на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Повседневная жизнь эпохи позднего средневековья на основе картин мастеров Северного Возрождения


Так как мода Северного Ренессанса сохранила многие черты предыдущего периода, обзор одежды следует начать немного заранее, а именно с XIV в. Мужчины и женщины носили в основном накладные и распашные одежды: котт (аналог современного платья), сюрко (первоначально был без рукавов, носился поверх котт), коттарди, жакет (короткая распашная одежда со стоячим воротником, туго стянутой талией и расходящейся пышной складчатой юбкой к бедрам и с рукавами-жиго), пурпуэн (мужская куртка с отрезным лифом и баской из трапециевидных клиньев или заложенной крупными складками), упелянд (распашная с застежкой до талии или накладная одежда, иногда опоясывающаяся. Рукава, расширенные книзу до 3 м, сужались у плеча, в зимнее время оторачивался мехом). Драпирующимися были только плащи, накидки, покрывала.

В этот период совершенствуется сама техника шитья. Уже в конце XIII в. впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять иначе её было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками, и только позже, когда изобрели застёжку, стали вшивать постоянно.

В XIV в. появляются распашные одежды (т.е одежды, разрезанные спереди сверху донизу), а также воротники.

«Костюмы по своим формам становятся разнообразнее. В XIV в. появляются два модных направления: мода длинных и мода коротких одежд. Одни предпочитали носить длинные и свободные одежды такие как упелянды или плащи, другие (чаще всего молодёжь) – узкие и короткие, отличавшиеся сложностью кроя.

Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Сукно было тонким, прочным и эластичным, одежда из него хорошо подгонялась к фигуре. Знать носила одежды из модных красного, зелёного, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например, соком орешника. Появляется ткань с эффектом «шан-жан», то есть меняющая цвет в зависимости от освещения. Очень моден был жёлтый цвет, считавшийся мужским. Жёлтое сукно было дорогим из-за дороговизны красителя». [38]

Чулки-штаны (шоссы) из эластичной ткани плотно облегали ноги. В XV в. обе половинки их соединили гульфиком, который вверху и сбоку пристегивали на пуговицы или шнуровали. Чулки-штаны привязывали к колету шнурками через специальные отверстия. Между колетом и штанами просматривалась нижняя сорочка. Долгое время сохранялась мода мипарти: одна штанина была гладкой, другая — полосатой.

«Повседневные платья шили обычно из ткани серого, чёрного, фиолетового цветов. Однако фиолетовый шёлк использовался также и для изготовления нарядной одежды. В котт фиолетового цвета одета дева Мария на картине Дюрера.

В эпоху готики в Европе ещё не умели изготовлять узорные ткани, поэтому сукно и шерсть расшивали золотыми и серебряными нитями. Роскошные узоры, различные орнаменты, например, очень модное «павлинье око», превращали ткань и саму одежду в драгоценное изделие. Одежда из красной английской шерсти «шарлах» отличного качества и зелёного гентского сукна считалась признаком хорошего тона. С XV в. с в моду вошёл чёрный барахат.

До XIV в. мужчины носили котт и сюрко, но эти длинные одежды постепенно заменялись короткими. Так появилась облегающая куртка котарди, напоминающая рыцарскую «рубашку», длинной до середины бёдер или короче, с рукавами различной длины и формы, иногда с длинными «языками». Котарди имела декоративный пояс из чеканных бляшек. Чуть позже появился жакет, плотно облегающий тело и туго стянутый на талии, ниже он расходился веером складок. Прямая и высокая линия плеч, тесное облегание тела одеждой обрисовывали формы и подчёркивали мужественность. При этом допускалась некоторая игривость: выглядывающие рубашка, нижнее бельё, детали штанов, пояса, подвязки.

Приблизительно с 1360 г. появляется свободный широкий упелянд, сменивший сюрко. Упелянд шился из сукна, шерсти, шёлка ; если он был из дорогих тканей, то считался праздничной одеждой. Мог быть разной длины: от середины бёдер, как жакет, и до пола».[39] В упелянд одет Дюрер на своих автопортретах. Отличительная особенность этой одежды – сильно расширенные внизу рукава. Типичный упелянд можно видеть на иллюстрации из книги «Космография». Упелянд существовал в двух вариантах – укороченный (предпочитался в основном молодыми людьми) и длинный, получивший распространение среди знати. Для особо торжественных случаев знатные особы надевали упелянды из блестящего сукна, бархата или парчи. Для верховой езды использовался упелянд средней длины.

Женская одежда была длинной и многослойной, шилась из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд. Почти все женщины, изображённые на картинах художников северного Возрождения одеты именно так: котт, из-под него выглядывает нижняя рубашка светлого цвета. Сначала котт шнуровался на груди и по бокам. Сквозь шнуровку проглядывала тонкая рубашка кремового цвета, подкрашенная шафраном. Постепенно крой изменился так, что котт и сюрко стали тесно облегать тело. Подол сюрко был поддёрнут и из-под него выглядывало контрастное по цвету котт. На животе под котт прикрепляли стёганые подушечки-босы; сзади на юбке был шлейф. Также сюрко могло иметь длинные рукава с «языками», тогда это было своего рода женское котарди.

Женские головные уборы были весьма причудливы и вычурны. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены. Головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Церковь считала их карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала их проклятию и публичному сожжению. В Нюрнбергских законах о роскоши сказано: «Наши бюргеры, члены совета, постановили, что запрещается бюргерам, молодым и старым, носить серебряные пояса стоимостью больше чем в полмарки серебром. Запрещается им носить серебряные карманы, серебряные итальянские ножи, обувь с разрезом, сюртуки с разрезом внизу или у рукавов /разрезы делались из щегольства, для того чтобы из-под платья выглядывало белье более светлого цвета или сшитое из дорогой материи – авт./, четки стоимостью больше чем в 12 геллеров. Четки разрешается носить лишь спереди у боков, как это принято было в старину. Запрещается также мужчинам и женщинам носить застежки, пряжки, кольца и лутовки у рукавов выше локтя. Кто в будущем нарушит это правило, платит 1 фунт геллеров штрафа… Запрещается также бюргершам иметь больше двух цельных меховых одежд. Запрещается также женам и вдовам бюргеров и молодым девушкам носить горностаевые шубы под одеждой или в другом виде. Хозяин женщины, нарушившей это правило, уплачивает в пользу города штраф в 10 фунтов геллеров...

Запрещается также женам, вдовам или дочерям бюргеров переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или драгоценными камнями. За нарушение этого они платят указанный выше штраф. Запрещается также бюргерам носить жесткое или блестящее полотно красного цвета, именуемое «шетер». Исключения представляют лишь лица, достигшие пятидесятилетнего возраста. Нарушивший это правило платит в пользу города 5 фунтов геллеров штрафа. Запрещается также молодым и старым носить пробор на голове. Следует носить вихры, как это принято было в старину. Кто нарушит это правило, платит 5 фунтов геллеров штрафа. Запрещается также бюргерам под угрозой уплаты указанного штрафа носить венецианское сукно». [40]Однако с середины XVI в. ограничение на ношение тех или иных видов дорогих тканей или драгоценностей становятся менее строгими и не препятствовали росту роскоши имущих слоёв населения. В то же время начался рост производства имитаций дорогих материалов, различных фальшивых украшений. Эти товары были ориентированы на горожан и зажиточных крестьян.

Обувь была разнообразной и имела клювообразный носок. Это полусапоги пуллены, хуссо для верховой езды, галоши, башмаки на низком каблуке и многое другое. Обувь знатных людей была из золочёной и пурпурной кожи.

В XV-XVI вв. мужская одежда Германии и Нидерландов, в основном походила мужской костюм других стран. Однако в её силуэте значительно резче выявлялись горизонтальные линии, преувеличивались объемы. Чрезмерным было увлечение разрезами, которыми обильно украшались колеты, штаны, головные уборы, обувь, перчатки.

Разрезы на ткани пришли в моду из костюма ландскнехтов — солдат наемной армии, которые обычно прорезали свою трофейную одежду в местах плечевых, локтевых и коленных сгибов для удобства движения. Повышенный интерес к ним как к средству декоративного украшения одежды очень быстро распространился в костюме Западной Европы, особенно в костюме Германии. Разрезы длиной 5-8 см в форме овала, сердца, треугольника, ромба располагали вертикальными или диагональными рядами по всей поверхности ткани. Ткань подкладки выпускалась через разрезы, создавая буфы разной величины и формы. С середины XVI в. к подкладке пришивали полосы ткани, которые декоративно свисали по всей длине одежды. Таковы были основные виды и модели одежды, получившие распространение в странах Северного Возрождения. Как уже упоминалось, Германия оказывала значительное влияние на Нидерланды практически во всех сферах жизни в целом и на внешний вид одежды и аксессуаров в частности. Но несмотря на большое количество сходных деталей в костюме этих стран, следует отметить характерные особенности. костюма Германии. Яркий пример такой одежды можно видеть на картине Лукаса Кранаха Старшего «Мужчина со стрелой».

В начале XVI в. костюм в странах Северного Возрожденяи ещё во многом сохранял черты готического стиля: узкая, обтягивающая фигуру одежда, обувь с длинными носками и высокие головные уборы. Однако уже в начале второго десятилетия происходят заметные изменения. Мужская одежда становится более широкой, появляется большое количество разрезов. Яркий пример такой одежды можно видеть на картине Лукаса Кранаха Старшего «Мужчина со стрелой». Помимо шаубе германская знать носила так называемый фальтрок, который первоначально был военной одеждой рыцарей. Впоследствии фальтрок был соединён с лифом, получил боковую застёжку и стал богато украшаться различными орнаментами. На гравюре А. Дюрера «Триумфальное шествие императора Максимилиана» изображён сам император в окружении охраны из числа знати. И тот и другие одеты в богатые богато украшенные фальтроки, на лифах вышиты гербы.

Вместе с одеждой менялись и обувь и головные уборы. Бареты, надевавшиеся поверх сетки сменяются шляпами и токами. Появляются трикотажные чулки, доступные исключительно знати.

Женский костюм как и мужской находился под влиянием многочисленных законодательных сословных ограничений, что в известной степени создавало разнообразие. Хотя следует отметить, что женщины постоянно стремились нарушить эти ограничения.

Немецкий женский костюм не отличался плавностью и изяществом, присущим итальянскому костюму. Одежда женщин Германии выглядела довольно диспропорциональной, искажавшей естественные линии тела. Верх одежды был очень узким, рукава вшивались низко, что усугубляет впечатление неестественности. Рукава имели различные формы и, как и мужские обильно декорировались разрезами (влияние моды ландскнехтов).

Одной из местных особенностей женского костюма в Германии стала верхняя распашная свободная одежда с пышными рукавами – «шейблейн». М. Н. Мерцалова считает, что её прообразом стала сильно укороченная испанская ропа.

В связи с широким использованием разрезов и объемной орнаментации в моде были однотонные гладкие ткани: бархат, атлас, сукно. Цветовая гамма разнообразная и яркая. В начале XVI в. в мужском костюме поверх чулок-штанов стали носить верхние короткие набедренные штаны. Чулки-штаны отрезали выше коленей, натягивали на верхние штаны и подвязывали декоративными лентами — подвязками.

Верхней мужской одеждой было шаубе — распашное, расширенного силуэта, на подкладке, а также плащ. Одежда дополнялась плоскими головными уборами, широконосой обувью типа «коровья морда». Впоследствии обувь становится остроносой и, как и одежда покрывается разрезами. Помимо шаубе германская знать носила так называемый фальтрок, который первоначально был военной одеждой рыцарей. Впоследствии фальтрок был соединён с лифом, получил боковую застёжку и стал богато украшаться различными орнаментами. На гравюре А. Дюрера «Триумфальное шествие императора Максимилиана» изображён сам император в окружении охраны из числа знати. И тот и другие одеты в богатые богато украшенные фальтроки, на лифах вышиты гербы.

Украшения широко использовались как в мужском, так и в женском костюме. Это были массивные ожерелья с подвесками в несколько рядов, браслеты, цепи, кольца, серьги.

Женский западноевропейский костюм также развивается вначале под влиянием моды Италии, а затем Испании. В Германии еще долго сохраняется S-образный готический силуэт в женском костюме, отсутствует каркасная основа. В соотношении объемов нет характерного для этой эпохи стремления силуэта к горизонтали.

Одежда часто дополнялась различными аксессуарами, такими как кошельки, пояса, сумки и сумочки, сеточки для волос, булавки и шпильки. Сумочки прикреплялись к поясу, в них носили разные необходимые в хозяйстве мелочи – ключи, ножницы. и т. д. Сеточки на волосах женщин можно часто увидеть на изображениях средневековья и Возрождения. Причёска «Венецианки» Дюрера украшена такой сеточкой с тонкой вышивкой, волосы «Принцессы саксонской» также собраны под сеточку. У замужних женщин из-под головных уборов также видны подобные сетки. Техника их изготовления был довольно трудоёмка: для вязания этой сеточки в XIII-XIV вв. использовали спицу длиной ок. 20 см. с двумя ушками на концах. В этих ушках - по прорези с торцов и в итоге на всю эту конструкцию наматывался нить так же, как на челнок для фриволите. Далее к жесткой кромке, от которой начиналось плетение сеточки, прикреплялись нити и при помощи спицы-челнока начинали скрепляться между собой узлами. Ячейки сеточки довольно мелкие и местами это сетчатое полотно путем сокращения или прибавления ячеек меняло форму, чтобы лучше облегать прическу. [41]

В качестве украшений в основном использовались массивные широкие золотые цепочки, кольца, различные застёжки. Их можно видеть практически на любых портретах знатных горожанок.

Булавки широко использовались и как для фиксации головных уборов, и, возможно, для крепления рукавов, которые могли быть съёмными. Сетка на голове упомянутой венецианки прикреплена к волос булавками с округлыми кончиками. Такие же булавки просматриваются и на «Портрете молодой женщины» А. Дюрера.

Популярен был такой аксессуар как амоньер. Его назначение трактуют по-разному, либо как просто мешочек или сумочка для денег, либо мешочек для раздачи милостыни. Амоньеры как правило крепились с помощью шнурков на поясах, которые широко использовались в разных видах одежды.

Виды и формы поясов были крайне разнообразными: от средних и узких, до странно широких с очень крупными пряжками. Простые широкие кожаные ремни по-прежнему будут использоваться в военной форме

В первой трети XVI века женский костюм в обилии покрывается складками, но не спокойными и пластичными, как в Италии, а глубокими и частыми, как бы сжимающими верх фигуры. На завышенной талии располагался тканый или же старомодный кожаный ремень с металлическими накладками. От тканого пояса в наряде горожанки спускался белый или темный шнур – знак домохозяйки. К нему подвешивали сумочку с ключами, ножницами и прочей мелочью. У аристократок вместо шнура с пояса свисала ювелирно исполненная золотая цепь, которая выглядывала из-под плиссированного белого фартука, являвшегося национальной деталью женского наряда. В немецком варианте итальянского костюма контраст узкого лифа и широкой юбки заметно усиливался, а низко вшитый рукав или сменившие его торчащие «фонарики» дополняли визуальные изменения естественных пропорций тела.

В целом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что германский и нидерландский костюм имел некоторые отличия от костюма Италии, Франции. Однако прослеживается общая тенденция изменения моды от простого к более сложному, от примитивного кроя к более изысканному и изящному. Эта тенденция отразилась и на появлении в позднем средневековье большого количества аксессуаров как в мужской, так и в женской одежде. Как уже говорилось, принято считать, что мода – живой, динамично развивающийся организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в общественной жизни. Это можно наблюдать и в наше время, и во времена средневековья.

Заключение

Дать какую-либо однозначную оценку средневековой повседневности как и любому историческому явлению или процессу довольно сложно. С одной стороны многочисленные источники свидетельствуют об исключительной убогости, нищете, грязи и страхе, наполнявших жизнь человека тех времён. С другой стороны – на картинах мастеров Возрождения изображены люди в роскошных одеждах, на фоне богатых интерьеров. Такую двойственность, наверное, можно объяснить тем, что каковы бы аскетичны ни были религиозные верования, какова бы ни была идеология, человек так или иначе, осознанно или нет, будет стремиться к красоте, реализуя это стремление всеми доступными ему способами. Однако речь идёт о средневековье, поэтому следует ещё добавить, что такие стремления могли себе позволить лишь состоятельные люди, у которых не было необходимости все свои помыслы вкладывать в заботы о хлебе насущном.

В рамках данной работы были рассмотрены лишь несколько аспектов средневекового быта - главным образом жилище и одежда. Опираясь на данные изобразительных источников можно выявить определённые характерные для указанной эпохи черты предметов быта.

Таким образом, средневековое жилище можно условно разделить на две группы по принадлежности представителям того или иного сословия. Дома зажиточных слоёв населения резко отличались от жилищ крестьян и ремесленников. Понятно, что первые соревновались в роскоши и богатстве внутреннего и внешнего убранства; вторые же за небольшими исключениями в основном отличались нищетой и убогостью. Жилища знати по большей части находились в городах и являлись своего рода индикатором состоятельности их владельцев. Дома бюргеров были богато декорированы снаружи, имели несколько этажей, что отличало их от жилищ ремесленников. Улицы во всех средневековых городах были очень узкими, настолько, что порой городским властям приходилось издавать специальные законы, регулирующие ширину проходов между домами. Также улицы, по мнению многих исследователей, зачастую выполняли функцию сточных канав. Изобразительные источники дают неоднозначный ответ на вопрос о средневековой гигиене, который, кстати, и сейчас является предметом дискуссий. Дело в том, что на картинах, например, Босха или Брейгеля иногда действительно можно видеть улицы, полные нечистот, убогость, ветхость и тому подобные мрачные черты средневековой повседневности. Другие же мастера описывали города в ярких, чистых, праздничных тонах; эти полотна оставляют ощущение, что средневековый город был наполнен чистым воздухом и солнечным светом. Однако, такую разницу в интерпретации действительности возможно объяснить степенью влияния классического Ренессанса на того или иного художника. Известно, что Брейгель и Босх, несмотря на их принадлежность к Возрождению сильно отличались и манерой письма, и стилем, и выбором сюжетов для своих картин.

Что касается внутреннего убранства средневекового жилища, то оно так же напрямую зависело от социального статуса их владельца. Знатные и богатые горожане и феодалы окружали себя роскошными предметами быта как местного происхождения так и вывезенными из стран Востока. Дома знати были украшены коврами, резьбой, лепниной, изделиями из драгоценных металлов, дорогими тканями преимущественно красного и зелёного цветов.

Костюм, как и любой другой аспект повседневности, отражал мировоззрение средневекового человека. К тому же изменения внешнего вида одежды напрямую находились под влиянием тех или иных исторических процессов.

На протяжении всего средневековья наиболее популярными тканями были шерсть и лён. Также очень ценился шёлк, однако он был весьма дорог и поэтому его могли себе позволить только состоятельные люди. Внешний вид и крой одежды постепенно изменялись от простого к сложному, совершенствовалась техника шитья, появлялось всё большее количество аксессуаров. К началу Нового времени костюм прошёл путь от простых коттов и сюрко к богато украшенным фальтрокам. Причём в странах Северного Возрождения почти до самого конца эпохи средневековья костюм сохранял в себе готические черты, что отличает его костюма Италии, Испании, Франции и других стран. Вместе с одеждой менялась и обувь, а также мода на причёску и цвет волос. Характерно то, что примерно в шестнадцатом столетии простые горожане и горожанки стали копировать в своей одежде костюмы знати, заменяя дорогие материалы простыми и дешёвыми. Также в это время появились имитации драгоценных камней и металлов, получили распространение украшения «под золото» или «под серебро». В целом же одежда, обувь, аксессуары, причёска зависели от идеала красоты, который сочетал в себе влияние религиозных и рыцарских идеалов.

Оба рассмотренных в данной работе элемента человеческой повседневности (жилище и одежда) во все времена в полной мере отражают и во многом характеризуют ту эпоху, к которой они относятся. Практически любой предмет быта может стать первым штрихом к картине окружающей человека действительности. Использование разнохарактерных источников и владение необходимыми методами исследования позволяют проникнуть вглубь исторических событий и процессов, осознать их суть, а также попытаться увидеть их глазами современников. К тому же история повседневности не сводится к одним лишь описаниям быта, обычаев, традиций и т. д., её цель гораздо масштабнее - «История снизу» призывает ученых оживить в памяти народа тех безымянных участников истории, чьи жизни во всех исторических сочинениях, в том числе и в тех, где речь идет о «народных массах» как «движущей силе истории», неизбежно исчезают, растворяются в величии исторических событий или в деяниях героев». [42]


Источники и литература

1)  Закон о роскоши.

//http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml?id=5765

2)  Капитулярий о поместьях. История средних веков. Хрестоматия. М., 1969.

3)  Нюрнбергский устав о нищих 1478г. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml?id=5765

4)  В доме Фуггеров в Аугсбурге. По свидетельству Ганса фон Швейнихена, сопровождавшего герцога Генриха XI Лотарингского во время его путешествий / Хрестоматия по истории средних веков. М., 1950. Ч. IIIС.95-96.

Литература

1)  Артамонов С. Д. Литература Средневековья.М., 1993/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bolsh/index.php

2)  Альбрехт Дюрер: Дневники. Письма. Трактаты. Том 1 / http://bookz.ru/authors/al_breht-durer/dnevniki_445.html

3)  Архитектура. Формы, конструкции, детали (иллюстрированный справочник). Э. Уайт, Б. Робертсон. М., 2005.

4)  Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

5)  Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986; Т.2 Игры обмена. М., 1988; Время мира. М., 1992.

6)  Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bolsh/index.php

7)  Бицилли П М. Элементы средневековой культуры. СПб., 2002

8)  Гатаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологи / http://anthropology.ru/ru/texts/gataeva/russia_09.html

9)  Гнедич П.П. История искусств

/ http://www.goldbook.ws/2006/05/31/Istorija_iskusstv_.html

10)  Гуревич А. Я. Средневековый купец.

/http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/18.php

11)  Гуревич А.Я Категории средневековой культуры. М., 1972 //dexhttp://philos.omsk.edu/libery/in/g.htm

12)  Гуревич А.Я Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990 //http://philos.omsk.edu/libery/index/g.htm

13)  Гуревич А. Я. Многозначная повседневность средневекового человека./ http://kinoslog.ru/?p=269

14)  Грицак Е. Популярная история моды / http://bookz.ru/authors/elena-gricak/popularn_152.html

15)  Дали Сальвадор . Дневник одного гения. М., 1991

16)  Демпф П. Тайна Иеронима Босха. М., 2005.

17)  Иванов К. А. Многоликое средневековье. М., 6.

18)  Иловайский Д. И. История средних веков.// http://www.bibliotekar.ru/polk-8/139.htm 1996

19)  История Европы, (от средневековья к новому времени). Т.3. М., 1993

20)  История Европы с древнейших времён до наших дней /http://www.tuad.nsk.ru/~history/works/HistE/index.html

21)  История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Брагиной Л.М.). – М., 1999

22)  Каминская Н. М. История костюма.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php

23)  Карева В. В. История Средних веков. Северное Возрождение. Немецкое Возрождение./ http://society.polbu.ru/kareva_midhistory/ch36_i.html

24)  Карпов С. История средних веков.

25)  Кибалова Л. И. Иллюстрированная энциклопедия моды. М., 1986

26)  Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы/http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kenig/index.php

27)  Классическое и современное искусство Запада ( под ред. М. Я. Либмана). М., 1989.

28)  Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до наших дней. М., 1970.

29)  Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1951

30)  Клод-Анри Роке. Брейгель, или мастерская сновидений. М., 2000

31)  Кон И. С. В поисках себя. //.http://www.psylib.ukrweb.net/books/konis01/txt05.htm

32)  Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1986

33)  Логика и история повседневности. Глава 2 // Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000 / http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/113468.html

34)  Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. М., 1992.

35)  Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы. X-XV вв. М.: Молодая гвардия, 2002.

36)  Оболенская С. История повседневности в современной историографии ФРГ./ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/22.php

37)  Плаксина Э.Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. История костюма. Стили и направления. М., 2004

38)  Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997 / http://wmsafe.ru/books/16889.html

39)  Радугин А. А. Культурология

/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/12.php

40)  Роулинг М. Европа в средние века. Быт, религия, культура. М., 2005

41)  Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. История средних веков. Хрестоматия. М., 1969 //http://www.kodges.ru/43510-istoriya-srednix-vekov.-xrestomatiya.html

42)  Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения. В 5 ч. - М.: Интерпракс, 1995. - (Всемирная история и культура глазами современников и историков). - Ч. 5: Человек в меняющемся мире / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая

43)  Сыромятникова И. История причёски. М., 2002

44)  Токарев С. А. Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы. М.,1968.

45)  Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. М., 1995

46)  Шкуратов В. Историческая психология.//

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Schkur/06.php

47)  Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

48)  A.Schlunk, R.Giersch. Die Ritter: Geschichte - Kultur - Alltagsleben. Stutgart, 2003. Быт средневекового замка. (Конспективный перевод главы из книги) // http://meteleva.ucoz.ru/blog/2009-2-2

49)  Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие/http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/civsr/index.php

50)  Хрестоматия по истории средних веков. М., 1950. Ч. III.

51)  Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в средние века./ http://territa.ru/load/1-1-0-1815


Приложение

1. Альбрехт Дюрер. Замок в Инсбруке (1494-1496).


2. Иероним Босх. Смерть скряги(1490-1500, Вашингтон, Национальная картинная галерея/ http://www.museum-online.ru/Renaissance/Hieronymus_Bosch/Canvas/2310)



3. Питер Брейгель. Крестьянский танец (ок. 1568, Вена, Художественно-исторический музей/


4. Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевскйи музей изящных искусств/http://www.museum-online.ru/Renaissance/Piter_Bruegel/Canvas/2508)


5. Иероним Босх. Блудный сын (1503,Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген/http



6. Питер Брейгель. Битва поста и масленицы (1559, Вена Музей истории искусств/http://alexei-sf.livejournal.com/194085.html)


7. Альбрехт Дюрер. Автопортрет(1498,/ http://abgus.3dn.ru/publ/14-1-0-23)


8. Альбрехт Дюрер. Портрет бородатого мужчины в красной шапке/ http://smallbay.ru/durer.html .



9. Альбрехт Дюрер. Портрет Иеронима Хольшуера (1526. Берлин, Картинная галерея / http://smallbay.ru/durer.html)


10. Портрет императора Максимилиана I (1519 Музей истории искусства, Вена/ http://smallbay.ru/durer.html)


11. Альбрехт Дюрер. Портрет венецианки (1505. Вена, Художественно-исторический музей

/ http://smallbay.ru/article/durer6.html)



12. Альбрехт Дюрер. Мадонна с грушей.


13. Лукас Кранах Старший. Портрет фрау Ресс (1502, Берлин, Национальный музей/ http://www.intofineart.com/oil%20painting%20artist/CRANACH,%20Lucas%20the%20Elder.html)


14. Лукас Кранах Старший. Принцесса Саксонская (1517, Вашингтон, Национальная галерея искусств/http://www.intofineart.com/oil%20painting%20artist/CRANACH,%20Lucas%20the%20Elder.html.



15 Лукас Кранах Старший. Портрет княгини Екатерины Мекленбургской (1514, Дрезден/ http://www.intofineart.com/oil%20painting%20artist/CRANACH,%20Lucas%20the%20Elder.html)


16. Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан (1502, Коллекция Оскара Рейнхардта, Винтертур /http://www.intofineart.com /oil%20painting%20artist /CRANACH, %20Lucas%20the%20Elder.html)



17.Лукас Карнах Старший. Геркулес у Амфалы (1537, Брауншвейг, Музей герцога Антон-Ульриха/ http://www.intofineart.com/oil%20painting%20artist/CRANACH,%20Lucas%20the%20Elder.html)

18-19. Лукас Кранах Старший. Юдифь; Портрет магдебургского доктора Иоганесса Шёнера.

 


[1] Пушкарёва Н. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ISTORIYA_POVSEDNEVNOSTI.html

[2] О. Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973. С. 117.

[3] Д. И. Иловайский. История средних веков.// http://www.bibliotekar.ru/polk-8/139.htm

[4] Иванов К А. Многоликое средневековье. Средневековый замок и его обитатели.// http://www.bibliotekar.ru/polk-9/2.htm

[5] Там же.

[6] Meyer, Erich Lessing. Deutsche Ritter - Deutsche Burgen.München, 1976, перевод Н. Метелевой.// http://meteleva.ucoz.ru/blog/2009-01-25-3

[7] Там же.

[8] По материалам сайта http://biseropletenie.com/sposobipr/5.html

[9] Иванов К. А. Многоликое средневековье. М., 1996. С. 43.

[10] Иванов К. А. Многоликое средневековье. М., 1996. С.45.

[11] Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 125.

[12] http://www.redwoodmaster.ru/catalog/trunk.html

[13] Капитулярий о поместьях. История средних веков. Хрестоматия. М., 1969. С. 73.

[14] http://www.vibormebely.ru/mebsrednvek.html

[15] A.Schlunk, R.Giersch. Die Ritter: Geschichte - Kultur - Alltagsleben. Stutgart, 2003. Быт средневекового замка.(Конспективный перевод главы из книги Н.Метелевой).

[16] http://absentis.front.ru/abs/lsd_01_preface.htm

[17] http://www.asher.ru/library/human/history/europe1.html

[18] Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1951. Цит. по http://www.asher.ru/library/human/history/europe1.html

[19] Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1996.С.290-291.

[20] К. А. Иванов. Многоликое средневековье.// bookdesigner@the-ebook.org

[21] Токарев. Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы. М., 1968. С. 227

[22] Указ.соч. С. 231.

[23] Иванов К. А. Многоликое средневековье.// bookdesigner@the-ebook.org

[24] А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. М., 1978. С. 52.Цит. по http://www.asher.ru/library/human/history/europe1.html

[25] К. А. Иванов. Многоликое средневековье.// bookdesigner@the-ebook.org

[26] Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1951. С. 12 – 13.

[27] Цит. по http://www.asher.ru/library/human/history/europe1.html

[28] Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.

[29] К. А. Иванов. Многоликое средневековье.// bookdesigner@the-ebook.org

[30] Указ. соч. С.

[31] Там же. С.

[32] Нюрнбергский устав о нищих 1478 г. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml?id=5765

[33] И. Тэн. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. М., 1995. С. 92.

[34] blog.aurorahistoryboutique.com/ medieval-european-clothing-and-wool/ - 60k -

[35] Н. М. Каминская. История костюма.

[36] Э. Б Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов. История костюма. Стили и направления. М., 2004.С. 55.

[37] Там же. С.55.

[38] Указ.соч. С. 55.

[39] Указ.соч. С. 57-58.

[40] Нюрнбергские законы о роскоши. // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml?id=5765

[41] http://tgorod.go.ru/cgi-bin/board/topic.cgi?forum=9&topic=97

[42] Оболенская С.. «История повседневности» в современной историографии ФРГ./ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/22.php


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.