на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков


§ 3. Музеи науки и техники

В ряде музеев России отделы науки и техники существовали уже в конце ХVIII века. Развитие некоторых областей производства в первой половине XIX века рождало инициативу создания специализированных научно-технических музеев в отдельных промышленных центрах, как, например, в Барнауле — центре рудного Алтая. В музее экспонировались минералогические, фаунистические, этнографические и археологические коллекции, но главными в экспозиции были модели рудников, заводов и машин, орудия труда и готовая продукция; модели паровой машины Ползунова, механиков К.Д. Фролова и т.п. сопровождались текстовыми пояснениями, рассказывающими, "кем и когда машина устроена, долго ли существовала и кем модель сделана". Основными посетителями музея были горные инженеры, ученые, чиновники и путешественники. Дальнейшая судьба Барнаульского музея достаточно типична – после отъезда его организатора, доктора Ф.В. Гублера, коллекция рассеялась по многим учреждениям разных городов.

К научно-техническим музеям можно отнести "кабинеты", где публике показывались автоматы действия (движения) людей и заводные музыкальные инструменты.

В России еще в феодальную эпоху начиная с 1829 г. под покровительством правительства начали регулярно устраиваться всероссийские мануфактурные выставки для поощрения отечественной промышленности и оживления торговли. Вначале они проводились в Петербурге и Москве, а затем и в губернских городах.

Первая Всероссийская промышленная выставка была открыта в 1829 г. в Санкт-Петербурге, а всего с 1829 по 1861 г. в стране состоялось 11 Всероссийских промышленных выставок в Санкт-Петербурге, Москве и столице Царства Польского Варшаве – трех наиболее важных экономических центрах Российской империи. Промышленные выставки имели торговые цели и способствовали улучшению промышленного производства.

Состав экспонатов на выставках свидетельствовал о техническом прогрессе российской промышленности. Увеличивалось количество экспонентов — крестьян, создавались ценные каталоги выставок, которые давали представление о промышленности по отдельным областям с оценкой предоставленной промышленной продукции.

После реформы 1861 г. подобные выставки организовывались на новых основах и значительно реже. Возникла потребность в научно-просветительских учреждениях, которые бы действовали на постоянной основе.

В России в XIX в. продолжали развиваться сельскохозяйственные музеи. В 1803 г. на базе коллекции Вольного экономического общества было решено создать "собрание музейных предметов", которое позже развивалось бы в "модельный музеум".

Вскоре пример Вольного экономического общества переняли в других местах: в Московском обществе сельского хозяйства (1818), в обществе сельского хозяйства южной России в Одессе (1828), а также в Ярославле, Казани, Пензе.

Сельскохозяйственные музеи создавались и при сельскохозяйственных учебных заведениях (при школе Московского общества сельского хозяйства (1828), школе сельских хозяев графини Строгановой (1825—1844), при земледельческом училище в Санкт-Петербурге (1834) и др. Определенное значение в развитии музейного дела в России имели сельскохозяйственные выставки, которые организовывались начиная с 40-х гг. XIX в.

В эти годы предпринимались активные попытки повысить доходность помещичьих хозяйств путем модернизации сельскохозяйственной техники. Именно музеи и были призваны выполнять эту задачу. Помимо научных и учебных музеев появились музеи, специально предназначенные для более широкого распространения сельскохозяйственных знаний среди помещиков и крестьян, пропаганды усовершенствованной техники, более урожайных культур и удобрений. Эти музеи находились в ведении казенных палат, позднее палат государственных имуществ.

Сельскохозяйственные музеи и выставки отражали общее состояние сельского хозяйства. Знакомя посетителей с достижениями передовых хозяйств, выставки широко распространяли полезные практические сведения. Однако приобретение лучших образцов сельскохозяйственных машин и инструментов, представленных на выставках и в музеях, было не по карману задушенным повинностями крестьянам, а помещик, который имел бесплатную крестьянскую силу и инструменты, не имел нужды тратиться на их приобретение. То есть экономическая европейская мотивация в России того времени не могла прижиться.

§ 4. Исторические музеи

В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло признание того, что музей является наиболее удобной формой хранения материальных свидетельств исторического прошлого этноса.

В первой половине XIX века продолжали развиваться исторические музеи в России. В своей книге "Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1817) русский коллекционер П.П. Свиньин перечисляет наиболее заметные предметы Достопамятного зала, в том числе "флаг стрелецкий, статую Екатерины II, медальон Григория Орлова, одноколку Петра I, пушки, модели крепостей, флаг свободы, поднятый во время восстания 1794 г. Т. Костюшко, кресло Стеньки Разина, пушки Отечественной войны 1812 г.". Доступ в Достопамятный зал был возможен только с разрешения высшего начальства.

В 1805 г. планировалось создание на базе Модель-камеры Морского музея в Санкт-Петербурге. Однако в связи с участием ее заведующего капитан-лейтенанта М.А. Бестужева в восстании декабристов Николай I распорядился ликвидировать это учреждение.

В 1-й половине XIX века, особенно в связи с подъемом национального самосознания, который пережила Россия в результате победы в отечественной войне 1812 года, значительно расширяется сеть музеев, в том числе и военно-исторических. В память об Отечественной войне 1812 года в 1826 году рядом с гербовым залом Зимнего дворца по проекту зодчего Карла Ивановича Росси была построена военная галерея, где размещалось 332 портрета генералов — участников Отечественной войны 1812—1814 гг. Над выполнением портретов в течение десяти лет работал приглашенный в Россию известный английский художник Джордж Доу. Ему помогали русские живописцы А.В. Поляков и В.А. Голике. Лишь три больших конных портрета были написаны другими мастерами: портреты Александра I и его союзника прусского короля Фридриха-Вильгельма III — немецким художником Францем Крюгером, создателем идеализированных, холодных и официальных произведений. Портрет другого союзника, австрийского императора Франца I, был выполнен Петром Крафтом.

В центре галереи находился исполненный Дж. Доу большой портрет главнокомандующего русских войск фельдмаршала М.М. Кутузова, рядом с которым были помещены портреты самых известных генералов— П.И. Багратиона, Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина, А.П. Ермолова, а также большой портрет прославленного полководца М.Б. Барклая де Толли. Были в галерее и 13 пустых рам, на которых написаны только воинские звания и имена генералов. Эти генералы или погибли на поле боя, или не дожили до времени создания галереи, или не сохранились их изображения.

В первой половине XIX века в Российской империи довольно активно развивались специальные исторические дисциплины, в том числе археология и этнография. Проводились археологические экспедиции, изучался быт и нравы народов России.

Основанное в 1845 г. Русское географическое общество открыло отделение этнографии, которое развернуло сбор материалов по всей империи. Если на протяжении прошлого века сохранялось отношение к памятникам этнической культуры как к диковинкам, "куриозным" вещам, раритетам, то в 1-й половине XIX века происходило становление этнографии, как науки. Усиление в этот период интереса к этнографии (И.И. Срезневский, Н.И .Надеждин и др.), расширение фронта этнографических исследований, активизация работы 2-го отделения Петербургской Академии Наук (А.А. Шахматов, В.В. Стасов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, А.Н. Пыпин, В.В. Ламанский и др.), публикация этнографических коллекций на выставках и в музеях научных обществ способствовали созданию ряда этнографических музеев, формированию этнографических коллекций в общеисторических и археологических музеях и организации в них этнографических отделов.

Создавались специализированные общества и комиссии по археологии и археографии. Были созданы общества истории и древностей при университетах Москвы, Харькова, Казани. Большинство из них вело активную деятельность по собиранию исторических памятников.

В этот период по инициативе научной общественности формируются музейные собрания на национальных территориях империи, в том числе в Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, что свидетельствовало о подъеме национального самосознания населявших их этносов. Среди этих собраний следует выделить музей этнографического типа в дупле дуба Баублис в Жемайтии, созданный шляхтичем Дионизасом Пошкой (Пашкевичем) в поместье Биотай (1812), музей Рижского общества истории (1834), музей Общества истории и древностей Прибалтийских провинций в Риге (1834, переведен в 80-е гг. XIX в Домский собор), музей древностей при Киевском университете (1835), провинциальный музей Эстляндского литературного общества в Ревеле (Таллинне) (1842), Готическая галерея в Варшаве (1802) и др.

Появлялись новые музеи в основном по инициативе научной общественности и частных лиц. Первыми собственно историческими музеями в России были археологические музеи, созданные в начале XIX века на Юге России (Николаев, Феодосия, Одесса, Керчь). В 1-й половине XIX века образованы Петровский исторический музей (село Веськово Владимирской губернии, 1803), Исторический музей в Нижнем Новгороде (1827), Ремянцевский музей (1831, Петербург), общественный "музеум" древностей в Екатеринославе (1849).

Процесс дифференциации наук, который происходил на основе возрастания фактического материала и его теоретического осмысления, требовал специализации исследований. Последнее обусловило возникновение такого специализированного исторического собрания, как Азиатский музей в Санкт-Петербурге, сформированный на основе восточных коллекций Кунсткамеры.

В конце 50-х гг. ХIХ века из Азиатского музея были изъяты этнографические предметы и переданы вновь образованному этнографическому музею. Кроме Азиатского музея из Кунсткамеры примерно в то же время выделился Египетский музей, в котором экспонировались статуи, барельефы и мумии.

К этому периоду относится возникновение археологических музеев в Причерноморье. Их появление отражало интерес к выявленным в Таврии в ходе археологических раскопок античным памятникам. Лучшие таврические археологические находки отправлялись в Эрмитаж, однако многое оставалось на юге России. Созданию музеев в этом регионе способствовало правительственное распоряжение об охране исторических памятников Крыма (1805).

Недалеко от мест раскопок появлялись археологические собрания на Украине: в Николаеве при Черноморском гидрографическом депо (начальник И.И. Траверсе, 1806), Музей древностей в Феодосии, созданный С.И. Броневским (1811), в Одессе (1825), Керчи, созданный И.А. Стемпковским, Херсоне (конец 20-х гг. XIX века).

В первой четверти XIX века в России возникает проект создания Национального исторического музея. К сожалению, проект, авторами которого были члены Румянцевского кружка Ф. Аделунг и Б. Вихман, не привлек к себе внимания властей.

То есть ситуацию, сложившуюся в музейной деятельности рассматриваемого периода можно охарактеризовать следующим образом. Ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым. Художникам и ученым в музеях было хорошо. Но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики.

§ 5. Начало организации охраны памятников истории и культуры

Что касается идеи охраны памятников, как социального действия, то она в 1-й половине XIX века находилась на стадии осмысления. Ей проводниками были Петербургская Академия Наук, просвещенные представители дворянства, правящей бюрократии, духовенства и мещан, обретшие вкус к научно-исследовательскому собиранию древностей, предметов искусства и естественно-исторических образцов. Начало XIX века отмечено формированием исторических, художественных и естественно-научных собраний, изданием первых путеводителей по городам с перечислением их достопримечательностей, попытками организации музеев, созданием обществ любителей древностей. В начале XIX века особый интерес был проявлен к археологическим и археографическим изысканиям, приведшим к появлению в Причерноморье первых музеев, общества истории и исторических кружков. Все эти действия, включая публицистические выступления сторонников сохранения древностей (Н.И. Новикова, Е.А. Болховитинова, затем Ф.П. Аделунга, П.И. Кеппена, П.М. Строева, К.И. Аша, П.П. Свиньина и др.), способствовали формированию в обществе интереса к движимым и недвижимым памятникам. Интерес этот, однако, на протяжении весьма длительного времени был присущ лишь тонкому просвещенному слою общества, что определило особенности становления дела охраны памятников в стране.

История собственно охраны памятников в России начинается в конце 1826 года, когда был опубликован циркуляр Министерства внутренних дел о сборе сведений "о находящихся в пределах империи древностях и в каком положении они находятся". При этом предписывалось не только описать имеющиеся памятники, но и сделать планы и фасады их. Документ этот, составленный по приказу Николая I, был инициирован поступавшими к нему донесениями с мест и прошениями ученых о сохранении древнейших сооружений. Спустя год он был дополнен новым циркуляром, касавшимся вопросов реставрации архитектурных и исторических памятников. Эти акты легли в основу регулирования охраны недвижимых памятников, к которым стали относиться наиболее представительные городские общественные здания, а также храмы. Возводившиеся в честь памятных событий. В 1830-х гг. постепенно развертываются ремонтные и реставрационные работы на древних памятниках. В Киеве раскрываются остатки Золотых ворот (1832), проводятся ремонтные и реставрационные работы в Московском Кремле (1836), в 1837-39 реставрируется Дмитриевский собор во Владимире, в 1848 ремонтируются стены кремля в Коломне. В целом, однако, успехи в области охраны памятников были невелики. Организация охраны древних сооружений на местах наталкивалась на равнодушие и непонимание важности этой работы; отсутствие денежных средств препятствовало созданию условий для наблюдения за памятниками, повсеместно ощущалась нехватка людей, способных заняться охраной памятников. Но главное, что сдерживало развитие охраны памятников, заключалось в равнодушии большинства жителей империи к памятникам и их проблемам, что в конечном счете нейтрализовало попытки центральных властей, предпринятые в 1830-50-х г.г. Фактически созданные в этот период органы управления охраной памятников (подразделения Министерства внутренних дел, Министерства Императорского двора, Синода) бездействовали, чем вызывали постоянные упреки со стороны сравнительно немногочисленных любителей древностей.

В 1-й половине XIX века идет зарождение экскурсионного дела, объединяющего теорию, практику, методику, содержание, управление и организацию экскурсионной работы. Первые экскурсии в России появились уже в конце XVIII века под влиянием идей Я.А. Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения за ним. В "Уставе народным училищам" (1786) и "Школьном уставе" (1804) рекомендовались "прогулки" (экскурсии) в природу, на мануфактуру, в мастерские ремесленников.

К этому же периоду относится зарождение экспозиционной работы (но внимание к подобной работе было пока ещё на очень слабом уровне), так как именно в 1-й половине XIX века в музейных собраниях появились многочисленные предметы, произведенные другим этносом. Такие предметы в большом количестве привозились путешественниками и исследователями античности, средневековья, эпохи Великих географических открытий.

Отбор и презентация музейных предметов находились пока на низком уровне. Посетитель должен был хорошо разбираться в представленной в музее тематике, чтобы пополнить свои знания или получить стимул к дальнейшим размышлениям. Попытка организовать процесс коммуникации, сделанная в ряде экспозиций, уничтожалась визуальным "шумом", который создавали щиты или витрины, где располагались несовместимые предметы.

Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве люди работали до изнеможения, чтобы заработать на самое необходимое. У них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения. Мотивация массового посетителя принципиально не изменилась с того времени, когда толпы древних греков и римлян приходили в храмы, хотя вера в рог единорога, волшебные камни или мумию потеряла свою силу.

Стремление к искусству и наукам приглушалось более прагматическими заботами, за исключением талантливых и высоко образованных личностей.

Правила, ограничивавшие доступ посетителей в музеи, не всегда были главной причиной их небольшой популярности. Мысли многих посетителей оставались за стенами музея даже во время осмотра экспозиционных залов. Большинство людей не воспринимало каноны, полученные в наследство от кабинетов и галерей частных коллекционеров прошлых столетий, которые не только автоматически сохранялись, но и часто перерождались в невероятные гибриды, сочетавшие функции кладовой, дворца и мастерской художника. То, что люди могли увидеть в большинстве крупных музеев, мало касалось их жизни, эффект от осмотра чудесных и редких предметов был не более, чем кратковременная вспышка восхищения.

Вместе с тем в первой половине XIX века в музейной работе произошли определенные перемены. Увеличилось количество публичных музеев, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Тенденции, наметившиеся в музейном деле в первой половине XIX века, получили развитие в последующий период.


ГЛАВА 3. "ЗОЛОТОЙ ВЕК" МУЗЕЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА В РОССИИ

Становление музейного дела стран Европы в два больших этапа. Первый этап — от французской революции 1789 г. до Большой промышленной выставки 1851 г., второй — с 1851 г. до начала первой мировой войны.

Из всех веков мировой истории, предшествовавших ХХ веку, XIX столетие занимает исключительное место. Именно в XIX в. развитие экономики и техники, точных наук и художественной литературы, музыкальных и изобразительных искусств шло особо бурными темпами. Революции и войны изменили облик всей государственной жизни, международных отношений, а подчас и контуры границ.

Происходит окончательное оформление музея как социального института со своими функциями. Колоссальный рост числа музеев во всем мире происходил двумя путями: открытием для публики собраний, сложившихся в предшествующие столетия, в том числе дворцовых, повсеместно по Европе ставших доступными после изгнания Наполеона, и основанием новых музеев, подчиненных цели служения общественной пользе и тесно связанных с наукой и образованием, что отличало их от предшественников, формировавшихся сообразно с прихотью и вкусом коллекционера. Многочисленные музеи учебных заведений и научных обществ служили учебными классами и источниковой базой для археологии, этнографии, естествознания, истории и др. В соответствие с этим изменилась сама идея музея: из "модели мира", "храма", где каждый музейный предмет включен в символическую систему "миропорядка" ко второй половине XIX века многие музеи, поставленные на службу науке, превратились в систематизированные "каталоги" соответствующих областей знания. Формирование систематических музеев вместо университетских привело к складыванию профильных групп и музейной сети. Важное место в ней к началу XX века заняли музеи местного края, что связано с развитием "родиноведения".

Развитие музейного дела определялось происходившим в XIX веке осознанием обществом ценности своего культурного наследия и растущей потребностью его сохранения. Сдвиги в общественном сознании нашли отражение в теоретических изысканиях, в России – начиная с проектов Ф.П. Аделунга и П.П. Свинина, на многие десятилетия предваривших музейную практику, до фантастических построений Н.Ф. Федорова, провозгласившего идеи (присущие музеям уже в XX веке) воспитания через музей, образности построения экспозиций, музеефикации целых пластов уходящей жизни.

Для того чтобы осмыслить роль, которую музеи выполняли в обществе необходимо провести анализ не только количественных перемен в их деятельности, но и качественных. Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев выделяются следующие направления: специализация их содержания, совершенствование учетной работы, повышение внимания к форме представления предметов в интересах публики, наконец, количественный рост.

§ 1. Общие тенденции развития музейного дела

Особенностью развития музейного дела и коллекционирования во второй половине XIX — начале XX вв. являлась их дальнейшая демократизация. Это проявлялось, с одной стороны, в укреплении ведущей роли передовых слоев общества — ученых, разночинной интеллигенции, купечества — в создании столичных и провинциальных музеев, с другой — в организации музеев нового типа — публичных или общественных, направленных на просвещение народных масс, распространение среди них научных знаний. В описываемый период продолжали пополнять свои фонды прежде всего существовавшие музеи, однако создавались и новые.

Необходимо затронуть вопрос управления музеями во 2-й половине XIX – начале XX века. Система управления музеями в дореволюционной России не предусматривает специального органа для руководства музейным делом. Музеи принадлежали различным ведомствам, органам самоуправления, земствам, частным лицам, занимавшимся их управлением и финансированием. Первые отечественные музеи находились в ведении Петербургской Академии Наук и дворцового ведомства. В начале XIX века с реформами центрального правительственного аппарата и образованием министерств академические музеи были переданы в министерство народного просвещения, музеи дворцового ведомства – в министерство Императорского дворца. Управление значительной сетью местных музеев, получивших распространение в российской провинции со 2-й половины XIX века, осуществлялось попечительскими советами, комитетами тех учреждений, которые их создавали. Потребность создания специального органа, ведающего музеями, была осознана в России в начале XX века и зафиксирована в решениях Предварительного съезда музейных деятелей 1912. Стихийность формирования музейной сети, параллелизм, отсутствие учета музеев рассматривались как последствия разобщенности управления, но мер по устранению перечисленных недостатков на рассматриваемом историческом отрезке времени принято не было.

Реформы 1860-70-х гг. стимулировали развитие экономики страны, пробуждали общественную активность россиян, способствовали демократизации культуры. Особенность развития музейного дела по во второй половине XIX - начале XX века состояла в усилении роли общественности и личной инициативы ученых, разночинной интеллигенции, купечества – в создании столичных и провинциальных музеев, в развитии нового типа общедоступных (публичных музеев, специально направленных на просвещение народа. В начале 1860-х гг. первым опытом такого рода был перевод из Петербурга в Москву по просьбе москвичей Румянцевского музея, ставшего наряду с библиотекой просветительским центром, опекаемым городскими властями и общественностью. Научным обществам и инициативе отдельных деятелей культуры обязаны своим возникновением крупнейшие музеи страны – Политехнический музей (1872), Исторический музей (1872), Антропологический музей в Москве (1879), Русский музей в Петербурге (1895), Музей изящных искусств (1912).

Существенным фактором музейного дела в России на этом этапе стало частное коллекционирование. Частные коллекции сохраняли культурные ценности от расхищения, служили важным источником пополнения музейных собраний. Характерным явлением стала безвозмездная передача владельцами своих собраний в общественное пользование. На основе крупнейших коллекций возникли Музей русской старины П.И. Щукина в составе Исторического музея, Третьяковская галерея и Цветковская галерея, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей прикладного искусства М.К. Тенишевой в Смоленске и др. Особенностью развития музейного дела в России во второй половине XIX века стало создание местным музеев, игравших заметную роль в культурной роли провинции. Во многих городах Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока по инициативе местной общественности возникали комплексные (в дальнейшем краеведческие) музеи, объектом показа в которых стала окружающая жизнь – история, природа, экономика края, а также естественно-исторические, исторические, художественные и другие музеи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.