на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений


Практически не претерпевает каких-либо существенных изменений (по сравнению с 2000 г.) и сама структура взаимных поставок товаров: из России – продукция топливно-энергетического комплекса (около 62%), машины и оборудование (около 18%), продукция химической и целлюлозно-бумажной промышленности (более 6%); а из Украины – металлы и изделия из них, а также машины и оборудование (примерно, по 28%), сельхозпродукция (около 18%), химические товары – около 14% (рис. 2.1 и 2.2).

За 2003 г. товарооборот с Украиной составил 12,047 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 2002 г. на 32,1%, в том числе экспорт – на 29,3%, импорт – на 37,2%. Внешнеторговый оборот услугами в 2003 г. составил 3,060 млрд. долл. против 2,891 млрд. долл. в 2002 г. При этом экспорт услуг увеличился и составил 251 млн. долл. Таким образом, общий внешнеторговый оборот России с Украиной товарами и услугами в 2003 г. составил 15,107 млрд. долл. что на 3,095 млрд. долл. или 25,7% больше, чем в 2002 г. Общий экспорт товаров и услуг по сравнению с 2002 г. увеличился на 28,5% и составил 7,865 млрд. долл., тогда как общий импорт товаров и услуг увеличился на 22,9% и составил 7,242 млрд. долл. Сальдо внешней торговли с Украиной остается положительным – 623 млн. долл.[37]

В последние годы экономические отношения РФ с Украиной начали приобретать признаки стабильности. Они становятся менее заполитизированными, больше подчиняются общим интересам. Активизируется на взаимовыгодных основах сотрудничество в аэрокосмической области, нефтеперерабатывающей промышленности и энергетике, судостроении. Значительную динамику приобретает сотрудничество в металлургическом комплексе, химической промышленности, транспортном машиностроении. Заметно оживилось развитие региональных связей.

В то же время, Россия остается самым крупным кредитором Украины, которая, к сожалению, не только не уплачивает своевременно долги, но и частично оспаривает их. Например, более чем 2,5 млрд. долл. долга за газ она признает без достаточного обоснования лишь 1,362 млрд. долл. несмотря на его реструктурирование 4 октября 2001 г. согласно межправительственному соглашению на 12 лет с трехлетним льготным периодом погашения и с                                                                                                     низкой ставкой (LIBOR + 1%).[38]

Стабильные партнерские отношения с Украиной — органическая составляющая процесса интегрирования России в Европу. При этом стратегия экономического партнерства может строиться на фундаменте общих интересов, а не зависимостей. Россия является наибольшим торговым партнером Украины, но таким же важным партнером является для РФ Украина, причем в самых приоритетных областях, от развития которых зависит уровень отношений России с ЕС и эффективность интегрирования в мировую систему хозяйства.

Ради своих взаимных интересов обе страны должны сосредоточить усилие на имплементации достигнутых договоренностей, которая даст возможность перейти от деклараций к практическим и прагматическим формам сотрудничества с взаимным учетом своих жизненно важных интересов. Речь идет о развитии:

·          рынков сбыта;

·          сотрудничества в энергетической сфере (развитие единой энергетической системы; обеспечение энергоносителями, общее использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетических комплексов);

·          транспортной сети;

·          общих производственных структур, кооперационных и технологических связей;

·          фондовых рынков и процессов взаимоинвестирования;

·          общего рынка трудовых ресурсов;

·          регионов, общих зон хозяйственной деятельности, контактных территорий с созданием внешнего пояса экономической поддержки российских интересов в Украине и украинских в России.

Вместе с тем эффективность реализации общих экономических проектов существенным образом будет зависеть от уровня взаимодействия с ЕС и другими международными структурами, формирование рациональных экономических отношений в границах СНГ, от выхода на рынки третьих стран с продукцией общих высокотехнологических производств (военно-технической, авиационной, ракетно-космической и других областей).[39]

Государство может активно оказывать содействие внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов в «украинском направлении». При этом главными критериями повышения эффективности внешнеэкономической политики должны быть:

ü   увеличение объемов экспорта товаров и услуг (строительство,
 транспорт, телекоммуникации, туризм и т.п.);

ü   сохранение положительной динамики сальдо внешней торговли; улучшение структуры экспорта и импорта;

ü   повышение конкурентоспособности традиционных видов российского экспорта;

ü   продвижение на украинский рынок принципиально новых товаров;

ü   создание благоприятных условий для инвестиций.

Энергетика — область, где в российско-украинских отношениях накопилось более всего проблем. Но она же имеет и наибольший потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.

На протяжении десяти предшествующих лет был в широком потреблении миф про практически полную зависимость Украины от российских энергоносителей. В самом деле, Россия является главным поставщиком энергоресурсов в Украину, но эта зависимость далеко не односторонняя. И речь идет не только о том, что Украина имеет развитую инфраструктуру транспортирования на внешние рынки российской нефти, газа, аммиака.

Украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) строились для переработки именно российской нефти, чтобы обеспечить высокую эффективность экспорта нефтепродуктов к Европе. Их мощности полностью обеспечивали потребности Украины и практически весь бывший союзный экспорт этой продукции. Эффективность кооперации в данной сфере признает и российский капитал, который из года в год наращивает свое присутствие в украинской нефтепереработке.

Отечественные нефтяные компании стали собственниками двух украинских нефтеперерабатывающих заводов, в частности наиболее оснащенного из украинских нефтеперерабатывающих предприятий – ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» («ЛИНОС»), расположенного в Луганской области и загружаемого сибирской нефтью, поставляемой «ТНК». Последняя заплатила за «ЛИНОС» всего около 79 млн. долл. (из которых 9 млн. долл. пошли на оплату акций, 60 млн. долл. – на погашение долгов перед кредиторами и более 10 млн. долл. – на реконструкцию). Российские нефтяные компании активно расширяют сеть автозаправочных станций, которая свидетельствует об их долгосрочных планах на украинском рынке. Приватизация ими НПЗ в Украине дала возможность полнее их загружать и обеспечила конкурентоспособность вырабатываемых нефтепродуктов.[40]

 Обе страны взаимозависимы и в атомной энергетике. Российское объединение «ТВЭЛ» ежегодно поставляет Украине тепловыделяющие сборники на общую сумму 200 — 250 млн. долл. Собственная промышленность Украины удовлетворяет лишь 15% потребностей ядерно-энергетического комплекса  в оснащении, материалах, приборах, остальное поставляется из России, стран СНГ и Запада. Вместе с тем 20% уранового сырья, что поступает в РФ, добывается в Украине (45% — в Казахстане, 10% — в Узбекистане).[41]

Взаимозависимость в газовой сфере не ограничивается предоставлением Украиной услуг по транзиту российского газа к Европе. Она остается самым большим потребителем российского естественного газа (свыше 30% всего российского экспорта этих ресурсов).

В начале 2001 г. Верховная Рада Украины одобрила приватизацию газотранспортной системы (ГТС). В нее входят 36 тыс. км. газопроводов, 79 компрессорных станций, 13 подземных газохранилищ. Объем транзита через Украину – 133-141 млрд. кубометров в год (в основном в Европу и Турцию), что составляет около 90% всего газового экспорта России. При этом порядка 10 млрд. кубометров газа ежегодно «теряется» на украинской территории. И этот «потерянный» газ реэкспортируется в Европу (последние годы Венгрия и Польша, таким образом,  получали около 1,5 млрд. кубометров газа). Поэтому не случайно во время визита президента РФ В. В. Путина в Польшу (январь 2002 г.) обсуждался вопрос о резком увеличении объема торговли между странами и строительстве российско-польского газопровода, поставляющего российский газ в Западную Европу в обход территории Украины.[42]

Однако трудности в российско-украинских экономических отношениях не ограничиваются исключительно задолженностью за поставки газа. Взять хотя бы предельно высокие тарифы за его прокачку по территории Украины в европейские страны. Фактически хозяева магистральных трубопроводов «рубят сук, на котором сидят», так как России в таком случае выгоднее строить обходные газопроводы. Правда, возможна и приватизация украинских нефтегазовых сетей при участии российского капитала.

Не меньшего внимания требует и вопрос нефтяного транзита. Серьезным вызовом украинскому проекту Евразийского нефтетранспортного коридора являются попытки России активизировать процессы транспортировки нефти северным путем. В частности, в конце 2001 г. введена в действие в первую очередь Балтийская трубопроводная система, которая даст возможность экспортировать через порт Приморск (Ленинградская область) на балтийский рынок 12 млн. тонн нефти в год.

В 2001 г. завершено строительство нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск» «Каспийского трубопроводного консорциума» («КТК»), что создало предпосылки для уменьшения транзита казахстанской нефти через Одесский терминал и Феодосийскую нефтебазу и дает возможность экспортировать казахстанскую нефть через российскую территорию и российский порт на Черном море (Новороссийск).

Острой и неотложной является для Украины необходимость согласования с российским правительством проблемы активного использования возможностей нефтепровода «Одесса – Броды» для транспортирования нефти из бассейна Черного моря к Центральной и Западной Европе. Россия предлагает временно перенаправить его из Европы в Азию. Киев с этим не соглашается, опасаясь «потерять западных клиентов».[43]

В судостроительной промышленности активно развиваются процессы интеграции национальных производств, увеличиваются объемы взаимных поставок оснащения и материалов за счет расширения кооперации и создание общих предприятий по строительству и ремонту судов.

Приоритетом в области судостроения является дальнейшее развитие инвестиционного, научно-технического и инновационного сотрудничества и кооперации, прежде всего в производстве, снабжении и сервисном обслуживании газотурбинной техники, а также общих разработок, освоении и внедрении на водном транспорте высокоэффективных газотурбинных двигателей нового поколения.

Производственно-технологические связи между двумя странами в наибольшей мере развиты в машиностроительном комплексе (в автомобильной, авиационной и ракетно-космической отраслях, в сельскохозяйственном, энергетическом и атомном машиностроении, в тепловозо- и судостроении), в цветной металлургии (алюминиевое производство), в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей индустрии.

Касаясь автомобилестроения, следует прежде всего констатировать, что заводы в Запорожье, Луцке, Львове, Кременчуге, Херсоне, Симферополе и других украинских городах работают, используя поставки узлов и деталей из России. Производственное взаимодействие основано на поузловой и подетальной специализации предприятий и на последующей кооперации в сборке готовых машин. Так, Кременчугский завод большегрузных автомобилей получает главные агрегаты (двигатели, коробки передач и др.) с Ярославского моторного завода, а основными потребителями грузовиков являются российские нефтяники, лесозаготовители и строители. Завод «Черниговавтодеталь» изготавливает на основе подряда карданные валы для российского «ГАЗа». В перспективе намечено возобновить поставки широкой номенклатуры комплектующих изделий с Украины для АМО «ЗИЛ» –  пневмотормозной аппаратуры (с Полтавского агрегатного завода), колес и рессор (с Кременчугского и Синельниковского  заводов), других узлов и деталей.[44]

С начала 1998 г. российско-украинские производственные связи  в автомобилестроении ощутимо укрепились и от подрядной кооперации  и двусторонней специализации перешли на более высокий уровень, сопряженный с развертыванием совместных крупносерийных производств со сборкой преимущественно на украинской территории, а также с образованием совместных предприятий, реализующих общую рыночную стратегию. Быстрому созданию совместных автосборочных производств в Украине способствовало соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о производственной кооперации от 24 апреля 1998 г. Сегодня на украинском рынке широко представлены автомобили, производимые в кооперации с заводами «АвтоВАЗ», «ГАЗ», и «УАЗ».

В настоящее время ситуация в российско-украинской автомобильной кооперации ухудшается, причем столь существенно, что возникает вопрос о целесообразности продолжения сборки наших автомобилей в Украине. Во-первых, с 1 июля 2001 г. в РФ вступили новые правила взимания налога на добавленную стоимость («по стране назначения», т. е.  с импортера продукции); теперь НДС на машинокомплекты оплачивается непосредственно при пересечении таможенной границы,  что лишает украинских автосборщиков оборотных средств. Во-вторых, Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты государственной поддержки автомобильной отрасли Украины» предусматривает значительное увеличение ставок пошлин на импортируемые узлы и агрегаты для сборки автомобилей.[45]

Кооперационные отношения России и Украины в ракетно-космической отрасли  также базируются на межправительственных и межотраслевых соглашениях (в частности, между Российским космическим агентством и Национальным космическим агентством, а также Минпромполитики Украины). Российская сторона оценивает эти отношения как успешные и перспективные.

Российско-украинская производственная программа по сотрудничеству в космосе, рассчитанная до 2005 г., конкретизируется в ежегодных планах. Однако специфика производства ракетно-космической техники в рамках совместных проектов состоит в том, что финансирование осуществляется только за счет национальных средств (совместного бюджета нет), причем поставки по кооперации оплачивает покупатель. Тем самым двусторонняя кооперация подвергается серьезным рискам (в связи с возможной неплатежеспособностью какой-либо из сторон). Определенные преференции производителям космической техники дает межправительственное соглашение о льготном трансграничном перемещении кооперационной продукции и материалов, используемых в процессе производства (так, взаимные пошлины и НДС оплачиваются из госбюджетов). Производители России и Украины ныне ставят также вопрос об упрощении процедур лицензирования объектов интеллектуальной собственности и о снятии взаимных лицензионных платежей. Рассматривая производственное сотрудничество в авиастроении, следует прежде всего констатировать: авиапромышленность Украины получает из РФ почти 70% готовых изделий и 95% материалов и полуфабрикатов; в кооперации участвуют около 100 российских предприятий. Корпорация «Мотор Сич» (Запорожье) выпускает двигатели, которые Россия закупает для установки на крупномасштабных транспортных самолетах «Ка-50» и «Ка-52». В свою очередь материалы и комплектующие изделия к двигателям украинского производства поставляют более 400 заводов-смежников из СНГ, преимущественно из России, откуда идут 80% всех комплектующих (без электроники) и 38% материалов.[46]

Российско-украинское производственное сотрудничество в авиастроении охватывает все циклы – от научных разработок и проектного конструирования до кооперации и специализации в производстве готовой продукции. Многие производства гражданского назначения «выросли» из АПК (средний транспортный самолет «АН-70», вертолеты и двигатели к ним, и др.), что сегодня обеспечивает их приемлемый технологический уровень. Однако кооперация в производстве опять-таки не исключает параллелизма и конкуренции на рынках третьих стран.

Важным шагом на пути интеграции стало подписание Соглашения о сотрудничестве оборонно-промышленных комплексов России и Украины в ноябре 2003 г.[47] Это дает возможность наладить более тесные партнерские отношения в оборонной сфере.

Сохраняет свое значение технологическая кооперация  в тепловозостроении. В рамках постсоветского пространства Украина остается единственным поставщиком магистральных тепловозов. Комплектующие к ним поступают от многих предприятий СНГ, в первую очередь российских.

Неплохие перспективы двусторонней производственной кооперации имеются в энергомашиностроении. В начале 2001 г. крупнейшие в СНГ производители оборудования для гидро- и атомных электростанций  —Харьковский завод «Электротяжмаш» и санкт-петербургское АО «Электросила» — договорились о взаимодействии в производстве турбогенераторов и в последующем техническом перевооружении атомных станций в России и в Украине.[48]

Важной предпосылкой дальнейшего развития сотрудничества в металлургической области является потребность Российской Федерации в обновлении магистральных и распределительных трубопроводов (при общей длине газопроводов в 520 тыс. км свыше 60% требует замены; из 46 тыс. км магистральных нефтепроводов — 75%). Решение указанной проблемы будет решаться в рамках украинско-российского газового консорциума, который заработал 1 февраля 2004 г. Он также займется достройкой нового участка газопровода Александров Гай – Новопсков  – Ужгород. Новая труба сможет ежегодно переправлять 28 млрд. кубометров газа.[49]

 Что касается модели производственной кооперации, то анализ имеющегося опыта кооперирования  российских и украинских предприятий со времен распада СССР показывает, что этот процесс осуществлялся между ними в основном в формах совместного производства (в его простейшей форме – подряд), совместных предприятий, совместных проектов и транснациональных компаний.

Рассматривая кооперационное сотрудничество между российскими и украинскими хозяйствующими субъектами в такой форме международного кооперирования производства, как подряд, можно отметить, что во многих случаях по своей сути оно основывается на той же форме промышленного сотрудничества между предприятиями, которая существовала между ними еще во времена СССР. Тогда эта форма сотрудничества называлась «подетальное кооперирование».

Учитывая трудное экономическое положение в России и Украине, разорванные связи в форме подетальной кооперации предприятий во многих случаях до настоящего времени не могут быть компенсированы за счет имеющегося промышленного потенциала каждой из стран. Исходя из последнего, а также из необходимости развития сотрудничества на кооперационной основе для реализации совместных программ и проектов, между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины 24 апреля 1998 г. было подписано Соглашение о производственной кооперации. Статьей второй настоящего Соглашения определено, что номенклатура и объем кооперированных поставок, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эти поставки, должны ежегодно определяться соответствующим Протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения. Для стимулирования товаропроизводителей обеих стран в отношении заключения договоров на поставку товаров (услуг), внесенных в Протокол, статьей третьей Соглашения предусмотрено, что эти товары (услуги) не будут облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами.[50]

Примером российско-украинского кооперационного сотрудничества на основе подряда является изготовление и поставка украинским заводам «Черниговавтодеталь» российскому автомобилестроительному предприятию ОАО «Горьковский автомобильный завод» карданных валов.  

      Рассмотрение кооперирования российских и украинских хозяйственных объектов показывает, что в условиях независимого существования обеих стран начала действовать и приобрела распространение такая новая для них форма взаимодействия, как совместные предприятия и совместные проекты. Так, на начало 2002 г. на долю совместных российско-украинских предприятий приходилось 82,6% всего объема российского экспорта прямых инвестиций в Украину, которые более чем на 10% превысили уровень этого показателя на начало 2001 г. Это говорит о привлекательности и жизнеспособности такой формы привлечения российских инвестиций в украинскую экономику. С удовлетворением можно отметить факт прироста среди СП предприятий, выпускающих продукцию. Так, если на начало 2000 г. на долю таких СП приходилось 28,1% накопленных российских инвестиций, то по прошествии года – уже 58,9%.[51]

В последние два года данная тенденция получила дальнейшее развитие благодаря тому, что российские компании и банки приняли активное участие в приватизации промышленности на Украине, приобретая крупные пакеты акций и создавая совместные предприятия, различного рода транснациональные (с участием хозяйствующих субъектов двух стран) корпоративные структуры.

Реализация совместных проектов реализуется, в основном, в авиационной и космической отраслях, то есть там, где в обоих государствах накопился мощный научно-технический потенциал. Примером может служить реализация на международном уровне двух крупных проектов по сотрудничеству в ракетно-космической отрасли с участием Украины, России, США и Норвегии: «Морской старт» («Sea Lauch») и «Глобал стар» («Global Star»). В основе первого названного проекта – совместное производство ракеты-носителя «Зенит», разработанной в КБ «Южное» и выпускаемой объединением «Южмаш» в кооперации с предприятиями России (российско-украинское участие в этом международном проекте составляет 40%). Совместное российско-украинское производство ракеты-носителя «Зенит» (более 63% ее стоимости приходится на наши комплектующие) положено в основу второго проекта, касающегося коммерческого запуска космических аппаратов (запуск «Зенита» осуществляют российские военно-космические силы с арендуемого Россией космодрома «Байконур» в Казахстане).[52]

 В сложных экономических условиях, в которых оказались и Россия, и Украина, взаимодействие между предприятиями обеих стран в этих сферах может стать решающим фактором в создании и производстве совместными усилиями конкурентоспособной продукции для ее реализации на мировом и внутреннем рынках. Такое сотрудничество уже сейчас можно охарактеризовать, как довольно успешное – много совместных проектов уже реализуются и имеют хорошую перспективу. В рамках совместных проектов украинскими предприятиями осуществляются поставки в Российскую Федерацию систем управления для ракет-носителей.

В настоящее время можно говорить и о начале двустороннего производственного сотрудничества в такой форме корпоративных образований, как финансово-промышленные группы с участием предприятий России и Украины. В состав трех российских международных финансово-промышленных групп (МФПГ), зарегистрированных на основе ФЗ «О финансово-промышленных группах», входят пять украинских предприятий: 1) Неженский научно-производственный комплекс «Прогресс» (МФПГ «Точность»); 2) Центральное конструкторское бюро «Ритм» (та же МФПГ); 3) Крюковская фабрика технической бумаги (МФПГ «Славянская бумага»); 4) Мясоперерабатывающее предприятие «Прикарпатье»  (МФПГ «Росагропром»); 5) Черниговский мясокомбинат (та же МФПГ). А ГП «Черниговский завод карданных валов» входит в транснациональную финансово-промышленную группу «Нижегородские автомобили». Кооперация между участниками названных групп реализуется в «мягкой» форме координационного взаимодействия партнеров, без существенного объединения собственности.[53]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.