на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы менеджмента


Шпаргалка: Основы менеджмента

Тема: современный менеджмент.

1.            Понятие и содержание менеджмента.

2.            Принципиальные различия менеджмента административно командной и рыночной системами управления.

3.            Роль государственного регулирования в условиях рынка.

4.            Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.

5.            Принципы управления.

1 вопрос.

Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:

1.            институциональное (кто управляет и кем) – этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.

2.            Функциональный (как осуществляется управление и как оно влияет на управление). Этот аспект характеризует деятельность и формирование менеджеров и органов управления. Здесь рассматриваются функции управления и специальные характеристики деятельности менеджеров цели управления. Рассматривается отношение менеджеров на управляемых.

3.            Инструментальный ( чем осуществляется управление). Отношение к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач.

Менеджмент  - это рациональный способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.

Менеджмент – это управление ориентированное на прибыльность и доходность, чутье к разного рода новациям, способным дать сейчас или в перспективе большой практический эффект.

В отличие м/у менеджментом и управлением:

Говоря о менеджменте почти всегда подразумевают фигуру менеджера. Когда говорят менеджер имеют ввиду профессионального управляющего прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера или экономиста, знающего управление.

В зарубежной практике 4 случая употребления термина менеджмент:

1.      группу одной организации по профессиональному признаку.

2.      Отдельную личность, входящую в группу.

3.      Учебную дисциплину.

4.      Процесс управления.

Менеджмент универсален.

1)            управленческие функции должны выполняться менеджерами всех типов организаций, не зависимо в какой стране он находится.

2)            Использует системный комплекс знаний, включающий законы, принципы и концепции для подтверждения своей состоятельности во всех управленческих ситуациях. Это позволяет сделать вывод, что если менеджер имеет фундаментальные знания и умеет применять к данной конкретной должности, и если он обладает способностью адаптации к новым обстоятельствам, то может выполнять свои функции и на более высоком уровне.

2 вопрос.

До последнего времени в нашей республике была административно командная системы управления, для которой характерны и 4 основных принципа:

1.            Решения касающиеся нижестоящих звеньев принимаются выше стоящими органами управления, причем следующая ступень иерархии считается более компетентной по всем вопросам и полнее выражающей общенародные интересы.

2.            Эти решения принимаются в виде команд, обязательных заданий, центрально планируемых показателей, не подлежащих изменению нижестоящим звеном в сторону уменьшения, а так же инструкцией о разрешенных способах выполнения этих задач.

3.            Основным содержанием управления признается контроль за строгим соблюдением заданий и стимулирование перевыполнения плана.

4.            Экономическое поведение всех нижестоящих звеньев в идеале ожидается одинаковым и по возможности унифицируется с помощью типовых организационных структур, штатов, единых систем оплаты труда и премирования. Причем, размер оплаты зависит от места занимаемого в системе и определяется централизованно.

Административно командная система эффективна в экстремальных условиях. Активное включение людей в рыночные отношения предполагает эффективную перестройку управления в целом. Самостоятельным товаропроизводителям, связанными с потребителями через рынок , должен быть присущ коммерческий подход к организации коммерческой деятельности. Для этого подхода характерны следующие основные принципы:

1.            Относительное обособление ведения производства без ожидания каких либо заданий и ресурсов из центра.

2.            Ориентация товаропроизводителя на самостоятельное экономическое поведение, ответственность перед покупателем и постоянный конроль за качеством и ценой предполагаемых ресурсов и услуг.

3.            Основой принятия любых хозяйственных решений является выгода клиента, собственная выгода, доход и прибыль.

4.            Высокая б-вость  использовании производственных ресурсов.

3 вопрос.

Важнейшим условием экономической реформы является уяснение роли государства и взаимодействие государственных регуляторов экономики с механизмами рыночного саморегулирования.

Таким образом, под государственным регулированием понимается механизм воздействия государства на развитие производства и распределение полученной продукции реализуемой с помощью экономических мер.

Государственное регулирование рыночной экономики включает следующие направления

·  развитие производства (налоговая и инвестиционная политика),

·  финансирование НТП (политика научно целевых программ),

·  дотация социально значимых отраслей (инвестиционная политика),

·  выравнивание экономических уровней менее развитых регионов,

·  государственная поддержка конкуренции (политика демонополизации),

·  преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов).

4 вопрос.

Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.

Умение выбрать верную цель и правильные методы ее достижения главное достоинство хорошего менеджера. Главное качество, отличающее лидера – точное видение цели. Цели представляют собой будущее состояние объекта управления , которого хотят достичь или к которому стремятся. Цели классифицируются по нескольким критериям

по назначению (главная, второстепенная). На переходе РБ к рыночным отношениям необходимо решить следующие главные и второстепенные цели и задачи:

1. Завершить разработку государственной комплексной программы структурной перестройки экономики республики.

2. Перестроить ныне действующую структуру управления экономикой на всех уровнях исполнительной власти. Включая кредитно – финансовую, бюджетную, налоговую и кадровую проблемы.

3.            Разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности мероприятий организаций всех отраслей народного хозяйства.

4.            Введение строгого регулирования финансового рынка.

5.            Активизация мероприятий по разгосударствлению и приватизации , а так же в антимонопольной деятельности, развитие производства и конкуренции.

·  по охватывающей сфере (общая и частная цели)

·  по месту иерархии цели. (_высшие, промежуточные и низшие),

·  по денежному выражению (денежные или безденежные),

·  по количеству переменных в цели (одно и много переменные),

·  по предмету цели ( цель на общий результат, цель на производственный результат),

·  по взаимному соотношению целей (дополняющие друг друга, индифирентные т.е. безразличные, конкурирующие.)четкая постановка цели позволяет выявить и анализировать взаимосвязь между условиями и их взаимное соотношение

А – область дополняемости

Б – область безразличия

В – конкуренция

Ситуация с конкурентами - цели позволяют “взвесить” ситуацию по степени важности, выбрать одну цель главной, а другие – дополняющие.

Сохранить существующие предприятия в долгосрочной перспективе можно при двух условиях:

1.            сохранение и увеличение потенциала предприятия или факторов производства.

2.            Гарантия ликвидности. Предприятие должно оставаться платежеспособным, соблюдать принцип финансового равновесия..

В рыночных условиях для предприятия главная цель зарабатывание прибыли, для инвесторов – достичь капитал.

Принципы управления предприятием в рыночных условиях:

1.            основные начала, руководящие правила, положения, которыми руководствуются органы управления в процессе своей деятельности.

2.            Принцип управления предприятием – это его устав, четко и ясно формулирующий обязательно директивные положения о желаемом поведении всех его членов.

Принципы управления предприятием включают в себя следующие положения:

1.            общее долгосрочные целевые участки. Цели, связанные с предприятием, цели, связанные с сотрудниками. Цели, связанные с окружением. Содержание и развитие предприятия. Обеспечение рынка и социальные цели.

2.            Конкуренция, связанная с продуктом и рынком. Виды продуктов и услуг предназначенные для производства.

-  перевод конкурирующей продукции на основные рынки

-  предпочитаемые рыночные группы

3.            принципы, связанные с управлением.

4.            Принципы, связанные с сотрудниками. Требования к подбору кадров, мотивация труда  и др.

5.            Принципы внешних связей. Поставщики, вкладчики капитала, конкуренты и т.д.

В гарвардской школе бизнеса считают, что понятие менеджер и лидер не идентичны. Главные качества, отличающие лидера: четкое видение цели основное качество менеджера, управляющего – эффективно и наименьшими потерями реализовать увиденную цель.

Семь требований, которые должны предъявляться человеку, претендующему на то, что бы быть эффективным лидером::

1)            обладает видением. Люди хотят идти за теми, кто знает куда идти.

2)            Доверяй своим подчиненным.

3)            Будь хладнокровен.

4)            Не бойся рисковать.

5)            Будь экспертом.

6)            Стимулирует появление разных точек зрения .

7)            Лидер обладает способностью находить элегантные простые решения самых сложных проблем.

Контрольные вопросы:

1.            в чем суть универсальности менеджмента.

2.            что такое управление – это наука или искусство.

3.            В каких 4 случаях в зарубежной практике употребляют термин менеджмент.

4.            Какие основные 4 принципа характеризуют командно  административную систему управления.

5.            Какие основные принципы характерны для коммерческого подхода к организации хозяйственной деятельности.

6.            Какова роль государственного регулирования в условиях рынка.

7.            Виды целей и их анализ. Приведите конкретные примеры. По каждому из видов целей.

8.            Принципы организации предприятия.

Тема: развитие теории и практике менеджмента. Эволюция управленческой мысли.

1.            условия и предпосылки возникновения менеджмента.

2.            4 основных подхода в развитии науки управления.

3.            Управленческая мысль 90-х годов.

1 вопрос.

Рассматривая развитие теории и практики управления выделяют несколько периодов:

1.            древний

2.            индустриальный

3.            систематизации

4.            информационный.

1.            Древний. С 7 тыс. до н.э. – 18 в.н.э. примерно около 7 тыс лет до н.э. в ряде мест ближнего востока прошел переход от присваивающего хозяйства, охота, сбор плодов и т.д. и принципиально новой форме получения продукта их производству. Производящая экономика. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета возникновения менеджмента.

2.            Индустриальный 1776 – 1890 – связан с Адамом Смитом. А,Смит  - классический, политический экономист , специалист в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя, государства.

3.            Систематизации. 1856 –1960. Формируются новые направления, школы, течения. Меняются сами исследователи, их взгляды. В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции 19 века. Возникли фабрики.

4.            Информационный . 1960 – т.д. разработаны более поздние теории управления , представителями экономической школы.

2 вопрос.

1.   подход  с позиции выделения различных школ..

2.   процессный

3.   системный

4.   ситуационный.

Первый включает 4 школы:

1.            школа научного управления

2.            школа административная или классическая

3.            человеческих отношений и поведенческих наук.

4.            Количественных методов.

Школа научного управления. Тейлор 1856 – 1915. (1885 - 1920).

Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы в расстановке и стимулировании труда рабочих.

1911 г. Основные положения книги:

1)            создание нового ф-та вместо старых сложившихся методов. Исследование каждого отдельного элемента.

2)            Отбор рабочих на основе научных критериев их тренировки и обучение. Человек – придаток производства и важно синхронизировать труд человека и машины. Создать механизм “человек - машина”.

3)            Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле научного обоснования системной организации труда.

4)            Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

5)            Использование прогрессивной системы оплаты труда. Для стимулирования большей производительности.

Административная школа. Связана с именем Файоль.

Он сформулировал принципы управления, основанные на науке администрирования. Ее классический вариант ориентирован прежде всего на построение организационных структур и систем. Опираясь на опыт управления большими войсковыми соединениями , разработал свою стройную систему управления промышленными предприятиями.

Основная книга Файола – “Общее промышленное управление”. В этой книге нашли отражение основные управленческие концепции или взгляды:

1.            основные принципы управления являются универсальными и, следовательно, если придерживаться их, то это приведет организацию к успеху:

·  разделение труда

·  полномочия  и ответственность

·  дисциплина

·  единство направления

·  подчиненность личных интересов общим

·  вознаграждение

·  централизация

·  иерархические уровни

·  справедливость

·  стабильность рабочего места для персонала и др.

2.            теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать.

3.            Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Файоль дал четкую классификацию управленческих функций выполняемых на предприятии.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (на рубеже 30-х годов зарождение школы человеческих наук, а школа поведенческих – 1950г.)

Э.Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод Мэйо  сводился к утверждению, что взаимоотношения работников являются определяющим фактором производственной деятельности. Во главе своих исследований он поставил такие понятия как удовлетворенность работой и моральное воздействие, но в центре внимания остается человек, а не организация.

В отличии от экономического человека непосредственно реагирующего на денежные стимулы она предложила “социального человека”, подверженного личностному влиянию в не формальной рабочей группе. Школа человеческих отношений включает исследования внутри личностных отношений в производственных коллективах.

Развитие этого направления (школы человеческих отношений) получило новый импульс после 2 мировой войны, в дальнейшем развитие поведенческих наук (Психология и социология).наиболее известным представителями этой школы являются Мак Грегор, Герцберг, Блейк, Маслоу. Этими учениями бихевиористами (поведения) – было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

1.            физиологические потребности

2.            безопасность своего существования

3.            социальные потребности

4.            престижность ( авторитет, служебный статус и др.)

5.            потребность в самовыражении, полном использовании своих возможностей достижения цели и личном росте.

Учение Мак Грегора: в основе Х и У лежат следующие характеристики работника:

Теория Х – средний индивидуум, туповат, стремится увильнуть от труда. Поэтому его необходимо постоянно принуждать , понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, что бы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.

Теория У – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Модернизированный вариант учения Мак Грегора представлен Блейком в виде управленческой решетки.

Школа количественных методов.

  Использование количественных методов управления началась в 50-е годах. Особый толчок с развитием компьютеров.

Процессный подход.

  50-е годы – наше время. В соответствии с процессным подходом управление развивается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанный действий, называемых управленческими функциями. Каждая функция так же является процессом в свою очередь состоящую из серии  взаимосвязанных действий. Процесс управления представляет собой общую сумму всех функций.

Системный подход.

 Он был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что не одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.

Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда решение в одной области превращается в проблему в другой. На базе системного подхода разработаны задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказался менеджер может быть сходной с другими ситуациями, но ей будут присущи свои особенности, свои уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, что бы выделить все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости корреляции.

Выводы ситуационного подхода состоят в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьировать в зависимости от сложившейся обстановки. Центральное место должна занимать ситуация (это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время). Суть рекомендаций по теории ситуационного подхода состоит в требовании решать текущую конкретную проблему, в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управления определенной ситуацией.

3 вопрос.

1.            Осознание  значения материально технической базы современного производства и оказания услуг. Управленческая мысль вступает в период некоторого усиления “технократизма”.

2.            Усиление внимания не только к организованной культуре, но и к различным формам демократизации управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.