на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений


Специалистами Совета безопасности Украины разработаны рекомендации по сотрудничеству с Россией, учитываемые при подготовке конкретных двусторонних соглашений на уровне отраслей и промышленных предприятий. Вот выдержка из соответствующего документа: «Для обеспечения экономической безопасности украинских производителей при сотрудничестве с российскими предприятиями необходимо избирать такие формы кооперирования, которые бы базировались на следующих принципах: справедливое распределение рисков и доходов между участниками кооперации; совместная заинтересованность партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества. Приведенным принципам кооперации более всего отвечает кооперирование в таких формах, как: совместное производство при условии двусторонних (взаимных) поставок кооперированной продукции; совместные предприятия; совместные проекты при государственной поддержке; сотрудничество в составе транснациональных (межгосударственных) промышленно-финансовых групп».[54]

Боязнь «односторонней» кооперации (т. е. сильной зависимости от поставок российских предприятий) выражается, в частности, в том, что на стадии экспертизы проектов  двустороннего производственного сотрудничества  украинские чиновники широко используют критерий «локализации производства». Установлена норма, согласно которой для комплектующих из России в стоимости готового изделия не должна превышать 50%. По этой причине сорван, например, проект совместного производства на свободных мощностях Днепропетровского завода «Южмаш» хлебобулочных комбайнов «ДОН» из российских комплектов и узлов, хотя соответствующее соглашение о кооперации в феврале 2000 г.  подписали президенты обеих стран.[55]

Позиция украинской стороны во многом объясняет характер и природу проблем, возникающих при реализации проектов двустороннего сотрудничества с Россией. Налицо, стоит повторить, настороженное отношение украинской стороны к сотрудничеству в форме совместного производства с преобладанием односторонних поставок – типа анализировавшейся выше российско-украинской кооперации в автомобилестроении. Руководство Украины всячески способствует ослаблению «российской монополии» на рынке автомобильной продукции: помимо кооперации с южнокорейской компанией «Daewoo» в 2000 г. начата сборка чешских моделей «Skoda» на западно-украинских заводах.[56]

Именно развитие технологической взаимодополняемости промышленных комплексов наших стран, а не простая консервация сырьевых «привязок» отвечает коренным долгосрочным интересам обеих сторон. В противном случае область производственной кооперации будет неизбежно сужаться, оставляя все меньше шансов на промышленную интеграцию двух стран. Между тем налицо стремление Украины не допускать передачи России конечных стадий производственных циклов, особенно в высоко технологичных отраслях, сохранять у себя параллельные производства, имеющие экспортное значение. Да и в российских научных и деловых кругах формируется мнение, согласно которому надеяться на украинских партнеров, демонстрирующих стремление к обособлению, больше не стоит, а значит пора, несмотря на затраты, «замыкать на себя» технологические цепочки в стратегически важных производствах.

Важной составляющей торгово-экономического сотрудничества РФ с Украиной являются направления и формы взаимного инвестирования.

История взаимного инвестирования экономик двух стран началась с распадом СССР и избранием каждой страной курса на построение рыночной экономики. Практически же взаимное инвестирование на уровне хозяйствующих субъектов началось в 1994 г., то есть со времени, когда ситуация с инфляцией на потребительском рынке  Российской Федерации и Украины улучшилась.

Анализ динамики взаимного инвестирования (таблица 2.2) показывает, что:

1.На 1 января 2003 г. РФ занимала пятое место по объему вложенных в экономику Украины прямых инвестиций – общий объем российских инвестиций составлял 310,9 млн. долл.

2.Динамика импорта украинского капитала в виде прямых инвестиций в Россию, также как и динамика их экспорта из РФ, отличались своей нестабильностью.  Удельный вес украинских инвестиций в накопленном объеме российского импорта прямых инвестиций на конец 2002г. составил 0,2%, и Россия по объемам привлеченных украинских инвестиций занимала первое место среди стран-реципиентов украинского капитала.

Таблица 2.2.

Показатели прямого взаимного инвестирования экономик  РФ и Украины

Объем годовых

прямых инвестиций

(млн. долл.США)

Объем годовых

прямых инвестиций аккумулятивно с начала поступления

на конец периода

(млн. долл. США)

Удельный вес прямых инвестиций аккумулятивно с начала поступления в общем их объеме (соответственно в Украине и РФ) (%) Место РФ в украинском импорте прямых инвестиций аккумулятивно на конец периода

Российские инвестиции в экономику Украины по годам

1994

19,1 19,1 4,0 6
1995 30,9 50,0 5,6 5
1996 56,2 106,2 7,4 4
1997 46,4 152,6 7,4 4
1998 34,6 187,2 6,7 5
1999 70,5 257,7 8,9 3
2000 28,8 286,5 8,4 4
2001 8,7 295,2 7,3 5
2002 15,7 310,9 6,1 5

Украинские инвестиции в экономику РФ по годам

1994

4,2 4,2 0,2 2
1995 7,9 12,1 1,3 1
1996 5,5 17,6 0,8 1
1997 10,6 28,2 0,4 2
1998 8,6 36,8 0,14 2
1999 10,1 46,9 0,08 3
2000 21,2 68,1 0,1 2
2001 16,7 84,8 0,09 1
2002 12,4 97,2 0,2 1

Источник: www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ).

Соотношение накопленного объема прямых российских инвестиций в экономике Украины и прямых украинских инвестиций в экономике РФ составило 3,2/1.

Анализ структуры российских инвестиций по отраслям (на 01.01.03) показывает, что весь накопленный объем российских инвестиций распределяется между производственным и непроизводственными секторами экономики Украины в соотношении 1/0,99. Наиболее привлекательными для российских инвесторов были такие отрасли экономики Украины, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (42,4% общего объема); промышленность в целом (22,5%); финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение (12,2%); транспорт и связь (7,8%); строительство (7,0%); торговля и общественное питание (4,8%).

Среди подотраслей промышленности российских инвесторов более всего интересовали такие, как топливная промышленность (92,7% от общего объема инвестиций в промышленность), машиностроение и металлообработка (2,5%), пищевая (1,6%) и бумажная (0,9%) промышленность, промышленность строительных материалов (0,6%). Среди подотраслей промышленности, у которых удельный вес направляемых в производство инвестиций составлял пятьдесят и более процентов, были такие как топливная промышленность (99,9%), машиностроение и металлообработка (85%), промышленность строительных материалов (93,8%), химическая (80,6%), полиграфическая (56,3%) промышленность, цветная металлургия (100,0%).[57]

Отраслевую и региональную структуру импорта прямых украинских инвестиций  по состоянию на 01.01.2003 г. характеризует следующее:

1.Почти половину (46,4%) объема украинского капитала в Российскую Федерацию привлечено с предприятий, работающих в производственной сфере. Соотношение объемов прямых украинских  инвестиций, привлеченных с предприятий производственного и непроизводственного секторов экономики Украины, составило 1:1,15. Наибольшие объемы украинского капитала были вложены промышленными предприятиями (56,9%), учреждениями здравоохранения (19,5%), а также строительными организациями (19,3%);

2.Среди подотраслей промышленности наибольшими по объемам экспортерами украинского капитала были предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (22,8% от общего объема), машиностроения и металлообработки (18,7%), черной металлургии (14,3%) и топливной промышленности (0,9%).

3.Лидерами среди украинских предприятий и организаций, которые выпускали продукцию и которые вложили свой капитал в российскую экономику, были машиностроительные предприятия (99,9%), строительные организации (100,0%), предприятия черной (56,6%) и топливной (43,9%) промышленности.[58]

В настоящее время по инициативе Торгового представительства Российской Федерации в Украине в г. Киеве создается Российско-украинский инвестиционно-коммерческий центр, основными задачами которого являются привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию, а также проведение работы по активному развитию российско-украинских торгово-экономических связей на межрегиональном уровне.[59]

2.2. Тенденции, проблемы и перспективы развития  российско-украинских экономических отношений.

Среди стран СНГ Украина – потенциально наиболее важный и одновременно один из наиболее сложных для России партнеров по экономическому сотрудничеству. С того момента, как две самые крупные из экс-республик СССР начали строить свои взаимные связи в качестве суверенных государств, хозяйственная составляющая системы их двусторонних отношений выступает фокусом конфликтного столкновения национальных интересов. У всех на слуху пресловутые «торговые войны» России с Украиной, когда то с одной, то с другой стороны воздвигались барьеры на пути продвижения товаров на рынки соседнего государства.

Во многом это обусловлено общей двойственной позицией Украины относительного экономического сотрудничества с Россией. В украинском подходе сочетаются заинтересованность в сохранении нынешних объемов взаимодействия и даже в их расширении с боязнью своего «стратегического партнера», со стремлением обеспечить высокую степень экономической независимости от него (поэтому производственные формы нашего сотрудничества пока правильнее характеризовать формулой «кооперация – конкуренция», нежели как полноценное интеграционное взаимодействие, подразумевающее значительную меру согласования экономических интересов).

После распада СССР правящая элита Украины избрала внешнеэкономическую стратегию ускоренного сближения с Западом. Было заявлено о необходимости вхождения страны в евроатлантические структуры безопасности и в европейскую систему экономического сотрудничества. Реинтеграция же постсоветских государств под эгидой России, пусть даже на рыночных условиях, рассматривалась как угроза независимости, вариант «восстановления империи».

Эта стратегическая внешнеполитическая установка Киева конкретно реализовывалась по следующим направлениям.

1.  Украина вышла из Договора о коллективной безопасности стран СНГ и развивает сотрудничество с НАТО по программе «Партнерство во имя мира».

2. Украина не вступила ни в одну из возникших в рамках СНГ региональных группировок с участием России (исключением стало подписание 19 сентября 2003 г. соглашения о формировании Единого экономического пространства). Она возглавила интеграционную группировку ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова), члены которого, мягко говоря, сдержанно относятся к многосторонней интеграции под эгидой РФ.

3. Европейский выбор Украины фактически получил статус национальной идеи. С начала 1994 г. взят курс на вхождение в Евросоюз (в названном году Украина подписала двустороннее соглашение о партнерстве и сотрудничестве в ЕС, вступившее в силу позже, в марте 1998 г.).[60]

Сотрудничество же с Россией на официальном уровне рассматривается лишь как одно из направлений  внешнеэкономических связей в контексте магистрального движения Украины в Европу.

Подобный дуализм в позиции Украины по отношению к России, во-первых, не может не оказывать отрицательного влияния на двусторонние отношения и в целом на взаимное экономическое сотрудничество в рамках СНГ. Во-вторых, появляются основания усомниться  в абсолютной истинности известной формулы, согласно которой «Украина и Россия просто обречены на сотрудничество».[61] Действительно, нас многое сближает, прежде всего – сформировавшиеся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР и унаследованные от него экономические взаимосвязи. Но в условиях разновекторной геополитической ориентации последние способны порождать несовпадение и даже конфликты интересов, в частности, в сфере торговли и расчетов. Ярчайшие примеры здесь – зависимость Украины от поставок российского газа и российская зависимость от транзита через украинскую территорию энергоресурсов на Запад.

Тем не менее нелепо, конечно, отрицать наличие объективной заинтересованности Украины в развитии торгового, производственно-технологического и инвестиционного сотрудничества с Россией. В подтверждение, можно выделить следующие области интересов, о которых идет речь.

1. Украина нуждается в больших объемах импорта российских энергоносителей по сложившимся ценам, причем желательно – с применением специальных схем расчетов (например, оплаты транзитных услуг газом и нефтью).

2. Весьма остро стоит вопрос о расширении украинского экспорта в Россию. В 2002 г. он составил около 21% общего экспорта Украины (в 1990 г. аналогичная цифра превышала 80%).[62]

3. Украина крайне нуждается в промышленной кооперации с Россией, в том числе нацеленной на производство экспортной продукции для третьих стран. В общем объеме промышленной продукции Украины лишь 28% может быть произведено самостоятельно, без поставок из РФ и других стран СНГ.

4. Благодаря двусторонним экономическим связям с Россией Украина получает крупные доходы от предоставления транзитных услуг, особенно связанных с экспортом в Европу нефти и газа.

5. Финансовое донорство России – немаловажный фактор развития Украины.

Таким образом, объективная заинтересованность Украины в развитии хозяйственного взаимодействия с Россией налицо.

Нынешняя ситуация во взаимной торговле характерна тем, что в настоящее время, практически, исчерпаны используемые до сих пор экстенсивные источники ее дальнейшего увеличения.

Каковы же основные причины, сдерживающие развитие двусторонних торгово-экономических связей и задачи по решению этих проблем?
          1. Нынешнее положение дел во взаимной торговле возникло не в истекшем году, а является закономерным отражением предыдущего периода российско-украинских отношений в экономической сфере. Более десяти предшествующих лет эти отношения развивались в русле дезинтеграции, взаимного соперничества в возведении торговых барьеров. При этом государственная поддержка интересов собственных предпринимательских кругов базировалась на том понимании, что единственным условием наращивания национального производства отдельных товаров могут служить более высокие ввозные  пошлины и квоты.

Как следствие, игнорировались интересы национальных потребителей, непосредственно на себе испытавших введение тех или иных ограничений в торговле. В итоге, товаропроизводители в обеих странах во многих сегментах экономики потеряли внутренние рынки сбыта  друг друга, попали (в Украине – в большей степени) в зависимость от конъюнктуры рынков третьих стран, сформировали отраслевую структуру экономики, исходя не из национальных интересов, а из интересов более искушенных в конкурентной борьбе компаний развитых стран.

Причины резкого падения (до 10,4 млрд. долл.) взаимного товарооборота в 1999 году общеизвестны. Но  это падение началось еще с 1997 года, когда на деле начал реализовываться курс официального Киева на «многовекторность» внешнеэкономической деятельности. На практике это означало принятие мер, направленных на подчеркнутую ориентацию на западные рынки, создание преференциальных условий для экспортообразующих не только предприятий, но и целых украинских отраслей. При этом стали вводиться в действие меры ограничительного характера для российских товаров.

2. В Украине отсутствует реально работающее законодательство в области создания международных финансово-промышленных групп, что не позволяет осуществлять совместную работу в налаживании устойчивых кооперационных связей в выпуске необходимой сельхозтехники для АПК, в химической промышленности, производстве удобрений и др. Не работает также правовой механизм в области законодательства о разделе продукции. В частности, это приводит к тому, что российские компании не имеют возможности участвовать в крупных инвестиционных проектах, представляющих взаимный интерес (например, разведка и добыча газа на шельфе Азово-Черноморского бассейна).

Одним из путей решения указанных проблем должна стать организация активного взаимодействия парламентариев двух стран с целью гармонизации законодательно-нормативной базы государств и исключения возможности принятия нормативных правовых актов, нарушающих принципы договоров и соглашений, подписанных в рамках двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Украиной, сдерживающих развитие товарооборота между обеими странами.

3. В настоящее время назрела острая необходимость задействования тех направлений двусторонних торгово-экономических связей, которые, несмотря на принятые многочисленные решения, все еще остаются нереализованными.

Речь идет о реальном развертывании двустороннего межрегионального сотрудничества на уровне среднего и малого бизнеса. Очевидно, что надо и расширять «географию» связей российских регионов с Украиной, и насыщать их конкретным содержанием. По оценкам Торгового представительства в Украине, именно за счет развития межрегионального взаимодействия можно увеличить наши поставки в Украину машин и оборудования, приборов и инструментов, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности, изделий целлюлозно-бумажной промышленности и древесины, т.е. продукции, улучшающей структуру российского экспорта.

Следует особо отметить, что недопустимо медленно осуществляется реализация решений по вопросам развития межрегиональных связей обеих стран, принятых на межправительственном уровне.

Кроме того, хозяйствующие субъекты российских и украинских регионов (особенно на среднем и малом бизнес-уровнях) испытывают острый недостаток в информации о часто меняющейся нормативно-правовой базе, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность в обеих странах, в подборе надежных деловых партнеров, их коммерческих предложениях, в юридическом сопровождении сделок, о возможностях участия в приватизации объектов хозяйствования в Украине и России. Все это существенно сдерживает процессы образования и развития устойчивых деловых связей и, как следствие, товарообмена на этом уровне.

4. Необходимо также решить комплекс вопросов, связанных с упрощением действующих процедур таможенного контроля и таможенного оформления товаров на российско-украинской границе.[63]

В настоящее время значительная часть времени на российской и украинской таможнях тратится на таможенные (практически дублирующие друг друга) процедуры.

Правовой базой торгово-экономического сотрудничества между Россией и Украиной является межправительственное Соглашение о свободной торговле, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией («Большой договор») и Программа экономического сотрудничества Украины с Российской Федерацией на 1998-2007 гг., согласно которой приоритетными направлениями сотрудничества на двусторонней основе являются:

-      авиастроение;

-      металлургия;

-      топливно-энергетический комплекс;

-      ракетно-космическая и химическая промышленности;

-      сельское хозяйство.[64]

Этими документами предусматривается проведение мероприятий по согласованию стратегии осуществления экономических реформ, углублению экономической интеграции на основе гармонизации хозяйственного законодательства, согласованию финансовой, инвестиционной и таможенной политики, сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации при разработке и изготовлении современной наукоемкой продукции.

В соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и  партнерстве между Украиной и Россией, а также Программой экономического сотрудничества до 2007 года  модель  экономических отношений должна строиться на основах равноправного партнерства и взаимовыгодной интеграции рыночно ориентированных экономических систем суверенных государств.[65]

Реализация положений указанных документов дает возможность наладить сотрудничество в различных областях экономики, расширить поставки оборудования, строительных машин и товаров отечественной промышленности; реализовать проекты по созданию совместных предприятий; выполнять совместные научно-технические разработки и внедрять новейшие технологии; реализовывать межгосударственные экономические программы и т.п.

Важнейшей вехой в истории постсоветского времени, а также российско-украинских отношений стало подписание в рамках 36-го саммита СНГ в Ялте 19 сентября 2003 г. президентами Украины, России, Белоруссии и Казахстана масштабного Соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).[66] О создании ЕЭП президенты четырех стран заявили в феврале 2003 г. Ратификация парламентами Украины и России Соглашения о формировании ЕЭП состоялась 20 апреля 2004 г.[67]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.