на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Методы анализа управленческих решений


                                                           

где — среднегодовой (за последние 5 лет) прирост произво­дительности труда на предприятии (по общему объему продаж);

— доля фонда заработной агаты в себестоимости про­дукции, доли единицы;

t — интервал времени в годах, разделяющий периоды вы­пуска базовой и новой продукции.

Анализ применения регрессионных моделей показывает, что в общем случае с повышением коэффициента множественной корреляции улучшаются другие параметры модели. Однако между коэффициентом множественной корреляции и ошибкой ап­проксимации не наблюдается устойчивой связи. Покажем это на примере.

Для ранжирования факторов, например, влияющих на годовые затраты на эксплуатацию и ремонты воздушных поршневых ком­прессоров в условиях ряда машиностроительных предприятий Краснодарского края, окончательно были установлены следую­щие зависимости:

      

где       — годовые затраты на эксплуатацию и ремонт воздушных поршневых компрессоров в условиях краснодарских машиностро­ительных заводов, млн.руб.;

— годовая производительность компрессора, м3;

— уровень централизации изготовления запасных частей к компрессорам, %;

— средний разряд рабочих, обслуживающих эти комп­рессоры;

— возраст компрессоров на 01.01.1995 г. (по дате их изго­товления), лет.

Структура затрат в данном примере: около 60% — энергия и топливо, 25 — заработная плата, 6 — амортизация, 6 — ремон­ты (без энергии и заработной платы), 3% — вспомогательные материалы.

Для обоих уравнений коэффициенты множественной корреля­ции равны 0,95. Ошибка аппроксимации для линейной формы свя­зи равна ±21,4%, а для степенной d=ll,5%. Вторая модель почти в два раза точнее первой, хотя коэффициенты корреляции одинако­вы. Коэффициенты эластичности факторов по этим уравнениям отличаются незначительно: для линейной формы связи соответ­ственно 0,900; 0,980; 1,630; 0,060, а для степенной — 0,967; 0,817;

1,525 и 0,065.

Между коэффициентами корреляции и эластичности тоже от­сутствует устойчивая связь.

Регрессионные модели могут также применяться для установ­ления факторов, оказывающих влияние на различные экономи­ческие показатели.

Факторный анализ может проводиться и без ЭВМ.

             Основы функционально-стоимостного анализа

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод повы­шения полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл в настоящее время широко применяется в промышленно развитых странах. Области применения ФСА: опти­мизация конструкции машин и оборудования, технологий, органи­зационных структур фирм и их подразделений, методов организа­ции производства. Этот метод достаточно глубоко разработан, опи­сан в литературе. Поэтому здесь остановимся только на основных особенностях ФСА.

Основные задачи ФСА:

• достижение оптимального соотношения между полезным эф­фектом объекта и совокупными затратами за его жизненный цикл;

• нахождение совершенно новых технических решений за счет применения функционального подхода;

• снижение расхода различных видов ресурсов по стадиям жиз­ненного цикла объекта за счет ликвидации или сокращения вспо­могательных и вредных (ненужных) функций объекта.

Основные принципы проведения ФСА:

• принцип функционального подхода, т.е. рассмотрения объек­та исследования с позиций тех функций, для выполнения которых он создается;

• принцип стоимостной оценки, заключающийся в непрерыв­ной экономической оценке возникающих технических решений;

• принцип системного подхода к объекту ФСА;

• принцип комплексного подхода;

• принцип динамического подхода;

• принцип полного использования достижений информатики и эвристики и др.

Основные особенности проведения ФСА:

• объектом анализа может быть любая система (с любым коли­чеством элементов и связей), ее подсистемы или элементы, по которым можно количественно выразить полезный эффект их функционирования по назначению;

• глобальным критерием ФСА является максимум полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат ресурсов за его жизненный цикл;

• одновременно и с равной степенью детализации анализиру­ется оптимальность элементов полезного эффекта и совокупных затрат по объекту;

     • при проведении ФСА прежде всего устанавливается целесо­образность функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо целесообразность, достаточность и избыточность функции существующего объекта. Не функ­ции создаются или уточняются для объекта, а наоборот, выбирает­ся или проектируется объект для выполнения необходимых функ­ции с минимальными затратами за его жизненный цикл.

Организация работ по ФСА представляет собой комплекс вза­имосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для проведения работ по ФСА и непосредственное проведение ФСА конкретных объектов, и включает-

а) подготовку к внедрению метода, пропаганду его возможно­стей для повышения эффективности производства;

б) обучение менеджеров и специалистов основам метода;

в) подготовку специалистов для работы в координационной группе по внедрению ФСА;

г) обеспечение работ по ФСА нормативно-методическими до­кументами;

д) формирование и функционирование рабочих органов ФСА, интегрированных с существующими службами фирмы;

е) создание экономических условий для проведения работ по ФСА и внедрения рекомендаций ФСА на основе их планирования, финансирования и стимулирования.

Для организации и координации работ по ФСА на фирме орга­низуют координационный совет по проведению работ по ФСА в составе главных специалистов. Возглавляет координационный со­вет первый руководитель фирмы или, в крайнем случае, его за­меститель.

Основные этапы проведения ФСА:

1) подготовительный;

2) информационный;

3) аналитический;

4) творческий;

5) исследовательский;

6) рекомендательный;

7) внедренческий.

На подготовительном этапе выполняются следующие работы:

• выбор объекта анализа;

• подбор членов исследовательской рабочей группы (ИРГ) для решения поставленных задач;

• определение сроков, конкретных результатов, которых дол­жна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствую­щими службами.

Информационное обеспечение ФСА предусматривает:

• подготовку, сбор, систематизацию информации об объекте ФСА и его аналогах;

• изучение потребностей и функций, которые нужно удовлет­ворить;

• прогнозирование конкурентоспособности объектов;

• изучение объекта и его аналогов;

• изучение условий их эксплуатации;

• изучение технологии создания объекта;

• построение структурно-экономической модели объекта;

• анализ стоимостной информации, определение затрат на из­готовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонты объекта;

• дополнение структурно-элементной модели объекта и его со­ставных частей стоимостной информацией;

• выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в иссле­дуемом объекте;

• анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений.

Аналитический этап ФСА включает:

• формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;

• классификацию функций;

• построение функциональной модели объекта;

• оценку значимости функций экспертным методом;

• определение материальных носителей соответствующих функций;

• оценку связанных с осуществлением функций затрат в увяз­ке с соответствующими материальными носителями;

• построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного под­хода. Модель содержит элементы объекта, шифры элементов, аб­солютные и удельные затраты по элементам, а также доли функ­ций, выполняющих эти элементы;

• определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;

• формулирование задач совершенствования объекта для пос­ледующих задач ФСА.

На творческом этапе осуществляются:

• выработка предложений по совершенствованию объекта;

• анализ и предварительный отбор предложений для реализации;

• систематизация предложений по функциям;

• формирование вариантов выполнения функций.

На исследовательском этапе выполняются следующие работы:

• разработка эскизного проекта по отобранным вариантам;

• экспертиза подготовленных решений;

• отбор наиболее рациональных вариантов решений;

• создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний;

• проведение испытаний;

• окончательный выбор реализуемых решений;

• технико-экономическое обоснование решений.

На рекомендательном этапе осуществляются:

• рассмотрение представленных технических решений на на­учно-техническом совете;

• принятие решения о возможности их реализации;

• согласование мероприятий по реализации принятых решений.

На этапе внедрения осуществляются:

• включение мероприятий по обеспечению внедрения приня­тых предложений ФСА в соответствующие планы;

• контроль выполнения планов;

• оценка эффективности реализации планов;

• стимулирование работников за внедрение методов ФСА.

Анализ эффективности использования ресурсов

В этом разделе будут рассматриваться стратегии ресурсосбережения, цели ресурсного обеспечения системы менеджмента, виды ресурсов, процесс их движения, факторы улучшения исполь­зования ресурсов и способы обеспечения ими производства, ме­тоды факторного анализа эффективности использования различ­ных видов ресурсов.

Основы стратегии ресурсосбережения

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стра­тегического менеджмента, т.к., во-первых, ресурсоемкость явля­ется второй стороной товара (первая — качество), во-вторых, Рос­сийская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран. Например, эффективность использования электроэнергии в Российской Фе­дерации примерно в 2 раза ниже, чем в США, коэффициент ис­пользования металлов в машиностроительной промышленности США составляет порядка 0,92, а в Российской Федерации — 0,70. Российская федерация значительно отстает от промышленно раз­витых стран по коэффициенту извлечения из недр полезных иско­паемых, использования технологического оборудования и машин, основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и т.д.

И как следствие, из-за отсутствия средств на качественное вос­производство всех составляющих потенциала страны растет удель­ный вес изношенных основных фондов, экологически опасных объектов, снижается доля конкурентоспособной промышленной продукции (в 1995 г. она составляла примерно 2%), средняя про­должительность жизни населения и т.д.

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, фак­торов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное сни­жение расхода совокупных ресурсов на единицу валового нацио­нального продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопас­ности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Рассмотрим это понятие по элементам и уровням иерархии.

Принципы ресурсосбережения в рамках страны:

¨ совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удель­ного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;

¨повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ис­копаемых;

¨увеличение доли ресурсосберегающих технологий;

¨анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;

¨развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;

¨применение при разработке проблем ресурсосбережения на­учных подходов менеджмента.

Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптиро­ваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стан­дартам.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по но­вому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменя­емым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организацион­но-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организацион­ных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу (например, в США действует программа ресурсосбережения на 40 лет) на осно­ве рассмотренных выше принципов.

Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут быть следу­ющие:

1. Упрощение кинематической схемы (структуры, принципа дей­ствия) товара.

2. Межвидовая и внутривидовая унификация составных час­тей товара.

3. Совершенствование технологичности конструкции товара.

4. Организационно-техническое развитие производства.

5. Расширение зарубежного производства качественного това­ра без изменения его конструкции в стране (странах), где дешев­ле (эффективнее) конкретный вид ресурса.

6. Реализация факторов ресурсосбережения.

Система показателей ресурсоемкости товара и производства

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

√ своевременное обеспечение потребителей фирмы необходи­мыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

√ улучшение использования ресурсов — повышение произво­дительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности про­изводственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное исполь­зование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвес­тиций.

Виды ресурсов:

√трудовые ресурсы — промышленно-производственный пер­сонал (основные и вспомогательные рабочие, руководители, спе­циалисты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

√ материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

√основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации уп­равления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

√финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный ка­питал, нематериальные активы и пр.;

√ совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретно­го вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.

Процесс движения ресурсов включает:

√ формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для вы­полнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства това­ров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантий­ного обслуживания товара фирмы. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства товаров, выполнения услуг подразде­ляется на ресурсы для непосредственного изготовления товаров, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд, непроизвод­ственных нужд; для капитального строительства — на новое стро­ительство, расширение производства, техническое перевооруже­ние, реконструкцию;

√ использование ресурсов по одному из перечисленных направ­лений;

√ восстановление ресурсов;

√ утилизация или списание ресурсов.

Направления улучшения использования ресурсов:

√ применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;

√ оптимизация формирования и использования ресурсов пу­тем применения методов нормирования, моделирования, прогно­зирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, эко­номического обоснования мероприятий по оптимизации, балансо­вых методов, сетевых моделей и др. методов;

√ совершенствование конструкции товара;

√совершенствование технологии путем применения лазер­ных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессив­ных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

√ применение материалов с заранее заданными свойствами;

√ типизация технологий путем унификации элементов кон­струкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;

√совершенствование управления ресурсами;

√ применение оптимальных для данных условий методов обес­печения ресурсами;

√ стимулирование улучшения использования ресурсов.

Способы обеспечения ресурсами:

√через товарно-сырьевые биржи;

√ прямые связи, аукционы, конкурсы;

√ собственное производство или подготовка;

√ спонсорство и др.

Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров под­разделяются на:

• абсолютные;

• структурные;

• относительные

• и удельные.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относят­ся показатели по стадиям жизненного цикла:

• затраты на маркетинг (на единицу товара);

• затраты на НИОКР (на единицу товара);

• затраты на организационно-технологическую подготовку про­изводства нового товара;

• затраты на производство товара;

• затраты на подготовку товара к функционированию;

• затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

• затраты на восстановление (ремонт) товара;

• затраты (экономия) на утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относят­ся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресур­са на каждой стадии жизненного цикла единицы товара:

• сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара);

• комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат);

• топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выраже­нии и в % от полных затрат);

• заработная плата промышленно-производственного персо­нала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

• амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии

(в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара отно­сятся показатели расхода ресурса на единицу технического пара­метра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, рас­ход конкретного вида угля на выработку 1квт • час электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяй­ственной продукции, процент технологических потерь конкретно­го вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэф­фициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

Например, удельная материалоемкость создания товара опре­деляется по формуле

где

— удельная материалоемкость создания товара, кг/ единица полезного эффекта или денежное выражение материаль­ных затрат/ единица полезного эффекта товара;

— затраты на маркетинговые исследования по дан­ной группе товара, соответственно, в натуральном или денежном выражении;

— затраты на проведение НИОКР по данной группе товара, соответственно, в натуральном или денежном выражении;

— затраты на организационно-технологическую подго­товку нового товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

N — предполагаемое количество товара, которое будет вы­пущено по данной конструкторской (технологической) докумен­тации, шт. (или др. измерители);

— суммарный полезный эффект использования товара за его нормативный срок службы, единица полезного эффекта (в натуральном, денежном выражении или в баллах).

Удельная материалоемкость производства товара определяет­ся по формуле

где

 — расход материалов на производство единицы това­ра в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость подготовки товара к функциони­рованию определяется по формуле

где

— расход материалов на подготовку товара к функ­ционированию (на транспортирование, монтаж, строительство, при необходимости технической и ремонтной базы, в натуральном либо стоимостном выражении.

            Удельная материалоемкость эксплуатации и технического обслуживания товара за его нормальный срок службы определяется по формуле

                                   

где

            - нормативный срок службы товара, лет;

            - расход материалов на эксплуатацию товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражении;

            - расход материалов на техническое обслуживание в году t.

           

Удельная материальность восстановления (ремонтов) товара за его срок службы определяется по формуле

                       

где

            - расход материалов на восстановление (ремонт) товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражениях.

            Удельная материалоёмкость товара за его жизненный цикл определяется по формуле

 

            По аналогичным формулам определяется удельные показатели по расходу остальных элементов структуры ресурсоемкости товара:

√ удельная энергоёмкость ( по стадиям жизненного цикла, в натуральном выражении по видам энергии и стоимостном выражении);

            √ удельная зарплатоёмкость (трудоёмкость);

            √ удельная фондоёмкость (отношение амортизации основных производственных фондов, приходящихся на единицу товара, к его полезному эффекту).

            Удельные показатели по совокупности ресурсов определяются аналогично. Например, удельная стоимость создания товара определяется по формуле

                       

где

             - соответственно сменная стоимость маркетинговых исследований, НИОКР, ОТПП.

            Удельная себестоимость товара

                                   

где

            С – себестоимость товара

            Удельная стоимость подготовки товара к функционированию

           

где

            - стоимость подготовки к функционированию.

            Удельная стоимость эксплуатации и технического обслуживания товара

           

где

            -затраты на эксплуатацию товара в году t.

            - затраты на техническое обслуживание в году t.

            Удельная стоимость восстановления (ремонтов) товара за его срок службы

           

           

где

            - затраты на ремонты товара в году t.

            Удельные затраты за жизненный цикл товара

           

По сложным товарам рекомендуется анализировать структуру затрат на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам) товара, с применением метода функционально-стоимо­стного анализа.

Анализ частных показателен ресурсоемкости товара позволяет най­ти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако окон­чательное решение может быть принято только по комплексному по­казателю либо его обратному значению - эффективности товара.

К показателям ресурсоемкости производства относятся пока­затели, характеризующие эффективность использования отдель­ных видов ресурсов в целом по фирме, без привязки к конкрет­ным товарам.

К этим показателям целесообразно отнести следующие:

√ показатель эффективности рабочего капитала;

√ показатель эффективности накопленного капитала;

√ рентабельность производства;

√ показатель задолженности;

√ показатель эффективности активов и др.

Дополнительно к перечисленным показателям ресурсоемкости произэодства рекомендуется включить следующие:

• производительность труда (отношение общего объема про­даж за год к среднегодовой численности персонала фирмы);

• сверхнормативные потери рабочего времени, например, за год;

• сверхнормативные потери материальных ресурсов (вклю­чая топливно-энергетические);

• сверхнормативные простои технологического оборудова­ния основного, вспомогательного и обслуживающего производств;

• сверхнормативные выплаты штрафов и неустоек.

Основные факторы ресурсосбережения приведены на рис. 4.3. Разработка конкретных мероприятий по реализации перечисленных факторов позволит улучшить основные и дополнительные показате­ли ресурсоемкости отдельных товаров и производств в целом.

Анализ эффективности использования ресурсов

На эффективность и соответственно конкурентоспособность товара прежде всего оказывают влияние три фактора: себестои­мость, качество и затраты у потребителя. Ориентация любой дея­тельности на потребителя требует уточнения приоритетов: 1) сна­чала нужно повышать качество товара, 2) потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условии его применения), 3) в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.

Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функци­онально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация и др.).

Рассмотрим показатели использования основных видов ресурсов.

Основные производственные фонды характеризуются струк­турными показателями и показателями эффективности их исполь­зования.

К структурным показателям основных фондов относятся сле­дующие:

1) удельный вес активной части основных фондов;

2) коэффициент выбытия основных фондов (ОФ);

3) коэффициент обновления ОФ;

4)    коэффициент годности ОФ (с учетом физического и мораль­ного износа);

К показателям эффективности использования ОФ относятся следующие:

1)    фондоотдача (f)

где

V- общий объём продаж;

            - среднегодовая стоимость ОФ;

2)    коэффициент использования производственной мощности

где

            N- производственная мощность фирмы за тот же период (максимально возможный выпуск продукции);

3)    коэффициент сменности работы технологического оборудования

где

            - количество единиц оборудования, стоящего в резерве и ремонте;

            - количество единиц оборудования, работающего в одну смену;

            - то же в две смены;

             - то же в три смены;

4)    коэффициент экстенсивного (во времени) использования ведущего оборудования;

5)    коэффициент интенсивного ( по производительности) использования ведущего оборудования.

Факторный анализ фондоотдачи

            Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи приведены в табл. 4.4.


 Расчёт влияния отдельных факторов на фондоотдачу.

1.    Изменение фондоотдачи при изменении структуры ОПФ

2.    Изменение фондоотдачи при изменении сменности работы оборудования

3.    Изменение фондоотдачи при изменении удельного веса кооперированных поставок в себестоимости продукции

4.    Изменение фондоотдачи при изменении объема производства

Вывод: наибольшее влияние на фондоотдачу оказал второй фактор

Эффективность использования оборотных средств анализируется по следующим показателям:

1)    оборачиваемость оборотных средств (число оборотов за год)

где  - средний остаток обработанных средств в конце рассматриваемого периода;

2)    время оборота оборотных средств в днях

3)    коэффициент закрепления оборотных средств за единицей выпускаемой продукции

4)    коэффициент использования i-го вида материала в производстве;

5)    экономический эффект внедрения мероприятий по снижению норм расхода материалов

            Сущность SWOT-анализа

При разработке стратегических планов многие фирмы приме­няют SWOT-анализ (рис. 4.4).

В проанализированной нами литературе сущность SWOT-ана-лиза раскрывается укрупнено. Он является одним из первых эта­пов стратегического планирования. На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными воз­можностями.

SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.

На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы - кон­курентные преимущества фирмы в следующих областях:

• патентоспособность выпускаемых товаров;

• цена товаров;

• прогрессивность технологии;

• квалификация кадров;

• стоимость ресурсов, применяемых фирмой;

• возраст основных производственных фондов;

• географическое расположение фирмы;

• инфраструктура;

• система менеджмента (в т. ч. маркетинга);

• сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менедж­мента фирмы и др.

На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурен­тоспособности: на 0-м уровне - комплексный показатель конку­рентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затра­ты, условия применения товара; на 2-м уровне - конкретные пока­затели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с постро­енным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.

На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макро­среды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и так­тических угроз фирме и своевременного предотвращения убыт­ков от них.

На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы  (этот вопрос рассматривается в курсе "Страте­гический менеджмент").

Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности

Сегодняшнее финансовое состояние фирмы определяется ка­чеством и эффективностью системы менеджмента, функциониру­ющей вчера (допустим, в 1995 г.), качеством стратегии фирмы до 1998 г. (включительно). Поэтому анализ финансового состояния фирмы следует начинать с анализа факторов, которые были ис­пользованы вчера. Сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего тру­да. К этим факторам рекомендуется относить следующие:

• качество нормативно-технических документов по системе ме­неджмента, которые были применены вчера (допустим в 1995 г.);

• качество стратегии фирмы (допустим до 1998 г.);

• степень использования конкурентных преимуществ при раз­работке стратегии фирмы;

• динамика циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый период и на перспективу;

• эффективность использования ресурсов;

• динамика конкурентоспособности товаров фирмы на конк­ретных рынках и фирмы в целом;

• устойчивость функционирования фирмы.

Раскроем содержание перечисленных факторов.

Качество нормативно-методических документов определяет­ся их полнотой по составу и содержанию, обоснованностью реко­мендуемых методов, требований, показателей, научных подходов, принципов. Нормативно-методические документы должны охва­тывать все компоненты системы менеджмента, учитывать науч­ные подходы и принципы менеджмента, международные требова­ния по стандартизации, сохранению экосистемы, безопасности то­варов и услуг, взаимозаменяемости объектов и др. Например, если при разработке стратегии фирмы не были использованы между­народные стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, Реко­мендации по сертификации, стандарты по функционально-стоимо­стному анализу, методики оптимизации технических и социально-экономических процессов, нечего рассчитывать на выпуск конкурентоспособных объектов. Чем быстрее "ковбойский" ме­неджмент уступит место научному менеджменту, тем успешнее пойдут дела в области конкуренции.

Качество стратегии фирмы определяется ее составом и содер­жанием, количеством и глубиной применяемых научных подходов и современных методов. Тенденции экономического развития кон­курентоспособных стран характеризуются резким увеличением затрат на стратегический маркетинг, формирование системы менеджмента, на НИОКР ради многократной экономии на последу­ющих стадиях жизненного цикла объектов и обеспечения их кон­курентоспособности на внешних рынках. Эти вопросы освещают­ся в курсе "Стратегический менеджмент".

Анализ динамики циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый период и на перспективу должен дать ответ на следую­щие вопросы: Как живут наши родители за счет вчерашней при­были? Как мы (дети) живем сегодня? Как мы будем жить завтра? Для ответа на эти вопросы строятся циклы прибыльности каждого товара фирмы (рис. 4.5.).

Рис. 4.5. Динамика циклов прибыльности товара фирмы

На рис. 4.5 показана динамика сменяемости и прибыльности моделей товара одного назначения (наименования). Названия цик­лов - вчерашние "кормильцы", сегодняшние "кормильцы", завт­рашние "кормильцы" - заимствованы из работы Е. В. Деминой. На схеме показан пример воспроизводства моделей товара с приме­нением воспроизводственного подхода, т. е. для поддержания кон­курентоспособности модели каждая будущая модель прибыльнее вчерашней.

Время "T1" - продолжительность проведения стратегического маркетинга, НИОКР и организационно-технологической подготовки производства нового товара. "Т2 - продолжительность выпуска первой модели (освоение, рост, зрелость, спад). Пунктирной лини­ей на первом цикле показан возможный вариант прибыльности модели товара при плохой работе; тогда и по будущим моделям будет меньше прибыль, т. к. не будет средств на инновации. Пере­ход с одной модели на другую в данном примере осуществляется наиболее сложным - параллельно-последовательным методом. Например, в точке "А" одновременно выпускались две модели товара: старая, на стадии спада, снятия с производства и новая, на стадии освоения производства. Прибыль фирмы в точке "А" равна сумме прибыли, полученной со снимаемой модели, и прибыли, полученной с осваиваемой модели. Проще переход с одной моде­ли на другую осуществлять с остановкой производства, перена­ладкой оборудования, освоением прогрессивной технологии. Но в этом случае от данного товара в этот период фирма не будет по­лучать прибыль. На рис. 4.5 в 1998 г. фирма получает максималь­ную прибыль по второй (сегодняшней) модели и несет затраты на создание третьей (завтрашней) модели.

Конкурентоспособность товаров и фирмы следует анализиро­вать по конкретным рынкам и прогнозировать альтернативные варианты товаров одного назначения и сегментов для них. Количе­ство альтернативных вариантов товаров и сегментов рынка долж­но быть не менее трех. Это очень сложная проблема. Она охваты­вает анализ факторов внешней среды фирмы, конкурентоспособ­ности конкурентов по аналогичным товарам, конкурентов поставщиков "входа" системы менеджмента фирмы, организаци­онно-технического уровня производства и др., которые подробно рассматриваются в курсе "Стратегический менеджмент".

Одним из показателей устойчивости функционирования фир­мы и гарантированного ее развития является безубыточность го­довой программы выпуска товара, ее минимальное значение. На рис. 4.6 показана схема определения границы безубыточности программы товара.

К условно-постоянным издержкам относятся издержки на го­довую программу выпуска данного товара, условно (относитель­но) не изменяющиеся при изменении программы выпуска товара. К ним относятся комплексные общецеховые и общезаводские расходы, которые трудно калькулировать на единицу продукции.

К условно-переменным издержкам относятся издержки на го­довую программу выпуска данного товара, изменяющиеся, как правило, пропорционально программе выпуска. К ним относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергию (при наличии индивидуального учета), заработную плату основных производственных рабочих, амортизацию конкретного технологи­ческого оборудования. Эти затраты нормируются на единицу вы­пускаемой продукции.

Левее точки "А", в связи с недостаточной программой выпуска продукции, условно-постоянные издержки будут распределяться между небольшим количеством продукции и доля этих издержек на единицу продукции будет велика, цена товара будет больше рыночной (равновесной) и он не будет реализован. Правее точки "А", наоборот, при сохранении условно-постоянных издержек на программу примерно на прежнем уровне уменьшится их доля на единицу продукции, снизится себестоимость единицы продукции. Себестоимость будет меньше цены, товар будет реализован и бу­дет получена прибыль.

Для нахождения и анализа границ безубыточности конкретных товаров необходимо автоматизировать учет расхода ресурсов.

Методика расчета показателя устойчивости фирмы приведе­на в работе автора /14/.

После анализа перечисленных факторов, предопределяющих сегодняшнее состояние фирмы, выполняется анализ и оценка финансового состояния фирмы. За основу системы показателей, характеризующих финансовое состояние фирмы, рекомендуется принимать следующие:

• показатели ликвидности активов;

• показатели привлечения заемных средств;

• показатели оборачиваемости ресурсов;

• рентабельность продукции и производства;

• устойчивость фирмы.

Конкретная система финансовых показателей фирмы опреде­ляется особенностями отрасли, выпускаемой продукции, разме­ром фирмы и другими факторами. В работах /10, 13, 14/ приведе­ны в качестве примеров различные системы показателей.

Соблюдение системного, маркетингового, динамического и дру­гих подходов менеджмента в условиях ужесточения конкуренции требует, во-первых, проведения анализа конкурентоспособности и рентабельности каждого вида товара на каждом рынке, во-вто­рых, прогнозирования стратегии изменения финансовых показа­телей по товарам, рынкам и фирме в целом. Другими словами, стратегию финансов фирмы следует формировать не сверху, как делается в настоящее время, а снизу: с товаров и рынков. Труд­ная работа. Однако в условиях развития международной конку­ренции устойчивость функционирования фирмы другим путем обес­печить очень и очень трудно.

Список используемой литературы:

 «Разработка управленческого решения» Р.А. Фатхутдинов, Москва 1998


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.