на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ


В ряде музеев практикуется в начале рабочего дня информирование экскурсоводов о важнейших событиях внутренней и международной жизни страны с целью оперативного отражения их в экскурсиях. Целесообразно также проводить научно-практические конференции, посвященные важнейшим решениям правительства, историческим событиям, юбилеям.

Полезно проводить стажировки экскурсоводов в других музеях.

Военно-историческим музеям, имеющим небольшой штат сотрудников, целесообразно по возможности принимать участие в занятиях, проводимых ЦМВС.

Существует практика привлечения к экскурсионной работе внештатных экскурсоводов из числа участников Великой Отечественной войны, ветеранов части, передовых командиров, воспитательных отделов, ротных активистов, отличников боевой и общественно-государственной подготовки. Важно, чтобы вне­штатные экскурсоводы приглашались на занятия по по­вышению деловой квалификации экскурсоводов.

Ранее музеи истории видов Вооруженных Сил, родов войск, округов, групп войск и флотов, являлись головными по отношению к войсковым музеям, оказывали им научно-методическую помощь, в том числе и в деле повышения деловой квалификации их работников. На сегодняшний день, когда сметой Домов офицеров не предусмотрены расходы на командировки, связь окружных музеев с войсковыми музеями почти утеряна. Реальная помощь возможна путем распространения методических пособий, разработанных окружным музеем (военно-историческим залом ОДО) и разосланных по назначению. Так например, методическое пособие "Некоторые аспекты использования интерактивного метода при проведении экскурсии в музеях военно-исторического профиля", разработанное заведующей музея истории войск Московского военного округа (военно-исторического зала Дома офицеров МВО) Т.П.Шпилевой и занявшее первое место на Всеармейском конкурсе "Золотой сокол", распространялось по войскам методическим отделом КЦ ВС РФ.

И все же, военные музеи и комнаты воинской славы ВС РФ занимают особое и важное место в системе социально-культурной деятельности. Это связано с рядом факторов:

во-первых, в военных музеях и комнатах воинской славы отражена история части, соединения, вида, рода войск, что нельзя рассматривать в отрыве от тех событий, которые проходили в то время в стране;

во-вторых, военные музеи и комнаты воинской славы обладают экспонатами, имеющими историческую и культурную ценность, которая способствует изучению и пониманию истории новыми поколениями не только военнослужащих, но и граждан России;

в-третьих, военные музеи и комнаты воинской славы накапливают и сохраняют предметы, фотографии и вещи, отражающие развитие современного государства и будут их хранить для изучения и развития и исторических наук;

в-четвертых, огромный потенциал военных музеев и комнат воинской славы используется в государственных программах патриотического воспитания граждан и формирования у них гордости за историю России.

Военные музеи и комнаты (каюты) воинской славы проходили процесс становления и развития в неразрывной связи с Вооруженными Силами. Их фонды хранят множество музейных предметов, важность которых достигает международного уровня. Огромное значение эти материалы имеют для изучения и развития отечественной исторической науки, и в первую очередь, военной истории. Оружие, амуниция, элементы одежды, быт и досуг наших предков должны быть сохранены и донесены до последующих поколений граждан Российской Федерации. С этой задачей справляются и будут успешно справляться военные музеи и комнаты воинской славы.

Военно-исторические музеи – музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Подразделяются на музеи общей воинской истории (например, Центральный музей Вооруженных Сил Москве); музеи отдельных отраслей военного дела (артиллерийские, военно-морские, авиационные и пр.); музеи истории воинских подразделений; музеи, посвященные значительным военным событиям и выдающимся полководцам, в том числе мемориальные музеи и памятники.

Под культурно-массовой работой понимают - одно из основных направлений музейной деятельности, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея и осуществляется многоплановая и разнообразная работа с различными категориями посетителей как в самом музее, так и вне его. В практике работы музеев сложились различные формы научно-просветительной работы. Их совершенствование и развитие является важнейшим средством повышения роли музеев в идеологической и воспитательной работе.

Формы научно-просветительной работы – типы организации работы музеев с посетителями. На сегодняшний день наиболее распространёнными в практике музеев являются экскурсии и лекции. Эти формы нередко объединяются в циклы. Эффективной формой работы с постоянными посетителями является музейный кружок. В последнее время получают развитие и комплексные формы работы, такие как тематические вечера, клубы, музейные праздники. В их организации и проведении участвуют широкие круги музейной общественности – представители Совета ветеранов, Общества охраны природы, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, творческих организаций и др. Развитие комплексных форм работы музеев имеет большое идеологическое и воспитательное значение. Целями научно-просветительской работы являются образовательно-воспитательная функция и многоплановая работа с различными категориями посетителей.

Задачами научно-просветительной работы являются передать всю необходимую информацию, которая имеется в музее с помощью наглядных материалов, экспонатов, всевозможных мультимедийных средств.

Согласно приказу МО РФ №343 от 11 сентября 1997 года научно-просветительная работа военных музеев (музейных образований) осуществляется на основе музейных материалов, экспозиций и выставок с учетом дифференцированного подхода к аудитории и реализуется в различных ( в том числе и комплексных ) мероприятиях образовательно-воспитательного и культурно-досугового содержания, а также в рекламе, обобщении и распространении опыта музейной работы.

К основным формам научно-просветительной работы военных музеев (музейных образований) относятся:

− общеобразовательные и учебные экскурсии по экспозициям и выставкам, открытому хранению фондов, внемузейным памятникам истории и культуры, а также лекции, доклады и беседы (нередко объединяемые в циклы) по тематике, соответствующей профилю военного музея (музейного образования);

− военно-исторические чтения, теоретические конференции, теле- и радиорепортажи о музейных коллекциях, устные журналы, лекции документального кино, музейные уроки;

− тематические вечера, посвященные Боевому Знамени, государственным праздникам, дням воинской славы и другим знаменательным датам в истории армии и флота, вида Вооруженных Сил, округа, флота, рода войск, специальных войск и служб, объединения, соединения, воинской части, вечера чествования и встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, труда и Вооруженных Сил, походы по местам боевой славы, уроки мужества;

− музейные кружки и клубы, дни открытых дверей, музейные праздники;

− передвижные выставки.

Научно-просветительная работа военных музеев ( музейных образований) должна содействовать утверждению в воинских коллективах славных боевых традиций, оказывать мобилизующее влияние на выполнение личным составом задач боевой подготовки, формировать у воинов постоянную готовность к выполнению своего воинского долга перед Родиной, способствовать повышению уровня образования и культуры, воинскому, нравственному и эстетическому воспитанию, а также организации культурного досуга военнослужащих и других категорий граждан Российской Федерации.

Военные музеи ( музейные образования ) ведут учет просветительной работы по следующим направлениям:

учет посещаемости экспозиций, выставок и других музейных мероприятий;

учет количества проведенных мероприятий (по их видам);

учет нагрузки каждого сотрудника военного музея (музейного образования), участвующего в организации и проведении мероприятий информационно-просветительного характера.

Сведения о проведенных информационно-просветительных мероприятиях ежедневно фиксируются в специальных журналах (дневниках) работы военных музеев (музейных образованиях).

Кроме того, в документацию научно-просветительной работы военного музея (музейного образования) входят:

методические разработки экскурсий и других форм научно-просветительной работы;

тематические планы экскурсий, лекций, бесед и т.д.;

планы (сценарии) различных мероприятий информационно-просветительного содержания.

Раздел 2. Современное состояние и перспективы развития культурно-массовой работы военных музеев и комнат (кают) воинской славы

военный музей культурный массовый

В жизни каждого государства происходят эпохальные события, существенным образом меняющие всю жизнь общества. Дни нашей Родины в последние десятилетия такими событиями стали распад Советского Союза и роспуск КПСС. Образование новых государств, демократизация всех сторон жизни и деятельности общества, коренные изменения, прошедшие в экономической и политической областях отразились на социально-экономическом положении всех слоев общества, деятельности научных и культурно-просветительных учреждений.

Это сказалось и на деятельности Центрального музея Вооруженных Сил. Сократилось количество регионов, куда научные сотрудники выезжали с выставками, выступлениями с реликвиями, лекциями, докладами, обменом опытом, оказанием методической и практической помощи. Уменьшились возможности для сбора и закупки военно-исторических памятников и пополнения фондовых коллекций, что в значительной мере отразилось на научно-экспозиционной работе.

В этих условиях наряду с задачами активизации деятельности, военно-исторических музеев видов и родов войск, военных округов главное внимание уделялось сохранению этих музеев, сбережению их фондов, определению новых подходов к коренному изменению экспозиций музеев, разработке и научному, обоснованию новой концепции их развития.

Определенным ориентиром в решении этих задач явились рекомендации "Об основных направлениях совершенствования деятельности военно-исторических музеев Вооруженных Сил Российской Федерации", выработанные методической группой ЦМВС на основе обобщения мнений начальников военно-исторических музеев в ноябре 1999 года.

В ноябре 2004 года отдел культуры Главного управления воспитательной работы ВС РФ и ЦМВС провели пятидневную стажировку начальников и сотрудников военно-исторических музеев г. Москвы и Подмосковья по юбилейной тематике.

Активное участие в организации и проведении этих мероприятий принимали А.Н. Дементьев, О.В. Тихомирова, Т.И. Боровкова, Н.А. Бережная, Р.Ф. Брыксина, А.Ф. Швечков и другие сотрудники музея.

В начале 1990-х годов, несмотря на увеличивающийся поток негативной информации об армии, в ветеранских организациях, воинских частях и гражданских учреждениях успешно работали выставки, посвященные началу Великой Отечественной войны и 55-летию битв Великой Отечественной: "Битва под Москвой "Сталинградская битва", "Курская дуга", "Великая Победа", "50 лет Советской гвардии". Сотрудниками отдела фондов и художественно-оформительского отдела были подготовлены и открыты выставки " Так начиналась война", "Путь к победе", "50 лет освобождения Украины", (в посольстве Украины) из коллекции художественно-изобразительного фонда ЦМВС.

Очень трогательно и торжественно прошел тематический вечер с вручением наград в зале Победы ветеранам Великой Отечествами войны под названием "Награда нашла героя".

В преддверии юбилейных торжеств коллектив музея активизировал выставочную работу. Стационарные и передвижные выставки позволили раздвинуть границы охвата и географию показа реликвий, увеличить количество людей, приобщенных к памятникам, хранящимся в ЦМВС, музейными средствами отображать, на строго научной основе, объективный ход Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма, гордость за свои Вооруженные Силы.

За последнее время расширились связи ЦМВС с музеями другого профиля, коллекционерами. Это дало возможность раздвинуть географические рамки воздействия на посетителей, проводя совместно с различными краеведческими музеями выставки на их базе.

К числу приоритетных направлений в работе по созданию выставки была отнесена и подготовка комплекса материалов о Военно-космических силах. Тот турникет с фотографиями, который был в экспозиции музея до этого, уже не мог удовлетворить интереса посетителей к одному их самых современных и перспективных родов войск. Однако за завесой большой секретности, которой были окружены Военно-космические силы, получить и выставить что-либо существенное на всеобщее обозрение было очень проблематично. Помогло обращение руководства музея непосредственно к армии. В частности, показать, например, акты длительной выдачи денежного довольствия военнослужащим, их дезертирства, уклонения от воинской службы, дедовщины, подпольной торговли оружием и многое другое связанное с реформированием Вооруженных Сил, экономическим кризисом и криминальной обстановкой в стране. Однако в ходе обсуждения этих предложений было принято согласованное решение о том, чтобы на негативных явлениях внимание не акцентировать. Основной довод в пользу этого решения заключался в том, что важнейшей задачей музея является военно-патриотическое воспитания всех категорий населения и в первую очередь - молодежи. Делать это нужно на положительных примерах. Считалось так же, что трудности, переживаемые Вооруженными Силами, носят временный характер.

 На юге страны, в Чеченской Республике, начали происходить события, не отреагировать на которые было нельзя. Поэтому с началом боевых действий руководством музея принимается решение к сбору материалов сначала с помощью тех, кто в них участвовал, а затем непосредственно на месте, событий. Особенно удачной оказалась поездка в Чечню заместителя начальника музея по научной работе полковника Н. А. Печеня. В результате его работы в частях Московского, Приволжского. Ленинградского. Уральского военных округов, Северного и Тихоокеанского флотов, дислоцированных в районах г. Грозный. Моздок. Гудермес и населенного пункта Ханкала было собрано и доставлено в музей свыше двухсот предметов и документов. Среди них элементы формы одежды и снаряжения, экипировки личного состава федеральных войск, фрагменты боевой техники и оружия, боеприпасов, письма, записные книжки, фотографии, агитматериалы и многое другое, включая и боевые трофеи. Большинство из этих материалов оперативно было введено в экспозицию выставки.

В условиях изменения взглядов на историю вообще и историю Красной и Советской Армии, заметно возросшего интереса общества к нашему историческому прошлому, музей обязан был откликнуться на такое естественное стремление посетителей. Этому способствовало и начавшееся реформирование Вооруженных Сил. В сложившейся обстановке, творческий коллектив музея самое пристальное внимание стал уделять исследованию истории становления и развития Российской армии, до 1917 года, а также весьма сложному и противоречивому этапу в истории - гражданской войны, как наиболее слабо изученных и, соответственно, недостаточно отраженных в экспозициях музея.

Апробация научных исследований проводилась на теоретических конференциях, семинарах, в докладах и научных сообщениях на специальных днях научной информации, на которых выступающие исходили из принципа объективности в отображении событий и фактов.

Перед научными сотрудниками музея выступили А.О. Морозова ("Патриотические традиции русской армии и флота", "Проблемы отражения в экспозиции музея истории русской армии", "Россия в двух войнах 1914-1922 годах"), Ф.В. Овсюк ("О полковых музеях русской армии"), С.В. Кожин ("История белого движения в годы гражданской войны в России и проблемы ее отражения в экспозиции музея").

В целях повышения профессиональной подготовки сотрудников музея были организованы лекции по истории российской армии, с которыми выступили ведущие ученые столицы. Кандидат исторических наук В.А. Авдеев "Создание российской регулярной армии", кандидат исторических наук В.А.Овсюк "Развитие военной организации в России в допетровскую эпоху", доктор исторических наук И.И. Роступов, “Некоторые проблемы Отечественной войны 1812 года", доктор исторических наук А.Ф. Смирнов "Полководческая деятельность генерала М.В. Алексеева в годы Первом мировой войны", профессор А. В. Григорьев "Христианские традиции в Русской армии".

Перед творческим коллективом выступали члены Московских военно-исторических клубов с рассказами по истории российской армии, демонстрировали форму одежды военнослужащих 19- начала 20 вв.

Понимая необходимость создания полноценных коллекций по истории российской армии, руководство музея большое значение придавало собирательской работе.

В современных условиях в Вооруженных Силах РФ все большее значение приобретает социально-культурая деятельность. Частью этой системы являются военные музеи, образования музейного типа и комнаты воинской славы.

Военно-музейное дело имеет глубокие корни. Пройдя путь в своем развитии от элементарного собирательства до научно-исследовательской работы, оно совершенствовалось вместе с военно-историческими музеями, неизменно утверждая историческую правду, комментируя историю с помощью музейных предметов.
 В музее нет офицерских должностей, а значит, ограничен доступ войска, где до сих пор сотрудники не только занимальнись процессом научно-просветительной работы, выезжая с выставками и лекциями, но и занимались собирательской работой, обеспечивая тем самым базу для создания экспозиции, посвященной российской армии сегодняшнего дня.

В связи с изменение статуса окружных музеев, а неизбежно с этим и штата полноценное выполнение музейных функций представляется проблематичным. По новому штату в окружных музеях числится четыре единицы: заведующий, экскурсовод, смотритель и хранитель экспонатов (экспонаты, это то, что экспонируется, следовательно, должность является иным названием должности смотрителя). То, что в залах отсутствует должность хранителя фондов, начисто отрицает их наличие, а следовательно, снимает ответственность по их учету и соблюдению условий хранения. Экскурсовод обязан проводить экскурсии в соответствии с установленными нормами экскурсионной работы, остальное рабочее время он тратит на пополнение своего интеллектуального багажа, более глубокого и расширенного изучения разделов, тем и подтем экспозиции. Экскурсионная нагрузка предусматривает 4 академических часа в день. Рассмотрим предмет на примере военно-исторического зала "Музей истории войск Московского военного округа". В музее (зале), общей площадью 900 кв.метров, 8 экспозиционных зала, в каждом из которых раскрываются события, происходящие на фоне семи различных этапов отечественной истории (4 войны, три революции, участие войск округа в локальных войнах и вооруженных конфликтах), следовательно, продолжительность одной экскурсии для полного раскрытия темы музея увеличивается до 2 академических часов. В соответствии с установленными нормативами, это две экскурсии в день. В месяце, в среднем 20 рабочих дней. Один экскурсовод обязан провести 40 экскурсий (2х20=40) в месяц. К этому количеству можно приплюсовать 10 экскурсий в месяц, которые будет проводит заведующий (40+10=50). В идеале это приблизительно равняется 1100 посетителям. Годовой итог: 12100 (1100х11=12100) человек в год. При старых штатах (2 мнс и заведующий) посещаемость музея в год теоретически составляла 19800 человек [(40+40+10)х11=990х20=19800]. Следует отметить, что указанные цифры показывают лишь возможности музея, реальная же посещаемость музея несколько ниже. Причины и в человеческом факторе (экскурсовод может заболеть, например), и в том, что сотрудники заняты другими видами музейной деятельности, и в недостаточной рекламе и пр. В то время, как экскурсовод проводит экскурсии, перед заведующим стоят задачи по собственной организации и выполнении работ, связанных с научной, экспозиционной, выставочной и методической работой, причем планы работы музея, как перспективные, так и месячные по этим направлениям музейной деятельности, заведующий составляет для себя лично (больше не для кого). Смотритель в отдельно стоящем двухэтажном здании осуществляет функции вахтера, а хранитель функции смотрителя, приводя в свободное от этих обязанностей время, в порядок систему учета музейной коллекции и обеспечивая условия для надлежащего хранения. Кроме того, следует учитывать, что здание музея, состоящее, в моем примере, из двух этажей надо содержать - чинить устаревшую электропроводку, проводить сантехнические и прочие работы, а также, учитывая, что музей - организм постоянно развивающийся и его экспозицию надо постоянно обновлять, следовательно, осуществлять работы по демонтажу и монтажу новых экспозиционных комплексов и обновлению старых (к этим работам привлекается экскурсовод), число экскурсий не может достигать предельной (идеальной) нормы. Однако и в таких условиях кривая посещаемости музея растет, благодаря человеческому фактору. Не могу не отметить, что существующие должностные оклады музейных работников не способствуют вливанию в их ряды, что называется, свежей, молодой, крови. Выпускник ВУЗа вряд ли, даже будучи фанатически преданным музейному делу, придет на работу с окладом в 4-5 тысяч рублей.

То, что сказано о музее истории войск МВО в полной мере относится и к музеям Ленинградского, Приволжско-Уральского, Северо-Кавказского, Сибирского, Дальневосточного военных округов, группы российских войск за рубежом.

Тем не менее, музей истории войск Московского военного округа (военно-исторический зал Дома офицеров МВО) нашел свой способ выживания. Он заключается как в совершенствовании старых, испытанных формах и методах научно-просветительной деятельности, так и в организации новых форм и методов этой работы. К старым, относится выезд в воинские части, школы и учреждения с рассказом о боевых знаменах, хранящихся в фондах музея. Эта эффективная форма патриотического воспитания вполне может использоваться начальниками армейских клубов. Причем, такой тематический вечер не требует приглашения лектора со стороны. Если в части имеется комната воинской славы или музей, можно использовать свои материалы, а рассказ о героях и подвигах уместен перед развернутым знаменем части с обязательным ритуалом по вносу/выносу знамени. Совместно с сотрудником (штатным или внештатным) войскового музея (комнаты воинской славы) можно провести тематический вечер, посвященный воинским ритуалом, используя при этом собственный материал. Интересным можно сделать вечер, посвященный воинским наградам с привлечением ветеранов - участников Великой Отечественной войны и кавалеров российских орденов и медалей. К новым относится форма, вызывавшая недавно жаркие дебаты. Это, так называемые, экскурсионно-художественные программы, когда в экскурсионный процесс вплетается элемент концертной деятельности (например, песни, рожденные в Афганистане, или песни военной поры), возможен игровой момент, являющийся своеобразной точкой, художественным закреплением знаний, полученных в ходе экскурсии. При подготовке подобной программы важна не только завершающая (игровая часть), но и экскурсионная, причем последняя должна быть особенно четко выверенной, подводящей к логическому завершению, погружению в атмосферу времени, в противном случае такая экскурсия (экскурсионно-художественная программа) может превратиться в балаган, что недопустимо в музеях, особенно нашего профиля. Опыт показывает, что для современного посетителя, когда каждый второй дома "бьется" над компъютерной "стратегией", такие программы представляют особый интерес. Проведение таких программ не требует дополнительной рекламы. Посетители сами распространяют весть об увиденном, размещая отзывы в интернете.

Музей истории войск МВО разработал скрытую форму рекламной деятельности. В фойе музея установлен почтовый ящик, а размещенный тут же информационный щит сообщает, что в музее проводится акция "Письмо другу". Прямо отсюда можно отправить письмо в любую точку земного шара. Посетителям предлагаются конверты с маркой и открытки с видами музея и всеми его реквизитами. И это играет! Посетитель пишет письмо, которые вечером сотрудники музея приносят на почту. Таким образом, опыт музея истории войск Московского военного округа (военно-исторического зала Дома офицеров МВО), где я имел честь проходить стажировку, показывает, что музейная жизнь неистребима, как неистребима Душа настоящего "музейщика".

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.