на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Ликвидность и платежеспособность


покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погаше­ния";

покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;

операции по встречному размещению депозитов.

Лимиты по инструментам третьего уровня не устанавливаются. Инструменты данного уровня задействуются по более высокой процентной ставке, чем инструменты второго уровня, и активизируются при условии полного использования общего ли­мита, устанавливаемого по инструментам второго уровня.

Посредством инструментов третьего уровня в периоды наибольшего давления на платежную систему и при возникновении прочих непредвиденных ситуаций по решению Нацио­нального банка обеспечивается удовлетворение потребностей банков в ликвидности на срок до 30 дней при одновременной мотивации банков к сокращению сроков рефинансирования по­средством установления повышенного размера процентных ста­вок по инструментам.

Национальным банком осуществляются операции, на­правленные на ограничение кредитной экспансии банков по­средством связывания избыточной рублевой ликвидности и поддержания основных ставок денежного рынка на необходимо высоком уровне.

Операции Национального банка по приему рублевых средств банков в депозиты, как правило, на срок до 7 дней, преследуют цель формирования нижнего порога по процентным ставкам денежного рынка, в то время как другая группа операций (продажа ценных бумаг на условиях РЕПО и "до погашения", продажа иностранной валюты на условиях СВОП) ориентирова­на на связывание свободных ресурсов банков и задание пара­метров функционирования денежно-кредитной системы преимущественно в более долгосрочной перспективе. Кроме этого. инструментом изъятия ликвидности банковской системы фак­тически является доперечисление банками средств в фонд обя­зательных резервов для поддержания его необходимой средней величины.

Управление системой регулирования ликвидности заключается в определении набора (структуры) доступных операций и в установлении размера процентных ставок и лимитов по ним.

Определение набора активных инструментов и выбор общих параметров функционирования системы регулирования ликвидности банковской системы в течение 2000 года будут из­меняться в соответствии с этапами выхода на единый курс бе­лорусского рубля, определенными Основными направлениями.

Ставки по операциям поддержания ликвидности бан­ковской системы устанавливаются Национальным банком исхо­дя из необходимости поддержания реального положительного значения ставок инструментов второго и третьего уровней с учетом установленного размера базовой ставки рефинансиро­вания Национального банка и складывающейся конъюнктуры финансовых рынков.

Условием качества и реализуемости отвечает целый ряд видов ценных бумаг. Наиболее подходящим для вторичных резервов являются казначейские векселя, а также другие ценные бумаги правительства и его органов. Также могут использоваться акцепты и коммерческие бумаги, реализуемые на открытом рынке. Бан­ковский акцепт представляет собой акцептованную банком тратту со сроком платежа обычно до 180 дней. Коммерческие бумаги представляют собой векселя, выпускаемые корпорациями на сра­внительно короткие сроки, обычно не более 4-6 месяцев. Чтобы занимать деньги таким способом, корпорация должна обладать очень высокой кредитоспособностью.

Хотя теория перемещения в известной степени обоснована, сотни банков, следовавших ее указаниям, не избежали проблемы ликвидности в 20-30-е годы текущего столетия. Банк может иметь в своем портфеле первоклассные ценные бумаги, но в условиях стагнации производства особенно при кризисе, когда испытывается всеобщая нехватка, ликвидности, реализовать часть активов не представляется возможным. Поэтому экономические кризисы со­провождаются биржевыми кризисами. Курсы ценных бумаг резко падают и подрывают возможности рефинансирования на финан­совом рынке. (20, с. 38)

Согласно теории ожидаемого дохода банковскую ликвидность можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы заемщиков. Она не отрицает рассмотренных выше теорий, но подчеркивает, что увязка доходов заемщика с погашением ссуды предпочтительнее, чем акцепт на обеспечение кредита. Данная теория утверждает, что на банков­скую ликвидность можно воздействовать, изменяя структуру сро­ков погашения кредитов и инвестиций. Краткосрочные кредиты промышленности более ликвидны, чем средне- и долгосрочные ссуды, а кредиты потребителям на оплату покупок в рассрочку более ликвидны, чем ссуды под жилье или строения. Теория признает развитие и быстрый рост отдельных видов кредитов, в настоящее время составляющих значительную часть кредитного портфеля коммерческих банков: срочных кредитов деловым фир­мам, потребительских кредитов с погашением в рассрочку. Кре­дитный портфель, значительную часть которого составляют кре­диты, предусматривающие ежемесячные или ежеквартальные пла­тежи в счет погашения основного долга и процентов, ликвиден, поскольку регулярные потоки наличных средств легко планиро­вать.

Теория ожидаемого дохода содействовала тому, что многие банки положили в основу формирования портфеля инвестиций эффект ступенчатости: ценные бумаги так подбираются по срокам погашения, чтобы поступления были регулярными и предсказуе­мыми. В этом случае портфель инвестиций по показателю регу­лярности платежей наличными приближается к портфелю креди­тов с регулярным погашением долга и процентов.

Общие и индивидуальные лимиты по операциям (уров­ням операций) поддержания ликвидности банковской системы определяются в зависимости от максимального прогнозируемо­го уровня оттока средств в течение месяца (далее — макси­мальный отток средств), который, как правило, характерен для периода налоговых перечислений в бюджет.

Порядок принятия решений по регулированию ликвид­ности должен позволять банкам ориентироваться на относи­тельную стабильность в краткосрочной перспективе лимитов по инструментам поддержания ликвидности и ставок, соответствующих уровню цен финансовых рынков, а также оперативность процедуры принятия решений о предоставлении рефинансиро­вания.

Лимиты по инструментам поддержания ликвидности банковской системы первого уровня, а также общий лимит по инструментам второго уровня утверждаются постановлением Совета директоров Национального банка на основе предложе­ний Комитета по операциям Национального банка не реже одно­го раза в квартал.

Процентные ставки по национальной валюте (за исключением учетной ставки Национального банка) устанавливаются Комитетом по операциям Национального банка на основе оперативного анализа, представляемого Департаментом моне­тарного регулирования. Установленные процентные ставки вво­дятся в действие распоряжением заместителя Председателя Правления Национального банка, курирующего Департамент монетарного регулирования.

Ставки по иностранной валюте устанавливаются Департаментом международных операций на основе оперативного анализа конъюнктуры зарубежных финансовых рынков.

Принятие решений об удовлетворении поступающих заявок банков на рефинансирование через инструменты второ­го и третьего уровней осуществляется в рамках установленных лимитов и действующих процентных ставок заместителем Председателя Правления Национального банка, курирующим Департамент монетарного регулирования, с учетом предложе­ний Департамента монетарного регулирования, за исключением операций по покупке и продаже государственных ценных бумаг. котировку которых в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" осуществляет Департамент ценных бумаг в рамках лимитов, утвержденных постановлением Совета директоров, и объемов операций, согласованных с Департаментом монетарно­го регулирования.  (91, с. 16)

В соответствии с Основными направлениями в рамках первого этапа формируются необходимые условия для перехо­да к политике "скользящей фиксации".

Потребность банковской системы в дополнительной ликвидности в период вне "налоговой недели" должна по возможности полностью удовлетворяться за счет инструментов первого уровня. Это не исключает возможности банков получать рефинансирование но инструментам второго и третьего уровней.

Индивидуальные лимиты по инструментам первого уровня устанавливаются исходя из необходимости покрытия до 50 % максимального оттока средств. Процентные ставки по кредиту "овернайт" и гарантированному выкупу ГЦБ устанавли­ваются ниже ставки рефинансирования, но выше уровня сред­ней доходности межбанковского рынка, характерной для пери­одов его относительно стабильного функционирования.

Общий лимит по инструментам второго уровня уста­навливается исходя из необходимости суммарного покрытия до 80-100 % максимального оттока средств за счет инструментов поддержания ликвидности первого и второго уровней. Ставки по инструментам второго уровня устанавливаются выше ставки рефинансирования, и их реальное значение должно быть не ме­нее 0,5% в месяц.

В отдельных случаях, при исчерпании лимитов второ­го уровня, поддержание ликвидности банков может быть осу­ществлено за счет механизмов третьего уровня. Процентные ставки по инструментам третьего уровня устанавливаются вы­ше процентных ставок по операциям второго уровня. При этом их значения определяются в зависимости от ситуации на фи­нансовом рынке и задач Национального банка.

Начало второго этапа характеризуется, в частности, выходом на единый курс белорусского рубля. Одной из основ­ных целей Национального банка на этом этапе является под­держание курса белорусского рубля на стабильном и прогнози­руемом уровне.

Изменение системы регулирования будет заключаться в переводе процесса регулирования ресурсной базы банков на преимущественное использование операций покупки-продажи иностранной валюты. Для этого предполагается сократить ли­миты по операциям всех уровней. Потребность в ресурсной под­держке банков В промежутке между инструментами первого уровня (с ограниченным объемом и относительно невысокой стоимостью) и инструментами второго уровня (с повышенной стоимостью) будет удовлетворяться через операции покупки-продажи иностранной валюты Национальным банком у банков. Стоимость ресурсной поддержки посредством таких операций будет более приемлемой по сравнению с инструментами второ­го и третьего уровней как следствие планируемой управляемой девальвации курса белорусского рубля.

Посредством этого будут созданы необходимые пред­посылки для восстановления доверия банков к операциям по­купки-продажи иностранной валюты как инструментам регули­рования собственной ресурсной базы.

Кредитование банков под залог ценных бумаг и осуществление операций по покупке государственных ценных бумаг на условиях РЕПО и "до погашения" сохранятся для ресурсной поддержки банков, в частности, после исчерпания возможностей поддержания их ликвидности посредством операций с использованием иностранной валюты в связи с ограничением, налагаемым лимитом открытой валютной позиции.

Известны три главных вида портфельных рисков:

-            кредитный риск;

-            риск ликвидности;

-            риск  изменения процентных ставок.

Кредитный риск – это  риск неплатежа по банковской ссуде или ценной бумаге. Он связан с качеством портфеля ссуд. Можно выделять три разновидности кредитного риска: риск злоупотреблений, риск по иностранным кредитам, риск неплатежа по внут­ренним займам.

Злоупотребления – наиболее распространенная причина без­надежной задолженности банкам в начале 80-х гг.; на нее прихо­дилось свыше половины всех банковских банкротств в США. Речь идет о выдаче директорами и высшими служащими “друже­ских” кредитов родственникам, друзьям, деловым партнерам без должного обеспечения и обследования финансового положения заемщика.

Риск иностранных кредитов обнаружился с особой силой в 70-х гг. в связи с массовыми задержками платежей но кредитам заемщиками из развивающихся стран. Это явилось причиной банкротства ряда крупных американских банков. Например, в 1974 году по этой причине обанкротился “Фрэнклин нэшнл бэнк” с активами в 3,7 млрд. долл. (22, с. 27)

Неплатежи по внутренним займам связаны с трудностью учета всех факторов, влияющих на платежеспособность заем­щика. Главное средство борьбы с неплатежами такого рода — диверсификация портфеля банковских ссуд, ведущая к рассредо­точению риска.

Другой вид банковского риска   риск ликвидности. Он связан с невозможностью быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства без потерь. Банки располагают двумя источниками обеспечения ликвидности — внутренними и внеш­ними. Внутренняя ликвидность воплощена в определенных видах быстрореализуемых активов, для которых имеется устойчивый рынок и которые являются падежным объектом помещения денег в (лазах инвестора. Примером могут служить краткосрочные государственные ценные бумаги (казначейские векселя сроком 1, 3, 6, 9 месяцев), которые легко реализуются на денежном рынке. Внешняя ликвидность может быть обеспечена путем приобрете­ния банком на рынке таких обязательств, которые увеличат его запас ликвидных средств – например, покупкой у другого банка резервных остатков, приобретения пе­редаваемых вкладных сертификатов и т. д. При этом банк, про­водя   политику   “управления   обязательствами”, не только повышает свою ликвидность, но и может обеспечивать себе дополнительный доход, с выгодой используя подученные средства.

Сторонники теории управления пассивами считают, что банки могут решать проблему ликвидности путем привлечения дополнительных средств с рынка. Первоначально в защиту этой теории выступали крупные банки ведущих финансовых центров, но вскоре ее приняли повсеместно. Для пополнения ликвидных ресурсов банки занимают средства также у Центральных банков. Расшире­ние масштабов использования заемных средств обусловлено уве­личением спроса на банковские кредиты и относительно медлен­ным ростом вкладов до востребования. Усиление экономической активности и повышение темпов инфляции означали рост потреб­ности хозяйствующих субъектов в кредите. Увеличение расходов побуждает банки более полно использовать свои ресурсы.

На практике в той или иной степени используются все теории, но в разных банках одной из них придается большее значение. В управлении состоянием ликвидности можно выделить два крайних направления. Одно из них – политика пристального контроля за резервами. Она сводится к тому, чтобы не допустить в банке наличия средств, не приносящих доходов, т.е. фактически любого избытка средств относительно потребностей в них. Другая проти­воположность – политика постоянного поддержания резервов на уровне, достаточном для удовлетворения требований по норме обязательных резервов и в пиковые периоды роста депозитов. Поэтому при оценке ликвидности банка нельзя игнорировать размер остатка наличных денег в кассе банка, объем оборотов по выдаче наличных денег для удовлетворения требований клиенту­ры, оборачиваемость средств в кассе, а также, отношение выдач денег из кассы к сумме дебетовых оборотов по счетам, на которых отражаются обязательства банка. Крупные банки находят выгод­ным строго контролировать наличные средства, и мелкие банки все больше осознают тот эффект, который может внести умелое управление кассой в обеспечение общей прибыльности операций.

Иное положение с ликвидностью банка складывается при вы­полнении обязательств перед клиентами путем проведения раз­личных расчетных операций. В таких случаях нет необходимости в образовании в кассе банка остатков наличных денег для удов­летворения требований клиентуры. Однако различные безналич­ные расчетные операции оказывают неодинаковое влияние на ликвидность банка.  (20, с. 309)

Часть безналичных расчетов совершается путем перечисления средств по счетам клиентов. Если такие операции производятся между клиентами одного банка, то они не сказываются на лик­видности, поскольку совокупный объем обязательств банка не изменяется. При этом происходит лишь перемещение средств по счетам клиентов. Поэтому поддержанию ликвидности может спо­собствовать формирование состава клиентов банка с учетом воз­можности осуществления расчетных операций между ними в рамках одного банка.


2.2. Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт

Рассмотрим вначале механизм регулирования банковской дея­тельности в США. Банковская система США функционирует в те­чение нескольких десятилетий и практически уже сформировалась. Кроме того, опыт развития финансово-кредитных институтов США изучается и анализируется во всем мире.

Прежде чем начать какую-либо деятельность на финансовом рынке, любое финансовое учреждение должно быть зарегистриро­вано в обязательном порядке и получить соответствующую лицен­зию. Кредитные организации США могут быть зарегистрированы как юридические лица либо в правительстве штата (на штатном уровне), либо в федеральном правительстве (на федеральном уров­не). Именно существование как национального (федерального), так и регионального органов (агентств), регистрирующих коммерческие банки в США, называется двойственной банковской системой. В об­щем большой разницы нет, где был зарегистрирован как юридиче­ское лицо коммерческий банк: в федеральном агентстве или агент­стве штата. (86, с. 60)

В каждой стране действует система правовых актов, которые регламентируют различные аспекты банковской деятельности, работу небанковских кредитно-финансовых учреждений, фондовых бирж и т. д. Особенности ис­торического развития и действие разного рода политико-эко­номических факторов обусловили специфику национального ба­нковского и финансового законодательства, формы и методы контроля за работой банков. (22, с. 48)

Примером страны, в которой до последнего времени не было специальных законов, регламентирующих работу банков, а конт­роль над ними носил скрытый и неформальный характер, служит Великобритания. Банки в этой стране регулировались общим Законом об акционерных компаниях. Как писал известный бан­ковский специалист Г. Шелдон, “банкиры в этой стране были в прошлом свободны от законодательного регулирования и госу­дарственного вмешательства, и банки могли развиваться на основе разумных, практических и конкурентных принципов”.

Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) — го­сударственная организация в США, осуществляющая страхование банковских депозитов, контроль и регулирование деятельности бан­ков, которая страхует все виды депозитов в банках за счет фонда страхования депозитов, образуемого путем ежегодного отчисления­ми банками 1/12 процента от общей суммы на их счетах. ФКСД входит в национальную систему государственного регулирования американских банков наряду с ФРС и управлением валютного кон­троля министерства финансов. Она контролирует деятельность бан­ков штатов, не являющихся членами ФРС США.

Банки, зарегистрированные в агентствах штатов, не могут ис­пользовать слово “национальный” в своем наименовании и им не обязательно нужно быть членами ФРС или ФКСД. Но в реальной жизни большинство банков стремится войти в состав ФКСД, так как благодаря этому они завоевывают уверенность своих клиентов в том, что их вклады и денежные средства будут возвращены при лю­бом стечении обстоятельств. Да и большинство штатов в США тре­буют у коммерческого банка для его регистрации как юридического лица соответствующего сертификата, полученного от ФКСД (удо­стоверяющего членство в ФКСД). К концу 1996 г. только 1/3 всех коммерческих банков США совершала свои операции на основе лицензий, полученных в Федеральном агентстве. Однако это наи­более крупные банки, и их активы насчитывают более половины всех активов коммерческих банков страны. (86, с. 61)

Коммерческие банки по сравнению с другими финансовыми институтами США являются самыми жестко регулируемыми фи­нансовыми учреждениями государственными органами и очень сильно ограничены в развитии своей филиальной сети законами разных штатов. Правительство каждого штата вправе по-своему, своими нормативными актами, регулировать банковскую деятель­ность на своей территории.

Большинство банков США, имеющих свою филиальную сеть, являются маленькими по сравнению с банками мира развитых стран. За исключением некоторых “жизненно важных банков”, коммерческие банки США не имели права открывать свои филиалы с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более чем в одном штате.

Благодаря отсутствию антимонопольного законодательства и жесткого контроля над слияниями банков в стране была достигну­та высокая степень концентрации банковского капитала. Образова­лись крупные банковские объединения с развитой сетью отделений в стране и за рубежом. Большая четверка — “Ллойде”, “Барклайс”, “Нэшнл Вестминстер” и “Мидлэнд” — сосредоточила у себя огромную долю ресурсов, операций и филиалов. Вместе с другими крупными английскими и шотландскими банками они концентри­руют у себя весь безналичный расчетный оборот в стране.

В последние годы, однако, произошел поворот в сторону усиления формальных аспектов регулирования банковской де­ятельности. По закону 1979 г. было введено обязательное лицен­зирование коммерческих банков и учрежден общенациональный фонд страхования депозитов. Банковский закон 1987 г. определил правила выдачи крупных ссуд, порядок банковских слияний, ау­диторские проверки и т.д. Тем не менее, контроль над банковс­кой деятельностью в Великобритании и сегодня остается менее формальным и строгим, чем в других странах. (22, с. 49)

Примером обратной ситуации могут служить США, где в те­чение многих лет складывалась разветвленная бюрократическая система контроля и регулирования банков как на федеральном уровне, гак и на уровне отдельных штатов. Регулирование банков в этой стране преследовало две главные цели:

1.Обеспечение устойчивости и предотвращение крахов банков.

2.Ограничение концентрации капитала в руках немногих кредитных учреждений и недопущение монопольного контроля над денежным рынком.

В настоящее время в США действует большое количество коммерческих банков. В не­которых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы только на определенном территориальном участке, определенном удалении от своего головного банка. Однако в 1994 г. Конгресс принял закон, по которому коммерческим банкам разрешено открывать свои “полносервисные” филиалы более чем в одном штате после июня 1997г.

Количество филиалов, обладающих правом предоставления всех видов финансовых услуг головного банка, значительно увели­чилось в последнее время. Если в 1920 г. в США действовало менее чем 1500 филиалов коммерческих банков, то к концу 1999 г. насчи­тывалось около 55000 таких филиалов. Все эти тенденции, происхо­дящие в банковской сфере, отражают другие изменения в стране: увеличение численности населения в провинциях страны; либе­рализацию законов, касающихся разрешения открытия коммерче­ских банков; более жесткие и ограничительные требования для соз­дания нового коммерческого банка по сравнению с требованиями для открытия филиалов банка; совершенствование банковских тех­нологий и коммуникационных систем; усиление банковской конку­ренции в борьбе за клиентов путем более доступных и удобных от­делений и филиалов, так как по закону США банкам запрещено вес­ти конкурентную борьбу, изменяя процентные ставки ниже разре­шенного законом минимально допустимого уровня. (86, с. 62)

Коммерческие банки США могут заниматься банковской дея­тельностью либо независимо, либо в составе какой-либо холдинго­вой компании. Холдинговые компании используются в банковской деятельности прежде всего для: 1) увеличения гибкости и приспо­собляемости коммерческих банков (так как через холдинговые ком­пании можно открывать филиалы банков более чем в одном штате, в то время как это запрещено делать банкам, действующим не­зависимо); 2) увеличения доступности к капиталу (особенно для небольших банков в штатах, где можно открыть только один “полносервисный” филиал); 3) уменьшения риска посредством диверси­фикации. К концу 1998 г. около 3/4 всех банков страны при­надлежало различным 5500 холдинговым компаниям. Активы этих банков составляли примерно 90% всех банковских активов страны. Начиная с 1933 г., деятельность банковских холдинговых компаний регулируется федеральным правительством.

Для предотвращения кризисных ситуаций, чреватых цепной реакцией банковских крахов, в США осуществляется два типа регулирования. Во-первых, законодательно ограничиваются опе­рации, чреватые для банков повышенным риском и снижением ликвидности (например, устанавливается предельная величина кредита одному заемщику). Во-вторых, с целью предотвращения опасности массового изъятия вкладчиками депозитов и возник­новения паники на денежном рынке в 1934 г. была учреждена общенациональная система страхования банковских депозитов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.