на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ


Военная история России – часть ее общей истории, ее культуры. Военные музеи и комнаты боевой славы, как основные хранители этой истории, призваны в современных условиях играть ведущую роль в формировании исторического сознания народа, как в практическом воспитании молодежи страны в целом, так и военнослужащих армии и флота в частности.

Раздел 3. Методика организации культурно-массовой работы военных музеев

Культурно-массовая работа – одно из основных направлений музейной деятельности, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея и осуществляется многоплановая и разнообразная работа с различными категориями посетителей, как в самом музее, так и вне его.

К формам культурно-массовой работы относят: экскурсии, лекции, кружки, тематические вечера, клубы и музейные праздники.

Экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т.д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени.

Лекция – читается в музее или вне музея, в которой используются музейные экспозиции или материалы музейных коллекций.

Кружки – объединение постоянных посетителей музея по интересам. Кружок работает под руководством сотрудника музея, на основе музейного собрания. Как правило, в состав кружка входит не более 15-20 человек. Программа кружка предусматривает практические и теоретические занятия. В музеях существуют кружки исторические, археологические, художественные, нумизматические и др.

Тематический вечер – вечер, посвященный определенной теме, часто приуроченной к юбилейной дате, в котором участвуют сотрудники музея, ученые, деятели культуры и искусства, творческие коллективы. В программу тематического вечера могут быть включены демонстрация предметов из собрания музея, рассказ о них, ознакомление с экспозицией, создаваемой специально в ходе к подготовке к вечеру, а также элементы театрализованного представления, декламации, исполнение музыкальных произведений, выступления мемуарного характера и т.п. Этим обеспечивается комплексное, многостороннее раскрытие темы, где средства музейного показа органически сочетаются с другими средствами культурно-просветительной работы. Тематические вечера проводятся в конференц-зале музея; его аудиторию составляют, в основном, постоянные посетители музея, которым заранее рассылаются пригласительные билеты.

Клуб – объединение постоянных посетителей музея на основе общего интереса к изучению музейных коллекций. Клуб создает оптимальные условия для неформального общения, способствует развитию научного, художественного или технического творчества с учетом индивидуальных наклонностей его членов. Существуют различные виды клубов – историко-революционные, искусствоведческие, краеведческие и т.д. программа занятий клубов определяется профилем музея, характером музейного собрания , конкретным составом участников работы. Структура клуба может быть секционной. Программа деятельности клуба предусматривает как секционные занятия, так и общие мероприятия, в которых участвуют все члены клуба: лекции, тематические вечера, научные конференции и т.п. Высшим органом клуба является общее собрание его членов, избирающее Совет клуба. Руководят работой клуба научные сотрудники музея.

Музейные праздники – комплексная форма, включающая объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, массового театрализованного представления и т.п. Проводится музейными работниками на основе тщательно разработанного сценария при участии творческих работников театра, музыкальных учреждений, радио, кино, телевидения, художественной самодеятельности. В музейном празднике широко используются музейные коллекции, мемориальные экспозиции или комплексы, недвижимые памятники истории и культуры, расположенные вне музея, памятные места, площади и улицы города и т.п. Планируется и проводится в тесном контакте со средствами массовой информации, трудовыми коллективами конкретных предприятий. Широко известны пушкинские праздники поэзии, праздники народного творчества в музеях под открытым небом.

Одной из самых распространенных форм культурно-массовой работы военных музеев являются экскурсии. Они бывают:

·  по профилю (исторические, литературные, естественно-научные и т.д.);

·  широте тематики (обзорные, тематические); составу экскурсантов (возрастному, социальному, профессиональному);

·  целевому назначению (учебные, культурно-просветительные, научные);

·  месту проведения (внемузейные, музейные, комплексные);

·  способу передвижения (пешеходные, автобусные и т.д.).

Следует отметить, что в соответствии с этими различиями, существует определенная методика, т.е. система способов и приемов, применяемых при организации и проведении экскурсионной работы: при формировании общей тематики экскурсий, разработке конкретных тем, составлении развернутых планов экскурсий, создании методических разработок и проведении экскурсий.

Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения им основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Кроме того, не следует забывать, что экскурсия – результат двух важнейших процессов: подготовки и проведения. Эти два фактора тесно связаны между собой, взаимообусловлены, так как невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить два основных направления:

1.   разработка новой темы (новой вообще или новой для данного музея);

2.   подготовка начинающего экскурсовода к проведению экскурсий или уже работающего, но по новой для него, уже разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление – это работа над созданием новой (возможно тематической или внемузейной) экскурсии. Этот процесс проходит три основных ступени:

-  подготовительная работа, в ходе которой осуществляется подбор материалов для будущей экскурсии и их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов с помощью которых будет строиться рассказ экскурсовода;

-  непосредственная разработка самой экскурсии, включающая в себя написание индивидуального экскурсионного текста и тех методических приемов при помощи которых происходит наиболее полное достижение целевых установок и раскрытие темы;

-  заключительная ступень представляет собой защиту экскурсии на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

-  организационный (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах поведения на маршруте);

-  информационной (краткие сведения о музее, теме и продолжительности экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа (или наоборот), с применением заранее обусловленных методических приемов.

Заключение, как и вступление, напрямую не связано с экскурсионными объектами. Оно должно быть кратким (не более 5 минут) и состоять из двух частей:

-  итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий целевую установку;

-  информацию о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

Следует отметить, что заключение так же необходимо, как и вступление, и основная часть экскурсии. Это то, что запоминается, помогает упорядочить полученные знания и впечатления не только от экскурсии, но и от музея, его атмосферы, культуры обслуживания.

Непосредственный процесс подготовки экскурсии так же делится на несколько этапов:

1.   Выбор темы.

2.   Определение цели и задач экскурсии.

3.   Составление маршрута экскурсии с определением объектов показа.

4.  Подбор литературы и других источников экскурсионного материала по теме. Изучение этих материалов.

5.  Подготовка контрольного текста экскурсии.

6.  Определение методических приемов и техники проведения экскурсии.

7.  Составление индивидуального текста.

8.  Составление методической разработки.

9.  Сдача экскурсии на маршруте.

Остановимся более подробно на отдельных этапах этого сложного творческого процесса.

Тема экскурсионного рассказа является стержнем экскурсии и объединяет в единое целое все ее объекты показа. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания экскурсий определенной тематики.

Выбрав тему будущей экскурсии можно приступать к определению цели – одному из самых важных этапов работы подготовительного периода. Именно целевая установка, а не тема является концепцией всей экскурсии в целом, руководящей идеей, определяющей замысел.

Следующим этапом работы над созданием экскурсии является составление маршрута экскурсии. Экскурсионный маршрут представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее логически обоснованной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, а также из расчета удобства подхода к тому или иному объекту показа.

В музейной практике существуют три варианта построения маршрутов:

-  хронологический;

-  тематический;

-  тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута может служить обзорная экскурсия по музею истории войск Московского военного округа, где важнейшие события из жизни округа раскрываются в строго хронологическом порядке. В том же музее тематическая экскурсия, посвященная участию войск округа в Московской битве, построена в соответствии с тематическим вариантом построения экскурсионного маршрута. Примером маршрута, составленного по тематико-хронологическому принципу, служат все обзорные городские экскурсии. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Одновременно с составлением маршрута экскурсии определяются и объекты показа, после чего можно приступить к подбору и изучению литературы по теме. Причем, при большом объеме литературы, список следует разделить на две части: основная литература и дополнительная. В качестве дополнительной или вспомогательной литературы могут служить художественные произведения, воспоминания участников и современников исторических событий. Значительную помощь в поиске и систематизации материалов на этом этапе подготовки экскурсии могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (CD-ROM).

Следующим этапом работы является подготовка контрольного текста экскурсии – материала, призванного обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в котором формируется определенная точка зрения на факты и события, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту:

-  краткость и четкость формулировок;

-  необходимое количество фактического материала;

-  наличие информации, способствующее полному раскрытию темы;

-  правильный литературный язык;

Текст экскурсии выполняет контрольные функции, из чего следует, что каждый экскурсовод обязан строить свой рассказ с учетом требований данного документа (контрольного текста).

В большинстве случаев контрольный экскурсионный текст содержит хронологическое изложение материала. Он не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст составляется особенно тщательно и выверяется по источникам. Он является основой для всех экскурсий, проводимых на заявленную тему.

Используя положения и выводы, содержащиеся в контрольном тексте, экскурсовод готовит индивидуальный текст.

На основе контрольного текста возможны варианты экскурсии на ту же тему, но с учетом контингента посетителей (школьники младших классов, взрослые, иностранные граждане и пр.).

Далее следует работа по определению методических приемов проведения экскурсии.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использования в ней методических приемов рассказа и показа. Выбор того или иного приема диктуется целями и задачами, определенными в начале подготовки экскурсии, а также информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа на этом этапе подготовки экскурсии состоит из нескольких частей:

-  выбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем;

-  выбора методических приемов, используемых при работе с разными категориями посетителей;

-  подбор приемов, способствующих сохранению внимания экскурсантов и активации процесса восприятия экскурсионного материала;

-  для внемузейных экскурсий (по военно-историческим и памятным местам) – приемов в зависимости от времени года проведения экскурсий;

-  отбора правил техники ведения экскурсии.

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение группы между объектами и т.д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки. Эти указания, в конкретном примере, адресованы и водителю автобуса. Технически важно сформулировать рекомендации:

-  об использовании пауз в экскурсии;

-  о соблюдении времени на освещение подтем;

-  возможно, о порядке возложения верков и т.п.;

-  о месте экскурсовода при показе объектов;

-  об организации самостоятельной работы группы;

-  о методике рассказа во время движения транспортного средства…

Затем наступает один из самых творческих этапов подготовки экскурсии – составление индивидуального текста.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой же для него является контрольный текст.

Наличие во всех отношениях грамотного контрольного текста, делает индивидуальные тексты похожими, однако, манера изложения с индивидуальными речевыми оборотами, различный словарный запас, последовательность и разная степень информированности по теме делает текст, написанный экскурсоводом в процессе подготовки по-настоящему индивидуальным. И все же основное отличие индивидуального текста от контрольного заключается в том, что последний отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методическими приемами. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, имеет четкое деление на части, каждая из которых посвящена освещению одной из подтем.

Составленный таким образом индивидуальный текст, представляет собой готовый материал для рассказа. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует показать на экскурсии. В тексте, при изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, а оценка их значения допускается с оговоркой: “я считаю…” Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. Однако помимо обязательных требований индивидуальный текст имеет ярко выраженный личностный характер, что выражается, прежде всего, в особенностях письменной речи “исполнителя”. Кроме того, текст пишется от первого лица.

Несмотря на то, что для индивидуальных текстов на одну и ту же тему наблюдается сходство (что естественно) в содержании и изложении материала, а также в оценке исторических фактов и примеров, рассказ каждого экскурсовода неповторим. Впрочем это все зависит от умения правильно применять методические приемы, их разнообразия, широты кругозора экскурсовода, манеры общения и изложения материала, а так же личного обаяния, ораторского и актерского мастерства.

Многое, из перечисленного выше приходит с опытом, многое дается от природы.

Практически завершающим этапом подготовки экскурсии является составление, на основе уже изученного и написанного, методической разработки.

Методическая разработка – итоговый документ всего процесса подготовки экскурсии, он определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику проведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям:

-  показать экскурсоводу пути для раскрытия темы;

-  вооружить экскурсовода наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа;

-  содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;

-  учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии);

-  соединить показ и рассказ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит по следующей схеме:

-  титульный лист, где обозначены: наименование музея или иного экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута (при проведении внемузейной экскурсии), продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии:

-  цель и задача экскурсии определены на второй странице документа, здесь же располагается схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии;

-  вступление;

-  основная часть (индивидуальный текст), куда включены все методические рекомендации;

-  заключение.

 Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени, а также от протяженности маршрута.

По завершению всех подготовительных этапов происходит защита экскурсии. В приеме экскурсии принимают участие руководители учреждения культуры и научные сотрудники. Этот процесс носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления неточностей и методических недочетов. При этом участники приема экскурсии должны быть заранее ознакомлены с контрольным текстом и методической разработкой. При положительной оценке проделанной работы издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

Подобная методика подготовки экскурсии применительна, в частности, ко всем формам, видам и типам культурно-массовой работы военных музеев.


Заключение

Культурно-массовая работа военно-музейной сети является важной составной частью воспитания у личного состава военно-патриотического сознания, развития патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у личного состава профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Основной задачей воспитания личного состава находящейся в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с учетом их специфики является развитие у личного состава способностей, ценностей, качеств, реализуемых в общественно-государственных интересах Родины.

Выработанная автором методика подготовки и проведении культурно-массовой работы военно-музейной сети позволит повысить эффективность культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

В современных условиях в Вооруженных Силах Российской Федерации все большее значение приобретает социально-культурная деятельность. Это обусловлено тем, что становление ценностных ориентиров у молодежи, призываемой в армию и флот, проходит в крайне противоречивой политической, экономической и социально-культурной атмосфере, сложившейся в нашей стране в последнее десятилетие. Данное обстоятельство объективно предопределяет активный характер создаваемой системы социально-культурной деятельности в ВС РФ, частью которой являются военные музеи, образования музейного типа и комнаты воинской славы, их культурно-массовая работа.

Военно-музейное дело, как особая сфера деятельности в Вооруженных Силах, имеет глубокие корни.

Наряду с теоретико-методологической подготовкой важное значение для специалиста военно-музейного дела имеет приобретение специальных знаний, умений и навыков по всем направлениям деятельности музея.

Реализация информационно-просветительной функции военного музея осуществляется посредством экспозиционной и выставочной работы, направленной на распространение и популяризацию знаний о военной истории нашего Отечества, его Вооруженных Сил, на воспитание патриотизма, формирование исторического сознания. Процесс создания экспозиции многогранен. Он имеет свою определенную последовательность и принципы. Методически правильно и содержательно организованная экспозиция музея оказывает большое эмоциональное воздействие на посетителей.

Успешную деятельность военных музеев изначально определяет грамотное, глубоко осмысленное, тщательно выверенное и согласованное планирование. Оно позволяет правильно определить конкретные цели на тот или иной период, наилучшим образом использовать имеющиеся силы и средства, сосредоточивать внимание на решении главных задач, стоящих перед военным музеем. Глубокий и всесторонний анализ хода выполнения планов работы – перспективных, текущих, оперативных, организация систематического обсуждения в коллективе результатов деятельности являются важным и необходимым условием совершенствования системы функционирования военных музеев.

Важную роль в военно-патриотическом воспитании играет научно-просветительная деятельность музеев. Используя современные подходы этого вида деятельности можно существенно поднять посещаемость музеев, сделать восприятие экспозиции более доступным, ярким и интересным.

Военные музеи, как основные хранители части истории России, призваны в современных условиях, играть ведущую роль в формировании исторического сознания народа, в патриотическом воспитании молодежи страны в целом и воинов армии и флота в частности.

В результате проведенного исследования автор сформировал свою точку зрения на дальнейшее развитие военных музеев и комнат воинской славы и пришел к следующим рекомендациям в практической деятельности:

1.  Продолжить изучение и разработку теории и практики работы военных музеев и комнат боевой славы в воинских частях и подразделениях. При этом, использовать учебные пособия и методические рекомендации, инновационные технологии в области музейного дела.

2.  Внести предложение методистам ЦМВС разработать концепцию экспозиции музеев на современном этапе.

3.  Управлениям и отделам воспитательной работы уделять больше внимания подведомственным музеям, осуществлять координацию совместной деятельности в вопросе патриотического воспитания военнослужащих.

4.  Вынести предложение командованию ВС РФ о пересмотре вопроса об изменении статуса окружных музеев или разработке нового Положения, регламентирующего деятельность военно-исторических залов Домов офицеров военных округов (бывших окружных музеев).

5.  Если в воинской части, нет военного музея или комнаты боевой славы, попытаться их организовать, используя архивные данные об истории, боевом пути и выдающихся военнослужащих воинской части.

6.  Организовать взаимодействие с гражданскими музеями и их филиалами с целью посещения их военнослужащими подразделений. Это будет комплексным решением многих задач по патриотическому, гражданскому и духовному воспитанию и развитию военнослужащих.

7.  Совместно с гарнизонными Домами офицеров ВС России осуществить попытку разработать туристические маршруты и освоить экскурсии по "Золотому кольцу воинской славы России (предложение о создании "Золотого конца воинской славы России" выдвинуто коллективом музея истории войск МВО). В качестве координационного центра может выступить Методический отдел КЦ ВС РФ или отдел военно-шефской работы КЦ.

Реализация последнего пункта откроет дополнительные возможности для сотрудников гарнизонных домов офицеров, даст дополнительные доходы, возможность создания новых рабочих мест, сделает места воинской славы более доступными для населения, а посещаемость местных музеев более высокой. Впрочем, это уже отдельный культурный проект, который требует отдельной проработки.


Список литературы

1.  Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (подписан Президентом Российской Федерации 26 мая 1996 г.).

2.  Закон Российской Федерации от 14 января 1993г. «Об увековечении
памяти погибших при защите Отечества».

3.  Положение о музеях, образованиях музейного типа и комнатах воинской славы Вооруженных Сил Российской Федерации. (Приложение к приказу министра обороны Российской Федерации № 343 от 11 сентября 1997 г.).

4.  Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие для вузов: Сборник статей. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

5.  Военная одежда русской армии / Под ред. М.М.Хренова. - М: Воениздат, 1994.

6.  Военная организация и военное дело на Руси и в странах Европы в средневековье: Материалы конференции кружка ВНО при кафедре истории. -М,:ВУ, 1996.

7.  Военный музей. Проблемы музееведения в СА и ВМФ.- М.: Воениздат, 1989.

8.  Востоков Е.И. Военные музеи и их работа по политическому и воинскому воспитанию советских воинов: Дис, ... канд.ист.наук. - М.: ЦМВС, 1958.

9.  Гнатовский Н.И., Щорин П. А. История развития отечественного стрелкового оружия. -М.: Воениздат, 1959.

10.  Григорович А. Пособие для составления полковых историй и устройства музеев. - Спб, 1996.

11.  Демиденко В.П., Головко Е.П., Чернухин В.А. 600 лет отечественной артиллерии. -Л.: ВАА,1985.

12.  Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала XX века. - М: Просвещение, 1997.

13.  Жук А.Б. Винтовки и автоматы. - М.:Воениздат,1988.

14.  Жук А.Б. Револьверы и пистолеты. - М.:Воениздат,1983.

15.  Задонских С.И. Принципы строительства Красной Армии в 1918-1945 годах: сущностью эволюция: Дис. ... канд.ист.наук. -М.: ГА ВС, 1992.

16.  Звинчуков Н.И. Строительство Вооруженных Сил России: сущность и содержание. - М,: ВУ, 1996. .

17.  Керсновский А.А. История русской армии:В 4 т. - М.: Голос, 1992.

18.  Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века: Учебное пособие для средних театральных учебных заведений. -Изд. 2-е, испр. - М.: Просвещение, 1976.

19.  Кузнецов О.В. Военная геральдика в России во второй половине ХIХ -начале XX века: Дис. .., канд.ист.наук.-М.:ВУ, 3997.

20.  Леонов О.Г., Ульянов И.Э. Регулярная пехота. 1698-1801 // История российских войск. - М.: ТКО АСТ, 1995,

21.  Леонов О.Т., Ульянов И.Э. Регулярная пехота. 1855-1918 / История российских войск. - М.: ТКО АСТ, 1998.

22.  Леонтьева Г.А., Щорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов. - М.: Просвещение, 1994.

23.  Ленин В.И. Война и российская социал-демократия // Полн. собр. соч. – Т.26. – С. 134 – 140.

24.  Мостовенко В.Д. Танки. - М.:Воениздат,1995.

25.  О долге чести воинской в российской армии: Сборник материалом документов и статей. - М.: Воениздат, 1991,

26.  Отечественная артиллерия, 600 лет / Г. Т. Хорошилов, Э.Б. Брагинский, А.И.Матвеев и др. - М.: Воениздат, 1756.

27.  Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии / Под ред. С.Л.Рыкова - М.; ВУ, 1997.

28.  Пронштейн А. П. Вопросы теории и методики исторического исследования. - М.: Высшая школа, 1986.

29.   Развитие Вооруженных Сил и военного искусства после вторпИ мировой войны: Учебное пособие/ Под ред. В.П.Сскистова - М.:ВПА, 1970

30.  Раков Л. Русская военная форма. -Л.: Воениздат, 1946.


Приложение 1

Руководящие документы по военно-музейному делу

1.       Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (подписан Президентом Российской Федерации 26 мая 1996 г.).

2.Закон Российской Федерации от 14 января 1993г. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

3.Положение о музеях, образованиях музейного типа и комнатах воинской славы Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение к приказу) министра обороны Российской Федерации № 343 от 11 сентября 1997 г.).

4.Директива министра обороны Российской Федерации М.: Д-64 от 33 июля 1993 г. «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

5.Приказ министра обороны № 207 от 17 апреля 1993 г. «О совершенствовании военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

6.Приказ министра обороны Российской Федерации № 283 от 31 июля

1996  г. «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального Закона «О днях воинской славы (победных днях) России».

7.Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (приказ министра обороны Российской Федерации № 445 от 6 декабря 1996 г. «Об упорядочении деятельности военных учреждений культуры»).

8.Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (приказ заместителя министра культуры СССР № 290 от 1985 г.).

9. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР (приказ заместителя министра культуры СССР№ 513 от 1987 г.). -

10. Руководство по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах (приказ министра обороны СССР №260 от 1979 г.).


Приложение 2

Военно-исторический зал Дома офицеров МВО

(«Музей истории войск Московского военного округа»)

Интерактивная программа

“Тройка, семерка, туз…”

 (Программа предназначена для взрослых посетителей.

Продолжительность: 2,5 часа)

Действующие лица:

- хозяйка салона;

- «завсегдатай» салона, впоследствии банкомет (при необходимости «метать банк» может хозяйка салона);

- лакей;

- цыгане.

Оформление и реквизит:

-  в центре зала овальный стол, покрытый зеленым сукном:

-  стулья вокруг стола;

-  10-15 колод нераспечатанных игральных карт;

-  ксерокопии денежных знаков XIX века.

Сценарий интерактивной программы “Тройка, семерка, туз”

Зал представляет собой светскую гостиную. В центре “гостиной” стоит большой стол, покрытый зеленым сукном. За столом сидит хозяйка гостиной и молодой человек - “завсегдатай светских раутов”. Они мирно беседуют. Хозяйка приветствует входящих гостей, предлагает места за столиками. На столиках лежит «меню сегодняшнего вечера», в соответствии с которым гости (за дополнительную плату) могут заказать себе угощение.

Хозяйка:

Здравствуйте, здравствуйте, господа. Мне необыкновенно приятно, что вы приняли мое приглашение и согласились прийти на сегодняшний раут. Я надеюсь в милом, безусловно, милом, и приятном обществе отдохнуть и обсудить всё и вся. А между делом предложить полностью погрузиться в атмосферу пушкинской поры. Вдохнуть аромат старины. Для этого надо совсем немного: отбросить повседневные заботы – суету и сумятицу будней, отрешиться от шума автомобилей и трамвайного грохотанья. Забыть о том, что существует радио и телеграф, телевизоры, магнитофоны и прочие атрибуты прогресса…

Я вас прошу, выключить мобильные телефоны и представить себя москвичами XIX века.

Итак, раут, иначе – званный вечер. Светские разговоры, мода, политика… и тысяча всевозможных мелочей… а главное, карточная игра… Я предлагаю сыграть в игру. Бездумную и азартную, чтобы воочию убедиться, что и ваши предки, стремились разбогатеть «не выловив рыбки из пруда»…

Завсегдатай:

“Карточная игра и парад – две основные модели пушкинской эпохи”, - писал Юрий Лотман в “Беседах о русской культуре”. Дядюшка же Пушкина – Василий Львович шутливо утверждал:

… Без карт не можно жить.

Кто ими в обществе себя не занимает,

Воспитан дурно тот и скучен всем бывает.

Хозяйка:

“Он приятный игрок”, - такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе”, - констатировал Петр Андреевич Вяземский в “Старой записной книжке”.

Завсегдатай:

Карточные игры разделялись на коммерческие и азартные. В первых, требовался не только удачный расклад, но и расчет, своего рода талант – почти как в шахматах. Азартные зависели только от слепого случая… Характерно, что дворяне – офицеры и статские – увлекались преимущественно азартными играми – привлекало не искусство игры, а только выигрыш, притом крупный.

Петр I попробовал бороться с азартными играми: запретил указом в армии и флоте проигрывать более одного рубля.

Хозяйка:

И Екатерина II издала указ, запрещающий платить карточные долги по векселям или давать деньги для выплаты долгов. Куда там… Бесполезно! “Писать против игры, есть то же, что сочинять против Фортуны”

Ну что ж, попробуем догнать Фортуну? Сыграем в “игру”? “Фараон”, который так печально закончился для пушкинского Германа.

(обращается к завсегдатаю светских раутов)

Кирилл Петрович, голубчик, что там у нас в шкатулке?

“Завсегдатай” достает небольшой сундучок, в котором находятся, например, - “Закладные”: на имение в тверской губернии, дом в Москве, опись фамильный драгоценностей и пр., а также ассигнации XIX века.

Завсегдатай:

Желающие, под залог, разумеется, могут получить закладные билеты, на которые смогут делать ставки.

Хозяйка:

Кстати, в карты играли и дамы. Я знавала множество светских львиц, которые были не прочь “метнуть банчок”.

Правила игры чрезвычайно просты.

Кирилл Петрович, Вы – банкомет.

А вы господа… Вы. Вы. И вы. Понтируете.

Банкомет объявляет сумму денег, на которую он играет – “ставит банк”.

Вы (игрокам) играете против банка, – понтируете, а стало быть, являетесь понтёрами.

У каждого понтера собственная колода. Выбирайте, пожалуйста, колоду. Карта, на которую вы ставите, вынимается из этой колоды и кладется около себя рубашкой вверх. На эту карту понтёр кладет куш, то есть поставленные деньги – ставку.

Банкомет распечатывает свежую колоду, и раскладывает карты попеременно на две кучки, направо и налево. Если загаданная понтёром карта, окажется в правой кучке, - справа от банкомета, ставку выигрывает банкомет, в левой, – выигрывает понтёр. Шансы на выигрыш, таким образом, у понтёра и банкомета равны.

Банк, сударь!

Завсегдатай – банкомет “ставит банк” (объявляет ставку).

Завсегдатай:

Ставки сделаны! Игра!

Начинается игра. Хозяйка, пока банкомет раскладывает колоду, обращается к “зрителям”

Хозяйка:

Как не мил мне XIX век, но и про него можно сказать словами великого поэта “жестокий век, жестокие сердца”. Карточная игра, про которую Петр Андреевич Вяземский писал, что часто она является “оселком и мерилом нравственного достоинства человека” ломала и перемалывала судьбы. Выигрыши и проигрыши бывали огромными. Страсти кипели. Известна, например, скандальная история, нашумевшая в Москве в 1802 году, когда Александр Николаевич Голицын, картежник и мот, проиграл свою жену княгиню Марию Гавриловну, графу Льву Кирилловичу Разумовскому, сыну гетмана, масону и меценату. Последовал развод и второе замужество княгини при живом муже. Это был скандал, в свете его обсуждали и возмущались – не мужем, проигравшем жену в карты, а поведением жены, осмелившийся не только вторично выйти замуж, но и быть счастливой во втором браке. Все толки прекратил император Александр: на балу он пригласил Марию Гавриловну на танец и публично назвал ее графиней. После этого светское общество признало ее брак.

Но я, кажется, заговорилась. Кирилл Петрович, талия завершена?

Завсегдатай:

Игра или, как говорили, талия, закончилась. Можно было начать следующую, с вами, уважаемые партнеры, понтёры, вернее. Однако не будем следовать порокам предков. Остановимся на этом. Выигрыш остается при вас (удачливому игроку). Кстати, что вы выиграли? Дом в Москве? Что ж, поздравляю! Не каждому выпадает вот так сразу выиграть сонника и получить целое состояние.

Хозяйка:

Это, господа такой карточный термин, который означает выигрыш после первой же ставки. А вы? Проиграли (неудачнику)? Не огорчайтесь. В том не ваша вина. Никогда не следует полагаться на слепой случай. Пожалуй, я согласна с Германом из “Пиковой дамы”, который, прежде, чем его, что называется, “бес попутал”, говорил что “не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. В утешение можете оставить себе на память вашу колоду карт. И вы, сударь (удачливому игроку), также можете оставить карты на память.

Завсегдатай:

Кстати, в прежние времена использованную колоду, после прохождения одной тальи, кидали под стол, – потом лакеи собирали колоды и продавали в свою пользу мещанам для игры в дурачка и прочие забавы.

Я прошу занять места за карточным столом следующих игроков! Поменяем мы и банкомета. Есть желающие метнуть банк?

Новые игроки занимают места за карточным столом.

Хозяйка:

Что ж, продолжим игру. Готовы?

Игра продолжается до тех пор, пока не “переиграют” желающие.

Хозяйка:

Карточная игра – эта непременная часть званного вечера подошла к концу. Но мы с вами не расстаемся. У меня остались некие предметы, которые вы ставили под залог ассигнаций – фанты, - так переводится слово залог на немецкий. А фанты надо разыграть!

Кирилл Петрович, что сделать этому фанту?

Завсегдатай:

Спеть песню. Хотя бы один куплет.

Хозяйка:

А этому? (продолжает вытаскивать фанты).

Завсегдатай:

Объявляет новые задания… и т.д. и т.п.

Хозяйка (когда закончились фанты и выполнены все задания):

А славно мы повеселились сегодня! Однако я была бы плохой хозяйкой, если бы не угостила вас. Господа! Шампанское!

(входит лакей и вносит на подносе бокалы с шампанским и крошечные тосты, хозяйка и «завсегдатай помогают ему обслуживать гостей)

Хозяйка:

А ведь не только шампанским потчевали русские баре своих гостей! Звучала в светских салонах музыка, исполнялись романсы, модными стали в XIX веке цыганские хоры… пусть и сегодня вечер наш завершит рвущий душу цыганский напев!

(Под гитарный перезвон в зал входят «цыгане». Артисты исполняют песни, романсы, а также вовлекают гостей в водоворот зажигательной цыганской пляски)

Хозяйка:

Всему, абсолютно всему на свете приходит конец. Как хорошему, так и плохому. Вот и сегодняшний раут подошел к концу… Однако, надеюсь, наша встреча не конец, а лишь начало всему хорошему, что ждет вас впереди. Спасибо за внимание, ждем вас на очередной раут.

(включается фонограмма: негромкая мелодия вальса из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», под эту мелодию гости покидают помещение).



[1] http://lib.ru/MEMUARY/GORBACHEV/doklad_xxvi.txt_Piece40.07


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.