на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков


Петровский "кабинет диковинок" был основан в 1714 г. как научный музей и библиотека, получил известность, как, знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности в 1719 году, когда был открыт для посетителей. Петр всячески поощрял любознательных граждан: денег за посещение с них не брать, а напротив — "приучать и угощать". Сохранились документы, согласно которым посетителям в Кунсткамере предлагали "кофе и цукерброды", кормили закусками и поили венгерским вином — все за государев счет. Встречал публику так называемый "суббиблиотекарь", который сопровождал посетителей из комнаты в комнату, все показывал, объяснял и отвечал на вопросы. Свидетели того времени отмечали, что Кунсткамера никогда не пустовала: в ней всегда было "множество... разного звания народу". Впоследствии коллекции Кунсткамеры постоянно пополнялись вещами, собранными русскими путешественниками во время их экспедиций во все стороны света.

§ 1. Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

В России первые шаги собирательства живописи известны со времен средневековья. Если концентрировавшиеся в храмах и монастырях иконы служили в основном лишь религиозным целям, то интерес к иконе просвещенных собирателей приближается к коллекционированию. Обширными собраниями икон обладали уже в XVI – XVII веках семья Строгановых, боярин Б.М. Хитрово, высоко ценившие живопись лучших изографов как прошлого, так и современности (Хитрово заказывал мастерам оружейной палаты иконы для своей церкви в Ознобишине под Москвой, "строгановские письмена" составляют одну из лучших страниц русской иконописи позднего средневековья). Портретная живопись появляется в царских дворцах и домах бояр.

Известно, что царь Петр во время своих путешествий за границу в 1698 и 1717, изучая "изящные науки и искусства", уделял внимание картинным галереям и мастерским художников, здесь сложился его интерес к фламандским и голландским живописцам (особенно маринистам), быть может более познавательный, чем эстетический. Однако в созданном им в первом российском публичном музее — Кунсткамере в Санкт-Петербурге — художественным произведениям, несмотря на сказанное выше, к сожалению, места не нашлось.

Большую часть художественных коллекций Петр I разместил во дворце Монплезир в Петергофе и в Летнем дворце в Санкт-Петербурге. Значительную часть коллекции живописи формировали для Петра I специальные агенты (Ю .Кологривов, С.В. Рагузинский); среди поступивших в Россию в 1-й четверти XVIII века картин преобладали полотна П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, Рембрандта, А. ван Остаде, Я.Стена и др.

По примеру императора его вельможи украшали свои дворцы произведениями искусства. XVIII век знаменит частным коллекционированием. Во дворцах и имениях русской знати собираются богатейшие коллекции станковой живописи, миниатюры, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Однако коллекции произведений искусства в России того времени воспринимались как часть украшений дворцов, либо "курьезы", поэтому о самостоятельной российской художественно-музейной практике до середины XVIII века говорить еще рано.

Однако, дворцовые собрания в России, начало которым положил Петр I, по уровню и значению для формирования музейного фонда страны выходили за рамки частного коллекционирования и оказывали на последнее заметное влияние, являясь образцом для подражания, формируя вкусы общества. Но несмотря на развитие частного коллекционирования при Петре I, о живописных коллекциях, принадлежащих его современникам, почти ничего не известно, можно упомянуть лишь "картины и личины", в том числе портреты королей и "прочих славных людей" в собрании Я.В. Брюса.

В середине XVIII века по заказу Елизаветы Петровны дворцовое ведомство заказывает и приобретает произведения искусства, которые все еще носили характер дворцового интерьера, играли орнаментальную роль. Художник Г.Х. Гротт приобрел для Екатерининского дворца в Царском Селе 115 картин за границей.

В 40—60-е гг. XVIII в. формируются богатые коллекции фарфора из Китая и Японии в "китайском зале" Царскосельского дворца. А в Ораниенбауме был построен специальный Китайский дворец (архитектор А. Риннальди), украшенный в китайском стиле.

Значительно более целенаправленный характер приобретает коллекционирование живописи при Екатерине II, дворцы продолжают пополняться художественными ценностями, приобретенными за границей, но им придается уже новый смысл. Приобретение и заказы для императрицы делают за рубежом русские посольства и агенты, образованность и вкус посредников (Д.А. Голицын, Э.М. Фальконе, Д. Дидро, А.Р. Менгс и др.) в значительной степени определили блестящий уровень коллекций живописи, приобретавшихся для Екатерины II. Благоприятные условия для приобретения работ старых мастеров сложилось в результате Французской революции.

Иметь богатейшее в Европе собрание произведений искусства стало целью императрицы. Большую часть собрания Екатерина II разместила в своей основной резиденции — Зимнем дворце. Дворец, построенный в 1754—1762 гг. по проекту Франческо Барталомео Растрелли как императорская парадная резиденция, определил неповторимый архитектурный облик ансамбля на берегу Невы и его ведущее место в панораме города. Поражают своей значительностью и красотой Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. Фельдмаршальский зал (в нишах когда-то размещались портреты русских фельдмаршалов) был оформлен Огюстом Монферраном, Петровский зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Гербовый зал предназначался для парадных приемов.

По велению Екатерины II в 1764—1775 гг. вдоль восточного фасада Зимнего дворца архитекторами Ю.М. Фельтеном и Ж.-Б. Валлен-Деламотом строится Малый Эрмитаж (название "Эрмитаж" происходит от французского слова, обозначающего, "приют отшельника", "уединенный уголок"). Такие павильоны были в моде в XVIII в. и строились вблизи дворцов (например, Эрмитажи в Нижнем парке Петродворца и в Екатерининском парке в Царском Селе). Вдоль здания малого Эрмитажа, поставленного перпендикулярно Неве, располагались Восточные и Западная галереи, связывающие Северный и Южный павильоны. На втором этаже Северного павильона был создан Зимний сад с вечнозелеными растениями и летающими птицами. Для дворцовых комплексов XVIII в. были характерны Висячие сады, имевшие свое убранство. Имелся Висячий сад и в Зимнем дворце. К нему примыкали залы, где размещались художественные ценности. Их покупали за границей и привозили для пополнения императорских коллекций. Первое крупное поступление датируется 1764 г., когда в счет погашения долга берлинский купец И.Э. Гоцковский прислал 225 картин фламандской и голландской живописи. Именно поэтому 1764 г. считается датой основания Эрмитажа. В дальнейшем началась систематическая покупка произведений искусства и целых собраний: в 1768 г. — у графа Карла Кобенцля (Брюссель), в 1769 г. — у графа Генриха Брюля (Дрезден), в 1772г.— у премьер-министра Англии Роберта Уолпола, в 1781 г. — у графа Франца Бодуэна (Париж). В 1785 г. в Эрмитаже уже было 2658 картин. Кроме того, собрание Екатерины II пополнялось произведениями современных ей художников, выполненными по ее заказам.

Собрание пополнялось также за счет гравюр, медалей и монет. Предметом восхищения придворных являлись резные камни (геммы), особенно античные камеи. В Эрмитаж поступали художественные изделия из драгоценных металлов, фарфора, хрусталя, жемчуга. В "естественнонаучном кабинете" были расположены коллекции минералов, собранных в России П. Палласом, а также редкие рукописи и книги.

Создание в России музея, располагающего богатейшим собранием художественных памятников мирового искусства, явилось важным прогрессивным событием. Однако до середины XIX в. музей оставался закрытым и недоступным публике.

Вместе с тем огромное количество предметов искусства требовало систематизации и учета коллекций, организации хранения, т. е. введения элементов музейной практики. Вначале хранилищем служили несколько комнат в нижнем этаже Зимнего дворца, потом Малый и Старый Эрмитаж. Русский этнограф и натуралист И. Георги, описывая расположение картин, отмечал, что они размещены "не столько по точному порядку школ и мастеров, сколько по виду". Таким образом, декоративный принцип и тут сохранял свою силу при размещении экспонатов.

Систематизация коллекций требовала их учета. В 1774 г. был издан первый каталог галерей и кабинетов Зимнего дворца и императорских коллекций на французском языке. В нем перечислялись 2800 картин и имена их авторов без объяснения порядка расположения картин по залам.

Следующий каталог был составлен в 1773—1785 гг. И.Э. Минихом в трех томах и описывал уже 2658 картин. Систематизация гравюр, рисунков, резных камней в этом каталоге была чисто внешней — по "предметам, на них показанных", что было характерно для музеев тех лет. Историко-художественное значение и характер работы автора каждого произведения оставались вне поля зрения составителей первых каталогов Эрмитажа.

В Эрмитаж допускались немногочисленные посетители и только с разрешения обергофмаршала — президента Дворцовой конторы. В залы попадали и художники-копиисты, в том числе архитекторы Ч. Камерон, Дж. Кваренги, П. Гонзаго. Первыми хранителями музея были художники и библиотекари Пфанцельт, А.Н. Лужков и др.

В Эрмитаже устраивались приемы в честь известных иностранцев, которым демонстрировалось богатство императорского двора. После концертов и спектаклей "часто танцевали в Павильоне, проходя залы большого помещения, построенного Фельтеном, где были выставлены картины. Там нередко останавливались для их осмотра, тут же стоял бильярд, который притягивал любителей".

Во второй половине XVIII в. кроме Эрмитажа произведения живописи и ваяния хранились в императорской Академии художеств, основанной в 1758 г. Это были картины русских мастеров, прежде всего профессоров, академиков и воспитанников Академии. Однако в ней был и достаточно представительный отдел западноевропейского искусства. В 60-е гг. XVIII в. коллекции Академии становятся доступны, по свидетельству И. Георги, "всей публике, даже простому народу".

В середине XVIII века в России продолжались традиции частного собирательства. Особенно оживилась коллекционерская деятельность русских аристократов при Екатерине II. Британский путешественник А. Кларк, посетивший страну в конце XVIII в., писал: "Можно подумать, что русские ограбили всю Европу для составления своих выдающихся коллекций".

Накопление богатств, стремление к роскошной жизни отразилось на коллекционировании того времени. Если в Петровскую эпоху у коллекционеров преобладали научно-познавательные цели, то в Екатерининскую эпоху большинство аристократов-собирателей стремились украсить свои дома. В частном собирательстве проявляется бытовое направление.

Владельцы бытовых комплексов XVIII в. еще не рассматривали художественные предметы как коллекции прикладного искусства. Эти предметы включались в интерьер для достижения декоративных эффектов. Так, например, после приема, данного канцлером князем А.А. Безбородко, шведский король вспоминал: "чудесный дом выделялся чрезмерным богатством: лестницы были устланы ценными азиатскими коврами, стены украшены красивейшими картинами, потолки горели люстрами и прекрасным огнем бриллиантов".

Многие представители знати, не удовлетворяясь столичными домами, возводили в родовых имениях дворцы, которые также заполнялись образцами декоративно-прикладного искусства, как, например, дворцы графов Шереметьевых в их подмосковных имениях Кусково и Останкино. В Кускове были представлены антики из раскопок в Геркулануме, столы, сделанные из малахита, "камера" с древним оружием, картинная галерея с полотнами А. Ван Дейка, П.П. Рубенса, Рембрандта, П. Веронезе и др.

С подмосковными шереметьевскими дворцами состязались дворцы князей Юсуповых (в Архангельском), графов Орловых ("Отрада"), князей Голицыных (в Назарьеве), князя А.А. Безбородко (в Стольном Черниговской губернии).

В России появились дельцы, которые торговали художественными изделиями, велась антикварная торговля, центрами которой были Санкт- Петербург и Москва.

§ 2. Естественно-научные (природоведческие) коллекции и музеи

О самых ранних естественно-научных коллекциях в России нет достоверных сведений. Начало целому ряду крупнейших собраний было положено Петром I. Во время своих неоднократных посещений Западной Европы Петр I встречался с учеными, в частности с президентом Берлинской академии наук Г.В. Лейбницем, посещал научные учреждения, библиотеки, анатомические музеи, кунсткамеры, картинные галереи, мюнцкамеры. Из заграничных путешествий Петр I привозит зоологические, ботанические и минералогические коллекции, приборы и инструменты.

В 1716 году в Голландии было куплено "Альберта Сабы славное собрание четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений", в 1717 – собрания анатомических препаратов, трав и бабочек известного анатома Ф. Рюйша, содержавшее более 2 тысяч препаратов по эмбриологии и анатомии человека, а также 1179 номеров различных мелких животных, 259 номеров птиц, "законсервированных рюйшевым сухим способом". Все эти приобретения и легли в основу Кунсткамеры.

Первая экспозиция Кунсткамеры временно размещалась в Кикиных палатах близ Смольного монастыря. Вход в музей был бесплатным. Заботясь о просветительных задачах Кунсткамеры, Петр I отдал распоряжение: "...впредь всякого желающего оную осмотреть, пускать и водить, показывая и изъясняя вещи".

В это время Петр издает указ "О приносе родившихся уродцев, а также найденных необыкновенных вещей". Утаивание уродцев почиталось за государственное преступление и наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил пополнить государеву коллекцию, награждали приличной денежной суммой. Акции изъятия существ странного вида у граждан российского государства проводилось в рамках так называемой "тератологии", или науки о монстрах. Тератология почиталась не только забавою, но и деятельностью весьма полезною, так как позволяла показать, что уроды появляются на свет по причинам естественным, без всякого вмешательства дьявола. Монстры всех видов и мастей поступали в Кунсткамеру регулярно и в изобилии — как живые, так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми, препарировали и готовили из них препараты. Царь с энтузиазмом принимал в этом участие: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией. (Живые так и существовали при музее до своей естественной смерти.) Некоторые из экспонатов петровского времени сохранились до сегодняшнего дня: например, двухголовый теленок и огромный скелет француза по имени Буржуа.

В 1741 г. был издан первый каталог музея под названием "Палаты Санкт-Петербургской Академии наук. Библиотека и Кунсткамера". В него вошли анатомические, зоологические, археологические и этнографические коллекции, минералогический кабинет, мюнцкабинет, Петровский (императорский) кабинет с восковой персоной и мемориальными вещами Петра I, его токарными инструментами. Императорский кабинет, созданный в Кунсткамере после смерти Петра I, был первым мемориальным комплексом, увековечившим его имя и дела.

В царствование Екатерины II Кунсткамера интенсивно пополнялась за счет государственной казны коллекциями ученых, возвращающихся из экспедиций, — Палласа, Гмелика, Генкеля, Лепехина, Нартова, Бема и др., а также коллекциями, купленными за рубежом. Судя по "Описанию" Кунсткамеры, вышедшему в 1800 г., ее структура не изменилась. Над входом в музей были начертаны слова Екатерина II из "Наказа": "Хотите ли предупредить преступления. Сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми".

В XVIII веке в Европе расширяются функции ботанических садов, увеличивается и их численность. В России в 1714 г. был открыт Аптекарский сад (с 1735 г. "медицинский огород") на Аптечном острове в Санкт-Петербурге, где выращивались не только лекарственные растения, но и разные коллекционные травы.

Кроме "медицинского огорода" с 1735 г. в столице России действовал ботанический сад Академии наук. Ботанический сад – научно-исследовательское, учебное, просветительское учреждение, распространяющее знания об эволюции флоры, об использовании растений человеком. С древнейших времен человек стремился приблизить к себе полезные дикорастущие растения. Уже египтяне и вавилоняне закладывали сады, в которых высаживали привозимые из других стран растения, в первую очередь декоративные. Одним из " семи чудес света" считались "висячие сады" Вавилона, связанные с именем ассирийской царицы Семирамиды (конец IX века до н.э.). Первый в мире ботанический сад, лесопарк около Афин, принадлежал "отцу ботаники" Теофасту (371 – 286 г.г. до н.э.) и использовался с исследовательскими и образовательными целями. Практичные римляне имели сады, предназначавшиеся для выращивания лекарственных растений. В средние века ту же задачу выполняли монастырские сады. На Руси издавна существовали плодовые сады: в летописях описаны яблоневый сад Киево-Печерского монастыря (XI век), культурные сады в Москве (с XIV века), аптекарские огороды (с середины XV века). По переписи 1701, в России было 43 сада. Работы по интродукции растений (введении в культуру дикорастущих растений или культурных видов и сортов из стран и областей с иными природными условиями) начались при Петре I. На базе "аптекарских огородов" созданы ботанические сады в Москве (1706) и Петербурге (1714).

Российские ботанические сады проводили целенаправленный сбор растений в различных регионах страны и за рубежом, служили местом концентрации гербариев, собранных экспедициями, организованными государством, отдельными ведомствами (Морским министерством, Ген.штабом, Переселенческим управлением и др.), Академией наук, научными обществами.

С XVIII века в России известны частные ботанические сады, в том числе крупнейшие в Европе: Г.А. Демидова (1733, Соликамск), П.А. Демидова (1756, Нескучный сад в Москве), А.К. Разумовского (1978, Горенки под Москвой).

Природоведческие музеи, ботанические и зоологические сады позволяли естествоиспытателям упорядочивать описание природного мира, революционизировать исследования жизни животных и растений.

§ 3. Научно-технические коллекции и музеи

Начало музеефикации памятников науки и техники относится к XVIII веку, когда появились коллекции научных приборов. Собираемые любителями ранние технические коллекции включали в себя широкий набор практических и научных предметов — замки, ключи, осветительные приспособления, часы, музыкальные инструменты, глобусы, астролябии, навигационные инструменты, машины, автоматы, механические часы, телескопы, микроскопы, электрическое оборудование, научную аппаратуру, инвентарь и инструментарий, который применяется в математике, медицине, астрономии, химии, физике.

В XVIII веке во многих европейских государствах возникают академии наук, в России это событие приурочено к 1724 году – образована Академия наук в Санкт-Петербурге.

Некоторые европейские академии получали под свое управление музеи, как это было в Петербурге, в ведение Академии была отдана Кунсткамера, что содействовало развитию и науки, и музейного дела. Здесь в 1741—1765 гг. работал М.В. Ломоносов. "Любопытные" и "умелые", как называли себя члены академий, рассматривали знания как средство возрастающего контроля человека над силами природы и воспитания человеческой изобретательности. Широта их интересов была энциклопедической и охватывала как экспериментальную философию (так называли моральные и природоведческие науки), так и историю, литературу, а также неоформленные в самостоятельные дисциплины археологию и этнографию. Для научных исследований было необходимо все: библиотеки, ботанические и зоологические сады, исследовательские лаборатории и, наконец, музеи — для изучения и классификации созданного человеком и природой. Важную роль в разработке этих наук сыграли собрания предметов, называемые "кабинетами". Основанное с целью изучения природных богатств и экономики России Вольное экономическое общество (Санкт-Петербург, 1765) собирало коллекции лучших образцов сельскохозяйственного и ремесленного инвентаря, продукции сельского хозяйства и пчеловодства, а также минеральные, ботанические и зоологические коллекции. В России представление о мемориальной ценности предметов, характеризующих развитие науки и техники формируется начиная с XVIII века, тогда же образуются первые коллекции. Орудия труда, научные приборы и инструменты, модели, чертежи, рисунки и документы встречались в коллекциях Петра I, Я.В. Брюса, А.П. Волынского, Д.М. Голицына, Ж.Н. Диделя, Г.Ф. Миллера, А.И. Мусина-Пушкина, В.Н. Татищева и др., хранились в Петербургской кунсткамере, в Архиве Академии Наук, Эрмитаже, при Шляхетском кадетском корпусе, в Музее натуральной истории и камере моделей Московского университета, Минералогическом кабинете Вольного экономического общества, в также в первых ведомственных и отраслевых музеях: Модель-камере и Рудном кабинете при Берг-Коллегии, Музее истории оружия при Тульском оружейном заводе и др. Коллекции и музейные собрания в это время не были стабильными. Например, открытый в 1782 году музей при Горной школе в Иркутске в конце десятилетия пришел в полный упадок после отъезда его организаторов – Э.Г. Лаксмана и А.М. Карамышева. Но уже тогда в конце XVIII века была осознана необходимость сохранения не только редких, необычайных, художественно-ценных вещей, но и характерных памятников науки и техники. Диковинки и раритеты, естественно-научные материалы предписывалось собирать специальными указами Петра I, инструкциями для участников многочисленных академических экспедиций, несколькими анкетно-статистическими опросами. В последней четверти XVIII века появляются общедоступные пособия типа "Краткого наставления для охотников до натуральной истории, желающих собирать всякие натуральные вещи для Императорской Академии Наук". Основными источниками комплектования фондов музеев в это время и позднее являлись закупки коллекций и отдельных предметов у зарубежных и отечественных коллекционеров, а также целенаправленная деятельность научных экспедиций по сбору естественно-исторических, археологических, этнографических и других коллекций. Фонды пополнялись путем дарений, конфискаций, обменов с музейными и научными учреждениями, за счет предметов, присылаемых для рассмотрения, изучения и экспертизы (Вольное экономическое общество).


§ 4. Исторические коллекции и музеи

Наиболее ранние свидетельства о сохранении исторических реликвий на Руси относятся к XIII – XV векам: княжеские одежды хранились в софийском соборе в Киеве, посох и облачение епископа Никиты – в ризнице новгородской Софии, меч, приписывавшиеся князьям Довмонту и Всеволоду Мстиславичу, - в Троицком соборе Пскова. Предметы древности и книги (не всегда богослужебного характера) в XVI – XVII веках хранились в ризницах и монастырских библиотеках: в Архангельском, Успенском, Благовещенских соборах Московского Кремля, в Троице-Сергиевском, Печерском, Тихвинском, Кирилло-Белозерском, Чудовом, Ново-Иерусалимском, Волоколамском монастырях; в древлехранилище в Туле, Нижнем Новгороде, Ростове. В XVIII веке наблюдался повышенный интерес к памятникам истории, в работе с ними наметилась определенная система, постепенно осознавалось их значение как исторических источников.

Важную роль в сохранении отечественного культурного наследия, формировании коллекций, создании исторических музеев сыграли законодательные акты Петровского времени: "Указ Петра I о сдаче старинных редкостей комендантам" от 13 февраля 1718, "Указ Сената о сборе в епархиях и монастырях рукописных и печатных книг, грамот и других исторических документов и присылке их копий в Сенат" от 20 декабря 1720 и др. Возникновению исторических музеев предшествовало формирование коллекций памятников истории в частных собраниях Б.Ф. Годунова, Ф.С. Милославского, Ф.А. Головина, Я.В. Брюса, А.Н. Демидова, Д.М. Голицына и др., а также в Оружейной палате, Модель-камере (Петербург), Петербургской кунсткамере, Эрмитаже.

В царском указе о покупке редкостей для Кунсткамеры от 1718 г. значилось: "Ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело велеки или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи на каменьях, железе или меди или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, також бы приносили, за что давана будет довольная дача...". Древности в России находили и до XVIII в., но только в петровскую эпоху пришли к пониманию, что они нужны для изучения и просвещения. Это было принципиально новым отношением к древностям. Новые собиратели предпочитали то, что "зело старо и необыкновенно" богатству и роскоши княжеских собраний допетровской эпохи, свидетельствовавших о знатности их владельца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.