на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Ликвидность и платежеспособность


физические лица:

-    участники (акционеры) банка, которые имеют более 5 процентов долей (акций) банка;

-    члены органов управления банка;

-    члены кредитного совета (комитета) банка;

-    руководители юридических лиц - участников;

-    руководители структурных подразделений банка (до уровня не ниже начальника управления), а также его филиалов и дочерних предприятий;

-    лицо, которое по доверенности от имени участника (акционера) использует право голоса на более чем 5 процентов долей (акций) юридического лица - участника банка;

-    жены, мужья, дети, родители, братья, сестры;

-    бывшие инсайдеры;

-    участники (акционеры) банка, которые имеют более 5 процентов долей (акций) банка;

-    дочерние и зависимые юридические лица банка;

-    юридические лица, владеющие 20 и более процентами долей (акций) юридического лица — участника (имеющего более 5 процентов долей (акций) банка) или являющиеся его вышестоящим (головным) предприятием;

-    юридическое лицо, в котором руководящими работниками являются муж, жена, дети, родители, братья, сестры;

-   юридические лица, которым принадлежит более 20 % долей (акций).

Максимальный размер кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру -физическому лицу, не может быть более 2 процентов собственного капитала.

Совокупная величина кредитов, выданных инсайдерам - физическим лицам, не может, превышать 3 процентов собственного капитала банка.

Максимально допустимое значение максимального размера риска на одного инсайдера-участника (акционера), который имеет более 5 процентов долей (акций) банка и    взаимосвязанных с ним лиц в первые два года деятельности банка не может превышать 15 процентов собственного капитала банка, в последующие годы - 20 процентов. (89, с. 48)

Под взаимосвязанными участниками (акционерами) понимаются юридические и физические лица - участники, связанные между собой экономически и (или) юридически, а именно имеющие общую собственность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основ­ные, дочерние и зависимые общества, а также имеющие совмещение одним физическим ли­пом руководящих должностей таким образом, что финансовые трудности одного из учас­тников обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей дру­гого (других) участника (участников).

Совокупная величина рисков на инсайдеров-участников (акционеров) определяется как суммарное значение рисков по всем инсайдсрам-участникам, доля которых в уставном ка­питале банка превышает 5 процентов, и устанавливается в размере 50 процентов собствен­ного капитала банка.

Максимальный размер кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру - юридическому лицу, не может быть более 15 процентов собственного капитала.

Совокупная величина кредитов, выданных инсайдерам — юридическим лицам не может превышать 30 процентов собственного капитала банка.

Контроль за соблюдением максимального размера кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру, осуществляется ежедневно исходя из размера собственного капитала на последнюю отчетную дату.

Размер кредитов (депозитов), купленных банковских векселей и депозитных сертификатов, предоставленных банкам-нерезидентам стран - не членов ОЭСР, не должен превышать 100 процентов собственного капитала банка. Контроль за соблюдением предельного     размера межбанковского кредита осуществляется ежедневно.

Собственный капитал должен иметь реальную способ­ность покрыть непредвиденные убытки банка. В его состав вклю­чается оплаченный уставный фонд, созданные за счет прибыли другие фонды банка, нераспределенная прибыль за минусом им­мобилизованных средств и суммы недоначисленного резерва на возможные потери по сомнительным долгам. Значения экономи­ческих нормативов не являются раз и навсегда данными и могут изменяться Национальным банком.

Кроме вышеперечисленных нормативов, в регулировании дея­тельности банков важное значение имеет система обязательных резервов. Ее цель — регулирование объемов кредитных операций банков, усиление их зависимости от рефинансирования Нацио­нального банка и ужесточения таким образом контроля за их ликвидностью. Повышение норм обязательных резервов и умень­шение объема рефинансирования снижает ликвидность банков, их кредитоспособность и наоборот. Одновременно сумма депониро­ванных в Национальном банке средств является обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам, т. е. отвечает интересам вкладчиков.

Коммерческим банкам устанавливается размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке. Коммерческие банки составляют по установленной форме расчет размера средств, подлежащих резервированию на 1-е число каждого месяца и представляют его учреждению Национального банка по месту открытия корреспондентского счета. (5, с. 383)

Национальным банком установлены дифференцированные нормативы резервирования от суммы привлеченных средств в за­висимости от срочности депозитов.

Контроль за соблюдением норм обязательных резервов и эко­номических нормативов осуществляется Национальным банком на основании балансов и другой отчетности, к которым прилага­ются справки с расчетом фактических значений экономических нормативов. В случае их нарушения к коммерческим банкам могут быть применены разного рода экономические санкции вплоть до постановки вопроса о замене руководства банка, проведении его реорганизации, а в отдельных случаях и ликвидации в соответ­ствии с действующим законодательством.


2.  Инструменты контроля за рисками и ликвидностью банка 2.1.Теории управления банковской ликвидностью

Теории управления банковской ликвидностью появились практически одновременно с организацией коммерческих банков. В настоящее время различают четыре теории: коммерческих ссуд перемещения, ожидаемого дохода и управления пассивами. (20, с. 306)

Теория коммерческих ссуд корням уходит в английскую банковскую практику XVIII в. Сторонники этой теории утверждают, что коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии деловой активности. Иными словами, банкам следует финансировать последовательные стадии движения товаров от производства к потреблению. В современных условиях эти ссуды получили бы название ссуд под товарные запасы или пополнение оборотного капитала. На протяжении почти всей истории банковского дела считалось, что банки не должны кредитовать покупку ценных бумаг, недвижимости, потребительских товаров или предоставлять долгосрочные кредиты сельскому хозяйству. Хотя теория коммерческих ссуд широко пропагандировалась экономистами, органами контроля и управления, а также банками, ее применение на практике не было столь широким.

Текущая ликвидность банков­ской системы определяется как способность банков обеспечи­вать своевременное выполнение своих обязательств, в том чис­ле и за счет перераспределения средств между банками через денежный рынок. Ликвидность зависит от соотношения сово­купных ликвидных активов банков с их совокупными обязатель­ствами, а также от мобильности и надежности денежного рынка.

Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Национальным банком Республики Беларусь денежно-кредитной сферы и подчинено макроэкономическим и монетарным целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основной монетар­ной целью денежно-кредитной политики является достижение определенной величины денежной массы, находящейся в обра­щении, и определенного размера процентных ставок, используемых в кредитных правоотношениях.

Целями регулирования ликвидности банковской системы в 2000 году будут являться:

обеспечение бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня рублевых остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном банке;

достижение рыночными методами уровня ставок денежного рынка, необходимого для реализации стратегических целей де­нежно-кредитной политики;

сглаживание колебаний конъюнктуры финансовых рынков и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосроч­ного характера;

формирование экономических ожиданий участников рынка посредством объявления параметров операций Национального банка по регулированию ликвидности;

содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Операции Национального банка по поддержанию теку­щей ликвидности банковской системы носят исключительно краткосрочный характер (до одного месяца). Их целью не может являться исправление структурных диспропорций балансов банков и разрешение вопросов, связанных либо вызванных про­блемами долгосрочного характера.

Приоритетность выполнения целевых ориентиров, закрепленных в Основных направлениях, которые предполагают:

прекращение целевого кредитования банков Национальным банком;

осуществление срочного рефинансирования банков исклю­чительно на краткосрочной основе (до одного месяца);

поэтапное изменение механизма регулирования ликвиднос­ти в соответствии с этапами выхода на единый курс белорус­ского рубля;

после выхода на единый стабильный курс белорусского руб­ля – переход на осуществление ресурсной поддержки банков в основном посредством покупки Национальным банком иност­ранной валюты;

обеспечение условий для поддержания устойчивости курса белорусского рубля на втором этапе.

Целевая направленность: использование банками инст­рументов рефинансирования исключительно для целей регули­рования ликвидности, установление Национальным банком процентных ставок по своим операциям таким образом, чтобы исключить со стороны банков заинтересованность в наращива­нии кредитной экспансии за счет постоянного краткосрочного рефинансирования в Национальном банке.

Обеспеченность: операции по рефинансированию бан­ков Национальным банком обеспечиваются высококачествен­ным залогом, в качестве которого могут выступать ценные бу­маги, включенные в Ломбардный список (далее — ценные бума­ги), и иностранная валюта, входящая в перечень валют, исполь­зуемых при проведении Национальным банком операций по встречному размещению депозитов и сделок СВОП (далее — иностранная валюта). (91, с. 14)

Прозрачность и стандартизация: логическая обоснован­ность, полное информирование банков о выработанных на 2000 год принципах политики Национального банка на денежном рынке и четкое следование этим принципам в течение всего 2000 года должно обеспечивать необходимую предсказуемость действий Национального банка по регулированию ликвидности банковской системы; неизменность процедуры выработки и ут­верждения согласованных между собой параметров механизма регулирования ликвидности (приоритетность операций, лимиты по операциям, процентные ставки и т. д.) имеет целью гласное управление системой регулирования ликвидности.

Адаптивность и объективность: решения об установле­нии и изменении процентных ставок по операциям регулирова­ния ликвидности принимаются Комитетом по операциям Нацио­нального банка на основе оперативного анализа в целях обес­печения соответствия политики Национального банка текущей конъюнктуре финансовых рынков и динамике основных денеж­но-кредитных показателей,

Доступность и гибкость: минимальные требования к контрагентам по операциям Национального банка и к докумен­тарному оформлению сделок; существующий спектр операций предполагает возможность выбора как вида залога, так и ме­ханизма осуществления операций, наиболее соответствующих возможностям и интересам контрагентов Национального банка.

Оперативность: упрощение процедуры осуществления операций; возможность совершения любой операции в течение рабочего дня.

Ликвидность зависит от структуры пассивов, если по вкладам до востребования вкладчики вправе потребовать деньги в любой момент, то срочные вклады находятся в распоряжении банка более или менее длительный срок. Поэтому повышение удельного веса вкладов до востребования и снижение доли срочных вкладов снижает банковскую ликвидность. Надежность депозитов и зай­мов, полученных банком от других кредитных учреждений, также оказывает существенное влияние на ликвидность баланса банка.

Ликвидность банка зависит от степени риска отдельных кре­дитных операций: чем больше доля высокорисковых активов в балансе, тем ниже ликвидность банка. На практике к надежным активам принято относить наличные денежные средства, а к высокорисковым — долгосрочные вложения банков. Степень кре­дитоспособности заемщиков банка оказывает существенное влия­ние на своевременный возврат ссуд и тем самым на ликвидность баланса банка: чем больше удельный вес высокорисковых кредитов в общей сумме выданных кредитов, тем ниже ликвидность банка. Поэтому банк считается ликвидным, если суммы денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязатель­ства по пассиву. В целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера. (20, с. 312)

Существуют факторы, влияющие на размер ликвидности бан­ков:

а) количество наличных денег в обращении (увеличение сни­жает ликвидность банков и наоборот);

б) изменение золотовалютных резервов страны (приток ино­странной валюты повышает ликвидность банков и наоборот);

г) изменение объема кредитных обязательств Центрального банка перед национальным казначейством (рост объема помощи, полученной Центральным банком от казначейства, увеличивает ликвидность банковской системы и наоборот);

г) эмиссионная политика Национального банка, которая может усугублять последствия стихийных факторов, либо ограничивать их воздействие.

Воздействие на уровень реальной ликвидности банков является одной из основных целей денежно-кредитной политики в той мере, в которой она направлена на контроль за ростом кредита. Другими словами, рестрикации в отношении ликвидности одновременно ограничивают возможности развития кредитных операций. Эта цель в основном может достигаться следующими действиями:

а) регламентация объема наличности во взаимоотношениях коммерческих банков с Национальным — изменение размеров обязательных резервов и модификация правил учета в Националь­ном банке (ставок по переучету, "потолков" переучета);

б) интервенция на денежном рынке, призванная ограничить или расширить предоставление кредита за счет снижения или повышения уровня процентных ставок.

Можно выделить три группы причин нарушения ликвидности банка. Первая группа причин связана с просчетами в деятельности банков, когда они не доучитывают степень возможных рисков. Ко второй группе относятся причины, не зависящие ни от заемщиков, ни от банка, но из-за которых кредитор не может получить обратно ссуженный им капитал. Третья группа причин – это возможность неплатежеспособности банка по своим обязательствам из-за разбалансированности его баланса во времени, т. е. несоответствие структуры активов и пассивов во времени (нет равновесия между сроками поступления и платежа).  (20, с. 313)

Для поддержания необходимой ликвидности банки должны проводить целенаправленную политику в области пассивных и активных операций. Высокий уровень ликвидности позволяет наиболее эффективно работающим банкам преодолевать конъюнк­турные колебания спроса и предложения, быстро направлять свои средства в наиболее перспективные сферы деятельности. Ликвид­ность служит важнейшей характеристикой финансового положе­ния кредитных учреждений и для того, чтобы оценить финансовое положение банка применяются различные коэффициенты.

Помимо выполнения базовых функций банки предлагаю) клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для кор­пораций и частных лиц, связанных с передачей имущества и упра­вление банку на доверительной (трастовой) основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управлением недвижимостью, выполне­ние гарантийных функций по облигационным выпускам и т. д.

Другая сторона деятельности банков связана с выпуском и рыночным размещением ценных бумаг. Как уже говорилось выше, в СЩА коммерческим банкам разрешены операции только с облигациями федерального правительства и местных органов власти, но они не имеют права размещать и покупать за соб­ственный счет ценные бумаги корпораций (акционерных компа­нии). В Германии, Швейцарии и других странах Западной Европы банки могут свободно выполнять нее операции с ценными бума­гами частых компаний.  (22, с. 26)

В целом выполнение депозитно-расчетных операций, кредит­ного обслуживания и других важных функций позволяет коммер­ческие банки занимать уникальное место в кредитной системе.

Как любое другое капи­талистическое предприятие, работающее и условиях рынка, банк подвержен риску потерь и банкротства. Естественно, что стре­мясь максимизировать прибыль, руководство банка одновремен­но стремится свести к минимуму возможность возникновения убытков. Две эти цели в известной мере противоречат друг другу, что обусловлено противоположностью интересов владельцев (ак­ционеров) банка и его вкладчиков. Первые ориентируются на получение максимально! о дохода и готовы идти на риск. чтобы извлечь дополнительную прибыль; для вторых же главное значе­ние имеет сохранность их средств, доверенных банку. Поддержа­ние оптимального соотношения между доходностью и риском составляет одну из главных и наиболее сложных проблем управ­ления банком.

Риск ассоциируется с неопределенностью, последняя же связа­на с событиями, которые трудно или невозможно предвидеть. Для банка основные виды риска связаны со структурой его портфеля, т. е. с набором финансовых активов, в которые вложе­ны ресурсы банка.

Основным недостатком коммерческих ссуд было то, что она не учитывала кредитных потребностей развивающейся экономики, поскольку строгое соблюдение теории запрещало банкам финансировать рас­ширение предприятий и оборудования, приобретение домов, земли. Эта теория не смогла учесть относительную стабильность банков­ских вкладов. Банковские вклады могут быть изъяты по первому требованию, но вряд ли все вкладчики одновременно снимут свои вклады. Стабильность вкладов позволяет банку размещать средства на умеренно длительные сроки без ущерба для ликвидности. Теория исходила из того, что при нормальном экономическом процессе все ссуды могут быть погашены своевременно. Действи­тельно, в периоды высокой деловой активности промышленные и торговые компании не встречают трудностей при погашении своих обязательств. Однако в периоды экономического спада или финан­совой паники цепочка "наличные — товарные запасы — реализа­ция — дебиторы по расчетам — наличные" нарушается. Поэтому фирме или компании становится затруднительно, а порой и невоз­можно погашать банковскую ссуду. Недостаток этой теории за­ключается также в том, что краткосрочная самоликвидирующаяся ссуда в условиях нормального экономического развития обеспечи­вает ликвидность. (20, с. 307)

Теория перемещения основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать кредиторам или инвесторам за наличные. Если кредиты не пога­шаются в срок, то переданные в обеспечение ссуды товарно-мате­риальные ценности могут быть проданы на рынке за наличные, а в случае нужды в средствах можно обратиться к рефинансированию Центрального банка. В данном случае условием покрытия потреб­ностей отдельного коммерческого банка в ликвидных ресурсах является постоянное наличие активов, которые можно продать. Соответственно, банковская система будет ликвидной, если Цент­ральный банк будет свободно покупать предлагаемые к переучету активы. При этом легко реализуемые рыночные ценные бумаги долгое время рассматривались в качестве прекрасного источника ликвидных резервов, поскольку такие ценные бумаги можно превратить в наличные деньги. Поэтому на них часто ссылаются как на резервы второй очереди. Чтобы обеспечить конвертируе­мость без задержек и потерь, вторичные резервы должны отвечать трем требованиям: короткий срок погашения, высокое качество и реализуемость. Они должны быть защищены от кредитного риска и риска изменения рыночных процентных ставок, а также прода­ваться на рынке с краткосрочным уведомлением.

В отношении срока погашения к активам, используемым как резерв ликвидности, не предъявляется определенных требований, но общим правилом является: чем короче срок, тем лучше.

Инструменты поддержания ликвидности банковской си­стемы (далее – инструменты) группируются в следующие уров­ни:

первый уровень – постоянно доступные инструменты;

второй уровень –  инструменты, доступные с согласия или по инициативе Национального банка;

третий уровень –  инструменты дополнительной поддержки,

доступные с согласия или по инициативе Национального банка.

К инструментам первого уровня относятся:

усреднение фонда обязательных резервов (далее – ФОР) от рублевых ресурсов;

однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт");

гарантированный выкуп Национальным банком государственных ценных бумаг у банков –  первичных инвесторов на ус­ловиях РЕПО.

Указанные инструменты являются постоянно доступ­ными механизмами ресурсной поддержки и могут быть исполь­зованы по первому требованию банка в течение одного рабоче­го дня в пределах установленных для банка индивидуальных лимитов. Данные инструменты позволяют гибко обеспечить первичную потребность рынка в необходимой сверхсрочной ликвидности в автономном режиме. Их задачей является созда­ние запаса времени на принятие Национальным банком концеп­туальных решений по тактическим вопросам поддержания лик­видности банков.

На первом уровне задача ограничения эмиссионных последствий от операций поддержания ликвидности решается двумя способами. Во-первых, принцип усреднения, положенный в основу формирования ФОР от рублевых ресурсов, предпола­гает, что изъятие части средств фонда должно быть полностью компенсировано предварительным либо последующим накоп­лением эквивалентного запаса средств на счете обязательных резервов в рамках одного месяца, что практически не имеет эмиссионных последствий. Во-вторых, в отличие от бесплатно­го заимствования из ФОР использование кредита "овернайт" и гарантированного выкупа государственных ценных бумаг имеет своей целью поднять стоимость ресурсов на денежном рынке и, таким образом, также служит фактором, сдерживающим кредитную экспансию банков. (91, с. 15)

К инструментам второго уровня относятся:

ломбардный кредит по фиксированной ставке;

ломбардный аукцион;

покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;

покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погаше­ния";

покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;

операции по встречному размещению депозитов;

переучет векселей.

Особенностью инструментов второго уровня является необходимость согласования объемов рефинансирования с На­циональным банком. Это представляется необходимым элемен­том при реализации жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей контроль за монетарными агрегатами.

Для инструментов второго уровня устанавливается общий лимит задолженности, лимиты по отдельным видам опе­раций и индивидуальные лимиты по банкам не устанавливают­ся.

Второй уровень поддержания ликвидности банковской системы рефинансирования позволяет обеспечить преимущест­венно адресную поддержку банков, имеющих решающее значе­ние для обеспечения бесперебойности расчетов всей банков­ской системы, на более длительный по сравнению с инструмен­тами первого уровня срок – до 30 дней. Данные инструменты ориентированы на поддержку банков под непосредственным контролем Национального банка в условиях значительного (как правило, сезонного) оттока средств.

Инструменты третьего уровня, также предполагающие предварительное получение согласия Национального банка на осуществление рефинансирования, либо инициируемые самим Национальным банком, включают в себя:

ломбардный аукцион;

покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.