на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Методы анализа управленческих решений


Реферат: Методы анализа управленческих решений

План:

1)    Сущность и принципы анализа

2)    Методы и приёмы анализа: сущность и область применения

3)    Метод цепных подстановок

4)    Факторный анализ с применением ЭВМ

5)    Основы функционально- стоимостного анализа

6)    Анализ эффективности использования ресурсов

7)    Сущность SWOT-анализа

8)    Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности


Процесс познания широко использует такие важнейшие инст­рументы, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование /I/. Ак­тивно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, ко­торое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе зап­рограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппа­ратом.

Мышление, как отмечает М. И. Баканов, в качестве творческо­го процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мыш­ление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференци­руют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соот­ветствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективно­стью, в их развитии и противоречии. Черз суждение, через поня­тия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также де­дукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реаль­ные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом един­стве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической дея­тельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязан­ные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование но­вых практических предложений и умозаключений.

Созерцание, или наблюдение, фактофиксация - начальный мо­мент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отда­ние чести "его величеству господину факту", факты - это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак­тов - основа всех последующих этапов анализа - мышления. Со­зерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высо­ком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки:

"Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем" /1/.

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариант­ность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше та­ких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод "Дельфи"). Абстрактное мышление, основанное на объективных дан­ных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет опре­деленные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозак­лючений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

            К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

• системный подход;

• динамический подход;

• принцип проявления необходимости и случайности;

• принцип единства и борьбы противоположностей;

• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмира­ния систем (компонентов систем) и появления новых, более ка­чественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмот­рена в п.п. 2.3, 2.4. Здесь добавим, что движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других си­стем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динами­ке, в причинно-следственных связях. Причина порождает след­ствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.

Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах : а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспор­ными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо де­терминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятнос­тными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

      Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии, объясняющий противоречи­вость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонис­тических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономичес­ким анализом философская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целос­тность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются в целое. Для исследования количества характер­ны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, дина­мику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличе­нии) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособнос­ти. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относитель­ных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно при­вести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта това­ров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диа­лектический закон "отрицание отрицания". Во всех сферах про­исходит отрицание новым старого и создание (рождение, форми­рование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, кон­курентоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8—12 % фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжительность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением конкуренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства более конкурентоспо­собных объектов. Например, в США за последние 15 лет продол­жительность выпуска вычислительной техники сократилась в сред­нем в 7 раз и составляет около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

I) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложе­ние на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рас­смотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факто­ров) предполагает постановку целей и установление способов до­стижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (веду­щее) звено, применяя методы факторного анализа и структури­зации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и усло­виям применения объектов анализа и другим условиям (см. п. 1.4);

4) принцип оперативности и своевременности анализа направ­лен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (про­порциональности, параллельности, прямоточности, непрерывнос­ти, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информа­ционного обеспечения, повышения качества информации и мето­дов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает ко­личественное выражение: а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов уп­равленческого решения; б) связей между компонентами системы менеджмента; в) степени неопределенности и риска при приня­тии решения.

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза пока­зана на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Схема проявления принципа единства анализа и синтеза

Допустим, мы построили дерево эффективности конкретного товара. Тогда на 0-м уровне будет показатель эффективности то­вара как отношение совокупных затрат за его жизненный цикл к полезному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 - полезный эффект;

1.1 - показатели назначения товара; 1.2 - надежность; 1.3 - эколо-гичность; 1.4 - эргономичность; 1.5 - технологичность; 1.6 - эстетич­ность (дизайн); 1.7 - стандартизация и унификация; 1.8 - патентная чистота и патентоспособность; 1.2.1 - безотказность; 1.2.2 - долго­вечность; 1.2.3 - ремонтопригодность; 1.2.4 - сохраняемость и т. д.).

Правая ветвь дерева эффективности товара раскрывает сово­купные затраты - на 1-м уровне, на 2-м уровне: 2.1 - затраты на стратегический маркетинг; 2.2 - затраты на НИОКР; 2.3 - затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара; 2.4 - затраты на производство товара; 2.5 - затраты на подготовку товара к функционированию или обращение; 2.6 -затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (восстанов­ление) товара за нормативный срок его службы; 2.7 - затраты на утилизацию товара. На 3-м уровне приведем составляющие толь­ко по показателю 2.2 (затраты на НИОКР): 2.2.1 - затраты на фун­даментальные исследования; 2.2.2 - затраты на прикладные иссле­дования; 2.2.3 - затраты на конструкторские работы; 2.2.4 - затраты на опытно-экспериментальные и испытательные работы. По ана­логичной схеме проводится структуризация остальных показате­лей на 3-м уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви "качество" это могут быть част­ные показатели качества, ветви "затраты" - затраты по подразде­лениям и проблемам). На рис. 4.1 показатели 2-го и 3-го уровней схематично раскрыты полностью, однако цифрами для простоты обозначены только крайние показатели, например, 1.1 и 2.7.

После построения дерева эффективности товара, т. е. после выпол­нения одного из первых этапов анализа, при помощи синтеза проверя­ется правильность структуризации показателей. Для этого на белом листе перечисляются вразброс (без привязки к ветви дерева и уров­ню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без номеров. При­ведем фрагмент показателей эффективности оборудования:

1) надежность;

2) затраты на прикладные исследования;

3) экологичность;

4) производительность;

5) затраты на патентный поиск;

6) технологичность;

7) совокупные затраты за жизненный цикл товара;

8) сохраняемость свойств качества товара;

9) уровень вибрации;

10) полезный эффект и т. д.

Теперь мы должны каждому показателю присвоить номер, при­надлежащий ему в дереве показателей по экономическому содер­жанию и логике. Так, "надежность" имеет номер 1.2, "затраты на прикладные исследования" - 2.2.2, "экологичность" - 1.3, "произво­дительность" является одним из показателей назначения оборудо­вания и этому показателю можно присвоить номер 1.1.1, "затраты на патентный поиск" являются частью затрат на фундаменталь­ные исследования и этому показателю можно присвоить номер 2.2.1.2 (если 2.2.1 - затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 - анализ проблемы и разработка технического задания), "тех­нологичность" - 1.5, "совокупные затраты за жизненный цикл" - 2, "сохраняемость свойств качества товара" - 1.2.4, "уровень вибра­ции" относится к частному показателю эргономичности (1.4) и ему можно присвоить номер 1.4.1, "полезный эффект" - 1.

После выполнения этой весьма трудной работы, требующей знания проблем эффективности, строится дерево показателей снизу, т. е. мы соединяем ранее расчлененные элементы или вос­ходим снизу (с 4-го уровня) к вершине дерева. Дерево показате­лей, построенное на этапе анализа, мы не должны видеть (лучше, если анализ и синтез проводят разные люди).

На следующем этапе проводим сличение дерева показателей, построенного на этапе анализа, с деревом, построенным на этапе синтеза. Следует добиваться полного совпадения этих деревьев.

После построения и уточнения дерева показателей рекоменду­ется находить и анализировать горизонтальные связи между пока­зателями. Например, с повышением уровня безотказности изде­лия резко снижаются затраты на эксплуатацию и ремонты, но увеличиваются затраты в сфере производства. С увеличением зат­рат на стратегический маркетинг (конечно, при профессиональ­ном его проведении) снижаются затраты на последующих стадиях жизненного цикла изделия (иногда в 10 и

более раз). Эти зависи­мости нужны для ранжирования факторов и определения приори­тетов в инвестиционной политике. Методы выполнения этих ра­бот приведены в последующих разделах настоящего учебника.

Остальные принципы анализа (ранжирование факторов, обес­печение сопоставимости вариантов, принципы оперативности и количественной определенности) рассматриваются в темах 1, 3, 4 учебника.

            Методы и приемы анализа: сущность и область применения

 Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения приведена в табл. 4.1.

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, опреде­лить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

• отчетные показатели с плановыми показателями;

• плановые показатели с показателями предшествующего периода;

• отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

• показатели работы за каждый день;

• сравнения со среднеотраслевыми данными;

• показатели качества продукции данного предприятия с пока­зателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравнивае­мых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сро­ков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, каче­стве, сезонных особенностей и территориальных различий, гео­графических условий и т.д.).

Индексный метод применяется при изучении сложных явле­ний, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относитель­ные показатели индексы необходимы для оценки выполнения пла­новых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показате­ля, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязан­ных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении ба­лансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда кор­ректированных значений обобщающего показателя путем после­довательной замены базисных значений факторов — сомножите­лей фактическими.

Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий пока­затель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйствен­ной деятельности, исключает действие других факторов.

Графический метод является средством иллюстрации хозяй­ственных процессов и исчисления ряда показателей и оформле­ния результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей разли­чают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод си­стемного исследования, применяемого по назначению объекта (из­делия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эф­фекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Особенность проведения ФСА заключается в установлении це­лесообразности набора функций, которые должен выполнять про­ектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применя­ются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяю­щих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Примерным перечнем задач экономического анализа, для ре­шения которых могут быть использованы ЭММ, является:

• оценка разработанного с помощью ЭММ плана производ­ства продукции;

• оптимизация хозяйственной программы, распределения ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);

• оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, рас­кроя материала, определения напряженности норм;

• оптимизация уровня унификации составляющих частей изде­лия и средств технологического оснащения;

• установление оптимальных размеров предприятия, цеха, уча­стка и т.п.;

• определение оптимального ассортимента изделий;

• определение наиболее рациональных маршрутов внутриза­водского транспорта, размещение складов;

• определение границ целесообразности проведения капиталь­ного ремонта, рациональных сроков эксплуатации оборудования и замена его новым;

• установление и сравнительный анализ экономической эф­фективности использования единицы ресурса каждого вида с точ­ки зрения оптимального варианта решения;

• определение внутрихозяйственных потерь в связи с возмож­ным оптимальным решением.

Наиболее важные методы анализа рассматриваются в данной теме.

Далее рассмотрим приемы анализа.

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведе­ние общего результата действия различных факторов на обобща­ющий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Группировка заключается в выделении среди изучаемых явле­ний характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппиро­ванные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица пред­ставляет форму рационального изложения цифровых характерис­тик, изучаемых явлений и процессов.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономи­ческих явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

Прием средних величин используется для обобщающей ха­рактеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной со­вокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.

В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифме­тические, геометрические, простые, средневзвешенные.

Прием динамических рядов предполагает характеристику из­менений показателей во времени, показ последовательных значе­ний показателей, вскрытие закономерностей и тенденций разви­тия. Различают ряды моментные — для характеристики изучаемо­го объекта за различные моменты времени и периодические — за определенный период времени.

Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные на­блюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, ха­рактеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяй­ственной деятельности предприятия.

Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйствен­ной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяет­ся возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

Прием детализации и обобщения. Детализация проводится пу­тем разложения обобщающего (конечного) показателя на част­ные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели.

Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразде­лений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Приведем примеры анализа управленческого решения. Ситуация 1

Требуется определить темп прироста объема продаж фирмы в 1998 г. и направления расширения рынка по следующим данным:

• объем продаж товара А на рынке 1 в 1997 г. составлял 450 тыс. у.е.;

• то же на рынке 2 — 130 тыс. у.е.;

• объем продаж товара Б на рынке 1 в 1997 г. составлял 1240 тыс. у.е.;

• то же на рынке 3 — 3150 тыс. у.е.;

• на основе сегментации рынка установлено, что темп прироста объема продаж товара А на рынке 1 на 1998 г. составит 5,0%;

• то же на рынке 2 — 12,0%;

• темп прироста объема продаж товара Б на рынке 1 на 1998 г. составит 2,5%;

• то же на рынке 3 — 4,5%.

Поскольку объемы рынков по товарам разные, для определе­ния темпа прироста объема продаж товаров фирмы в 1998 г. при­меняем прием анализа — прием средневзвешенной величины. Тогда искомая величина будет равна

           

                                               

Для справки сообщаем, что без учета объема продаж, по мето­ду среднеарифметической величины темп прироста объема про­даж составит 6,0%, что искажает реальную действительность.

Анализ приведенной ситуации показывает, что для увеличения объема продаж фирмы рекомендуется провести дополнительные маркетинговые исследования с целью расширения прежде всего наиболее эффективного сегмента — товара Б на рынке 3. Это можно достигнуть путем пересмотра стратегии повышения каче­ства товаров, ресурсосбережения и снижения цен, активизации рекламной деятельности фирмы.

Ситуация 2

Фирма стала терять свои конкурентные преимущества на рын­ке, вследствие чего стал снижаться уровень конкурентоспособно­сти выпускаемого товара. Для получения необходимой прибыли фирма может выбрать одну из трех основных стратегий:

1)    повы­шение качества выпускаемого товара, т.е. переход на новую более прогрессивную модель;

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.