на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Влияние социально-психологических особенностей группы на эффективность принятия решения


Следовательно, учащиеся 10 “А” класса, находясь на уровне “автономной группы”, характеризуясь высоким уровнем сплоченности

Следовательно, в 10 “А” классе преобладает более благоприятный психологический климат, выражающийся в теплых, дружеских отношениях, в совместном времяпровождении, взаимовыручке и в активной готовности выполнять любую общественную работу, в то время как в 10 “Б” классе этих особенностей не наблюдается.

3.4 Парный корреляционный анализ

Кроме того был проведён парный корреляционный анализ показателей по методикам “Определение индекса групповой сплоченности Сишора” и “Диагностика уровня развития малой группы”, а также по опроснику “Изучение психологического климата в учебной группе” для 1-ой и 2-ой группы, результаты которого представлены в таблице №6


Таблица №6

Анализ парных корреляций для 1-ой и 2-ой группы между методиками Определение индекса групповой сплоченности Сишора”, “Изучение психологического климата в учебной группе”, “Диагностика уровня развития малой группы”.

Шкалы методики “Изучение психологического климата в учебной группе»

Показатель «Групповое решение» по игре «Катастрофа в пустыне»

Методика «Индекс групповой сплоченности Сишора»

Методика «Диагностика уровня развития малой группы»

Ученики нашего класса любят и хотят учиться n=16
n=12
Ученики хорошо относятся друг к другу n=16 0,690**
n=12 0,708**
Ученики готовы выполнить любую общественную работу n=16 0,574*
n=12 -0,588*
Ученики редко ссорятся друг с другом. n=16 -0,503*
n=12
Ученики довольны результатами своей работы n=16 0,717**
n=12 0,693*
Ученики всегда считаются с мнением товарищей n=16 0,511*
n=12 0,613*
Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно n=16 0,676**
n=12
Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе n=16 -0,577* 0,570*
n=12
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны n=16 0,543*
n=12 0,652*
Общий психологический климат n=16 0,579*
n=12

** r=0,64, при р <0,01 и *r=0,50, при р <0,05 в I группе

** r=0,73, при р <0,01 и *r=0,58, при р <0,05 в II группе

На основании проведённого парного корреляционного анализа для 1-ой и 2-ой групп по методикам “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”, “Изучение психологического климата в учебной группе”, “Диагностика уровня развития малой группы”, мы можем указать на положительную корреляционную связь между показателями – “Индекса групповой сплоченности Сишора” и шкалами “Ученики хорошо относятся друг к другу” (r=0,708, при р=0,01), “Ученики довольны результатами своей работы” (r=0,693, при р=0,05), “Ученики нашего класса дружны и доброжелательны” (r=0,652, при р=0,05) во 2-ой группе, а также со шкалой “Ученики всегда считаются с мнением товарищей” (r=0,613, при р=0,05) в 2-ой и 1-ой группах (r=0,511, при р=0,05) по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”. Эта корреляционная связь показывает, что чем выше индекс групповой сплоченности у обследуемых 1-ой и 2-ой группы, тем больше они считаются с мнением товарищей, и тем лучше учащиеся 2-ой группы относятся друг к другу, более дружны и доброжелательны, а также довольны результатами своей работы.

Следовательно, выше уровень сплоченности в обоих классах, тем больше они считаются с мнением товарищей и тем лучше учащиеся 10 “А” класса относятся друг к другу, более дружны и довольны результатами своей работы.

Показатель методики “Диагностика уровня развития группы” также положительно коррелирут с показателями шкал “Ученики хорошо относятся друг к другу” (r=0,690, при р=0,01), “Ученики готовы выполнить любую общественную работу” (r=0,574, при р=0,05), “Ученики довольны результатами своей работы” (r=0,717, при р=0,01), “Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно” (r=0,676, при р=0,01), “Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе” (r=0,570, при р=0,05), “Ученики нашего класса дружны и доброжелательны” (r=0,543, при р=0,05), “Общий психологический климат” (r=0,579, при р=0,05) в 1-ой группе по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”, что указывает на то что, чем выше уровень развития группы, тем лучше испытуемые 1-ой группы относятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе, проводят внеклассные мероприятия весело и оживленно, более дружны и дружелюбны, а также тем более довольны результатами своей работы, охотнее готовы выполнить любую общественную работу и тем более благоприятней психологический климат в группе.

Таким образом, чем выше 10 “А” класс находится по уровню развития, тем более благоприятней психологический климат в группе, что выражается в том, что учащиеся будут лучше относиться и остро реагировать на успехи и неудачи друг друга в учебе, проводить больше внеклассных мероприятий весело и оживленно, станут более дружны и дружелюбны, а также более довольны результатами своей работы и охотнее готовы выполнить любую общественную работу.

Выявлена отрицательная корреляционная зависимость между показателем – “Групповое решение” по игре “Катастрофа в пустыне” и показателем “Ученики готовы выполнить любую общественную работу” (r= -0,588, при р=0,05) во 2-ой группе, а также показателями “Ученики редко ссорятся друг с другом” (r=-0,503, при р=0,05), “Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе” (r=-0,577, при р=0,05) в 1-ой группе по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”. Следовательно, чем более эффективно групповое решение, тем меньше подростки 2-ой группы готовы выполнять любую общественную работу, а подростки 1-ой группы тем реже ссорятся и менее остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.

Это указывает на то, что чем более эффективно оба класса решают групповые задачи, тем меньше учащиеся 10”А” класса ссорятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе, а учащиеся “Б” класса тем меньше готовы выполнять любую общественную работу.

Таким образом, социально-психологическое исследование показало, что:

1.  Первая учебная группа – 10 “А “ класс, находится на высоком уровне развития, характеризуется высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом в группе, выражающемся в теплых, дружестких отношениях, в совместном времяпровождении свободного времени, взаимовыручке, в активности и готовности выполнения любой общественной работы, но при этом принимают менее эфффективные решения. Причем эффективность группового решения будет выше, чем меньше представители группы ссорятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.

2.  Вторая учебная группа – 10 “Б” класс, находятся на среднем уровне развития, характеризуется низкой групповой сплоченностью и неблагоприятным психологическим климатом в группе, но при этом принимают более эффективные решения. И чем выше эффективность группового решения, тем меньше учащиеся 10 “Б” класса готовы выполнять любую общественную работу.


Заключение

В практической деятельности нередко встречаются ситуации, когда все члены группы, так или иначе, принимают участие в выработке и принятии решений. Предпочтение группы, а не индивида, объясняется тем, что в ней потенциально может быть найдено большее число альтернатив, хранится разнородная информация, а различный опыт и ролевые особенности ее членов, – позитивно сказываются на качестве исхода. Кроме того, потенциальная цена ошибочного решения в современном обществе слишком высока, поскольку касается весьма значимых общественных явлений: экономического кризиса, массовой гибели людей, загрязнения окружающей среды, снижения уровня обучения и др. В истории любой страны можно найти множество примеров, подтверждающих справедливость сказанного выше.

Таким образом, социальный запрос на изучение факторов, определяющих качество групповых решений – очевиден.

Проведя исследование и проанализировав полученные результаты по теме «Социально-психологические факторы, влияющие на эффективность принятия группового решения”, мы приходим к заключению, что выдвинутая нами основная гипотеза нашла свое подтверждение, в то время как частные гипотезы подтвердились частично.

Таким образом, качество принимаемого решения в группе завист от социально-психологических особенностей группы, как уровень сплоченности, психологический климат и уровень развития самой группы.

Группа, характеризующееся высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом, находящееся на высоком уровне развития, в силу проявления феномена “группомыслия” (когда группа отличается чрезмерной сплоченностью и подвержены иллюзии единомыслия), принимают неэффективные решения.

А тот факт, что группа, характеризующиеся низкой сплоченностью, неблагоприятным психологическим климатом, находящиеся на среднем уровне развития принимает более эффективное решение, дает толчок для новых исследований в изучении группового подхода к решению.


Выводы

Проведенное теоритическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.  Несмотря на схожесть этапов принятия группового и индивидуального решения, процесс принятия решения в группе более сложен в социально-психологическом плане, т.к. каждый из этапов сопровождается взаимодействием между членами группы и соответственно столкновением различных взглядов.

2.  Групповое решение бывает лучше индивидуального обычно в том случае, если участники группы не имеют опыта принятия индивидуальных решений. С другой стороны, опыт групповых решений повышает качество решений, принимаемых индивидуально.

3.  Решения, принятые той или иной реальной группой, на практике всегда имеют социальный характер. В этих решениях неизбежно отражаются цели, ценности и нормы соответствующих социальных групп. А эффективность групповых решений зависит от таких социально-психологических особенностей группы, как уровень сплоченности, психологический климат и уровень развития самой группы, принимающей решение.


Литература

1.  Аймаутова Н.Е., Ушнев С.В. Специфика группового принятия решения. // Вестник РУДН, 2003, №1(4).

2.  Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб., 2005.

3.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003.

4.  Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2002.

5.  Диев В.С. Коллективные решения: за и против – Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 00–03–00225) и программы “Университеты России”, 1998.

6.  Диев В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск, 1998.

7.  Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1979.

8.  Зажогина Н.В. Психологические особенности принятия решения в процессе группового взаимодействия // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал», 2008.

9.  Егорова Е.В. Исследования феномена сдвига в выборе в американской политической психологии. // Вопросы психологии, 1981, № 6.

10.  Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М., 1998.

11.  Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений // Вопросы психологии, 2004, №1.

12.  Карпов А.В. Психология групповых решений. – М., 2000.

13.  Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М., 1979.

14.  Корнилова Т.В. О типах интеллектуальных стратегий принятия решений // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология, 1985. № 3.

15.  Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. – М., 1990.

16.  Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском. // Вопросы психологии, 1976, № 5.

17.  Костинская А.Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений. // Вопросы психологии, 1983, №7.

18.  Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.

19.  Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. – М., 1979.

20.  Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М., 1984.

21.  Психологический словарь. / Общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

22.  Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. // Вопросы психологии, 1973, №5.

23.  Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992.

24.  Плаус С. Психология оценки и принятия решений. – М., 1998.

25.  Проблемы принятия решений. / Под ред. П.К. Анохина, В.Ф. Рубахина. – М., 1976

26.  Райфа Г. Анализ решений: Введение в проблему выбора в условиях неопределенности. – М., 1977.

27.  Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988.

28.  Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.

29.  Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.

30.  Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2000.

31.  Скотт П. Психология оценки и принятия решения. – М., 1998.

32.  Соловьева Т. Иду на "Вы" Практика мозгового штурма.// Лаборатория рекламы, 2007, № 03.

33.  Тихомиров О.К. Принятие решения как психологическая проблема //Вопросы психологии, 1976, № 5.

34.  Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

35.  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

36.  Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.

37.  Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива.// Вопросы психологии, 1978, № 3.

38.  Janis I. Victims of group think. – N. Y., 1972.

39.  Moscovici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes. // J. Pers. and Soc. Psychol., 1969, № 12.

40.  Stoner J. Risky and cautions shifts in group decisions. // J. Exp. and Soc. Psychol., 1967, № 3.

41.  Teger A., Pruitt D. Components of group risk taking. // J. Exp. and Soc. Psychol., 1967, № 3.

42.  Williams E., Clark R. Shift toward risk and heterogeneity of groups. // J. Exp. and Soc. Psychol., 1971, № 7.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.