на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений


Установлены контакты и направлены предложения по организации сотрудничества с торговыми представительствами РФ более чем в 20 странах мира, представляющих наибольший стратегический интерес для экономики Ставропольского края (Канада, Греческая Республика, Германия, Королевство Испании, Чехия, Болгария, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Итальянская Республика, Бельгия, Люксембург, КНР, Югославия, Израиль, Танзания, Эфиопия и т.д.).

Проведена работа по установлению инвестиционного и торгового сотрудничества с руководством Российско-Турецкого Делового Совета (ДЕЙК). Подготовлен проект Программы по развитию торговли и инвестиционного сотрудничества между Ставропольским краем и ДЕЙК.

Установлено и поддерживается сотрудничество с международными организациями ТАСИС, СОФИ, Северо-Кавказский международный системный союз (ISU), Институт Всемирного Банка и пр.

Динамично развиваются и  побратимские связи Ставропольского края. В настоящее время 9 городов края, участвуя в движении породненных городов, имеют 18 городов-партнеров в 7 странах мира.

В развитии международного сотрудничества за последние годы четко прослеживается целенаправленная политика, когда при выборе страны потенциального партнера учитывается фактор экономической целесообразности, политической стабильности и географической близости. Как результат – Ставрополье осуществляет торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество в рамках 12 Соглашений, подписанных с зарубежными партнерами.

Правительство Ставропольского края поддерживает связи с такими некоммерческими организациями, как Американская Торговая Палата, Британо-Российская Торговая Палата, Швейцарская организация содействия инвестициям, Российско-Турецкий деловой совет, Представительство немецкой экономики в Москве. Следует признать эффективность и целесообразность продолжения подобного рода работы по сближению деловых кругов Ставропольского края и развитых государств.

С учетом опыта работы, определены стратегические интересы Ставропольского края в выборе приоритетных партнеров для установления торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Такими партнерами для края являются и могут быть страны Юга Европы (Турция, Греция), Закавказья (Азербайджан), Средней Азии (Туркменистан, Казахстан, Узбекистан), Украина.

В планировании работы по развитию инвестиционного сотрудничества в среднесрочном периоде ключевыми инвесторами  Ставропольского края останутся развитые государства: Германия и США, обладающие огромными инвестиционными возможностями, а также Италия и Франция, имеющие прочные интересы в экономике Юга России. Другими вероятными инвесторами будут Турция, Греция и Кипр, прежде всего в силу географической близости. В сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности наибольшее внимание заслуживают интенсивно вкладывающие инвестиции Панама, Италия и Лихтенштейн. Из государств-участников СНГ иностранные инвестиции в край осуществляют Казахстан, Узбекистан и Украина. Поэтому ключевая роль отводится наличию эффективной системы контактов с инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эффективность работы региона напрямую зависит от степени взаимодействия правительственных органов с администрациями городов и районов края, от заинтересованного участия руководителей предприятий, всех тружеников Ставрополья в реализации намеченных планов и программ экономического и социального развития Ставрополья.

В целях решения социально – экономических проблем, стимулирования экономических реформ в крае, активизации процессов интеграции экономики Ставропольского края в систему международного разделения труда, определения приоритетных направлении развития внешних связей Ставропольского края на период до 2006 года утверждена распоряжением Правительства Ставропольского края от 26 мая 2003 г. № 156 – рп. Концепция развития внеэкономической деятельности Ставропольского края на период до 2006 г., которая является основой внешнеэкономической политики Правительства Ставропольского края на ближайший период.

Основное содержание и направленность Концепции состоят в определении приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) Ставропольского края для последующей разработки комплекса аналитических, экономических, организационно-правовых и специальных мер, стимулирующих данную сферу экономики Ставропольского края.

Стратегическая цель Концепции состоит в определении путей развития внешнеэкономической составляющей экономики края, которые бы позволили максимально использовать внутренние и внешние резервы хозяйственного комплекса Ставропольского края.

Внешнеэкономическое сотрудничество призвано содействовать привлечению на территорию Ставропольского края финансовых ресурсов, зарубежных технологий и опыта, созданию рабочих мест и условий для экономического роста. ВЭД, наряду с тем, что как и любая другая "внутренняя" экономическая деятельность, оказывает воздействие на состояние хозяйственного комплекса края своими результатами, требует от данного хозяйственного комплекса соответствующего уровня развития, который обеспечит успешное позиционирование Ставропольского края на внешнем рынке в условиях нарастания процессов глобализации мировой экономики.

Средствами достижения данной цели являются повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности края на основе последовательного совершенствования товарной структуры экспортно-импортных операций, оптимизации географической структуры внешнеэкономических связей, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Одновременно совершенствуется и нормативно-правовая база региона. Так, за последние годы был принят ряд законодательных актов в области привлечения иностранных инвестиций. Наиболее важными являются: Закон Ставропольского края «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края», принятый в ноябре 2002 г.; Закон СК «О государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» (ноябрь 1998 г.); Постановление Правительства СК «Об утверждении порядка финансирования расходов на компенсацию части лизинговых платежей» (март 2003 г.), последнее имеет непосредственное отношение к вопросу совершенствования лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ и др.

Развитие внешнеэкономической деятельности Ставропольского края необходимо проводить в тесном контакте с Министерством иностранных дел Российской Федерации. С целью обеспечения учета специфических интересов Ставропольского края при проведении федеральной внешней политики следует принимать участие в работе Консультативного Совета при МИД РФ, вынося на его заседания предложения по совершенствованию международной и внешнеэкономической деятельности. Необходимо установить более тесное взаимодействие с Департаментом по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ (ДСПО), так как именно этот департамент осуществляет координацию международных связей субъектов Федерации, организует взаимодействие с посольствами и консульствами России в зарубежных государствах. Кроме того, целесообразно проработать вопрос открытия в крае представительства МИД РФ.

В имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической деятельности Ставропольского края присутствует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и функционирование внешнеэкономического комплекса региона. К их числу относятся:

-      высокая степень износа производственных фондов предприятий внешнеэкономического комплекса Ставропольского края;

-      низкое качество товаров высокой степени переработки;

-      отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества экспортной продукции предприятий края;

-      отсутствие программ государственной поддержки экспорта, в том числе и краевых;

-      неразвитость системы страхования внешнеторговых сделок;

-      политическая нестабильность региона, наличие общей границы Ставропольского края с Чеченской Республикой.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что экономика Ставропольского края, будучи менее интенсивно вовлечена в международную торговлю, чем экономика Российской Федерации в целом, тем не менее, имеет достаточно прочные и стабильные международные торговые связи.

Как показал представленный анализ внешнеэкономической деятельности Ставропольского края, Украина является одним из наиболее перспективных государств СНГ в плане развития дальнейшего внешнеторгового регионального сотрудничества. Остановимся на более подробном анализе экономических взаимоотношений региона с Украиной.

В целом внешнеторговый оборот Ставропольского края с Украиной в 2002 г. составил 26,03 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2001 г. на 28,9% или на 5,83 млн. долл. При этом экспорт увеличился на 25,5% и составил 9,4 млн. долл., а импорт на 30,9% и составил 16,62 млн. долл. (см. таб. 3.3.).[102]

Таблица 3.3.

Внешняя торговля Ставропольского края с Украиной в 2000 – 2002 гг.

 (тыс. долл.)

Показатели 2000 2001 2002
Внешнеторговый оборот 25957,53 20195,75 26034,94
Экспорт 8096,69 7492,84 9406,65
Импорт 17860,84 12702,91 16628,29
Сальдо -9764,14 -5210,07 -7221,63

Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края).

Как видно из таблицы сальдо торгового баланса Ставропольского края с Украиной постоянно сводится к минусу за счет значительного преобладания импорта над экспортом.

Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину, также как и в другие страны, характеризуется преобладанием продукции химической отрасли промышленности, прежде всего минеральных удобрений, а  также  органических  химических  соединений  (см. приложение 1):

-    удобрения минеральные и химические – 435 тыс. долл.;

-    органические химические соединения – 1780 тыс. долл.;

-    аккумуляторы электрические – 504 тыс. долл.;

-    реакторы ядерные, котлы, оборудование – 111 тыс. долл.;

-    мебель, постельные принадлежности – 88,9 тыс. долл.;

-    тракторы – 14 тыс. долл.;

-    масленичные семена и плоды – 10,5 тыс. долл.

Товарная структура импорта в 2002 г. (см. приложение 2):

-    реакторы ядерные, котлы, оборудование – 3968 тыс. долл.;

-    продовольственные товары – 3106 тыс. долл.;

-    черные металлы – 1312 тыс. долл.;

-    трубы – 1112 тыс. долл.;

-    локомотивы железнодорожные, подвижной состав, трамваи – 894 тыс. долл.;

-    холодильники, морозильники – 930 тыс. долл.;

-    мебель для сидения – 451 тыс. долл.;

-    приборы и аппараты оптические – 98 тыс. долл.

В структуре экспорта 34,1% объема приходится на долю продукции химической отрасли, стоимость которой по сравнению с 2001 г. увеличилась на 1483 тыс. долл. Возросли поставки минеральных и химических удобрений, органических и химических соединений, масленичных семян и плодов. В тоже время уменьшился экспорт ядерных реакторов, котлов и оборудования более чем в 10 раз (в 2001 г. аналогичный показатель составлял 15,8% от общего объема экспорта, а в 2002 г. лишь 1,2%).[103]

Расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса в условиях относительно стабильного развития экономики края являлось основным фактором, определяющим увеличение закупок и рост импорта в общем товарообороте с Украиной. В 2002 г. основными импортируемыми товарами оставались машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их производства. Стоимость их импорта  увеличилась соответственно на 19,4% и 3,4% по сравнению с 2001 г.  В частности существенно возросли закупки по таким товарным группам, как: реакторы ядерные, котлы, оборудование – в 2 раза, холодильники и морозильники – в 5,5 раза (по сравнению с 2000 г.), алкогольные и безалкогольные напитки – в 8 раз.[104]

Сократился ввоз продукции металлургического комплекса на 423,6 тыс. долл. или на 15%. Это связано с тем, что за 2000-2002 гг. резко сократились поставки труб большого диаметра (в 4,3 раза). Причиной стало завершение строительства ставропольского участка нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск».

Что касается товарообменных (бартерных) операций, то их объем в 2002 г. в общем внешнеторговом обороте составил 16,4 тыс. долл. и сократился по сравнению с 2001 г. на 209,1 тыс. долл. При этом экспорт уменьшился на 116,7 тыс. долл., а импорт на 91,4 тыс. долл. Таким образом объем бартерных операций в 2002 г. по сравнению с предшествующим годом сократился в 13,7 раза.

Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину по бартерным операциям в 2002 г. представлена минеральной и газированной водой, а также красками и лаками на основе синтетических полимеров. В структуре импорта 73% товарообменных операций приходится на красящие вещества и неорганические продукты, 27% – на бутыли, бутылки и прочую тару.[105]

Важнейшим направлением активизации торгового сотрудничества является поставка на Украину продовольственного зерна. Так по российско-украинскому соглашению Ставропольский край в 2003 г. отгрузил 102 тыс. тонн продовольственной пшеницы мукомольным предприятиям Украины.[106]

Потребность внутреннего рынка Украины в продовольственном зерне составляет 6-7 млн. тонн в год. Как показывает анализ последних лет эта потребность полностью не реализуется, поэтому Украина вынуждена закупать зерно у других стран.

Основным поставщиком и конкурентом России на зерновом рынке Украины является Канада, которая предоставляет Украине гибкую систему преференций (в частности, в 2003 г. Канада выделила Украине 2,5 млн. долл. в рамках технической помощи на развитие зернового и биржевого рынков).[107] Однако по качественным показателям канадское зерно существенно уступает российскому. Преимущество российского, а в частности ставропольского зерна состоит в том, что оно наиболее высококачественное, имеет высокую устойчивость, содержит большое количество полезных веществ, особенно белков.

Ставропольский край обладает еще одним важным преимуществом – очень выгодным и дешевым видом поставки зерна – железнодорожным транспортом.

Преграды возникают в системе законодательства и государственного управления. Правительство России увеличивает таможенные пошлины, тем самым увеличивает цену зерна. Решением данного вопроса должно стать вступление России в ЕЭП.

Существует проект федерального закона «О поставке зерна». Однако Ставропольский край его пока не поддерживает, т. к. выгоднее поставлять муку, чем торговать зерном.

Таким образом, анализ внешнеэкономических связей Ставропольского края с Украиной показывает, что среди стран СНГ Украина занимает первое место по объему товарооборота и является наиболее перспективным и стратегически важным экономическим партнером Ставропольского края. Особое значение приобретает работа по углублению сотрудничества в химической отрасли промышленности, агропромышленном комплексе, машиностроении и металлургии. Между тем для более успешного сотрудничества предприятий края со своими украинскими партнерами необходимо тесное взаимодействие правительственных структур обеих стран, в том числи на уровне регионов. Большие надежды в этом направлении связаны с вступлением России, Украины, Беларуси и Казахстана в Единое экономическое пространство и на открывающиеся в этой связи возможности.

Заключение

На современном этапе развитие всех стран и секторов мирового хозяйства определяется процессами глобализации и усиления экономической взаимозависимости государств. Принципиально новые информационные технологии и средства коммуникаций, согласованная либерализация рынков товаров, услуг и финансов резко увеличили скорость экономических процессов и уменьшили степень свободы в хозяйственной деятельности.

Вместе с тем транснационализация национальных экономик является в настоящее время одной из наиболее противоречивых проблем. С одной  стороны, в развитых странах уже сегодня процесс расширенного воспроизводства невозможен без растущих внешнеэкономических связей, без дальнейшего усиления взаимозависимости стран. С другой стороны, в процессе глобального экономического развития постепенно формируется новая серьезная угроза глобальной дезинтеграции. Усиливается дифференциация стран по уровню социально-экономического развития, темпам и масштабам структурной перестройки.

В этой связи исключительно важна роль государства, способного противостоять негативным проявлениям глобализационных процессов и сконцентрировать свои усилия на поиске наиболее эффективных методов борьбы с глобальной дезинтеграцией. 

Каждое государство должно стать и быть носителем и гарантом прогрессивной и эффективной системы хозяйствования, генератором национальной экономической стратегии и политики. Трансформация экономических систем из нерыночных в рыночные – это наибольшая и высочайшая ответственность новых независимых стран, задача их государств и правительств перед своими народами.

В условиях рыночной трансформации экономических систем новых стран происходит и трансформация самих механизмов и систем государственного регулирования. Если в условиях полного огосударствления экономики они носят преимущественно административный характер, то в условиях смешанной экономики государство, наряду с регулирующими, применяет экономические методы.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием научно-технического прогресса, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства, являясь мощнейшим фактором развития экономики отдельных стран и международной экономики в целом.

Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней эконо­мической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено те­ми задачами расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства.

Особенности глобального и национального развития требуют от России и Украины формирования своих отношений в стратегической перспективе именно на экономическом фундаменте.

Глубокий и продолжительный спад, который наблюдался в экономических системах обеих стран, был вызван распадом единого народнохозяйственного комплекса СССР, разрывом большинства хозяйственных связей между странами. Одной из первых сфер внешнеэкономической деятельности, которая начала оживляться в обеих странах, стала внешняя торговля.

Два государства в значительной степени являются взаимозависимыми с ресурсной и технологической точки зрения, имеют развитую сеть многосторонних экономических связей.

Российская Федерация является крупнейшим рынком сбыта для товаров традиционного украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса, машиностроения, металлургической и химической промышленности. В свою очередь Украина импортирует из Российской Федерации сырье, газ, нефть, нефтепродукты, ядерное топливо, продукцию машиностроения.

Как показывает анализ, динамика внешнеторгового оборота между Россией и Украиной с 1994 г. по 2003 г. отличалась своей нестабильностью. В 2003 г. внешнеторговый оборот с Украиной составил 15 млрд. долл. Сальдо внешней торговли с Украиной остается положительным.

В последние годы экономические отношения РФ с Украиной начали приобретать признаки стабильности. Они становятся менее заполитизированными, больше подчиняются общим интересам. Активизируется на взаимовыгодных основах сотрудничество в аэрокосмической области, нефтеперерабатывающей промышленности и энергетике, судостроении. Значительную динамику приобретает сотрудничество в металлургическом комплексе, химической промышленности, транспортном машиностроении. Заметно оживилось развитие региональных связей.

Кооперационное сотрудничество российских и украинских предприятий осуществляется между ними в основном в формах совместного производства, совместных предприятий, совместных проектов и транснациональных компаний.

 Важной составляющей торгово-экономического сотрудничества РФ с Украиной являются направления и формы взаимного инвестирования.

В настоящее время в Украине создается Российско-украинский инвестиционно-коммерческий центр, основной задачей которого является привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию.

Стратегические интересы обеих государств в экономической сфере сосредоточены сегодня на решении следующих проблем:

-     реструктуризация и модернизация экономики, налаживание кооперационных связей между отраслями и предприятиями;

-    развитие и стимулирование ключевых и  экспортоориентированных производств, выход на международные товарные рынки;

-     привлечение прямых иностранных инвестиций;

-    сохранение и развитие научно-технического потенциала;

-    достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.

Объединение производственных, технологических и финансовых потенциалов обеих стран через различные формы международной кооперации (прежде всего через совместные предприятия, финансово-промышленные группы, вертикально интегрированные компании, и т. п.) чрезвычайно важно с позиции назревшего структурного реформирования российской и украинской экономик. Для обеих стран крайне актуальны вопросы развития обрабатывающих отраслей промышленности на модернизированной основе, повышения конкурентоспособности в условиях вызовов мирохозяйственной глобализации.

Важным условием активизации экономических отношений между странами является обоюдное максимальное устранение всяческих преград и ограничений в торгово-экономических связях.

Существенную роль в снижении уровня взаимодействия играет несогласованность государственных нормативно-правовых баз регулирования внешнеэкономических отношений.

Речь идет, прежде всего, о различиях в тарифных и нетарифных методах регулирования экспортно-импортных операций, их налогообложении, что обусловливает неоправданное повышение цен на продукцию, препятствует свободному движению товаров и услуг, сдерживает прирост объемов взаимной легальной торговли и приводит к расширению масштабов ее нелегальных форм.

В настоящее время происходит серьезное переосмысление негативного опыта российской политики в отношении Украины и украинской – в отношении России, вырабатываются конкретные представления о путях экономического и политического сближения двух стран.

Важнейшей вехой в истории постсоветского времени, а также российско-украинских отношений стало подписание  президентами Украины, России, Белоруссии и Казахстана масштабного Соглашения о формировании Единого экономического пространства в сентябре 2003 г.

 Единое экономическое пространство должно обеспечить рост экономики стран, перемещение товаров, услуг, капиталов, способствовать повышению уровня кооперации и международного распределения труда, доступ на рынки государств ЕЭП, который будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.