на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Фрейдистская концепция сновидений и современная наука


Реферат: Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрейдистская концепция

сновидений

и

современная наука



СОДЕРЖАНИЕ.

I.          ВВЕДЕНИЕ.                                                                             

II.        ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ” 

1.   Положение  З.Фрейда  о сновидениях.                 

2.   Работа сновидения сновидений.                            

3.   Техника и методы толкования сновидений.       

4.   Образы и символы сновидений.                            

5.   Цензура сновидений.                                                

6.   Исполнение желаний.                                               

7.   Архаизм и инфантилизм сновидений.                  

8.   Детские сновидения.                                                 

9.   Источники сновидений.                                           

10.       Пси-система сновидений.                                         

11.       Сны и телепатия.                                                       

12.       Царский путь…                                                          

ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ   И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1.   Теории сновидений.                                                   

2.   Современный метод толкования сновидений.     

III.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                         

IV.       ЛИТЕРАТУРА.                                                                            

 


            1.ВВЕДЕНИЕ.

В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских  исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд.

        Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному. Вместе с тем изучение сновидений продвинулось значительно дальше его лично­сти,  "Толкование сновидений" превзошло материал жизни Фрейда и даже само его учение, открыв широчайшие горизонты, не познанные нами еще и сегодня. Фрейд  пишет, что ”сновидения могут служить материалом для многих дедуктивных построений, кото­рые должны целиком изменить наши психологические теории". [1]В "Толкова­нии сновидений" делается попытка создать совершенно новую антропологию, на что указывает ряд замечаний Фрейда, например, такое: "Интерпретация сновидений может дать нам о структуре разума данные, которых мы до сих пор тщетно ждали от философии". [2]

 В "Толковании сновидений", теоретическом и практи­ческом учебнике Фрейда по изучению сновидений, переплелись многочисленные направления: исследования скрытых, темных сторон.

В отличие от своих концепций сексуальности, которые он постоянно развивал и углублял, "Толкование сновидений" Фрейд считал работой закон­ченной, окончательной и не требующей пересмотра. "Что касается сновидений, — писал он уже в 1908 году, — я остаюсь на позиции своих первых утверждений"[3], и он оставался на ней до самого конца. Небольшая книга "Сновидение и его интерпретация", опубликованная в 1901 году, год спустя после "Толкования сновидений", содержит лишь отдельные положения главной работы. В 1912 году, он удовлетворяется несколькими краткими практическими советами, данными в статье "Действия по толкованию сновидений в психоанализе". Работа "Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях", появившаяся в 1917 году, рассматривает после некоторых вопросов о снах общую проблему "галлюцинаторного удовлетворения желания" и ее рас­пространение на психические заболевания. Фрейд излага­ет также свои позиции по части сновидений в большой главе книги "Введение в психоанализ" 1917 года и возвращается к ним уже в 1932 году, посвятив им два из своих "Новых сообщений по психоанализу".

Опыт клинической работы, чтение разнообразных книг о важной роли снов, а также продолжающийся прием больных служили главными источниками научного вдох­новения. Связь сновидений и неврозов представляется неоспоримой; уже в 1897 году Фрейд утверждает, что в сновидениях содержатся зачатки всей психологии невро­зов, и вновь выдвигает этот тезис в январе 1899 года:

"Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях”[4]. Но благодаря самоана­лизу  1897 года это направление мысли Фрейда, касающееся сновидений, получило решающий импульс именно в период изучения себя, своей глубинной сущности, преодоления трудностей "опытного невроза" скрестились, соединились и стали воздействовать друг на друга явления, которые можно назвать путем неврозов и путем сновидений. Путь неврозов определяющийся личной и клинической практикой, ставящей многочисленные проблемы, нашел свое место и получил развитие внутри пути сновидений, "широкого пути", по выражению Фрейда, предоставляющего обширные антропологические сведения и одновременно высту­пающего в качестве "королевского пути", ведущего к бессознательному.

На определенном этапе самоанализа, миновав период наибольшей его интенсивности и частично избавившись от своей "истерии", Фрейд обращается к изучению сновидений, начало которому было положено сном об Ирме в 1895 году, а затем подкреплено рядом других важных снов. Эти исследования отныне играют особую роль в развитии системы самоанализа, которая сохранит­ся и в дальнейшем в сочетании с анализом случаев забывчивости, описок, неудачных действий и всякого рода остроумия. В предисловии к "Толкованию сновиде­ний" Фрейд постарался подчеркнуть эту мысль: "Для меня эта книга имеет и другое значение, субъективное, которое я осознал лишь по окончании работы. Я понял, что в ней заключена часть моего самоанализа, моей реакции на смерть отца, — одной из самых горестных драм человеческой жизни". [5]

ЧАСТЬ№1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ” СНОВИДЕНИЯ.

1.Положения З.Фрейда о сновидениях.

      Фрейд старается  создать и пустить в действие точные, эффективные и универсальные методы, благодаря которым интерпретация снов станет ясным предметом рационального, практиче­ского изучения.

Основные фрейдовские положения о сновидении.

 "Сон — это ребус", он представляет собой последовательность образов или картин, на первый взгляд не связанных между собой. Главный принцип исследования сновидений Фрейда — видеть за очевидной бессмысленностью "скрытый смысл". “Сновидения- это психическое явление в полном значении этого термина,” ... создающая его интеллектуальная деятельность является деятельностью возвышенной и слож­ной".[6]

Фрейд возрождает некую давнюю и стойкую тради­цию толкования древних текстов, которая призвана, порой в сочетании с тонкой интуицией, интерпретиро­вать сны и подчинять их смыслу, главному смыслу, диктуемому действующими культурными, религиозными, мифологическими традициями. Сон как явление внутреннее, ночное, субъективное и "иррацио­нальное", то есть решительно не поддающееся рацио­нальному толкованию, становится типичным примером отторжения западной рациональной культурой. Операция Фрейда заключается в том, что ему удалось вновь вернуть эти сновидения в нашу культуру с помощью рационалистических методов, которые служили и до сих пор служат для обесценивания и принижения роли снов.

Сновидение, подчеркивает Фрейд, это "ребус", нало­жение друг на друга форм без начала и конца, и большой ошибкой является "желание интерпретировать его как рисунок", то есть структуру очевидную и говорящую саму за себя. Фрейд использует другую аналогию: собранные при пробуждении картины сна представляют собой как бы "иероглифы"  для которых нужно найти перевод на адекватный язык. "Два различных языка" сновидения Фрейд называет "содержанием явным" и "содержанием скрытым”. Интерпретация   предполагает трансформирова­ние явного содержания, то есть сна, каким он видится спавшему после пробуждения, , представить в виде рассказа до всякой попытки интерпретации, в содержание скрытое, а точнее обнаружить "скрытые мысли", своим течением породившие сновидение, механизмов и материалов, которые предстоит наметить и выявить.  "Мы противопоставляем, содержанию явному содержание скрытое". Первое обычно "кратко, бедно, лаконично по сравнению с широтой и богатством мыслей, содержащих­ся во сне”.[7]

 "Сновидение охраняет сон". Прежде чем двигаться дальше в анализе желания, нужно вспомнить, что у спящего человека существует по крайней мере одно твердое и главное желание —  желание спать. Первая функция сновидения, согласно Фрейду, — помешать внешним и внутренним факторам прервать сон и вызвать пробуждение: в каком-то смысле все сновидения служат комфорту, позволяя нам продолжать спать. ”Сновидение охраняет сон, а не нарушает его"[8]. Многочисленные примеры показывают, как сновидения захватывают все нарушающие факторы, нейтрализуют их и включают в систему образов сна.

  Представляя защиту сна конечной целью сновидения, Фрейд подчиняет его процессу сна; сон представляется жизненной и благород­ной функцией, а сновидение — всего лишь его неизбежным следствием; подобная  иерархия, удовлетворя­ющая общественному мнению, действительно похожа на "общее место". Однако можно заметить, что эта сторона для Фрейда играет лишь второстепенную роль и призвана в основном  отразить многообразие взаимоотно­шений сновидений с внутренним и внешним миром.

Если считать сновидение специфической и автономной жизненной функцией, на чем настаивают многочислен­ные современные научные исследования, его невозможно ставить в зависимость от процесса сна. В сне и сновидении можно видеть скорее две взаимосвязанные функции, работающие при поддержке одна другой; процесс сна служит для защиты сновидения, как и сновидение — для сна. Сновидение  выполняет значительно более определенную и сложную психологи­ческую работу, чем простая восстановительная функция, выпадающая на долю сна.

 Часть сновидения самым тесным образом связана с сексуальностью   и с детством. "Чем больше мы занимаемся  интерпретацией  сновидений,  —  пишет Фрейд,  — тем больше убеждаемся в том,  что большинство сновидений взрослых несут следы сексуаль­ных факторов и выражают эротические желания".[9]  Сновидение порой с поразительной отчетливостью высту­пает в виде исполнения сексуального желания. Посколь­ку сексуальность чаще всего в обыденной жизни сталкивается с самыми серьезными запретами, сексуаль­ные желания, подавленные и заторможенные, оказывают наибольшее воздействие  на  образы  сновидений  и испытывают при этом самые удивительные деформации и нелепые превращения. В "Толкования сновидений" Фрейд уточняет,  что  желание, представленное в сновидении, обязательно восходит к детству. Следова­тельно, детская сексуальность дает наиболее подходящий материал для сновидений; это подтверждает Фрейд, уже в "Толковании сновидений", обращая внимание на важность эдиповых мотиваций и отмечая, насколько "для объяснения сексуальных снов" важно "углубляться в пока еще неясные вопросы извращений и бисексуальности"; для многих сновидений, — добавляет он, — внимательный анализ показывает, что они могут быть поняты только с точки зрения бисексуальности". [10]

    Если не существует сновидения, хотя бы некоторые аспекты которого не имели бы эротического содержания в широком смысле, как оно понимается в общем контексте развития либидо, это не значит, что всякий сон должен подвергаться исключительно сексуаль­ной  интерпретации.  Фрейд  резко восстает  против сведения к чистой сексуальности его исследования.

        Рассматривая проблемы, которые ставит выявление сексуальных характеристик в образах сновиде­ний,  задаешься вопросом,  стоит ли воспринимать выражение "исполнение желания" в его простом и прямом смысле; можно сказать, что в сновидении желание исполняется, обретая форму, в полном смысле этого слова. Функция сновидения заключается не в удовлетворении конкретного желания — мести, справед­ливости, соединения с предметом любви или ненависти и т.д., а в осуществлении работы, трудной и продолжи­тельной, по удовлетворению желания в общем виде как ведущей структуры и специфического пути проявления энергии либидо. Главная цель сновидения — стремление постоянно и неутомимо моделировать желание, совершать работу по созданию и переделке либидо. Желание в своем поиске поддержки задерживается на ранних опытах, оригинальных объектах, которые наибо­лее благоприятны для него, питают его и подсказывают­ся реалиями жизни периода бодрствования. Сновидение в общем случае является исполне­нием одного желания, сновидением об удовольствии и удовлетворении, в то время как его главной ролью остается воссоздание, регенерация определенного желания .

         “Средоточие” .Фрейд выдвигает мысль о средото­чии сновидения, которую он излагает в следующих словах:

"Сны... часто сохраняют неясный участок; здесь обнаруживается узел образов, который не удается распутать, но который ничего не дает содержанию сновидения. Это — "пуп" сновидения, точка, через которую оно связан с Неизвестным. Мысли сновидения, выявленные при интерпретации, как правило, не имеют завершения, они разветвляются, вплетаясь в общую запутанную сеть наших мыслей. Желание в сновидении выступает в виде более плотного участка из этой ткани, подобно грибу, выходящему из мицелия".[11] Функция “средоточия” заключается в остановке процесс интерпретации, оставив его откры­тым; Неизвестное намечает опорную линию для анализа, но одновременно постоянно уклоняется от процесса узнавания, который иначе не имел бы границ.

Помимо практического аспекта, гипотеза о средоточии имеет теоретическое и идеологическое приложение. Если развить образ сети, легко видеть, что разветвления сновидения могут затеряться лишь в разветвлениях другого сновидения, и так до бесконечности; все сны распространяются одни в другие, всякий сон функциони­рует как начало следующего. Теория сновидения, не оставляя кропотливой работы по разложению единого образа на разные элементы, многочисленные разветвле­ния, должна также стараться выявлять переходы одного сна в другой и большее значение придавать концепции сновидений как единого, достаточно связного целого огромной системы. Фрейд указывает на это в предшествующих параграфу о "средоточии": "Сны одной ночи должны всегда интерпретироваться в единст­ве".[12]  Весь комплекс образов сновидений жизни противостоит процессу интерпретации и обеспечивает одновременно неповторимость ткани сновидения каждого индивидуума.

Здесь проявляется и значительный идеологический, то есть этический, политический, метафизический эффект гипотезы о средоточии: каковы бы ни были знания о психической действительности, о субъекте вплоть до его самых интимных проявлений в сновидениях, всегда что-то остается скрытым, непознаваемым ядром.

2.Работа сновидения.

В области, намеченной положениями Фрейда о сновидении, происходят различные действия, составляю­щие то, что он называет "работой сновидения", причем термин "работа" здесь нужно понимать, в созидательном смысле.

Фрейд демонстрирует также серию методов, без которых отныне невозможно обойтись при любом подходе к реалиям сновидения, а также не менее эффективных в других областях исследований. В этом списке положений, составляющих силу и определяющих плодотворность фрейдовской концепции сновидения, следует отме­тить: конденсацию, смещение, обращение или превраще­ние в свою противоположность, процесс формирования образов, выражение через картины, перенос логических отношений, символику, вторичную выработку и т.д. главные из этих положений требуют значительных уточнений.

"Смещение и  конденсация, — утверждает Фрейд, — являются двумя важнейшими операциями, которым мы обязаны главным образом формой наших сновидений", и далее уточняет: "Конденсация и смещение — два главных фактора, превращающих материал скрытых мыслей сновидения в его явное содержание".[13]   Действие по интерпретации требует самого тщательного учета двух "главных" процессов, группировки, слияния многих определений, характеристик или особых черт в один образ сновидения, будь то объект, персонаж или ситуация. Операция настолько частая, типичная и широко встречающаяся, что можно сказать, что ее участие в формировании образов сновидения и особенно его -персонажей весьма существенно. Один из первых и неизбежных этапов исследования сновидения заключается в систематическом и наиболее полном разложении образов сновидения, чтобы постарать­ся различить действительные ряды фигур или объектов, над которыми конденсация произвела свое могучее и властное завладевающее действие.

Конденсация осуществляет с персонажами сновидения самые неожиданные, чрезвычайно показательные дейст­вия, и ни одна сторона действительности не ускользает от ее вмешательства. Пространства и объекты легко подчиняются ей. Знакомая улица, появившаяся в сновидении, может соединить в себе другие места и пространства, близкие и далекие, встречающиеся недавно или давно. Но совершенно очевидно, что предпочтитель­ный материал для конденсации составляют слова и имена.

Конденсация  происходит благодаря тому, что:
1) определенные скрытые элементы вообще опускаются;
2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.
Из своих сновидений можно без труда вспомнить о сгущении различных лиц в одно. Так же смешиваются местности, предметы. Благодаря этому возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина, подобно той, что получается при печати нескольких снимков на одной фотопластинке. Работа сновидения стремится сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найти многозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться. При этом между скрытыми и явными элементами не сохраняется простого соответствия

Конгломерат черт, слогов, фактов, разрозненных частей, соединенных в образе сновидения в результате конденсации, тем труднее распутать и расшифровать, что различные его составляющие претерпели одновременно деформирующее воздействие процесса, называемого сме­щением. Он нарушает, порой снизу доверху, связь, существующую между элементом сновидения и его специфическим значением: главные, определяющие эле­менты трактуются во сне как нечто незначительное, полностью обесцениваются, в то время как элементы мелкие, второстепенные, незначащие обретают неожидан­ный вес, являются объектом впечатляющей переоценки.В своей небольшой работе "Сновидение и его интерпре­тация" Фрейд так описывает этот процесс:

"Во время работы, производимой сновидением, психи­ческая сила идей и представлений, служащих его предметом, переносится на другие, а именно на те, подчеркивания которых мы совершенно не ожидаем. Этот перенос психических акцентов приводит к  затуманиванию смыла сновидения и делает неузнавае­мыми связи между сном явным и сном скрытым".[14]

Еще более резкую формулировку Фрейд использует в "Толковании сновидений": "Между материалом сновидения и самим сновидением происходит полная "переоценка всех психических ценностей” [15] Фрейд высказал мысль о существовании "психической силы", функцией которой является лишение "элементов высокой психической ценности их значимости", а с другой стороны — придание "через сверхоценку... куда большего значения элементов минимальной важности, так что последние получают возможность проникнуть в сновиде­ние". Полностью запутывая распределение психических значимостей, сея смуту во взаимоотношениях ценностей, смещение играет определяющую роль в деформировании сновидения и через это оказывается тесно связанным с работой "цензуры по внутренней психической защите".

Деформация сновидения и смещение его образов достигают предела, когда обращенной оказывается сама структура сна. Под смещением  подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит меньше, чем скрытые мысли, т.е. является сокращенным переводом последних. Обратного - чтобы явное было больше скрытого по объему и содержанию не бывает никогда.

Смещение проявляется двояким образом:
1) какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т.е. намеком;
2) психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.

Искажение - это продукт работы сновидения. Проявления искажения настолько схожи с тем, что делают цензоры, изымая ли искажая первоначальный текст, что представляется удобным по аналогии говорить о цензуре сновидения. При этом, помимо явных пропусков и ослабления, замены намеком, цензура сновидения пользуется смещением акцента, перегруппировке элементов, благодаря чему явное сновидение становится настолько непохожим на скрытые мысли, что мы и не подозреваем о наличии последних.

Следующей частью работы является "трансформацией  в  свою  противоположность".  Сон начинает изображать, целиком или в какой-то своей части, с точностью противоположное тому, что он должен изображать: "Роль обращения особенно интерес­на, — уточняет Фрейд, — когда оно служит цензуре. Оно придает изображению такую степень деформированности, что на первый взгляд сон кажется совершенно недоступным пониманию. Вот почему, если сновидение упорно не поддается интерпретации, нужно постараться перевернуть некоторые части его явного содержания; нередко в этом случае все проясняется. Здесь Фрейд подходит к проблеме перестановки в сновидении логических связей:  оно их отменяет,  игнорирует, удовлетворяясь расположением событий одного за другим и их наложением одного на другое; "оно представляет, — пишет Фрейд, — логические связи как одновремен­ные". Причинные связи, структурирующие и формирую­щие сознательную речь, могут быть представлены путем разделения сновидения на две неравные части: сон-про­лог, за которым следует главный сон, и наоборот; или через трансформацию одного образа в другой, как это происходит в комиксах. Лишь  после интерпретации я смог заменить последовательность альтернативой в этих образах сновидения" [16]

Важной чертой сновидения является его неспособность выражать категории противопоставления и противоречия: оно  их  не выражает, кажется, что оно не знает понятия "нет". Ему удается прекрасно объединять противоположности и представлять их в одном объекте. Сновидение часто представляет какой-то элемент через противоположное желание, так что невозможно понять, позитивное или негативное содержание соответствует этому элементу в системе образов сна.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.