на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Формирование новой модели управления: содержание и специфика


Курсовая работа: Формирование новой модели управления: содержание и специфика

План

Вступление

Раздел 1. Содержание новой модели управления

1.1 Теоретические основы новой системы взглядов на управление

1.2 Сущность, содержание и критерии социально-адекватного менеджмента

Раздел 2. Специфика формирования новой модели управления в Украине

2.1  Модели управления для Украины

2.2 Влияние национального менталитета на формирование новой модели управления

2.3 Миссия современного украинского менеджера

Выводы

Список использованной литературы

Дополнения


Вступление

Актуальность. В настоящее время издано огромное количество работ по теории организации и управления, однако большинство ученых склоняются к выводу, что ни одна из них не является универсальной. Вместе с тем успешное развитие на протяжении длительного периода экономики западных стран и Японии побудило специалистов внимательно изучать механизмы, обеспечивающие высокую эффективность производства в них, т. е. менеджмента.

В центре прогрессивных концепций управления находится человек, который рассматривается как наивысшая ценность. Исходя из этого, современные системы управления нацеливаются на развитие разнообразных способностей работников с тем, что бы они максимально использовались в процессе производства. Возрастание роли социальной составляющей производства обуславливает качественные изменения систем управления организациями, находит свое выражение в новых формах, методах и содержании.

С точки зрения системного подхода современная производственная организация представляет собой сложную социотехническую систему, в которой выделяются материально-вещественный и человеческий (личностный) факторы развития организации. Человеческий фактор превратился в главный фактор производства.

Управление персоналом в современных условиях представляет собой комплексную систему, элементами которой выступает ряд взаимосвязанных этапов: создание эффективной системы работы с персоналом на производстве и механизма управления ею; планирование человеческих ресурсов и определение источников качественного удовлетворения кадровой потребности; профессиональная ориентация, набор и адаптация персонала; отбор, обучение и эффективная расстановка кадров; оценка трудовой деятельности работников и их мотивация; управление деловой карьерой работников, и их профессионально-квалифицированым продвижениям; управление дисциплиной и текучестью кадров; формирование стабильных, высокопроизводительных коллективов.

В связи с этим появляется необходимость формирования новых подходов к управлению организацией, так как традиционные (с ориентацией на валовые показатели массового производства, не обеспечивающие эффективного взаимодействия участников по горизонтали, не уделяющие достаточно внимания конечному потребителю) себя не оправдывают. Поэтому в настоящее время идет беспрецедентная ломка существующих стереотипов управленческого мышления. Рост, усложнение и динамизм производственных связей, многовариантность решений при высоких темпах технологических и структурных сдвигов вызывают необходимость быстрой и гибкой переориентации производства и сбыта в условиях неопределенности, постоянной изменчивости конъюнктуры. Основной задачей руководителя становится создание адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, реализация «органичных» подходов. Следовательно, все эти предпосылки требуют совершенно новой модели управления.

Цель работы – рассмотреть формирование новой модели управления, определить ее содержание и специфику.

Задачи:

1.  Определить теоретические основы новой системы взглядов на управление;

2.  Объяснить сущность, содержание и критерии социально-адекватного менеджмента;

3.  Выделить модели управления для Украины

4.  Определить влияние национального менталитета на формирование новой модели управления;

5.  Выяснить миссию современного украинского менеджера.

Объектом курсовой работы является новая модель управления, а предметом формирование новой модели управления, ее содержание и специфика.

Степень научной разработки проблемы. Наибольший взнос в исследование проблемы формирования новой модели управления внесли Алехин В.В., Бурега В.В., Поважный С.Д., Афанасьев В.Г. , Будзан Б.П. , Бурега В.В., Виханский О.С., Гаевский О.Б., Гаевский Б.А., Герчикова И.Н. , Глухов В.В., Диев В.С., Годунов А., Друкер П.Ф., Иванов Л.Ф., Ильенкова С. Д., Китушин В., Кнноринг В.И., Костин Г., Альберт М., Яровой В.И., А.С. Щёкин Г.В. Яцкевич С.А. и другие.


Раздел 1. Содержание новой модели управления

1.1 Теоретические основы новой системы взглядов на управление

Прежде чем рассказать о новой парадигме[1] [20, ст. 251], выполним краткий ретроспективный анализ систем управления. Уже в самом начале развития теории и практики менеджмента наблюдалась определенная смена объектов внимания исследователей. Ф. Тейлор[2] и его последователи рассматривали отдельного рабочего, К. Адамецки [3]– участок с оборудованием и людьми (прокатный стан), представители административной школы, начиная с А. Файоля[4], – предприятие. В целом главной задачей этого этапа является повышение эффективности производства за счет глубокого разделения труда и эффекта масштаба.

Период до 30-х годов ХХ века принято считать временем правления производителя. Новые товары (например, автомобили) по мере снижения цены (достигнутого, как правило, благодаря наращиванию масштабов производства) быстро находили своего покупателя. Победу в конкурентной борьбе одерживал тот, кто мог с меньшими издержками предложить достаточно качественный товар. И. Ансофф[5] назвал этот период эпохой массового производства. [1, ст. 17]

Однако стратегия “лидерства по самым низким ценам” по мере удовлетворения первичного спроса стала давать собой: потребитель, желая большего разнообразия, начал перехватывать инициативу влияния на рынке. Это вызвало к жизни политику “товарной дифференциации”, проведение которой потребовало больших вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Как следствие, появились попытки рассмотрения потребителя как главного источника благополучия фирмы. Период с 30-х до середины 50-х годов И. Ансофф назвал эпохой массового сбыта. Именно тогда начались первые исследования по анализу запросов потребителей, однако до теории маркетинга было еще достаточно далеко.

После второй мировой войны, которая на время приостановила эволюцию систем управления к потребителю, внимание снова было сосредоточено на снижении издержек производства. Однако в связи с появлением новых методов (в частности, исследование операций – это направление развивалось первоначально для решения военных задач) и инструментальных средств (первые поколения ЭВМ) пришли к идее оптимизации производства. При этом данные взгляды не носили характера отрицания предыдущих достижений теории управления, а делали упор на расширении возможностей менеджмента за счет привлечения новых инструментов. [2, ст. 35]

В конце 60-х – начале 70-х годов ситуация приобретает иные очертания. Теперь уже потребитель диктовал, что должно быть произведено для удовлетворения его нужд и потребностей. Все большая доля затрат у фирм начинает идти на исследование рынка. Популярной становится “фокусная стратегия”, ориентированная на лучшее, чем конкуренты, удовлетворение потребностей конкретного контингента покупателей. [21, ст. 28]

Фундаментом современного общества, экономики и человеческих отношений есть управляемая организация как общественный институт, целью которого является достижение результата. А менеджмент[6] - это специальный инструмент, особая функция, специфический аппарат, который как раз и обеспечивает организации возможность достигать нужных результатов.

Такое понимание вопроса требует совершенно новой парадигмы менеджмента. В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности - внутри организации или за ее пределами, в подконтрольных сферах организации или в сферах, ею не контролируемых.

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 70-е — 80-е годы XX в. Ее охарактеризовали как тихую управленческую революцию, так как, несмотря на радикальность предлагаемых изменений, они могут вводиться постепенно, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся систем. Все чаще используются системы управления на основе предсказания изменений и на основе гибких, компромиссных решений. Они учитывают необычность и неожиданность будущего развития. Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая резкие изменения во внешней среде, в технологиях, конкуренции как реальности современной экономической жизни, которая требует новых приемов управления. Соответствующим образом изменяется и структуры управления, в которых преимущество отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к появлению проблемы разработки новых решений, чем к контролю за выполнением уже принятых. Маневры в распределении ресурсов ценятся больше чем пунктуальность в их использовании. [11, ст. 106 ]

Правомерность такой оценки отражают данные, позволяющие сравнить систему взглядов на управление в период индустриального развития (старая парадигма, базирующаяся на трудах Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо и др.) и при переходе к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма, положения которой разрабатывали И. Ансофф, П. Друкер[7] и др.).

Ключевыми принципами новой парадигмы управления являются:

ü Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, которые определяются рациональной организацией производства, сокращением затрат, то есть воздействие управления на внутренние факторы производства. Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды. Последние характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного влияния со стороны менеджмента. Это в первую очередь все те организации, а также люди, которые связаны с этой организацией в силу поставленных перед ними целей и выполняемых заданий. [18, ст.77 ]

Кроме этого, существует, так сказать, иной ряд переменных внешней среды – социальные факторы и условия, которые не влияют прямо на оперативную деятельность организации, но определяют стратегически важные решения, которые принимаются её менеджментом. Важная роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, физико-географическим факторам. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с увеличением сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и др.), какие составляют среду менеджмента. Сама внешняя среда диктует стратегию и тактику организации.

ü Использование в управлении теории систем, которые облегчают задание рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

ü Человека нужно рассматривать в качестве главного объекта интересов менеджмента. Организации достигли такого степени развития, когда сотрудники стали ее главным капиталом. Это уникальные профессионалы, заменить которых практически невозможно. Руководству, чтобы удержать таких работников, остается единственное средство – обеспечить наилучшее удовлетворение их растущих потребностей.

До сих пор при всех рассуждениях о важности кадров и создании наиболее благоприятных условий для раскрытия потенциала каждого сотрудника он рассматривался как объект, который подлежит управлению со стороны фирмы. Новый подход предполагает, что человек является меняющейся, но неуправляемой переменной предприятия. Задача менеджмента в этом случае в том, чтобы познать закономерности развития личности и разработать соответствующие программы, обеспечивающие лучшее, чем конкуренты, удовлетворение растущих потребностей каждого работника. Результатом данной деятельности должна стать увеличивающаяся прибыль.

Новый поход к управлению персоналом требует решения двух типов задач: первый – изучение человека на предприятии, второй – разработка программы действий, направленной на наилучшее удовлетворение потребностей отдельного сотрудника. Конечный результат такой деятельности должен проявиться в том, что каждый член коллектива предприятия в свою очередь станет лучше работать. [5, ст. 133]

А также важной характеристикой менеджера на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях - когнитариат[8], мощность которого базируется на знаниях и использовании интеллекта. Когнитариат, который имеет доступ к информации, наделен высокой культурой, не может рассматриваться как один из экономических факторов деятельности, а трактуется он как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится важным заданием управления.

ü Использование ситуационного подхода к управлению, в соответствии с которым вся внутренняя середа организации есть не что иное, как ответ на разное по своей природе воздействие из вне. Его центральный момент – ситуация, тесть конкретный набор обстоятельств, которые влияют на работу организации в данное время. Отсюда - признание важности специфических приемов, с помощью которых выделяются факторы, воздействуя на которые, появляется возможность эффективно достигать цели.

ü Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, которые работают в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса, требует от менеджеров усилий для того, что бы создать условия для реализации заложенных у человека способностей к саморазвитию. Отсюда – необходимое условие к таким факторам, как организационная культура[9], разные формы демократизации управления, участие работающих в доходах, собственности, управлении. [18, ст.36]

Характеристика новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:

·  Лучшие и самые талантливые люди тянутся к тем организациям, которые обеспечивают персональный рост;

·  Менеджер – это не просто управляющий, а человек, который исполняет роль судьи, педагога, наставника;

·  Люди хотят иметь часть в прибылях своей организации;

·  Найм работников лучше заменять заключением контракта;

·  Автократическое управление должно уступать демократическим системам. [15, ст. 136]

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация - коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв насилия, - имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации. [12, ст. 97]

1.2 Сущность, содержание и критерии социально-адекватного менеджмента

Попытки рассмотрения и оценки степени соответствия системы управления общественной жизнью предпринимается с того момента, когда социальные отношения получают достаточное оформление, т.е. с зарождением и становлением государственности. В связи с этим проблема социальной адекватности менеджмента также имеет, уходящие в глубину столетий, и даже тысячелетий, корни. Это еще раз подтверждает ее актуальность во все времена. Достаточно серьезному обсуждению она подвергалась еще Сократом[10] и Платоном[11] в близкой постановке, когда речь велась о гуманистическом, социально-этическом управлении. Так, Платон оперирует, прежде всего, этическими категориями «справедливость», «добродетель» для того, чтобы обосновать целесообразность рассмотрения управления как искусства, которое можно представить как высокий уровень познания закономерностей руководства и мастерского умения их применять на практике. [1, ст. 213]

В этой связи «социальная адекватность» менеджмента близка по своему содержанию (одной из сторон) понятию «справедливости» в толковании Платона в его труде «Государство», где он рассматривает «справедливость» и «добродетель», «достоинство» и «порядочность» как внутренние условия успешности социального управления.

Если общество, рассматривать как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, то социальное управление выступает необходимым условием эффективности его функционирования. И если главной целью существования любого общественного устройства является создание и поддержание условий жизнедеятельности членов общества на уровне достаточном для отдельного и каждого Человека и Гражданина, то мысль Аристотеля[12], который провозглашает идею «гражданского общества» как сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства, особенно актуально сейчас. В современном знании «Гражданское общество» означает совокупность отношений между людьми в сфере экономики, культуры, образования, науки и т.д., развивающееся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Наверное, это тоже становится одним из источников требования к управлению на всех уровнях, выражающегося в его социальной адекватности. По мнению современных специалистов в области теории менеджмента, его следует определять как процесс достижения поставленных целей посредством использования труда людей. В понятие «менеджмент» также включает такие составляющие как организация, руководство, и искусство общения с людьми, способность ставить цели и находить средства для их решения. [11, ст. 88]

Одной из точек приложения социального менеджмента являются координация и организация социальных отношений. Люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием комплекса факторов (по П.А. Сорокину[13]): бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, чувство жажды, половое влечение и т.п.) и социосознательных (нормы, ценности) регуляторов. Общество, характеризуемое наличием ясных и пролонгированных связей, способно продуцировать нормы и ценности, существующие в сознании его членов. Поэтому любое общество можно описать посредством раскрытия присущих ему ценностно-нормативных представлений. Управление социальной системой (т.е. социальный менеджмент) как ее атрибут может быть адекватным только в случае органичного учета присущих обществу совокупности норм и ценностей. Причем, последние также выступают в роли критериев адекватности.

Исходя из системных представлений о менеджменте, целесообразно рассматривать его как уровневое образование. [1, ст. 245]

Личностный уровень заключается в том, что на уровне профессионального управленца социальная адекватность выражается, прежде всего, его социально-адекватным мышлением, социально-адекватной деятельностью, на основе полученной социально-адекватной подготовки в виде профессиональных знаний, умений, навыков.

Управление структурами соответствующим представлениям о микроуровне (предприятие, учреждение, трудовой коллектив, любая организация), претендующее на социальную адекватность есть не что иное, как попытка снять противоречие между новыми способами хозяйствования и старыми организационными формами, обеспечить подленную конкурентоспособность предприятия, устранение противоречий, которые связаны с реализацией трудовых возможностей, потенциала работников и защитой их социальных прав и обеспечении социальных гарантий. На микроэкономическом уровне менеджмент признан быть социально-адекватным, если он способен снять противоречие между передовыми рыночными методами хозяйствованиями и устаревшими, например, советского образца, механизмами управления.

К числу критериев данного уровня следует отнести его способность устанавливать соответствующие отношения между руководством предприятия и работниками. Особую значимость это приобретает, когда речь идет о негосударственной форме собственности.

Макроэкономический уровень в социально-адекватном менеджменте – это, в полном смысле слова, управление обществом. Содержание управления на макроуровне должно быть обусловлено постановкой целей, обеспечивающих защиту интересов общества, его развитии.

К числу критериев адекватности менеджмента общественному бытию следует отнести совпадение их по гуманистической направленности, соразмерность моральным и правовым нормам, потребностям отдельно взятой личности и общества в целом, стремление к равнозначности результатов деятельности и целеполагания. Особо в ряду критериев следует отметить адекватность менеджмента национальному характеру, определяющемуся как ментальность людей, составляющих данную общность. Эта проблема имеет относительную самостоятельность и будет рассмотрена отдельно. [1, ст. 246]

В этой связи в ряду критериев важное место занимает способность социально-адекватного менеджмента создать такой социальный и экономический порядок, который обеспечивает высокую мотивацию труда, высокие и устойчивые темпы производства, технологическое обновление, эффективную социальную защиту.

Близким по содержанию к рассмотренному критерию является соответствие применяемых методов управления основным механизмам реализации властных отношений, будь-то в отдельных организациях или крупных социальных системах. Какие цели преследуются властными структурами, составляющими важную часть системы социального управления, такими будут и результаты в силу ее адекватности или неадекватности.

Опыт социально развития наглядно убеждает, что к числу критериев социальной адекватности менеджмента должна быть отнесена способность конструктивно влиять на процессы социального расслоения. Резкая поляризация общества, теперь уже на «очень бедных» и «очень богатых», а отсутствие как такового или реальных условий для создания «среднего» слоя (самого представительного многочисленного) ведет к социальной нестабильности, слабости механизмов социального менеджмента. [1 , ст.248]

Особое место в понимании сущности социально-адекватного менеджмента занимает момент ответственности. По мнению специалистов, в независимости от представляемых ими управленческих парадигм и существующих национальных традиций, современный этап развития менеджмента объединяет эффективное деловое администрирование (Ф. Тейлор[14], А Файоль[15], М. Вебер[16]), менеджмент человеческих ресурсов (Э. Мэйо[17], М. Фоллет [18], Д. Мак Грегор[19]), менеджмент бизнесом (его результат – послевоенное возрождение Западной Европы и японское экономическое «чудо») он получил название этапа социального менеджмента. Каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить свою меру социальной ответственности перед обществом.

Главная ответственность заключается в формировании целей менеджмента. Цели – это показатели, дающие возможность уяснить содержание ценностей управляемой структуры. Целями могут быть задачи технического, кадрового, социального или правового характера, но всегда они в конечном счете проявляются в прибыли. Если прибыль первична, а другие задачи вторичны, вряд ли можно вести речь о социальной адекватности менеджмента, т.к. его содержание определяется соответствием первичных и вторичных целей. Высшая ответственность руководителей, менеджеров всех уровней заключается в том, чтобы найти ту меру, которая позволяет соблюсти соответствие первичных и вторичных целей, помнить о том, что, не реализуя вторичные цели, нельзя достичь и максимальной прибыльности. Таким образом, важнейшей характеристикой социально-адекватного менеджмента является соответствие его целей – целям общественного развития, как перспективным, так и текущим.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.