на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Фрейдистская концепция сновидений и современная наука


Принцип регрессии глубоко пронизывает фрейдовскую концепцию сновидения, имеет большое значение в  ориентации его исследова­ния сновидений и порой рискует скрыть за собой то действительное, настоящее, что настоятельно присутст­вует в сновидении. Следует видеть также, что настоящее в сновидении обнаруживается лишь среди прошлого, выступает из предчувствий, давних событий, из минув­шего, которое воздействует на сновидение и само подвергается его воздействию в бесконечной игре, соперничестве  процессов  регрессии и актуализации. Таким образом, фрейдовская регрессия действует скорее не как отрицательный вектор эволюции, не как обратное движение, чему соответствует общепринятое понимание прилагательного  "регрессивный",  но  как движение, вскрывающее все новые грани реальности в сновидении, которое скорее можно охарактеризовать термином "ремобилизующее".

 Ход фрейдовской мысли разъясняет нам значение понятия регрессии в крупной последней главе "Толкова­ния сновидений", названной "Психология сновидения".

"Можно выделить три вида регрессии:

а) регрессия топическая;

б) регрессия временная, когда речь идет о восстановлении прошлых психических образований;

в) регрессия фор­мальная, когда примитивные образы и способы выраже­ния заменяют обычные. Эти три вида регрессии в основе своей едины и в большинстве случаев сливаются, поскольку то, что является более древним по времени, обычно более примитивно с точки зрения формы и расположено в топике психики наиболее близко к порогу восприятия".[17]

Топическая регрессия определяет статус сновидения в общей  концепции  психического аппарата,  детально изложенной Фрейдом: поскольку пути к движению и действию закрыты, сновидение устремляется в противопо­ложную сторону, к полюсу восприятия, царству образов, галлюцинации. Здесь оно наполняется детскими опытами, "психическими формированиями прошлого", "могущест­вом мыслей", обнаруживается его связь с древними "примитивными состояниями", языком рисунков и пиктограмм. Изложение   Фрейда, осно­ванное  на  довольно  спорной системе  упрощений, противопоставлений и сопоставлений (восприятие — движение, чувствительность — первенство, прошлое время — примитивная форма и т.д.), он в процессе исследования использует "полезный" термин  "регрессия", открывая широчайшие антропологические перспективы :

"В целом сновидение является регрессией к самому давнему прошлому видящего сон, как бы возрождением его детства, мотиваций и влечений, доминировавших в то время, способов выражения, которыми оно располага­ло. За этим индивидуальным детством мы видим филогенетическое детство, развитие человеческого рода, кратким и подверженным влиянию непредвиденных условий жизни, повторением которого является развитие индивидуума. …Мы можем надеяться через анализ сновидений познать архаическое наследие человека, раскрыть его врожденные психические черты. Видимо, сновидения и неврозы сохранили для нас предысторию разума в большей степени,  чем мы можем предположить, так что психоанализ по праву должен занять подобающее ему высокое место среди наук, пытающихся воссоздать наиболее древние и туманные периоды происхождения человечества".[18]

Следующий  результат работы сновидения состоит в превращении мыслей в зрительные образы. Зрительные образы - не единственная, но основная форма, в которую превращаются мысли. Кое-что сохраняет свою форму и появляется как мысль или знание.
          Количество частей сновидения, как правило, сочетается с числом основных тем; короткое вступительное сновидение часто относится к последующему подробному основному, как введение или мотивировка; придаточное предложение замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен. Таким образом, форма сновидений очень важна и сама требует толкования.

 Работа сновидения заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мысли перевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши мысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом и предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать, образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова. а затем и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образов воспоминания к мыслями. Получается некая вторичная обработка, которая старается из ближайших результатов работы сновидения более или менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастую совершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым, делаются вставки.

Деятельность работы сновидения исчерпывается перечисленными результатами; больше, чем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичной обработке, она не может сделать. то, что в сновидении появляются выражения суждений, критики, удивления, заключения, - это не результаты работы сновидения, это - фрагменты скрытых мыслей сновидения, более или менее модифицированных и приспособленных к контексту, перенесенных в явное сновидение. Мнимое мышление в сновидениях передает лишь содержание мысли, а не их взаимную связь.
            Работа сновидения также не может создавать  речей ,диалог ,цифры. За малыми исключениями речи в сновидении являются подражаниями и составлены из речей, которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон, и которые включены в скрытые мысли как материал или как побудительные впечатления.
Точно так же работа сновидения не может производить вычисления; все вычисления, которые встречаются в явном сновидении, - это по большей части набор чисел, кажущиеся вычисления, как вычисления они совершенно бессмысленны, и истоки вычислений опять-таки находятся в скрытых мыслях. В связи с вышеизложенным хочется указать на то, какой неожиданно широкий доступ к познанию бессознательной душевной жизни, а скрытые мысли и являются таковыми бессознательными душевными актами, обещает нам толкование сновидений.

3.Техника и методы толкования.

Сновидение, как психический феномен, является продутом и проявлением видевшего сон. Видевший   сон всегда отвечает, что он ничего не знает. Но дело в том, что это не так - он только не знает о своем знании. Понять это явление возможно из аналогии с гипнозом, когда в гипнотическом состоянии человек совершает определенные действия, о которых якобы ничего не помнит после выхода из этого состояния. При определенных усилиях человека можно заставить вспомнить все, что происходило. Следовательно, он это знал, но знание, по какой-то причине, было ему недоступно.
В таком случае задача состоит в том, чтобы дать ему обнаружить это знание и сообщить его нам. Помочь в решении этой задачи может метод свободной ассоциации.

Метод заключается в том, чтобы видевший сон сообщил первое же, что придет ему в голову по поводу сновидения. Предлагается разбить сновидение на элементы и исследовать аналогично каждый элемент в отдельности. Любой элемент сновидения является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но знание ему недоступно. Техника состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать к этим элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое.
           Если распространить понимание отдельного элемента на все сновидение, то получится, что все сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидения - найти это бессознательное.

При этом надо соблюдать три важных правила:
1) не нужно обращать внимание на абсурдность или понятность, ясность или спутанность сновидения;
2) работу ограничивать тем, что каждому элементу вызывать замещающие представления, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, не обращать внимание, насколько далеко они откланяются от самого элемента;
3) нужно выждать, пока скрытое, искомое бессознательное возникнет само.

З.Фрейд выделял несколько методов толкования сновидений.

a)   Символический. В котором сновидения рассматриваются ,как целое ,но этот метод неприемлим т.к.”сновидения кажутся не только непонятными,но и спутанными и хаотическими “[19]

b)   Расшифрование.  ”сновидения рассматриваются как своего рода условный шифр”, [20]в котором каждый знак может быть заменен другим знаком общеизвестного зночения. На   основе этого метода составляются сонники.

c)   Фрейд отвергает эти два метода и предлагает свою технику толкования сновидений:

         -Сновидение раскладывается на отдельные части,логические цепочки ,имеющие  определеннвый смысл.

         -Индивидуапльный подход к сновидениям:”одно и тоже сновидение у различных лиц может открывать совершенно различные мысли”[21]

         -Анализ каждой части и выявление скрытых мыслей.

Достаточно показательным в этом плане является анализ сна об Ирме.

4.Образы и символика сновидения

Исследование сновидений одновременно показывает человека, обращающегося к дальней стране своего детства, и человечество, поворачивающееся к своим истокам, пытающееся осознать миссию своего древнего наследства, свой филогенез. Но во всех случаях видящий сновидение воспринимает ту же психическую структуру — системы образов. Мысль сновидения, полагает Фрейд, не воспринимается в абстрактной форме, транс­формироваться в в визуальные сцены — конкретные образы, придающие сновидению драматиче­ский характер и призванные, благодаря обилию "точек соприкосновения" с материалом сновидения, множить поток картин, которые конденсация облекает в несколько ограниченных, избранных форм. Этому разнообразию прекрасно способствует слово в своем конкретном виде — как звуковая форма и "как узел многочисленных представлений".

Переход к образу требует от сновидения известных ограничений;  между скрытыми мыслями и явным содержанием действует,  наряду с конденсацией и смещением, третий фактор, который Фрейд определяет как  "рассмотрение системы образов через призму собственного психического материала сновидения, то есть чаще всего через визуальные картины ".[22]

Ирма — первый, почти символический персонаж Исследования сновидений Фрейда служит ему иллюстра­цией."Все эти люди, — заключает Фрейд, — которых я обнаружил, исследуя эту "Ирму", сами не появились в сновидении; они растворились в "Ирме" из сна, ставшей в результате сводным образом, сформировавшимся из многочисленных противоречивых черт. Ирма представляет всех этих людей..."[23]  Это касается и любого другого персонажа из сна, который является как бы собирательным психологическим обра­зом. Аналитику предстоит долгая и тонкая работа, направленная на то, чтобы обнаружить, узнать, расшиф­ровать и распределить отдельные элементы по их законным местам и первоначальным образам.

           Реальные факты и события в сновидении часто заменяются символами. Символика сна оказывает боль­шое впечатление на пытающихся ее интерпретировать и служит в ряде случаев ключом к сновиде­нию. Придавая достаточно большое значение символам, Фрейд тем не менее подчеркивает их расплывчатость и общий характер и предостерегает от слишком прямоли­нейной интерпретации.

"Когда привыкаешь к многочисленным символам, использующимся для выражения сексуального материала в сновидении, начинаешь спрашивать себя, не похожи ли они на знаки, применяющиеся в стенографии для обозначения определенных вещей, и стараешься путем расшифровки выработать новый ключ к сновидениям. Следует отметить, что эта символика характерна не только для сновидения, ее можно обнаружить в любых бессознательных образах, в коллективных, особенно народных, представлениях: фольклоре, мифах, легендах, поговорках, пословицах, игре слов: там она представлена даже более полно, чем во снах".[24]

Фрейд полагает, что символика не только не упрощает толкование, "но даже осложняет его". Можно сказать, что в определенной мере интерпретации Фрейда развиваются против символики, аскетически отставляя в сторону возможность облегчения задачи, представляемую символами. "Перевод символов, — утверждает Фрейд, — является лишь второстепенной задачей".[25] Здесь находит отражение особая позиция Фрейда, имеющая большое методологическое значение. Он требует постоянно обра­щать внимание на все тонкости "контекста" сновидения, поскольку "только он дает точное понимание". Направляя интерпретацию по пути одного анализа символов,  мысли и образы сновидения приводятся к общему знаменателю, генерализуются, что связано с риском уменьшить выразительность проявлений конкретной личности, неповторимой исторической ситуа­ции, лишить анализ его необыкновенного индивидуально­го колорита.

В противоположность многим традиционным попыткам анализа,  пытающимся  рассматривать индивидуальное сновидение как массу общих символов, что придает ему универсальный характер. Метод Фрейда стремится заставить работать символы в контексте, если можно так выразиться, языка сновидения, объединять их в серии, служащие для разъяснения событий индивидуальной, ни на что не похожей истории. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную, или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением и дает ценные результаты только в сочетании с ней.

После того как мы, по словам Фрейда, "наметили все ограничения", можно рассмотреть спектр символов, выбирая из предложенных им длинных серий некоторые наиболее показательные примеры.

Человек в целом Дом
Мужчина Дом с гладкими стенами
Женщина Дом с выступами, балконами
Родители Король, королева плюс испытываемое чувство почтения
Дети, братья, сестры Маленькие звереныши, паразиты
Рождение Вода, какое-либо отношение к воде - входить в воду, выходить, спасать
Умирание Отъезд, поездка
Смерть Различными неясными, как бы нерешительными намеками
Нагота Одеждой и форменной одеждой

По  сравнению с перечисленными объектами объекты из области сексуальной жизни представлены чрезвычайно богатой символикой. При этом обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны.

 Психоанализ не видит причин для скрывания и для намеков, не считает нужным стыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно и пристойно все называть своими настоящими именами:

Мужские гениталии Символически важное число 3, сложные механизмы
Мужской член

Длинные и торчащие вверх предметы - палки, зонты, шесты, деревья, горы и т.д.;
Предметы, имеющие свойство проникать внутрь и ранить - ключи, кинжалы, копья, огнестрельное оружие;
Предметы, из которых льется вода - краны, лейки, фонтаны и т.д.;
Предметы, вытягивающиеся в длину - выдвигающиеся карандаши, раздвижные лампы и т.д.;
Предметы, поднимающиеся вопреки земного притяжения - воздушные шары, аэропланы, дирижабли и т.д.

Эрекция Полеты видящего сон
Менее понятные мужские символы Пресмыкающиеся, рыбы, шляпа, пальто, рука, нога.
Женские половые органы

Все предметы, ограничивающие полое пространство, способные что-то принять в себя - шахты, пещеры, сосуды, коробки, чемоданы, банки, карманы, ящики, шкатулка для украшений, замoк;
Судно, шкафы, печи, комнаты, двери, ворота;
Материалы - дерево, бумага, предметы из этих материалов - столы, книги;
Животные - улитка, раковина; цветы, цветение;
Строения - церковь, часть тела - рот, ландшафт с лесом, садом и водой

Гениталии вообще Маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь
Волосы на гениталиях Лес, кустарник
Грудь Плод, фрукты - яблоки, персики
Любимые лица Драгоценности, сокровища
Половое наслаждение Сладости
Самоудовлетворение Игра, игра на фортепьяно, скольжение, скатывание, срывание ветки
Кастрация Выпадение или вырывание зуба,стрижка волос,облысение,обезглавливание
Грубые желания, страсти Дикие звери
Половой акт

Ритмическая деятельность - танцы, верховая езда, подъемы (по лестницам и т.д.), угроза оружием;
Переживания, связанные с насилием - быть задавленным.

Благодаря этим параллелям к символике сновидений можно также оценить характерную особенность психоанализа, благодаря которому он становится предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться ни психология, ни психиатрия. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, с языкознанием, с фольклором, психологией народов и религиоведением. Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или по крайней мере правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.

Таким образом, цепочки, четки символов, которые несет с собой сон, могут вытягиваться бесконечно, но их соответствие конкретным предметам остается всегда двусмысленным, поскольку в последней инстанции сам сон с его глубинными течениями, определяет смысл, углубляет его или делает более детальным, расширяет или переворачивает с ног на голову, превозносит или сводит на нет; сновидение определяет символ,  а  не символ  — сновидение. Особой чертой образов и символов сновиде­ния является то, что они чрезвычайно насыщены эмоциями. Фрейд специально привлекает наше внимание к этому важному эмоциональному опыту, предоставляе­мому сновидением: "Скорее через свой эмоциональный фон,  чем  через  репрезентативное содержание,  — уточняет он, — сон представляет для нас психологиче­ский опыт".[26] Это суждение даже слишком осторожно; на основе личных сновидений каждого можно пойти в своих выводах дальше: в этом случае сон предстанет как момент полного эмоционального осво­бождения, игры эмоций, находящей разрядку в себе самой, внутренний опыт, вибрации которого продолжают­ся и в период бодрствования, вызывают тонкую, гармоничную музыку, поддерживающую жизнь, и благо­даря ей мы получаем силы для осуществления своих самых сложных действий.

 В  распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, знание символики не осознается в состоянии бодрствования и относится к его бессознательной духовной жизни. Символические  отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются. Такая же символика используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии.Символика   в других указанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений.

5.Цензура сновидения.

 Пропуск, модификация, перегруппировка материала - таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. Нельзя понимать выражение цензуры слишком буквально в виде некоего цензора. Это - удобный термин для обозначения динамического отношения. Усилия  перейти от элемента сновидения к его бессознательному натолкнулись на сопротивление, которое различается по своей величине - в одних случаях оно огромно, в других незначительно. То, что при толковании проявляется как сопротивление, теперь в работе сновидения выступает его цензурой.

Тенденции, против которых направлена цензура - те, которые по своей природе безусловно достойны осуждения, неприличны в этическом, эстетическом, социальном отношении, это явления, о которых не смеют думать или думают с отвращением. Эти отвергнутые цензурой желания являются прежде всего проявлением безграничного беспощадного эгоизма. И действительно, собственное Я в любом сновидении играет главную роль. Свободное во сне от всех этических уз Я идет навстречу всем притязаниям влечений, в том числе и таким, которые давно осуждены нашим эстетическим воспитанием и противоречат всем этическим ограничительным требованиям. Стремление к удовольствию (либидо) беспрепятственно выбирает свои объекты и охотнее всего именно запретные. Безудержно может проявляться также ненависть. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада.
          Сила искажения тем больше, чем хуже отвергаемое цензурой желание и чем больше в это время требование самой цензуры. Искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся в нас время ночью во время сна.. Видевший сон отвергает их во многих случаях.

Желания сновидения, которые нарушают наш сон, нам неизвестны, мы узнаем о них только из толкования сновидений; их можно поэтому назвать бессознательными в данное, после того как узнал о них благодаря толкованию. таким образом мы готовы предположить, что в душевной жизни есть процессы, тенденции, о которых человек вообще ничего не знает. Сновидение испытывает деформирующее влияние внутренней цензуры: если сновидение кажется нам непонятным и абсурдным, то это потому, что его образы, как и все элементы бессознательного, находятся под влиянием, по словам Фрейда, "цензуры", общей функции, действующей при переходе от одного состояния к другому, а особенно от  бессознательного к сознатель­ному. Не имея такого резкого и непримиримого характера, как в период бодрствования, цензура в определенной степени оказывает свое давление на последовательность образов сновидения, манипулирующих информационные сообщения так, что они становятся неузнаваемыми: слова, фразы, целые параграфы изымаются, появляются самые неожиданные связи и удиви­тельные последовательности фактов. Нелегко с точностью установить, каковы психические механизмы цензуры и какой властью они располагают.

Цензура  по-разному функционирует и производит различные эффекты на разных уровнях психики; она может опираться на то, что сохранилось во сне от бдительности Я, или искать источники в бессознательных проявлениях Сверх-Я,  то есть в более глубоких пластах,  в противодействии влечения к смерти и влечения к жизни. Но в целом трудно себе представить часть психики, которая даже во время самого глубокого сна оставалась бы полностью неподвластной деформирующему воздейст­вию цензуры. Цензура не является единственным фактором, вызывающим искажение сновидений.. Для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках. Повторение многих похожих случаев дает основание обнаружить следующий вид отношений между элементами сновидения и его скрытым содержанием, в дополнение к вышеперечисленным. Такое постоянно повторяющееся отношение называется символическим, сам элемент сновидения символом бессознательной мысли сновидения.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.