на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Решение уравнений в целых числах


Вторая подходящая дробь получается отбрасыванием всех звеньев, начиная с : . Точно так же

и т. д.

В силу способа образования подходящих дробей возникают очевидные неравенства:

; .

Запишем k-ю подходящую дробь  в виде        ,

и найдем закон образования числителей и знаменателей подходящих дробей, Преобразуем первые подходящие дроби , , :

; , ;

; ; ;

;

;

Отсюда получаем:

; .

Применяя индукцию, докажем, что соотношения того же вида

                                        ,                                             (7).

выполняются для всех .

Действительно, пусть равенства (7) выполняются для некоторого . Из определения подходящих дробей непосредственно следует, что при замене в выражении  величины  на  перейдет в . Согласно индукционному предположению

.

Заменяя здесь  на , получим:

.

Отсюда, так как , следует, что

, .

Таким образом, из выполнения равенств (7) для некоторого  следует выполнение их для  Но для  равенства (7) - выполняется и, следовательно, их справедливость установлена для всех .

Покажем теперь, что разность соседних подходящих дробей  удовлетворяет соотношению

                                                            .                                            (8)

Действительно,

.

Пользуясь формулами (7), преобразуем числитель полученной дроби:

.

Выражение, стоящее в скобках, получается из исходного заменой  на . Повторяя такие же преобразования для получающихся выражений, получим, очевидно, цепь равенств:

                                          


Отсюда следует, что

Если разложение  в цепную дробь имеет  звеньев, то п-я подходящая дробь  совпадает с . Применяя равенство (8), при  получим

                                                                                                                   (9)

Вернемся теперь к решению уравнения

                                                         ,                                                (10)

Перепишем соотношение (9) в виде .

Приводя к общему знаменателю и отбрасывая его, получим

Умножим это соотношение на . Тогда

Отсюда следует, что пара чисел ,

                                               , ,                                      (11)

является решением уравнения (10) и согласно теореме все решения этого уравнения имеют вид

,             

Полученный результат полностью решает вопрос о нахождении всех целочисленных решений уравнения первой степени с двумя неизвестными. Перейдем теперь к рассмотрению некоторых уравнений второй степени.

3. ПРИМЕРЫ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ

П р и м е р I. Рассмотрим уравнение второй степени с тремя неизвестными:

                                                                                                                             (12)

Геометрически решение этого уравнения в целых числах можно истолковать как нахождение всех пифагоровых треугольников, т. е. прямоугольных треугольников, у которых и катеты , и гипотенуза  выражаются целыми числами.

Обозначим через  общий наибольший делитель чисел  и : . Тогда

, ,

и уравнение (12) примет вид

.

Отсюда следует, что  делится на  и, значит,  кратно : .

Теперь уравнение (12) можно записать в виде

;

сокращая на , получим

.

Мы пришли к уравнению того же вида, что и исход­ное, причем теперь величины  и  не имеют общих делителей, кроме 1. Таким образом, при решении уравнения (12) можно ограничиться случаем, когда  и  взаимно просты. Итак, пусть . Тогда хотя бы одна из величин  и  (например, ) будет нечетной. Перенося  в правую часть уравнения (12), получим

                                                 ; .                                           (13)

Обозначим через  общий наибольший делитель выражений  и . Тогда

                                                        , ,                                                  (14)

где  и  взаимно просты.

Подставляя в (13) значения  и , получим

.

Так как числа  и  не имеют общих делителей, то полученное равенство возможно только в том случае, когда  и  будут полными квадратами:

, .

Но тогда

и

                                                                                                                                    (15)

Найдем теперь  и  из равенств (14). Сложение этих равенств дает:

                                         ; .                                (16)

Вычитая второе из равенств (14) из первого, получим

                                         ;                                  (17)

В силу нечетности  из (15) получаем, что ,  и  также нечетны. Более того, , так как иначе из равенств

 и

следовало бы, что величины  и  имеют общий делитель , что противоречит предположению об их взаимной простоте. Числа и  связаны с взаимно простыми числами  и  равенствами

,

и в силу этого сами взаимно просты; , так как , что ясно из равенств (14).

Подставляя в равенства (15) - (17) , получим формулы:

                                                     , , ,                                     (18)

дающие при нечетных взаимно простых  и   все свободные от общих делителей тройки целых положительных чисел , , , удовлетворяющие уравнению (12). Простой подстановкой ,  и  в уравнение (12) легко проверить, что при любых и  числа (18) удовлетворяют этому уравнению.

Для начальных значений  и  формулы (18) приводят к следующим часто встречающимся равенствам:

  

Как уже было сказано, формулы (18) дают только те решения уравнения

,

в которых числа ,  и  не имеют общих делителей. Все остальные целые положительные решения-этого уравнения получаются умножением решений, содержащихся в формулах (18), на произвольный общий множитель .

Тем же путем, каким мы получили все решения уравнения (12), могут быть получены и все решения других уравнений того же типа.

П р и м е р  II.  Найдем все решения уравнения

                                                                                                                           (19)

в целых положительных попарно взаимно простых числах , , .

Заметим, что если , ,  есть решение уравнения (19) и , ,  не имеют общего делителя, отличного от 1, то они и попарно взаимно просты. Действительно, если  и  кратны простому числу , то из равенства

следует, так как его левая часть - целое число, что  кратно . То же самое будет, если  и  или  и  делятся на .

Заметим, что  должно быть числом нечетным для того, чтобы общий наибольший делитель , ,  был равен 1. Действительно, если  четно, то левая часть уравнения (19) будет четным числом и, значит, z также будет четным. Но  и  будут тогда кратны 4. Отсюда следует, что  должно делиться на 4, другими словами, что  тоже должно быть четным числом. Значит, если  четно, то все числа , ,  должны быть четными. Итак, в решении без общего отличного от 1 делителя  должно быть нечетным. Отсюда уже следует, что и  должно быть тоже нечетным. Перенося  в правую часть, мы получаем:

.

Но  и  имеют общим наибольшим делителем 2. Действительно, пусть их общий наибольший делитель будет . Тогда

, ,

где  и  - целые числа. Складывая и вычитая эти равенства, мы будем иметь:

,.

Но  и  нечетны и взаимно просты. Поэтому общий наибольший делитель  и  будет 2. Отсюда следует, что .

Итак, или , или  нечетно. Поэтому или

числа

 и

взаимно просты, или взаимно просты числа

 и .

В первом случае из равенства

следует, что

, ,

а во втором случае из равенства

следует

, ,

где  и  целые,  - нечетное число и , . Решая эти две системы уравнений относительно  и  и находя , мы получаем или

, ,  или

, , ,

где  нечетно. Объединяя эти две формы представления решения , ,  мы получаем общую формулу

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.