на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков


Примером дифференциации и специализации тематики объектов художественного коллекционирования могут служить художественная галерея П.М. Третьякова, созданная как музей истории русского искусства, а также специализированные коллекции: русской живописи И.В. Цветкова с подбором коллекций рисунков-набросков, копий, вариантов и т.п., которые отражали процесс творчества художников; художника И.С. Остроухова, собиравшего древнерусскую живопись; Д.А. Ровинского, оставившего богатую коллекцию портретов, гравюр, лубочных картин. Появляются тематически более узкие живописные коллекции, посвященные одному хронологическому периоду или творчеству одного художника: коллекция М.П. Боткина (произведения А.А. Иванова), А.А. Коровина, С.П. Крачковского, И.И. Трояновского, К.А. Сомова, А.Н. Бенуа (живопись конца XIX – начала XX века.

Произведения старого западноевропейского искусства в Санкт-Петербурге собирал П.П. Семенов-Тян-Шанский (причем составлялась коллекция с учетом пробелов в эрмитажном собрании и после передачи в Эрмитаж сделала его фламандский отдел наиболее значительным и полным в мире), в Москве — Д.И. Щукин (свыше 250 полотен французских импрессионистов). Собрания новой французской живописи сформировали В.И. Щукин и И.А. Морозов, которые приобретали картины импрессионистов непосредственно на выставках в Париже.

Систематическое собрание по истории русского театра создал русский театральный деятель А.А. Бахрушин. Появились коллекционеры, которые собирали конкретные предметы материальной культуры. Русский фарфор собирал А.В. Морозов, охотничье и любительское русское и западноевропейское оружие — А.А. Кутуар де Бианкур, народную резьбу и вышивку — И.Я. Билибин. Большинство этих собраний было передано владельцами в дар обществу, благодаря чему они получили мировую известность.

К числу последних следует отнести Музей изящных искусств, открытый в 1913 г. при Московском университете специалистом в области античной истории, этнографии и искусства И.В. Цветаевым. Из собрания, созданного для учебных целей, оно превратилось в один из крупнейших просветительских центров Москвы.

Положительную роль в передаче или льготной продаже частными коллекционерами произведений искусства сыграли регулярно устраиваемые выставки, а также популяризация частных собраний на страницах периодической печати. Начало выставочной работе в России положила деятельность Общества передвижных художественных выставок (70-е — конец 90-х гг. XIXв.), а также деятельность художественного объединения "Мир искусства" (конец 90-х гг. XIX в. — 1917), возглавляемое С.П. Дягилевым. Передвижные выставки начиная с 1871 г. организовывало Общество передвижных художественных выставок, а с 1886 г. — Академия художеств в Санкт-Петербурге. Искусствоведческие общества создавались в Одессе (60-е гг. XIXв.), Риге (70-е гг.), Киеве, Харькове, Севастополе (80-е гг.). В провинции также складываются значительные собрания живописи как у частных лиц (П.М. Догадина в Астрахани, Г.Семенова в Житомире, Н.Н. Дубовского в Новочеркасске, В.П. Сукачева в Иркутске), так и возникающих повсеместно художественных музеях. В конце XIX в. появляются первые художественные музеи в провинции. В октябре 1891 г. А.П. Боголюбов, известный своими идеями художественного просвещения народа, обратился к министру двора И.И. Воронцову-Дашкову с письмом, в котором изложил проект устройства художественных музеев во всех провинциальных городах, имевших университеты, и в некоторых губернских. Он ссылался на опыт Западной Европы, где "каждый малоизвестный городок имеет при ратуше музей, охотно посещаемый и обогащаемый обитателями". А.П. Боголюбов считал это государственным делом. Спустя четыре года, в 1885 г., его стараниями и стараниями друзей-передвижников в Саратове открылся один из первых художественных музеев в провинции. Это событие вызвало большой резонанс в обществе. Газета "Саратовский листок" писала: "Сегодня — день открытия Радищевского музея в Саратове, учреждения совершенно нового не только для местного саратовского, но и вообще провинциального русского общества. Доселе всякие музеи, тем более чисто художественные, концентрировались в столицах... Провинция теперь жаждет развития..."

Вскоре художественные музеи открылись в Риге, Дерпте (Тарту), Феодосии и других городах как учреждения просветительского и учебного характера. Профиль их не всегда был строго выражен, некоторые музеи имели археологические, этнографические, нумизматические и иные материалы. Последнее относится к церковно-археологическим музеям, основу которых составляли ценные коллекции церковной живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. Во второй половине XIX — начале XX века церковно-археологические музеи при духовных академиях и семинариях, церковно-археологических комитетах и обществах были открыты почти во всех православных епархиях Российской империи. К наиболее значительным музеям данной группы необходимо отнести музеи Тверской (1866), Киевской (1872), Петербургской (1879), Ростовской (1883) духовных академий, а также Троице-Сергиевой лавры (1880).

§ 3. Природоведческие музеи

С середины XIX в. происходит процесс специализации природоведческих наук — ботаники, зоологии, минералогии и антропологии. Этот процесс, а также открытие сущности жизненных процессов при помощи экспериментальных исследований и учения Чарльза Дарвина непосредственно повлияли на музейную деятельность. После выхода в свет дарвинского "Происхождения видов" (1859) в качестве главной в биологии стала рассматриваться задача не систематизации живых организмов, а построения филогенетической (отражающей эволюционные связи и близость происхождения) системы животных и растений, изучения среды обитания животных и их взаимодействия с внешними условиями. На этой основе сформировалась идея музея собственно биологического или общебиологического, иллюстрирующего "те общие законы и явления, что раскрываются при изучении животных форм, и те теории, которые направлены к истолкованию последних" (А.Ф. Котс).

Раньше общие природоведческие музейные собрания по своему составу удовлетворяли требованиям проведения всех типов исследований в области природы. В XIX веке стали развиваться специализированные собрания. Для новых, специфических исследований в области различных природоведческих дисциплин понадобились иные научно-исследовательские учреждения, которые не зависели от музейных коллекций. Только таксономические (систематические) исследования по-прежнему имели потребность в более специализированных собраниях природных объектов, которые не могли быть использованы в просветительских целях в полном объеме. В конце XIX в. началось отделение части природоведческих музейных фондов, предназначенных для экспозиционных целей, от основных исследовательских фондов, значительно больших по своим масштабам, чем экспозиционные.

Начиная с последней трети XIX в. проводилась большая работа по описанию видов предметов природы в мировом масштабе. Гигантское увеличение собраний этих предметов в музеях Европы обусловило новые подходы к их изучению. Это в свою очередь в число первостепенных задач поставило задачу совершенствования ботанической, зоологической, антропологической и палеонтологической систематики.

В соответствии с этим развивались новые собирательские методы и номенклатурные упорядочения, уточнялся принцип составления сопроводительной и собирательской документации. За международным упорядочением в ботанике (с 1863 г.) началось подобное урегулирование в зоологии (с 1904 г.), анатомии и других науках. Это означало введение в практику объективных методов определения типов предметов в таксономии. Последняя устанавливает названия видов предметов, в том числе и предметов музейных собраний.

Углубление специализации привело как к международному сотрудничеству хранителей крупных природоведческих музеев, так и к преобразованию последних в международные центры, которые позволяли с максимальной полнотой проводить сравнительные исследования. Возникали новые способы консервации музейных предметов, их интерпретации в экспозициях.

Научное описание коллекций природоведческих музеев стало главной задачей для их сотрудников. Новые открытия и находки останков не известных до этого времени видов животных ставили перед ними новые задачи. Дальнейшее развитие природоведческой исследовательской и собирательской работы на исходе XIX в. обусловило появление новых музеев.

В России в 1901 г. был открыт новый природоведческий музей в Петербурге. Его экспозиция, расположенная в здании таможенного пакгауза на Васильевском острове, привлекала внимание посетителей интересными биогруппами. Пополнялись коллекции растений, семян, гербариев Петербургского ботанического сада, который в рассматриваемый период стал ведущим центром развития ботаники в России.

Ботанический музей основан в Томске в 1885 году при Томском университете ботаников П.Н. Крыловыми. основные его функции – учебные и научные исследования, в музее имелась небольшая экспозиция, проводились экскурсии.

Осуществлялись целенаправленные закупки зоологических коллекций: для музея в Петербурге – у Филиппи (Неаполь, 1851), Лагоды А.И. (1871), Э.А. Эверсмана (Казань, 1877), С.М. Сокольского (1879) и др. Значительную часть поступлений составляли экспедиционные сборы научных обществ (Московского общества испытателей природы, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русского географического общества), Комиссии по исследованию фауны Московской губернии, Академии Наук и университетов. Центрально место занимали научные коллекции; в музее Московского университета были выделены экспозиционный фонд и учебные коллекции; экспозиции были систематическими. Во второй половине XIX века животных в них показывали в естественной обстановке, использовали биогруппы и диорамы. Высокого уровня достигло искусство таксидермии (А.М. Быков, И. и П. Ивановы, К. Приходько, П. и Ф. Девятовы и др.).

Зоологические музеи играли важную роль в подготовке специалистов-естественников, являлись основной базой научных исследований. Вокруг них группировались выдающиеся ученые: Г.И. Фишер, А.Л. Ловецкий, К.Ф. Рулье, А.П. Богданов, В.М. Шимкевич, Н.М. Кулагин, Н.Ю. Зограф, Г.А. Кожевников, Ф.Ф. Брандт, В.В. Заленский и др. В конце XIX – начале XX века для зоологических музеев в Москве и Петербурге были построены специально оборудованные здания.

§ 4. Музеи науки и техники

Очевидная нехватка общедоступных музеев науки и техники (в сопоставлении с масштабами страны и ускорением социально-экономического развития) начала восприниматься с середины XIX века путем создания частных, главным образом коммерческих музеев искусств и знаний: М.А. Шульце-Беньковской в Москве, К. Гаснера в Петербурге и др. Наряду с этим Русское техническое общество во всех провинциальных отделениях организовало музеи, а при Постоянной комиссии по техническому образованию – Подвижной музей наглядных пособий в Петербурге. Главным в их деятельности было обучение и просвещение, пропаганда передового опыта. Те же функции выполняли музеи учебных заведений, отраслевые промышленные музеи и фабрично-заводские музеи (так называемые заводские магазины).

Толчком к созданию технических музеев послужила Большая Лондонская выставка 1851 г. Она способствовала развитию европейской промышленности и торговли, также послужила примером для последующих всемирных выставок.

Одной из особенностей промышленных выставок являлся показ всех этапов производства предметов массового потребления, начиная с исходного материала и заканчивая действующими перерабатывающими машинами, которые производили конечную продукцию в присутствии публики. Это был только первый шаг к участию посетителей в управлении механизмами.

Толчок же к созданию первого промышленного музея в России дала 14-я Всероссийская мануфактурная выставка 1870 г. в Санкт-Петербурге, которую организовало Министерство финансов. Организаторы стремились к тому, чтобы выставка стала международной по своему значению — по образцу Парижской выставки 1867 г., которая широко отражала жизнь колоний. В ней впервые приняли участие почти все территории империи, в том числе Кавказ и Туркестан. Количество экспонатов втрое превышало их количество на предшествующей выставке 1861 г.

Экспонаты выставки отражали промышленное развитие России в первое послереформенное десятилетие. Было широко представлено железнодорожное строительство, судостроение, показана замена древесного угля каменным в тяжелой промышленности.

С деятельностью Русского технического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии связана организация в 1872 Музея прикладных знаний в Петербурге и Политехнического музея в Москве. После закрытия выставки в здании было решено разместить коллекцию Русского технического общества, Военно-педагогического музея и музея Общества популярных художников под названием "Общий музей прикладных знаний". В 1880 г. из этого музея выделился Художественный промышленный музей с большим техническим отделом, который существовал до 1917 г.

В 1872 г. по инициативе профессоров Московского университета А.А. Богданова и Г.Я. Щуровского в Москве была организована Всероссийская политехническая выставка. Вокруг них объединилась группа инженеров, изобретателей, владельцев крупных предприятий. Финансировали организацию выставки предприниматели, и уже 11 декабря 1872 г. она преобразовалась в Политехнический музей.

Согласно замыслу Г.Я. Щуровского, первого секретаря комитета по организации Политехнического музея, он создавался как научное учреждение с широкой программой распространения знаний через экспозицию и лекторий. В лектории музея читали лекции известнейшие деятели науки. Многие из них принимали участие и в его практической деятельности: А.А. Богданов являлся заведующим отделом прикладной зоологии, Г.Я. Щуровский — минералогического. А.А. Богданов и Д.Н. Анучин организовали в 1878 г. Антропологическую выставку и на ее основе Антропологический музей Московского университета.

В Политехническом музее были созданы отделения прикладной зоологии, лесного и сельского хозяйства, прикладной физики, механическое, техническое, мануфактурное, минералогическое и горнозаводское, архитектурное, морского и речного судостроения, почтовое, промышленное, этнологическое, учебно-образовательной деятельности, позже появился отдел новостей промышленности. На базе музея появились Высшие женские курсы, курсы для учителей, университет имени Шанявского (для лиц, не имевших гимназического образования). При музее существовали образцовая исследовательская пасека, передвижная выставка, которая плавала по рекам Москва и Ока, гидробиологическая станция в Косино под Москвой, Тифлисская научно-исследовательская станция.

Важную роль в жизни такой аграрной страны, как Российская империя, играли сельскохозяйственные музеи. В 1858 г. в Санкт-Петербурге был открыт Сельскохозяйственный музей Министерства государственных имуществ. Опыт деятельности этого музея во многом определили содержание инструкции министерства, согласно которой музеи создавались при палатах государственных имуществ в губернских городах империи.

Инструкция не предусматривала ассигнований каких-либо дополнительных средств на организацию музея, как и введения штатных должностей хранителей (консерваторов). В этих условиях трудно было ожидать развития музейного строительства при палатах государственных имуществ, однако в ряде губерний оно все же имело место.

Преемниками музеев палат государственных имуществ стали музеи губернских статистических комитетов, которые существовали в большинстве губернских центров Российской империи. В них накапливались материалы, которые должны были характеризовать экономику губерний, сельское хозяйство и промыслы, культуру и быт, а также природу и историю края. Однако в этих комплексных музеях часто получали преимущественное значение то одни, то другие отделы.

Деятельность музеев статистических комитетов была обусловлена потребностью в изучении прежде всего экономики края. Собранные коллекции образцов сельскохозяйственной продукции и минералов, этнографических и археологических предметов проходили атрибуцию, первичную классификацию, а также каталогизировались. Это позволяло в ряде случаев использовать их как в просветительской, так и в научно-исследовательской работе.

Вместе с тем уровень музеев, создание которых не входило в круг обязательных работ статистических комитетов, во многом определялся случайными факторами: научными интересами членов комитета, отношением со стороны местной власти и т.д. Эти обстоятельства приводили к неравномерному характеру их развития, смене периодов подъема и упадка.

Наконец, нельзя обойти молчанием появление на территории Российской империи первых частных технических коллекций. Одной из них владел витебский инженер Г.М. Юрченко, собравший в начале столетия предметы, имевшие отношение к строительству железных дорог (костыли, гонты и т.д.), коллекцию чертежей железнодорожных строений, открыток с видами вокзалов и каталогов технических производств. Немалую ценность имела профилированная библиотека, которая насчитывала свыше 1,5 тыс. томов.

К музеям науки и техники примыкали учебные музеи, количество которых в Российской империи в конце рассматриваемого периода достигло внушительных размеров.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к школе во второй половине XIX в. самой жизнью, заключалось в развитии принципа наглядности обучения. Благодаря наглядности учащиеся получали конкретные представления об окружающей действительности, законах природы и общества, изучаемых предметах. Использование данного принципа содействовало живому восприятию и укреплению знаний, повышало интерес к занятиям.

В соответствии с общеевропейской тенденцией в учебных заведениях Российской империи в начале ХХ в. возникло большое количество учебных кабинетов и коллекций. Прежде всего, это касается средних учебных заведений, количество которых значительно увеличилось. Разные по качественному и количественному составу кабинеты физики, природоведения, механики и рисования имели мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные и учительские семинарии.

Положительным в деятельности музеев этой группы нужно считать целенаправленное комплектование специфических по составу коллекций, хороший учет и хранение, реализацию образовательно-воспитательной функции. В результате была заложена основа самостоятельной области музейного дела, которой является работа с детьми.

В конце XIX – начале XX века, по мере возрастания социальной роли науки и техники, всё большее значение приобретало осмысление исторического пути, пройденного человечеством в процессе накопления рациональных знаний и навыков. Происходившие в это время и в России, и на Западе выделение истории науки и техники в самостоятельную область знания не могло не повлиять на музеи науки и техники: они задумывались и создавались именно как исторические, а не как выставки новейших научно-технических достижений. Исследования по истории науки и техники и курсы лекций проводились в Москве, Киеве, Харькове и др. городах. Академией Наук по инициативе А.С. Лаппо-Данилевского в 1915 году организовано первое специальное подразделение по истории науки. Проекты создания в России музея истории науки и техники с использованием новейших достижений мировой музейной теории и практики разрабатывали Н.А. Умов, П.П. Лазарев, В.И. Вернадский и др.

§ 5. Исторические музеи

С середины XIX века создается ряд новых музеев исторического профиля, что свидетельствовало в первую очередь о росте национального самосознания. Одновременно наблюдаются попытки правящих кругов государства использовать исторические музеи в своих политических интересах.

В 60—70-е гг. особенно активно создаются общества – центры по сбору и изучению исторических материалов в России. Особенно подробно хочется рассказать об Императорской Археологической комиссии в Петербурге, работавшей с 1859 по 1917 гг. Это правительственное учреждение, осуществляло надзор на археологическими работами и охраной памятников древности, являлось практически научным центром отечественной археологии в второй половине XIX – начале XX века. Подчинялась Министерству Императорского двора, имела ежегодную правительственную субсидию предназначенную для проведения раскопок. Инициатором создания и первым председателем был граф С.Г. Строганов, с 1886 г. работу возглавлял граф А.А. Бобринский. В состав комиссии входили председатель и его товарищ, три штатных члена, штатные чиновники, почетные члены. Комиссия имела свой музей, руководила Керченским музеем древностей и Римской комиссией археологических разысканий. По указу 1889 г. Археологическая комиссия получила исключительное право производства и разрешения на археологические раскопки на государственных крестьянских землях. На неё была возложена задача реставрации монументальных памятников искусства и старины и хранение всех документальных материалов, связанных с проведением реставрации. Комиссия привлекала к работе научные общества, музеи, статистические комитеты.

Вслед за Археологической комиссией возникают Московское археологическое общество (1866), Историческое общество Нестора-летописца в Киеве (1872), Археологический институт (1877) и др.

В пореформенное время появилась целая плеяда блестящих историков — С.М. Соловьев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, труды по истории которых имеют непреходящее значение. Археология и этнография становятся самостоятельными историческими дисциплинами. В 1840—1850 гг. начинается интенсивное изучение славянских курганов. Русские древности занимают главное место в трудах членов Московского археологического общества. На I Археологическом съезде, состоявшемся в Москве в 1869 г., поднимается вопрос о необходимости сохранения памятников старины от разрушения, на II съезде (Петербург, 1871 г.) — о состоянии и устройстве архивов, что свидетельствовало о заинтересованности научной общественности в сохранении культурного наследия нации.

Быстрый экономический подъем, рост национального самосознания, а также развитие исторических знаний привели к необходимости создания национального музея в центре русской государственности — Москве. В середине XIX в. несколько подобных проектов было отклонено высшими властями государства. Между тем потребность в таком учреждении после отмены крепостного права с каждым годом делалась все острее. В процессе создания Политехнической выставки возникала идея создания музея отечественной истории на основании материалов исторических отделов выставки. В начале 1872 г. последовало разрешение на его устройство. Будущему музею присваивалось имя наследника престола, великого князя Александра Александровича (Александра III), который принял покровительство над музеем и стал его почетным председателем. В этом решении выразилась определенная политика официальных властей: интерпретировать историю народа и государства надо было в духе идеологии самодержавия, православия и народности. Составление программы музея было поручено А.С. Уварову. В совещательный орган вошли С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский.

Открытие музея было приурочено к коронации Александра III в начале 1883 г. Первые посетители увидели 11 залов, представивших историю Руси с древнейших времен до конца XII в. В последующие дореволюционные годы к ним прибавились еще пять залов, экспозиция которых была доведена до XVI в. В 1889 г. в музее начала действовать аудитория на 700 человек, где читались публичные лекции по русской истории, а также проводили свои заседания научные общества и др.

Значительную роль в расширении музейной работы сыграло открытие Румянцевского музея во дворце на Английской набережной Санкт-Петербурга. 9 мая 1862 г. он открыл свои двери в Москве, в помещении дома Пашкова, под названием Московского публичного и Румянцевского музея, перевезенного по инициативе московской общественности из Петербурга в древнюю российскую столицу. В Московский публичный и Румянцевский музей как центральное научно-просветительское учреждение России передавались коллекции и предметы, которые относились не только к истории и культуре, но и к природе.

В археологических отделениях музеев продолжали собираться и изучаться материалы по истории первобытного общества. Французский археолог Г. Мортилье, опираясь на классификацию К. Томсена, разработал хронологическую систему, которая отражала этапы развития палеолитических культур. Эта система основывалась на разных способах обработки и формах орудий труда. Она была использована ученым при классификации большой археологической коллекции, представленной на Парижской международной выставке 1867 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.