на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ


Дипломная работа: Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема:

«Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Место и роль военных музеев и комнат (кают) воинской славы в системе социально-культурной деятельности ВС РФ

Раздел 2. Современное состояние и перспективы развития культурно-массовой работы военных музеев и комнат (кают) воинской славы

Раздел 3. Методика организации культурно-массовой работы военных музеев

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Музеи России – часть культурного наследия нашей страны, хранилища памяти ее героической истории, свидетельство ее материальной и духовной жизни. За долгие годы существования музеев накоплен большой и поучительный опыт по их созданию и последующему развитию. Сложившаяся музейная сеть страны располагает значительным, постоянно растущим научным, воспитательным и культурным потенциалом.

Особое место в отечественной музейной сети занимают военно-исторические музеи.

Военно-исторические музеи – музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Подразделяются на музеи общей воинской истории (например, Центральный музей Вооруженных Сил в Москве); музеи отдельных отраслей военного дела (артиллерийские, военно-морские, авиационные и пр.); музеи истории воинских подразделений; музеи, посвященные значительным военным событиям и выдающимся полководцам, в том числе мемориальные музеи и памятники.

 Ведомственные по принадлежности, военно-исторические по содержанию, ибо любое событие, освещаемое в экспозиции музея, неразрывно связано с историей нашей страны, накрепко спаянное с жизнью народа. Так же, как и комнаты воинской славы, не только раскрывают славные страницы книги памяти воинской части, подразделения или учреждения министерства обороны, но и показывают исторический фон, на котором разворачивались те, или иные события, ту почву, которая взрастила героев, наполнила жизнь подвигом.

В ходе исследования, автор попытался дать характеристику основным направлениям музейной деятельности, уделив особое внимание одной из ее составляющих – культурно-массовой работе, наиболее связанной с воспитательной функцией музеев любого профиля.

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации, осуществляя руководство по созданию общества нового типа, уделяет большое внимание более полному и глубокому использованию богатства культуры и музейного дела и в оборонной мощи нашей страны.

В связи с этим вся деятельность военных музейных учреждений должна строиться в интересах повышения боеготовности армии и флота, мобилизации личного состава на качественное решение задач. Немалое значение при этом имеет использование того огромного духовного опыта, тех героических традиций, которые сложились за годы многовековой истории нашего государства. Мы обязаны усиливать интерес населения и прежде всего воинов страны к героической истории нашей Родины, и на этой основе вырабатывать внутреннюю потребность и дальше развивать славные традиции предшествующих поколений средствами культурно-массовой работы, проводимой в музеях ВС РФ.

Сегодня на первое место в музейной работе должно быть поставлено её содержание. Именно приоритет содержания – глубокого, умного и эмоционального – в мероприятиях, проводимых музеями, может дать желаемый результат в достижении поставленных целей.

Эффективность и действенность музейной работы во многом зависит от того, какое значение ей придаётся в общем объёме нашего идеологического арсенала. Здесь важную роль играют своевременная поддержка и внимание командиров, органов воспитательной работы, активное участие в этой деятельности также принимают общественные организации.

Флагманом военных музеев страны по праву считается Центральный музей Вооружённых сил (ЦМВС). Являясь методическим центром военно-музейной сети РФ, музей накапливает, анализирует и распространяет передовой опыт по всем направлениям музейной деятельности, совершенствуя собственную экспозиционную и выставочную деятельность, фондовую работу, экспериментируя и широко используя новые формы и методы научно-просветительной деятельности, тесно связанной с культурно-массовой работой, приводимой в ВС РФ. Эти шаги перестройки музейной работы получают своё развитие и в других музейных учреждениях ВС России.

Следует отметить, что проблема организации, развития и совершенствования культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ чрезвычайно актуальна в современных условиях. Это определяется следующими факторами:

Во-первых, расширением масштабов деятельности органов государственного и военного управления по военно-патриотическому воспитанию российской молодежи, воинов армии и флота;

Во-вторых, необходимостью научного изучения форм и методов научно-просветительной работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ;

В-третьих, поиском путей совершенствования научно-просветительной работы военно-музейной сети.

Объектом исследования является культурно-массовая работа военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

Предметом исследования будет выступать методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы ВС РФ, в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

Целью данной работы является выработка методики организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Задачами работы являются:

1.  Рассмотрение сущности, содержания, правовых основ и форм культурно-массовой работы, приводимой военно-музейной сетью ВС РФ;

2.  Разработка методики организации культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ;

3.  Формулировка выводов, вытекающих из анализа темы работы, выработка практических рекомендаций по повышению эффективности культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1.  Анализ сущности, содержания, правовых основ и форм культурно-массовой работы военно-музейной сети на современном этапе;

2.  Разработанная автором методика организации культурно-массовой работы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ;

3.   Выводы и практические рекомендации по повышению эффективности культурно-массовой работы военно-музейной сети в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.


Раздел 1. Место и роль военных музеев и комнат (кают) воинской славы в системе социально-культурной деятельности ВС РФ

На сегодняшний день Вооруженные Силы Российской Федерации проходят сложный процесс развития и реформирования. Главная цель преобразований заключается в том, чтобы армия России стала надежным защитником государственной целостности и сильным инструментом в международной политике. Это требует переустройства всей системы Вооруженных Сил таким образом, чтобы каждый ее институт и элемент отвечали современным требованиям. Вследствие этого, внедряются новые образцы вооружения, модернизируются старые, выпускаются новые пособия и уставы, появляются новые специальности в области высоких технологий и компьютерной техники. Идет усложнение и повышение требований к подготовке специалистов всех квалификаций, усиливается моральная и психологическая нагрузка на военнослужащих.

Данные процесс находят свое отражение в социально-культурной деятельности. Современная социально-культурная деятельность представляет собой специфический профессиональный труд. Она пронизывает такие сферы, как образование, профессиональное искусство, народное творчество, массовую физическую культуру, социальную работу, реабилитацию и межкультурную коммуникацию.

Социально-культурная деятельность сегодня проходит серьезную трансформацию, видоизменяясь функционально, содержательно и организационно. Современное состояние и перспективы развития социально-культурной деятельности обусловлены процессами ее дальнейшего самоопределения в новых социально-экономических условиях, гуманизации и технологизации. Это тесно связано с состоянием дел в сфере культуры современного российского общества.

В настоящее время в стране создана законодательная база в сфере культуры, функционирует система взаимодействия субъектов культурной политики: органов государственного управления, органов местного самоуправления, профессиональных творческих союзов и других общественных организаций. Министерством культуры России разработан инструментарий для ведения государственной культурной политики в виде Федеральных целевых программ развития и сохранения культуры и искусства.

Российская культура обладает богатейшим потенциалом и значительной инфраструктурой в области музейного дела. В стране насчитывается 2113 музеев, музейные фонды насчитывают более 55 млн. единиц хранения.

«Застой просто нетерпим, - говорил Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, — в таком живом, динамичном, многогранном деле, как информация, пропаганда, художественное творчество и художественная самодеятельность, работа клубов и театров, библиотек и музеев — всей сферы идейно-политического и трудового, нравственного и атеистического воспитания»[1]. Высокие требования к деятельности музеев предъявило и Министерство культуры. Всероссийская конференция подчеркнула, что современная перестройка невозможна без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала российского общества.

Ныне, когда под руководством Государственной Думы осуществляется эволюционная по своему характеру перестройка во всех сферах, в том числе и в духовной, с новой силой подтверждается непреходящее значение идейно-теоретического наследия по коренным вопросам демократического воспитания, использования в этих целях передовой культуры прошлого.

Уже в ноябре 1917 г., сразу после победы Октябрьской революции, В. И. Ленин дал указание народному комиссару просвещения: «...приложить все усилия, чтобы не упали основные столпы нашей культуры, ибо этого нам пролетариат не простит. «...Мы должны позаботиться в первую очередь о том, чтобы не распались музеи, которые хранят громаднейшие ценности...». Вскоре после этого, в январе 1918 г., III съезд Советов принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчеркивалась необходимость превратить культурные исторические ценности в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания.

С этой целью только за первый год Советской власти было принято более двадцати декретов и распоряжений о сохранении культурного и исторического наследия. Несмотря на неимоверную занятость, В. И. Ленин проявлял заботу о создании и развитии музеев. 25 мая 1919 г., после принятия парада, он посетил на Красной площади музейную выставку, посвящен­ную Красной Армии. 6 апреля 1920 г. Владимир Ильич писал в Казань В. В. Адоратскому: «...можете ли собрать материалы для истории гражданской войны и истории Советской республики? Можно ли вообще со­брать в Казани эти материалы? Могу ли я помочь?»

В результате осуществления ленинского курса в стране была создана единая государственная музейная сеть. Это способствовало быстрому ее росту, появлению музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Главными из них являлись Центральный музей В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР в Москве и Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в Ленинграде. И если до революции в России было всего около 150 музеев (без войсковых и церковно-археологических), то в 1974 г. их число возросло до 1230. А в настоящее время государственных музеев в России (вместе с филиалами) насчитывается более 2130.

Военно-исторические музеи, как и Красная Армия, были рождены революцией и служили делу защиты завоеваний победы. Вместе с ликвидацией старой армии, расформированием полков и военно-учебных заведений прекратили свое существование и более 300 музеев, которые были средством идеологической обработки солдат в религиозно-монархическом духе. Находившиеся в них музейные предметы были приняты по актам на государственное хранение. Советская власть бережно сохранила те из дореволюционных музеев и мемориальных памятников, которые увековечили героическое прошлое русского народа.

Большинство военно-исторических музеев возникло после Великой Отечественной войны с целью сохранить на века память о бессмертном подвиге советского народа, его Вооруженных Сил. Эта задача решалась в условиях послевоенных трудностей, что наложило свой отпечаток на состояние музейного дела. Однако настоящий музейный бум страна пережила в 70-80-е годы, в период подготовки и празднования юбилейных дат (25-30-35 и 40-летия) со дня победы советского народа над гитлеровской Германией. Экспозиции многих музеев были существенно обновлены, фонды пополнились новыми экспонатами. В это время широкое распространение получили школьные музеи воинской славы, явление само по себе положительное, с точки зрения патриотического воспитания, но нанесшее, на мой взгляд, существенный урон собирательской работе государственных и ведомственных музеев. Желание ветеранов увидеть предоставленные ими реликвии в музейной экспозиции, поделиться пережитым у музейных комплексов, посвященных их личному боевому пути, привело к тому, что многие предметы и документы музейного значения оказались в самодеятельных музеях, руководители которых, не являясь специалистами, не смогли обеспечить ни грамотное экспонирование полученной на хранение коллекции, ни, самое главное, ее квалифицированный учет. В результате, в условиях пререходного этапа в жизни нашей страны в начале 90-х годов, когда слово патриот в средствах массовой информации употреблялось в негативном значении, произошло массовое закрытие школьных музеев, приведшее к полной утрате музейных коллекций. Музейные работники до сих пор сетуют, что обращаясь к потомкам ветеранов Великой Отечественной, слышат в ответ: была шашка (кортик, ордена, документы, фотографии и пр.), переданные в школьный музей и затерявшиеся где-то в эпоху перемен. В начале 90-х кризис охватил практически всю музейную сеть страны. Военные музеи не являлись исключением. Жалкое существование, например, влачил музей истории войск Московского военного округа. Большая часть его экспозиционной площади (весь первый этаж с парадным входом, вестибюлем и гардеробом) была сдана в аренду народному артисту РФ В.Винокуру, сдавшему, в свою очередь, помещения в субаренду строительной фирме. Парадокс заключался в том, что огромное мозаичное панно со звездой на фоне Красного знамени и вывеской "Музей истории войск Московского военного округа", продолжали крассоваться над крошечной вывеской, занимавшей помещения фирмы. Поспешный переезд, связанный с демонтажом экспозиции, размещенной на сданных в аренду площадях (история войск с момента создания округа и участие войск МВО в битвах за Москву и на Орловско-Курской дуге), и полная реэкспозиция в оставшихся помещениях, нарушили и систему учета и хранения коллекции. А в связи с ремонтом Дома офицеров Московского военного округа, когда его коллектив временно перебазировался в помещения музея, эта система была почти полностью разрушена. Последующая (2005 г.) реэкспозиция, связанная с ремонтом и восстановлением музея в прежнем виде, только усилила "фондовую неразбериху". Кроме того, экспозиция открытого в 2005 году обновленного музея, наряду с расширением исторических рамок показа (добавлен зал, охватывающий период 1865-1917 гг.), многое утратила. Это связано, прежде всего с тем, что до сих пор не существует единого идеологического решения показа материалов советского периода (за исключением периода Великой Отечественной войны).

Примечательная особенность современного этапа развития военно-исторических музеев выражается в том, что этот процесс проходит в условиях реформирования. Оно охватило все направления внутренней и внешней политики страны, военного строительства и самой деятельности музеев, дальнейшего расширения музейной сети.

В базовый состав культурно-досуговых учреждений Вооруженных Сил России до настоящего времени входили: 5 центральных военных учреждений культуры; 244 окружных, флотских и гарнизонных Дома офицеров; 119 гарнизонных офицерских клубов; 1263 клуба воинских частей; 6 драматических театров; 17 ансамблей песни и пляски и концертных ансамблей; 123 музея и музейных образований с большим объемом музейного фонда, равным 3.5 млн. единиц хранения. По состоянию на 1 января 1988 г. в нашей стране насчитывалось более 100 военно-исторических музеев, Сорок четыре из них являются штатными военно-историческими музеями. Это: 2 центральных музея, 12 музеев видов Вооруженных Сил и родов войск. Каждый военный округ, каждая группа войск и флот имели свой музей.

Наиболее крупные военно-исторические музеи России входят в состав Международной ассоциации музеев военной истории и оружия, существующей при ЮНЕСКО. Особенно тесную связь и обмен опытом они осуществляют с военно-историческими музеями дружественных России стран.

Список российских военно-исторических музеев открывает Центральный ордена Красной Звезды музей Вооруженных Сил (ЦМВС).

Он был создан в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики 23 декабря 1919 г. Ныне ЦМВС является согласно положению головным политико-просветительным, научно-исследовательским учреждением. В его фондах — более 700 тысяч военно-исторических памятников, которые широко представлены в экспозициях. Это — вооружение и военная техника, награды героев фронта и тыла, фотографии, документы и другие музейные предметы, связанные с военной историей, с деятельностью выдающихся полководцев М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева и многих других советских военачальников. Более 20 тысяч Боевых Знамен составляют музейную коллекцию, которая по своему значению и уникальности является единственной не только в России, но и в мире. Бесценные реликвии музея ярко и убедительно отражают героический путь и современный этап развития Российской Армии и Военно-Морского Флота.

Старейшим и одним из популярнейших музеев страны и крупнейших морских музеев мира является Центральный ордена Красной Звезды военно-морской музей в Санкт-Петербурге, существующий с 1709 г. Его экспозиция ярко отражает всю историю нашего флота. Многочисленные реликвии свидетельствуют о героизме, мужестве и стойкости моряков в годы Великой Отечественной войны. В музее наглядно показана деятельность государственных органов власти по укреплению оборонного могущества нашей Родины, по превращению нашего Военно-Морского Флота в могучий океанский флот. Среди четырех филиалов этого музея — замечательный корабельный музей на бессмертном историческом памятнике эпохи начала 20-ого века, Краснознаменном крейсере «Аврора».

Богатейшая коллекция образцов вооружения и техники, знамен, орденов и медалей, полотен батальной живописи, документов военно-исторического содержания хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Этот музей также является одним из старейших уникальных, широко известных музеев нашей страны. За большой вклад в военно-патриотическое воспитание трудящихся, российских воинов музей награжден правительственными наградами.

Единственным авиационным музеем страны, основу экспозиции которого составляют подлинные летательные аппараты: аэростаты и аэропланы, самолеты и вертолеты, планеры и другая авиационная техника, является Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино.

Почетное место здесь занимают боевые машины периода Великой Отечественной войны, самолеты, на которых поднимались в небо летчики-космонавты СССР, многие известные летчики-испытатели. В музее хранятся многочисленные реликвии боевой доблести советских авиаторов.

В суровые годы Великой Отечественной войны родился Военно-медицинский музей Министерства обороны России — научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, не имеющее себе подобных в стране. Его экспозиция отражает историю отечественной военной медицины, постоянную заботу правительства о здоровье воинов и всех российских людей, В музее собрано много бесценных реликвий, свидетельствующих о массовом героизме медицинских работников в боях за Родину. В его архивах хранится более 30 миллионов историй болезней раненых бойцов и офицеров. Музей оказывает большую помощь участникам войны и их семьям, отвечая им ежегодно на сотни тысяч писем.

Быстро завоевал популярность созданный в 1972 г. музей истории воздушно-десантных войск в г. Рязани. Он получил широкое признание у российских воинов, молодежи, трудящихся многих республик, краев и областей страны. Экспозицию этого музея образно называют гимном мужества десантников.

Ярко и плодотворно работали музеи истории войск военных округов, широко используя опыт, накопленный за почти полувековую историю своего существования. Однако, юридически-правовой статус этих музеев был изменен. Сегодня они уже не являются структурным подразделением округов. Бывшие окружные музеи в настоящее время являются структурными подразделениями окружных домов офицеров с безликим названием "военно-исторический зал". Факт, который, к сожалению, скорее свидетельствует о сворачивании, а не расширении музейной сети ВС РФ. В дальнейшем, на конкретном примере, автор попытается пояснить, к чему может привести подобное решение.

Но самую многочисленную группу военно-исторических музеев составляют войсковые музеи и комнаты боевой славы. Они создаются в полках и на кораблях, в соединениях и военно-учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях Министерства обороны России. Их экспозиции на конкретных примерах, на документальном материале отражают незабываемые страницы истории части, корабля, училища, военной академии, подвиги однополчан, многих бесстрашных героев, живых и павших, без которых невозможно представить наш путь к победе.

В свое время видный политический деятель М. И. Калинин советовал строить воспитательную работу в части так, «чтобы каждый новобранец, придя в полк, знал не только его номер, но всю его боевую историю, всех его героев и боевые награды, все его победы на соревнованиях и маневрах, чтобы он гордился своим полком и повсюду отстаивал его честь». Эту задачу и призваны выполнять музеи и комнаты (каюты) боевой славы соединений, частей и кораблей. В отличие от штатных военно-исторических музеев эти учреждения работают, как правило, на общественных началах.

Во многих воинских частях и соединениях рядом с музеями и комнатами боевой славы построены впечатляющие мемориальные комплексы, посвященные героям-однополчанам. Здесь — Вечный огонь. Посещением этих мемориалов заканчиваются проводимые в музеях экскурсии.

У священных реликвий в торжественной обстановке молодые воины принимают присягу, проводится торжественная церемония вручения наградных знаков отличия и вручения очередных воинских званий. Все это расширяет воспитательные возможности комплексов «музей-мемориал», усиливает их воздействие на воинов, на всех посетителей.

Важным документом, в соответствии, с которым строится вся деятельность наших музеев, является Положение о военно-исторических музеях Российской Армии и Военно-Морского Флота, от 1997г. Деятельность музеев, как отмечается в Положении, является неотъемлемой частью идеологической, политико-воспитательной работы в армии и на флоте. Она способствует выполнению задач, которые решаются Российскими Вооруженными Силами. Музеи призваны оказывать активную помощь командирам, заместителям по воспитательной работе, армейским и флотским организациям в мобилизации личного состава на выполнение задач в боевой и повседневной деятельности, повышение бдительности и постоянной, боевой готовности к защите Отечества. Изменение статуса окружных музеев, а соответственно и их штата, неизбежно ведет к упрощению задач, стоящих перед их коллективами, старающимися изо всех сил соответствовать статусу музея. Это и понятно, посетители музеев, которых не посвящают в ведомственные секреты, требуют от нынешних "залов" музейных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.