на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Влияние социально-психологических особенностей группы на эффективность принятия решения


Из таблицы №1 мы видим, что по методике “Экспертная оценка сплоченности учебной группы” выявлены статистически достоверные различия между 1-ой и 2-ой группами (U=13, при р=0,05), что указывает на то, что по оценке классных руководителей, 1-группа – 10 “А” класс более сплоченная, чем 2-группа – 10 “Б” класс.

Помимо этого, была проведена деловая игра “Катастрофа в пустине” с целью сравнить эффективность группового решения, в выбранных учебных группах. В соответствии со сценарием игры каждый участник игры сначала индивидуально принимает решения, затем идут этапы совместного (группового) решения и общего обсуждения хода игры и полученных результатов.

Сравнительный анализ данных по игре “Катастрофа в пустине” для двух групп представлен в таблице №2.

Таблица № 2

Данные по игре “Катастрофа в пустине” в 1-ой и 2-ой группах.

Групповое

решение

Средний ранг М

U

Группа №1 (n=16) 20,5 15**
Группа №2 (n=12) 6,5
**- различия достоверны при р <0,01

Анализируя полученные результаты по игре “Катастрофа в пустыни”, мы можем сказать, что выявлены статистически достоверные различия между 1-ой и 2-ой группами в принятии группового решения (U=15, при р=0,01), следовательно, учащиеся 2-ой группы лучше справляются с групповым решением задачи, чем учащиеся 1-ой группы.

Таким образом, на основании методики “Экспертная оценка сплоченности учебной группы” и игры “Катастрофа в пустине” в соотвествии цели и гипотезе исследования была определена выборка испытуемых, состоящая из 2-х учебных групп, различающихся уровнем сплоченности и качеством, принятого группового решения. Первую группу составили 16 подростков (9 девочек и 7 мальчиков) 15-16 лет, обучающиееся в 10 “А” классе (средней школы №55 г. Бишкек), принявщие менее эффективное групповое решение и характеризующееся высоким уровенем групповой сплоченности. Во вторую группу вошли 12 учеников в возрасте 15-16 лет (10 девочек и 2 мальчика) 10 “Б” класса (средней школы №55 г. Бишкек), принявщие более эффективное групповое решение и характеризующееся низким уровнем групповой сплоченности. Всего в исследовании приняли участие 30 человек.

На втором этапе исследования были проведены методики опроса испытуемых. Опросники для обеих групп участников были идентичны. Набор тестов включал в себя: методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора” и “Диагностики уровня развития малой группы”, а также опросник “Изучение психологического климата в учебной группе”. Зачитывалась инструкция к определенной методике, а после завершения одной методики осуществлялся переход к новой методике или опроснику.

 По завершению этапа психодиагностики проводилась математическая и статистическая обработка данных. Был использован пакет для анализа SPSS 16.0. Математическая и статистическая обработка заключалась в подстчете U-критерия Манна-Уитни и проведении корреляционного анализа Спирмена.

3.1 Данные полученные с помощью методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”

Сравнительный анализ данных по методике «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» для двух групп представлен в таблице №3

Таблица №3.

Средние ранги по методике Определение индекса групповой сплоченности Сишора в 1-ой и 2-ой группах.

Индекс групповой сплоченности Сишора

Средний ранг

М

U

Группа №1 (n=16) 19,2 19,5**
Группа №2 (n=12) 8,1
**- различия достоверны при р <0,01

При сопоставлении результатов двух групп по данному тесту были выявлены значимые различия по индексу групповой сплоченности (U=19,5, при р=0,01). Это указывает на то, что учащиеся 1-ой группы более сплочены, чем учащиеся 1-ой группы.

Следовательно, учащиеся 10 “А” класса характеризуются более высоким уровнем групповой сплоченности, чем учащиеся 10 “Б” класса, что потверждает результаты, полученные на основе экспертной оценки классных руководителей данных учебных групп.

3.2 Данные полученные с помощью методики “ Диагностика уровня развития малой группы”

Сравнительный анализ данных по методике “Диагностика уровня развития малой группы” для двух групп представлен в таблице №4

Таблица № 4.

Средние ранги по методике Диагностика уровня развития малой группы в 1-ой и 2-ой группах.

Уровень развития малой

группы

Средний ранг

М

U

Группа №1 (n=16) 19,3 18,5*
Группа №2 (n=12) 8,04
* - различия достоверны при р <0,05

По результатам, представленным в таблице №4 (U=18,5, при р=0,05) можно сделать выводы, что 1-группа стоит на более высоком уровне развития, а если точнее на уровне “автономной группы”, когда межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности, в то время как 2-группа стоит на уровень ниже, точнее на уровне “группы-кооперации”, когда межличностные отношения опосредуются об­щественно ценным и значимым содержанием совместной деятельности.

Таким образом, учащиеся 10”А” класса, характеризуясь более высоким уровнем групповой сплоченности находятся на более высоком уровне развития малой группы, но при этом принимают менее эффективные решения. А 10 “Б” класс, характеризуюясь более низким уровнем групповой сплоченности и находясь всего на один уровень ниже по развитию малой группы принимают более эффективные решения.

3.3 Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе

Сравнительный анализ данных по методике “Изучение психологического климата в учебной группе” для двух групп представлен в таблице №5

Таблица №5.

Средние ранги по методике Изучение психологического климата в учебной группе в 1-ой и 2-ой группах.

 

Шкалы

Группа № 1

(n=16)

Группа № 2

(n=12)

U

М

М

 Ученики нашего класса любят и хотят учиться 16,7 11,4 59,5
 Ученики хорошо относятся друг к другу 19,4 8 18**
 Ученики готовы выполнить любую общественную работу 17,5 10,5 48*
Ученики редко ссорятся друг с другом. 15,5 13,1 79,5
Ученики всегда помогают друг другу в учебе 18,4 9,3 34*
Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время 19,3 8,1 19**
Ученики активно участвуют в общественной работе 18,8 8,6 26**
Ученики довольны результатами своей работы 18,5 9,2 32*
Ученики всегда считаются с мнением товарищей 19,7 7,5 12,5**
Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно 20,1 7 6**
Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе 16,5 11,75 63*
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны 18,5 9,1 31**
Общий психологический климат 20,1 7 6**

**- различия достоверны при р <0,01

* - различия достоверны при р <0,05

Анализируя результаты, полученные при сравнении данных по методике «Изучение психологического климата в учебной группе», для двух групп, мы видим, что значимые различия между группами были выявлены по следующим шкалам: по шкале «Ученики хорошо относятся друг к другу» (U=18 при р=0,01) это означает, что учащееся 1-ой группы очень хорошо относятся к друг другу; шкала «Ученики готовы выполнить любую общественную работу» (U=48, при р=0,05) указывает на то, что ученики 1-ой группы охотнее готовы выполнять любую общественную работу; шкала «Ученики всегда помогают друг другу в учебе» (U=34, при р=0,05) свидетельствует о том, что учащиеся 1–ой группы чаще помогают друг другу; шкала «Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время» (U=19, при р=0,01) указывает на то, что подростки 1-ой группы чаще бывают вместе в свободное от занятий время; шкала «Ученики активно участвуют в общественной работе» (U=26, при р=0,01) показывает, что ученики 1-ой группы активно участвуют в общественной работе; шкала «Ученики довольны результатами своей работы» (U=32, при р=0,05) свидетельствует о большей удовлетворенности подростков 1-ой группы результатами своей работы; шкала «Ученики всегда считаются с мнением товарищей» (U=12,5, при р=0,01) указывает на то, что ученики 1-ой группы всегда считаются с мнением товарищей; шкала «Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно» (U=6, при р=0,01) показывает, что внеклассные мероприятия у 1-ой группы проходят весело и оживленно; шкала «Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе» (U=63, при р=0,05) свидетельствует об острой реакции учащихся 1-ой группы на успехи и неудачи одноклассников в учебе; шкала «Ученики нашего класса дружны и доброжелательны» (U=31, при р=0,01) указывает на то, что подростки 1-ой группы, характеризуются дружелюбностью; шкала «Общий психологический климат» (U=6, при р=0,01) показывает то, что в 1-ой группе преобладает благоприятная психологическая обстановка, в то время как наличие таких особенностей по всем выше указанным шкалам у учащихся 2-ой группы не наблюдается.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.