на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Ликвидность и платежеспособность


Второй традиционный принцип американского банковского законодательства -  ограничение концентрации капитала и под­держание конкурентных взаимоотношений и соперничества на денежном рынке путем установления территориальных ограниче­ний на открытие банками отделений (как в пределах одного штата, так и между штатами), контроля ФРС за созданием холдинговых компаний, регулирования разными органами над­зора банковских слияний и т. д.

Эти особенности законодательства способствовали сохране­нию внешней децентрализованности и раздробленности банковс­кой системы в США. В отличие от стран Западной Европы, где повсеместно образовались крупные общенациональные филиальные системы крупных банков, в США сохранилось множество мелких бесфилиальных банков. Так, из 15,5 тыс. банкой в США (на конец 1986 г.) 7 тыс. банков не имели отделений.

Для надзора за банками в США создана одна из самых разветвленных и сложных иерархических систем контрольных органов. Это в значительной степени связано с тем, что в стране исторически сложились две крупные группы банков: система национальных банков, которая подчиняется федеральным властям (контролеру денежного обращения – КДО – в г.Вашингтоне) и система банков штатов, находящихся под юрисдик­цией отдельных штатов. (22, с. 50)

Кроме того, контроль за деятельностью банков осуществляют Федеральная резервная система (ФРС), и Федеральная кор­порация по страхованию депозитов (ФКСД). Последняя занима­ется страхованием вкладов клиентов; ее членами является 98% всех банков. Контрольно-регулирующие функции этих учрежде­ний нередко дублируют друг друга.

Около 65% всех филиалов и 85% всех их активов  сосре­доточено в таких финансовых центрах страны, как Нью-Йорк и Ка­лифорния. 11 из всех иностранных банков, действующих в США, относятся к числу 100 крупнейших банков страны и большинство из них принадлежат финансовым структурам Японии. Некоторые уче­ные и финансовые аналитики нередко подчеркивают, что самым существенным индикатором ослабления позиций коммерческих банков США по сравнению с банками других развитых стран мира является уменьшение количества банков США среди крупнейших банков мира.

Имеет ли существенное значение размер активов банка? Япон­ские банки по размеру активов являются самыми крупными банками мира. Но если мы будем рассматривать их деятельность с позиции прибыльности (рентабельности), то можно будет сделать следующий вывод –  не всегда прибыльность кредитной организации зависит от размера ее активов. К 1991 г. 4 из 10 самых прибыльных банков ми­ра среди 300 крупнейших коммерческих банков были кредитными организациями США. В то же самое время самый прибыльный японский банк занимал среди 300 банков лишь 109-е место. (86, с. 64)

Как уже было сказано выше, финансовый сектор США – самая жестко регулируемая государством отрасль экономики. В стра­не принят ряд основных законов банковской деятельности, соблю­дение которых жестко контролируется, и в случае их нарушения – применяются самые решительные меры.

В западноевропейских странах система контроля над банками имеет более четкую и централизованную структуру, чем в США. Так, в Германии правовую основу регулирования составляет “Закон о банках Федеральной республики Германии” и “Закон о Немецком федеральном банке” от 1957 г., а практическую работу по контролю за операционной деятельностью банков ведет специальный орган – Федеральное ведомство по контролю над банками. Основные принципы контроля определены специальным декретом этого ведомства по согласованию с центральным банком. Эти два учреждения тесно сотрудничают. Поскольку ведомство не имеет собственных отделений, оно часто обращается к центральному банку для получения консультаций и ознакомления с состоянием в различных районах страны. Ведомство выдает разрешение на открытие новых банков, устанавливает обязательные тре­бования для банковских учреждений, следит за выполнением законов. Оно может запрашивать у банков любую информацию, проводить внеочередные ревизии, вмешиваться в операционную деятельность банков и отдавать приказы о немедленной при­остановке операций. Банки обязаны информировать ведомство обо всех изменениях в их юридическом статусе, представлять месячные и годовые балансы.  (22, с. 52)

По согласованию с Немецким федеральным банком Феде­ральное ведомство по контролю над банками устанавливает ряд обязательных нормативов. Согласно действующим правилам:

— сумма рискованных активов коммерческого банка (куда включаются ссуды, участия, фьючерсные контракты и опционы) не должна превышать сумму акционерного капитала более чем в 18 раз;

— в конце каждого операционного дня непокрытая позиция в иностранной валюте не должна превышать акционерный капи­тал банка более, чем на 30%;

— ежедневная открытая позиция по финансовым фьючерсам и опционам не должна превышать сумму акционерного капитала более чем на 20%;

— сведения о крупных кредитах одному заемщику (на сумму, превышающую 15% капитала банка) должны быть немедленно сообщены центральному банку, а общая сумма крупных креди­тов не должна превышать капитал более чем в 8 раз.

В российском законодательстве термин “коммерческий банк” практически не используется, а используется термин “кредитная организация”. При этом кредитная организация определяется как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России име­ет право осуществлять банковские операции. А банк определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. (86, с. 67)

Российское законодательство к банковским операциям относит:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц;

— осуществление расчетов по поручению физических и юри­дических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банков­ским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— выдача банковских гарантий.

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций имеет право осуществлять следующие сделки:

— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;       

— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме (факторинговые операции);  

— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами (трастовые операции).

Во Франции надзор за банками сосредоточен у нескольких комитетов, возглавляемых управляющим Банком Франции. Ко­митет по регулированию банков  устанавливает операционные стандарты для всех кре­дитных учреждений в отношении достаточности капитала, кре­дитной политики, ликвидности, платежеспособности, оператив­ной деятельности и отчетности.

Например, в зависимости от типа банка, его организационных форм, количества отделений, величины баланса и т. д. минималь­ный размер акционерного капитала колеблется в пределах 15-30 млн. франков. Далее, сумма кредитов и других требований банка к одному клиенту  не должна превышать 40% акционерного капи­тала, а общая сумма индивидуальных рисков не может быть выше восьмикратной величины капитала. Банки обязаны посто­янно поддерживать коэффициент ликвидности, т. е. обеспечивать 100%-е покрытие всех активов и пассивов сроком до 1 месяца. Кроме того, долгосрочные кредиты и капитальные вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резер­вами не менее чем на 60%. (22, с. 53)

В Швейцарии закон определяет требования к минимальному капиталу, нормативы ликвидности, лимиты кредитования одного заемщика и т. д.

Так, согласно Банковскому ордонансу банк обязан поставить в известность Банковскую комиссию, если отношение кредитов одному заемщику к сумме собственного капитала банка превысят следующие нормы:

Федеральным и кантональным правительственным органам – 160%.

Банкам (кредиты сроком до 1 года) – 100%.

Банкам (свыше 1 года) – 50%.

Прочим заемщикам (под обеспечение) –40%.

Прочим заемщикам (без обеспечения) – 20%.

Для осуществления банковских операций и других сделок в иностранной валюте кредитной организации необходимо иметь со­ответствующую лицензию Банка Беларуси. Кредитной организации в России запрещается заниматься производственной, торговой и стра­ховой деятельностью. Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, хранение и иные операции с ценными бумагами, а также вправе осуществлять доверительное (трастовое) управление указан­ными ценными бумагами по договору с физическими и юридиче­скими лицами. Любая кредитная организация при осуществлении банковских операций обязана предоставить по требованию физиче­ского или юридического лица лицензию на осуществление банков­ских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бух­галтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бух­галтерские балансы за текущий год.

Уставный капитал кредитной организации состоит из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущест­ва, гарантирующего интересы кредиторов. Для приобретения учре­дителем более 5% акций (долей) кредитной организации требуется уведомление об этом Банка Беларуси более 20% — предварительное согласие Банка Беларуси. (86, с. 68)

Учредителями кредитных организаций не могут быть государ­ственные органы, общественные и религиозные организации, спе­циализированные фонды. Вкладом в уставный капитал могут быть:

— денежные средства в рублях и иностранной валюте;

— материальные активы.

Таблица 1.

Условия контроля ликвидности в разных странах

СТРАНА Установлен ли обязательный коэффициент ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ
ФРАНЦИЯ Да

Коэффициент текущей ликвидности (активы и пассивы); должен стремиться к единице.

Коэффициент средне- и долгосрочной ликвидности: общая сумма кредитов ограничивается 3-кратным размером собственных ресурсов и некоторыми средне- и долгосрочными пассивами.

Для периода свыше 5 лет принято, что актив составляет не менее 60% пассива

ГЕРМАНИЯ Да

Коэффициент долгосрочной ликвидности: общий размер активов на 4-летний срок и выше должен быть ограничен среднесрочными ресурсами.

Коэффициент краткосрочной ликвидности: общая сумма краткосрочных активов ограничена среднесрочными ресурсами.

ИТАЛИЯ Нет Контроль при помощи семи коэффициентов
ВЕЛИКО-БРИТАНИЯ Нет Контроль при помощи чистых позиций по срокам платежей и установление первичного коэффициента ликвидности
ИСПАНИЯ Нет Роль обязательного коэффициента играет коэффициент обязательных резервов в 18%
США Нет Контроль степени неустойчивости вкладов, чувствительнос­ти ликвидных активов к изменению ставок
ЯПОНИЯ Нет Рекомендованный коэффициент: текущие активы ограничены 30% вкладов
БЕЛЬГИЯ Нет Контроль коэффициента высоколиквидных активов по долговым обязательствам до востребования и коэффициента общей ликвидности
НИДЕРЛАНДЫ Нет Директива о ликвидности по долговым обязательствам, сгруппированной по срокам платежа

Значения:    на 1.02.97    на 1.02.98    на 1.02.99

Н2                       30%              50%              70%

Н3                       20%                -                    -

Н5                       10%                -                    -

Кредитная организация обязана оплатить в месячный срок весь размер уставного капитала, объявленного ею. Не могут быть внесе­ны в уставный капитал кредитной организации нематериальные активы (в том числе аренда помещения) и ценные бумаги. Доля ма­териальных активов в уставном капитале не должна превышать 20% в первые два года работы организации и составлять не более 10% в последующие годы.


3. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 3.1. Методы управления ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков

Деятельность Национального банка страны по развитию и укреплению банковской системы, регулированию ее ликвидности необходимо рассматривать в увязке с осуществлен Нацбанком разработанной во взаимодействии с Правительством денежно-кредитной политики, направленной на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты.

Под регулированием ликвидности банковской системы понимается изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам с помощью различных инструментов денежно-кредитной политики.

Одним из показателей, характеризующих ликвидность банковской системы, является состоя­ние остатков средств на корреспондентских счетах банков. Банк России на ежедневной основе контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится под­держивать оптимальную величину средств на этих счетах, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.                               

Ежедневная информация об этих остатках, поступающая в Банк Беларуси позволяет сделать вывод, что в течение 1996 г. коммерческие банки располагали свободными средствами на корреспондентских счетах в пределах от 13 до 19 трлн руб. По нашей оценке, минимальная сумма, которая может привести к каким-либо необратимым последствиям, - это менее 9 трлн руб.     Объем средств, который позволяет бесперебойно функционировать банковской системе России, составляет в среднем 14 трлн. руб. Как только свободные средства достигают величины 18 - 19 трлн. руб., речь может идти об излишней ликвидности банков, и целесообразно принимать меры по изъятию части средств. (98, с. 14)

Если до 1995 г. одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России являлись резервные требования, то в настоящее время используется более разнообразный     инструментарий.

Обязательные резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей, банков посредством изъятия у них части свободных денежных средств, и таким образом происходит сокращение ликвидности всей банковской системы.

В 1996 г. механизм обязательного резервирования наряду с изъятием средств предоставил банкам возможность внутримесячного пополнения ликвидности в размере не более 5% суммы обязательных резервов, депонированных в Банке Беларуси.

Данные отчетности, поступающие от главных управлений (национальных банков) Банка Беларуси свидетельствуют о том, что правом на внутримесячное снижение нормативов обязательных резервов в целях регулирования собственной ликвидности за период с мая по август 1996 г. воспользовались 13 коммерческих банков, а общая сумма обязательных резервов, перечисленная на их корреспондентские счета вследствие снижения нормативов, составила 10,0 млрд. рублей.

Предполагается дальнейшее совершенствование указанного механизма, хотя Банк Беларуси не планирует в ближайшее время кардинального изменения порядка формирования обязательных резервов. В то же время по мере роста спроса на деньги Банк Беларуси будет проводить политику, направленную на снижение норм резервных требований.

В целях ослабления давления на валютном рынке, изъятия излишней рублевой денежной массы у банкой Банк Беларуси проводит депозитные операции, совершенствуя механизм их осуще­ствления.

Впервые Банк Беларуси осуществил депозитные операции в июне 1995 г. для того, чтобы стерилизовать значительную сумму рублевых средств, эмитированных в ходе вынужденной по­купки иностранной валюты у банков (шел процесс дедолларизации, население и экономические агенты избавлялись от долларов).

С риском связана платежеспособность банка, под которой по­нимается способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. В основе платежеспособности лежит ликвидность банка. Однако платежеспособность банка за­висит не только от ликвидности баланса банка, но и от ряда других факторов, к которым можно отнести:

а) политическую и экономическую ситуацию в государстве;

б) состояние денежного рынка;

в) возможность рефинансирования в Национальном банке;

г) развитие рынка ценных бумаг;

д) наличие и совершенство банковского и залогового законода­тельства;

е) обеспеченность банка собственным капиталом;

ж) надежность клиентов и банков-партнеров;

з) уровень менеджмента в банке;

и) специализация и разнообразие услуг кредитного учреждения.

Известно, что за годы радикальной эконо­мической реформы система коммерческих банков России прошла большой путь в своем становлении и развитии. Деятельность ком­мерческих банков осуществлялась и осущест­вляется в крайне сложных политических и экономических условиях, связанных со сло­мом административно-командной системы, сопровождавшимся разрывом прежних внут­ренних и внешних хозяйственных связей, обвальным спадом производства, всеобъемлю­щей инфляцией, ростом неплатежей, обостре­нием конкуренции на финансовых рынках.

По мере усложнения ситуации в эконо­мике, нарастания кризисных явлений в фи­нансовой и банковской сфере соответственно возрастали сложность и значение управления коммерческим банком, от российских банки­ров требовался все больший профессионализм. Это, в свою очередь, выдвигало на первый план необходимость постоянного совершен­ствования всей системы информационного, методологического, организационного, мате­риально-технического обеспечения всего ком­плекса осуществляемых банком операций. Особое значение имеет соответствующий уровень квалификации банковских кадров. И, конечно, необходимость управления ликвид­ностью банка, доходностью его операций и всеми видами рисков, возникающих при работе на соответствующих финансовых рын­ках; речь идет о кредитном риске, риске лик­видности, процентном риске, риске текущих расходов, валютном риске, риске неплатежеспособности, риске обесценения ценных бумаг, находящихся в портфеле банка, и других банковских и небанковских рисках.

Традиционно многие экономисты связывали кейнсианскую экономическую теорию с точ­кой зрения, что бюджетно-налоговая полити­ка играет важную роль в макроэкономичес­кой стабилизации. Причиной тому служат за­писи и утверждения самого Дж. М. Кейнса. Во время Великой депрессии Дж. М. Кейнс полагал, что экономика попала в ловушку лик­видности. Ловушка ликвидно­сти - это ситуация в экономике, при которой процентные ставки настолько низки, что поч­ти каждый индивид ожидает, что они Вырас­тут в скором будущем. Чтобы избежать пред­полагаемых убытков от хранения облигаций, почти все индивиды в экономике предпочита­ют хранить свои сбережения в виде денег.

В традиционной кейнсианской модели ловушке ликвидности соответствует горизон­тальный отрезок графика спроса на деньги или горизонтальный отрезок графика LM. Следовательно, в ловушке ликвидности эко­номика находится в положении, в котором кривая LM предельно пологая. Денежно-кре­дитная политика в данном случае почти пол­ностью теряет свою эффективность как ин­струмент воздействия на реальный доход. Рост номинальной денежной массы не мо­жет существенно повысить объем производ­ства или снизить ставку процента. Экономи­ка находится “в ловушке” в ситуации, когда уровень ликвидности очень высок. Однако инструменты бюджетно-налоговой политики, такие, как увеличение государственных рас­ходов или снижение налогов, смещают график IS вправо и при горизонтальном графи­ке LМ оказывают сравнительно сильное воз­действие на равновесный реальный доход.

Дж. М. Кейнс много размышлял о том, существует ли ловушка ликвидности только в теории или она может возникнуть ив реаль­ном мире. Многие последователи Дж. М. Кейнса, опираясь на пример Великой депрессии, считали, что Великая депрессия сама по себе могла быть примером ловушки ликвидности. Они утверждали, что экспансионистская бюджетная налоговая политика во время Вели­кой депрессии могла бы предотвратить глу­бокий спад. Хотя сам Дж. М. Кейнс не утверж­дал, что во время Великой депрессии экономика находилась в ловушке ликвидно­сти (в самом деле, в “Общей теории” (General Theory) он отмечал, что сам не знал ни одного примера ловушки ликвидности), он был непреклонным сторонником регулирова­ния посредством изменения государственных расходов. В 1930 г., выступая по радио, он заявил: “Если мы будем сидеть сложа руки, месяцев через шесть или, может, через год численность безработных дойдет до миллиона. Именно поэтому я считаю, что стоит по­пробовать проведение какой-нибудь ради­кальной политики, даже если это сопряжено с риском”.

Как мы знаем, Великая депрессия закон­чилась и доля государства в совокупных расходах после 1930 г. значительно возрос­ла. Среди экономистов, тем не менее, до сих пор существуют разногласия относительно того, находилась ли экономика 1930-х годов в ловушке ликвидности. По этому поводу многие ученые утверждают, что история США не знает ни одного примера ловушки ликвидности, по крайней мере в XX в.

Анализ фактических данных о денеж­ной массе и долгосрочных процентных став­ках за период 1929-1941 гг. также приво­дит к заключению, что в США во время Ве­ликой депрессии ловушки ликвидности не было. Простое изучение или графическое изображение этих данных показывает об­ратную зависимость переменных; кривая их зависимости не параллельна оси абсцисс, а убывает по всей области определения функции. (84, с. 550)

X. В. Пайфер (Piter) решил исследовать гипотезу ловушки ликвидности более дос­конально. Он применил нелинейный оце­ночный метод количественного анализа, предполагая при этом, что спрос на деньги стремится к бесконечности, когда ставка процента стремится к минимуму. Он сделал вывод, что минимальная процентная став­ка, которая порождает спрос на деньги, стремящийся к бесконечности, почти стро­го стремится к нулю и этим подвергает со­мнению существование ловушки ликвидно­сти при положительном значении ставки процента.

Все эти вопросы органически взаимосвя­заны между собой. Очевидно, что кредитный риск может привести к риску ликвидности и риску неплатежеспособности банка, а также к риску неполучения запланированных доходов и соответственно неспособности банка возме­щать административно-хозяйственные расхо­ды. Риск процентной ставки в своем роде самостоятелен, так как связан с конъюнктурой на рынке кредитных ресурсов и действует как внешний фактор, не зависящий от банка. Однако он в состоянии усугубить кредитный риск и всю цепочку рисков, если банк не будет приспосабливаться к изменениям уровня рыночной процентной ставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.