, что может быть названо средоточием субъекта, зародышевым образованием, где берет начало субъективность. Но можно считать, что эти две гипотетические фигуры, связанные с наиболее таинственными проявлениями деятельности сновидения, имеют некоторую близость или точку пересечения. Сознательная мысль в своем изнури­тельном столкновении с внешним миром, который опустошает ее, обездвиживает, заставляет разрываться, делать исключения и ввергает в страшные и неразреши­мые логические противоречия, — все это имеет так много общего с работой влечения к смерти — находит поддержку и пополнение в мысли сновидения, действую­щей  в  эротическом  плане  через  объединение  и вовлечение. Фрейд утверждает, что личность видящего сны распределяется на все персонажи, а также на объекты и предметы, появляющиеся в сновидении.

Остаточное Я сознания спящего дало множество персонажей сновидений, все они имеют один общий внутренний источник — сновидение.

ЧАСТЬ№2.СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

   1.Теории сновидений.

a). Сновидения  осуществляют связь с миром сверх естественных существ и приносят откровения со стороны богов и демонов.(первобытное понимание).
          b).Сны представляют собой отголоски скрытых детских фантазий ,являются проявлениями бессознательных желаний. (Зигмунд Фрейд).
          c). Через подсознание человеку передаются от предков образы и впечатления, впоследствии находящие отражения в сновидениях (Карл Густав Юнг).
          d). Во сне происходит хаотическое растормаживание клеток мозга - нейронов, реализующееся в "Небывалых комбинациях бывалых впечатлений" (И.М. Сеченов).
           f). Содержание сновидений зависит от различных раздражений, поступающих в мозг спящего от внутренних органов. Во время сна, когда мозг "отключен" от анализа внешней среды, порог для проникновения импульсов от внутренних органов снижается и человек может воспринимать те из них, которые в бодрствующем состоянии еще мозгом "игнорируются".

     З.Фрейд также приводит свою классификацию теорий сновидений.

a)            Первобытное представление

b)           В сновидения продолжается вся психическая деятельность бодрствующего человека.

c)            В сновидениях происходит понижение психической деятельности человека.

d)           Сновидения – это особая психическая деятельностью

2.Современный метод толкования сновидений.

Данный метод состоит из четырёх этапов.

          1 Поиск ассоциаций

2 Привязка образов из снов к внутренней динамике

     3 Толкование

     4 Отправление ритуалов с целью конкретизации сна

Фаза первая посредством поиска ассоциаций, которые вырастают из нашего бессознательного в ответ на появ­ление в нашем сне определенных образов, образуется основа для толкования сна. Каждый сон состоит из цепочки образов, так что  работа начинается с определения того, что означают эти образы.

Для каждого возникшего во сне символа бессознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объяснят его значение Бессознательное содержит в себе информацию по каждому порожденному им символу, следовательно, симво­лический язык бессознательного можно расшифроровать. Решение этих проблем начинается с осмысления ассоциа­ций которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов.

Фаза вторая находятся те части наших внут­ренних "я", которые представляют образы из сна ,динамическую работу, символизи­рующую ситуацию из сна.

 Третья фаза - толкование  складывает воедино информацию, полученную  в ходе двух первых фаз, и смысл сна, взятого как единое целое, осознается.

Фаза четвертая используются определённые  ритуалы, которые сделают сон более осознанным, более четко доне­сут его смысл до нашего разума и придадут ему конкреность непосредственного физического ощущения. Ритуалы- это фазы физического действия. Они  используются для установления связи между разумом и бессознанием. Ритуалы переводят символы сновидений в конкретные действия. 

  Принципы толкования сновидений.

-Используется незнакомое ранее толкование сновидений

-Необходимо рассматривать сновидения как предупреждение

-Необходимо избегать льстивых сновидений

-Необходимо избегать толкования сновидений снимающих ответственность.


          4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1)   Фрейд предлагает в анализе сновидений метод свободных ассоциаций. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована.

2)   Человек изначально бисексуален. В сновидении бессознательное вновь разделяется между мужским и женским началом.

3)   Сны наделены смыслом отличным от смысла дневных мыслей.

4)   Метод Фрейда –это преобразование сложного к простому и архаичному.

5)   Сон, по Фрейду, есть физиологическая потребность. Человек видит во сне исполнение своих желаний в замаскированном или явном виде, и таким образом сновидения держат его в покое во время сна.

6)   Все попытки толковать сновидения чаще всего связаны непосредственно с его явным содержанием, с тем, что нами вспоминается по пробуждении в виде порою отчетливого, а чаще расплывчатого воспоминания.  С точки зрения Фрейда, за явным содержанием имеется скрытое, добываемое с помощью метода психоанализа, и отражающее действительные, но замаскированные сновидением мысли.

7)   Сновидения  являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений, путем галлюцинаторного удовлетворения.

8)   Задачей расшифрования снов является перевод символов, образов на понятный для восприятия язык.

9)   Интерпретация сновидений позволяет выявлять скрытые мысли и расшифровывать их.

10)      Сновидение охраняет сон, мешает внутренним и внешним факторам вызвать пробуждение.

11)      В снах отражаются скрытые желания, основой которых является подавленная сексуальность. Однако, Фрейд против чистой сексуальной основы снов.

12)      В структуре сновидения З.Фрейд выделял средоточие, определяющее основу для анализа сна.

13)      Работа сновидения заключается в смещении, конденсации, формировании образов, обращении и смещении в свою противоположность, изменении логических связей, вторичной обработке и образовании символов.

14)      Реальные факты и события жизни заменяются символами, большая часть из которых связана с сексуальным влечением человека. Символика сновидений похожа на символику мифов, сказаний, имеющих знаки с установленными вековыми традициями.

15)      Цензура сновидений деформирует образы сна, которые запрещены сложившейся моралью и переводит их в скрытые мысли и в язык символов.

16)      Сновидения архаичны и инфантильны: связаны с детскими переживаниями и  филогенезом.

17)      Источниками сновидений могут быть переживания предыдущего дня  ,а также инфантильные, соматические и типические сновидения.

18)      З.Фрейд выявил структуру обеспечивающую деятельность сновидений и назвал её пси-системой, сравнивая её с рефлекторным аппаратом.

19)      З.Фрейд допускал возможность телепатических сновидений, на которых также действует все механизмы цензуры.

20)      Толкование сновидений является “царским путём” для изучения глубинных свойств сознания человека.

21)      Для З.Фрейда толкование сновидений стало частью его самоанализа, обнаружения своих комплексов и самолечения.

22)      Современный метод толкования сновидений  предполагает четырёхэтапный подход: поиск ассоциации, привязка образов к внутренней динамике, толкование, ритуал.

 

  

4.ЛИТЕРАТУРА.

1)   Алексеев П.В.”Мировоззрение З.Фрейда”//”Философские науки” №11 1990г. стр.56

2)   Боснак Р.”В мире сновидений” Москва  изд. ”Древо жизни” 1991г. стр.56

3)   Браун Дж”Психология Фрейда и постфрейдисты”  Киев  1994г. стр.45

4)   Виттельс  ”Фрейд его личность  учение и школа” Санкт-Петербург изд. ”Эго” 1991г. стр. 66, 72, 75

5)   Годфруа Ж.”Что такое психология “Москва ”Мир” 1992 том№1стр.171 стр.311-363   том№2стр160

6)   Грюнбаум ”Теория Фрейда и философия науки”//Вопросы философии №4 1991г. стр.103-104

7)   Дадун Р.”Фрейд” Москва изд.” Х.Г.С.” 1994г.стр.23,109, 114-116,    328, 346-380

8)   Джонсон Р.”Сновидение и фантазии” ”Ваклер” 1996 стр.62,65 изд. ”Рефл-бук”1997г. стр.27-51

9)   Краус  ”З.Фрейд и литература”// ”Вопросы философии ”№2 1995 стр.124

10)      Крылов Е ”Механизм сновидений и толкование снов”  Москва  1996г.стр.8

11)      Лакан Ж.”Работа Фрейда по технике психоанализа” Москва изд.”Гнозис” 1998г.стр.173-190

12)      Лейбин В.М ”З.Фрейд и русская мысль” Москва 1994г. изд. ”Республика”  стр.7

13)      Личко А.”Презумция отсутствия” //”Наука и религия”№10 1989г. стр.36

14)      Манн Т. ”Фрейд  и будущее”// ”Дружба народов” 1996г. №5 стр.175

15)      Мир Е.”Управляемые сны ”1996г. изд. ”Роса роз” стр.12

16)      Мисс Хассэ ”Сны и сновидения ”Москва ”вся Москва” Москва ” Патриот” 1992г. стр.6

17)      Осухова Н.Г.”Фрейд и психоаналитическая теория”//”Педагогика” 1993г. №2стр.115-120

18)      Пивоваров.В.”Сновидения и их толкование”Санкт-Петербург. изд. ”Золотой век”1996г. стр.4-8

19)      Розин В. ”Толкование сновидений в теории Фрейда”//”Наука и религия” №11 1989г. стр.40-42

20)      Слепчук “Зигмунд Фрейд,исследователь души”//”Эхо планеты” 1998г.  №6 стр. 24-25

21)      Стенли К.”Тайны сна ” изд. ”Вече “Москва  1997 стр.359

22)      Фрейд З. “Психоанализ, религия, культура”. Москва. изд. ”Ренесанс” 1992г.стр.5-8

23)      Фрейд З. ”Я и Оно”  Москва изд. ”Эксмо-экспресс” 1998г. стр.76-77

24)      Фрейд З.”О клиническом психоанализе”  Москва изд. ”Медицина”1991г. стр.91-227

25)      Фрейд З.”Окультное значение сновидений”//”Наука и религия” №11 1989г. стр.42-44

26)      Фрейд З.”Психоаналитические этюды” Минск изд. ”Беларусь” 1991г.стр.5

27)      Фрейд З.”Пять лекций о психоанализе  Методика и техника психоанализа” Санкт-Петербург изд. ”Алетейя” 1998г. стр.138-145

28)      Фрейд З.”Сновидения и телепатия ”//”Наука и религия” №10 1989г. стр.37-41

29)      Фрейд З.”Толкование сновидений” Санкт-Петербург изд. ”Алетейя” 1998г.

30)      Эбаноидзе ”Писатель и психоанализ”//”Дружба народов” 1996г.№5 стр.182

31)      Ярошевский М.Г.”Иcтория от античности до середины 20-го века” Москва изд. ”Академия ”1996г. стр.261-262


[1] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.14.

[2] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.17.

[3] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.17.

[4] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.358

[5] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.37

[6] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.486

[7] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.343

[8] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.358

[9] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.211

[10] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.211

[11] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.323

[12] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.287

[13] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.456

[14] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.388

[15] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.346

[16] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.534

[17] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.406

[18] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.486

[19] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.112

[20] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.113

[21] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.114

[22] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.448

[23] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.211

[24] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.326

[25] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.487

[26] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.496

[27] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.432

[28] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.453

[29] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.289

[30] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.56

[31] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.78

[32] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.146

[33] Фрейд З.  "Толкова­ние  сновидений" С.П.1998г. стр.534


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.