на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Влияние социально-психологических особенностей группы на эффективность принятия решения


Интересные результаты были получены Д. Снайзек (1989), которая сопоставляла пять типов методик принятия решений, применяемых группами: 1) «консенсус», когда в лобовом, открытом обсуждении выбирается оценка, принимаемая всеми членами группы; 2) «диалектическая» методика, в которой члены группы обсуждали факторы, которые могут повлиять на их оценку; 3) «диктатура», когда обсуждение заканчивается выбором субъекта, чья оценка и станет оценкой группы; 4) метод Дельфи, когда члены группы не встречаются лицом к лицу, а представляют ответы анонимно в серии раундов, пока не будет достигнут консенсус или принято среднее решение; 5) «коллективная» методика, предотвращает все интриги среди членов группы, просто усредняя индивидуальные оценки для получения оценки коллективной.

Автор обнаружил, что каждая из четырех первых методик достигала более точных результатов, чем простое усреднение (пятая методика), но лучшие результаты принесла «диктатура», при которой процент ошибок был в три раза меньше. Характерно, что в каждом случае применения метода «диктатуры», «диктатор» группы изменял свое конечное мнение в направлении коллективного среднего, тем самым увеличивая величину ошибки. Другими словами, группы были способны выбирать «диктаторов», но они под воздействием феномена «огруппления мышления» и других факторов группового давления, быстро становились «демократами» и тем самым снижали эффективность групповой работы. Результаты данного исследования еще раз обращают внимание на то, что при решении дилеммы: «Лучше одна голова или несколько голов?», следует учитывать, как эти головы соединены и взаимодействуют (Проблема принятий решений, 1976).

Таким образом, добиться высокой эффективности при организации групповой деятельности не легко, т.к., влияет множество психологических, социальных, этно-функциональных, и даже пространственно-территориальных факторов на успешность каждого участника совместной деятельности и всей группы в целом.

И все же группа может добиваться значительных творческих результатов и высокоэффективных решений, собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернативных решений.

1.3 Особенности группы как детерминанты качества группового решения

группа принятие психологический решение

Говоря об эффективности решений принимаемых в группе, следует выявить факторы, влияющие на процесс группового принятия решения. Чтобы разобраться в этом, необходимо проанализировать работы, посвященные исследованию социально-психологических особенностей самой группы, как фактора, влияющего на качество принимаемого решения.

Следует отметить, что большинство исследователей рассматривали отдельные социально-психологические особенности групп, принимавших коллективное решение. К примеру, Хоффман (Хоффман, 1978) изучал роль такой характеристики, как состав группы. Полученные данные показали, что гетерогенные (разнородные) группы, члены которых различались по квалификации и опыту, обычно принимали решения более высокого качества, чем гомогенные (однородные) группы. Однако гомогенные группы, члены которых имели сходство по квалификации и опыту, отличались другими преимуществами. Такие группы способствовали удовлетворенности их членов и уменьшению конфликтности. Отмечалась большая гарантия того, что в процессе данной деятельности группы ни один из ее членов не будет доминировать.

Исследовалась также роль особенностей группового взаимодействия при принятии решения. На этом основании выделяют интерактивные и номинальные группы. Обычная дискуссионная группа, например, та или иная комиссия, члены которой непосредственно взаимодействуют друг с другом в целях принятия решения, называется интерактивной. В номинальной группе, наоборот, каждый из членов действует сравнительно изолированно от остальных, хотя порой все они находятся в одном помещении (но бывают и пространственно разобщены). На промежуточных стадиях работы эти лица обеспечиваются информацией о деятельности друг друга и имеют возможность менять свои мнения. В этом случае можно говорить о косвенном взаимодействии. Как отмечает Дункан (Дункан, 1981), номинальные группы превосходят интерактивные на всех этапах решения проблемы, кроме этапа синтеза, когда высказанные членами группы идеи сопоставляются, обсуждаются и комбинируются. В итоге сделан вывод о необходимости комбинирования номинальной и интерактивной форм, поскольку это приводит к выработке групповых решений более высокого качества.

Значительное внимание уделяется проблеме уровня риска в групповых решениях. Полученные результаты разноречивы. Так, имеются экспериментальные данные, свидетельствующие об усреднении крайних позиций в процессе принятия группового решения. В итоге решение оказывается менее рискованным, чем возможное индивидуальное. В соответствии с другими исследованиями, групповые решения отличаются большей долей риска, по сравнению с решениями, предпочитаемыми «средним» членом этой группы (Бем, Коган, Уоллах, 1973). Принимая решения, группа стремится к альтернативам, обеспечивающим более высокий конечный результат, но меньшую вероятность его достижения. Наряду с этим были обнаружены и значительные совпадения между распределениями групповых и индивидуальных решений: групповое решение несет в себе большую степень риска, чем решение «среднего» члена группы («феноменом групповой поляризации», открытый С. Московичи и М. Заваллони, 1969), однако любое групповое решение не рискованнее индивидуальных решений отдельных членов данной группы. Явление увеличения уровня риска в решениях, принимаемых группой, получило название «сдвига риска» и был открыт в 1961 году Дж. Стоунером. Это явление представляет следствие деиндивидуализации личности в группе и называется «диффузией» ответственности, поскольку ни один из членов группы не наделен всей полнотой ответственности за окончательное решение. Индивид знает, что ответственность возлагается на всех членов группы.

Порой группа может склоняться к самым необоснованным решениям. Особенно это характерно для групп с большой степенью сплоченности. Иногда члены группы в такой степени стремятся к консенсусу (полному единогласию при принятии группового решения), что игнорируют реалистические оценки своих решений и их последствий. Члены подобных групп могут обладать высоким социальным статусом и значимость их решений бывает исключительно велика для многих людей. Единодушие нередко торжествует победу над взвешенным критическим подходом к проблеме. В итоге, достигая консенсуса, члены группы принимают неэффективное решение. Американский психолог И. Джанис (И. Джанис, 1972) назвал это явление «огрупплением мышления».

В 6олее концентрированном виде основные черты группового мышления вслед за И. Джанисом сформулировал польский психолог Ю. Козелецкий (Ю. Козелецкий, 1979) 1) конформистское мышление – отказывающиеся принять решение большинства изгоняются из группы; 2) тенденциозный отбор информации – группа самоизолируется от информации, которая могла бы поставить под сомнение правильность принимаемых ею решений; 3) сверхоптимизм – переоценка вероятности успеха и недооценивание вероятности неудачи; 4) убеждение во всесильности группы – переоценка ее компетентности и недооценка силы конкурентов; 5) обманчивость инициативы – группа считает, что обладает инициативой в решении проблемы, однако это зачастую бывает далеко не так.

Одной из значимых детерминант, как самого процесса группового взаимодействия, так и его результата является ролевая структура группы. Понятие «роль» определяется как набор функций, которые выполняет член группы в процессе решения задач. Различные схемы, включающие главные и второстепенные роли, разрабатывались зарубежными и отечественными исследователями.

На наш взгляд, наиболее полной является схема, предложенная Ярошевским М.Г (Ярошевским М.Г, 1978), она включает следующие роли: организатор (член группы, чья активность направлена на организацию групповой работы), генератор идей (участник, продуцирующий различные варианты решений), критик (чья активность направлена на выявление недостатков предлагаемых решений, а также способствует выработке другого решения), коммуникатор (его задача – разработать и конкретизировать уже высказанные варианты), эрудит (чья активность проявляется в привлечении имеющихся знаний). Существенно то, что в различных схемах ролевые характеристики выделяются в зависимости от процессов, происходящих в группе в ходе обсуждения проблемы, т.е. функций на когнитивном и социальном уровне, а также на основе речевых сообщений.

В ряде работ показано, что роли в группе образуют своего рода иерархию. Так, критик, генератор идей и эрудит, работают над разрешением творческой проблемы, остальные же обеспечивают их эффективное функционирование и реализацию решения. Отсутствие какой-либо функции или роли в процессе обсуждения может повлечь за собой дезорганизацию групповой работы, а в конечном счете – неудачное решение (В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1983).

Однако также очевидно, что само по себе наличие всех ролей не гарантирует безошибочного решения, хотя и имеет позитивное влияние на результат совместной деятельности. Скорее всего, не столько набор функций, сколько их распределение – ригидное и жесткое или подвижное и гибкое, детерминирует исход этого процесса.

Важным фактором в принятии совместных решений является наличие лидера в группе. Лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу к намеченной цели. Тот или иной стиль поведения лидера в значительной мере влияет на групповую атмосферу и эффективность принимаемых решений. Демократический и авторитарный стили руководства ассоциируются с более высокими достижениями. В таких группах есть четкая структурная организация работы, тогда как при попустительском стиле никак не ограничивают и не направляют членов группы. Наибольшую удовлетворенность совместной работой члены группы испытывают при демократическом руководстве, тогда как авторитарные руководители могут подавлять индивидуальную волю участников (К. Рудестам, 1975)

Подводя итоги, можно сказать, чтл решения, принятые той или иной реальной группой, на практике всегда имеют социальный характер. В этих решениях неизбежно отражаются цели, ценности и нормы соответствующих социальных групп.


Глава II. Методология, методы и методики исследования

2.1 Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования

Цель исследования: изучить роль социально-психологических факторов, влияющие на процесс принятия групповых решений.

Объект исследования: группа как социально-психологическое явление.

Предмет исследования: социально-психологические факторы, влияющие на эффективность принятия группового решения

Основная гипотеза исследования: качество группового принятия решения может зависить от особенностей самой группы, таких как сполоченность, психологический климат и уровень развития.

Для подтверждения основной гипотезы, необходимо проверить ряд частных гипотез:

3)  группы, характеризующиеся высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом, находящиеся на высоком уровне развития принимают более эффективные решения, чем группы, характеризующиеся низкой сплоченностью, неблагоприятным психологическим климатом, находящиеся на низком уровне развития.

4)  группы, характеризующиеся высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом, находящиеся на высоком уровне развития, в силу проявления феномена “группомыслия” могут принимать менее эффективные решения, как и группы, характеризующиеся низкой сплоченностью, неблагоприятным психологическим климатом, находящиеся на низком уровне развития.

Реализация данной цели и гипотезы требуют решения следующих задач:

5.  Провести теоретический обзор по проблематике;

6.  Изучить специфику процесса группового приятия решений;

7.  Рассмотреть особенности группы как фактора, влияющего на качество принимаемого решения в группе.

8.  Провести психодиагностическое исследование влияния социально-психологических особенностей группы на эффективность группового решения.

2.2 Методологические принципы

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Психологический словарь, 1990).

Методологическими принципами, касающимися темы нашего исследования являются: принцип детерминизма, принцип развития и принцип системности.

Принцип детерминизма – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает, прежде всего в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его (Рубинштейн, 1959).

В данной работе принцип детерминизма использовался при изучении особенностей группы как фактора, детерминирующего эффективность группового принятия решения.

Принцип системности. Системные идеи сравнительно давно получили выражение в некоторых психологических концепциях. Принципы системного подхода нашли воплощение в Культурно–исторической концепции психики Л.С. Выготского, в «Генетической эпистемологии» Ж. Пиаже, в «Физиологии активности» Н.А. Бернштейна, а также в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других советских психологов.

«Принцип системности – необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных» (Юдин Э.Г., 1978).

В данной работе групповой подход к решению задачи рассматривается, как целостный процесс состоящих из отдельно взаимодействующих элементов системы, куда входят особенности групповой дискуссии, а также самой группы и разрешаемой задачи. Следовательно, принцип системности является одним из основных принципов, используемых в нашей работе.

Принцип единства сознания и деятельности. Сам термин принадлежит С.Л. Рубинштейну, которым он в 1940-х годах обозначал свой вариант деятельностного подхода. Суть рубинштейновского варианта деятельностного подхода в том, что деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности и поведения, являются условием их адекватного выполнения. Основанием единства психики и деятельности является объект (Рубинштейн, 1959).

Данный принцип позволяет обнаружить различия между тем, что человек чувствует на самом деле и как он свои чувства выражает, то есть помогает распознать стили поведения при решении групповых задач.

2.3 Методы и методики исследования

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (Психологический словарь, 1990).

В нашем исследовании в соответствии с целью и задачами применялись следующие методы:

1.  Метод теоретического обзора литературы

2.  Метод экспертной оценки

3.  Психодиагностический метод

4.  Методы математической и статистической обработки (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализа Спирмена).

Методика – форма реализации метода, совокупность приёмов и операций для достижения определенной цели (Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. – М ., 1990).

В качестве основных методик исследования использовались:

1. Методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”.

   Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (а, б, в), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест был использован в нашем исследовании для определения выборки испытуемых на основе экспертных оценок учителей.

2. Игра “Катастрофа в пустине”.

Данная игра используется для исследования процесса принятия группового решения с целью научить эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи и предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе, а также может внести вклад в сплоченность членов группы. В основном проводится в рамках занятий по психологическому тренингу (Pfeiffor & Jones, 1975). В нашем исследовании данная игра была использовано для сравнения эффективности групповых решений в исследуемых учебных группах.

В соответствии со сценарием игры каждый участник игры сначала индивидуально принимает решения, затем идут этапы совместного (группового) решения и общего обсуждения хода игры и полученных результатов.

3. Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора»

Данная методика была использована в нашей работе для исследования групповой сплоченности. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность и единство. Данная методика позволяет определить сплоченность группы, не только путем расчета соответствующих социометрических индексов, а с помощью специального опросника, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах, а затем легко переводиться на индексы.

4. Диагностика уровня развития малой группы

Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы, что и было сделано в нашем исследовании.

Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г). Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу, по п. Б - к среднему уровню развития, по п. В - к низкому уровню развития, по п. Г - к группе номинального или корпоративного типа.

Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:

А - 3 балла;

Б - 2 балла;

В - 1 балл;

Г - 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин);

67- 81 - коллектив - «Горящий факел».

66-50 - автономия - «Алый парус».

49-34 - кооперация - «Мерцающий маяк».

33-20 - ассоциация - «Мягкая глина».

19 и менее - диффузная группа - «Песчаная россыпь».

5. Методика «Изучение психологического климата в учебной группе».

Назначением данной методики является – нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе. Особенностью данной методики является то, что она позволяет рассмотреть отдельны признаки психологического климата, а также выявить ее общий уровень.

Опросник состоит из 12 утверждений, которые характеризует отдельные параметры психологического климата. Ответы преобразуются в баллы с помощью ключа. В нашем исследовании данный тест является вспомогательным инструментом для определения особенностей психологического климата, изучаемых учебных групп.

Математико-статистическая обработка данных проходила в два этапах. На первом этапе проводилась описательная статистика, заключающаяся в определении средных значений, моды и медианы для выявления особенностей распределения.

На втором этапе для выявления достоверно значимых различий использовались статистический U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирмена. Наиболее частые случаи применения U-критерия Манна-Уитни связаны с проверкой равенства средних рангов в двух выборках. Данный критерий применяется в нашей работе, т.к. исходные данные имеют ненормальное распределение и использован с целью статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Манна-Уитни.

Корреляционный анализ Спримена в нашей работе использован для выявления взаимосвязи особенностей группы с процессом группового принятия решения в двух учебных группах.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков (Сидоренко, 2000).

2.4 Обоснование выборки

В выборку нашего исследования, которое было направленно на изучение социально-психологических факторов, влияющих на процесс группового принятия решения, вошли 2 учебные группы – учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов средней школы №55 г. Бишкек. В целом приняло участие 28 человек (9 мальчиков и 19 девочек) в возрасте 15-16 лет. Причинной выбора школьников старшего подросткового возраста является то обстоятельство, что данные учебные группы существуют как учебные коллективы в течение длительного времени и обладают опытом совместного взаимодействия, а поскольку эти факторы являются немаловажными при исследовании процессов группового принятия решения, то учет их уже на стадии определения выборки испытуемых является обязательным.

2.5 Этапы исследования

1.  Формулирование проблемы

Проводился анализ актуальности и разработанности различных аспектов психологической действительности, в результате была сформулирована гипотеза, положенная в основу данного исследования.

2.  Обзор литературы

На этом этапе работы проводился сбор и анализ доступной литературы по изучаемой проблеме. Собранная информация была проанализирована методом теоретического сравнительного анализа литературы. В результате получилась теоретическая модель изучаемого явления, на основе которой было спланировано экспериментально-психологическое исследование.

3.  Этап экспериментально-психологического исследования.

На данном этапе работы был непосредственно проведен сам эксперимент. Он заключался в сопоставлении двух выборок: реально существующих групп, различающихся уровнем групповой сплоченности. Обоим выборкам давались одинаковые методики.

В качестве независимой переменной выступает качество группового решения. В качестве зависимой переменной выступают особенности самих групп.

4. Анализ и интерпретация данных, полученных эмпирическим путем.

Для анализа и интерпретации результатов данного исследования применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни, выявляющий различия в уровне исследуемого признака между двумя выборками. Помимо данного критерия, использовался корреляционный анализ Спирмана, позволяющий выявлять соотношение между различными показателями.


Глава III. Анализ и интерпретация результатов социально – психологического исследования

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе исследования была определена выборка испытуемых на основании двух методик. Сперва, была проведена методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”, заполнявщаяся классными руководитлями 10-х учебных классов (10 “А” и 10 “Б”) средней школы №55 г. Бишкек для выявления учебных групп, различающихся уровнем сплоченности.

Сравнительный анализ данных по методике “Экспертная оценка сплоченности учебной группы” для учителей представлен в таблице №1.

Таблица № 1

Данные по методике Экспертная оценка сплоченности учебной группыв 1-ой и 2-ой группах.

Экспертная оценка

сплоченности

Средний ранг

М

U

Группа №1 (n=16) 17,5 13*
Группа №2 (n=12) 7,5
*- различия достоверны при р <0,05

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.