на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Шпоры по экономичекой теории


72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская, монетаристская, институциональная.

а) Меркантелисты.

История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын-ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению своих частных интересов является главной движущей силой эк-го развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк-ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др.

Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения произ-ти   производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны отводится рыночным силам.

73. Основные формы и методы гос рег-я.

Необходимость регулирования и функции государст­ва. Государственное регулирование экономических про­цессов обусловлено как объективной необходимостью обес­печения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-эконо­мическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: право­вой, воспроизводственно-технологической, прогностичес­кой, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

Регулирующая роль государства — государ­ство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность обще­ственного производства. Методы регулирования. Их можно условно подразде­лить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. кос­венные, могут носить административный, но чаще экономический характер - антимонопольную политику, ценообразо­вание, налоговую систему, налоговую инспекцию и систе­му государственных заказов.

74. Экономич ф-ии гос-ва в рын эк-ке. Границы гос рег-я.

Гос-во активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль гос-ва в рыночной эк-ке проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия эк-ких решений. Гос-тво разрабатывае                                                                                                                                                                                                                                                                                      и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация эк-ки. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Гос-во гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Очень важен вопрос о границах гос вмеш в эк-ку. Если гос-во пусть даже руководствуясь благими намер  переступает предел, то происх деформация рын мех-ма. В этом случ рано или поздно прих говорить о разгосударствлении эк-ки. В эк т сущ разл точки зрения  по поводу границ.Ответ на вопрос будет звисеть от того, что отвеч кейнсианцы или сторонники неоклассической теории, но в люб случ надо иметь в виду, что гос рег нужно пользоваться осторожно, не осл рын стимулы. 

75. Причины возн, осн черты командно-административной эк-ки. Её кризис и необх реф-ия.

Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусло­вившая зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся историческая предельность капиталистического способа производства.

Административно-командная экономика исторически возникла в форме хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась макси­мальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом, экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была предпринята в усло­виях НЭПа, что привело к созданию первой исторической модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы, особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились типичные формы административно-командной экономики с присущей им бюрократической централизацией управле­ния, ограничением товарно-денежных отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов хозяйствования.

После второй мировой войны различные модели административно-командной экономики распространились во многих странах, но это распро­странение продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональ­ных особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной сис­темы углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению.

Проблемы реформирования.

В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократи­ческой организации экономики стала абсолютно очевидной; осо­знание этой необходимости приобрело всеобщий характер. Оконча­тельно выявилась природа командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу. Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику, по­скольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное реформирование отношений собственности предполагает переход к таким социально-экономическим формам, которые адекватны современным производительным силам и спо­собствуют их дальнейшему развитию. В настоящее время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных качеств собственности и труда.

76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России.

Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины 19, в России в период 1861-1913гг. Например   Германия активно использовала в годы первой мир. в-ны прямой контроль над  производством и распределением производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда располагала  военно-гос-ой  эк-ой  и нуждалась не только в восстан-ии разрушенного хоз-ва, но и  в реформировании.  Переход  ФРГ и Японии к рын. эк-ке  нового типа (1948-49) осущ- ся  с помощью шоковой терапии посредством либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого внешнеэк-го и валютного контроля. Был  устан-ен  эффективный гос. контроль  за ценами многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для стабилизации зарубежных платежей  и для начального восстан-ия эк-ки и его роста.  Опыт ФРГ и Японии важен с точки зрения  не только   недопущения разрывов эк-их  связей между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь с помощью превращения предприятий  в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын. связей с другими акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но вначале все же сохранялась бюрократическая опека гос-ва  над национализированными в прошлом предприятиями В Германии, Японии, и многих др. западноевропейских гос-ах и странах Азии благодаря проведенным реформам за 5-6 лет был достигнут довоенный уровень  пр-ва.

Что касается восточноевропейских стран,  из наиболее распространенных вариантов перехода к рын. эк-ке –эволюционного и радикального, то они избрали 2-ой вариант, кот. Представлен в виде «шоковой терапии». Такой метод был избран в Польше. Здесь кардинальным изменениям подверглись общ-ая соб-ть, превратившаяся в частную, фин-ая и банковская сис–мы. Тов.-ден. отн-ия приобрели всеобщий хар-ер. Была принята монетарная политика, сократилась эмиссия денег,  отменены налоговые льготы,  дотации на различные товары и т. д. Также была проведена политика ограничения доходов и либерализация цен. В рез-те Польша уже в первые годы реформ добилась стабилизации эк-ки, усил-ия фин. сис-мы, сократился внеш. долг, активнее заработал рынок.

Китай изобрел эволюцион. путь преобразования командно-адм. эк-ки в рыночную. Реформа  в Китае началась в конце 70-х г., когда наблюдался рост пр-ва, но этот рост происходил за счет частного сектора. В Китае был сохранен частный сектор со своими товарным хар-ом, на долю кот. приходилось 60% розничной торговли. В с/х было занято больш-во нас-ия , крестьянам была дана свобода выбора выхода из коммун, их перевели на семейный подряд. Но была повышена их ответственность за пр-во сельхозпродукции и реализации ее гос-ву по договорным расценкам на основе твердых гос. заказов. Предприятиям предоставляется право самост-но вести дело, оставлять часть прибыли на развитие пр-ва , также предприятия гос. сектора превратились в акцион. общ-ва. В обл-ти фин. сферы сохран-ся гос. цены (фиксированные и плавающие). Китай привлекает к себе иностранный капитал, создавая для этого усл-ия. Растет вывоз китайских товаров за рубеж.

77. Реформирование отнош-ий  соб-ти и формир-ие рын. конкурентной среды в усл-ях переходного  периода.

          Многочисленные попытки реформирования командной экономики остава­лись малоуспешными, пока они не затрагивают основу производственных отно­шений - отношения собственности. Господство государственной собственности и бюрократического централизма не оставляло места для реального действия ры­ночных закономерностей.

Переход от формального к реальному рынку возможен лишь в том случае, если товарно-денежные операции осуществляются на основе принципа эквива­лентности и подчинены целям реализации экономических интересов хозяйст­вующих субъектов. Это требует придания участникам экономических взаимодей­ствий качеств реальных собственников. На смену обезличенной государственной собственности должна прийти система многообразных форм собственности, субъ­екты которых обладают качествами реальных товаропроизводителей. Адекватное современному состоянию экономики место необходимо при этом отвести частной собственности, отражающей степень и характер обособленности отдельных эле­ментов и процессов в системе производительных сил. Частная собственность мо­жет выступать как в индивидуальной, так и, что в большей мере отражает особен­ности современного хозяйства, в коллективной форме.

Существенной трансформации подлежит система государственной собст­венности - она не только ограничивается по масштабам, но и внутренне качественно преобразуется. Переход к рынку возможен лишь в том случае, если пред­приятия государственного сектора наделяются правами и ответственностью, пре­вращающими их в реальных субъектов рыночного хозяйственного механизма. Го­сударство как собственник может быть представлено, главным образом, через участие в капитале предприятий и в присвоении части их доходов (помимо нало­гов) соответственно доле в капиталах.

Переход к рынку предполагает развитие различных разновидностей сме­шанной собственности, а также муниципальной и иных региональных форм соб­ственности; собственности общественных организаций т.д. Главный критерий трансформ ^ии отношений собственности - экономическая эффективность вновь возникающих хозяйственных единиц, комплексов и их взаимодействий. Новые отношения собственности должны соответствовать объективным тенденциям раз­вития производительных сил, способствовать формированию рыночной конку­рентной среды и росту эффективности экономики.

     формирования конкурентной среды

Хозяйственный механизм в переходный период направлен на создание экономики с высокой степенью конкурентной активности. Это предполагает фор­мирование соответствующей конкурентной среды. Под последней понимается рыночная система отношений, а также свобода предпринимательства, ничем, кроме гражданского законодательства, неограниченная независимость, которая позволяет принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские ре­шения принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские реше­ния. Конкурентная среда - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

В переходной экономике конкурентная среда несовершенна: не упорядоче­ны права частной собственности и механизмы их защиты, еще полностью не сло­жилась система банков и других финансовых организаций, не отлажены договор­ные отношения между экономическими агентами. Для этого периода характерны слабая видовая дифференциация фирм, преобладание отдельных их видов. Мно­гие из них стремятся извлечь выгоду из монопольного положения. Конкурент­ность рынков развита недостаточно. Широкое распространение получают различ­ные законодательные органы, система лоббирования интересов министерств и от­дельных регионов при утверждении государственных программ развития. Все это подчеркивает слабость и неразвитость режима конкуренции.

Формирование в переходной экономике конкурентной  среды - сложный и весьма длительный процесс. Он предполагает демонополизацию и разгосударст­вление экономики, в том числе коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора. Не менее важно в этом процессе создание рыночной инфраструктуры, антизатратных механизмов, постепенное прекращение субсиди­рования цен, и, наконец, - обеспечение конкурентных рынков.

Проводя, например, демонополизацию экономики, следует помнить, что этот процесс предполагает не разукрупнение существующих производителей, а создание для них конкурентов на основе диверсификации производства, форми­рования новых производств аналогичной продукции, а также доступ на рынок иностранных конкурентов. Конкурентная среда в сформировавшейся рыночной экономике предпола­гает, что хозяйствующие субъекты строят свои отношения на доверии. Причем чем выше величина потенциального проигрыша по отношению к величине потенциального выигрыша, тем выше должен быть уровень доверия. Отсутствие циви­лизованной конкурентной рыночной среды привело, например, в России к появ­лению "новых предпринимателей", весьма отличающихся от западных. Они, пре­жде всего, не организаторы производства, а, как они сами себя называют, "биз­несмены", ищущие в каждый данный момент максимальной и, главное, быстрой наживы.

На формирование конкурентной среды существенное влияние оказывает хозяйственный риск, высокий уровень неопределенности. Это значит, что участ­ники экономических отношений не могут точно предвидеть промежуточные и ко­нечные результаты своих действий. В переходный период предприниматели Рос­сии работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому спо­собствуют: кризис в экономике и связанное с этим падение объемов производст­ва, разрыв хозяйственных связей, неплатежи; неустойчивость политического по­ложения; незавершенность формирования рыночной инфраструктуры; несовершенство законодательных актов.

78. Разгосударствление и приватизация в усл перех к рын эк-ке в Р. В ставшем обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования на различных условиях государственной собственности в собственность частных лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им темпы хозяйствования.

Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших социалистических странах, с их тотальным господством государственной собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. В ином случае приватизация сведётся к юридическому оформлению раздачи бывшей государственно-номенклатурной собственности в руки отдельных представителей бывшей номенклатуры без всяких положительных последствий для экономики в целом, прежде всего для повышения эффективности народного хозяйства. Это будет переход от совместной номенклатурной к индивидуально-номенклатурной собственности. С этой точки зрения процесс приватизации шире просто разгосударствления и может рассматриваться как одна из предпосылок и одновременно результатов процесса перехода к рыночной экономике.

Разгосударствление собственности – термин «отечественного производства», родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией.

Разгосударствление экономики – процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.

Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и производствами действующих государственных.

79.  Особ-ти  хоз-го  механизма и изменение эк-их ф-ий гос-ва при переходе к  рынку.

Экономика переходного периода, принимающая рыночную форму, пред­полагает соответствующий хозяйственный механизм, без чего она не может себя реализовать.

Хозяйственный механизм представляет собой совокупность конкретных экономических форм хозяйствования, методов управления, организационных структур и правовых форм, посредством которых осуществляется экономическое развитие общества. Сфера его действия распространяется не только на производ­ство, но и на общество в целом. Хозяйственный механизм выступает системой организации общества как вершителя производительного процесса, подчиняется определенным объективным общественным закономерностям. Поэтому можно утверждать, что каждому этапу развития экономики присущ свой особый хозяйст­венный механизм. Переходная экономика порождает промежуточный тип хозяй­ственного механизма - уже не административно-командного, но еще и не совсем рыночного. Это переходное состояние характеризует экономику общества с двух сторон. Во-первых, со стороны изменения в управлении (демонополизация, де­централизация, переход от вертикальных к горизонтальным связям и др.). Во-вторых, речь идет об управлении самим переходом от одной экономической сис­темы к другой. В переходной экономике постепенно создаются условия для возникнове­ния новой модели управления, в основе которой находятся интеграционные про­цессы, ориентированные на долгосрочную перспективу. В прежней системе хо­зяйствования экономические преобразования являлись прежде всего результатом политических решений, нежели экономической целесообразности. В России, как наследие недавнего прошлого, в переходный период наблюдается тесное переплетение политической и экономической власти в функционировании хозяйственно­го механизма. В частности, властные полномочия в значительной мере продол­жают определять доступ к собственности и возможности предпринимательской деятельности. В становлении хозяйственного механизма переходной экономики особую роль приобретают формирование конкурентной среды; деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности; денежные и финансово-кредитные отношения; открытые внешнеэкономические отношения.

 80. Соц-ая политика гос-ва в усл-ях переходного периода.

Совр-ая высокоразвитая рын. эк-ка  харак-ся  усилением взаимосвязи соц-ых и эк-их факторов. При этом эк-ая эффективность во все большей степени становится зависимой от соц-ых параметров хоз-ва: инвестиции в «человеческий капитал» превращаются в наиболее рентабельную и стратегически приоритетную форму капиталовложения. Этим предопределена особая роль соц. политики, значение которой еще более весомо для стран с переходной эк-ой. Социальная политика призвана обеспечить формирование и расширение социальной базы реформ, регулирование отношений между предпринимателями и работниками, защиту интересов малообеспеченных слоев населения и других его групп, испытывающих объективные трудности в связи с рыночной перестройкой хозяйства. Объектами социальной политики являются также правовые идеологи­ческие и иные надстрочные факторы реформирования, борьба с экономической преступностью, экономическая ориентация производства и другие стороны обще­ственных отношений. Главным субъектом социальной политики является госу­дарство в лице центральных институтов власти, но важную роль в придании ре­формам необходимой социальной ориентации играют и другие общественные ин­ституты - партии и профсоюзы, объединения предпринимателей и потребителей, средства массовой информации, фирмы и регионы.

Очевидно, что успех реформ зависит от того, происходит ли в ходе их осуществления улучшение экономического положения основной массы населе­ния. В связи с этим, деятельность всех субъектов социальной политики должна быть направлена на расширение социальной базы реформ, на постоянное увели­чение числа людей, доходы, уровень и образ жизни которых растут и качественно совершенствуются по мере углубления реформационных преобразований. Следу­ет пресекать экономические тенденции псевдопредпринимательства, возникаю­щие в условиях политической и правовой неопределенности, изменение норм экономического поведения, этики и психологии. В особой защите нуждаются группы населения, по объективным причинам не способные эффективно вклю­чаться в конкурентную борьбу - больные и престарелые, семьи с большим коли­чеством иждивенцев, малообеспеченные слои, лишенные «стартового капитала» и д.р. Системы социального обеспечения и социальных гарантий при переходе к рынку не только не должны ликвидироваться, но, напротив, подлежат всемерному развитию и совершенствованию. Особо важным компонентом социальной политики в переходный период является регулирование-занятости, имеющее, помимо экономического, большое политическое, идеологическое и психологическое значения. Необходимы как ме­ры финансовой поддержки безработных с помощью пособий, так и, прежде  со структурной пере­стройкой экономики.

   81. Формир-ие открытой эк-ки в переходный период.

В процессе перехода к рын. эк-ке  важное место отводится внешнеэк-им факторам. Постсоциалистические страны переходят от прежних систем к открытой эк-ке. Сущность данного процесса предполагает интеграцию этих стран в систему мирохозяйственных связей, максимальное использование преимуществ международного разделения труда. Переход России к открытой экономике происходит в очень сложных усло­виях, носит противоречивый характер. В, частности, в последние годы были сня­ты практически все ограничения во внешнеэкономической деятельности. Это привело к большим негативным последствиям. Вместо ожидавшегося улучшения . экономических результатов произошло ухудшение количественных и качествен­ных характеристик международного обмена России. За 1992-1995гг. ее внешне­торговый оборот сокращался быстрее, чем уменьшался валовой внутренний про­дукт. В последние годы усилилась финансовая и технологическая зависимость от промышленно-развитых стран. Россия потеряла ряд важных внешних рынков сбыта, особенно машин и оборудования, военной техники. Раскрытие российско­го рынка перед Западом фактически в одностороннем порядке привело к тому, что отечественные производители стали вытесняться не только с внешнего, но и с внутреннего рынков. Крупные масштабы приобрел неконтролируемый вывоз многих товаров из страны. В результате российская экономика, по данным Минэ­кономики, за весь период реформ потеряла 210-230 миллиардов долларов, кото­рые осели в западных странах. Нарастает долларизация экономики. Обращающая­ся внутри страны иностранная валюта превысила по объему всю рублевую массу. Россия по размерам внешнего долга в мире уступает лишь Мексике и Бразилии. В то же время масштабы привлечения иностранных инвестиций в российскую эко­номику мизерны. Они составляют лишь десятые доли процента в общемировой величине имеющихся инвестиций.

Выход из сложившейся ситуации связан с изменением ориентиров. Исход­ной проблемой здесь является достижение синхронизации внутренней и внешней либерализации экономики. С одной стороны, речь идет о разумном протекцио­низме (на строго определенный срок, достаточный и вместе с тем жестко установ­ленный, для решения нашими предприятиями насущных проблем обеспечения конкурентоспособности своей продукции). С другой стороны, о поддержке экс­порта. Представляется, что ближайшая задача стимулирования экспорта продук­ции обрабатывающих отраслей- поддержка отечественной индустрия в отноше­нии возвращения утраченных за несколько последних лет позиций на рынках стран СНГ. Действенным средством может быть кредитная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности в страны Содружества.

Формирование открытой российской экономики требует серьезной струк­турной перестройки. Исключительно важное значение приобретает переход от традиционного товарного обмена к более высоким формам сотрудничества. Ак­цент должен быть сделан на расширении участия России в международном разде­лении труда, усилении роли внешнеэкономических связей в экономическом росте и структурных преобразованиях. Среди наиболее надежных средств закрепления отечественных товаропроизводителей на мировых рынках (прежде всего стран СНГ) - формирование различного рода транснациональных, совместных с хозяй­ствующими субъектами из этих государств, предпринимательских и коммерче­ских структур. В рамках таких транснациональных объединений можно наиболее эффективно в современных рыночных условиях развернуть производственную кооперацию и инновационную деятельность, повысить качество управления про­изводством и финансовой деятельности.

Следует отказаться от примитивного представления об открытости эконо­мики как снятие административных ограничений на внешнеторговые операции. Наконец, формирование рыночной экономики открытого типа может быть реаль­но доступно только при активной преобразующей роли государства. В условиях растущей интеграции национальных экономик в мировое хозяйство и усиления их открытости значение регулирующих функций национального государства во внешнеэкономической жизни страны возрастает.

84. Глобальные экономические проблемы современного мира

1 Проблема преол бедности и отсталости. Она хар-на преждевсего для развивающихс стран, где прож 2/3 населения. Огр масштабы бедности и отсталости выз сомнение в том . что можн вообщ говорить о норм разв и прогрессе чел общ-ва. Пробл услуг тем , что достиж научно-техн прогресса обходт стороной многие из этих тран. Больинство экономистов считает, что определяющее значение в решении пробл бедности и отсталости имеет разработка в развив стр эффективных нац  сратегий развития, опир на внутр экономич  ресурсы на осн комплексного подхода. 2. Проблема мира и демилитаризации  Пробл сохр мира и избежания разр ядерной войны, вопр да недавнего врем как глоб пробл №1 сейчас утратила прежнюю остроту и фатальность. 3  Продовольственная пробл Мир прод пробл наз одной из главн нерешённых пробл 20в. 4  Проблема природных рес-ов. В 20в обозначилась пробл исчерпаемости и нехвтки природных ресурсов особ энергетических и минеральногосрья. В сущн глоб энрг-сырьевая пробл предст собой 2 оч близк по хар-ру происх пробл: энергетич и сырьевую При этом  пробл обесп энергией явл в знач мере произв от пробл сырьевой, по скольку практ большая часть исп в наст время сп-ов получ энргии по сути явл перераб специфич энерг сырья.   5 Экологич пробл Э разв во всё боьш мере стало осущ без надл учёта возм окр природной среды, доп хоз нгрузок на неё , потен ёмкости биосферы 6 демографическая проблема  Демогр пробл в общем виде закл в неблагоприятн для эк рзв динамики. Населения и сдвигах его возр структуре Данная пробл склад по- разному в развивающ и в раз и в постсоциалистич странах. 7 Проблема устойчивого развития 8  Пробл разв человеч потенциала. Разв эк люб стран и эк в целом, особ в совр эпоху, опр её чел потен , те труд рес-ми и гл – их кач-ом. А оно прояв прежде всего в виде квалиф и трудовой морали. 9 Новые глоб проблемы – проблема Мирового океана и проблема освоения космоса.

85. Зарождение эк теории

Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постаново проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

Экономическая мыль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), сформировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима – Сенека (4 – 65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39 – 55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которой, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, к>торое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не есть». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства, экономическая наука возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI – XVII вв. появилось ее название – политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон).  Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

88. Экономические воззрения основоположников классической политической экономии: У.Петти, П.Буагильбера,. Политическая экономия А.Смита и Д.Рикардо.

 

Петти. Методология его исследования.

   К сер XVII века англ капитализм вступает в мануф стадию. Типичной фигурой эпохи, когда перв накопление капитала заверш и нач в развернутых формах непосредственно капиталист произв, был основатель классической школы бурж полит экон, англ эк У.Петти (1628-1687). Он был прежде всего идеологом бурж, он отстаивал неприкосновенность частн собст перед лицом как притязаний феодалов, так и требований неимущих слоев населения.

   Метод исследования экономики приобретает у Петти новые черты. Он стремится проникнуть в сущность экон явл и процессов, найти их не внешние, а глубинные причины. Петти пытается представить эк как целостную систему, что означает реализацию метода абстракции, впервые примененного в бурж политэкономии. Огромное знач он придавал также колич анализу, изучению колич выраж эк процессов, явившись основателем и статистической науки.

Учение Петти о стоимости.

   Источник вещественного богатства он видит в труде. На этом базируется и достижения в анализе товара, его стоим; впервые сделан шаг в разработке теории товарного произв: указана не только необходимость соизмеримости товаров, но и объективная основа этой соизм. «Естественная цена»,по его мнению, может выраж в благородных металлах. Он отождествляет стоим с менов стоим, а мен стоим с деньгами.

   Петти при оценке величины стоим счит необходимым учитывать то, что товары «произведены землей и человеч трудом». Поиск единой меры, сводящей к единой основе влияние на стоим труда и земли, приводит Петти к еще более ошибочному положению о том, что в качестве этой меры выступает зарплата.

   Петти заложил основы труд теории стоим, он указал на труд как на естественную основу рын цены. Однако в трактовке стоим Петти допускал мерк колебания: он отождествлял стоим с мен стоим, а мен стоим с благор метал. Не понимая двойств хар труда, Петти смешивал абстр труд с конкр, причем под абстр трудом он в неяв форме подразумевал конкр труд, созд золото и серебро.

Экономические взгляды П.Буагильбера.

   Идеи классич бурж политич экономии во Фр впервые были выдвинуты Буагильбером (1646-1714). Он занимал важные посты в администрации Людовика14. По его мнению именно крестьяне явл создателями богатств, присваиваемых др классами общ. 

   Изучение роли матер произв, значения деят крестьян для экономики страны привело его к осознанию зависимости м\у стоим и трудом. Он отмечал различие м\у рын ценой и стоим, кот наз «истинной» или «справедоивой», стоимостью. «Справедливую» стоимость он опр трудом, затраченным на произв товара. Он отмечает, что стоим находит свое выраж ч\з приравнивание труда, воплощенного в одном конкретном товаре, к труду, затрач на произв др конкр товара. Его теория стоим носит более общий характер.

   А.Смит.

   В его работах главное место занимает бесспорно «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776).

В основе исследования- производство материальных благ.

   Научный успех Смита можно объяснить тем, что сущность экон явлений им выявилась прежде всего из исслед самого произв. Причем произв. представлялось как произв в целом, предполагая при этом единство непосредственного произв. материальных благ, их распр. обмен и потребл. на этой основе С. показал, что необходимо относиться к хоз. как к системе. Этот подход позволил выявить законы самого обществ хоз.

   С. серьезное внимание уделял обществ распр труда, производит. и интенсивности труда.

Он подчеркивал важность понимания факторов произв., произв ресурсов ,а также числа людей и на этой основе выводил производит. труда. Смит уделяет внимание экон отнош и их соц хар. Рикардо.

Теория трудовой стоимости.

 Свои идеи он не только базирует на теории труд стоим, но и отстаивает ее. .

Подтверждая идею трудовой стоимости о том, что стоим товара опред колич труда, затраченного на их произв, Рикардо критикует Смита за ту противоречивость, кот проявил он в трактовке стоим. Саму стоим и определение ее рабочим временем он сч абсолютным законом как для простого произв, так и для капиталист. Он прямо указал, что «стоим товара или колич товара, на кот он обменивается, зависит от относит труда, кот необходимо для его произв, а не от большего или меньшего вознаграждения, кот уплачивается за этот труд». Рикардо уделял внимание связи между ростом производительности и величиной стоим, сведению сложного труда к простому и тому, что стоим товаров сложного труда больше стоим продуктов простого труда.

Рикардо указывал на то, что хотя силы природы и участв в создании потреб стоим, но не участв в создании стоим.

Рикардо о распределении стоимости.

 Рикардо отждествлял труд и рабочую силу, ему казалось, что рабочий продает не свою рабочую силу, а сам труд. Он видит, что стоим товара создается трудом рабочего и величина ее опред колич труда, а в обмен на свой труд рабочий получает меньшую стоим в виде зарплаты. Если не был бы нарушен закон стоим, то вся стоим принадлежала бы рабочему.

Рикардо о рентных отношениях.

Он обосновал вывод, что рента явл результатом труда ,частью стоим с/х продукта. Рикардо о сущности денег.

Рикардо сч, что деньги явл товаром и что золото и серебро, выполняющие роль денег обладают стоим, завис от колич труда, затрач на их произв

 89. Теоритические основы марксизма. Теория товара, двойственного характера труда. Теория прибывочной стоимости.

Полит экон особо заметно превр в научную эконом теорию благодаря возн марк шк, родонач кот был Маркс (1818-1883), а также Энг. Марксизм повлиял на многочисленные воззрения  экономистов, философов, на политикуи т.д.

Идейные истоки марксизма.

 Эта экон теория создав не на голом месте. Маркс и Энг внимательно относились ко всему теоретич наследию предшественников- экономистов, воспринимая все лучшее, отвергая все неприемлемое, и на этой основе исследовали капит способ произв, открывая его законы. Был впервые разработан метод диалектического материализма, благодаря кот стало возможным познание мира и общ с наууч позиций  Реальное применение этого метода прослеживается во многих работах М, особенно в «Капитале».

   Марксисты активно использовали в своих науч изысканиях наследия философов, спос формир науч метода позн, без чего немыслима наука вообще и экономич.

Экономич учения М и Э.

Первое экон исследование.

 В 40 г. М приходит к выводу, что экон теория играет опред роль в системе взглядов на рзвитие общества, смене одной общ формации другой, более прогрессивной. При этом особое значение придается взаимос производит сил и произ отнош, развитие кот прив к смене общественно-экон формаций. В этом М видит экон закон развития общ, в частности, что явл основной целью его науч работы. Эта работа осущ в сотруднич с Энг. Энг отмечает, что человеч деят с развитием част собств распалась на труд и капитал, и что эти обе части враждебно выступают друг против друга, частн собств явл источ взаимной враждеб м\у людьми. Энг приходит к выводу о необходимости уничт частной собст.

С част собств Энг связывал и торговлю. Он харак ее как источник общесв, нравств разложения, не вдаваясь в сущность торговли, которая служит прогрессу общества.

М и Э проникались идеей о том, что в разв общ лежит произв матер благ, что определяющим станов производит силы, развитие которых влечет за собой и экон отнош.

 В центре внимания М и Э было изучение полит экон. Это труд, разделение экономии, зарплата, прибыль рента, капитал, товар и его св-ва.

«Капитал» Маркса.

Структура «Капитала».

 «Капитал» по своей структуре имеет строгую, научн последоват, позвол понять не только сущн экон теор мар-ма, но и проследить методологию анализа сложных экон процессов.,происход в капит общ. Это проявл в том, что М стремится выяснить сущность капитал экон отнош с помощью прибав стоим, капитала, создав теорию прибав стоимости. Этому посвящ 1-й том «Книга 1: процесс производства капитала».2-й «Книга 2:процесс обращения капитала» посвящен движению капитала, в процессе кот происх смена его форм. Здесь он раскрыв конкретн формы капитала, принадлеж разл классам капитал об-ва. В 3-ем «Книга3:процесс производства и обращения капитала». М увидел проявления внешние прибыли, и др экон категорий. 4-й том «Теории прибавочной стоимости».

Элементарная клеточка буржуазного общества.

 «Элем клет» М счит товар с его свойствами. М писал в «Капитале», что «богатство обществ, в которых господствует капиталист способ произв, выступает как «огромное скопление товаров, а отдельный товар, как элементарная форма этого богатства». Товар, потреб стоим, стоим, меновая стоим, деньги порождают товарно-ден отношения.

 В «Капитале» М развивает теорию трудовой стоим, придает ей глубокий научный характер. М свой анализ посвятил качественной стороне стоим и труда, создающего стоим. Используя диалект метод познания, М рассматривал товарное произ, его категории, законы как исторически приходящие.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.